Научная статья на тему 'Социально-экономическая и культурная среда развития библиотечного дела в Тамбовском регионе (1929-1941 гг. )'

Социально-экономическая и культурная среда развития библиотечного дела в Тамбовском регионе (1929-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ТАМБОВСКИЙ РЕГИОН / CULTURAL MODERNIZATION / LIBRARY SCIENCE / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ураева Ирина Викторовна

В статье представлена характеристика социально-экономической и культурной среды развития библиотечного дела в Тамбовском регионе с момента упразднения Тамбовской губернии и до начала Великой Отечественной войны. Проведен анализ мероприятий органов государственной власти, направленных на перестройку библиотечного дела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL-ECONOMIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE LIBRARY SCIENCE DEVELOPMENT IN THE TAMBOV REGION (1929-1941)

In article the characteristic of the social-economic and cultural environment of the library science development in the Tambov region is presented from the moment of abolition of the Tambov province and till the beginning of the Great Patriotic War. The analysis of actions of the public authorities directed on reorganisation of a library science is carried out.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая и культурная среда развития библиотечного дела в Тамбовском регионе (1929-1941 гг. )»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В ТАМБОВСКОМ РЕГИОНЕ (1929-1941 гг.)

И. В. УРАЕВА

В статье представлена характеристика социально-экономической и культурной среды развития библиотечного дела в Тамбовском регионе с момента упразднения Тамбовской губернии и до начала Великой Отечественной войны. Проведен анализ мероприятий органов государственной власти, направленных на перестройку библиотечного дела.

Ключевые слова: культурная модернизация, библиотечное дело, Тамбовский регион.

На рубеже 1920-1930-х гг. процессы культурной модернизации протекали в условиях сложившейся административно-командной системы с бюрократической централизацией, с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, с ограничением доступа к информации, внедрения культа личности Сталина, что нашло отражение в развитии библиотечного обслуживания. Усложнившиеся задачи экономического и культурного строительства определили необходимость нового экономического районирования, специализации районов с учетом их особенностей.

На развитие библиотечного дела повлияли изменения, связанные с проведением в 1928 г. реформы административно-территориального деления, в ходе которой произошло упразднение Тамбовской губернии и на бывшей ее территории были образованы Тамбовский, Козловский и Борисоглебский округа. Новые территориальные образования вместе с восемью другими округами вошли в состав Центрально-Черноземной области с центром в г. Воронеже. Был определен состав округов (11), утверждена сеть районов [7].

Упразднение старых губерний и уездов, создание новых областей, округов, районов нанесло некоторый урон культуре русских городов. Новое административно-территориальное деление, по мнению Л. А. Шевченко, «проводилось не только без учета культурно-исторических факторов заселения, но и вопреки им. Памятники истории, архитектуры, искусства, археологии, т. е. культурно-историческая среда, которая сформировала человека на протяжении многих веков, насильно отчуждалась от него» [33].

Естественно, что утратив статус губернского, а затем и окружного центра город Тамбов развивался

сравнительно медленнее других городов, сохранивших статус областных административных центров [23]. ЦИК СССР 27 сентября 1937 г. принял постановление о разделении Воронежской области на Тамбовскую с центром в г. Тамбове и Воронежскую с центром в г. Воронеже. В состав Тамбовской области вошли 48 районов [7, с. 511-512].

Изменения административно-территориального деления затронули Тамбовскую область и в феврале 1939 г.: была образована и выделена как самостоятельная Пензенская область. В результате в составе Тамбовской области оказалось 42 района [8].

Процесс ликвидации кулачества как класса затронул самые разные слои крестьянства - не только зажиточную верхушку деревни, но также часть середняков. Всего на территории современной Тамбовской области от раскулачивания пострадали не менее 200 тыс. чел. [13]. Насильственная ломка традиционных социально-экономических отношений в деревне, усиление налогового гнета, развертывание репрессий, насильственное насаждение коммунистической идеологии - все это отрицательным образом отразилось на чтении населения, на формировании читательских интересов и запросов.

С 1929 г. в Советской России продолжал набирать силу процесс индустриализации, ставший центральной задачей развития экономики социалистического государства. На основе директив XV съезда ВКП(б) стали разрабатываться плановые задания на пятилетки. Намечалось преобразование СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальноаграрную. В библиотеках для реализации программы производственного просвещения была разработана определенная система мероприятий.

Ведущими отраслями промышленности в округах ЦЧО являлись мукомольная, свеклосахарная, маслобойная, винокуренная, металлообрабатывающая, суконная. Ударными становились целые предприятия: заводы «Ревтруд», Козловский паровозоремонтный, Арженская суконная фабрика, Тамбовская электростанция. Самым передовым предприятием в Тамбове считался завод «Ревтруд», изготавливавший новый вид продукции - турбогенераторы. Вторым большим промышленным объектом Тамбова был Тамбовский вагоноремонтный завод - вагоноремонтные мастерские. В 1929 г. завод завершил строительство клуба тамбовских железнодорожников «Знамя труда», использовавшийся «для проведения культурно-массовых мероприятий, административно-хозяйственных конференций и политических форумов» [5]. Еще одним ведущим промышленным объектом пригорода Тамбова был завод «Красный боевик».

Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938-1942 гг. предусматривал усиление индустриальной мощи страны, упрочение колхозного строя, повышение материального благосостояния и культурного уровня народа, укрепление обороноспособности СССР. За эти годы были реконструированы старые и построены новые промышленные предприятия. В Тамбовской области выросла металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность (Тамбов, Мичуринск и другие города), расширилась текстильная (Расска-зово, Моршанск) и пищевая промышленность [28].

Наряду с достижениями имели место и негативные процессы, которые особенно проявились в ходе проведения коллективизации, в отношении государства к церкви, репрессиях конкретных людей в самых разных сферах их деятельности.

В 1930-е гг. отношение советского государства к религии определялось дискриминационным законодательством, наступательным характером пропаганды, насилием над верующими и священнослужителями, разрушением культовых зданий. Борьба с религией в рассматриваемый период продолжалась. Мероприятия по научно-атеистической пропаганде являлись одной из основных форм библиотечного обслуживания.

Механика уничтожения культовых сооружений наглядно проявилась в деятельности тамбовских атеистов. Большую надежду в деле расцерковления народа большевики возлагали на «Союз воинствующих безбожников» [18]. Церкви на Тамбовщине находились в состоянии запустения. Просьбы прихожан произвести ремонт в храмах или продолжить начатое некогда строительство встречали препятствия со стороны местных органов власти.

В 1927-1930 гг. в связи с проведением хлебозаготовок и коллективизации сельское духовенство обложили непомерными налогами. Это давало возможность судить священнослужителей за «нежелание выполнить заведомо невыполнимые налоги», что вызывало возмущение населения.

В эти годы происходили массовые закрытия церквей; например, в 1931 г. в г. Тамбове были закрыты Знаменская и Уткинская, в 1933 г. - Христо-рождественская, 1935 г. - Варваринская и др. Закрытые церкви, после их технического освидетельствования, решением горсовета передавались различным организациям под склады и подсобные помещения. Такая форма использования молитвенных зданий быстро приводила их в аварийное состояние.

Нельзя не вспомнить трагические моменты в истории, связанные с политическими репрессиями, начавшимися после окончания гражданской войны. Наряду с раскулачиванием, органы внутренних дел проводили аресты «неблагонадежных», подозреваемых в антисоветской агитации. В феврале 1930 г. в Тамбове состоялся показательный суд над группой специалистов сахарного завода. Репрессии против технических специалистов очень быстро распространились на научных работников и преподавателей вузов. Наибольшим гонениям подверглись ученые-аграрники. В 1930 г. была арестована группа преподавателей Тамбовского строительного техникума, обвинявшихся в намерении свергнуть советскую власть [29].

В рассматриваемый период в рамках культурной модернизации России задача преодоления неграмотности по-прежнему оставалась одной из важнейших. Ее в процессе своей деятельности пытались помочь решить культурно-просветительные учреждения, в том числе и библиотеки. Переход к социалистической реконструкции народного хозяйства потребовал повышения уровня образования и культуры населения российской провинции. В конце 1928 г. по инициативе комсомольцев начался всесоюзный культпоход, среди участников которого были учителя, инженерно-технические работники, врачи, студенты, учащиеся, домохозяйки. Тысячи культармейцев и работников по ликбезу были направлены в сельскую местность для реализации плана ликвидации неграмотности [34]. К концу

1929 г. в Тамбовском округе насчитывалось свыше 10 тыс. культармейцев. Поход на неграмотность дал положительные результаты. Если в 1927/1928 учебном году в округе обучалось 6 тыс. неграмотных, то в 1929/1930 учебном году - 153 тыс. [26].

Ликвидатор неграмотности крестьянин Н. Медведев на конференции сельских культар-мейцев в с. Рудовка говорил, что по своим зна-

ниям крестьяне-культармейцы слабы, но стремятся научить своих товарищей. В округе свыше 87 % культармейцев-ликвидаторов неграмотности составляли крестьяне [17].

В постановлении СНК РСФСР и ЦК ВКП(б) от 16 января 1936 г. «О работе по обучению неграмотных и малограмотных» была поставлена задача -в течение двух лет добиться реальных успехов в полной ликвидации неграмотности и малограмотности трудящихся в возрасте до 50 лет. Данные об эффективности проделанной работы были сильно завышены. Страна с многомиллионным и многоязычным населением не могла в течение 1936-1937 гг. полностью решить проблему грамотности. Тем не менее, названное постановление сыграло свою роль в мобилизации новых сил на работу по ликбезу. К 1939 г. количество неграмотных в Тамбовской области составляло 3 % по сравнению с 76 % в 1919 г. и 87 % в 1917 г. [25].

Особое значение для анализа культуры Тамбовского региона, в частности библиотечного дела, имеет исследование учебных заведений и их влияния на уровень грамотности населения. Все учебные заведения (как и библиотеки) рассматривались в качестве одних из главных центров коммунистического воспитания советских людей. В условиях форсированной индустриализации одной из важнейших задач культурной революции была признана быстрая подготовка достаточного количества работников, обладающих необходимыми знаниями и умениями.

Значительные преобразования произошли в развитии советской школы, которая была принципиально новым явлением в истории просвещения. Она продуктивно экспериментировала в соединении обучения с производственным трудом и общественной работой, в политехнизации. Однако в короткие сроки добиться существенного улучшения подготовки выпускников не удавалось. Этому мешали недостатки программ, методические просчеты, отсутствие в школе должной дисциплины и порядка. Большое распространение получил «бригадно-лабораторный метод», снижавший ответственность учеников за индивидуальные успехи в работе [25].

При проведении всеобщего обучения ощущался недостаток школьных зданий. Под школы приспосабливали дома раскулаченных, возводили пристройки к имеющимся зданиям. Население осуществляло строительство новых зданий, где занятия проводились в две, а иногда и в три смены. В Тамбовском округе в 1929/1930 учебном году из 39 школ 34 были построены на средства населения [24]. С конца 1920-х гг. Советское госу-

дарство получило возможность выделять специальные средства на строительство и капитальный ремонт школьных зданий. В 1930 г. Тамбову впервые на эти цели было отпущено 175 тыс. руб. В это время были построены школьные здания в Екатеринино (Никифоровский район), Шехмани и Успеновке (Петровский район), Сергиевке (Токаревский район), Хилково (У метский район) и др. [26].

В рамках культурной модернизации значительные успехи в области народного образования были достигнуты в годы первой пятилетки, когда было введено всеобщее начальное обучение детей. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», а в августе того же года подобное постановление приняли ЦИК и СНК СССР. Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930/1931 учебного года для детей 8-10 лет в объеме четырех лет, для подростков, не прошедших начального обучения, -в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Прохождение полного курса начальной школы становилось обязательным для всех детей и подростков до 15 лет включительно [9].

Начиная с 1932 г. сеть школ II ступени постепенно росла, среди учеников увеличивалось число детей рабочих и крестьян. В школе коренным образом изменилось содержание и методы обучения: основной формой организации учебного процесса стал урок, вводилось строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка, перерабатывались школьные программы и учебники.

В 1934 г. было принято постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». До этого постановления преподавание истории в школах СССР занимало второстепенное место, являясь только небольшой частью интегрального обществоведения, давая к нему иллюстрацию. Преподавание истории повлияло на формирование читательских запросов, касающихся исторической литературы. Возрос интерес к отечественной истории, в том числе детской исторической беллетристике. Много внимания уделялось изучению марксистско-ленинских дисциплин (работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, истории формаций, классовой борьбы, революций, советского строительства).

Нехватка учителей все еще являлась серьезной проблемой. К числу основных недостатков системы народного образования была отнесена существующая практика работы одного учителя с тремя и даже четырьмя классами. Начальных школ с одним учителем при трех классах насчитывалось 87, с одним учителем при четырех классах - 77 [19]. Число учащихся в области составляло 189 860 чел. Не бы-

ло охвачено начальной школой 4 641 чел. Главной причиной этого были болезни, материальная необеспеченность, отсутствие одежды и обуви, необходимость работы в колхозах и в своих личных хозяйствах.

На начало 1940/1941 учебного года в Тамбовской области насчитывалось 1863 дневные общеобразовательные школы [15]. В большей части школ, расположенных на территории региона, были открыты библиотеки.

Кроме общеобразовательных школ, на Тамбовщине в годы первой пятилетки росло число высших, средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведений. В них были открыты библиотеки, фонд которых обеспечивал учебный процесс. К 1929 г. на территории Тамбовского округа находились следующие техникумы: Тамбовский педагогический техникум, Тамбовский ветеринарный зоотехнический техникум, Тамбовский строительный техникум, Тамбовский медицинский техникум, Тамбовский музыкальный техникум, Моршанский педагогический техникум [32].

Осенью 1930 г. в Тамбове был организован художественный техникум, который вел подготовку кадров для школ, создаваемых художественных мастерских и студий, но просуществовал он всего лишь 6 лет и был объединен с Пензенским художественным училищем. В декабре

1930 г. открыт автотранспортный техникум (автошкола), осуществляющий подготовку техников-механиков по автомобильному транспорту. Кадры летного состава для воздушных гражданских линий страны готовила 2-я объединенная школа гражданской авиации. 7 ноября 1932 г. в Тамбове начала действовать объединенная школа артиллерийских и оружейных техников [28].

30 июня 1930 г., учитывая острую потребность в кадрах высшей квалификации для садовоогородного хозяйства края, Комитет ВКП(б) ЦЧО постановил организовать в Козловском округе садово-огородный институт им. И. В. Мичурина, который в сентябре 1934 г. переименован в Плодовоовощной институт им. В. И. Мичурина [1].

7 ноября 1930 г. в Тамбове был открыт Агропе-дагогический институт, профиль и назначение которого определялись необходимостью решения задач в области сельского хозяйства, подготовки учителей для школ крестьянской молодежи [22].

С образованием в 1937 г. Тамбовской области по ходатайству партийных и советских органов в Тамбове был восстановлен в 1938 г. педагогический институт с четырехлетним сроком обучения, в составе трех факультетов (исторического, русского языка и литературы, физико-математи-

ческого), наряду с которым был сохранен и учительский институт.

1 января 1938 г. был образован областной институт повышения квалификации кадров народного образования, который в январе 1940 г. переименован в институт усовершенствования учителей [30].

На начало 1940/1941 учебного года в Тамбовской области насчитывалось 5 высших учебных заведений, в которых обучалось 7 840 студентов, в том числе: на дневных отделениях - 3 631, заочно -4 209 человек. Количество средних специальных учебных заведений составляло 32 [21].

В рассматриваемый период интенсивно развивались театральное, художественное и музыкальное искусства, литература, киноискусство, в первую очередь их популярные жанры, которые повлияли на формирование в различных типах и видах библиотек читательских групп с соответствующими интересами и запросами.

Сохранялись и развивались музыкальные традиции. В 1929 г. возникло общество «Музыка -массам», клуб РАБИС (работников искусств) и ассоциация пролетарских музыкантов. Е. О. Казьмина отметила: «Советская эпоха стала временем подъема композиторского творчества в крае. Тамбовские музыканты вошли в состав композиторской организации ЦЧО (1930 г.)» [12].

Образование Тамбовской области послужило стимулом для создания филармонии, в основе деятельности которой лежала пропаганда музыкальнотеатрального искусства. В летний период приезжали гастролирующие театры, что являлось настоящим событием для жителей г. Тамбова.

В феврале 1937 г. в г. Воронеже состоялся конкурс на лучшее исполнение советской музыки, ставивший своей целью пропаганду и популяризацию советского музыкального творчества и укрепление связей композиторов Воронежского отделения Союза композиторов с исполнителями. В конкурсе участвовали преподаватели и учащиеся музыкальных училищ г. Тамбова, Воронежа и Мичуринска, певцы и музыканты Воронежского областного радиокомитета [3].

В 1937 г. тамбовские музыканты, входившие в состав композиторской организации ЦЧО, получили статус Тамбовского отделения Союза композиторов СССР. На авторских и отчетных концертах они знакомили публику со своими симфониями, фрагментами из опер, песнями, романсами, инструментальной музыкой. Тамбовское отделение вело издательскую деятельность [12, с. 192]. Нотные издания советских композиторов заняли свое место на полках тамбовских библиотек.

Модернизационные процессы происходили и в театральной жизни Тамбовщины. В конце июня

1931 г. в Тамбове гастролировала труппа популярного государственного театра «Синяя блуза», позже выступал Московский театр юного зрителя, артисты которого давали спектакли и в городе, и в клубах пригородных сел [5, с. 256]. В 1932 г. в средней школе № 6 г. Тамбова был организован самодеятельный кукольный театр под руководством учителей Ефимовых; в декабре 1933 г. Тамбовский городской Совет постановил открыть на его базе театр кукол.

С образованием в 1937 г. Тамбовской области областной театр драмы получил статус областного. С 1938 по 1941 г. в Тамбове функционировал театр юного зрителя в клубе «Авангард». К концу 1939 г. в Тамбовской области насчитывалось 5 театров, из которых драматические - 2, кукольные и театры юных зрителей - 2, колхозно-совхозные - 1 [16].

В конце 1920-х-1930-х гг. стала утверждаться практика тематических выставок произведений изобразительного искусства. Героями произведений являлись рабочие и колхозники [29].

В ноябре 1938 г. на базе филиала Ассоциации художников революционной России появилась Тамбовская организация Союза художников. Председателем ее был избран художник В. Н. Кожухов.

Значительные шаги в своем развитии сделала в 1930-х гг. кинематография. В 1932 г. ЦК партии принял постановление «О советской кинематографии», в котором предполагалось «реорганизовать кинопромышленность, укрепить техническую базу, повысить качество киноиндустрии и обеспечить в этой области искусства торжество социалистического реализма» [2]. В стране была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры [9, с. 233]. В период гастролей «экспедиции звукового кино» в 1930 г. тамбовский зритель познакомился в кинотеатре «Модерн» с первым звуковым фильмом «План великих работ». Через два года в городе открылись звуковые кинотеатры «Авангард» (в здании бывшего семейного собрания приказчиков) и «Комсомолец» (в здании бывшей Нарышкинской читальни).

Впервые в г. Тамбове в кинотеатре «Комсомолец» вышли новинки советской киноиндустрии: цветной рисованный фильм «Три поросенка» и цветной звуковой фильм «Кукарача». С 18 августа 1936 г. в этом кинотеатре стали проводиться регулярные детские киносеансы. На первом таком киносеансе был показан фильм «Дети капитана Гранта».

Экранизация произведения Ж. Верна как бы легализовала приключенческую литературную классику для детских библиотек.

В 1938 г. в кинотеатрах областного центра демонстрировался первый документальный фильм о Тамбове «Победный май», который был снят кинооператором воронежской студии «Союзкинохрони-ка» И. Михеевым. Впервые тамбовчане увидели с экранов улицы города, площадь им. В.И. Ленина, военный парад и первомайскую демонстрацию.

Развитие киноискусства вызвало интерес у населения к биографиям актеров, публиковавшимся в периодических изданиях, а также к рецензиям, посвященным выходу того или иного фильма. Важное значение играли экранизации какого-либо произведения, что приводило к возникновению потребности в прочтении данной книги.

На рубеже 1920-1930-х гг. появились новые направления в развитии литературно-художественной жизни общества. Политика партии в области литературы и искусства определялась постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «...объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем.» [14]. В 1932 г. в Тамбове было создано отделение Союза советских писателей [29]. Многие писатели отражали свои взгляды на события, происходившие в стране в переломные моменты истории. В произведениях в обязательном порядке побеждала революция, белых изображали только в карикатурных тонах, общество стали рисовать как предельно ясное, беспроблемное, абсолютно однородное. Внимание сосредотачивается на творческом энтузиазме народных масс, создающих новый, небывалый прежде мир. Такие издания составляли основу фонда большинства библиотек.

В 1929 г. в с. Петровка и Успеновка Петровского района в качестве уполномоченного по коллективизации побывал Демьян Бедный (Е. А. Придво-ров), результатом данной поездки стал поэтический сказ о крестьянине И. Маркове. М. И. Цветаева в повести «Вольный проезд» (1934 г.) постаралась художественно передать отношение тамбовчан к революции 1917 г.

Литературная жизнь 1935 г. ознаменовалась тем, что в журнале «Знамя» был напечатан роман

Н. Е. Вирты «Одиночество» - произведение, посвященное историческим событиям, происходившим в Тамбовской губернии. Многие из произведений Н. Е. Вирты были сюжетно связаны с Тамбов-

ским краем. Автор активно участвовал в литературной жизни, работал с рукописями молодых авторов, выступал с обзорами литературных новинок и рецензиями [11].

В литературной странице «Тамбовской правды» в 1930-е гг. печатались рассказы, стихи об ударниках производства, о борьбе за выполнение пятилетнего плана. Был объявлен призыв ударников в литературу, создавались литературные кружки при рабочих клубах, заводских многотиражных газетах, особенно плодотворно работал такой кружок при заводе «Красный Боевик».

В 1930-е гг. над тамбовской прессой была организована более жесткая опека, но одновременно расширялась сеть изданий, охватившая все города и районы [5, с. 166].

К 1940 г. в Тамбовской области издавалось 70 наименований газет и журналов, которые выписывались библиотеками, среди них можно выделить областные («Тамбовская правда», «Молодой сталинец»), районные («Пламя», «Колхозная трибуна», «Вперед», «Сталинец», «Большевистская искра», «Путь Ильича», «Колхозная заря», «За коммунизм», «Трибуна колхозника», «Кирсановская коммуна», «За урожай», «Мичуринская правда» и др.), заводские («Революционные труд», «Голос рабочего», «Химаппарат», «За сталинский каучук», «Ударный труд», «Красный паровоз» и др.), политотдельские («Голос ударника», «Кочетовец», «Политотдельская правда», «Ленинская правда») и т. д. [6].

Частью культурной сферы Тамбовского региона являлось архивное дело. В 1928 г. губернские архивы были реорганизованы в окружные, в 1934 г. - в районные, находившиеся до 1934 г. в ведении областного архивного бюро ЦЧО, а в 1934-1937 гг. - Воронежского областного архивного управления [20].

10 декабря 1934 г. правительство РСФСР приняло постановление об организации районных архивов для «обеспечения надлежащей охраны, собирания, разработки и использования архивных материалов» местных учреждений и организаций. Наряду с районными архивами, были организованы городские архивы [10].

В рассматриваемый период продолжала осуществляться модернизация музейной сети. В ноябре 1929 г. Тамбовским окрисполкомом (окружным исполнительным комитетом) было принято постановление о передаче Спасо-Преображенс-кого кафедрального собора, закрытого к тому времени по решению ВЦИК, в распоряжение горсовета (городского Совета) для приспособления его под музей [31].

В декабре 1930 г. в Москве в здании Политехнического музея открылся первый Всероссийский съезд музейных работников, основным лозунгом которого стала «постановка музеев на службу социалистического строительства». Делегатом съезда был директор Тамбовского музея А. И. Алтухов. Музей перестраивает свою работу в духе решений съезда. В марте 1931 г. состоялось открытие новой экспозиции городского музея в соборном здании.

В 1928 г. в Тамбове был создан историкореволюционный музей, который в середине 1930-х гг. был преобразован в Мемориальный дом-музей Г. В. Плеханова и просуществовал в этом качестве до 1954 г. [4].

Таким образом, в течение 1930-х гг. важное место на всех этапах социалистического строительства занимали библиотеки как учреждения, которые создавались для удовлетворения возраставших потребностей в чтении. В Тамбовском регионе увеличивалось количество высших и средних специальных учебных заведений, сыгравших значительную роль в повышении уровня культуры населения, следовательно возросло число расположенных при них библиотек.

Важную роль в развитии культурной жизни в целом и библиотечного дела в частности сыграла модернизация театрального, художественного и музыкального искусства, литературы, киноискусства. Искусство, кино, периодическая печать, книги становились принадлежностью повседневного времяпровождения населения. Однако нельзя не отметить, что все мероприятия, проводимые учреждениями культуры, были излишне заидеологизирова-ны, часто сводились лишь к политической пропаганде, сопровождались административно-приказными методами, что мешало проведению культурно-просветительской работы в подлинно демократической обстановке.

Литература

1. Белых М. День за днем: хронограф. Мичуринск, 2002. С. 58.

2. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. М., 2002. Ч. 2. С. 258.

3. Блинкова И. С. Из истории развития музыкально-театрального творчества на Тамбовщине // Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края: мат-лы обл. науч.-практ. конф. / отв. ред.

Н. М. Аверин. Тамбов, 1997. С. 62.

4. Головащенко В. А. Из истории Тамбовского краеведческого музея (По материалам ГАТО) // Сб. науч. тр. Тамбовского областного краеведческого музея / отв. ред. В. П. Кудинов. Тамбов, 2001. С. 11.

5. Горелов А. А. Шли годы. Хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом, за период с 1918 по 1941 год. Тамбов, 2007. С. 218.

6. Города и районы Тамбовской области: эконом.-стат. справ. Тамбов, 1940. С. 248-250.

7. Государственный архив Тамбовской области: путеводитель. Тамбов, 2007. С. 511.

8. Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982. С. 70, 75, 271.

9. Зезина М. Р. История русской культуры: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «История». М., 1990. С. 339.

10. Земля Липецкая: историческое наследие, культура и искусство. Липецк, 2003. С. 321.

11. Илешин Б. Свидетели живые: Тамбовский край в художественной литературе. Тамбов, 1960. С. 46.

12. Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбов-

ского края: вехи развития // История Тамбовского края: избранные страницы: учеб. пособие / под ред.

И. В. Двухжиловой, А. А. Слезина. Тамбов, 2004. С. 204.

13. Кирьянова Е. А. Раскулачивание крестьянства Центра России в начале 1930-х гг. // Вопросы. истории. 2006. № 5. С. 151.

14. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1971). Т. 5. 1931-1941. 8-е изд., доп. и испр. М., 1971. С. 408.

15. Культурная жизнь в СССР: 1917-1927. Хроника. М., 1975. С. 176-178.

16. Культурное строительство в РСФСР. Т. 2. Документы и материалы. 1928-1941. М., 1986. Ч. 2. С. 272-273

17. Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность: ликвидация массовой неграмотности в СССР. М., 1967. С. 232.

18. Левин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов православный. М., 1999. С. 139.

19. Ляпина Т. А. Состояние школьного образования на Тамбовщине в конце 1930-х годов // 60 лет Тамбовской области, 200 лет Тамбовской губернии: тез. к науч.-практ. конф. Тамбов, 1997. С. 48.

20. Малинина В. С. Архивы губернии и области // 60 лет Тамбовской области, 200 лет Тамбовской губернии: тез. к науч.-практ. конф. Тамбов, 1997. С. 5-6.

21. Народное хозяйство Тамбовской области за годы

девятой пятилетки: стат. сб. Воронеж, 1977.

С. 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Пеньков В. Ф. Из практики осуществления культурной революции в Тамбовском крае (1926-1932 гг.): историко-политологический аспект проблемы // Общественно-политическая жизнь российской провинции XX век: мат-лы межвуз. науч. конф. Февр. 1997. Тамбов, 1997. Вып. 3. С. 116.

23. Рязанов В. Е. Край наш Тамбовский. Воронеж, 1974. С. 18.

24. Свиридов А. И. Культурное строительство на Тамбовщине в годы первой пятилетки // Вопросы исторического краеведения Тамбовской области: крат. тез. докл. к V науч. конф. (нояб. 1987 г.). Тамбов, 1987. С. 46.

25. Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941 / отв. ред. М. П. Ким. М., 1988. С. 111.

26. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986. С. 162.

27. Тамбовская область за 50 лет Советской власти: стат. сб. Тамбов, 1967. С. 28.

28. Тамбовская область за 50 лет. 1917-1967 гг. Воронеж, 1967. С. 136.

29. Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. Тамбов, 2004. С. 21.

30. Тамбову - 370 лет: юбил. истор.-статист. сб. Тамбов, 2006. С. 177.

31. Учреждения культуры и искусства Тамбовской области: Музеи. Библиотеки. Театры. Памятники архитектуры. Музыкальные коллективы. Танцевальные коллективы. Коллективы народного творчества: справ. Тамбов, 2002. С. 28.

32. Центрально-Черноземная область: справ. кн. / под общей ред. В. Алексеева, Е. Малаховского, А. Швера. Воронеж, 1929. С. 43.

33. Шевченко Л. А. Возрождение культуры провинции - возрождение России // Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): сб. науч. тр. Тамбов, 2000. Вып. 3. С. 6.

34. Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР (1917 - 1936 гг.): историко-правовое исследование М., 1985. С. 168.

* * *

THE SOCIAL-ECONOMIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE LIBRARY SCIENCE DEVELOPMENT IN THE TAMBOV REGION (1929-1941)

I. V. Urayeva

In article the characteristic of the social-economic and cultural environment of the library science development in the Tambov region is presented from the moment of abolition of the Tambov province and till the beginning of the Great Patriotic War. The analysis of actions of the public authorities directed on reorganisation of a library science is carried out.

Key words: cultural modernization, library science, Tambov region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.