Научная статья на тему 'Библиотечное дело в процессе культурной модернизации Российской провинции 1917-1941 гг. : историография вопроса (на материалах Тамбовского региона)'

Библиотечное дело в процессе культурной модернизации Российской провинции 1917-1941 гг. : историография вопроса (на материалах Тамбовского региона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА / ТАМБОВСКИЙ РЕГИОН / ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF A LIBRARY SCIENCE / TAMBOV REGION / CULTURE HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ураева Ирина Викторовна

В статье приводится обзор литературы по истории развития библиотечного дела российской провинции с 1917 по 1941 г. Сделан акцент на изучении библиотечного дела Тамбовского региона. Дается оценка документов с точки зрения их значимости для решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY SCIENCE IN THE COURSE OF CULTURAL MODERNIZATION OF THE RUSSIAN PROVINCE 1917-1941: THE HISTORIOGRAPHY OF QUESTION (ON MATERIALS OF THE TAMBOV REGION)

The literature review is provided in article on stories of development of a library science of the Russian province from 1917 to 1941. The studying of a library science of the Tambov region is emphasized. The assessment of documents from the point of view of their importance for a solution is given.

Текст научной работы на тему «Библиотечное дело в процессе культурной модернизации Российской провинции 1917-1941 гг. : историография вопроса (на материалах Тамбовского региона)»

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ 1917-1941 гг.: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА (НА МАТЕРИАЛАХ ТАМБОВСКОГО РЕГИОНА)

И. В. УРАЕВА

В статье приводится обзор литературы по истории развития библиотечного дела российской провинции с 1917 по 1941 г. Сделан акцент на изучении библиотечного дела Тамбовского региона. Дается оценка документов с точки зрения их значимости для решения проблемы. Ключевые слова история библиотечного дела, Тамбовский регион, историография культуры.

Анализ библиотечного дела, как неотъемлемой составляющей культурного процесса, встречается не только в публикациях, посвященных отдельно библиотечному делу, но и в работах о культурном развитии страны в целом и Тамбовском регионе, в частности. Можно выделить два этапа в изучении темы: советский (1920-е-1980-е гг.) и современный (1990-е-2000-е гг.).

Начальный этап осмысления культурной политики советской власти в 1920-1930-е гг., в том числе и в области библиотечного дела, шел одновременно с историческими событиями. Его можно условно датировать 1920 - началом 1930-х гг. В центре внимания было определение такого феномена как культурная революция. Другие термины применительно к этому направлению в политике не применялись. Проблемы культурной революции занимали важное место в работах В. И. Ленина, Н. К. Крупской. Но они не детализировали механизмы проведения большевистской идеологии к читающим массам.

В 1920-е гг. культурная революция рассматривалась в контексте проблем переходного периода. Работы носили, в сущности, популяризаторский характер. В те годы происходила трансформация общественно-политического, социально-экономического и культурного развития, утверждались его тоталитарные тенденции. Большевистская власть важным направлением своей деятельности и одним из главных средств укрепления режима считала идеологическую работу. Ее итогом должно было стать воспитание нового человека, всецело разделяющего ценности этой власти. Основным средством массовой информации для этого человека было печатное слово.

В качестве первых авторов (Д. А. Бондарев, Г. И. Бройдо, П. М. Керженцев и др.) работ выступали участники и очевидцы событий. Во главу угла они ставили проблемы ликвидации неграмотности, культурной работы в деревне и общественно политического воспитания. В работах прослеживается идея формирования личности, которая создается новым обществом в процессе социалистического строительства. На первый план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества. В упомянутых публикациях приводились статистические данные о развитии отдельных отраслей культуры, в том числе библиотечного дела.

Историография середины 1930-х - начала 1950-х гг. отмечена жестким идеологическим диктатом, закрепленным «Кратким курсом истории ВКП(б)». Господствовал подход, формировавшийся в предшествующий период. Культурная революция преподносилась как этап, готовивший последующее построение социализма.

История культурного развития СССР в предвоенные годы стала особенно актуальна после победы в Великой Отечественной войне. Восстановление разрушенного требовало обоснования исторической ценности утраченных памятников, учреждений культуры (в том числе и библиотек), культурных достижений. В научный оборот были введены новые массовые источники. Холодная война обусловила публицистический накал страстей в противопоставлении советской культуры культуре капиталистических стран. Эти тенден-

ции очевидны в работах К. Абросенко, М. С. Андреевой, В. Е. Жирнова, Г. Г. Карпова, М. П. Кима и др., которые в своих публикациях выявили основные закономерности и этапы культурного развития страны [6; 7; 19; 21].

Первым исследованием начального этапа становления советской культуры в хронологических рамках 1917-1918 гг. стала монография И. С. Смирнова «Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (октябрь 1917 - лето 1918 гг.)». В ней он проследил отдельные мероприятия по развертыванию культурного строительства в СССР, но в книге обойден вопрос о содержании и хронологических рамках культурной революции.

Ослабление идеологического контроля с середины 1950-х до конца 1980-х гг. содействовало росту научного уровня историографии истории культурной политики. Внимание исследователей стало концентрироваться на ранее малоизученных проблемах. Эти работы, отмеченные солидной источниковой базой, не выходили за рамки официальной идеологии. В них подчеркивается влияние коммунистической партии в культурном строительстве.

В 1960-1980-е гг. появляются издания, авторы которых изучали отдельные мероприятия, проводимые советской властью для поднятия культурного уровня населения. Так, работа В. А. Кумане-ва «Социализм и всенародная грамотность: Ликвидация массовой неграмотности в СССР», созданная на основе архивных и опубликованных источников, мемуарной литературы, свидетельств непосредственных участников событий истории, представляет собой исследование, в котором показана завышенная оценка деятельности коммунистической партии, комсомола и других общественных организаций в ликвидации неграмотности. Участие библиотечных работников в кампании по ликвидации неграмотности специально не рассматривалось. Следует отметить, что в этих работах даются преувеличенные показатели процесса ликвидации неграмотности.

Т. А. Ремизова в своей работе впервые дает общую картину развития культурно-просветительной деятельности партии и советского правительства в годы восстановительного периода, рассматривает вопросы организации Главполитпросвета, ликвидации неграмотности, развития печати, политического просвещения рабочих. Разделы книги «Культурно-просветительная работа в СССР» содержат характеристику первых декретов государственной власти, определивших задачи внешкольных учреждений, процесса ликвидации

неграмотности, развития культуры в период НЭПа, производственной пропаганды в деревне, новых культпросветучреждений (дворцов культуры, парков культуры и отдыха) и др.

Процесс изучения проблем культурной революции: становление советской системы народного образования, пути и средства распространения культуры в массах, формирование социалистической интеллигенции освещается в труде «История изучения советской культуры».

Культурное строительство в период формирования командно-бюрократической системы, наложившей заметный отпечаток на культурное развитие, представлено в комплексном труде «Советская культура в реконструктивный период. 19281941 гг.». В коллективной монографии нашли отражение проблемы развития системы партийногосударственного руководства культурой, материально-технической базы культуры, общего и специального образования, формирования социалистического типа личности. Однако запретительноидеологические рамки оставались существенным фактором сдерживания творческой мысли.

Исследовательские работы, созданные в советский период, заложили основы осмысления истории культуры тех лет, на базе которых развивалась отечественная историческая мысль на протяжении нескольких десятилетий. В эти же годы были сделаны первые попытки историографического осмысления исследований по истории культуры, носившие по преимуществу предварительный и постановочный характер.

Процесс становления идеологической и культурно-просветительной работы в первые годы после октября 1917 г. раскрыл в своей монографии С. А. Галин «Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925)». В книге проведен анализ исторического опыта развертывания культурной революции в СССР, дается характеристика основных положений ленинского учения о культурном строительстве. В своей работе автор сделал попытку раскрыть основополагающие ленинские принципы партийного руководства сферой культуры, деятельность коммунистической партии по формированию системы партийного руководства культурным строительством. В данной работе все еще проявляется отпечаток коммунистической моноидеологии, пронизывавшей все сферы культурного развития.

Новый этап в историографии проблемы начался в 1990-е гг. Критически стали осмысливаться воззрения большевистских лидеров на культурное строительство. Расширилась география

исследований, вводился в научный оборот значительный фактический материал, постепенно изживался догматизм.

Монография В. Л. Соскина «Российская советская культура (1917-1927 гг.): очерки социальной истории» является первой в постсоветской историографии попыткой обобщающего исследования начального этапа развития советской культуры на материалах ее русского компонента, являвшегося ядром многонациональной культуры народов СССР. Работа выполнена в русле социальной истории, смысл которой состоит не столько в анализе жанровой специфики отдельных видов и отраслей культуры, сколько в определении их места в общественной жизни, изучении форм и методов взаимодействия с государственными структурами, уяснении роли в решении тактических и стратегических задач власти. Большое значение придается истории интеллигенции. Благодаря такому подходу история культуры и история интеллигенции рассматриваются как части единого процесса.

В современных диссертационных исследованиях (А. О. Волгушевой, М. Н. Гребенюк, Л. Ф. Логиновой, Чун Хо Кан и др.) поднимается проблема государственного руководства культурным строительством, становление партийного контроля в сферах образования и искусства. Возрастает количество работ, выполненных на базе региональных архивов.

Значительное место в историографии рассматриваемого периода занимают издания, посвященные развитию Тамбовского края в целом и культурному строительству в частности. Тамбовские авторы изучали партийное руководство культурным строительством, сельское хозяйство и промышленность, народное образование, развитие науки, литературы и искусства, издательского дела. Оценивая культурное развитие в рассматриваемый период, авторы в своих работах не писали о библиотечном деле.

В 1967 г. вышел сборник «Край, преображенный Октябрем», в котором дана характеристика изменениям, произошедшим после революции 1917 г. во всех областях общественной и культурной жизни провинции. В ряде юбилейных сборников 19601970-х гг. была раскрыта научная, музыкальная, театральная, художественная жизнь Тамбовщины советского периода [30; 31]. В сборнике «Вопросы исторического краеведения» (1986, 1988 гг.) опубликованы статьи С. А. Есикова, освещающие развитие образования в Тамбовском регионе. В этих изданиях отмечались отдельные аспекты развития культуры, но критическая их оценка отсутствовала.

В 1990-е гг. возрастает интерес к региональной истории и культуре, выходит большое количество сборников, в которых авторы (А. Н. Алленов,

В. Е. Андреев, В. Б. Безгин, И. С. Блинкова,

О. Ю. Левин, Т. А. Ляпина, В. С. Малинина,

В. Ф. Пеньков, О. П. Пенькова, Г. П. Пирожков,

A. А. Слезин и др.) раскрыли вопросы, отражающие взаимоотношения государства и церкви в первые годы советской власти, сохранение помещичьих усадеб, в том числе и личных книжных собраний, влияние политико-просветительных учреждений деревни на крестьянство в период НЭПа, историю развития музыкально-театрального творчества, состояние школьного образования, печати на Тамбовщине и другие аспекты развития культуры.

В последние десятилетия увеличился поток публикаций историков и краеведов-любителей по истории тамбовской культуры. Авторы (В. А. Ал-ленова, В. А. Головащенко, А. А. Горелов,

B. А. Ермаков, С. А. Есиков, И. Е. Зимина, Е. В. Комягина, С. В. Любимова, Е. О. Казьмина, М. А. Климкова, Т. А. Кротова, А. С. Чернов, Л. А. Шевченко и др.) в своих работах используют богатый фактический материал, вводят в научный оборот архивные документы и в совокупности дают широкое представление о культурном развитии Тамбовского края. В исследованиях нашли отражение и отдельные аспекты развития библиотечного дела Тамбовщины: вопросы сохранения книжных собраний, организация сети библиотек, развитие форм и методов библиотечного обслуживания. Следует обратить внимание на то, что краткая история библиотечного дела, основные этапы его развития представлены А. И. Сапоговым в «Тамбовской энциклопедии.

Исследования по истории библиотечного дела соответствовали тем тенденциям, которые существовали в официальной историографии культуры. На протяжении многих десятилетий разработка историко-библиотечных проблем велась исключительно на основе ленинских принципов. Все издания по теме до 1990-1991 гг. отражали процесс развития библиотечного строительства России в духе стереотипов, насаждавшихся в советской исторической науке. Основное внимание в них было обращено на показ преимуществ советского библиотечного дела.

В историографии библиотечного дела длительное время недостаточно были разработаны вопросы упорядочения сети библиотек и централизации библиотечного дела, реорганизации библиотечной работы, обслуживания читателей, пропаганды книги. В конце 1950-х гг. вышел в свет учебник для библиотечных институтов В. Е. Ва-

сильченко «История библиотечного дела в СССР», явившийся первой попыткой систематического изложения отечественной истории библиотечного дела. Развитию библиотек в 1921-1925 гг. - период восстановления народного хозяйства - посвящена работа Е. Горш «Советские библиотеки в годы восстановления народного хозяйства. 1921-1925 гг. (Содержание и формы массовой работы)», в которой автором раскрываются содержание и формы массовой работы библиотек.

Наиболее видным исследователем истории библиотечного дела советского периода является К. И. Абрамов, в трудах которого нашли отражение все основные этапы его развития [2; 5]. Особое место среди его работ занимает монография «Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917-1920 гг.», в отдельных главах которой отмечены процессы формирования новой методики работы с читателями, целенаправленное влияние на содержание чтения, содействие расширению политического кругозора, а также организации единой библиотечной сети, исследуются проблемы становления советской системы библиотечного обслуживания населения в первые годы после Октябрьской революции. Автор оценивает историю развития библиотечного дела с позиции В. И. Ленина, политики КПСС и Советского правительства. В отдельных главах: «Руководящая роль Советов в строительстве новой системы библиотечного обслуживания», «Начало перестройки библиотечной работы с читателями», «Итоги развития сети общедоступных библиотек РСФСР» даны сведения о Тамбовской губернии [1].

В 1960-1980-е гг. вышел ряд работ, посвященных вопросам библиотечного обслуживания сельского населения. Б. В. Борисов, В. В. Серов, Е. А. Фенелонов всесторонне анализировали развитие данного процесса, рассматривали формирование и укрепление основных видов библиотек в сельской местности [8; 9; 28; 32].

Роль массовых библиотек в повышении культурного уровня населения в период трех первых пятилеток рассматривается в монографии М. В. Варфоломеевой «Роль массовых библиотек в культурной революции в СССР (1928-1941 гг.)». В работе собран определенный фактический материал, структурированный тематически, без строгой хронологии. В издании на базе широкого круга источников показаны основные направления библиотечной работы, формы и методы распространения литературы среди пользователей. Однако по цензурно-идеологическим причинам в нем не рассматривался ряд важных исторических

вопросов. Отсутствовали серьезная критика советской библиотечной политики и практики, в освещении успехов и достижений библиотек, иногда историческая действительность искажалась из-за конъюнктурно-политических соображений.

Литература, появившаяся в постсоветское время, отличается качественно новым содержанием и исследовательскими подходами. Произошло преодоление коммунистической идеологии как официальной государственной доктрины. В исследованиях появляется отрицательная оценка происходивших событий. Основными факторами, вызвавшими перемены в изучении истории библиотечного дела, явились перестройка и гласность, открывшие возможность свободно обсуждать темы, которые ранее были запрещены. К ним, прежде всего можно отнести вопрос истории советской библиотечной цензуры, который длительное время в библиотечной науке оставался малоизученным. Эту тему в своих работах представили К. И. Абрамов, М. Н. Глазков, А. Л. Дивногорцев и др. [3; 11; 16; 18]. В исследованиях М. Н. Глазкова раскрыты причины и обстоятельства несостоявшегося в 1922 г. библиотечного съезда [13; 17].

Процесс централизации сети государственных массовых библиотек в России воспроизводится в публикациях М. Н. Глазкова, Ю. Н. Столярова, Л. В. Черновой [15; 29; 33].

Известно, что в СССР библиотекам отводились важные идеологические функции. Массовые библиотеки активно участвовали практически во всех крупных общественно-государственных программах и кампаниях. Данному вопросу М. Н. Глазков посвятил целый ряд своих работ [10; 14].

Наиболее крупные работы по истории отечественного библиотечного дела, уже свободные от марксистско-ленинской идеологии, созданы К. И. Абрамовым, М. Н. Глазковым, Б. Ф. Володиным [4; 12]. В работе А. В. Соколова «Библиотечная интеллигенция в России. Ч.2. XX - начало XXI века. Исторические очерки» библиотечная интеллигенция России впервые стала предметом комплексного научного изучения. Издание сочетает в себе черты исторического и социологического исследования, публицистических очерков и авторских мемуаров. Во второй части работы рассматриваются судьбы «интел-лектного слоя» профессионалов библиотечного дела в течение революционной эпохи, периодов сталинизма.

Развитию библиотечного дела Тамбовского региона рассматриваемого периода посвящено очень небольшое количество работ.

На протяжении длительного времени попыток проведения специальных исследований по истории библиотечного дела Тамбовского региона не предпринималось.

Первой публикацией, в которой проведен серьезный анализ развития библиотечного дела в Тамбовской губернии является статья Н. И. Ромах «Из истории создания библиотечной сети на Тамбовщине (1917-1920 гг.)», где представлена картина развития сети массовых библиотек, а также дана характеристика системы руководства библиотечным строительством в первые годы советской власти.

Однако основная масса публикаций тамбовских авторов была посвящена не истории библиотечного дела в регионе, а истории развития отдельных библиотек [22; 24; 26]. Л. Н. Патрина, М. В. Сабетова, Т. Исаян, Е. Костикова, А. И. Са-погов в своих статьях анализировали деятельность Тамбовской публичной библиотеки [20; 23; 25; 27].

Анализ исследованной литературы, связанной с историей развития библиотечного дела в процессе культурной модернизации Тамбовского региона в рассматриваемый период, показал разносторонний характер публикаций по данной теме

исследования.

Литература

1. Абрамов К. И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917-1920. М., 1974.

2. Абрамов К. И. 20-е годы // Библиотекарь. 1967. № 5. С. 28-32.

3. Абрамов К. И. Истоки советской цензуры библиотечного дела // Библиотековедение. 1996. № 6.

С. 66-77.

4. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России: учеб.-метод. пособие для студ., преподавателей и библиотекарей-практиков. М., 2001.

5. Абрамов К. И. Полвека назад // Библиотекарь. 1968. № 4. С. 6-9.

6. Абросенко К. И. Социалистическая культура -самая передовая в мире. М., 1951.

7. Андреева М. С. Главполитпросвет и политикопросветительная работа партии и советского правительства в годы восстановительного периода (19211923 гг.). М., 1950.

8. Борисов Б. В. Деятельность коммунистической партии и советского государства по формированию и укреплению центральных библиотек сельских районов (на примере РСФСР) // Библиотечное строительство в СССР: межвуз. сб. науч. тр. М., 1984. С. 119-126.

9. Борисов Б. В. Сельские региональные библиотечные центры 1921-1929 гг. - предшественники современных ЦРБ // Советское библиотековедение. 1983. № 6. С. 59-70.

10. Глазков М. Н. Индустриализация невозможна без книги // Встреча. 2001. № 2. С. 40-42.

11. Глазков М. Н. Книжный фонд назывался: «Массам не давать» // Встреча. 2001. № 5. С. 10-13.

12. Глазков М. Н. Массовые библиотеки в контексте культурно-исторического пути России 19211941 гг.: монография. М., 2004.

13. Глазков М. Н. Ненаписанная страница библиотечной истории // Библиотековедение. 1993. № 4.

С. 94-102.

14. Глазков М. Н. От лозунга к практике // Библиотека. 2000. № 6. С. 80-81.

15. Глазков М. Н. Первые попытки централизации библиотечного дела в России // Библиотековедение. 1994. № 2. С. 117-126.

16. Глазков М. Н. Печальный опыт // Слово. 2001. № 2. С. 103-106.

17. Глазков М. Н. Съезд, который мог стать крупным событием // Библиотека в контексте истории. М., 1997. С. 134-146.

18. Дивногорцев А. Л. О судьбах книжных собраний довоенного времени // Библиотека. 2003. № 5.

С. 77-78.

19. Жирнов В. Е. Развитие культуры в СССР (Опыт монографических исследований). М., 1953.

20. Исаян Т. Из прошлого (по материалам областного архива) // Тамбовская правда. 1967. 9 апр. С. 4.

21. Ким М. П. 40 лет советской культуры. М., 1957.

22. Кученкова В. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993.

23. Патрина Л. Н. Деятельность Тамбовской публичной библиотеки // Библиотека: исторический аспект и современное состояние. Тамбов, 2005. С. 5-10.

24. Просветов Р. Ю. Из истории библиотек города Кирсанова // Библиотеки Тамбовской области: сб. Тамбов, 2005. С. 59-60.

25. Сабетова М. В. Из истории формирования библиотечного фонда Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина // Библиотека: исторический аспект и современное состояние. Тамбов, 2005. С. 17-22.

26. Сагитова Л. «Первомайская» библиотека Тамбова // Тамбовские хроники. Тамбов, 1997. С. 40-41.

27. Сапогов А. И. Тамбовская областная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Рекламный проспект к 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Тамбов, 1974.

28. Серов В. В. Совершенствование системы библиотек в развитом социалистическом обществе: вопросы теории и практики. М., 1981.

29. Столяров Ю. Н. В. И. Ленин: Швейцарско-американская система или централизация? // Советское библиотековедение. 1991. № 5. С. 24-25.

30. Тамбовская область за 50 лет Советской власти: стат. сб. Тамбов, 1967.

31. Тамбовская область: крат. краевед. справ. Тамбов, 1965.

32. Фенелонов Е. А. Социально-экономический анализ библиотечного дела как объекта управления: монография. М., 2008.

33. Чернова Л. В. Централизация сети государственных массовых библиотек. История, современное состояние, перспективы. Чебоксары, 2001.

* * *

LIBRARY SCIENCE IN THE COURSE OF CULTURAL MODERNIZATION OF THE RUSSIAN PROVINCE 1917-1941: THE HISTORIOGRAPHY OF QUESTION (ON MATERIALS OF THE TAMBOV REGION)

I. V. Urayeva

The literature review is provided in article on stories of development of a library science of the Russian province from 1917 to 1941. The studying of a library science of the Tambov region is emphasized. The assessment of documents from the point of view of their importance for a solution is given.

Key words: history of a library science, Tambov region, culture historiography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.