Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕДНОСТЬ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Германовна, Голенкова Зинаида Тихоновна, Кубякин Евгений Олегович, Плотников Владимир Валерьевич

Статья посвящена условиям самореализации жителей Республики Тыва в культурной и образовательной сферах. С этой целью авторы сформировали круг промежуточных задач, связанных с концептуализацией категории самореализации, определением ключевых факторов, детерминирующих возможности реализации членами общества своего потенциала в образовательной и культурной сферах. На основании эмпирических данных проведен анализ ключевых характеристик социокультурной самореализации, выявленных в ходе исследования. В работе используется структурно-функциональный подход, а также элементы теории иерархии потребностей, сформированной А. Маслоу. На основе принципа первичности витальных потребностей по сравнению с потребностями самоактуализации личности авторы делают вывод, что нарушение условий реализации базовых потребностей населения выступает в качестве маркера отсутствия достаточных условий для самореализации членов общества. В статье использованы результаты социологических исследований в Республике Тыва в 2019-2022 гг., направленных на оценку уровня бедности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Татьяна Германовна, Голенкова Зинаида Тихоновна, Кубякин Евгений Олегович, Плотников Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF SELF-REALIZATION OF THE INHABITANTS OF THE REPUBLIC OF TUVA IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERES

The article deals with the conditions of self-realization of the inhabitants in the Republic of Tuva in the cultural and educational spheres. To achieve this goal, the authors have formed a range of intermediate tasks related to the conceptualization of the category of self-realization, the definition of key factors determining the possibility of members of society to realize their potential in the educational and cultural spheres. Basing on empirical data, the authors carry out the analysis of the key characteristics of socio-cultural self-realization identified during the study. A basis of the work is the structural-functionalist approach, as well as elements of the theory of the hierarchy of needs formed by A. Maslow. Based on the principle of primacy of vital needs in comparison with the needs of self-actualization of the individual, the paper conclude that violation of the conditions for the realization of the basic needs of the population acts as a marker of the lack of sufficient conditions for the self-realization of members of society. The article uses the results of sociological studies in the Republic of Tyva in 2019-2022 aimed at assessing the level of poverty of the population.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ»

АНИСИМОВА Татьяна Германовна — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования социальной структуры и социального расслоения Института социологии ФНИСЦРАН (117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5; anissimova07@gmail) ГОЛЕНКОВА Зинаида Тихоновна — доктор философских наук, профессор; руководитель Центра исследования социальной структуры и социального расслоения Института социологии ФНИСЦ РАН (117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5;golenko@isras.ru) КУБЯКИН Евгений Олегович — доктор социологических наук, доцент (Россия, Москва, tspopz@ yandex.ru)

ПЛОТНИКОВ Владимир Валерьевич — доктор социологических наук, доцент; профессор кафедры философии Московского университета МВД РФ (117997, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12; incognito 13@inbox.ru)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ

Аннотация. Статья посвящена условиям самореализации жителей Республики Тыва в культурной и образовательной сферах. С этой целью авторы сформировали круг промежуточных задач, связанных с концептуализацией категории самореализации, определением ключевых факторов, детерминирующих возможности реализации членами общества своего потенциала в образовательной и культурной сферах. На основании эмпирических данных проведен анализ ключевых характеристик социокультурной самореализации, выявленных в ходе исследования. В работе используется структурно-функциональный подход, а также элементы теории иерархии потребностей, сформированной А. Маслоу. На основе принципа первичности витальных потребностей по сравнению с потребностями самоактуализации личности авторы делают вывод, что нарушение условий реализации базовых потребностей населения выступает в качестве маркера отсутствия достаточных условий для самореализации членов общества. В статье использованы результаты социологических исследований в Республике Тыва в 2019-2022 гг., направленных на оценку уровня бедности населения.

Ключевые слова: самореализация, потребности, пирамида потребностей, иерархия потребностей, Республика Тыва, образовательная деятельность, культурная деятельность, бедность, доходы населения, факторы самореализации в культурной и образовательной сферах

Одной из задач государственной власти в современном обществе является защита прав членов общества и обеспечение возможностей по реализации потенциала каждого человека в социальной среде.

Такая реализация в сочетании с пользой, которую приносит эта деятельность людям, - именно тот момент, в котором пересекаются интересы граждан и государства. Возможность каждого человека реализовать собственные желания и таланты детерминирует степень удовлетворенности каждого человека в отдельности и общества в целом, что косвенно влияет на уровень стабильности в обществе. При этом в условиях развития информационных технологий растет приоритет культурно-информационного аспекта в продуктивной деятельности членов общества, в частности реализации их творческого и научного потенциала в культурно-информационной среде [Фридланд 2011].

Несмотря на то что путь личностного развития человека во многом опреде-

ляется его индивидуальными качествами, существует ряд аспектов социального проявления личности, обусловленных внешними причинами. Их воздействие может быть зафиксировано и определено, что делает возможным регулятивное вмешательство в ситуацию для приведения ее к оптимальному состоянию.

Анализируя специфику процесса самореализации, американский социолог Р. Мертон обратил внимание на то, что поведение человека определяется двумя ключевыми факторами - исходными целями и ценностными ориентациями, которые имеют место на уровне его мировоззрения, и теми институционально определенными возможностями, которые существуют на уровне конкретной локальной среды [Мертон 1966]. В этом контексте развитие неблагоприятных социальных тенденций можно рассматривать как следствие структурных нарушений в обществе.

Итак, существует взаимосвязь между институциональными факторами и условиями самореализации членов общества. Однако если Мертон, производя постановку данного вопроса, делал следующий шаг в сторону изучения способов реализации изначально стоящих перед социальным субъектом целей, то мы полагаем, что сам по себе характер целеполагания, реализуемого социальным субъектом в ходе жизни, различается в зависимости от внешней ситуации. Если в данном случае обратиться к знаменитой пирамиде потребностей Маслоу, можно предположить, что степень реализации базовых потребностей представляет собой тот самый фактор, который определяет наличие или отсутствие целеполагания на реализацию потребностей высокого порядка, например самореализации в культурной или образовательной сфере [Мухтарова 2017].

В рамках настоящей работы мы ориентированы на то, чтобы проанализировать уровень институциональных предпосылок культурного развития членов общества на уровне отдельного региона - Республики Тыва. Исследование имеет двойственный характер: с одной стороны, оно содержит в себе результаты авторского эмпирического исследования, отражающего общую специфику реализации базовых потребностей жителей Республики Тыва, с другой - теоретический анализ общих аспектов взаимосвязи институциональных возможностей и практик культурной самореализации членов общества. Сформированная теоретическая база применяется для интерпретации полученного эмпирического материала и формирования конечных выводов касательно реальных условий социальной и культурной самореализации жителей Республики Тыва, связанных со сложившейся в регионе институциональной ситуацией.

Остановимся более подробно на условиях самореализации жителей республики Тыва, связанных с экономическими и социальными факторами, сложившимися на уровне региона. Взаимосвязь между материальным положением членов общества и их предрасположенностью к осуществлению самореализации в культурной и образовательной сферах проявляется в двух ключевых моментах:

- наличие ресурсов для осуществления самореализации (преимущественно временных и материальных, причем отсутствие времени зачастую обусловлено необходимостью поиска материальных ресурсов);

- наличие мотивации к самореализации в данных сферах (что, сообразно теории Маслоу, обусловлено уровнем реализации базовых потребностей).

На основании этого можно заключить, что, обладая информацией об уровне материального достатка жителей конкретного региона, можно с высокой долей

вероятности судить об условиях для их самореализации в культурной и образовательной сферах.

В 2019-2022 гг. Институт социологии РАН провел масштабное социологическое исследование «Проблема бедности в Республике Тыва», в рамках которого были опрошены представители 1 200 домохозяйств, относящихся к основным населенным пунктам республики, на предмет ключевых характеристик материального положения - материального статуса, характера трудоустройства и ряда иных социально-экономических показателей. В процессе анализа условий самореализации жителей Республики Тыва в культурной и образовательной сферах мы опираемся на данные, полученные в рамках этого исследования [Социально-стратификационные... 2020].

Обратимся к ключевым результатам, полученным в ходе опроса. Прежде всего нас интересует уровень занятости жителей региона. Ниже представлены данные, характеризующие уровень трудоустройства жителей Республики Тыва.

неработающие

работающие

Рисунок 1. Распределение респондентов по уровню занятости, %

Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 1, трудоустроены более половины жителей региона (54,3%).

Следующий важный момент - показатель доступности трудоустройства по полученной специальности. 49,7% опрошенных отметили, что найти работу по профессии трудно, 20,5% - что это скорее трудно, чем легко, а 2,5% - что вакансий по их профессии просто нет. Таким образом, 3/4 респондентов считают проблематичным трудоустройство по специальности, что крайне негативно характеризует ситуацию на рынке труда региона.

Важным моментом в данном случае является то, что люди, обладающие профессиональным образованием, но не имеющие возможности трудоустройства по специальности, вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом. Ниже приводятся данные, характеризующие вовлеченность в низкоквалифицированную трудовую деятельность людей с высоким уровнем образования.

Согласно данным, приведенным в таблице 1, несоответствие между долей респондентов, получивших образование определенного уровня и содержания, и долей респондентов, работающих в соответствии с этим образованием, наблюдается в отмеченных выше сегментах рынка труда.

Одним из показательных результатов проведенного опроса является то, что существенная доля населения Республики Тыва обнаруживает проблемы с трудоустройством по месту проживания, в связи с чем более половины опрошенных склоняются к тому, чтобы выбрать при возможности удаленный формат работы.

Рассмотрим уровень доходов работающего населения.

Согласно представленным данным, 74,3% опрошенных зарабатывают менее 30 тыс. руб. в месяц, 15,1% зарабатывают от 30 до 40 тыс. руб., и 10,6% зараба-

Таблица 1

Распределение респондентов с высоким уровнем образования, выполняющих низкоквалифицированную работу, по профессиям, %

Профессия Образование

Высшее Среднее специальное Среднее общее Начальное Нет начального

Вахтер — 75,0 — 25,0 —

Водитель 15,8 50,0 34,2 — —

Секретарь 57,1 28,6 14,3 — —

Завхоз 25,0 37,5 25,0 — 12,5

Лаборант 60,0 40,0 — — —

Охранник 28,6 42,9 28,6 — —

Продавец 38,8 45,9 15,3 — —

Неквалифицированные рабочие 12,0 41,9 43,7 2,4 -

Сельскохозяйственные рабочие 7,4 55,6 35,2 1,9 -

Сторож — 60,0 37,1 2,9 —

Технический персонал 18,4 50,0 28,9 2,6 -

Чабан 17,2 41,4 41,4 — —

Таблица 2

Доход работающего населения

Доход работающего населения, руб. Процент наблюдений

0—4 999 1,5

5 000—9 999 4,3

10 000—14 999 8,0

15 000—19 999 25,1

20 000—29 999 35,4

30 000—39 999 15,1

40 000—49999 5,5

50 000—59 999 2,7

60 000—69 999 0,9

70 000—99 999 0,6

100 000—199 999 0,8

более 200 0000 0,1

100,0

тывают свыше 40 тыс. руб. В данном случае очень показательным является то, что речь идет об уровне доходов работающих членов семьи. В свою очередь, средние показатели дохода неработающих членов семьи существенно ниже.

Таблица 3

Распределение дохода на каждого члена семьи

Диапазоны дохода, руб. Процент наблюдения

0-4 999 18,6

5 000-9 999 32,8

10 000-14 999 20,0

15 000-19 999 12,7

20 000-29 999 10,0

30 000-39 999 2,8

40 000-49 999 1,4

50 000-59 999 0,6

60 000-69 999 0,2

70 000-99 999 0,5

100 000-199 999 0,2

100,0

Согласно статистическим подсчетам, проведенным в рамках исследования, средний показатель дохода (учитывая распределение доходов домохозяйств на всех членов семьи) составляет 10 611 руб., что ниже уровня прожиточного минимума на момент проведения опроса (в 2019 г. средний размер прожиточного минимума составлял 11 185 руб.). Таким образом, можно констатировать, что среди населения Республики Тыва наблюдается серьезная проблема бедности, определяющей интенсивную актуализацию базовых потребностей населения, связанных с решением жилищных проблем, а также проблемы удовлетворения витальных потребностей (наличие продуктов питания, решение проблемы отопления в зимний период). Показательно, что ситуация в ряде домохозяйств со временем лишь усугубляется из-за того, что жители региона со временем приобретают все больше долговых обязательств. Согласно данным исследования, анализ разницы между доходной и расходной частью бюджета семей показал, что 38,9% домохозяйств имели в марте 2019 г. отрицательное сальдо семейного бюджета. При этом на досуговую деятельность более 3 тыс. руб. в месяц тратят лишь 21,2% респондентов, что свидетельствует о высоком уровне дефицита средств при распределении приоритетов в сторону реализации нижнего сегмента «пирамиды потребностей».

Очень показательной в данном случае является таблица самооценки респондентами своего уровня жизни (см. табл. 4).

Из числа опрошенных 34,8% находятся в состоянии дефицита базовых средств, 47,3% реализуют первичные материальные потребности, однако не располагают даже в малой степени избытком средств для реализации личных интересов и потребностей, не связанных с выживанием. Это очень серьезный показатель, демонстрирующий распределение насущных интересов населения региона.

Таблица 4

Самооценка материального положения семьи

Статус материального положения Процент наблюдений

Денег не хватает даже на питание 14,0

Денег хватает только на питание 20,8

На питание и одежду денег хватает, но на более крупные покупки приходится откладывать, брать кредит 47,3

Денег вполне хватает на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить автомашину, дачу 5,8

Денег хватает на все, кроме таких дорогих приобретений, как квартира, дом 5,6

Мы можем позволить себе купить машину, дачу 1,2

Затрудняюсь ответить 5,1

Всего 100

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время большая часть населения Республики Тыва находится в стесненных материальных условиях, что определяет низкие возможности жителей региона по самореализации в культурной и образовательной сферах.

Понятие самореализации в настоящее время относится к числу широко используемых в научном обиходе, более того, многие исследователи обращают пристальное внимание на проблематику самореализации, как ключевого аспекта жизненного пути человека. Проблематика самореализации затрагивается преимущественно на уровне трех направлений исследовательской мысли — педагогического знания, психологии и социальной философии [Базаева 2020]. Таким образом, получают раскрытие следующие аспекты проблемы самореализации:

— внешние условия ее осуществления, связанные с образовательной деятельностью;

— значение самореализации для личности, в т.ч. зависимость между личностными качествами человека и наиболее перспективными направлениями самореализации;

— взаимодействие человека и общества в процессе осуществления им самореализации (что предполагает как отражение моментов воздействия внешних социальных факторов на реализацию человеком своего потенциала, так и то, какое влияние его раскрытие оказывает на общество).

Если рассматривать применимость категории «самореализация» в социологическом дискурсе, то следует отметить, что социологическое рассмотрение самореализации членов общества ближе всего к социально-философскому, поскольку самореализация в данном случае рассматривается в ее социальном измерении — с точки зрения акцента на ее социальном значении и социальных предпосылках. В частности, такой аспект личностной самореализации, как культурное творчество, также относится к области внешних результатов деятельности человека, реализующего свой потенциал. Собственно говоря, в настоящей статье самореализация членов общества рассматривается именно как социальный феномен с одной важной оговоркой: в рамках анализа усло-

вий самореализации анализируются потребности человека и их соотношение, что косвенно может быть отнесено к факторам социально-психологического порядка.

Обратимся непосредственно к значению понятия «самореализация». В данном случае следует отметить, что существует множество различных трактовок данного термина, связанных с различными теоретическими акцентами, расставляемыми авторами определений. Самореализация, с одной стороны, рассматривается как раскрытие личного потенциала, с другой - как самостоятельное развитие в определенной области, с третьей - как применение на практике умений, навыков и знаний, полученных человеком в процессе его жизни. Наконец, некоторые авторы считают самореализацию способом утверждения личности в обществе. На наш взгляд, самореализация - это далеко не всегда развитие, поскольку проблематично выстраивать градации таланта или мастерства в деятельности, например, композитора. И вместе с тем очевидно, что его творческая деятельность представляет собой форму самореализации. Более приемлемым является значение, связанное с раскрытием или, иначе говоря, полноценным применением тех возможностей, которые есть у человека благодаря наличию у него таланта, навыков и знаний, интереса к определенной деятельности. Таким образом, мы принимаем в качестве рабочего определения самореализации способ деятельности, результатом которого становится полноценное раскрытие потенциала человека. В этом контексте актуализируется вопрос, каким образом можно судить о том, является ли какая-то форма деятельности разновидностью самореализации или нет? Для ответа на данный вопрос обратим внимание на два важных момента. Во-первых, самореализация предполагает наличие некой предрасположенности, определяющей более благоприятные условия осуществления определенной деятельности (это может быть связано как с наличием таланта в конкретной сфере, так и с психологической предрасположенностью, в результате чего осуществление определенного рода деятельности дается человеку легче, нежели другим, приносит ему удовольствие, удовлетворение и т.д.). Во-вторых, анализ различных подходов к определению самореализации показывает, что в большинстве работ самореализация рассматривается не только как явление и форма деятельности, но и как экзистенциальная потребность человека. Соответственно, сам по себе процесс деятельности, который можно рассматривать как способ самореализации, предполагает момент добровольности, самостоятельного выбора субъекта. По этой причине момент самореализации связывается преимущественно с формами деятельности, инициируемыми субъектом самостоятельно (досуг, хобби, творчество), либо с направлением активности, отвечающим жизненному выбору (призванию) человека.

Таким образом, самореализация представляет собой свободную деятельность человека, в рамках которой он раскрывает свой потенциал. При этом самореализация представляет собой, с одной стороны, глубинную потребность человека, с другой - направление приложения личных ресурсов, способствующее достижению принципиально важных для человека результатов. Категория самореализации очень тесно связана с такими аспектами социальной жизни, как удовлетворенность членов общества и их продуктивность.

Из приведенного выше анализа понятно, что существуют различные формы самореализации. Так, например, работа врача или полицейского может являться для человека разновидностью самореализации, если речь идет о его призвании - значимой лично для него области приложения личных сил. Вместе с тем мы не случайно ограничили область исследования самореализацией в культурной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и образовательной среде — это позволяет раскрыть те аспекты самореализации членов общества, которые в наибольшей степени ведут к повышению трудового и научного потенциала общества, а также способствуют обогащению культуры посредством творческой деятельности, осуществляемой членами общества. Рассматривая самореализацию в культурной сфере, отметим, что речь идет о сферах искусства и творческой деятельности. Первое сопряжено с моментом трудоустройства по профессии, связанной с искусством (актерское дело, эстрадная деятельность и т.д.), и в данном случае в существенной мере имеет значение институциональная ситуация в том регионе, на уровне которого имеет место социальное развитие конкретного человека. Как альтернатива возможно приобщение к тому или иному искусству как реализация личной потребности самосовершенствоваться в определенной сфере. И здесь мы приходим к очень важному моменту: для того, чтобы осуществлять самосовершенствование в определенной сфере, связанной с искусством, необходимо, с одной стороны, наличие свободного времени и достаточного количества личных ресурсов (способности, здоровье), с другой — в ряде случаев необходимо наличие материальных средств для осуществления развития в сфере, связанной с искусством. Так, например, в настоящее время существует множество курсов, на которых производится обучение различным техникам рисования, пения, актерскому мастерству и т.д. Эти курсы реализуются преимущественно на платной основе, что актуализирует момент наличия материальных ресурсов как фактора самореализации.

На первый взгляд, в выстроенную теоретическую схему не вписывается область искусства, связанная не с исполнительской деятельностью, а с творчеством. Широко известны примеры того, как выдающиеся писатели или художники долгое время влачили нищенское существование, что не помешало им создать шедевры. Однако наличие таких контрпримеров лишь свидетельствует о том, что существуют отдельные сильные личности, способные самореализоваться в творческой сфере вопреки внешним обстоятельствам. Это никоим образом не опровергает тезис о влиянии материального фактора на способность к творчеству, скорее речь идет о некотором ограничении описанного нами принципа.

Рассматривая область творческой деятельности, являющейся важнейшей составляющей культурной самореализации членов общества, стоит отметить, что она также осуществляется, по большей части, в свободное время. И здесь очень важно понимать, что свободное время художника или писателя (если у него нет выдающихся стартовых условий, например знакомства с меценатом или богатых родственников) ограничивается его вынужденной вовлеченностью в деятельность, направленную на жизнеобеспечение и реализацию базовых потребностей. Таким образом, возможности членов общества по культурной самореализации в значительной мере зависят от уровня их материального достатка.

Существует и иное обоснование представленного выше тезиса. А. Маслоу сформировал теорию иерархичности потребностей, в рамках которой описал принцип разделения основной совокупности потребностей человека на потребности более высокого или более низкого порядка. При этом, согласно теории Маслоу, потребности более низкого порядка (базовые потребности) имеют приоритет по отношению к потребностям более высокого порядка. В условиях, когда человек, например, страдает от нехватки кислорода или испытывает сильный голод, основной спектр его интересов состоит в удовлетворении этих первичных потребностей. Вместе с тем, если базовые потребности

удовлетворены, становится возможным устремление к потребностям более высокого порядка. Согласно теории иерархичности потребностей [Маслоу 2019], самореализация представляет собой высшую потребность человека. Соответственно, стремление к самореализации реализуется в том случае, когда основной спектр базовых потребностей человека удовлетворен. А это возвращает нас к идее, что люди, обладающие серьезными затруднениями материального характера, исключительно редко проявляют склонность к самореализации в творческой культурной сфере - основной спектр их приоритетов связан с более «приземленными» целями.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что существует исчисляемый и измеряемый в рамках социологической методологии фактор, определяющий предрасположенность членов общества к самореализации в культурной сфере, и этим фактором является уровень материального благосостояния членов общества. Безусловно, существуют и иные факторы, например инсти-туционализация отдельных форм культурной деятельности, коммерциализация искусства, наличие меценатов и т.д. Вместе с тем момент материального достатка членов общества относится к числу доминирующих факторов самореализации членов общества в культурной сфере, поскольку определяет их исходную способность и предрасположенность к творческой деятельности.

Социальные факторы самореализации в образовательной сфере. Данные проведенного социологического опроса свидетельствуют о сравнительно высоком уровне образования жителей Республики Тыва (см. рис. 2).

не имеет начального образования начальное образование неполное среднее среднее общее среднее специальное высшее

Рисунок 2. Распределение респондентов по уровню образования, %

Рассматривая вопрос о самореализации посредством приобщения к образовательной деятельности, отметим, что в данном случае существуют следующие варианты:

- приобщение к профессиональной сфере, раскрывающей личный потенциал человека и отвечающей сфере его интересов (реализация призвания);

- удовлетворение познавательного интереса и становление личности через образовательный процесс;

— формирование научного потенциала человека, осуществляющего образовательную деятельность (что предполагает дальнейшее его включение в академическую среду и осуществление научных изысканий).

В данном контексте следует отметить два важных момента. Во-первых, самореализация через обучение и дальнейшую работу по специальности чаще всего ограничивается состоянием рынка труда и востребованностью конкретных специалистов. Кроме того, одним из значимых факторов выбора профессии является не интерес к конкретной форме деятельности, а уровень заработка в той или иной профессиональной сфере. И чем выше уровень материальных затруднений членов общества, тем больший приоритет в выборе профессии приобретает именно материальный ее аспект. Что касается образовательной деятельности, направленной на формирование отдельных специфических навыков, следует отметить, что в настоящее время она представляет собой один из элементов социального пути по самореализации в ряде сфер [Чигинцева 2019]. Вместе с тем в большинстве своем нарождающиеся образовательные институты носят коммерческий характер, что определяет ограничения по обращению к ним, связанные с материальными возможностями членов общества. По сути, речь идет о том, что материальное неравенство порождает неравенство в доступе к образованию. И в данном контексте также наблюдается зависимость между обеспеченностью членов общества и их возможностями по обращению в различные образовательные институты (не говоря уже о том, что люди, сталкивающиеся с серьезными материальными затруднениями, не располагают достаточным временем для образовательной деятельности, что сказывается на успеваемости даже студентов, обучающихся на бюджетной основе). Что касается сферы научной деятельности, следует отметить, что написание серьезного научного труда в плане затрат усилий и времени мало чем отличается от создания серьезного произведения, и в данном случае отвлекающие факторы, связанные с нехваткой материальных ресурсов, могут в существенной степени притормозить реализацию человеком своего научно-исследовательского потенциала.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что самореализация через образовательную сферу также обнаруживает серьезную зависимость от экономических факторов, выраженных в состоянии рынка труда, а также уровне материальных возможностей членов общества.

Заключение. Таким образом, на основании исследования сформирован ряд значимых выводов, непосредственно затрагивающих поставленную в рамках исследования проблему. Самореализация членов общества в культурной и образовательной сферах обнаруживает зависимость от состояния основных социальных институтов, прежде всего от материального статуса членов общества. Чем выше уровень материальных затруднений членов общества, тем больше возникает препятствий в раскрытии ими своего потенциала в данных сферах. Это позволяет рассматривать прямую взаимосвязь между уровнем бедности в регионе и препятствиями для населения данного региона в осуществлении социокультурной самореализации. В Республике Тыва можно констатировать наличие проблемной ситуации, связанной с крайне неблагоприятными материальными условиями, в которых пребывает большая часть населения. Это позволяет говорить о высоком уровне неудовлетворенности базовых потребностей жителей региона, а также об отсутствии должных условий для раскрытия их личного потенциала в творческой и образовательной деятельности.

Список литературы

Базаева Ф.У. 2020. Научно-теоретические аспекты творческой самореализации личности. — Международный научно-исследовательский журнал. № 10-2(100). С. 12-15.

Маслоу А. 2019. Мотивация и личность. 3-е изд. (пер. с англ.). СПб: Питер. 400 с.

Мертон Р.К. 1966. Социальная структура и аномия. - Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс. С. 299-313.

Мухтарова А.Х. 2017. Проблема самоактуализации личности в исследованиях зарубежных ученых. - Инновационная наука. № 8. С. 66-67.

Социально-стратификационные процессы в Республике Тыва: монография (отв. ред. З.Т. Голенкова, Ю.В. Голиусова, П.Е. Сушко). 2020. М.; Кызыл: Изд-во ФНИСЦ РАН. 128 с.

Фридланд А.Я. 2011. Модернизация и информационные технологии. -Тенденции и перспективы развития. № 6-1. С. 720-722.

Чигинцева О.Н. 2019. Модель самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности, характерная для западной культуры. - Преподаватель XXIвек. № 1. С. 51-69.

ANISIMOVA Tatyana Germanovna, Dr.Sci. (Soc.), Leading Researcher at the Center for the Study of Social Structure and Social Stratification, Institute of Sociology — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (bld. 5, 24/35Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218; anissimova07@gmail) GOLENKOVA Zinaida Tikhonovna, Dr.Sci. (Philos.), Professor, Head of the Center for the Study of Social Structure and Social Stratification, Institute of Sociology — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (bld. 5, 24/35Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218;golenko@isras.ru) KUBYAKIN Evgeny Olegovich, Dr.Sci. (Soc.), Associate Professor (Russia, Moscow; tspopz@yandex.ru) PLOTNIKOV Vladimir Valer'evich, Dr.Sci. (Soc.), Associate Professor; Professor of the Chair of Philosophy, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (12 Academica Volgina St, Moscow, Russia, 117997; incognito13@inbox.ru)

SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF SELF-REALIZATION OF THE INHABITANTS OF THE REPUBLIC OF TUVA IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPHERES

Abstract. The article deals with the conditions of self-realization of the inhabitants in the Republic of Tyva in the cultural and educational spheres. To achieve this goal, the authors have formed a range of intermediate tasks related to the conceptualization of the category of self-realization, the definition of key factors determining the possibility of members of society to realize their potential in the educational and cultural spheres. Basing on empirical data, the authors carry out the analysis of the key characteristics of socio-cultural self-realization identified during the study. A basis of the work is the structural-functionalist approach, as well as elements of the theory of the hierarchy of needs formed by A. Maslow. Based on the principle of primacy of vital needs in comparison with the needs of self-actualization of the individual, the paper conclude that violation of the conditions for the realization of the basic needs of the population acts as a marker of the lack of sufficient conditions for the self-realization of members of society. The article uses the results of sociological studies in the Republic of Tyva in 2019-2022 aimed at assessing the level of poverty of the population.

Keywords: self-realization, needs, pyramid of needs, hierarchy of needs, Republic of Tyva, educational activity, cultural activity, poverty, income of population, factors of self-realization in cultural and educational spheres

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.