Научная статья на тему 'Показатель посещаемости музеев как фактор проявления социально-культурных потребностей населения регионов России'

Показатель посещаемости музеев как фактор проявления социально-культурных потребностей населения регионов России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОН / ТРЕНДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ МУЗЕЕВ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PEOPLE'S SOCIAL AND CULTURAL NEEDS / REGION / CONSUMER BEHAVIOR TRENDS / RATES / MUSEUM ATTENDANCE RATE / CULTURAL CAPITAL / CULTURE / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мигунова Юлия Владимировна

В представленной статье понятие «социально-культурные потребности» населения исследуется на основе статистического показателя посещаемости музеев. Методологическую базу работы составили анализ информации Росстата за 2007-2016 гг., а также исследование вторичных социологических данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012, 2016 гг. Установлено, что социально-культурные потребности общества являются одновременно и культурным богатством индивида, трансформируя свойства социума в культурный капитал. Выбор показателя числа посещений музеев обусловлен тем, что он демонстрирует ценностно-ориентированное поведение населения, его заинтересованность духовной сферой общества, стремление к повышению культурного уровня человека. Выбранный индикатор анализировался на территории России в целом и в региональном разрезе. Отдельно рассмотрен показатель посещаемости музеев Приволжского федерального округа РФ, в частности в Республике Башкортостан. Выявлено, что в России на современном этапе наблюдается позитивный тренд роста посещаемости музеев (прирост составил 52,5 % по отношению к 2016 г.), зафиксированный и в Республике Башкортостан (74,8 % к 2016 г.). Тенденции такого характера подтверждаются социологическими данными. По словам респондентов, посещаемость музеев с 2012 по 2016 г. возросла в 1,4 раза, что свидетельствует о соответствующих растущих социально-культурных потребностях, а также о появлении новых возможностей для их удовлетворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum attendance rate as a factor in social and cultural needs of people in Russian regions

The concept of people’s social and cultural needs is investigated on the basis of museum attendance statistics. The methodological approaches taken in this study are the analysis of the Federal State Statistics Service data for 2007-2016 and a survey of secondary sociological data of the Russian Public Opinion Research Center in 2012, 2016. The author identifies that social and cultural needs of society are also the cultural wealth of the individual as they transform the properties of society into cultural capital. Museum attendance rate is to demonstrate the value-based behavior of people, their interest in the spiritual sphere of society, a desire to increase the cultural level of the person. This rate has been analyzed in both all-Russian and regional contexts. It has been examined in isolation in the Volga Federal District, in particular in the Republic of Bashkortostan. The study reveals a positive trend in museum attendance in Russia (attendance rate has increased to 52.5% by 2016) and the Republic of Bashkortostan (74.8% by 2016). Such trends are confirmed by sociological data. In the respondents’ opinion, museum attendance has increased by a factor of 1.4 from 2012 to 2016. It reflects the relevant growing social and cultural needs and new opportunities to meet them.

Текст научной работы на тему «Показатель посещаемости музеев как фактор проявления социально-культурных потребностей населения регионов России»

УДК 316.7:069(470+571)

https://doi.org/10.24158/spp.2019.1.1

Мигунова Юлия Владимировна

кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социально-экономических исследований -обособленного структурного подразделения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

ПОКАЗАТЕЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ МУЗЕЕВ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ [1]

Аннотация:

В представленной статье понятие «социально-культурные потребности» населения исследуется на основе статистического показателя посещаемости музеев. Методологическую базу работы составили анализ информации Росстата за 2007-2016 гг., а также исследование вторичных социологических данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012, 2016 гг. Установлено, что социально-культурные потребности общества являются одновременно и культурным богатством индивида, трансформируя свойства социума в культурный капитал. Выбор показателя числа посещений музеев обусловлен тем, что он демонстрирует ценностно-ориентированное поведение населения, его заинтересованность духовной сферой общества, стремление к повышению куль-турного уровня человека. Выбранный индикатор анализировался на территории России в целом и в региональном разрезе. Отдельно рассмотрен показатель посещаемости музеев Приволжского федерального округа РФ, в частности в Республике Башкортостан. Выявлено, что в России на современном этапе наблюдается позитивный тренд роста посещаемости музеев (прирост составил 52,5 % по отношению к 2016 г.), зафиксированный и в Республике Башкортостан (74,8 % - к 2016 г.). Тенденции такого характера подтверждаются социологическими данными. По словам респондентов, посещаемость музеев с 2012 по 2016 г. возросла в 1,4 раза, что свидетельствует о соответствующих растущих социально-культурных потребностях, а также о появлении новых возможностей для их удовлетворения.

Ключевые слова:

социально-культурные потребности населения, регион, тренды потребительского поведения, показатели, число посещений музеев, культурный капитал, культура, ценностные ориентации.

Migunova Yuliya Vladimirovna

PhD in Social Science, Research Fellow, Institute of Social and Economic Research -Subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

MUSEUM ATTENDANCE RATE AS A FACTOR IN SOCIAL AND CULTURAL NEEDS OF PEOPLE IN RUSSIAN REGIONS [1]

Summary:

The concept of people's social and cultural needs is investigated on the basis of museum attendance statistics. The methodological approaches taken in this study are the analysis of the Federal State Statistics Service data for 2007-2016 and a survey of secondary sociological data of the Russian Public Opinion Research Center in 2012, 2016. The author identifies that social and cultural needs of society are also the cultural wealth of the individual as they transform the properties of society into cultural capital. Museum attendance rate is to demonstrate the value-based behavior of people, their interest in the spiritual sphere of society, a desire to increase the cultural level of the person. This rate has been analyzed in both all-Russian and regional contexts. It has been examined in isolation in the Volga Federal District, in particular in the Republic of Bashkortostan. The study reveals a positive trend in museum attendance in Russia (attendance rate has increased to 52.5% by 2016) and the Republic of Bashkortostan (74.8% by 2016). Such trends are confirmed by sociological data. In the respondents' opinion, museum attendance has increased by a factor of 1.4 from 2012 to 2016. It reflects the relevant growing social and cultural needs and new opportunities to meet them.

Keywords:

people's social and cultural needs, region, consumer behavior trends, rates, museum attendance rate, cultural capital, culture, values.

Важная роль в развитии общества отведена социально-культурным и духовным потребностям. Процесс их формирования направлен на результаты общественного воспроизводства, включающие в себя ценностные ориентации личности и социума, что и характеризует социальную основу потребностей, отражающих существующие поведенческие социокультурные практики. Вследствие этого ценности индивида, его интересы, цели и мотивация могут быть представлены как косвенные показатели потребностей. Таким образом, социально-культурные, духовные потребности, сложившиеся в определенной системе ценностей данного социума, составляют культурное богатство индивида, трансформируя свойства социума в его культурный капитал [2].

Предполагается, что оценку социально-культурных, духовных потребностей населения региона можно производить с помощью такого статистического индикатора, как число посещений музеев. Степень реализации социально-культурных потребностей населения воплощается в

уровне его вовлеченности в культуру региона, в возможности формирования ценностных ориен-таций и приобщения к образцам высокой культуры. Показатель числа посещений музеев в количественном выражении отражен в ценностно-ориентированном поведении населения, его заинтересованности духовной сферой общества, стремлении к повышению культурного уровня. Помимо экзистенциальных потребностей населения в совершенствовании себя как личности, приобщении к высоким образцам культуры, показатель числа посещений музеев косвенно демонстрирует материальные возможности населения посетить музей [3].

Анализ количества посещений музеев в 2007-2016 гг. показал, что в этот период данный индикатор вырос на 52,5 %. В 2008 г. показатель фиксировался на уровне 566 на 1 000 чел. населения, в 2011 г. - 601, а в 2015 г. уже 813 на 1 000 чел. населения. Максимальное значение исследуемого показателя представлено в 2016 г. - 842 на 1 000 чел. населения, а минимальное - в 2007 г. (552) [4, с. 490-491]. При этом наблюдался выраженный рост количества посещений в составе экскурсий. Таким образом, например, в 2016 г. музеи России посетили 4,4 млн чел., что на 34,5 % выше, чем в 2008 г. Более того, возросло число экскурсий, достигнув наибольшего значения в 2015 г. (2 169 тыс. единиц), что подтверждается приведенными сведениями в таблице 1 [5, с. 42].

Таблица 1 - Групповые экскурсии в музеи в Российской Федерации, 2008-2016 гг.

Год Число экскурсий, тыс. единиц Годовой прирост (убыль), тыс. единиц Число экскурсионных посещений, тыс. единиц Годовой прирост (убыль), тыс. единиц Доля экскурсионных посещений, %

2008 1 787 - 33 000 - 41

2009 1 644 -144 31 087 -1 914 39

2010 1 723 79 31 992 905 39

2011 1 799 76 33 152 1 160 39

2012 1 833 34 33 999 847 38

2013 1 903 70 34 523 524 36

2014 1 995 92 36 382 1 859 35

2015 2 169 173 40 705 4 323 34

2016 2 164 -4 44 404 3 699 36

На уровне регионов России лидирующие позиции по числу посещений музеев в 2016 г. принадлежали городам федерального значения: Севастополю (4 980 на 1 000 чел. населения), Санкт-Петербургу (4 871) и Москве (2 217). Поскольку в крупнейших российских городах сосредоточены основные музеи нашей страны, следовательно, их посещаемость достаточно высока. Именно этот факт и обусловил распределение показателя. Минимальные значения числа посещений музеев представлены в Карачаево-Черкесской Республике (56 на 1 000 чел. населения), а также в Республике Северная Осетия - Алания (78) и Республике Тыва (127) [6, с. 490-491]. Интересен рейтинг самых посещаемых в 2016 г. отечественных музеев. Его возглавляет Петергоф с посещаемостью 5,25 млн чел., на втором месте - Эрмитаж (4,1 млн чел.), на третьем -музей-памятник «Исаакиевский собор» (3,8 млн чел.). Примечательно, что перечисленные музеи находятся в Санкт-Петербурге, возможно, поэтому город на Неве в числе лидирующих по рассматриваемому показателю [7, с. 40].

Тенденции посещаемости музеев Республики Башкортостан такие же, как и в Российской Федерации в целом. Рост данного показателя к 2016 г. составил 74,8 % в сравнении с 2007 г. При этом наибольшее и наименьшее значения фиксировались в 2007 г. (119 на 1 000 населения) и 2016 г. (208) соответственно. Несмотря на значительный рост количества посещений музеев в Башкортостане, на уровне Приволжского федерального округа РФ в 2016 г. республика оказалась только на предпоследнем месте после Оренбургской области, что, с одной стороны, указывает на сниженную потребность населения в культурном развитии, накоплении своего духовного потенциала, с другой - свидетельствует о низкой привлекательности региональных музеев для туристов. Между тем наибольшее количество посещений музеев на территории округа отмечается в республиках Татарстан (1 507 на 1 000 чел. населения) и Марий Эл (834), а также в Пензенской области (757) (рис. 1) [8].

Кроме анализа официальной статистики, представление об оценке уровня удовлетворения социально-культурных, духовных потребностей населения складывается и на основе данных социологических исследований. Например, результаты социологического исследования ВЦИОМ, проведенного в мае 2016 г., показали, что, по мнению опрошенных, состояние и оснащение экспозиций музеев заметно улучшились. В 2008-2016 гг. доля тех, кто считал их удовлетворительными, возросла с 36 до 53 %, а тех, кто разделял иную точку зрения, снизилась с 23 до 6 %. Между тем известная акция «Ночь музеев» стала особенно популярной, что вполне очевидно по итогам опроса. В частности, в 2012 г. об акции знали менее половины опрошенных респондентов - 42 %, а в 2016 г. - 58 %. Выросло и количество участников акции (в 2012 г. - 10 %, в 2016 г. -17 %). Таким образом, результаты опроса подтверждают выявленные тенденции: потребность в посещении музеев у россиян значительно повысилась.

Рисунок 1 - Число посещений музеев в Приволжском федеральном округе РФ

(на 1 000 чел. населения), 2016 г.

Тем не менее 30 % респондентов, участвовавших в опросе, заявили, что за прошедший месяц так и не смогли никуда выбраться. По мнению опрошенных, это связано с отсутствием свободного времени - 41 %. Данный ответ в 2016 г. выбирали гораздо чаще, чем, например, при опросе, проведенном в 2006 г. (31 % респондентов). Вместе с тем 26 % респондентов посетовали на материальные затруднения, препятствующие их участию в культурной жизни. Однако только 7 % ответивших пожаловались на отсутствие культурно-досуговых мероприятий поблизости от места жительства, в 2006 г. таких ответов было в три раза больше (22 %). Снизился показатель, выраженный в отсутствии желания посещать интересные места (с 22 до 14 %).

Итак, современная ситуация экономической нестабильности побуждает население большую часть своего времени посвящать работе и изредка участвовать в культурной жизни общества. Значительно возросло число жалоб на усталость и отсутствие свободного времени среди тех, кто в последний месяц не посещал культурно-развлекательные мероприятия [9]. Однако в России прослеживается позитивная тенденция увеличения количества посещений музеев, особенно в составе экскурсий. Аналогичный тренд - и в Республике Башкортостан, что подтверждают данные социологических исследований. Почти половина респондентов, участвовавших в опросе ВЦИОМ в 2016 г., обратили внимание на улучшение состояния и оснащенность экспозиций музеев. Соответственно, по словам опрошенных, возросла и посещаемость музеев (в 2012 г. - 10 %, в 2016 г. -17 %). Все эти факты указывают на рост социально-культурных потребностей, связанных с посещением музеев, а также на появление новых возможностей для их удовлетворения.

Ссылки и примечания:

1. Данное исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2019 г.

2. Свинухова Ю.Н. Социальное развитие региона: теоретико-методологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 9. С. 254-262 ; Шагиева Л.А. Ключевые показатели развития социального потенциала территориальных систем // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 1-2 (27). С. 175-178 ; Kelly J. Leisure and Society: A Dialectical Analysis // Leisure Studies: Prospects for the Twenty-first Century / ed. by E.L. Jackson, T.L. Burton. State College, PA, 1999. P. 53-68.

3. Ишмуратова Д.Ф. Социальная активность молодежи в воспроизводстве своего образовательного потенциала // Вестник ВЭГУ. 2013. № 4 (66). С. 182-186.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 : стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.

5. Статистика культуры. 2016: ежегодное справочное издание о состоянии культуры РФ в цифрах. М., 2017. 292 с.

6. Регионы России ... С. 490-491.

7. Статистика культуры ... С. 40.

8. Аслаева С.Ш. Учет типологизации структуры экономического пространства Республики Башкортостан при принятии управленческих решений // Вопросы управления. 2016. № 5 (42). С. 62-69 ; Регионы России ... С. 490-491.

9. «Ночь музеев» - 2016 [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 3108 // ВЦИОМ. 2016. 20 мая. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115695 (дата обращения: 05.12.2018).

References:

Aslaeva, SSh 2016, 'Accounting Typology Structure of the Economic Space of the Republic of Bashkortostan when Making Management Decisions', Voprosy upravleniya, no. 5 (42), pp. 62-69, (in Russian).

Culture Statistics. 2016: Annual Reference Book on the State of the Culture of the Russian Federation in Numbers 2017, Moscow, 292 p., (in Russian).

Ishmuratova, DF 2013, 'Social Activity of Young People in the Reproduction of their Educational Potential', Vestnik VEGU, no. 4 (66), pp. 182-186, (in Russian).

Kelly, J 1999, 'Leisure and Society: a Dialectical Analysis', Leisure Studies: Prospects for the Twenty-first Century, State College, PA, pp. 53-68.

''Night of Museums' - 2016: VTslOM press release no. 3108' 2016, VTsIOM, May 20, viewed 5 December 2018, <https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115695>, (in Russian).

Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017 2017, Rosstat, Moscow, 1402 p., (in Russian). Shagieva, LA 2017, 'Key Indicators of the Development of the Social Potential of Territorial Systems', Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii, no. 1-2 (27), pp. 175-178, (in Russian).

Svinukhova, YuN 2018, 'Social Development of the Region: Theoretical and Methodological Aspects', Kontsept, no. 9, pp. 254-262, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.