Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы обусловленности уголовно-правовой охраны информационных отношений'

Социально-экономические факторы обусловленности уголовно-правовой охраны информационных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / КРИМіНАЛЬНА ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / іНФОРМАЦіЙНі ВіДНОСИНИ / іНФОРМАЦіЙНі ЗАГРОЗИ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / INFORMATION RELATIONS / INFORMATION THREATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радутный А. Э.

Проблема уголовно-правовой защиты информационных отношений рассмотрена под углом анализа социально-экономического фактора ее обусловленности. Исследована социальная потребность безопасности информационных отношений, отражающая зависимость их существования от соблюдения всеми субъектами установленных правил и распространенных обычаев. Актуальной признана угроза информационных войн – комплекса методов влияния на массовое сознание людей в условиях информационной открытости. Рассмотрен вопрос экономических последствий информационных преступлений и необходимости баланса между обеспечением защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных угроз и взвешенным подходом к вмешательству в информационную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONALITY FACTORS OF CRIMINAL PROTECTION OF INFORMATION RELATIONS

The problem of criminal protection of information relations discussed in terms of socio-economic factor of conditionality. Author investigated the need for social security information relations that reflects the dependence of their existence from observing the rules and common practices by all persons. The threat of information warfare is recognized as relevant. It is a complex of measures of influence on the mass consciousness of people in terms of information transparency. Attention is paid to economic losses of information crimes and the need for balance between ensuring the protection of individuals, society and state against external and internal threats to information and deliberate approach to intervention in the sphere of information society.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы обусловленности уголовно-правовой охраны информационных отношений»

УДК 343.534

А. Э. Радутный,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ

ОХРАНЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проблема уголовно-правовой защиты информационных отношений рассмотрена под углом анализа социально-экономического фактора ее обусловленности. Исследована социальная потребность безопасности информационных отношений, отражающая зависимость их существования от соблюдения всеми субъектами установленных правил и распространенных обычаев. Актуальной признана угроза информационных войн -комплекса методов влияния на массовое сознание людей в условиях информационной открытости. Рассмотрен вопрос экономических последствий информационных преступлений и необходимости баланса между обеспечением защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных угроз и взвешенным подходом к вмешательству в информационную сферу.

Ключевые слова: уголовная ответственность, информационные отношения, информационные

угрозы.

Актуальность исследования обусловленности защиты информационных отношений напрямую связана со значительным увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте многих стран мира, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективную информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение общих социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Метафорой этого процесса является перевод железнодорожной стрелки, регулирующей движение поезда в ином направлении. Значит, чтобы вызвать желаемые изменения, не нужно прилагать значительных физических усилий, а достаточно применения малой силы, если точно знать, где ее приложить. И если довольно сложно остановить или изменить природные процессы (наводнения, цунами и пр.), то изменить направление развития страны или общества, деятельность отдельного человека или группы индивидов иногда возможно лишь несколькими нормативными актами или определенными информационными технологиями.

Это указывает на важность вопроса упорядочения информационных отношений (естественно, только тех, на которые человек может влиять) и приводит к выводу о существовании объективной необходимости уголовно-правовой охраны информации и связанной с ней деятельности.

Такая необходимость воплощается в уголовно-правовой норме путем ее отражения в правосознании законодателя, а позже - закрепления его воли в конкретном нормативном акте. Между тем субъективизм, а в отдельных случаях - и популизм законодательной оценки потенциально содержит в себе возможность неадекватного отражения в законе характера и степени общественной опасности уголовных правонарушений. С целью исключения возможности ошибки всегда должен быть учтен ряд факторов, обусловливающих динамику развития и результат установления уголовно-правового запрета.

Кроме того, в последнее время отдельные события общественной жизни настолько привлекают внимание законодателя, что прямо и непосредственно влияют на процесс законотворчества. В частности, вызывают озабоченность попытки некоторых авторов законопроектов добавить в диспозиции статей Особенной части УК Украины как можно больше квалифицирующих признаков, в результате чего нормы становятся чрезвычайно громоздкими [19, с. 37, 38]. Постоянное внесение изменений и дополнений к уголовным законам негативно влияет на стабильность законодательства и его правовую предсказуемость, а копирование нормативных разработок других государств без соответствующей адаптации привносит в отечественную правовую систему нормы и принципы, не являющиеся характерными для нее [16], что указывает на необходимость взвешенного подхода к определению факторов социальной обусловленности того или иного аспекта уголовно-правовой охраны.

Вопросу определения факторов обусловленности уголовно-правовой защиты информации уделялось и уделяется внимание в трудах таких известных ученых, как М. И. Бажанов, М. А. Беляев,

B. И. Борисов, И. М. Гальперин, П. С. Дагель, И. М. Даньшин, Г. А. Злобин, С. Г. Келина, М. Й. Коржанський, А. И. Коробеев, Г. А. Кригер, В. М. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, И. П. Лановенко,

C. С. Алексеев, Н. И. Панов, А. Я. Светлов, В. В. Сташис, В. Я. Таций, П. А. Фефелов, В. Д. Филимонов, С. С. Яценко и др.

Наряду с нормативными, криминологическими и социально-прогнозируемыми факторами социальной обусловленности уголовно-правовой охраны информации и информационных отношений выделяют также социально-экономические, указывающие на социальную потребность состояния безопасности информационных отношений и отражающие зависимость их существования от соблюдения всеми субъектами установленных правил и распространенных обычаев.

Понятие «безопасность информационных отношений» часто используют синонимично определению информационной безопасности, под которой понимают такое состояние информации, при котором обеспечивается сохранность определенных политикой безопасности свойств информации [1]. Таким образом, обеспечение сохранения свойств информации подразумевает состояние информационной безопасности.

Закон Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007 -2015 годы» [10] одним из главных приоритетов государства определил стремление построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать и накапливать информацию и знания, иметь к ним свободный доступ, пользоваться и обмениваться ими, чтобы предоставить возможность каждому человеку в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя общественному и личному развитию и повышая качество жизни. Приведенные положения указывают на важнейшие аспекты информационных отношений -свободный доступ к информации и максимальная возможность раскрыть свой творческий потенциал, которые наряду с другими служат обоснованием социальной необходимости безопасности информационных отношений.

Согласно положениям ст. 13 указанных основных принципов информационной безопасностью в информационном обществе признается состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства, при котором предупреждается нанесение вреда из-за (а) неполноты, несвоевременности и недостоверности используемой информации, (б) негативного информационного влияния, (в) негативных последствий применения информационных технологий, (г) несанкционированного распространения, использования и нарушения целостности, конфиденциальности и доступности информации.

Этот аспект информационных отношений раскрывает исследуемое явление с иной стороны: социальная потребность их охраны заключается в необходимости сдержать негативное влияние, предупредить или устранить отрицательные последствия противоправного поведения в информационной сфере.

Важными составляющими информационной безопасности, ее существенными свойствами являются конфиденциальность, целостность, полнота и доступность данных. Конфиденциальность заключается в том, что информация не может быть получена ненадлежащим субъектом, целостность означает невозможность её модификации последним, полнота способна обеспечить максимальный эффект от использования той или иной; доступность является её свойством быть полученной надлежащим субъектом в необходимое для него время и определенным способом.

Дополнительно также указывают на такие свойства, как (а) апеллирование - возможность доказать, что автором информации является именно заявленное физическое или юридическое лицо, а никто иной; (б) подотчетность - признак информационной системы, позволяющий фиксировать деятельность пользователей, использование ими пассивных объектов и однозначно устанавливать авторов определенных действий в системе; (в) достоверность - свойство информации определять степень объективного и точного отражения имевших место событий и фактов; (г) аутентичность - признак, гарантирующий, что субъект или ресурс идентичны заявленным [4].

Совокупность указанных свойств превращает информационную сферу в безопасную среду, достижение состояния которой и является социальной необходимостью общества. Благодаря своей универсальности информационные отношения, равно как и экономические, пронизывают все сферы общественной жизни, входят в качестве структурного элемента в подавляющее большинство общественных отношений.

Практически доказан тот факт, что главной проблемой в экономических отношениях - это эффективное использование ограниченных производственных ресурсов (или управление ими) с целью достижения максимального удовлетворения потребностей отдельного субъекта и общества в целом [8, с. 36]. Этому можно противопоставить то, что наряду с исчерпаемостью ресурсов более значительной проблемой является искажение их распределения: (а) население богатой природными ресурсами страны может находиться в нищете, (б) главным банком отдельной страны может стать частное учреждение, (в) отдельные спортивные ассоциации могут ничего не вкладывать, а наживаться только путем продажи права трансляции зрелищ и др.

То же самое можно утверждать и об информационных отношениях. Однако информации вокруг существует больше, нежели иных ресурсов, она фактически неисчерпаема, а социальная потребность

заключается в том, чтобы должным образом ее получить и использовать. Поэтому устанавливаются, гарантируются и охраняются определенные правила поведения в сфере информационных отношений, соблюдение и улучшения которых - также насущная социальная потребность.

Нельзя сбрасывать со счетов и опасность информационных войн, которые являются комплексом определенных мер по воздействию на массовое сознание людей в условиях информационной открытости. В отличие от тоталитарной пропаганды (когда все строится на так называемой «монополии на правду»), методы информационной войны предполагают наличие и относительную доступность различных источников информации, навязывающих свою точку зрения разными способами. Интересные выводы делает в своей книге «Информационная война» С. П. Расторгуев [12], определяя информационные войны как целенаправленное взаимодействие информационных систем с целью получения определенного выигрыша. Одним из средств информационного оружия при этом выступает пропаганда преимуществ своего образа жизни. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам (государствам, обществам, частным слоям населения и пр.) неизбежно ослабляет другие, они являются полностью безопасными для самого агрессора, поскольку эта информация не перепрограммирует его собственную информационную систему. В случае информационной войны поверженный противник сам становится ресурсом: превращается в дешевую рабочую силу, выполняет самую непрестижную работу. На основании этого С. П. Расторгуев приходит к выводу, что объем информации, целенаправленно двигаясь от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности [12].

Для массового перепрограммирования народа, нации наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску и относящиеся к таким сферам, как массовая культура, искусство, религия и пр. Анализ данных относительно таких способов показывает, что многие страны мира сейчас создают у себя системы защиты от информационной агрессии, которая иногда приобретает вид культурной экспансии. Например, по требованию Государственного национального киноцентра Франции доля национальных фильмов в этой стране должна составлять в прокате не менее 40 % всей продукции, предлагаемой для демонстрации зрителям [17].

Информационные войны - явление, сходное заражением клетки вирусом. Биологическая клетка, в которую тот попадает, является для него внешней средой. Вступая в информационный обмен с элементами клетки, вирус целенаправленно изменяет их взаимодействие и тем самым заставляет их создавать соединения. Такое взаимодействие приводит к нарушению внутреннего информационного поля клетки. Если искажение информации становится более-менее значительным, последнняя теряет возможность поддерживать свое первоначальное существование и как следствие - существенно меняется или даже разрушается.

На значимость информационной войны указывают и известные аналитики. Показательно высказывание бывшего министра обороны США Д. Рамсфельда от 17 февраля 2006 г. «В современных войнах критические баталии происходят не в горах Афганистана или на улицах Ирака, а в студиях новостей в таких городах, как Нью-Йорк, Лондон, Каир и др.» [13]. Как видим, социальная необходимость уголовноправовой охраны информационных отношений охватывает 2 важные тенденции: (а) обеспечение защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных угроз и (б) взвешенный подход ко вмешательству в информационную сферу общества со стороны государства.

Из последнего как раз и проистекает актуальность исследования возможности уменьшения негативных побочных последствий уголовно-правового воздействия, среди которых выделяют:

1) стигматизацию определенной части граждан, получающих клеймо «преступник», что приводит их к положению обездоленных и усложняет процесс социальной реабилитации и предупреждения совершения новых преступлений [2, с. 12];

2) ослабление социально полезных связей вплоть до полной их потери;

3) дополнительные затраты общества на ресоциализацию в постпенитенциарний период;

4) снижение профессиональной квалификации осужденных, которая была у них до совершения преступления;

5 ) исключение определенной части граждан из различных сфер общественно полезной деятельности [7, с. 78].

Еще одним препятствием для реализации успешной уголовно-правовой политики иногда становится неприятие определенной частью населения факта криминализации того или иного поведения. К примеру, Законом Украины № 2852-УТ от 22 декабря 2010 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о запрете игорного бизнеса» УК Украины был дополнен ст. 2032 (занятие игорным бизнесом). Но, несмотря на определенный криминальный фон, являющийся питательной средой для совершения различных правонарушений, ранее этому запрету предшествовало: (а) признание игорного бизнеса легальным видом предпринимательской деятельности, (б) выдача разрешений и лицензий на его осуществление, (в) получение государством доходов от

налогообложения субъектов игорного бизнеса и т. д. [11]. При отсутствии широкой кампании освещения преимуществ криминализации указанного деяния необходимость и обоснованность последней может вызвать сомнение у некоторой части населения. Более того, по сообщениям СМИ, вопрос о возможности возвращения к легализации игорного бизнеса весьма активно дискутируется [3].

В то же время наблюдаются факты легкомысленного отношения к отдельным разновидностям общественно опасного поведения, в частности, к противоправным действиям в отношении коммерческой или банковской тайны [20, с. 3], что одновременно указывает и на их высокую латентность, и на небрежное отношение отдельных субъектов информационных отношений к внешним и внутренним опасностям.

Не меньшей опасностью является чрезмерное вмешательство государства в процесс регламентации информационной сферы, в том числе в сетях свободного обмена информацией. Ведь оно способно существенно помешать задекларированным Основными принципами развития информационного общества в Украине на 2007 - 2015 годы стремлениям построить информационное общество, ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на дальнейшее развитие.

Таким образом, возможность уменьшения негативных побочных последствий уголовно-правового воздействия на информационные отношения тесно связана с широким обсуждением острых вопросов криминализации, взвешенным подходом и опорой на действующие положения уголовного законодательства, испытанные временем и опытом правоприменения.

Наряду с этим сфера информационных отношений характеризуется значительной привлекательностью с экономической точки зрения.

По данным Госкомстата, за 10 месяцев 2011 г. объем доходов, полученных субъектами хозяйствования всех форм собственности в отрасли связи, составил 41,6 млрд грн, что на 2,2 млрд грн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; из них доходов от населения - 15,3 млрд грн. Рост доходов наблюдается почти по всем видам услуг, кроме фиксированной телефонной, телеграфной связи и проводного вещания. Весьма динамично росли доходы от предоставления услуг курьерской деятельности (124,5 %), обеспечения широкополосного доступа к сети Интернет выделенными каналами связи (122,5 %), 1Р-телефонии (109,8 %), передачи и приема телерадиопрограмм, радиосвязи (108,9 %). Больше всего выросли доходы по сравнению с январем-октябрем 2010 г. на рынке услуг подвижной (мобильной) связи -на 1,6 млрд грн, а также передачи данных и обеспечения доступа к сети Интернет - почти на 0,5 млрд. грн [9]. Все это обусловливает высокую вероятность совершения правонарушений экономически информационной направленности.

Как сообщил в ходе брифинга в МВД Украины начальник Департамента криминальной милиции МВД Украины В. Коряк, с начала 2011 г. только сотрудниками милиции было раскрыто более 31 тыс. преступлений в сфере экономической преступности, убытки по которым составили более 1,5 млрд грн [14]. На сегодняшний день отсутствует статистика, которая непосредственно отслеживала бы размер убытков от информационных преступлений. Но благодаря тесной взаимосвязи информационных отношений с другими родовыми объектами уголовно-правовой охраны, в частности, с экономическими отношениями, проекция данных по экономическим преступлениям на информационную сферу представляется допустимой.

Результаты криминологических исследований позволяют утверждать, что государство не обеспечило соответствующего уровня управления в сфере противодействия преступности, а в экономике фактически потеряло контроль над криминальной ситуацией [6]. Доминирующая криминологическая тенденция в условиях трансформации экономики Украины - рост уровня преступности в сфере хозяйственной деятельности, криминализация всей системы общественных отношений и отраслей экономики, сращивание преступности, экономики и политики.

По результатам проведенной работы в сфере защиты экономических интересов государства Генпрокуратурой в I полугодии 2011 г. разоблачены преступления, общие убытки от которых составили 700 млн, каждое 6-е привлеченное должностное лицо является работником органа контроля [18], что связывает эти преступления именно с информационной сферой. Не намного лучше ситуация наблюдается и в других странах мира. Так в Германии ущерб от экономических преступлений стремительно растет: по данным Федерального ведомства по уголовным делам (ВКА) в 2010 г. убытки составили почти 4,7 млрд евро. По сравнению с предыдущим годом эта сумма возросла на 1,2 млрд евро [5]. Преступники подделывают счета, похищают продукцию, скрывают информацию об убытках, берут взятки и пр.

Таким образом, благодаря взаимосвязи информационных, экономических и иных охраняемых уголовным законом общественных отношений имеются основания утверждать об огромном размере убытков, вызванных исследуемыми преступлениями.

Подводя итог вышеизложенному, следует указать на наличие необходимых и достаточных социально-экономических факторов обоснованности охраны информации и информационных отношений, на социальную потребность их охраны, заключающуюся в обеспечении защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних информационных угроз и взвешенном подходе ко вмешательству в информационную сферу социума.

Список литературы: 1. Вікіпедія - вільна енциклопедія [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://uk.wikipedia.org/wiki/Інформацiйна_безнека. 2. Гришанин П. Ф. Задачи повышения эффективности борьбы с рецидивной преступностью / П. Ф. Гришанин. - Сов. гос-во и нраво. - 19S3. - N° 6. 3. Ділова Україна [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://project.ukrinform.ua/billboards/24963. 4. Інформаційні технології. - Методи захисту. - Система управління інформаційною безпекою: ГСТУ СУІБ 1.0/IS0/IEC 27001:2010; офіц. Переклад; ст. З [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://www.bank.gov.ua/B zakon/Draft/02022010/27001.pdf. 5. Інформаційне агентство BIN.UA: за матеріалами Deutsche Welle [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://bin.ua/news/foreign/world/121918-ushherb-ot-yekonomicheskix-prestuplenij-v.html. 6. Кальман О. Г.

Економічна злочинність в Україні: стан, тенденції, протидія / О. Г. Кальман [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://www.ukrainianpravo.narod.ru/probemi_borotbi_z_zlochinnstyu/ekonomchna_zlochinnst_v_ukran_stan_tendents_protidya. 7.

Коробеев А. И. Советская уголовно-правовая политика: моногр. / А. И. Коробеев. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1987. - 260 с. S. МакконнеллК. Р. Экономикс: моногр. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. - М.: Изд-во ПРЕСС, 1996. - 630 с. 9. Офіційний веб-сайт Державної служби спеціального зв’язку та захисту інформації України [Електрон. ресурс]. - Режим доступу:

http://www.dstszi.gov.ua/dstszi/control/uk/publish/article?art_id=95259&cat_id=3S710. 10. Про основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007 - 2015 роки: Закон України N° 537-V від 09.01.2007 // Відом. Верхов. Ради України. - 2007. - № 12. -Ст. 102. 11. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо удосконалення законодавства нро заборону грального бізнесу в Україні: Закон України № 2S52-VI від 22.12.2010 // Голос України. - 2011. - № 1. 12. Расторгуев С. П. Информационная война: монограф. / С. П. Расторгуев. Электр. библиотека Попечит. совета мех.-мат. фак. МГУ. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 416 с. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://lib.mexmat.ru/books/20011. 13. РИАНОВОСТИ [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.rian.ru/world/america/20060414/463604S0.html. 14. РБК-Україна [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.rbc.ua/ukr/newsline/show/mvd-v-2011-g-razoblachilo-31-tys-ekonomicheskih-prestupleniy-01112011124500. 15. Самуельсон П. Економіка: підручник / П. Самуельсон. - Л.: Свічадо, 199З. - 220 с. 16. Стенограма Урочистого засідання Верховної Ради України 16 линня 2010 р. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http//static.rada.gov.ua/zakon /sk16/6session/stenogr/16071006_97.htm. 17. Студия Видеотон: Финансирование киноиндустрии; опыт Европы [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.studio-

videoton.ru/Theory/opitevropa.html. 18. Українське національне інформаційне агентство УКРІНФОРМ [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrinform.ua/ukr/order/?id=1022992. 19. Швець В. Д. Практика внесення змін і доповнень до КК України: здобутки та прорахунки / В. Д. Швець // 10 років чинності Кримінального кодексу України: проблеми застосування, удосконалення та подальшої гармонізації із законодавством європейських країн: матер. міжнар. наук.-практ. конф., 1З - 14 жовт. 2011 р. / голов. ред. В. Я. Тацій. -Х.: Право, 2011. - С. 35 - 40. 20. International Security Review. - 1994/95. - Winter. - p. 20 - 22 (Борьба с преступностью за рубежом (но материалам зарубежной печати). - М.: ВИНИТЬ, 1995. - № 11. - 45 с.).

СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ ЧИННИК ОБУМОВЛЕНОСТІ КРИМІНАЛЬНО-ПРАВОВОЇ ОХОРОНИ ІНФОРМАЦІЙНИХ ВІДНОСИН

Радутний О. Е.

Проблема кримінально-правової охорони інформаційних відносин розглянута під кутом аналізу соціально-економічного чинника її зумовленості. Досліджено соціальну потребу їх безпеки, яка віддзеркалює залежність існування цих відносин від дотримання всіма суб'єктами встановлених правил і поширених звичаїв. Актуальною визнано небезпеку інформаційних війн - комплексу заходів впливу на масову свідомість людей в умовах інформаційної відкритості. Звернено увагу на економічні збитки від інформаційних злочинів і на необхідність балансу між забезпеченням захисту особи, суспільства й держави від зовнішніх і внутрішніх інформаційних загроз і виваженим підходом до втручання в інформаційну сферу суспільства.

Ключові слова: кримінальна відповідальність, інформаційні відносини, інформаційні загрози.

SOCIO-ECONOMIC CONDITIONALITY FACTORS OF CRIMINAL PROTECTION OF INFORMATION RELATIONS Radutniy A. E.

The problem of criminal protection of information relations discussed in terms of socio-economic factor of conditionality. Author investigated the need for social security information relations that reflects the dependence of their existence from observing the rules and common practices by all persons. The threat of information warfare is recognized as relevant. It is a complex of measures of influence on the mass consciousness of people in terms of information transparency. Attention is paid to economic losses of information crimes and the need for balance between ensuring the protection of individuals, society and state against external and internal threats to information and deliberate approach to intervention in the sphere of information society.

Key words: criminal responsibility, information relations, information threats.

Поступила в редакцию 29.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.