ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-135-140 УДК 316.4(045)
Социально-экономические эффекты стигматизации ВИЧ-инфицированных: опыт качественного исследования
Ю.А. Коршунова
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается феномен стигматизации и его механизмы. Раскрыты эффекты влияния стигматизации ВИЧ-инфицированных на экономическую и социальную сферу общества. С марта по май 2022 г. проводилось социологическое исследование методом глубинного интервью. В результате него были выявлены стигматизирующие установки у студентов и преподавателей российских университетов, основанные на типологии Ю. С. Смирновой. В работе проанализирована допустимая социальная дистанция для респондентов во время взаимодействия с человеком с ВИЧ-инфекцией. Выявлена причинно-следственная связь между информированностью людей о ВИЧ и стигматизацией инфицированных. Ключевые слова: стигматизация; ВИЧ; социальная дистанция; стигматизирующие установки; социально-экономические эффекты
Для цитирования: Коршунова Ю.А. Социально-экономические эффекты стигматизации ВИЧ-инфицированных: опыт качественного исследования. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(1):135-140. РОМ 10.26794/2226-7867-2023-13-1-135-140
ORiGiNAL PAPER
Socio-Economic Effects of HIV Stigmatization: Experience of Qualitative Research
Yu.A. Korshunova
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The phenomenon of stigmatization as well as its mechanisms are being discussed in this article. The author has discovered how the stigmatization of HIV-positive people affects both the economic and social spheres in the society. A sociological study was conducted by the method of in-depth interviews from March to May 2022. With the usage of qualitative analysis, the following stigmatizing attitudes amongst students and professors of Russian universities have been detected based on the typology of Yu. S. Smirnova. The analysis regarding the estimate of the acceptable social distance between the respondents and HIV-positive persons is also provided in this paper. A causal relationship between the stigmatization of HIV persons by the respondents and how knowledgeable they were on the topic of HIV is found. Keywords: stigmatization; HIV; social distance; stigmatizing attitudes; socio-economic effects
For citation: Korshunova Yu.A. Socio-economic effects of hiv stigmatization: Experience of qualitative research. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(1):135-140. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-135-140
На сегодняшний день более 1 100 000 россиян имеют ВИЧ-положительный статус [1], что сопоставимо с населением крупного города России, например такого, как Челябинск или Омск, или даже с населением целой страны, такой как Эстония.
Одной из причин распространения ВИЧ является отсутствие своевременного тестирования и профилактики [1].
В свою очередь, распространение этой болезни наносит огромный ущерб экономике России: Роспотребнадзор оценил потери в 225,5 млрд руб. в год Ч
Стигматизация ВИЧ-инфицированных влечет за собой социальные и экономические эффекты.
1 URL: http://www.hivrussia.info/
© Коршунова Ю.А., 2023
Основная проблема заключается в том, что в России растет заболеваемость ВИЧ, но при этом население слабо осведомлено в данном вопросе, что ведет к отсутствию профилактики заболевания и, как следствие, большему распространению вируса иммунодефицита.
Цель данной работы — раскрыть сущность проявлений социальной стигматизации ВИЧ-инфицированных, наблюдаемых в России, на примере преподавателей и студентов.
Нами было проведено глубинное интервью. Информантами стали 12 человек, 6 из которых — преподаватели российских вузов и 6 — студенты. Также опрашиваемые были разделены по гендерному признаку: 6 женщин и 6 мужчин, по 3 представителя в каждой вышеназванной подгруппе соответственно.
Различные стигматизирующие установки, предубеждения и стереотипы становятся преградой для общения с людьми с ВИЧ-положительным статусом. Для выявления допустимой социальной дистанции между респондентами и людьми с ВИЧ использовалась шкала Э. Богардуса.
Понятие «стигма» возникло еще в древней Греции — так назывались телесные знаки, которыми помечали «неугодных» для общества индивидов. Такая пометка на теле человека демонстрировала его социальный статус. Сегодня же стигмой называют любую характеристику человека, из-за которой люди относятся к нему хуже, чем к остальным, избегают его, дискриминируют.
В данной работе мы будем отталкиваться от теории стигматизации Ирвина Гофмана. Американский социолог дает следующее определение: «Стигма — это качество, выдающее какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него» [2].
Чтобы понять, как стигма может появляться в умах людей, обратимся к работе социологов
Питера Л. Бергера и Томаса Лукмана о социальном конструировании реальности [3]. Через собственные знания и понимание человек каждый раз формирует свое представление о том, что есть норма, что есть должное и как следует себя вести. При недостатке знаний возникают проблемы в восприятии реальности. Так, мы можем предполагать, что дефицит знаний окружающих о ВИЧ приводит к стере-отипизации и стигматизации людей с ВИЧ-положительным статусом.
Кандидат психологических наук Ю. С. Смирнова на основе эмпирического исследования разработала авторскую типологию стигматизирующих установок [4]. Критерий типологии — социальные установки в отношении стигматизируемых групп.
1. Враждебное отношение. Характеризуется негативным, агрессивным отношением к стигматизируемой группе.
2. Жалость и сочувствие. Характеризуется уже не агрессивным характером, а, наоборот, положительным. Человек из стигматизируемой группы представляется беззащитным, не имеющим возможности исправить ситуацию, безнадежным и обреченным на некие страдания.
3. Позитивная установка. Стигматизируемый представляется в благополучном положении или способным изменить свою жизненную ситуацию.
4. Негативная установка на пассивность. Характеризует человека в неблагополучном положении, в которое он попал не по своей вине. Однако он может исправить это, но ничего не предпринимает из-за своей пассивности.
5. Интернальная атрибуция. Установка о человеке, который попал в неблагоприятное положение по своей вине. Его поведение или отношение к реальности и является источником стигматизации.
6. Экстернальная атрибуция. Характеристика человека, поневоле являющегося душевно больным, который не может себя контролировать, неадекватен, не понимает, что делает.
В ходе глубинных интервью были выявлены следующие стигматизирующие установки среди информантов по классификации Ю. С. Смирновой: враждебное отношение, интернальная атрибуция, жалость и сочувствие (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Сравнительный анализ стигматизирующих установок преподавателей и студентов / Comparative analysis of stigmatizing attitudes of teachers and students
Преподаватели Студенты
Враждебное отношение
- «Если человек выглядит, ну, прямо скажем, не очень, то я понимаю, что он либо колется, либо бабник -у меня будет сразу негативное отношение» (студентка, девушка)
- «Представляю что-то такое мерзкое, грязное (про больных ВИЧ). Например, наркотики, незащищенный секс и т.д. То есть этот человек в моих глазах упал почти» (студент, мужчина)
Интернальная атрибуция
«Они неразборчивы, либо не думают о своем здоровье и здоровье партнера, это не моя тема» (преподаватель, женщина) «Мне все-таки кажется, что люди, которые каким-то обычным путем заражаются, их мало. То есть больше все-таки это те, которые именно со всеми подряд» (студентка, девушка)
- «Те, которые заразились, потому что они не соблюдали ничего, я их не жалею» (студентка, девушка)
Жалость и сочувствие
«Он просто жертва в чистом виде, и его можно только пожалеть» (преподаватель, женщина) «Их мне жалко» (студентка, девушка)
«Не буду давать ему те фронты работы, где внимательность требуется обязательно» (преподаватель, мужчина) «Была бы более лояльной (чем к остальным)» (студентка, девушка)
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
Можно заметить, что установка на враждебное отношение проявляется у студентов обоих полов, в то время как такой тип стигматизирующих установок у преподавателей выявлен не был. Установку интернальной атрибуции среди представителей студенческой группы чаще выражают девушки, а также среди преподавателей — женщины. Самой распространенной среди обеих групп стала установка на жалость и сочувствие, она прослеживалась во всех подгруппах, кроме юношей-студентов.
Различные стигматизирующие установки, предубеждения и стереотипы становятся преградой для общения с людьми с ВИЧ-положительным статусом. Для выявления допустимой социальной дистанции между респондентами и людьми с ВИЧ использовалась шкала Э. Богар-дуса. Информантам были заданы вопросы об их возможности взаимодействовать с ВИЧ-ин-
фицированным на уровне публичного и социального пространства, дружеских и интимных/ романтических отношений.
Так, на уровне публичного пространства (встречи на улице, в общественном транспорте) никаких барьеров нет.
На уровне деловых отношений (общение по работе, учебе) начинают возникать некоторые препятствия (табл. 2).
Можно заметить, что у мужчин-преподавателей и девушек-студенток препятствия во взаимодействии возникают только на уровне романтических отношений, в то время как у женщин-преподавателей и мужчин-студентов блок стоит, уже начиная с социального пространства (общение с коллегами по работе и учебе).
После вопросов об отношениях респондентов к ВИЧ-инфицированным на разных
Таблица 2 / Table 2
Сравнительный анализ социального дистанцирования преподавателей и студентов / Comparative analysis of social distancing of teachers and students
Преподаватели Студенты
На уровне социального пространства
«Я постаралась бы не пить из одного стакана» (преподаватель, женщина) «Если отбросить лицемерие, то я бы стал относиться, скорее, хуже» (студент, мужчина)
«Подозрение какое-то бы возникло» (преподаватель, женщина) «Представляю что-то такое мерзкое, грязное. Например, наркотики, незащищенный секс и так далее. То есть, этот человек в моих глазах упал почти» (студент, мужчина)
На уровне дружеских отношений
«Мне такие люди не близки» (преподаватель, женщина) «Очень долго держал бы дистанцию» (студент, мужчина)
На уровне интимных отношений
«Не хотел бы, чтобы эта девушка постоянно глотала эти таблетки на моих глазах» (преподаватель, мужчина) «Я не хочу, чтобы у моего ребенка было что-то со здоровьем» (студентка, девушка)
«Я бы, наверное, не стала. Ну, зачем мне такие лишние сложности» (преподаватель, женщина) «Думаю, все равно рано или поздно это стало бы камнем преткновения» (студент, мужчина)
Источник/Source: составлено автором / complied by the author.
уровнях были заданы другие — относительно знаний о ВИЧ и СПИДе. Затем информантам дали правильные ответы, а также информационные карточки.
Информантов спросили, изменилось ли их мнение о ВИЧ-инфицированных после получения данной информации. Некоторые сказали, что не изменилось — ни в лучшую, ни в худшую сторону, а другие дали такие ответы:
«Теперь я не был бы таким категоричным» (студент, мужчина).
«Я хотел бы, чтобы больше людей были проинформированы на этот счет. Это однозначно» (преподаватель, мужчина).
Распространение информации дало положительный эффект. Помимо этого, во время интервью был выявлен интересный факт: ре-
спонденты выразили желание, чтобы в их университете появилась возможность бесплатно сдавать анализы на ВИЧ и другие заболевания:
«Это вообще отличная инициатива» (студент, мужчина).
«Конечно, это классно. То есть это было бы здорово, если бы такое ввели» (студент, мужчина).
«Воспользовалась бы, прекрасная возможность» (преподаватель, женщина).
Неодобрительное отношение к ВИЧ-инфицированным и отсутствие знаний по данной теме порой приводит к следующим эффектам:
Во-первых, в сознании индивида ВИЧ ассоциируется с болезнью наркоманов и с теми, кто имеет беспорядочные половые связи. Такие
установки были выявлены в ходе исследования. Так, некоторые информанты считают, что ВИЧ их не коснется, потому что они не ведут вышеуказанный образ жизни:
«Целенаправленно не сдавал (тест на ВИЧ). <...> Потому что не веду беспорядочный образ жизни и не являюсь наркоманом» (преподаватель, мужчина).
«[ВИЧ-инфицированные] со всеми подряд <...> Не собираюсь сдавать тест. Нет таких условий, в которых, как мне кажется, я могу заразиться» (студентка, девушка).
Во-вторых, люди боятся сдавать анализы (или сдавать их не анонимно), потому что окружающие станут относиться к ним хуже. Некоторые информанты высказали свое мнение об этом:
«Люди из-за такого негативного информационного фона как раз-таки и не идут массово сдавать анализы. Если делать, то анонимно, как я» (студент, мужчина).
«У нас вообще никто не согласен, чтобы данные о здоровье разглашались и автоматически направлялись в какие-то инстанции. И тут же станет известно на работе и везде. Это никому не нужно» (преподаватель, женщина).
«Не сдавала никогда (тест на ВИЧ) <...> Как-то страшно, что что-то выявят» (студентка, девушка).
Данные эффекты ведут к отсутствию профилактики распространения ВИЧ в России, что грозит негативными социальными и экономическими последствиями, среди которых [5]:
1. Сокращение продолжительности жизни граждан, снижение активности населения.
2. Снижение рождаемости, увеличение смертности и инвалидности среди населения.
3. Снижение количества трудовых ресурсов, их качества.
4. Увеличение государственных расходов на лечение инфицированных, лабораторные исследования, профилактику ВИЧ, обеспечение больных дорогостоящими лекарствами.
5. Увеличение количества детей-сирот, оставшихся после смерти больных родителей, увеличение расходов на их содержание.
6. Уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет.
Таким образом, отсутствие информированности ведет к стигматизации ВИЧ-инфицированных, а данное обстоятельство мешает людям добросовестно проходить профилактику, что способствует распространению заболевания и приводит к негативным социальным и экономическим последствиям для государства и населения.
Понятие «стигма» возникло еще в древней Греции - так назывались телесные знаки, которыми помечали «неугодных» для общества индивидов. Такая пометка на теле человека демонстрировала его социальный статус. Сегодня же стигмой называют любую характеристику человека, из-за которой люди относятся к нему хуже, чем к остальным, избегают его, дискриминируют.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно заключить, что социальной стигматизации ВИЧ-инфицированных способствует низкая информированность в области данного заболевания, в связи с чем доминируют установки на враждебное отношение, интернальную атрибуцию, а также жалость и сочувствие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Асанова А. Секс без просвета. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/14/seks-bez-prosveta
2. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. URL: https://www.hse.ru/ data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум; 1995. 323 с.
4. Смирнова Ю. С. Типы стигматизирующих установок. Философия и социальные науки. 2010;(3):45-49.
5. Драчук П. Э., Драчук Т. Э., Пешикова М. В., Пешиков О. В. Социальные и экономические аспекты проблемы распространения ВИЧ-инфекции в России. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018;2(21):30-33.
REFERENCES
1. Asanova A. Sex without a light. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/14/seks-bez-prosveta (In Russ.).
2. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. URL: https://www.hse.ru/ data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf (In Russ.).
3. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge. Moscow: Medium; 1995. 323 p.
4. Smirnova Yu. S. Types of stigmatizing attitudes. Philosophy and social sciences. 2010;(3):45-49.
5. Drachuk P. E., Drachuk T. E., Peshikova M. V., Peshikov O. V. Social and economic aspects of the problem of the spread of HIV infection in Russia. Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region. 2018;2(21):30-33.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Юлия Александровна Коршунова — бакалавр 4-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Yulia A. Korshunova — bachelor of the 4th year of the faculty of social sciences and mass communications,
Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-9032-2972
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 20.09.2022; принята к публикации 15.12.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article received on 20.09.2022; accepted for publication on 15.12.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.