Н. Д. БУБЕРБАЕВ,
старший научный сотрудник центра по исследованию криминологических проблем Научно-исследовательский институт Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова Республика Казахстан, 100009, г. Караганда,
ул. Ермекова, д. 124 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право.
УДК 343.9:94(574)
Дата поступления: 25 октября 2019 г.
Дата принятия статьи в печать: 12 марта 2020 г.
N. D. BUBERBAYEV,
Senior Researcher at the Center for the Study
of Criminological Problems,
Scientific Research Institute of Karaganda Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Barimbek Beysenov Republic of Kazakhstan, 100009, Karaganda, Yermekova St., 124 E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.
Социально-экономические детерминанты преступности города Нур-Султан
Socio-Economic Determinants of Crime in the City of Nur-Sultan
Аннотация
Актуальность: статья посвящена изучению социально-экономических детерминант современной преступности города Нур-Султан, изучение которых имеет большое значение для уяснения сложного комплекса проблем преступности.
Постановка проблемы: в столице Республики Казахстан растет количество лиц, чье материальное положение не соответствует уровню жизни в условиях города, что негативно сказывается на их поведении. Разрыв в уровне доходов особенно отражается на молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, что, в свою очередь, создает ощущение ущемленности, неуверенности, отсутствия справедливости. В данной статье освещены проблемы безработицы, инфляции, девальвации, закредитованности населения, способствующие ухудшению криминогенной обстановки.
Цель: выявить объективные социально-экономические причины, условия и факторы, детерминирующие преступность в г. Нур-Султан.
Методы: автором делается сравнительный анализ отдельных социально-экономических показателей, оказывающих деморализующее воздействие на людей. Проведен анализ теоретических источников по рассматриваемой проблематике, сделаны соответствующие выводы, отражающие практическую значимость уяснения современных социально-экономических детерминант преступности. В качестве научных методов, использованных при проведении исследования, выступили: статистический, сравнительный, математический, а также диа-
Annotation
The relevance: the article is devoted to the study of the socio-economic determinants of modern crime in the city of Nur-Sultan, the study of which is of great importance for understanding the complex complex of the crime problem.
The problem statement: in the capital of the Republic of Kazakhstan, the number of people whose financial situation does not correspond to the standard of living in the city is growing, which negatively affects their behavior. The income gap is particularly reflected in young people from low-income and low-income families, which in turn creates a sense of disadvantage, insecurity, and lack of justice. This article highlights the problems of unemployment, inflation, devaluation, and population debt that contribute to the deterioration of the criminal situation.
The objective: to identify objective socio-economic reasons, conditions and factors that determine crime in Nur-Sultan.
The methods: the author makes a comparative analysis of certain socio-economic indicators that have a demoralizing effect on people. The analysis of theoretical sources on the subject is carried out, and the corresponding conclusions are made, reflecting the practical importance of understanding the modern socio-economic determinants of crime. The scientific methods used in the research were: statistical, comparative, mathematical, and dialectical methods as a General method of cognition.
The conclusion: based on the analysis of such economic indicators as the average per capita in-
лектический метод как общий метод познания.
Вывод: на основе проведенного анализа таких экономических показателей, как среднедушевые денежные доходы населения, величина прожиточного минимума, очевидно, что эти показатели не соответствуют социально-экономическим реалиям жизни людей и продолжают оставаться низкими по сравнению с развитыми странами. Одними из основополагающих социально-экономических причин преступности г. Нур-Султан необходимо считать следующее: рост безработицы; расслоение общества на богатых и бедных; закредитованность большей части экономически активного населения; высокий уровень цен на потребительские нужды: продукты питания, предметы первой необходимости и т. д.; низкий уровень денежных доходов отдельных слоев населения; социальная недоступность жилья; неустроенность жилищно-бытовых условий.
come of the population, the value of the subsistence minimum, it is obvious that these indicators do not correspond to the socio-economic realities of people's lives and continue to remain low in comparison with developed countries. One of the fundamental socio-economic causes of crime in Nur-Sultan should be considered the following: the growth of unemployment; stratification of society into rich and poor; the creditworthiness of most of the economically active population; high level of prices for consumer needs: food, basic necessities, etc.; low level of monetary income of certain segments of the population; social inaccessibility of housing; unsettled housing and living conditions.
Ключевые слова: преступность; детерминанты преступности; правовая культура; социально-экономические факторы; криминологическая обстановка; латентная преступность.
Key words: crime; determinants of crime; legal culture; socio-economic factors; criminological situation; latent crime.
Введение
В современных общественных условиях исследование детерминант, влияющих на преступность, приобретает особую актуальность в связи с необходимостью принятия эффективных мер по ее предупреждению. Такое исследование предполагает изучение целого комплекса детерминант, влияющих на рост, снижение и сохранение преступности.
В статье мы рассмотрим социально-экономические детерминанты, обусловливающие преступность в крупных городах, в частности в г. Нур-Султан1.
1 О переименовании города Астаны - столицы Республики Казахстан в город Нур-Султан - столицу Республики Казахстан: указ
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, в 2009— 2018 гг. в г. Нур-Султан было зарегистрировано 252 556 преступлений. В течение последних шести лет по числу совершенных преступных деяний столица удерживает вторую позицию по республике, уступая только населенному пункту с особым статусом — г. Алматы (табл. 1).
Президента Республики Казахстан от 23 марта 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1900000006 (дата обращения: 24.05.2019).
Таблица 1
Уровень преступности в регионах и городах республиканского значения Казахстана (2009-2018 гг.)
Регион Количество преступлений (по годам)
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Республика Казахстан 121 667 131 896 206 801 287 681 359 844 341 291 346 510 324 185 285 755 263 138
Акмолинская обл. 6 234 7 062 10 812 12 289 15 731 13 327 11 585 11 221 10 611 12 549
Актюбинская обл. 5 588 5 734 8 719 13 741 20 651 17 697 16 248 14 956 12 100 14 649
Алматинская обл. 8 495 9 102 12 712 20 064 28 109 25 443 23 360 24 202 22 657 27 678
Атырауская обл. 3 517 3 497 5 097 6 601 8 099 7 921 9 343 8 838 7 642 6 878
Окончание табл. 1
Регион Количество преступлений (по годам)
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Западно-Казахстанская обл. 4 688 5 053 6 523 9 755 11 672 11 527 11 563 11 261 10 634 11 105
Жамбылская обл. 5 437 5 594 9 227 11 664 16 836 16 142 15 865 14 252 11 118 9 804
Карагандинская обл. 10 883 12 084 19 839 25 108 29 171 23 665 26 666 25 233 21 569 21 029
Костанайская обл. 7 943 8 305 15 399 23 109 26 197 23 845 20 594 17 494 14 937 16 479
Кызылордин-ская обл. 3 639 3 601 7 203 10 226 11 884 10 237 10 764 8 662 7 248 7 655
Мангистау-ская обл. 2 923 2 876 3 664 4 661 6 690 6 562 6 580 6 119 5 212 5 459
Туркестанская обл.2 (ЮКО) 9 268 10 331 18 008 22 807 27 853 30 220 32 499 31 433 29 004 11 031
Павлодарская обл. 8 911 8 159 10 390 14 415 19 745 15 609 15 870 12 801 9 586 10 340
Северо-Казах-станская обл. 4 655 5 191 7 189 7 875 9 669 9 715 8 933 7 905 6 173 7 157
Восточно-Казахстанская обл. 17 823 17 408 22 822 26 459 32 766 28 942 24 005 22 883 21 864 23 001
г. Алматы 12 694 19 002 29 695 52 022 55 482 61 391 69 508 59 761 61 494 62 646
г. Шымкент - - - - - - - - - 16 142
г. Нур-Султан 3 963 4 491 15 142 22 760 34 756 34 985 39 918 38 019 33 363 25 159
В 2013 г.2 величина коэффициента (индекса) интенсивности преступности, представляющего собой произведение показателя единой расчетной базы (10n) и частного уровня преступности к численности населения столицы, составила 595 преступлений на 10 тыс. человек. Сложилась нетипичная ситуация: «южная» столица, значительно опережая г. Нур-Султан
2 О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан: указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000702 (дата обращения: 24.05.2019).
по уровню преступности — 55 482 и 34 756 преступлений, уступала официальной столице по индексу интенсивности преступности — 509 и 595 преступных деяний соответственно. Данная тенденция сохранялась по 2016 г. включительно. В период с 2017 по 2018 г. этот показатель незначительно уступил г. Алматы. Более того, величины коэффициента интенсивности преступности в городах Нур-Султан и Алматы за период 2013—2018 гг. значительно превосходят соответствующие показатели в целом по республике (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициент (индекс) интенсивности преступности в Республике Казахстан и городах республиканского значения (2013—2018 гг.)
Регион (населенный пункт) Коэффициент (индекс) интенсивности преступности, на 10 тыс. чел. (по годам)
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Нур-Султан 595 626 663 612 513 501
Алматы 509 522 574 522 523 519
Республика Казахстан 311 294 298 274 266 269
Это стало возможным благодаря различным причинам, условиям и факторам, детерминирующим преступность как в г. Нур-Султан в частности, так и в Казахстане в целом, где особое место занимают детерминанты социально-экономического характера.
Детерминанты социально-экономического характера являются наиболее важной составляющей в продуцировании преступности в обществе, так как именно «экономические интересы лежат в основе подавляющего числа преступлений. Они пронизывают все сферы бытия, волнуют всех членов общества, так как в них заключен огромный спектр проблем - от элементарного выживания до мирового господства» [6, с. 26].
Постановка проблемы
В эпоху глобальных экономических преобразований, затяжных внутренних и внешних финансовых кризисов сокращение уровня производства, девальвация национальной валюты, рост инфляции способствовали снижению уве-
ренности людей в своем будущем, утрате доверия к органам власти. Так, частыми источниками тревоги становятся нечистоплотность, некомпетентность отдельных должностных лиц. Все вышеназванное в совокупности ведет к усилению криминальной напряженности в обществе.
Следует заметить, что характерной чертой структуры преступности г. Нур-Султан, в отличие от других регионов и городов республиканского значения, стало превалирование преступных деяний, основное содержание которых образует посягательство на собственность. Так, в общем объеме преступлений, совершенных в столице в 2009—2018 гг., преступления против собственности составили 82 % (в общереспубликанском масштабе — 71 %) и продолжают демонстрировать негативную динамику. за исключением таких видов посягательств, как вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (табл. 3).
Таблица 3
Некоторые показатели преступлений против собственности (2009-2018 гг.)
Годы
Вид преступления 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Преступления против собственности 2 522 2 926 13 138 19 217 28 229 28 690 32 836 32 287 27 046 20 166
кража 1 271 1 506 9 040 13 764 19 788 21 088 24 149 23 430 19 559 14 210
присвоение или растрата вверенного чужого имущества 108 105 169 224 406 484 1 402 1 692 1 658 472
мошенничество 529 539 1 621 2 573 4 689 4 703 4 388 4 650 3 857 4 263
и 4 о 5 № S грабеж 387 480 1 833 1 958 2 330 1 676 1 282 1 312 1 090 815
разбой 74 93 81 62 76 63 45 46 51 46
н и вымогательство 20 12 16 14 20 13 22 36 52 40
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 103 150 240 381 470 399 319 319 215 197
Результаты проведенного опроса сотрудников органов, осуществляющих уголовное преследование, показали, что 68 % респондентов считают, что основной причиной сложившейся криминологической обстановки являются недостатки в социально-экономической сфере (инфляция, девальвация, безработица, низкий уровень денежных доходов населения, жилищная и жилищно-бытовая неустроенность и т. д.).
За минувшее десятилетие количественные показатели материального благосостояния населения по стране улучшились. Так, если на конец 2009 г. среднедушевой номинальный денежный доход составлял 32 941 тенге (8 446 руб.), то на конец 2018 г. он составил 100 021 тенге (16 670 руб.). В г. Нур-Султан этот показатель в 2009 г. составил 56 984 тенге (14 611 руб.), в 2018 г. - 155 511 тенге (25 918 руб.), в г. Алматы 58 596 тенге (15 025 руб.)
против 149 932 тенге (24 998 руб.), самый высокий показатель в Атырауской области - 75 311 тенге (19 311 руб.) против 199 047 тенге (33 174 руб.). Низкие среднедушевые номинальные денежные доходы населения отмечены в Туркестанской области - 19 816 тенге (5 081 руб.) против 49 510 тенге (8 252 руб.), в г. Шымкент - 19 816 тенге (5 081 руб.) против 52 724 тенге (8 787 руб.), в Жамбылской области - 23 745 тенге (6 088 руб.) против 65 056 тенге (10 843 руб.) [15]. Прожиточный минимум по стране в среднем на душу населения в 2018 г. составил 26 440 тенге (4 407 руб.), т. е. вырос более чем в два раза по сравнению с базисным 2009 г. - 12 364 тенге (3 170 руб.), что было обусловлено удорожанием потребительской корзины.
В г. Нур-Султан показатель прожиточного минимума в 2018 г. составил 30 140 тенге (5 023 руб.), заняв вторую строчку после Мангистауской области -32 966 тенге (5 494 руб.), на третьей позиции г. Алматы - 29 796 тенге (4 966 руб.). Наименьший показатель величины прожиточного минимума в Павлодарской - 23 523 тенге (3 920 руб.), Жамбылской - 23 776 тенге (3 963 руб.), Кызылордин-ской областях - 24 339 тенге (4 056 руб.) [5]. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в республиканском масштабе в 2018 г. составила 3,7 %, в г. Нур-Султан -1 % (самая минимальная в масштабах республики), в Карагандинской области - 1,7 %, г. Алматы -1,8 %. Самый высокий процент населения, имеющего доход ниже величины прожиточного минимума, отмечен в Туркестанской (ранее Южно-Казахстанская) - 9,6 %, Восточно-Казахстанской -4,6 %, Кызылординской областях - 4,5 % [8].
Однако эти показатели не соответствуют социально-экономическим реалиям жизни людей и продолжают оставаться низкими по сравнению с развитыми странами. Так, швейцарский банк Credit Suisse в своем докладе «GlobalWealthReport» присвоил Казахстану статус бедной страны на основании расчетов уровня денежных доходов казахстанцев, которые составили менее 5 тыс. долларов США на одного взрослого человека в год. В список стран с низким благосостоянием вошли также Беларусь, Кыргызстан, Молдова и Украина. К группе с благосостоянием от 25 тыс. до 100 тыс. долларов были отнесены Китай, Ливия, Малайзия, Перу, Саудовская Аравия и Чили [17].
Экономические процессы, наблюдаемые в Казахстане, способствовали углублению социального неравенства [4, с. 113], о чем свидетельствует различие в уровне денежных доходов «между богатыми и бедными» [11] слоями общества, которое превышает норму, допустимую в цивилизованных странах и обеспечивающую социальную стабильность. Данные Министерства национальной экономики Республики Казахстан свидетельствуют, что диспропорция
между богатыми и бедными в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года увеличилась в 5,7 раза. В результате 10 % самых обеспеченных казахстанцев по своим доходам опережают 40 % малообеспеченных граждан. Самая большая дифференциация в доходах отмечается в Восточно-Казахстанской (в 7 раз), Карагандинской (в 6,41 раза), Северо-Казах-станской (в 6,18 раза) областях. Наименьший разрыв наблюдается в Мангистауской области (в 2,9 раза), в г. Нур-Султан - в 4 раза [9].
Одной из особенностей г. Нур-Султан является то, что сюда стекаются если не все, то значительная часть экономических, финансовых, трудовых и других ресурсов страны. Вместе с тем, по мнению экспертов, в столице растет количество лиц, чье материальное положение не соответствует уровню жизни в условиях города, что негативно сказывается на их поведении. Разрыв в уровне доходов особенно отражается на молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, что, в свою очередь, создает ощущение ущемленности, неуверенности, отсутствия справедливости.
Результаты проведенного нами исследования показали, что преступность в г. Нур-Султан коррелирует с доходами населения. Так, 34,2 % преступлений совершены лицами с ежемесячным уровнем денежных доходов, не превышающим 100 тыс. тенге (16 тыс. руб.); 28,1 % - 100— 150 тыс. тенге (16-25 тыс. руб.); 24,7 % - 150200 тыс. тенге (25-33 тыс. руб.); 13 % - свыше 200 тыс. тенге (33 тыс. руб.).
Таким образом, более 62,3 % виновных в совершении преступлений лиц имели денежные доходы ниже среднедушевого номинального показателя (155 511 тенге, или 25 918 руб.). Это, безусловно, подтверждает тезис о том, что чем ниже уровень денежных доходов населения, тем выше процент совершения преступления.
К такому выводу в своих исследованиях приходят и другие ученые. Например, С. Г. Ольков, сопоставив динамику отдельных преступлений и ряда других социально-патологических явлений и динамику в распределении доходов населения, сделал заключение, что они имеют тесную корреляционную связь, т. е. неравенство в распределении доходов влияет на уровень социально-патологических явлений (убийств, разбоев, суицидов и др.) [12, с. 73-78].
Одним из важных показателей экономического благополучия является занятость населения [14, с. 54]. Незанятость и безработица говорят об обратном.
Безработица - явление опасное во многих отношениях. Исключение человека из сферы занятости - потрясение, которое резко нарушает его привычный образ жизни: лишает стабильного источника средств существования, обычной сферы общения. Отсутствие заработка не позволяет удов-
летворять естественные потребности (в еде, одежде, жилище и т. п.). Однако проблема материальной обеспеченности является не единственной из тех, что встает перед безработными. Увольнение - это не только стресс, но и наступающий после него период поиска новой работы, который обычно также не отличается безмятежностью. Состояние нестабильности порождает чувства незащищенности, тревожности, усиливающиеся тем больше, чем дольше человек не может трудиться [7, с. 114].
Число безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости на 1 января 2019 г., составило 23,3 тыс. чел. Причем, по оценкам экспертов, «скрытая» безработица варьируется в пределах 25-30 тыс. чел. При этом отдельные эксперты отмечают, что к категории «скрытых» безработных относятся специалисты высокой квалификации, вынужденно занимающиеся неквалифицированным трудом.
Обычно специалисты высокой квалификации, оказавшись без работы, вынуждены не просто значительно занижать свой профессиональный статус, но и менять его на неквалифицированный труд, утрачивая свои навыки и накопленный с годами опыт. Отсутствие постоянной работы в сфере, в которой специалист осуществлял свою деятельность, вынуждает его искать разовые, нестабильные и не всегда законные заработки.
То, что безработица является одной из основополагающих детерминант преступности, сомнений не вызывает. Наше исследование показало, что 70,1 % лиц на момент совершения преступления по своему социальному статусу -безработные. Это свидетельствует о том, что экономически деятельное население, не занятое трудом, не имеющее постоянного источника дохода и социальных гарантий, наиболее активно вливалось в криминальную среду.
Отдельно следует остановиться на таком экономическом явлении, как девальвация. С 2009 по 2018 г. курс казахстанского тенге по отношению к доллару США снизился более чем в три раза. Причем резкая девальвация тенге в августе 2015 г. стала следствием непродуманной экономической политики и способствовала быстрому обнищанию большей части населения страны, в особенности малоимущей.
Сохранить деньги удалось в основном тем, кто имел сбережения в иностранной валюте. Сбережения в национальной валюте в одночасье сократились вдвое. Те, кто сбережений не имел, стали малоимущей частью населения, в то время как заработные платы, пособия, пенсии и другие социальные выплаты казахстанцев если и остались на прежнем уровне, то обесценились в рамках рынка и на фоне растущих цен.
Это отрицательно повлияло на социально-экономический климат в Казахстане и привело к снижению уровня жизни населения. Люди
утратили доверие к национальной валюте, а отечественные производители и предприниматели в целях сбережения активов вынужденно выводили средства за рубеж, что существенно ослабило финансовый и банковский рынки страны.
Безусловно, это сказалось и на уровне финансовых возможностей населения. Так, приобретение большинства товаров массового потребления стало еще более недоступным, поскольку основное количество товаров (70 %), поступающих в страну, имеет импортное происхождение и приобретается соответственно по курсу к иностранной валюте. Это закономерно вызывает такое экономическое явление, не лишенное криминологического смысла, как рост цен - инфляцию.
Рост инфляции в Казахстане за последнее десятилетие достиг 223 %. Из-за быстрого обесценивания тенге казахстанские производители и предприниматели вынужденно повышали стоимость выпускаемых товаров, предоставляемых услуг. Растущие цены в первую очередь сказываются на людях с невысокими доходами, заставляя их сокращать свою потребительскую корзину, что, безусловно, отражается на выборе ими криминальной модели поведения. Это в определенной степени объясняет тот факт, что в 2015 г. было зарегистрировано максимальное количество преступлений, в том числе корыстной направленности.
Деморализующее воздействие на людей оказывает и наличие долговых обязательств. Проведенное нами исследование показало, что 6,679 млн чел. [1], или каждый второй казахстанец (из числа экономически активного населения в возрасте от 16 до 60 лет), имеет действующие обязательства по кредиту. Подобная ситуация усиливает развитие у людей синдрома «постоянного тревожного ожидания» - неуверенности в завтрашнем дне, вынуждая их искать дополнительные, в том числе криминальные, источники дохода, чтобы платить по текущим счетам.
Другой детерминантой социально-экономического характера является жилищная и жи-лищно-бытовая неустроенность.
Жилищные вопросы для столичного общества являются самыми актуальными. Проведенное исследование показало, что стоимость жилья в г. НурСултан является одной из самых высоких по стране. Если средняя стоимость благоустроенного жилья в Казахстане в 2018 г. (на конец года) составляла 186,0 тыс. тенге (31,0 тыс. руб.) за 1 кв. м, то в НурСултане - 345,8 тыс. тенге (57,6 тыс. руб.), Алма-ты - 344,3 тыс. тенге (57,3 тыс. руб.), Атырау -263,2 тыс. тенге (43,8 тыс. руб.). Наименьшая стоимость благоустроенного жилья наблюдается в Кы-зылорде - 132,1 тыс. тенге (22,0 тыс. руб.), Актобе -148,6 тыс. тенге (24,7 тыс. руб.), Павлодаре - 150,4 тыс. тенге (25,0 тыс. руб.) за 1 кв. м [16].
Аналогично высокой в г. Нур-Султан остается и аренда благоустроенного жилья - 2,6 тыс. тен-
ге (434 руб.) за 1 кв. м, в г. Алматы - 2,2 тыс. тенге (367 руб.), Актау - 2,0 тыс. тенге (332 руб.). Самая низкая аренда - в городах Тараз, Талдыкор-ган, Уральск - 1,0 тыс. тенге (167 руб.) за 1 кв. м. В среднем по республике аренда благоустроенного жилья составила 1,3 тыс. тенге (217 руб.) за 1 кв. м.
Сложность решения жилищных проблем -одна из причин преступности в г. Нур-Султан. По данным портала недвижимости Казахстана «kn.kz», не принимая в расчет льготное ипотечное кредитование в рамках государственных программ, из 33 банковских учреждений республики только 18 предоставляют услуги по ипотечному займу, из них 12 выдают жилищный заем с первоначальным взносом до 30 % со средней эффективной ставкой 17,4 % [16].
Так, если семья приобретает квартиру стоимостью 20 млн тенге (3,3 млн руб.) в ипотеку по ставке 15,1 % при наличии первоначального взноса 30 % на 15 лет, то ей ежемесячно придется выплачивать примерно по 197 тыс. тенге (32,8 тыс. руб.). Общая сумма, отданная банку, составит порядка 35,4 млн тенге (5,9 млн руб). Принято считать, что ежемесячный платеж по ипотечному займу не должен превышать 35 % от суммы общего дохода семьи, т. е. при платеже 197 тыс. тенге (32,8 тыс. руб.) доход должен составлять не менее 563 тыс. тенге (93,8 тыс. руб.) в месяц [10]. На сегодня, учитывая, что средняя заработная плата жителя г. Нур-Султан составляет 168 тыс. тенге (28 тыс. руб.) в месяц, средний доход семьи, состоящей из двух взрослых трудоустроенных людей, составит 336 тыс. тенге (56 тыс. руб.). Следовательно, для большинства жителей столицы покупка собственного жилья является неразрешимой проблемой. И это несмотря на то, что г. Нур-Султан - лидер по строительству и введению в эксплуатацию новостроек, о чем в 2019 г. в ходе отчетной встречи с населением сообщил глава города Б. Султанов: «2,3 млн кв. м, 23 тысячи квартир» [2].
Таким образом, вышеизложенное, а также выводы, полученные нами в процессе изучения уголовных дел, свидетельствуют о том, что несоответствие заработной платы потребностям населения в жилье напрямую влияет на рост преступности. Так, 83 % лиц, совершивших преступления, не имели в городе собственного жилья, из них 31 % проживали у близких и родных, 52 % - в съемных домах, квартирах, комнатах и т. д. Причем у 37 % осужденных, по их мнению, были ненадлежащие жилищно-бытовые условия (малая площадь жилья при большом количестве жильцов, плохая техническая оснащенность). 54 % осужденных считают свои жилищные условия тяжелыми, 35 % - удовлетворительными и только 11 % - хорошими.
Рост преступности в столице провоцируют отсутствие жилищно-бытовых удобств, вынуж-
денное проживание большого количества людей на относительно небольшой площади, что заставляет их в дневное время «шататься» по улицам города и возвращаться к местам своего проживания только ко сну. Жилищная неустроенность, низкий уровень материально-бытовых условий формируют у личности отрицательный нравственно-психологический комплекс и создают неблагоприятную нравственную атмосферу в ближайшем окружении.
М. М. Бабаев справедливо указывает, что «отсутствие надлежащих бытовых условий или явная неудовлетворенность ими создают тот вакуум, который в трудных условиях заполняется путем правонарушений...» [3, с. 128]. Конечно, было бы ошибкой «напрямую» связывать жилищные, материально-бытовые условия жизни отдельных людей с совершением ими преступления, но отрицать вообще такую связь не менее ошибочно [3, с. 129].
С другой стороны, мы наблюдаем некую противоречивую картину: в период экономического спада при сохраняющейся высокой стоимости квадратного метра жилья спрос на недвижимость продолжает расти, жители столицы активно приобретают жилье путем различных денежных займов. Очевидно, что таким покупкам способствуют различные хищения денежных средств, товарно-материальных ценностей и другие корыстные преступления, образующие латентную преступность.
Развитие градостроительной индустрии способствовало созданию огромного рынка недвижимости. В то же время строительство столицы явилось благоприятной средой для совершения корыстных преступлений, сопутствующим условием которой стало несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей строительную деятельность, в первую очередь направленной на предупреждение хищений денежных средств граждан, участвующих в жилищном строительстве путем его финансирования. Это привело к появлению на рынке строящейся недвижимости недобросовестных застройщиков и мошенников, которые расхищают средства граждан путем двойных продаж, банального обналичивания денежных средств и т. д.
Эти негативные процессы напрямую повлияли на структурные изменения преступности в г. Нур-Султан. Как показало исследование, важной отличительной особенностью в специфике крупного города (в нашем случае - г. НурСултан), в отличие от других субъектов республики, стал рост мошенничества в сфере сделок с недвижимым имуществом. Так, каждое третье мошенничество совершено в области сделок с недвижимостью, из них около 60 % - в сфере жилищного строительства.
За минувшее десятилетие в г. Нур-Султан было зарегистрировано 28 053 факта хищений чужого имущества или приобретения прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, удельный вес которых в структуре преступлений против собственности равен 14,8 %, в общей структуре преступности составил 1,1 %. Темп прироста мошенничества в период с 2009 по 2018 г. составил 665,2 %.
Причем начавшийся в 2008 г. экономический кризис негативно повлиял и на строительную индустрию столицы. Тысячи граждан, участвовавших в жилищном строительстве посредством его финансирования, остались без крыши над головой, немалая часть из них оказалась втянута в финансовые пирамиды и была обманута их учредителями. Так, руководство известной строительной компании «Азбука жилья» в период своей деятельности путем мошенничества, присвоения и растраты похитило денежные средства 3,5 тыс. граждан и причинило им ущерб на общую сумму 23 млрд тенге (3,8 млрд руб.).
Проблема жилищной неустроенности горожан неоднократно поднималась руководством страны, городскими властями, средствами массовой информации. На ее решение были выделены миллиарды тенге.
В целях предупреждения хищений средств граждан, приобретающих жилье в строящихся домах, 7 апреля 2016 г. был принят Закон Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве», которым, с одной стороны, устанавливались высокие требования к организациям, осуществляющим строительную деятельность, на предмет их финансовой чистоплотности, с другой - создавались препятствия развитию строительного бизнеса для предпринимателей среднего звена. Изменения не коснулись крупных строительных компаний, реализующих жилье по завышенной стоимости. Стоимость квадратного метра жилья экономкласса в черновой отделке в этих компаниях начинается от 280 тыс. тенге (47 тыс. руб.) и зачастую неподъемна для семей со средним достатком.
Строительные компании среднего звена, жилье которых по качеству не уступает вышеназванным компаниям, а в некоторых случаях даже лучше, не могут конкурировать с ними (речь не идет о недобросовестных застройщиках). В связи с этим первые вынуждены приостанав-
ливать свою деятельность по различным причинам либо вовсе прекращать ее.
Сегодня местные исполнительные органы зачастую игнорируют выдачу разрешений на строительство по другим формам, стараясь принудить застройщиков к деятельности с долевым участием, что является грубым нарушением законодательства, регулирующего сферу жилищного строительства. В итоге на строительном рынке появляются долгострои, а местные исполнительные органы вынуждены проводить «ярмарки» по незавершенным объектам строительства с целью поиска потенциальных инвесторов, готовых финансировать строительство таких объектов с перспективой их дальнейшего развития [13].
Сложившаяся ситуация неблагоприятно сказывается на рынке недвижимости, препятствует развитию среднего бизнеса, способствует появлению недобросовестных застройщиков и мошенников, а следовательно, и росту преступности.
Очевидно, что, с одной стороны, долевое участие в жилищном строительстве, в отличие от альтернативных форм жилищного строительства, более эффективно с точки зрения обеспечения прав и законных интересов граждан, участвующих в строительстве, с другой -оно слабо ориентировано на материальные возможности большинства граждан, поскольку все финансовые расходы строительной компании, в том числе связанные с различными проверками на соответствие требованиям, будут обеспечены за счет средств дольщиков путем завышенной стоимости квадратного метра. В результате для большей части населения такое жилье становится недоступным.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что социально-экономическими причинами, условиями и факторами, детерминирующими преступность в г. Нур-Султан, являются:
- рост безработицы, расслоение общества на богатых и бедных;
- закредитованность большей части экономически активного населения;
- высокий уровень цен на потребительские нужды: продукты питания, предметы первой необходимости и т. д.;
- низкий уровень денежных доходов отдельных слоев населения;
- социальная недоступность жилья, неустроенность жилищно-бытовых условий.
Список литературы:
References:
1. Аналитический обзор Первого кредитного бюро за 2018 г. URL: https://www.1cb.kz (дата обращения: 30.05.2019).
1. Analiticheskij obzor Pervogo kreditnogo by-uro za 2018 g. URL: https://www.1cb.kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
2. Астана остается лидером по вводу жилья в стране. URL: http: //astana.gov.kz (дата обращения: 15.05.2019).
3. Бабаев М. М, Кузнецова Э. В., Урланис Е. Б. Влияние демографических процессов на преступность. М., 1976.
4. Беркинбаев Н. С. Преступность в Республике Казахстан в постсоветский период: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
5. Величина прожиточного минимума в Республике Казахстан (январь 2019 года). URL: http:/ /stat.gov.kz (дата обращения: 30.05.2019).
6. Гитин В., Хигир Б. Анатомия криминала. Убийства. Изнасилование. Харьков, 1996.
7. Демина К. А. Криминологическая характеристика и детерминанты современной женской преступности (по материалам Кемеровской, Новосибирской и Томской областей): дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2011.
8. Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. URL: http://stat.gov.kz (дата обращения: 30.05.2019).
9. Доход богатых казахстанцев растет быстрее, чем бедных. URL: https://informburo.kz (дата обращения: 14.06.2019).
10. Ипотека в Казахстане в 2018 г.: нюансы и советы. URL: https: //www.kn.kz (дата обращения: 18.05.2019).
11. Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех ка-захстанцев: послание Президента страны Н. А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 окт.
12. Ольков С. Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) // Государство и право. 2004. № 8.
13. Очередная ярмарка незавершенных объектов строительства состоится в Астане 1 ноября. URL: http://astana.gov.kz (дата обращения: 22.04.2019).
14. Прозументов Л. М, Шеслер А. В. Криминология. Общая часть: учебник. Томск, 2007.
15. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в Республике Казахстан (ежемесячные данные). URL: http://stat.gov. kz (дата обращения: 30.05.2019).
16. Цены на рынке жилья в 2018 г. URL: http:// stat.gov.kz (дата обращения: 30.05.2019).
17. Швейцарский банк отнес Казахстан к бедным странам. URL: https://www.zakon.kz (дата обращения: 30.05.2019).
Для цитирования:
Бубербаев Н. Д. Социально-экономические детерминанты преступности города Нур-Султан //
Труды Академии управления МВД России. 2020.
№ 1 (53). С. 145-153.
2. Astana ostaetsya liderom po vvodu zhil'ya v strane. URL: http: //astana.gov.kz (data obrash-cheniya: 15.05.2019).
3. BabaevM. M, Kuznecova E. V., UrlanisE. B. Vli-yanie demograficheskih processov na prestupno-st'. M., 1976.
4. Berkinbaev N. S. Prestupnost' v Respublike Ka-zahstan v postsovetskij period: dis. ... kand. yu-rid. nauk. M., 2004.
5. Velichina prozhitochnogo minimuma v Respublike Kazahstan (yanvar' 2019 goda). URL: http:/ / stat.gov.kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
6. Gitin V., Higir B. Anatomiya kriminala. Ubijst-va. Iznasilovanie. Har'kov, 1996.
7. Demina K. A. Kriminologicheskaya harakter-istika i determinanty sovremennoj zhenskoj prestupnosti (po materialam Kemerovskoj, No-vosibir-skoj i Tomskoj oblastej): dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 2011.
8. Dolya naseleniya, imeyushchego dohody nizhe ve-lichiny prozhitochnogo minimuma. URL: http:// stat.gov.kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
9. Dohod bogatyh kazahstancev rastet bystree, chem bednyh. URL: https://informburo.kz (data obrashcheniya: 14.06.2019).
10. Ipoteka v Kazahstane v 2018 g.: nyuansy i so-vety. URL: https: //www.kn.kz (data obrashcheniya: 18.05.2019).
11. Kazahstan — 2030: Procvetanie, bezopasnost' i uluchshenie blagosos-toyaniya vsekh kazahstancev: poslanie Prezidenta strany N. A. Naz-arbaeva narodu Kazahstana // Kazahstanskaya pravda. 1997. 11 okt.
12. Ol'kov S. G. O pol'ze i vrede neravenstva (krim-inologicheskoe issledovanie) // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 8.
13. Ocherednaya yarmarka nezavershennyh ob " ektov stroitel'stva sostoitsya v Astane 1 noyabrya. URL: http://astana.gov.kz (data obrashcheniya: 22.04.2019).
14. Prozumentov L. M, Shesler A. V. Kriminologiya. Obshchaya chast': ucheb-nik. Tomsk, 2007.
15. Srednedushevye nominal'nye denezhnye do-hody naseleniya v Respublike Kazahstan (ez-hemesyachnye dannye). URL: http://stat.gov. kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
16. Ceny na rynke zhil'ya v 2018 g. URL: http:// stat.gov.kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
17. Shvejcarskij bank otnes Kazahstan k bednym stranam. URL: https://www.zakon.kz (data obrashcheniya: 30.05.2019).
For citation:
Buberbayev N.D. Socio-Economic Determinants
of Crime in the City of Nursultan // Proceedings
of Management Academy of the Ministry of the
Interior of Russia. 2020. № 1 (53). P. 145-153.