Уголовное право и уголовный процесс
I
I I I I I I
I
I I I I I
I
I I I
УДК343.97
КРИМИНОГЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
Цой Анжелика Никифоровна
Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдтет»
Каспийского университета, кандидат юридических наук, член-корреспондент
АПН Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан
Тлешалиев Нурлан Даулеткулович
Докторант Высшей школы права «Эдтет» Каспийского общественного университета, г. Алматы, Республика Казахстан
Ключевые слова: криминогенные детерминанты, фактор преступности, обстоятельства преступности, борьба с преступностью, корыстная преступность, социально-бюджетная сфера, коррупционная преступность, латентность преступлений, экономическая преступность, республиканский бюджет.
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей совершаемых преступлений в современный период в социально-бюджетной сфере общества.
На данном этапе развития нашего общества отмечена активизация социальных, политических и экономических процессов, определяющих противоречивую и достаточно сложную картину развития современной цивилизации. Сегодня мировое сообщество осознало, что наибольщую опасность для человечества представляет ежегодно растущая национальная т транснациональная преступность. Особо доминирующей криминологической тенденцией в мировом сообществе стали массовый рост преступности в целом, повышение ее тяжести и общественной опасности с параллельным отставанием социально-правового контроля от расширяющихся процессов криминализации общественных отношений.
Комплекс социально-правовых факторов в структуре развития криминальной обстановки характеризуется сложностями реформирования всей казахстанской правовой системы. Резюмируя вышесказанному, считаем, что противоречия в социальной сфере тоже имеют криминогенные последствия. Результатом этих противоречий могут быть: обострение миграционных процессов, кризис как психологического так и физического здоровья населения, распад семей, распространение токсикомании, алкоголизма наркомании и т.п..
В статье рассмотрены вопросы, связанные с изучением и анализом происхождения преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии, о невозможности отстранения государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; о недостатках в существующей системе государственного контроля.
На основе проведенного исследования обобщены особенности криминогенных детерминантов преступности совершаемых в социально-бюджетной сфере.
Научно-методологическую основу составили труды известных ученых криминологов Казахстана и зарубежных стран.
ЭЛЕУМЕТТ1К-БЮДЖЕТ САЛАСЫНДАГЫ ЦЫЛМЫСТЫЛЬЩТЫЦ КРИМИНОГЕНД1К ДЕТЕРМИНАНТТАРЫ
Цой Анжелика Никифоровна
Каспий университетI «Эдтет» Жогары цуцыц мектебшц цауымдастырылган профессоры Цазацстан Республикасы ПГА корресnодент-мYшесi, зац гылымдарыныц кандидаты, Алматы ц., Цазацстан Республикасы
Тлешалиев Нурлан Даулеткулович
Каспий цогамдыц университетI «Эдтет» жогары цуцыц мектебшц докторанты, Алматы ц., Цазацстан Республикасы
ТYШH создер: криминогендж детерминанттар, цылмыс факторы, цылмыс жагдайы, цылмыспен курес, пайдакунемдт цылмыс, элеуметтт-бюджеттж сала, сыбайлас жемцор-лыц цылмыс, цылмыстыц латентттш, экономикалыц цылмыс, республикалыц бюджет.
Аннотация. Мацала зерттеу ерекшелттерт жасалатын цылмыстардыц цазiргi ке-зецде элеуметтт-бюджеттж саласындагы цогам. Бiздiц цогам дамуыныц осы кезецтде цазiргi замангы оркениеттщ дамуыныц царама-цайшы жэне айтарлыцтай кYрделi бейнест
Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс
айцындайтын элеуметтж, саяси жэне экономикалыц удер^тердщ жандануы атап ет\л-di. Бугтде элемдгк цауымдастыц адамзат ушт аса цауттг жыл сайын ecin келе жатцан улттыц трансулттыц цылмыс екешн mYciндi. Жалпы цылмыстыц жаппай есуi, оныц ауы-рлыгы мен цогамдыц цауттшгтщ артуы, элеуметтЫ-цщыцтыц бацылаудыц цогамдыц цатынастарды криминализациялаудыц кецешп келе жатцан Yдерicmерiнен цатар артта цалуы элемдж цогамдастыцтагы аса басым криминологиялыц урдic болды.
Криминалдыц жагдайды дамыту цурылымындагы элеуметтж-цуцыцтыц факторлар кешеш букт цазацстандыц цуцыцтыц жуйеш реформалаудыц циындыцтарымен сипатта-лады. Жогарыда айтылгандарды тушндей келе, элеуметтж саладагы цайшылыцтардыц да криминогендж салдары бар деп еcеnmеймiз. Бул цайшылыцтардыц нэтижеЫ: кеш^цон процестертщ шиелешсуь халыцтыц психологиялыц жэне физикалыц денсаулыгыныц дагда-рысы, отбасылардыц ыдырауы, уытцумарлыцтыц таралуы, нашацорлыцтыц жэне т. б. алкоголизм болуы мумкт.
Мацалада цылмыстыц эр алуандыгындагы нацты жагдайларда пайда болуын зерделе-уге жэне талдауга байланысты, мемлекеmmi нарыцтыц цалыптасу жагдайында экономикалыц цатынастарды жария-цуцыцтыц реттеуден шеттетудщ мумкт еместт туралы; мемлекеттж бацылаудыц цазiргi жуйеciндегi кемшшктер туралы мэселелер царалды.
Жургiзiлген зерттеу негiзiнде элеуметтт-бюджет саласында жасалатын цылмы-стылыцтыц криминогендж детерминанттарыныц ерекшелiкmерi жинацталган.
Fылыми-эдicmемелiк негiзiн Казацстан мен шет елдердщ белгш криминолог галымда-рыныц ецбекmерi цурайды.
CRIMINOGENIC DETERMINANTS OF CRIME IN THE SOCIAL AND BUDGETARY SPHERE
Tsoy Anzhelika
Associate Professor of Adilet Law School, Caspian Public University,
Candidate of Law, corresponding member APN
of the Republic of Kazakhstan, Almaty, Republic of Kazakhstan
Tleshaliyev Nurlan
doctoral student of Adilet Law School, Caspian Public University, Almaty, Republic of Kаzаkhstаn
Keywords: criminogenic determinants, crime factor, circumstances of crime, fight against crime, mercenary crime, social and budgetary sphere, corruption crime, latency of crimes, economic crime, Republican budget.
Abstract. The article is devoted to the study of the features of crimes committed in the modern period in the social and budgetary sphere of society. The article deals with the issues related to the study and analysis of the origin of crime in specific conditions in all its diversity, the impossibility of removing the state from the public legal regulation of economic relations in the conditions of the formation of the market; the shortcomings in the existing system of state control.
The complex of social and legal factors in the structure of the development of the criminal situation is characterized by the difficulties of reforming the entire Kazakh legal system. Summarizing the above, we believe that contradictions in the social sphere also have criminal consequences. The result of these contradictions may be: the aggravation of migration processes, the crisis of both psychological and physical health of the population, the collapse of families, the spread of substance abuse, alcoholism, drug addiction, etc.
On the basis of the conducted research features of criminogenic determinants of crime committed in the social and budgetary sphere are generalized.
The scientific and methodological basis was the works of famous scientists criminologists of Kazakhstan and foreign countries.
Сложность, многозначность процессов детерминации и непростой характер выявления причинных зависимостей, как уже отмечалось, породили у немалой части криминологов мнение о невозможности и бесполезности вычленения причинных связей. Отсюда широкое оперирование термином
«фактор преступности» или «обстоятельства преступности».
Преступления, совершаемые в социально-бюджетной деятельности, обладают высокой степенью общественной опасности, поскольку зачастую связаны с хищением государственных средств, а значит вле-
I
I I
ш 1
i I
р
I I
1
1 $
I I I I I I I I I
I
I I I
Уголовное право и уголовный процесс
кут глобальное сокращение объема выплат, предусмотренных законами Республики Казахстан всем, кто на это имеет право.
В любом обществе есть люди, недовольные своим финансовым и материальным положением, готовые преступить законы, дабы улучшить свое положение.
Цель данной статьи заключается в исследовании особенностей криминогенных детерминант, способствующих преступлениям в социально-бюджетной сфере и дальнейшего формирования рекомендаций по эффективному проведению профилактических мероприятий по их устранению.
Основная часть. В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям, некоторые ученые, например, Я.И. Гилин-ский считают, что побудительной силой человеческой активности служат потребности, а возможность их удовлетворения определяется социальными отношениями, местом индивидов в системе общественного производства, в том числе включая распределение и потребление, то противоречие между осознанными потребностями людей и возможностями их удовлетворения является одним из основных источников преступности[1, с. 67].
Думаем, что С.Е. Каиржанова права, так как в большинстве случаев в детерминации, например, корыстной преступности решающую роль играет имущественное неравенство, которое и порождает корысть как социально-психологическое явление.
Однако следует признать, что в криминологической литературе не существует какой-то общей, основной, главной причины преступности, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии [2, с. 157]. Поэтому поводу, авторы учебника По мнению А.И Долговой «Криминология», считают, что: «...нет и единого облика преступности для всех времен и народов. Поэтому нельзя рассчитывать на создание какого-либо универсального каталога причин.» [3, с. 180].
Например, Б.В. Волженкин [4, с. 254] считает, что среди обстоятельств общего характера, определяющих современную экономическую преступность, можно выделить:
- издержки и грубые просчеты экономической политики переходного периода, экономически и социально-немотивированный радикализм, и непоследовательность в осуществлении реформ;
- необоснованное и преждевременное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; недостатки существующей системы государственного
контроля;
- необоснованную либерализацию правового регулирования, отставания правового обеспечения хозяйственной деятельности;
- организационно-экономическую и социально-экономическую неподготовленность хозяйствующих субъектов и населения, отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в новых условиях;
- деформация ценностных ориентаций у значительной части населения;
- недостатки в деятельности правоохранительных органов.
Анализ работ криминологов показывает, упрощение анализа причин преступности влечет на практике выработку простеньких рекомендаций по борьбе с преступностью. Например, ликвидировать безработицу, обеспечить низкие цены на товары, установить материальное равенство всех граждан, устранить резкие различия в их материальной обеспеченности.
Этого будет недостаточно в борьбе с преступностью. Именно выявление причинных комплексов является основой построения серьезных и эффективных программ борьбы с преступностью.
В связи с этим, трех уровневая классификация причин преступного поведения удачно сочетается с их классификацией по основным сферам жизнедеятельности общества. Такой подход к причинам позволяет выделить криминологически наиболее значимые для конкретного исторического момента социальные противоречия, касающиеся в частности, политики,
экономики, нормативной сферы, социальной структуры, духовно-нравственной сферы, сферы криминальной среды и т.д.
Основополагающей является экономическая сфера общественных отношений, слагающаяся из отношений и области управления, производства и распределения производственных благ. О преобладании корыстной мотивации, предопределяющей противоправное поведение, ярко свидетельствует структура совершаемых преступлений, где преступления имущественного характера составляют основной массив всех преступлений. Причины кроются в противоречиях экономических отношений, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономического планирования, а также в системе распределительных отношений. Экономические отношения и есть то первичное, что порождает преступность в целом.
Рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, однако высокая преступ-
Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс
ность, в том числе экономически благополучных странах - есть реальность. Объясняется это тем, что рыночные отношения основаны на подавлении конкурентов, причем зачастую не «джентльменскими» способами, на запрограммированной безработице, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей.
Имущественное неравенство обуславливает и существование другого противоречия между материальными потребностями и легальными возможностями их удовлетворения.
Д.А. Шестаков считает, что потребность материального порядка формируется под воздействием достатка наиболее обеспеченных слоев населения, а возможность легального удовлетворения определяется рамками доходов той социальной группы, к которой индивиды относятся [5, с.79].
Криминолог И.И. Карпец, по этому поводу в 1992 году писал: «Настоящий период нашего развития - это период переходный, период экономической неустойчивости и хаоса, анархического ведения народного хозяйства, отказа от «старых», причем даже оправдавших себя форм хозяйствования, неясности в отношениях собственности, утверждения «самостоятельности» регионов, отраслей хозяйства, предприятий без какой-либо увязки с интересами и других и т.д. Нет нужды доказывать, что такие периоды в жизни любого общества чреваты ростом преступности...» [6, с.146].
Мы разделяем, точку зрения, высказанную известным отечественным криминологом профессором Е.И. Каиржановым, по данному вопросу: «Незащищенность или ненадлежащая защищенность экономики, легитимных экономических отношений через правовую систему, ее норм, правовых предписаний - одна из серьезных причин криминальных процессов в экономике. В таких условиях темпы роста и масштабы экономической преступности могут превратиться в немаловажный фактор, сильно тормозящий экономическое развитие.» [7, с.217].
Следует отметить, что профессор А.Х. Миндагулов (и мы с ним солидарны), считает, что: «Более перспективным представляется попытка системного подхода к анализу причинпреступности, в том числе экономических.
Кризисные ситуации в экономике - вот, пожалуй, главная и основная причина всплеска и сохранения высокого уровня преступности в данной сфере, если исходить из представления об экономике как определенным образом организованной системе производственных отношений. ... В области финан-
сов к негативным явлениям, имеющим связь с преступной деятельностью, относятся: дестабилизация денежного обращения в стране; сохранение инфляционных процессов; дефицит бюджета; неконтролируемый и быстрый рост денежных доходов у определенной части населения; проблемы с невыполнением денежной единицей своей главной функции - меры стоимости, и преодоление последствий безденежного натурообмена, а прекращение операций с расчетами в валюте. .В сфере экономического планирования продолжается растрачивание дорогих, дефицитных ресурсов для возведения гигантских, дорогостоящих «проектов века», никому не нужных объектов, названных «самоедской экономикой». К сказанному следует добавить также несбалансированность планов различных отраслей экономики. ... Одной из главных причин сохранения негативных явлений ипроцессов в сфере экономики следует признать ее подчинение политике и идеологии» [8, с.95].
Е.О. Алауханов выделяет причинный комплекс корыстной преступности, включающий в себя следующие явления:
Во-первых, это обусловлено введением социально-экономических отношений рыночного типа, которым органически присущи коренные причины преступности.
Во-вторых, определяется существованием прежней системы социально-экономических отношений с присущими ей причинами и условиями корыстной преступности.
В-третьих, непринятием при введении рыночных отношений необходимых мер, которые сумели бы противодействовать корыстной преступности [9, с.206].
Общие проблемы, вызывающие посягательства в экономической деятельности не обошли стороной и социально-бюджетную сферу, так как каждая сфера экономической деятельности обладает присущими только ей особенностями. Именно такие особенности и используются преступниками при осуществлении преступных посягательств на отношения, складывающиеся в определенном секторе экономики.
С изменениями, происходящими в общественной жизни, изменяется и мотивация личности, являющаяся субъективным отражением объективных причин. Как известно, основными сферами жизни общества являются экономическая, социальная, политическая, духовная (нравственная).
Рассмотрим подробнее, на наш взгляд, причины криминальных процессов, способствующие как преступности в социально-бюджетной сфере, так и ее криминализации в тесной взаимосвязи с основными
I
1 I
Уголовное право и уголовный процесс
I
I I I I I I I I I I I I I
I
I I I
сферами общественной жизни:
1) Наличие больших финансовых потоков, циркулирующих в бюджете государства, что, безусловно, не могло не заинтересовать отдельных граждан и преступных групп. Следует учитывать, что интеграция отечественного рынка в мировой рынок, а также развитие транснациональной преступности позволяют преступникам получать доступ к большим финансовым средствам нашего государства.
2) Способности злоумышленников своевременно использовать свои преступные намерения под бюджетные отношения, чаще всего, используя свое служебно-долж-ностное положение, связи. И тому есть уже примеры - когда большие суммы средств перечислялись из бюджета для проведения мероприятий, имеющих государственное значение, в частности, перепись населения Республики Казахстан; когда выделяются огромные средства из бюджета для закупки лекарств, которых в последствии не могут дождаться наши граждане через государственные больницы и поликлиники; на строительство школ, детских садов, дорог и т.д. Пресечь подобные преступления на ранних этапах практически невозможно, так как все действия лиц, принимавших активное участие в этих преступлениях, совершаются в рамках закона, легально. В скором времени мы вернемся к этому вопросу. Далее.
3) Наличие коррумпированности властных структур и правоохранительных органов. Я.И. Гилинский считая, что коррупция является сложным социальным феноменом, порождением общества общественных отношений как одно из проявлений продажности [10, с. 258].
Настало время осознание совокупности этих фактов в качестве социальной проблемы.
4) Отсутствие конкуренции в социально-бюджетной сфере, способствование недобросовестной конкуренции с целью монополизации рынка. Иными словами, лица, непосредственно отвечающие за проведение, организацию выполнения конкретных задач, мероприятий, имеющих республиканское или местное значение в социально-бюджетной сфере, финансируемые из республиканского или местных бюджетов, пренебрегая методами конкуренции, как неотъемлемым условием рыночной экономики, «помогают» получить тот или иной заказ. В результате этого мы получаем, если это возможно - условно его назовем «товар», за большие деньги, при чем качество, которого не соответствует знаку «отлично».
5) Увеличение из года в год деформации ценностных ориентаций у значительной ча-
сти лиц, участвовавших в совершении социально-бюджетных преступлений. И проявляется она, прежде всего, в несоблюдении этой категорией лиц, естественно-элементарных правил -добросовестности и доверии. Общество, государство, народ доверили им ответственные роли
в социально-бюджетной сфере, понимая, что велик соблазн, но все-таки доверяя им, не сомневаясь в их надежности и профессионализме. И только единицы не способны противостоять подобным жизненным проверкам.
6) Латентность преступлений в социально бюджетной сфере. Имеющиеся цифры, в реальности отражают приблизительные предположения ущерба, причиненного государству.
Поскольку социально-бюджетная преступность, как и экономическая, как об этом и ранее говорилось, обладает характерной особенностью - высокой латентностью данных преступлений. В результате небрежного, несерьезного отношения к социально-бюджетной преступности, создаются благоприятные условия для ее роста.
7) Наличие формально существующего государственного контроля в социально-бюджетной сфере, позволяющего безнаказанно воровать деньги у народа. Речь идет, прежде всего, о бюджетном контроле как одной из форм финансовой деятельности государства. Государство должно коренным образом изменить свой подход, взгляд на происходящее в данной сфере, не ждать, когда социально-бюджетная преступность нанесет непоправимый ущерб всей финансовой системе.
8) Наличие больших пробелов, недоработок, отсутствие порой взаимодействия, слаженности в деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в социально-бюджетной сфере.
Таким образом, к причинам складывающейся ситуации можно отнести, например, пробелы бюджетно-налогового и иного законодательства, недостатки бюджетного планирования, низкий уровень состояния бухгалтерского учета и другие факторы привели к снижению уровня финансовой дисциплины в государственном секторе, а также несовершенство действующей системы государственного финансового контроля. В частности, системными проблемами исполнения доходной части бюджета можно назвать:
1) низкая эффективность действующего порядка уплаты авансовых платежей крупных видов налогов, что обуславливает неравномерность их поступлений в течение
Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс
финансового года;
2) низкие показатели результативности налоговых проверок, подтверждаемые снижением уровня собираемости налогов (сумма доходов республиканского бюджета по отношению к ВВП с учетом перечислений в Национальный фонд Республики Казахстан снизилась с 21,2%в 2006 году до 20,9% в 2007 году), уровня взыскиваемости дополнительно начисленных платежей в бюджет (удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налоговых
платежей со штрафными санкциями и обязательных пенсионных взносов по результатам налоговых проверок снизился с 16,7% в 2006 году до 9,5% в 2007 году), а также сохранением значительных сумм недоимок по налогам и платежам в бюджет (46,6 млрд. тенге по состоянию на 1 января 2008 года).
Например, рост расходов бюджета в 2009 году в основном был связан с реализацией мероприятий послания Президента Республики Казахстан текущего года, направленных на повышение благосостояния граждан республики и реализацию прорывных инвестиционных проектов, носящих социальную направленность, а также мероприятиями, изложенными в предвыборной платформе Народно-демократической партии «Нур-Отан».
В целом на реализацию пенсионной программы предусмотрены расходы в сумме1 712,7 млрд. тенге, в том числе: в 2009 году
- 446,5 млрд. тенге, в 2010 году - 545 млрд. тенге, в 2011 году - 721 млрд. тенге. С учетом увеличения средний размер пенсий в 2009 году составит 17 105 тенге, в 2010 - 21 381 тенге, в 2011 году - 27 796 тенге. Предусмотрено увеличение средних размеров пенсий
- на 25%, в 2010 году - на 25%, и в 2011 году
- на 30%.
Предусматривается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с по этапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в том числе: в 2009 году на25% на сумму 68,0 млрд. тенге, в 2010 году
- 25% (85,0 млрд. тенге) и в 2011 году - на 30%.
В целях совершенствования системы предоставления социальных услуг, предусматривающих значительное расширение перечня и повышение качества оказания социальных услуг, в расходную часть законопроекта включены статьи, направленные на реализацию законопроекта «О социальных услугах», в сумме порядка 30,4 млрд. тенге, в том числе: в 2013году - 5,7 млрд. тенге, в 2014 году - 8,6 млрд. тенге, в 2015 году - 16,1 млрд. тенге.
Предусматривается повышение разме-
Вестник Института законодательства и
№1 (59) - 2020
ров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий в среднем на 9%.
4 декабря 2019 года Президент Республики Казахстан, Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О Республиканском бюджете на 2020 - 2022 годы», который будет введен с 1 января 2020 года.
С 1 января 2020 года солидарная пенсия будет повышена на 7%, при этом ее минимальный размер составит 38 636 тенге. Государственная базовая пенсионная выплата увеличится на 5 %, ее минимальный размер составит 16 839 тенге.
Доходы республиканского бюджета на 2020-2022 годы составят 11,2 трлн тенге:
• налоговые поступления - 7,9 трлн тенге;
• неналоговые поступления - 121, 3 млрд тенге;
• поступления от продажи основного капитала - 4,4 млрд тенге;
• поступления трансфертов 3,1 трлн тенге.
Расходы бюджета - 12,4 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 1,5 трлн тенге. Это примерно 2,1% валового внутреннего продукта (ВВП) страны [11].
Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 36 направлений, в числе которых:
• субсидирование агропромышленного комплекса;
• выплата АСП;
• финансирование химической кастрации педофилов;
• материально-техническое оснащение медучреждений;
• обеспечение инвалидов кохлеарными имплантами;
• покупка вакцин;
• пропаганда ЗОЖ;
• увеличение зарплат учителей и работников культуры;
• финансирование проектов по программе «Ауыл - ел беЫп»;
• покупку жилья для малообеспеченных семей и работающей молодёжи.
Заключение. Таким образом, на наш взгляд, причины криминальных процессов, способствующие как преступности в социально-бюджетной сфере, так и ее криминализации в тесной взаимосвязи с основными сферами общественной жизни, естественно не представляют собой окончательный перечень. Мы попытались выявить и описать наиболее существенные, с нашей точки зрения, из закономерностей, складывающихся при взаимодействии экономики и преступности в социально-бюджетной сфере.
правовой информации РК
I
I I
I
I I I
I i I
i p
I
Уголовное право и уголовный процесс ЛИТЕРАТУРА
1. Гилинский Я.И. Проблема причинности в криминологической науке // Советское государство и право,1986. - № 8. - С.67-71.
2. Каиржанова С.Е. Проблемы предупреждения незаконного получения и нецелевого использования кредита. - Алматы, 2001. - 188 с.
3. Долгова А.И. Криминология: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИН-ФРА-М, 2016. - 368 с.
4. Волженкин В.В. Криминология: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. - СПб.: Санкт-Петербургский госуниверситет, 2005. - 518 с.
5. Шестаков Д.А. Корыстная направленность и ее формирование в криминальной семье //Вестник Ленинградского университета. - 1983. - № 5. - С.79-84.
6. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М.: Российское право, 1992. - 432 с.
7. Каиржанов Е.И. Избранные труды: в 2-х т. - Т.2. - Алматы: Экономика, 2008. - 303 с.
8. Миндагулов А.Х. Профилактика преступлений: Учебник. - Алматы: HAS. - 2005. - 408 с.
9. Алауханов Е.О. Криминология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: ТОО «Казы-гуртбаспасы», 2006. - 584 с.
10. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб. : Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
11.Айсаров Д. С1 января повышаются пенсии и размер МРП. Утверждён бюджет 2020 года // https://informburo.kz.
REFERENCES
1. Gilinskij Ja.I. Problema prichinnosti v kriminologicheskoj nauke // Sovetskoe gosudarstvo i pravo,1986. - № 8. - S.67-71.
2. Kairzhanova S.E. Problemy preduprezhdenija nezakonnogo poluchenija i necelevogo ispol'zovanija kredita. - Almaty, 2001. - 188 s.
3. Dolgova A.I. Kriminologija: Uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.:Jur.Norma, NIC INFRA-M, 2016. - 368 s.
4. Volzhenkin V.V. Kriminologija: Uchebnikdlja vuzov/Podred. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva. -SPb.: Sankt-Peterburgskij gosuniversitet, 2005. - 518 s.
5. Shestakov D.A. Korystnaja napravlennost' i ee formirovanie v kriminal'noj sem'e // Vestnik Leningradskogo universiteta. - 1983. - № 5. - S.79-84.
6. Karpec I.I. Prestupnost': illjuzii i real'nost'. - M.: Rossijskoepravo, 1992. - 432 s.
7. Kairzhanov E.I. Izbrannye trudy: v 2-h t. - T.2. - Almaty: Jekonomika, 2008. - 303 s.
8. Mindagulov A.H. Profilaktika prestuplenij: Uchebnik. - Almaty: HAS. - 2005. - 408 s.
9. Alauhanov E.O. Kriminologija: Uchebnik. -2-e izd., pererab. idop. -Almaty: TOO«Kazygurtbaspasy», 2006. - 584 s.
10. Gilinskij Ja.I. Deviantologija: sociologija prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij». - SPb. : Izdatel 'stvo «Juridicheskij centr Press», 2004. - 520 s.
11. Ajsarov D. S 1 janvarja povyshajutsja pensii i razmer MRP. Utverzhdjon bjudzhet 2020 goda // https://informburo.kz.
I i I