Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы предупреждения преступлений в сфере этнической репатриации'

Проблемы и перспективы предупреждения преступлений в сфере этнической репатриации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ РЕПАТРИАЦИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / CRIME / CRIME PREVENTION / CRIME PREVENTION MEASURES / CRIME PREVENTION SUBJECTS / ETHNIC REPATRATION / CRIMINOLOGICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матаева Майгуль Хафизовна, Жампеисов Думан Абильтаевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы предупреждения преступности в сфере этнической репатриации, проанализированы причины и условия, способствующие совершению преступлений в этой сфере, сделаны выводы и приведены рекомендации по разработке новых путей и средств предупреждения преступности. На основе анализа нормативных правовых актов и реализуемых социальных проектов сделан вывод о том, что необходимо создавать законодательные и финансовые условия для активизации деятельности негосударственных субъектов в виде общественных организаций в предупреждении преступности. Авторами обосновывается важная роль повышения правовой культуры репатриантов путем привлечения средств массовой информации и неправительственных организаций как меры по предупреждению преступности. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности предупреждения преступности необходимо вести параллельную и комплексную работу по совершенствованию правотворчества, совершенствованию правоприменения, повышению уровня правовой культуры населения, а также общего уровня развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ETHNIC REPATRIATION CRIME PREVENTION

The article studies current issues of ethnic repatriation crime prevention, it analyses reasons and conditions that lead to these crimes. The authors also provide conclusions and give recommendations on development of crime prevention new ways and means. Basing on analysis of laws and current social projects the authors come to conlusion that it is necessary to create legal and financial conditions for non-governmental organizations cime prevention activity stimulation. The authors justify the importance of repatriates' legal culture improvement by means of MSM and non-governmental organizations. The article provides a conclusion that to increase crime prevention effectiveness it is necessary to conduct parallel work on legislation improvement, law-enforcement improvement, legal culture improvement and overall economical improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы предупреждения преступлений в сфере этнической репатриации»

УДК 343.85 М.Х. Матаева

ББК 67.515 доктор юридических наук,

Казахская финансово-экономическая академия

Д.А. Жампеисов

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОЙ РЕПАТРИАЦИИ

В статье рассмотрены актуальные вопросы предупреждения преступности в сфере этнической репатриации, проанализированы причины и условия, способствующие совершению преступлений в этой сфере, сделаны выводы и приведены рекомендации по разработке новых путей и средств предупреждения преступности. На основе анализа нормативных правовых актов и реализуемых социальных проектов сделан вывод о том, что необходимо создавать законодательные и финансовые условия для активизации деятельности негосударственных субъектов в виде общественных организаций в предупреждении преступности. Авторами обосновывается важная роль повышения правовой культуры репатриантов путем привлечения средств массовой информации и неправительственных организаций как меры по предупреждению преступности. Сделан вывод о том, что для повышения эффективности предупреждения преступности необходимо вести параллельную и комплексную работу по совершенствованию правотворчества, совершенствованию правоприменения, повышению уровня правовой культуры населения, а также общего уровня развития экономики.

Ключевые слова: преступность; предупреждение преступности; меры профилактики преступности; субъекты профилактики преступности; этническая репатриация; криминологическая экспертиза.

M.H. Mataeva

Doctor of Law Kazakh financial economical Academy D.A. Zhampeisov

Kazakh Humanitarian Law Academy

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ETHNIC REPATRIATION CRIME PREVENTION

The article studies current issues of ethnic repatriation crime prevention, it analyses reasons and conditions that lead to these crimes. The authors also provide conclusions and give recommendations on development of crime prevention new ways and means. Basing on analysis of laws and current social projects the authors come to conlusion that it is necessary to create legal and financial conditions for non-governmental organizations cime prevention activity stimulation. The authors justify the importance of repatriates' legal culture improvement by means of MSM and non-governmental organizations. The article provides a conclusion that to increase crime prevention effectiveness it is necessary to conduct parallel work on legislation improvement, law-enforcement improvement, legal culture improvement and overall economical improvement.

Key words: crime; crime prevention; crime prevention measures; crime prevention subjects; ethnic repatration; criminological examination.

Возвращение соотечественников на историческую родину во многих странах рассматривается как восстановление исторической справедливости, как моральный долг перед

прошлыми поколениями и ответственность перед их потомками, как увеличение численности титульной (коренной) нации, возможность исправления демографического дисбаланса и

пополнения резерва трудовых ресурсов. После провозглашения независимости Республикой Казахстан 16 декабря 1991 г. волею судьбы разбросанные по всему миру этнические казахи по приглашению главы государства стали прибывать на историческую родину, тем самым обеспечивая ежегодный иммиграционный поток в страну. В то же время с каждым годом увеличивался и поток эмиграции в стране. Вследствие этого актуальной является проблема создания эффективной правовой основы для профилактики правонарушений в сфере этнической репатриации.

Государство выделяет значительные средства для обустройства этнических репатри-антов-оралманов. Согласно ст. 1 Закона о миграции населения, оралман - это этнический казах, постоянно проживавший на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, и его дети казахской национальности, родившиеся и постоянно проживавшие после приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами, прибывший (прибывшие) в Республику Казахстан в целях постоянного проживания на историческую родину и получивший (получившие) соответствующий статус в порядке, установленном настоящим Законом [6].

Правительство Республики Казахстан установило иммиграционную квоту для оралманов на 2012-2014 гг. в количестве 10 тыс. человек. Согласно п. 5 ст. 23 Закона о миграции населения, оралманам и членам их семей, включенным в квоту, предоставляются дополнительные льготы в виде выплаты единовременных пособий, дифференцированных в зависимости от региона расселения и включающих затраты на первичную адаптацию, проезд к постоянному месту жительства и провоз имущества, а также выделения средств на приобретение жилья или получение льготного кредитного займа для строительства, восстановления или приобретения жилья.

Существенное увеличение объема выделяемых на переселенческие мероприятия средств (до 16 млрд тенге в год) и несовершенство законодательства привели к многочисленным фактам хищения бюджетных средств как со стороны работников государственных органов, так и со стороны самих иммигрантов и третьих лиц [2]. С 2008 по 2011 г. возвращенцам, включенным в квоту, выплачено различных пособий на сумму более 38 млрд тенге [9]. Вместе с тем с увеличением финан-

сирования растут количество и масштаб преступлений в этой сфере. К примеру, в 2010 г. в Алматинской, Атырауской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях выявлено 127 фактов выделения пособий на сумму более 192 млн тенге лицам, которые даже не въезжали в страну или получили пособия дважды в разных регионах. В Кызылординской области начальник отдела департамента по миграции и ее сообщники были осуждены на три года лишения свободы каждый за присвоение бюджетных средств, предусмотренных для орал-манов, в сумме 14,5 млн тенге. В Акмолинской области путем подачи фиктивных документов было присвоено более 1 млн тенге. В СевероКазахстанской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления комитета по миграции по СКО, который, злоупотребляя своими должностными полномочиями, внес в официальные документы заведомо ложные сведения, в результате чего причинил ущерб государству на общую сумму более 23 млн тенге. В Приуралье было возбуждено 35 уголовных дел против двух жителей, которые подделывали паспорта граждан Узбекистана, а также свидетельства о браке и рождении детей и подавали их в местную миграционную службу от имени несуществующих людей, тем самым причинили государству ущерб в размере около 9 млн тенге. В Восточно-Казахстанской области задержан бывший начальник областного управления по миграции, который совместно с соучастниками помогал оралманам незаконно получать денежные выплаты, в итоге из государственного бюджета похищено почти 1,5 млн тенге.

Все эти данные свидетельствуют о масштабе преступлений в сфере этнической репатриации, охвативших все области Казахстана, причем субъектами преступлений выступают как уполномоченные государственные служащие, местные жители, так и сами бывшие оралманы. Государству причиняется огромный ущерб, выделенные средства не доходят до адресатов, и тем самым нивелируются поставленные цели по ускоренной интеграции орал-манов в новое для них общество, под угрозу ставится эффективность системы распределения пособий по иммиграционной квоте для оралманов.

Анализ факторов, способствовавших совершению данных преступлений, показывает, что предпринимаемые меры по общему и специальному предупреждению преступности

являются недостаточными и неэффективными. Значение предупреждения преступлений было понятно еще мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни» [1, с. 123].

В законодательстве Республики Казахстан о миграции населения были определенные упущения, которые привели к различным злоупотреблениям. Согласно Закону о миграции населения от 1997 г., денежные пособия, предусмотренные по иммиграционной квоте для оралманов, выдавались до приобретения гражданства Республики Казахстан. Это привело к тому, что некоторые репатрианты, еще не потерявшие гражданство страны исхода, получив денежные пособия в Казахстане, возвращались обратно, что, естественно, вызывало возмущение у местного населения и своим немассовым характером накладывало негативный отпечаток в целом на репатриантов. По новому Закону о миграции населения от 2011 г. оралманы, включенные в иммиграционную квоту, будут получать единовременные пособия и средства для приобретения жилья только после получения гражданства Республики Казахстан по предъявлении документов, удостоверяющих личность, включая совершеннолетних членов семьи, кроме членов семьи неказахской национальности. В случае отказа включенных в квоту оралма-нов от приобретения гражданства Республики Казахстан единовременные пособия и средства для приобретения жилья не начисляются и не выплачиваются. Эта правовая норма исключит случаи получения пособий и компенсаций по поддельным документам, так как будет выдаваться лицам, которые уже имеют гражданство Республики Казахстан и физически присутствуют на ее территории.

По новому закону пособия оралманам будут выплачиваться только по установленному месту жительства, а в случае выезда за пределы региона (в течение первых трех лет) или из Республики Казахстан (в течение пяти лет со дня получения статуса оралмана) они должны быть возвращены в бюджет. Это позволит установить контроль над стихийной внутрен-

ней миграцией и не допустить перенаселения определенных регионов, где из-за безработицы, отсутствия свободных земельных участков для жилья и развития бизнеса создаются условия для роста преступности. В Закон о гражданстве Республики Казахстан от 1991 г. были внесены поправки, предусматривающие получение гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке и сокращение срока рассмотрения ходатайств лиц казахской национальности с шести до трех месяцев, что позволяет ускорить процесс социально-экономической интеграции в новое общество, создает условия для начала активного полноправного участия в его жизни и снижает риски криминализации личности из-за долгой и тяжелой адаптации.

Однако принятие данных правовых норм также не является полной гарантией несовершения в будущем преступлений по завладению денежными средствами по иммиграционной квоте путем обмана или злоупотребления доверием. В данном случае необходимы меры по общему предупреждению преступности в виде правовой пропаганды, повышения правовой культуры оралманов и прозрачности деятельности государственных органов. В отличие от старого закона о миграции населения, где решение о включении оралмана и его семьи в квоту принимало территориальное подразделение уполномоченного органа по вопросам миграции населения, в новом законе для рассмотрения заявлений этнических казахов и оралманов о включении в квоту территориальными подразделениями уполномоченного органа по вопросам миграции населения в областях, городах республиканского значения и столицы создаются соответствующие комиссии, куда входят депутаты маслихата, представители государственных органов и общественных организаций. Данная норма имеет большое значение для обеспечения открытости деятельности уполномоченного органа и в качестве меры общей профилактики в этой сфере будет препятствовать возникновению и действию коррупционных схем.

Одним из криминологически значимых факторов совершения преступлений в этой сфере оралманами было и существование негативных общественных явлений, социальных, политических, экономических и духовных проблем, присущих казахстанскому обществу, а именно наличие развитой коррупции в государственных структурах, много-

численных примеров хищения бюджетных средств в государственных организациях. Если на первоначальном этапе происходит первичная адаптация оралманов путем организации переселения, обустройства на новом месте жительстве и оформления документов, то последующий этап является наиболее важным моментом для ранней профилактики преступлений, так как именно в это время происходит усвоение норм и ценностей нового общества, а несоответствие ожиданий, представлений существующим реалиям может привести к вовлечению в противоправную деятельность вследствие отсутствия нормальных условий для жизнедеятельности.

Принимаемые государством программы по обустройству оралманов, относящиеся к мерам общего предупреждения преступности, бывают не всегда эффективны. На государственном уровне утверждена программа «Нурлы кеш», национальная программа по переселению этнических казахов на 2009-2011 гг. В рамках программы предусматривалось в числе прочих мер предупреждение возникновения социальных рисков, связанных с трудностями адаптации и интеграции мигрантов, безработицей и стихийной миграцией. Однако вопросы занятости и жилищный вопрос репатриантов в Казахстане не были решены в рамках названной программы из-за низкой платежеспособности оралманов по причине отсутствия работы, низкой заработной платы, необходимой для оформления и погашения ипотечного кредита. К примеру, по пилотным проектам, начатым в 2010 г., в Актюбинской области из построенных 300 квартир остается незаселенной 271 квартира, или 90 %, в ВКО из 363 домов не заселено 170, или 47 %. Проблемы остаются также по пилотным проектам 2009 г.: по Акмолинской области из 276 домов заселены лишь 257, а в г. Курчатове Восточно-Казахстанской области из планируемых 200 квартир незаселенными остаются 100 [2, с. 23].

Согласно Специальному докладу Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан от 2012 г., «большинство оралманов недовольны своим положением после переезда в РК, что делает их сообщество привлекательным для различных групп политического влияния, а также групп экстремистского толка в целях дестабилизации ситуации в Казахстане. Все эти протестные настроения людей, которые не видят пути решения своих проблем, накапливаются и могут

привести к социальному взрыву». Вопрос занятости и жилищный вопрос репатриантов отчасти решаются и в рамках Программы занятости - 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 г. № 316.

Согласно данной программе, у вновь прибывших иммигрантов из числа этнических казахов после включения в иммиграционную квоту и приобретения гражданства Республики Казахстан существует возможность приобрести свое жилище. Данная формулировка правовой нормы предоставляет возможность более широким кругам репатриантов принять участие в данном направлении, чем в других направлениях указанной программы. К примеру, в Программе занятости - 2020 указано, что в рамках тематических направлений по обучению и содействию в трудоустройстве, содействию в развитии предпринимательства, развитию сельских населенных пунктов участниками могут быть оралманы [9].

В Республике Казахстан концепции и доктрины реализуются через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы [5]. Однако анализ законов, стратегических и программных документов центральных и местных исполнительных органов показывает, что многие нормы концепции касательно содействия репатриации, адаптации и интеграции репатриантов не нашли в них своего отражения. Хотя еще в 2005 г. в своем выступлении на третьем Всемирном Курултае казахов Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что «в целом вопросами зарубежных казахов и оралманов должны постоянно и активно заниматься Министерство иностранных дел, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство культуры, информации и спорта, Министерство науки и образования и другие ведомства, которые обязаны своевременно и адекватно решать проблемы, находящиеся в их компетенции» [3]. Также Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что «одним из показателей успешной деятельности акимов должен стать рост численности населения на вверенной ему территории, в том числе за счет притока оралманов». К сожалению, данная идея так и не нашла отражения в нормативных документах по оценке деятельности государственных органов.

Поэтому кроме мер общего предупреждения преступности, направленных на умень-

шение количества преступлений в долгосрочной перспективе, одновременно необходимо реализовывать меры индивидуального предупреждения. Для этого необходимо установить четкий контроль над миграционной ситуацией в каждом отдельно взятом регионе, вести учет прибывающих репатриантов, проводить анализ их занятости, уровня адаптации и интеграции в общество и исходя из этого выявлять лиц с отклоняющимся, девиантным поведением, низким уровнем правосознания и плохими условиями жизни для коррекции их поведения методом убеждения через ведение беседы с целью формирования позитивных представлений об обществе либо путем оказания помощи через взаимодействие с органами занятости и социальными службами для оформления надлежащих пособий.

Кроме того, интересен опыт международных организаций по оказанию содействия в ускоренной адаптации оралманов, которые как неспециализированные субъекты предупреждения преступности оказывают большое влияние на раннее предупреждение преступности, выделяемое А.И. Долговой как один из видов мер специального предупреждения преступности [4]. К примеру, Программа развития ООН начиная с 2009 г. реализует на территории Восточно-Казахстанской области проект «Продвижение социально-экономической интеграции оралманов».

В рамках данного проекта предоставляются консультации по вопросам приобретения статуса оралмана, оформления постоянного места жительства и приобретения гражданства Республики Казахстан с целью устранения волокиты и бюрократии в государственных органах, проводятся обучающие курсы казахского, русского языков, компьютерной грамотности

1000

для расширения возможностей дальнейшего трудоустройства и улучшения языковой коммуникации, обучающие семинары по открытию и развитию бизнеса, организовываются встречи со всеми уполномоченными структурами по разъяснению содержания их деятельности оралманам, предоставляются безвозмездные гранты и кредиты на создание источников дохода и рабочих мест, оказывается содействие в создании общественных организаций для улучшения интеграции оралманов в новое общество, формирования их позитивного имиджа путем реализации социально значимых проектов, направленных на решение местных проблем, и систематического информационного сопровождения результатов социальных проектов для оралманов в средствах массовой информации, разработка и распространение информационно-правовых брошюр для повышения уровня их правосознания и правовой культуры.

Положительной стороной данного проекта в предупреждении преступности является широкое вовлечение негосударственных субъектов предупреждения преступности путем привлечения местных жителей, бизнесменов, представителей неправительственных организаций, средств массовой информации, микрофинансовых организаций. Данный проект международной организации необходимо изучать и широко распространять передовой опыт в других регионах страны, так как он является пилотным проектом и опытным образцом для демонстрации государственным органам лучших технологий работы с репатриантами с учетом международного опыта.

Результаты реализации проекта Программы развития ООН за 2012 г. представлены на рисунке.

800 — 600 —

400---|—

200-- - --—

0-1---1---1-1---1---

Консультации Языковые Создание Обучение Правовые курсы общественных бизнесу брошюры организаций

□ Количество оралманов

Результаты реализации проекта Программы развития ООН за 2012 г.

Таким образом, подводя итоги исследования, направленного на поиск путей повышения эффективности предупреждения преступности в сфере этнической репатриации, можно сделать следующие выводы и предложить ряд рекомендаций:

1. Включить в качестве целевых индикаторов в стратегические планы центральных и местных исполнительных органов вопросы репатриации, адаптации и интеграции оралманов как важных для общего предупреждения преступности в данной сфере. При разработке государственных программ и стратегических планов важно привлечение ученых-криминологов для определения результативности принимаемых мер с точки зрения воздействия на преступность. Значительную роль при этом играет криминологическая экспертиза, направленная на то, чтобы исключить ошибки, допущенные в Законе о миграции населения от 1997 г., когда орал-маны, не получив гражданство Казахстана и документов, удостоверяющих личность, могли получать денежные пособия по иммиграционной квоте.

2. Широко использовать индивидуальное предупреждение преступности не только государственными органами, но и негосударственными субъектами. Индивидуальным предупреждением преступности должны заниматься участковые инспектора органов внутренних дел, инспектора миграционной полиции, органы социальной защиты, сельские администрации (акиматы), общественные организации, граждане.

3. Статью 5 Закона о государственном социальном заказе необходимо расширить и в сферу реализации государственного социального заказа добавить тематику репатриации, адаптации и интеграции оралманов. Это позволит местным исполнительным органам формировать лоты и неправительственным организациям как неспециализированным субъектам предупреждения преступности ре-ализовывать социально значимые проекты в этой сфере. Также через государственный заказ средства массовой информации смогут на системной основе освещать данную тематику, показывать вклад оралманов в развитие Казахстана, демонстрировать позитивные примеры интеграции, способствовать развитию позитивных представлений о репатриантах, предупреждать возникновение конфликтов между местными жителями и оралманами, распро-

странять правовые знания и повышать правовую культуру оралманов.

4. Государственным органам в практической деятельности следует использовать методы убеждения и оказания помощи по отношению к репатриантам, имеющим негативные социальные взгляды, установки, с целью предупреждения преступности. Для оказания на негативно настроенных репатриантов положительного влияния необходимо создавать условия для их участия в деятельности неправительственных организаций в регионе по примеру проекта Программы развития ООН. Существование различных программ оказания помощи помогает улучшить репатрианту социально-бытовые условия, открыть собственное дело и занять свой досуг, поменять свои негативные социальные установки на более позитивные, удержаться от обращения к незаконным источникам дохода.

5. Проводить профилактическую работу со СМИ по корректировке их деятельности и выработке этичного подхода к выбору формулировок в своих материалах для раннего предупреждения преступности. К примеру, такие заголовки статей в средствах массовой информации, как «Вот и пялится оралман на новые ворота», «Чужой среди своих?», «Ад для оралманов», «Оралманы - не просто фактор риска. Это уже стопроцентный риск!», «В Алматин-ской области на мусорной свалке поселились... оралманы» и т.п., не способствуют формированию в обществе позитивных представлений об оралманах, их интеграции в новое общество, взаимодействию с местными жителями. Находясь в погоне за рейтингом, нельзя отдельные случаи экстраполировать на состояние всего общества либо на всех оралманов. СМИ необходимо соблюдать баланс, одновременно подавая и позитивные материалы по данной теме, так как существуют и многочисленные примеры успешной интеграции оралманов в общество и их вклада в развитие региона, страны. Негативные информационные материалы представляют собой криминогенный фактор дискриминационного разделения граждан на разные категории, тем более что статус оралмана является временным и действует до приобретения гражданства. Если освещать тематику низкооплачиваемых и тяжелых работ, то надо говорить о безработице и отсутствии рабочих мест как о существующем явлении для всех граждан страны, а не только для орал-манов. При совершении отдельных преступле-

ний оралманами либо в отношении них также выпячивается «фактор репатрианта», при этом не разбираются мотивы и причины данных преступлений, которые в абсолютном большинстве случаев не касаются данного фактора и относятся к общеуголовным преступлениям.

Также необходимо регулировать деятельность модераторов интернет-сайтов по контролю содержания комментариев под тематическими статьями, так как именно там и публикуются высказывания, разжигающие социальную рознь, вражду, содержащие клевету и оскорбления, в том числе на национальной и расовой почве, которые, являясь преступлением по своей сути, прямым и косвенным образом могут подталкивать других субъектов на совершение преступлений.

6. Дифференциация статистики по преступлениям, совершенным иностранцами, по субъектному составу (иностранцы, оралманы, беженцы). Это нужно для оценки эффективности программ адаптации и интеграции оралма-нов, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, определения путей, средств их предупреждения и перспектив их ликвидации. В 2011 г., например, иностранцы совершили 1765 преступлений - 2 % от общего количества правонарушений. В основном это кражи и наркопреступления. Кроме того, иностранцы совершили 41 убийство, 54 разбоя, 94 грабежа [8]. В статистических материалах Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан существует разделение преступников только по возрасту, гендерному составу, принадлежности гражданству СНГ и других стран. Поэтому невозможно вычленить в статистике преступлений, совершенных иностранцами, преступления, совершенные оралманами. Дифференциация

статистики по указанному признаку позволит, кроме вышеуказанных причин, обосновать несостоятельность аргументов некоторых субъектов, утверждающих о существовании высокого уровня преступности среди репатриантов.

7. Рассмотреть возможность принятия нормативного постановления Верховным судом Республики Казахстан «О практике применения уголовного законодательства по делам о преступлениях, совершенных иностранцами» в целях правильного и единообразного применения судами законодательства о преступлениях, совершенных иностранцами, которые получили статус оралмана.

8. Необходимо в прокурорский надзор в социально-экономической сфере в отдельное тематическое направление включить и вопросы миграции населения, в том числе этнической репатриации и связанные с ней вопросы приобретения статуса оралмана, предоставления разрешения на постоянное место жительства, оформления денежных пособий по иммиграционной квоте, предоставления вида на жительство и гражданства Казахстана. Своевременный прокурорский надзор позволит на ранних этапах выявить недостатки и послужит мерой предупреждения преступлений в этой сфере. Однако следует понимать, что для эффективного предупреждения преступности необходимо активное участие всех заинтересованных сторон в лице государственных структур, неправительственных организаций, самих граждан.

Таким образом, для повышения эффективности предупреждения преступности необходимо вести параллельную и комплексную работу по совершенствованию правотворчества, совершенствованию правоприменения, повышению уровня правовой культуры населения, а также общего уровня развития экономики.

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Social and economic adaptation of oralmans [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.facebook. com/photo.php?fbid=488679677846508&set=a.379987968715680.81065.370236269690850&type=1&theater.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. - М., 1995. - 128 с.

3. В Казахстане в этом году не будет квоты на иммиграцию оралманов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.kz/4541553-v-kazakhstane-v-jetom-godu-ne-budet.html.

4. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на третьем Всемирном Курултае казахов (Астана, 29 сентября 2005 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakon.kz/site_main_ news/64755-vystuplenie-prezidenta-respubliki.html.

5. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 453 с.

6. О государственном социальном заказе [Электронный ресурс] : закон Республики Казахстан от 12.04.2005 г. № 36. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000036.

7. О миграции населения [Электронный ресурс] : закон Республики Казахстан от 22.07.2011 г. № 477-IV. -Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000477.

8. Об утверждении Программы занятости - 2020 [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Казахстан от 31.03.2011 г. № 316. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000316.

9. Оралман и обман [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.time.kz/news/archive/2012/07/18/ oralman-i-obman.

10. Посторонним въезд разрешен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.caravan.kz/ article/42324/print.

REFERENCES

1. Social and economic adaptation of oralmans. Available at: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=4886796 77846508&set=a.379987968715680.81065.370236269690850&type=1&theater.

2. Bekkaria Ch. On crimes and punishments. [O prestuplenijah i nakazanijah]. Moscow, 1995, 128 p.

3. There won't be quotations for oralmans' immigration this year. [V Kazahstane v jetom godu ne budet kvoty na immigraciju oralmanov]. Available at: http://www.zakon.kz/4541553-v-kazakhstane-v-jetom-godu-ne-budet.html.

4. President of the Republic of Kazakhstan speech on the 3rd global quriltai of the Kazakhs (Astana, 29 September 2005). [Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva na tret'em Vsemirnom Kurultae kazahov (Astana, 29 sentjabrja 2005 goda)]. Available at: http://www.zakon.kz/site_main_news/64755-vystuplenie-prezidenta-respubliki.html.

5. Criminology: educational book. Edited by A.I. Dolgova. [Kriminologija : uchebnik dlja vuzov / pod obshh. red. A.I. Dolgovoj, 3-e izd., pererab. i dop.]. Moscow, 2007, 453 p.

6. Law of the Republic of Kazakhstan No. 36 on social services commissioning dated 12 April 2005. [O gosudarstvennom social'nom zakaze: zakon Respubliki Kazahstan ot 12.04.2005 g. № 36]. Available at: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000036.

7. Law of the Republic of Kazakhstan No. 477-IV on population movement dated 22 July 2011. [O migracii naselenija: zakon Respubliki Kazahstan ot 22.07.2011 g. № 477-IV]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1100000477.

8. Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 316 on employment program adoption dated 31 March 2011. [Ob utverzhdenii Programmy zanjatosti - 2020: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 31.03.2011 g. № 316]. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000316.

9. Oralman and a lie. [Oralman i obman]. Available at: http://www.time.kz/news/archive/2012/07/18/oralman-i-obman.

10. Entry for unauthorized. [Postoronnim v#ezd razreshen]. Available at: http://www.caravan.kz/article/42324/print.

Сведения об авторах

Матаева Майгуль Хафизовна - ректор Казахской финансово-экономической академии, доктор юридических наук, Семей, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].

Жампеисов Думан Абильтаевич - докторант Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, Семей, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].

About the authors

Mataeva Majgul' Hafizovna - Rector of Kazakh financial economical Academy, Doctor of Law, Republic of Kazakhstan, Semey; e-mail: [email protected].

Zhampeisov Duman Abil 'taevich - Doctoral student of Kazakh Humanitarian Law Academy, Republic of Kazakhstan, Semey; e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.