Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты охотничьего хозяйства Беларуси на современном этапе'

Социально-экономические аспекты охотничьего хозяйства Беларуси на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF HUNTING HUSBANDRY OF BELARUS IN THE CURRENT PERIOD

Hunting husbandry of Belarus received the status of a separate branch of economy. State Program on hunting husbandry development for 20062015 was worked out. The main goal of this Program is to make hunting husbandry of the Republic be a profitable branch of economy. A state sector in the economy of hunting husbandry of the Republic of Belarus becomes stronger. The investments of a private capital to hunting husbandry increase.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты охотничьего хозяйства Беларуси на современном этапе»

Si

(S.

$

£*

a

J

1

с

3S

I

I

S.

2

ж

is

S'

£

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.И.Квакин

Институт зоологии НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected]

На современном этапе охотничье хозяйство Беларуси находится на стадии интенсивного развития, которая характеризуется рациональным использованием охотничьих ресурсов, вложением трудовых и материальных затрат в обустройство охотничьих угодий, проведением в необходимом объеме комплекса различных биотехнических мероприятий, направленных на достижение в охотугодьях оптимальной численности охотничьих животных, позволяющей достичь максимальной продуктивности.

В своем развитии охотничье хозяйство подчиняется требованиям экономических законов, а производимая продукция и оказываемые услуги должны иметь спрос на внутреннем и внешнем рынке.

Доходы от реализации продукции и услуг охотничьего хозяйства должны не только покрывать расходы на его ведение, но и приносить прибыль, обеспечивая экономические интересы государства в области ведения охотничьего хозяйства.

Основные причины необходимости интенсификации охотничьего хозяйства вызваны рыночными отношениями в экономике республики, приданием охотничьему хозяйству статуса отдельной отрасли народного хозяйства.

Интенсивное ведение охотничьего хозяйства, ориентированного на эффективную реализацию социальных, экономических и экологических целей, может быть достигнуто при постоянном инвестировании средств.

В целях обеспечения охотхозяй-ственной деятельности как эффективной отрасли экономики страны Государственной программой развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 г., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», предусмотрен комплекс различных мероприятий, на реализацию которых выделены бюджетные средства в размере

18,6 млрд. рублей.

Из них основными мероприятиями являются: реакклиматизация европейского оленя путем создания на территории республики 30 новых популяций за счет ресурсов национального парка «Беловежская пуща»; разработка научного обоснования интродукции таких перспективных видов для охотничьего хозяйства, как лань, муфлон, пятнистый олень; строительство новых охотничьих баз и реконструкция существующих;

оптимизация площадей арендуемых охотничьих угодий; аттестация руководителей охотничьих хозяйств; проведение авиаучетов охотничьих животных на всей территории республики; осуществление ведения кадастра животного мира Республики Беларусь.

Главной целью Государственной программы является выход охотничьего хозяйства республики к 2009 году на самоокупаемость, а к 2010 году - на прибыльную работу.

На сегодняшний день согласно проведенному охотэкономическому анализу за 2004-2005 гг. убытки от ведения охотничьего хозяйства в целом по Беларуси соответственно составили 2,5 и 3,5 млрд. рублей.

За данный период с прибылью сработали лесоохотничьи хозяйства Управления делами Президента Республики Беларусь (9 хозяйств, 0,8 млн. га охотугодий) и охотничьи хозяйства общественного объединения «Белорусское военно-охотничье общество» (12 хозяйств, 0,4 млн. га). В 2004 году ими от ведения охотничьего хозяйства получена прибыль 19,0 млн. рублей, в 2005 г -19,2 млн. рублей (только охотничьими хозяйствами ОО «БВОО»).

Расходы на ведение охотничьего хозяйства как отрасли экономики должны быть оправданными, т.е. конечным результатом работы должна быть полученная прибыль и рентабельность.

Для этого должен быть рассчитан необходимый уровень затрат на проведение комплекса охранных, охотхозяйственных, биотехнических и других мероприятий, направленных на достижение и поддержание в арендуемых охотничьих угодьях высокой и стабильной численности охотничьих животных.

С этой целью в рамках выполнения Государственной программы развития охотничьего хозяйства будут разработаны и утверждены нормативы затрат на ведение охотничьего хозяйства в расчете на единицу площади арендуемых охотничьих угодий, вложение которых позволяло бы его безубыточное ведение.

Согласно действующему законодательству охотничьи угодья могут быть переданы в аренду для ведения охотничьего хозяйства только юридическим лицам.

В настоящее время охотхозяйственной деятельностью в Беларуси занимаются порядка 250 субъектов хозяйствования различной формы собственности, которые арендуют около 17 млн. га охотничьих угодий республики.

Государственную форму собственности имеют 90 лесоохотничьих хозяйств Министерства лесного хозяйства и Управления делами Президента Республики Беларусь.

40 субъектов хозяйствования, имеющих негосударственную форму собственности, представлены различными коммерческими структурами: ООО, ОДО, частными унитарными предприятиями и т.п. В 2005 году таковых было 17.

Промежуточное положение занимают охотничьи хозяйства республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» (РГОО «БООР»), которых более 100.

На сегодняшний день РГОО «БООР» является крупнейшим арендатором охотничьих угодий, осуществляющим ведение охотничьего хозяйства на 65% территории республики.

РГОО «бОоР» является некоммерческой организацией, правопреемником общественного объединения «БООР» (Указ Президента Республики Беларусь № 450 от 17.07.06 «Вопросы общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов»).

Согласно Уставу членами РГОО «БООР» помимо физических лиц могут быть юридические лица, в т.ч. государственные органы и иные государственные организации, которые могут передавать РГОО «БООР» в собственность, аренду или безвозмездное пользование различную технику, оборудование, имущество для решения государственных задач в области охотничьего хозяйства.

Ежегодно при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривается выделение РГОО «БООР» средств из республиканского фонда охраны природы на воспроизводство и охрану ресурсов охотничьих животных, развитие инфраструктуры охотничьего туризма, укрепление материально-технической базы охотничьего хозяйства в соответствии с направлениями их использования, согласованными РГОО «БООР» и Министерством лесного хозяйства (государственный орган, осуществляющий управление и контроль за ведением охотничьего хозяйства в Беларуси) с Советом Министров Республики Беларусь.

Так, в I квартале 2007 года РГОО «БООР» выделено 2 млрд. рублей для закупки различной сельскохозяйственной техники (тракторов, плугов, сеялок) для проведения биотехнических мероприятий.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 93 от

16.08.06 разработан и утвержден порядок оплаты труда работников РГОО «БООР».

Социальную направленность имеет основной нормативный документ по охотничьему хозяйству - «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты», утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 580 от 8.12.05, один из пунктов которого обязывает арендаторов охотничьих угодий иметь штатную егерскую службу из расчета

не более 8 тыс. га лесных, водно-болотных угодий и (или) 25 тыс. га полевых угодий на 1 егеря. Это гарантирует рабочие места тысячам граждан республики.

На основании вышеизложенного, можно констатировать, что государство, изменив статус основного охотпользователя - ОО «БООР», укрепило свои позиции и роль в охотничьем хозяйстве, усилив государственный сектор в экономике охотничьего хозяйства.

Таким образом, в охотничьем хозяйстве Беларуси на современном этапе его развития прослеживаются два направления: укрепление государственного сектора в экономике охотничьего хозяйства и привлечение частного капитала путем увеличения количества арендаторов с негосударственной формой собственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка и утверждение нормативов затрат на ведение охотничьего хозяйства в расчете на единицу площади арендуемых охотничьих угодий». Минск. 2006.

Янушко А. Д., Дунин В. Ф., Захаренко А. П. 2006. «Эколого-экономические основы лесоохотничьего хозяйства Беларуси». Минск.

5

з-

Ж

а,

"8-

ж

§

а

а,

I

с

ж

ж

ж

с

а,

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.