У §
а
а
J
1 г
с
S §
I
с
S §
к <8
t !?
Л
8.
Sä
Л
s 8
а,
£
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХОТОУСТРОЙСТВА В БЕЛАРУСИ
В.Е.Тышкевич, В.И.Квакин
Институт зоологии НАН Беларуси, сектор охотоведения и ресурсов охотничьей фауны, г. Минск, Республика Беларусь, е-mail: [email protected]
Охотоустройство - система инвентаризации и учета фонда охотничьих угодий, планирования мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования ресурсов охотничьих животных, повышения эффективности ведения охотничьего хозяйства, охрану диких животных и среды их обитания.
Целью охотоустройства является разработка научно-обоснованных рекомендаций по рациональному ведению охотничьего хозяйства на устраиваемой территории, то есть составление проекта организации и развития охотничьего хозяйства.
Организация охотоустроительных работ в Беларуси осуществляется Министерством лесного хозяйства, порядок проведения охотоустроительных работ утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 702 от 3 июня 2006 года «Положение о порядке проведения охотоустройства».
Согласно данному положению право на проведение охотоустроительных работ имеют юридические лица (охо-тоустроительные организации), получившие разрешение (допуск) Министерства лесного хозяйства.
В настоящее время основной объем охотоустроительных работ в Беларуси выполняется охотохозяйственным республиканским унитарным предприятием «Белгосохота» (далее ОрУП «Белго-сохота»), имеющем в своем распоряжении достаточное количество инженерно-технических работников, необходимое оборудование, инвентарь и транспорт.
Незначительные объемы охотоустроительных работ также выполняются лесоустроительным республиканским унитарным предприятием «Белгослес» (далее ЛРУП «Белгослес»), Институтами зоологии и леса НАН Беларуси.
До 2005 года охотоустройство охотничьих хозяйств общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» (далее ОО «БООР») проводилось отделом охотничьего хозяйства, рыболовства и проектирования охотничьего хозяйства Республиканского совета ОО «БООР».
Объемы охотоустроительных работ, виды и детализация работ, разряд охотоустройства в настоящее время определяются «Инструкцией по разработке проектов организации и ведения охотничьего хозяйства(охотоустройство)в Республике Беларусь» (2000 г.), разработанной ОРУП «Белгосохота» и утвержденной 4.05.2000. Министерством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Сегодня согласно рекомендациям указанной Инструкции проводятся охо-тоустроительные работы ОРУП «Белгосохота» и другими охотоустроительны-ми организациями.
Имея соответствующие производственные мощности, достаточное количество инженерно-технических работников, практически десятилетиями не меняя технологии работ и проводя их в соответствии с Инструкцией, которая по сути является ведомственным нормативным документом, ОРУП «Белгосохота» на сегодня является монополистом на рынке охотоустроительных работ в Беларуси.
Цены, по которым ОРУП «Белгосохота» выполняет охотоустроительные работы, в настоящее время являются неподъемными не только для высокоорганизованных охотничьих хозяйств, но и для арендаторов с частной формой собственности. Стоимость охотоустроительных работ превышает 1 млн. рублей за 1 тыс. га охотугодий.
Основными причинами высокой себестоимости охотоустроительных работ, проводимых ОРУП «Белгосохота», являются следующие:
1. Полный цикл охотоустроительных работ продолжается, как правило, 1 год и поэтому требует вложения значительных средств.
2. Включение в себестоимость охотоустроительных работ общепроизводственных расходов (амортизация основных средств, содержание аппарата управления, расходы, связанные с обслуживанием транспорта, оборудования, плановая прибыль и др.).
3. Устаревшие технологии и методы проведения охотоустротельных работ.
4. Квалификация большинства инженерно-технических работников не соответствует современным требованиям охотоведческой науки.
5. Незначительные объемы выполняемых охотоустроительных работ (200300 тыс.га угодий в год).
6. Несовершенная нормативно-методическая база охотоустройства.
В связи с этим в охотничьем хозяйстве республики возникла крайне опасная ситуация, связанная с проблемой проведения охотоустройства на больших территориях в короткие сроки.
Ситуация усугубляется тем, что абсолютное большинство ранее разработанных проектов охотоустройства, не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы, требует доработки и не утверждены Министерством лесного хозяйства, как это требуют пункты 14, 15 «Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты».
Практически на все охотничье-рыболовные хозяйства РГОО «БООР», которых более 100, необходимо разработать биолого-экономические обоснования и проекты охотоустройства.
В такой же ситуации оказались арендаторы с частной формой собственности.
ОРУП «Белгосохота», Институты зоологии и леса НАН Беларуси при сложившемся десятилетиями нынешнем порядке проведения охотоустройства, который не отвечает современным требованиям и запросам арендаторов охотничьих угодий, не способны решить данную проблему.
Какими же видятся возможные пути ее разрешения?
Необходимо коренным образом изменить порядок проведения охотоустройства в республике, сократив сроки его проведения за счет применения современных методов и технологий выполнения охотоустроительных работ (составление экспликации типов охотничьих угодий и вычисление их площадей методом программирования, применение ГИС-технологий и ЗИС-техно-логий при бонитировке охотничьих угодий, изготовлении картографического материала и др.).
Целесообразно отказаться от проведения тех работ, которые в состоянии выполнить сам заказчик, и по которым имеется разработанная и утвержденная инструктивно-нормативная документация по охотничьему хозяйству: нормы подкормки охотничьих животных, методы проведения учетов численности, допустимые нормы изъятия и др.
В проекте охотоустройства большое место занимают материалы справочного и описательного характера, на сбор которых исполнителем тратятся и время, и средства.
На сегодня всеми охотпользователями, которых в республике более 250, разработаны и направлены в Министерство лесного хозяйства 5-летние бизнес-планы экономического развития своих охотничьих хозяйств, что позволит
значительно сократить объемы ненужных расчетов для проекта охотоустрой-ства.
На современном этапе охотоустрой-ство, на наш взгляд, должно включать следующие основные работы:
1. Инвентаризация фонда охотничьих угодий.
2. Анализ прежнего ведения охотничьего хозяйства и его современное состояние.
3. Бонитировка охотничьих угодий для основных видов охотничьих животных и расчет их оптимальной численности, разработка рекомендаций по рациональному использованию ресурсов охотничьих животных.
4. Изготовление картографического материала.
Базовое охотоустройство (инвентаризация фонда охотничьих угодий и изготовление картографического материала) на сегодняшний день способно выполнять ЛРУП «Белгослес», так как оно в процессе проведения лесоустроительных работ создало банк данных лесного фонда республики, и его специалистами разработана технология изготовления точных планово-картографических материалов (Formod).
Отработанные технологии и методы проведения базового охотоустрой-ства позволят значительно удешевить охотоустроительные работы, если они будут выполняться ЛРУП «Белгослес» или данными технологиями будут пользоваться ОРУП «Белгосохота» и другие охотоустроительные организации.
Анализ прежнего ведения охотни-
чьего хозяйства, бонитировка охотничьих угодий, расчет оптимальной численности и рекомендации по рациональному использованию популяций охотничьих животных должны разрабатываться независимыми охотоустроитель-ными организациями, такими, как Институт зоологии НАН Беларуси и другими.
Министерством лесного хозяйства должен быть утвержден макет проекта охотоустройства, включающий следующие основные разделы:
1. Анализ прежнего ведения охотничьего хозяйства и его современное состояние.
2. Инвентаризация фонда охотничьих угодий (типология и экспликация охотничьих угодий).
3. Бонитировка охотничьих угодий для основных видов охотничьих животных и расчет их оптимальной численности.
4. Рекомендации по рациональному использованию ресурсов охотничьих животных.
5. Картографический материал.
Дополнительные охотоустроительные работы и их объемы определяет заказчик, исходя из целей и задач, стоящих перед охотничьим хозяйством.
В настоящее время базовое охотоустройство может проводиться ЛРУП «Белгослес» для тех арендаторов, чьи угодья расположены на территории 36 лесхозов, по которым составлены электронные карты и выполнено лесоустройство.
Материалы базового охотоустройства в установленном порядке могут приобретаться у ЛРУП «Белгослес» всеми заинтересованными организациями.
Программой развития лесного хозяйства на 2007-2011 гг. предусмотрено до 2011 г. изготовить цифровые лесные карты по остальным 60 лесхозам Министерства лесного хозяйства с использованием технологии ГИС-Formod.
Отсюда следует, что при введении в штаты лесоустроительных партий дополнительных вакансий охотоустроителей ЛРУП «Белгослес» одновременно при проведении лесоустройства в состоянии выполнять весь цикл охотоус-троительных работ с наименьшими затратами, чем ОРУП «Белгосохота».
К 2015 году, году завершения Государственной программы развития охотничьего хозяйства, охотоустройство может быть выполнено на всей территории Беларуси.
Используя современные методы и технологии выполнения охотоустрои-тельных работ, разработанные ЛРУП «Белгослес», закрепив нормативно проведение базового охотоустройства за ним, а также изменив порядок проведения охотоустройства, можно в несколько раз увеличить объемы проведения охотоустроительных работ, значительно снизить их себестоимость и отвести «дамоклов меч», нависший над охотничьим хозяйством Беларуси.
5
к <и а.
-е-
к §
«
а о,
I
о
к £
к
к
О
к £