Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты образования сельской общины в России в интерпретации П. А. Кропоткина'

Социально-экономические аспекты образования сельской общины в России в интерпретации П. А. Кропоткина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.А. КРОПОТКИН / АНАРХИЗМ / СВОБОДА / ОБЩИНА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / РОССИЯ / P.A. KROPOTKIN / ANARCHISM / FREEDOM / COMMUNITY / SELF-GOVERNMENT / MUTUAL ASSISTANCE / HISTORICAL VIEWS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафронов Олег Семенович, Смирнова Ольга Александровна

Статья посвящена анализу проблемы образования сельской общины в России в интерпретации идеолога русского анархизма П.А. Кропоткина. Отмечено, что, по его мнению, сельская община в России могла быть основой будущего строя, организованного на принципах равенства и справедливости. Исследовано, что Кропоткин, в отличие от Б.Н. Чичерина, доказывал, что сельская община в России являлась не искусственным порождением российского государства для осуществления фискальных целей, а закономерной ступенью общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOECONOMIC ASPECTS OF RURAL COMMUNITY FORMATION IN RUSSIA ACCORDING TO THE INTERPRETATION OF P.A. KROPOTKIN

The article deals with the formation of the rural community in Russia in the interpretation of the Russian anarchism ideologist P.A. Kropotkin. It is noted, that according to Kropotkin, the Russian rural community could become a foundation for the subsequent social system, based on the principles of equality and justice. The study shows, that Kropotkin, unlike B.N. Chicherin, argued that the rural community in Russia was not an artificial product of the Russian government implemented for some fiscal purposes, but the natural stage of the social development.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты образования сельской общины в России в интерпретации П. А. Кропоткина»

УДК 940

Сафронов Олег Семенович

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина, г. Воронеж

Смирнова Ольга Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил Военно-воздушной академии им. профессора

Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина, г. Воронеж

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ В РОССИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ П.А. КРОПОТКИНА

Safronov Oleg Semenovich

PhD in History, Assistant Professor, Department for Socioeconomic Subjects and the Humanities, Air Force Academy

Smirnova Olga Aleksandrovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Department for Socioeconomic Subjects and the Humanities, Air Force Academy

SOCIOECONOMIC ASPECTS OF RURAL COMMUNITY FORMATION IN RUSSIA ACCORDING TO THE INTERPRETATION OF P.A. KROPOTKIN

Аннотация:

Статья посвящена анализу проблемы образования сельской общины в России в интерпретации идеолога русского анархизма П.А. Кропоткина. Отмечено, что, по его мнению, сельская община в России могла быть основой будущего строя, организованного на принципах равенства и справедливости. Исследовано, что Кропоткин, в отличие от Б.Н. Чичерина, доказывал, что сельская община в России являлась не искусственным порождением российского государства для осуществления фискальных целей, а закономерной ступенью общественного развития.

Ключевые слова:

П.А. Кропоткин, анархизм, свобода, община, самоуправление, взаимопомощь, исторические взгляды, Россия.

Summary:

The article deals with the formation of the rural community in Russia in the interpretation of the Russian anarchism ideologist P.A. Kropotkin. It is noted, that according to Kropotkin, the Russian rural community could become a foundation for the subsequent social system, based on the principles of equality and justice. The study shows, that Kropotkin, unlike B.N. Chicherin, argued that the rural community in Russia was not an artificial product of the Russian government implemented for some fiscal purposes, but the natural stage of the social development.

Keywords:

P.A. Kropotkin, anarchism, freedom, community, self-government, mutual assistance, historical views, Russia.

Петр Алексеевич Кропоткин являлся выдающимся общественным деятелем России Х1Х-ХХ в. [1; 2]. В первую очередь он был известен как политик и революционер [3; 4]. Однако Кропоткин был также признанным ученым географом и геологом. Его научный талант, распространяемый на биологию, литературоведение, философию, юриспруденцию, историю изучается современными исследователями [5; 6; 7; 8]. В то же время взгляды Петра Алексеевича на проблему образования русской сельской общины не получили должного внимания со стороны ученых. Между тем, определение его вклада в решение данной проблемы позволило более точно увидеть как особенности общественно-политических воззрений Кропоткина, так и эволюцию исторической науки в царской России.

Чтобы понять то новое, что внес Кропоткин в изучение проблемы сельской общины России, следует коротко остановиться на том, как изучали эту проблему отечественные историки. Освобождение крестьян актуализировало внимание историков к проблеме сельской общины. Можно выделить два основных направления в дореволюционной историографии, решавших данную проблему. Первое - «народное» направление - было представлено историками-славянофилами и народниками. Второе - «государственное» направление - представляли ученые «государственной школы». Основные вопросы, вызывавшие противоположные мнения были связаны с

происхождением общины, ее эволюцией, «нравственным духом», формой управления, временем появления и другим.

Интерес к истории сельской общины возник у Кропоткина в связи с развитием его политических взглядов. Являясь одним из идеологов народничества, он связывал будущее переустройство общества на социалистический уклад с сельской общиной, являвшейся, по его мнению, готовой ячейкой социалистического строя.

Кропоткин посвятил истории российской сельской общины статью «Взаимопомощь среди варваров» опубликованную в журнале Nineteenth Century (январь, 1892 г.). Проблемы средневековой российской общины Петр Алексеевич также раскрывал в произведениях «Государство, его роль в истории» (1896 г.), «Современная наука и анархия» (1912 г.), «Этика» (1922 г.).

Кропоткин, решая проблему истории средневековой российской сельской общины, опирался на солидную научную базу современной ему науки. Он использовал произведения К.Д. Кавелина, А.С. Посникова, П.А. Соколовского, А.Я. Ефименко, Н.Д. Иванишева, А. Клауса [9], М.М. Ковалевского «Современный обычай и древний закон» [10], Н.И. Костомарова «Начало единодержавия на Руси» [11]. В целом, можно признать, что Кропоткин хорошо ориентировался в историографии проблемы российской сельской общины.

Кропоткин, в отличие от историков «государственной школы», считал, что сельская община является естественной основной формой народной жизни. Он писал: «Деревенская община представляла собою естественно выросшее учреждение...» [12]. В этом утверждении он близок к позиции славянофилов и родоначальника идеологии народничества А.И. Герцена. Кропоткин считал, что в России именно сельская община представляла собой одну из самых эффективных в экономическом плане форму хозяйствования. Моногамная семья, по его мнению, никогда бы не смогла приспособить для проживания вековые леса и целинные земли. Тем самым, Кропоткин критиковал Б.Н. Чичерина, отрицавшего у крестьян склонность к объединению. Он писал: «Отдельные семьи, слабые и без нужных орудий, никогда не смогли бы победить дикую тайгу. Лес и болота победили бы их. Одни только деревенские общины, работая сообща, могли осилить эти дикие леса, эти засасывающие трясины и безграничные степи» [13].

Размышляя над вопросом о причине образования сельской общины, Кропоткин отрицательно отнесся к фискально-государственной теории Чичерина, поддержанной К.Д. Кавелиным [14], В.И. Сергеевичем [15]. Петр Алексеевич присоединился к позиции славянофилов, Герцена, К. Маркса [16], А.Д. Градовского [17], критиковавших эту теорию. По его мнению, сельская община России так же, как и западноевропейская, образовалась на базе разложения родовой общины. Славяне, как предки русского народа, считал он, прошли в своем развитии, как и другие народы, «период родовой организации» [18].

В заключение, отметим, что интерес к сельской общине в России был вызван у П.А. Кропоткина его политическими взглядами. Во-первых, он, вслед за Герценом, подчеркивал господство в сельской общине принципа взаимопомощи. Именно данный моральный принцип, по мнению народника Кропоткина, должен послужить основой коммунистического общества. Во-вторых, он, также вслед за Герценом, был активным противником крепостного происхождения сельской общины. Петр Алексеевич не мог согласиться с тем, что деревенская община была создана только для удовлетворения нужд государства. В-третьих, Кропоткин, в отличие от славянофилов А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, а также Герцена, доказывал объективность существования деревенской общины не только в России, но и в Европе. Тем самым он, в отличие от Чичерина, доказывал, что сельская община в России являлась не искусственным порождением российского государства для осуществления фискальных целей, а закономерной ступенью общественного развития. Сельская община в России, по мнению Кропоткина, так же, как и западноевропейская, образовалась на базе разложения родовой общины.

В целом, по мнению Кропоткина, сельская община в России могла быть основой будущего строя, организованного на принципах равенства и справедливости.

Ссылки:

1. Sakon T. On P.A. ^potton's archives // Дзимбун кэнкю: Studies in the humanities. Осака, 1992. T. 44. № 2. P. 1-16.

2. Сафронов О.С. История России XVII-XIX вв. в трактовке П.А. Кропоткина // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2010. № 2. С. 41-49.

3. Пирумова Н.М. Гуманизм и революционность Петра Кропоткина // Вопросы философии. 1991. № 11. С. 38-43.

4. Сафронов О.С. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина // Науч. ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика. 2010. № 7 (78). С. 145-150.

5. La Torre m. Una fondazione naturalística dell'anarchismo: Petr ^opotton // Riv. intern. di filosofia del deritto. Milano, 1993. 4 serie A 70. № 2. P. 179-202.

6. Сафронов О.С. Справедливость как выражение равенства в оценке П.А. Кропоткина // Вестник Воронеж. гос. тех. унта. Серия: Гуманитарные науки. 2003. Вып. 9.2. С. 14-17.

7. Slatter S. The correspondence of P.A. Kropotkin as historical source material // Slavonic a. East Europ. rev. L., 1994. Vol. 72. № 2. P. 277-288.

8. Safronov O.S. Debatable themes histories of medieval Russia in treatment P.A. Kropotkin // Humanities and Social Sciences: Journal of Siberian Federal University. 2011. № 1. С. 19-28.

9. См.: Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса / пер. с англ. В.П. Батурин-ского. М., 1922. С. 157.

10. См.: Там же. С. 158.

11. См.: Там же. С. 186.

12. Там же. С. 134.

13. Там же. С. 138.

14. См.: Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории // Наш умственный строй: ст. по философии рус. истории и культуры. М., 1989.

15. См.: Сергеевич В.И. Древности русского права. СПб., 1911. Т. 3.

16. См.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951; Маркс К., Энгельс Ф. Из-

бранные произведения. М., 1955. Т. 1; Их же. Соч. Т. 15.

17. См.: Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1899. Т. 2.

18. Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.