Научная статья на тему 'Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего'

Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
717
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СУПЕРПРОФЕССИОНАЛ / СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ENVIRONMENT FORMING FUNCTION / СОЦИАЛЬНЫЙ БУНТ / SOCIAL REVOLT / АНАРХИЗМ / ANARCHISM / РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN GEOGRAPHIC SOCIETY / ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА / КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЯВЛЕНИЯМ И ИДЕЯМ / CRITICAL ATTITUDE TO THE PHENOMENA AND IDEAS / SUPER-PROFESSIONALISM / RESEARCHES OF THE ICE AGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьёва Наталья Викторовна

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня. Но возникает вопрос: почему за столетие развития социальных институтов потомки столь ничтожно мало воспользовались его трудами? Речь идет прежде всего об ассоциации с идеями анархизма, которые подвергались обструкции, в то время как идеи подлинного гуманизма не доводились до сознания представителей различных социальных страт. А между тем произведения этого ученого, обучающие самосовершенствованию, и есть то, что сегодня модно называть «умным чтением». Анализ жизненного пути П.А. Кропоткина позволяет определить факторы не только его становления как суперпрофессионала, но и феноменального успеха во многих отраслях науки, формирования многосторонней компетентности, повышенной чувствительности к социальной несправедливости, чувства самореализации как перманентного качества. Насыщенная интеллектуальная деятельность П.А. Кропоткина снискала ему непререкаемый авторитет как ученого, так и политического деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соловьёва Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETR ALEXEEVICH KROPOTKIN AS A CREATOR OF THE ETHICS OF THE SOCIETY OF THE FUTURE

More than one hundred years ago Petr A. Kropotkin (1842-1921) advanced ideas, which are considered as up-to-date by the society even at the present time. Still, there arises a question why within a century of development of social institutions the offspring used his works so inappreciably? The first reason for that is association with the «notes of a revolutionist», castigated anarchism ideas, while no representatives of different social strata have been properly informed about his ideas of true humanism. And meanwhile, what we call today «smart reading» corresponds strictly to the works of that scientist teaching self-perfection and human dignity to the young generation. The analysis of the Petr A. Kropotkin’s life allows defining factors and conditions of his development as a super-professional, phenomenal success in many scientific spheres, formation of diverse competence, hyper-susceptibility to social injustice, feeling of self-realization as a permanent feature. Petr A. Kropotkin’s intensive intellectual activity generated for him in his environment indisputable authority both as a scientist and politician; he was distinguished by being in demand no matter what he dealt with.

Текст научной работы на тему «Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего»

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

Acmeology of great personalities

УДК 37.03; 37.06; 159.99

ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН — СОЗДАТЕЛЬ ПРИНЦИПОВ ЭТИКИ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО

Соловьёва Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры акме-ологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: solov.52@mail.ru

РЕЗЮМЕ

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня. Но возникает вопрос: почему за столетие развития социальных институтов потомки столь ничтожно мало воспользовались его трудами? Речь идет прежде всего об ассоциации с идеями анархизма, которые подвергались обструкции, в то время как идеи подлинного гуманизма не доводились до сознания представителей различных социальных страт. А между тем произведения этого ученого, обучающие самосовершенствованию, и есть то, что сегодня модно называть «умным чтением». Анализ жизненного пути П.А. Кропоткина позволяет определить факторы не только его становления как суперпрофессионала, но и феноменального успеха во многих отраслях науки, формирования многосторонней компетентности, повышенной чувствительности к социальной несправедливости, чувства самореализации как перманентного качества. Насыщенная интеллектуальная деятельность П.А. Кропоткина снискала ему непререкаемый авторитет как ученого, так и политического деятеля. Ключевые слова: суперпрофессионал, средообра-зующая функция, социальный бунт, анархизм, Русское географическое общество, исследования ледникового периода, критическое отношение к явлениям и идеям.

Князь Пётр Алексеевич Кропоткин — человек, непонятный обывательскому сознанию, его поведение неординарно, а вся жизнь — цепь серьезнейших испытаний.

Феномен П.А. Кропоткина состоит в том, что он своей жизнью и широтой компетенций заслужил уважение как ученых (дореволюционных [1] и современных [5]), так и руководителей Российского государства (правительства царское, советское, современное российское); новомодная волна переименований не затронула в Москве ни носящую его имя станцию метро, ни Кропоткинский переулок. Щедрым даром приро-

ды будущему ученому были недюжинный ум, редкостное трудолюбие, чуткое и отзывчивое сердце (а казалось бы, оно должно было ожесточиться). Оценим, от кого из родителей унаследовал личностные качества Пётр Алексеевич. Для Кропоткиных начало царствования Николая Первого стало знаменательным этапом развития династии: они как будто преодолели невидимый барьер и вошли в генеральскую касту империи (вспомним, что в рядах декабристов было много людей, имевших высокие военные чины). Это относится и к князю Алексею Петровичу Кропоткину, прошедшему Русско-турецкую войну 1828—1829 годов и Польскую кампанию 1830-1831 годов (за храбрость и воинскую доблесть он был награжден орденом Святой Анны и золотой шпагой, стал Георгиевским кавалером, вышел в отставку генерал-майором). Имея более тысячи крепостных, жесткий и суровый по натуре князь любил их муштровать. Он часто перечитывал страницы своей родословной. Княгиню Екатерину Николаевну Кропоткину (в девичестве Сулиму, представительницу запорожского казачьего рода) в свете считали противоположностью супругу: она была образованной женщиной, ее отличали прекрасный вкус и тонкая, отзывчивая натура. Младший сын Пётр всего четыре года знал материнскую ласку, мачеха не пожелала видеть никого из дома Сулимы. Историки считают, что истоки бунта младших Кропоткиных — в напряженных отношениях этого периода, отказе от придворной карьеры после окончания Пажеского корпуса.

Александр Алексеевич Кропоткин, как свидетельствуют оставшиеся после его самоубийства рукописи, поставил грандиозную цель создания цельной и оригинальной философской картины мира. Пётр Алексеевич был секретарем Отделения физической географии Императорского Русского географического общества, награжден золотой медалью за проведенные в Восточной Сибири исследования; его признавали ученым-энциклопедистом, автором ряда исследований по географии, геологии, геоморфологии, биологии, этнографии, истории, социологии. Накануне своего ареста он сделал блестящий доклад, в котором обосновал существование в исторически обозримом прошлом ледниковой эпохи. О важности его открытия говорит тот

факт, что в Петропавловской крепости, куда князя поместили как опаснейшего революционера, по личному распоряжению императора Александра Второго ему были созданы сносные условия для научной работы. В тюрьме им был создан труд «Исследования о ледниковом периоде», системно описывающий ледниковую теорию — базисное знание о нашей планете [2]. Таким образом, если говорить о личностном компоненте культурно-образовательной среды, подтолкнувшем П.А. Кропоткина к выбору поприща ученого-исследователя, — это влияние старшего брата и домашних учителей, а нематериальным компонентом этой среды были демократические веяния после Крымской войны в начале царствования Александра Второго. Значимым личностным качеством П.А. Кропоткина, возникшим в период юношества, является его стремление к самообразованию в различных областях науки и искусства, а также критическое отношение к явлениям. Он был частым посетителем Публичной библиотеки и Эрмитажа. В «Записках революционера» П.А. Кропоткин отметил: «Музыка тоже играла большую роль в моем развитии и являлась еще большим источником наслаждения и энтузиазма, чем поэзия... Опера каким-то странным образом была связана с радикальным движением. Революционные речитативы в «Вильгельме Телле» и «Пуританах» всегда вызывали шумные овации, немало смущавшие Александра Второго».

В 1874 году за ведение антицарской пропаганды П.А. Кропоткин был заключен в Петропавловскую крепость. В 1876 году бежал и в течение 40 лет находился в эмиграции, гонимый европейскими властями и защищаемый научной элитой и революционным сообществом (причем и у ученых, и у собратьев-анархистов он пользовался непререкаемым авторитетом [6]). В этот период он с увлечением переводит на русский язык «Основы биологии» Г. Спенсера и вместе с Л. Мечниковым сотрудничает с Э. Реклю в подготовке серии изданий по всемирной географии «Земля и люди». В эти годы им написаны «Речи бунтовщика» (1885 г.) и «В русских и французских тюрьмах» (1887 г.). Талант ученого-систематизатора проявился у П.А. Кропоткина в период учебы в Петербургском императорском университете, совмещаемой с работой в Статистическом комитете Министерства внутренних дел под руководством знаменитого ученого-путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского [4]. Его гипотезы были подтверждены на практике. Еще в 1871 году в записке «Доклад комиссии по снаряжению экспедиции от Новой Земли к Берингову проливу» он писал: «К северу от Новой Земли должна существовать земля, лежащая под более высокой широтой, чем Шпицберген». Министерство финансов Российской империи денег на отправку экспедиции не дало. Но уже в 1873 году предвидение Кропоткина блестяще подтвердила австро-венгерская экспедиция Ю. Пай-ера и К. Вайпрехта, которая назвала открытый ею архипелаг именем императора Австрии — «Земля Франца-Иосифа» [2, с. 27].

П.А. Кропоткин представляется человеком, выполнившим средообразующую функцию в некоем косвенном варианте. Для подтверждения этого тезиса необходимо оценить ряд вопросов, ответы на которые характеризуют профессионализм (с комплексом сформированных профессионально важных качеств,

структурированием и при необходимости переструктурированием деятельности). И прежде всего нужно ответить на вопрос: можно ли назвать П.А. Кропоткина суперпрофессионалом? По востребованности во многих сферах российского социума — ответ положительный. Показателями высокого уровня П.А. Кропоткина как ученого являются:

• высокие профессиональные результаты;

• личностно-профессиональная состоятельность;

• чувство самореализации;

• саморазвитие активного действующего субъекта;

• кооперативные структуры деятельности [8].

К высоким профессиональным результатам отнесем значительное теоретическое наследие П.А. Кропоткина — около 2000 книг и статей, не считая политической публицистики.

Личностно-профессиональная состоятельность — сложное личностное образование, включающее в себя детерминацию личности, конфликты и конфликтные ситуации и варианты выхода из них, оптимальность решения жизненных проблем, успех в профессионализме, осуществление жизненных планов, взаимодействие со средой, консолидацию социальных функций, информационный обмен между профессией и средой, удовлетворенность социальным статусом, социальный статус. Взаимодействие со средой сквозит в размышлениях о каждой среде, в которую он попадал, можно даже сказать о его особой чувствительности к среде. О среде Пажеского корпуса: «Неужели окружающее общество не имеет влияния на человека? Притупляющие способности учения, разводы. А тут еще вдобавок бестолковое общество, постепенно втягивающее тебя в свою среду. нет, брат, благодарю: лучше я буду бездомным бедняком и буду делить с тобой незавидную участь, чем буду гвардейским офицером» [3, с. 366]. «Годы, которые я провел в Сибири, научили меня многому, чему я вряд ли мог бы научиться в другом месте. Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. Затем я стал понимать не только людей и человеческий характер, но также скрытые пружины общественной жизни» [3].

Чувство самореализации было перманентным качеством ученого уже с 18 лет. 5 января 1860 года он пишет брату: «Часто задаю я себе вопрос, что из меня выйдет? Не так давно еще я мечтал сделаться историком. Теперь вполне убедился, благодаря тебе, в своей полной неспособности к этому (впоследствии исторические труды Кропоткина будут признаны. — Примеч. авт.). С естественными науками я очень мало знаком, мне кажется, что я мог бы ими заниматься (учеными мира признаны его труды по биологии и географии, геологии и геоморфологии. — Примеч. авт.), наконец, математика довольно интересует меня. Быть может, естественные науки сделаются моим главным предметом.» [3, с. 366]. Через два месяца в письме брату четко формулируется стремление к высшему образованию: «Каждый человек должен быть специалистом по какой-нибудь части, вот почему я и писал «общечеловеческое образование», т. е. такое, которое должен получить всякий. Вот почему я должен идти в университет» [3, с. 367]. Через пять лет, уже с берегов Байкала, несется откровение: «Мне пришлось много позаняться в последнее время в корпусе математикой.

Меня увлекла стройность, логичность математического мышления, те горизонты для анализа, которые открылись при занятиях. Приятно было сознавать, что вот какой громадный арсенал оружия в моих руках, — только умей прикладывать. Так, но теперь-то я и стал в тупик — к чему?» [3, с. 369]. Основы кооперативной структуры деятельности закладывались при обращении к методологически разным отраслям знаний.

Интеллектуальная деятельность Петра Алексеевича имела значение для становления научного мировоззрения многих людей в России; это — ценные исследования эволюционной теории Ч. Дарвина, открытие биосоциологического закона взаимопомощи и солидарности, формулировка положений оригинальной теории анархо-коммунизма, описание принципов материалистической этики, создание модели исследования русской литературы.

П.А. Кропоткин создает социальную модель всестороннего развития человека, его ума, чувств, воли на основе революционного переустройства общества, базирующегося на коммунистических началах. Всесторонне развитые люди склонны к интегративному подходу в анализе явлений, в связи с чем одним из главных законов социальной эволюции является закон взаимопомощи, имеющей биологические основы (инстинкт общительности, видовой поддержки) и обеспечивающей целостность группы и общества. Но социальная эволюция результативна только при достижении личностями известной автономии в своем развитии. Общество в лице созданных им институтов (и особенно государства) постоянно покушается на автономность личности, стремится надеть на нее узду.

Февраль 1917 года открывает для Петра Алексеевича желанные возможности в России: его поддержкой стремятся заручиться революционные власти, предлагая любой портфель в правительстве А.Ф. Керенского.

П.А. Кропоткин не прекращает общественной деятельности, но отдаляется от центральной власти, поселяясь в подмосковном г. Дмитрове (хотя ему предлагали квартиру в Кремле) и приступая к осуществлению замысла книги «Этика». В первой главе «Современная потребность в выработке основ нравственности» он дает научное обоснование проблемы как знаток и естественных, и общественных наук. Уделяет он внимание и психологии. «Даже в самом загадочном из всех проявлений жизни, в области чувства и мысли, где разуму человека приходится улавливать те самые процессы, при помощи которых в нем запечатлеваются впечатления, получаемые извне, — даже в этой области, еще самой темной из всех, человеку уже удалось заглянуть в механизм мышления, следуя методам исследования, принятым физиологией» [3, с. 24]. Общий итог выполненного П.А. Кропоткиным анализа о достижениях науки звучит удивительно актуально: «Современная наука достигла, таким образом, двойной цели. С одной стороны, она дала человеку очень ценный урок скромности. Она учит его считать себя лишь бесконечно малою частичкою вселенной. Она выбила его из узкой эгоистической обособленности и рассеяла его самомнение, в силу которого он считал себя центром мироздания и предметом особой заботливости Создателя. Она учит его понимать, что без великого целого наше «Я» ничто; что «Я» не может даже определить себя без некоторого «Ты». И в то же время

наука показала, как могуче человечество в своем прогрессивном развитии, если оно умело пользуется безграничной энергией природы» [3, с. 25].

Проведя тщательный анализ этических теорий (от Ф. Бэкона до А. Шопенгауэра, Ч. Дарвина, Г. Спенсера, Ж. Гюйо), П.А. Кропоткин создал собственную «Этику», знание которой, по мнению многих ученых, необходимо каждому образованному человеку [7].

ССЫЛКИ

[1]. Де-Роберти Е.В. Петр Кропоткин (личность и доктрина). — СПб., 1906.

[2]. Знаменитые династии России. — М.: Де Аго-стини, 2015.

[3]. Кропоткин П.А. Этика. — М.: Политиздат, 1991. — 496 с.

[4]. ЛебедевН. П.А. Кропоткин. — М., 1925.

[5]. Пирумова Н. Петр Алексеевич Кропоткин. — М.,1972.

[6]. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

[7]. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: в 3-х т. — М.: Владос, 2002. — 720 с.

[8]. Соловьёв И. О. Развитие профессионала в акме-ологической среде: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2011. — 58 с.

PETR ALEXEEVICH KROPOTKIN AS A CREATOR OF THE ETHICS OF THE SOCIETY OF THE FUTURE

Nataliya V. Soloviyova — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: solov.52@mail.ru

ABSTRACT

More than one hundred years ago Petr A. Kropotkin (1842-1921) advanced ideas, which are considered as up-to-date by the society even at the present time. Still, there arises a question — why within a century of development of social institutions the offspring used his works so inappreciably? The first reason for that is association with the «notes of a revolutionist», castigated anarchism ideas, while no representatives of different social strata have been properly informed about his ideas of true humanism. And meanwhile, what we call today «smart reading» corresponds strictly to the works of that scientist teaching self-perfection and human dignity to the young generation. The analysis of the Petr A. Kropotkin's life allows defining factors and conditions of his development as a super-professional, phenomenal success in many scientific spheres, formation of diverse competence, hyper-susceptibility to social injustice, feeling of self-realization as a permanent feature. Petr A. Kropotkin's intensive intellectual activity generated for him in his environment indis-

putable authority both as a scientist and politician; he was distinguished by being in demand no matter what he dealt with.

Key words: super-professionalism, environment forming function, social revolt, anarchism, Russian Geographic Society, researches of the Ice Age, critical attitude to the phenomena and ideas.

REFERENCES

[1]. De-Roberti. Petr Kropotkin (lichnost i doktrina) [Peter Kropotkin (personality and doctrine)]. — St. Petersburg, 1906.

[2]. Znamenitye dinastii Rossii [The famous dynasty of Russia]. — Moscow, 2015.

[3]. Kropotkin P.A. Jetika [Ethics]. — Moscow, Politiz-dat, 1991. — 496 p.

[4]. Lebedev N. P.A. Kropotkin [P.A. Kropotkin]. — Moscow, 1925.

[5]. Pirumova N. Petr Alekseevich Kropotkin [Peter Al-ekseyevich Kropotkin]. — Moscow,1972.

[6]. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar [Pedagogical encyclopedic dictionary]. — Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2002. — 528 p.

[7]. Rossijskij gumanitarnyj jenciklopedicheskij slovar [Russian encyclopedic dictionary of humanities]. — Moscow: Vlados, 2002. — 720 p.

[8]. Solovev I. O. Razvitie professionala v akmeologich-eskoj srede [Professional development in acmeological environment]. — Moscow, 2011. — 58 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.