Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты многофункциональности и формирования конкурентоспособных кластеров в АПК'

Социально-экономические аспекты многофункциональности и формирования конкурентоспособных кластеров в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты многофункциональности и формирования конкурентоспособных кластеров в АПК»

- заключить соглашение между правительством и ведущими банками страны, согласно которому ставка кредита для сельхозтоваропроизводителей, взятого на производственные нужды под бизнес-проект, не будет превышать 10%;

- максимально сократить ввоз импортного сельхозсырья (мясо всех видов, молоко, яйцо, зерно, мука и т.п.);

- возобновить государственный заказ на сельхозпродукцию по примеру развитых стран Европы и Америки;

- осуществить дифференцированный подход к регионам при выделении федеральных средств на поддержку АПК; особое внимание следовало бы уделить аграрным регионам, не имеющим в структуре экономики отраслей, способных дотировать свое сельское хозяйство;

- изменить подход к оплате труда в сельском хозяйстве.

На законодательном уровне:

- установить и удешевить механизм и определить более сжатые сроки прохождения процедуры регистрации земельных участков их собственниками по определенным инстанциям;

- пересмотреть законодательную базу потребительской кооперации;

- пересмотреть процедуру финансового оздоровления коллективных сельхозпредприятий, сориентировав ее на сохранение потенциально перспективных хозяйств;

- в рамках Федерального закона №131-Ф3 «О местном самоуправлении» уточнить функции глав территориальных образований в части содействия экономическому развитию территории;

- племенные хозяйства федерального подчинения передать в собственность регионов.

Необходимо совершенствовать условия реализации ПНП «Развитие АПК» по каждому из направлений, в частности:

1) предоставить банкам право использовать в качестве залога предмет кредита;

2) для реального запуска программы земельно-ипотечного кредитования упростить процедуру оформления земельных участков в собственность, а межевание осуществлять за счет средств федерального бюджета и не на конкурсной основе привлекать для этого орга-

низации, осуществляющие межевание, так как практика уже показала ее неэффективность;

3) для ускорения оформления ипотеки вторичного рынка жилья в сельской местности также необходимо сократить сроки, установленные Центрами регистрации недвижимости, урегулировать стоимость каждой из процедур, входящих в процесс оформления документов;

4) для расширения кредитования крестьянских (фермерских) и домашних хозяйств необходимо:

- создать в бюджетах регионов страховые фонды, являющиеся гарантией для региональных бюджетов при получении кредитов;

- возложить на региональные органы управления сельским хозяйством и администрации районов функции контроля за достоверностью предоставляемой в органы ГНИ отчетности и разъяснения последствий предоставления недостоверной информации;

- принять на федеральном и региональном уровнях решение о снижении тарифов комиссионных сборов для участников проекта;

- лицам, получившим кредит и своевременно уплачивающим платежи по процентам и основному долгу, разрешить выполнять процедуру оформления документов на получение субсидий не ежемесячно, а хотя бы 1 раз в квартал;

5) расширить перечень участвующих отраслей сельского хозяйства, к примеру, за счет семеноводства, пчеловодства, рекреационных отраслей, мелиорации и т. д.;

6)для привлечения молодых специалистов на работу в сельскую местность и обеспечения их доступным жильем необходимо повысить экономическую устойчивость сельскохозяйственных организаций как основных работодателей для молодых специалистов и уровень заработной платы на селе в целом.

Только комплексное и кардинальное решение проблем сельскохозяйственного производства способно укрепить социальное положение жителей села, поднять престиж сельскохозяйственного труда и сохранить село как основу экономики и культуры общества.

Литература

1. Костомахин, Н. Сельское хозяйство нуждается в государственном регулировании /Н. Костомахин// Животноводство России. - 2004. - № 9.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ В АПК

В.А. Кундиус, д.э.н., проф. Алтайского государственного аграрного университета

Развитие интеграционных процессов в ской аграрной политики, имеет положительные

сфере агропромышленного производства Рос- результаты и перспективы развития,

сии, несмотря на недостатки макроэкономиче- Итоги деятельности сельскохозяйст-

венных предприятий, входящих в состав агро-

промышленных формирований холдингового типа, показали, что практически в каждом хозяйстве произошли заметные положительные изменения в их производственной деятельности и социальной сфере. Позитивные перемены отмечаются в результате действий трех основных факторов: возможности инвестиций и выделения средств на текущие расходы; совершенствования корпоративного менеджмента, осуществления жесткого контроля за расходованием вложенных финансовых средств и развитием всех видов деятельности сельскохозяйственных предприятий; создания системы материальной заинтересованности всех категорий работников в повышении эффективности производства.

Развитие интеграционных процессов в АПК, активизация инновационных процессов и НИОКР, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему обусловливают формирование кластеров в масштабах регионов либо на основе межрегиональной координации действий экономических субъектов.

Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Предпосылки к созданию кластера - прежде всего, конкурентоспособность фирм, связанных технологической цепочкой, в частности, по производству и реализации агропродовольствия или промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья.

Основоположником теории кластерного развития является М. Портер, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе страны.

В итоге формируется «кластер» - сообщество фирм, тесно связанных технологически или организационно, взаимно способствующих росту конкурентоспособности участников сообщества. Когда формируется кластер, все производства начинают в нем оказывать друг другу поддержку. Выгода распространяется по всем направлениям связей. Новые производители, приходящие из других отраслей кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходит свободный обмен информаци-

ей и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают новые возможности стабильного развития. Кластер становится средством для преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости и сговоров между соперниками, которые уменьшают или полностью блокируют благотворное влияние конкуренции и появление новых фирм.

Таким образом, наличие кластера позволяет национальной отрасли удерживать свое преимущество, а не отдавать его тем странам, которые склонны к обновлению. Наличие целого кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов производства там, где имеется группа внутренних конкурентов. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их продуктивно.

Кластерный подход к изучению экономических процессов формирования конкурентоспособности применяется и в ряде других теорий. Е. Лимер рассматривал кластеры с высоким уровнем корреляционного экспорта при анализе торговли на национальном уровне. Французские ученые И. Толенадо и Д. Солье использовали понятие «фильеры» для описания групп технологических секторов. Кластерный подход также используется в разработках шведских теоретиков. Преимущества этих теорий заключаются в том, что они основаны на обширных эмпирических исследованиях дивер-сификационных форм в различных странах.

Бурное кластерное развитие экономики происходит в развитых странах, таких, как Германия, США, Япония, а также в развивающихся странах Латинской Америки, Азии, Африки, в странах ближнего зарубежья.

Улучшение экономических условий ведения бизнеса в Казахстане создает благоприятные условия для создания кластеров.

В Восточно-Казахстанском регионе созданы и функционируют несколько кластеров. Так, одними из первых были кластеры по переработке молока: ТОО «Восток-молоко», ТОО «Эмиль», ассоциация «КазРуно», членами которой являются АО «КазРуно» (Семипалатинская фабрика по переработке шерсти), Казахский научно-исследовательский технологический институт овцеводства, Семипалатинский пушномеховой колледж и свыше 200 крестьянских овцеводческих и козоводческих хозяйств.

В Семипалатинске, в филиале ТОО аг-рофинансовая корпорация «Ардагер» используется кластерный метод взаимодействия по

технологической цепочке с выпуском конечного продукта требуемого качества. Входят в эту цепочку ОАО «Восточно-Казахстанский мукомольно-комбикормовый комбинат», ТОО «Семипалатинский комбикормовый завод», ОАО «Семей кус», ТОО «Прииртышская бройлерная птицефабрика» [5, с. 157]. Кластеры формируются прежде всего в ресурсодобывающих отраслях экономики Казахстана, становясь полюсами роста, ядрами развития.

Кластерный подход позволяет сосредоточить усилия на приоритетных секторах и с помощью определенных государственных мер поддержки быстрее задействовать смежные предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, дав тем самым мощный импульс их развитию, что имеет особо важное значение для сельских территорий.

Формирование в регионах полюсов роста (ядер развития) и отраслей мультипликаторов способствует созданию запускающего механизма для развития экономики регионов, решению социальных проблем: увеличению занятости населения, повышению результативности функционирования региональных хозяйственных комплексов.

Инвестирование полюсов роста способствует формированию синергетического эффекта, выраженного в росте объемов производства и доходных статей регионального бюджета, улучшении социальных показателей, повышении уровня жизни населения в регионе, развитию сельских территорий. Процессы образования региональных ядер развития должны быть структурированы в рамках промышленной и аграрной политики, составлять их главное содержание.

Почему концепция полюсов актуальна, например, для Алтайского края? Во-первых, здесь низка доля топливно-энергетического комплекса, составлявшая в 1992 г. в структуре промышленности края 7% против 25% по народно-хозяйственному комплексу страны в целом и 19% - по Западно-Сибирскому экономическому району. Во-вторых, относительная отдаленность промышленных предприятий края от поставщиков сырьевых ресурсов и потребителей продукции предопределяет зависимость производственных затрат от транспортных тарифов, снижение конкурентоспособности продукции региона и потерю рынков сбыта. В-третьих, структура промышленности края «невыгодна» в условиях разрыва кооперационных связей - суммарная доля структурнодепрессивных отраслей (сельскохозяйственного машиностроения, легкой и оборонной промышленности) составляет 71%. В-четвертых, высок удельный вес в отраслевой структуре края преимущественно экстенсивного сельскохозяйственного производства, в 2 раза превы-

шающий аналогичный показатель в Российской Федерации [4, с. 13].

В Алтайском крае реально формирование кластеров по направлениям сложившихся подкомплексов АПК. Так, в агропродовольст-венном подкомплексе, в сущности, уже имеется зерно-продуктовый кластер на базе ФАПГ «Золотое зерно Алтая», ОАО «Алейскзерно-продукт», ОАО «Мельник», ОАО «Пава», которые практически объединены однонаправленностью и профилем деятельности.

Объективный анализ социально-экономических индикаторов развития Алтайского края показывает, что к числу производств -ядер развития прежде всего следует отнести пищевую и зерноперерабатывающую отрасли. Это объясняется их устойчивой рентабельностью, наличием собственной недоиспользуемой сырьевой базой, т.е. возможностью выращивания высококачественных зерновых и крупяных культур, наличием собственной сырьевой базы, современных технологий и оборудования у мукомольных, крупяных и макаронных предприятий. По оценкам нашим и других ученых Алтайского края [4, с. 14], потенциал этого сектора экономики работает не более чем на 5055%, а следовательно, имеется существенный ресурс роста. В системе этих объединений накоплены значительные нематериальные активы в форме интеллектуального капитала, уникальных знаний и ключевых компетенций. Инвестиции эти предприятия наиболее быстро окупаются и результативны в региональном масштабе, поскольку неизбежно начинает проявляться мутипликативный эффект, способствующий развитию всех вертикально взаимодействующих по технологическим цепочкам производств и территорий, на которых они расположены.

На территории Алтайского края объективно обусловлено формирование свеклосахарного, молочно-продуктового, мясного, свиноводческого, птицеводческого, овощеводческого, плодово-ягодного, аграрно-фармацевтического, льноводческо-текстильного кластеров. Перспективно формирование кластеров пантового мараловодства и пчеловодства, поскольку продукты этих производств обладают уникальными вкусовыми и оздоравливающими свойствами в связи со спецификой природноклиматических условий региона, характерных только для данной местности.

Алтай - уникальная природно-климатическая зона, наиболее благоприятная для разведения маралов. Пантовое мараловодство -специфическая отрасль, представляющая интерес не только для данного региона, но и для всей страны. Оно дает продукцию, не имеющую аналогов по качеству в мире.

Конкурентоспособность мараловодства обеспечивается низкими издержками производства, биологическим потенциалом пантов, высоким спросом на них. Развитие пантового оленеводства в предгорной зоне Алтая позволит решить не только вопросы экономического плана, но и многие проблемы социального порядка, поскольку это - единственная отрасль животноводства, которая в условиях горной местности дает высокий устойчивый доход и не требует при этом больших затрат труда. Панты -продукция, идущая на экспорт и обеспечивающая приток денежных средств в бюджеты всех уровней.

В условиях переходного периода к рынку пантовое оленеводство развивается достаточно динамично. За 20-летний период поголовье пантовых оленей в Алтайском крае увеличилось в 3,9 раза, число ферм возросло в 6,4 раза, производство пантовой продукции - в

2,7 раза. При этом в крае существуют территориальные ресурсы для дальнейшего развития отрасли и увеличения числа хозяйств [2].

Мараловодческие хозяйства Алтая производят до 70% пантов России. В 2006 г. в Алтайском крае действовали 40 мараловодческих и оленеводческих ферм с поголовьем 22 948 маралов и 6 417 пятнистых оленей, от которых заготовлено, по отчетам предыдущего года 13 455 кг консервированных пантов при уровне рентабельности 150-300%.

В мараловодческих хозяйствах множество неиспользуемых возможностей для развития многофункциональной деятельности: переработки и реализации крови, мяса и других частей животных. Очевидно, необходимо отказаться от традиционного понятия «второстепенная продукция» и перейти к активному освоению этих огромных сырьевых ресурсов в пантовом оленеводстве. Оленеводческие фирмы также могут оказывать туристические услуги, организовывать посещение ферм, наблюдение за животными и т.д. В ряде хозяйств уже построены небольшие профилактории для оздоровления населения на основе пантовых ванн, лечебных процедур с использованием пантовой продукции (БАДы, санаторно-курортная система, физиотерапия, оздоровительное и диетическое питание).

Тенденция к глубокой переработке пантов распространяется во всем мире и позволяет существенно увеличить коммерческий результат от реализации пантов. Если условный килограмм сырых пантов стоит 100 долл., то 1 кг сухих консервированных пантов стоит уже более 180 долл., 1 кг порошка пантов - 600 долл., а 1 кг капсулированных пантов - 1 200 долл.

В настоящее время в России промышленным способом производят лишь разработанный в 1932 г., устаревший по форме и со-

держащий 3% биологически активных веществ, имеющихся в пантах, препарат пантокрин. Другие формы зарегистрированных препаратов из пантов в промышленности не реализованы.

Более эффективно развивать пантовое оленеводство возможно на основе новой инновационной технологии глубокой переработки, разработанной специалистами Всероссийского научно-исследо-вательского института пантового оленеводства, которая позволяет в 4 раза увеличить количество видов получаемой продукции с одного оленя и десятки готовых препаратов. В 1996 г. алтайскими учеными были запатентованы субстанция из крови марала и способ ее получения. Применение данной технологии позволит ежегодно изготавливать готовых препаратов на сумму 1,5 млрд р., что в 5 раз превышает выручку от продажи пантов в Алтайском регионе.

Реализация обозначенных направлений совершенствования отрасли невозможна без привлечения инвестиций. Обеспечить должную эффективность масштабных наукоемких инвестиций способны интегрированные структуры, в дальнейшем - формирование кластера региона.

На Алтае, безусловно, одним из ведущих региональных кластеров должен стать туризм. Возможности для развития въездного туризма поистине огромны: уникальная природа, особенно в предгорной зоне Алтая, развитая курортно-санаторная зона г. Белокуриха, множество памятников истории и культуры. В Алтайском крае редкие возможности для развития водного, горнолыжного, рекреационного, охото- и спелеотуризма.

В настоящее время реализуется проект, предусматривающий создание в Алтайском регионе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» на земельном участке общей площадью до 33 кв. км. В целях комплексного использования туристско-рекреационного потенциала Алтайского края в особой экономической зоне планируется развивать следующие виды туризма: экологический, оздоровительный,

водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (конный), спелеотуризм. Турзона должна стать центром проведения международных соревнований по технике водного туризма.

Наиболее крупными объектами туристской индустрии станут: гостиничный комплекс круглогодичного действия на 3-3,5 тыс. мест размещения (категории 3-4*), с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, конно-спортивный комплекс, комплекс плавательных бассейнов, комплекс для водных видов спорта (гребного слалома).

По экспертной оценке Минэкономразвития, к 2026 г. предполагаемые налоговые по-

ступления в бюджеты всех уровней составят

31,7 млрд р. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования турзоны составит 3 тыс. человек, а с учетом мультипликативного эффекта. Так, население Алтайского края с учетом въезжающих туристов возрастет почти на 40%, что, соответственно, увеличит потребности в продовольствии и будет способствовать развитию агропродовольственного рынка и производства, сельского хозяйства, переработки, развитию сельских территорий.

В западной литературе по менеджменту существуют различные взгляды на процессы диверсификации. Б. Карлоф в книге «Деловая стратегия» (с. 79) отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 60-х и начале 70-х гг. ХХ в., затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глобализации экономики и другие явления, связанные с эффектом экономии на масштабах производства.

Японские специалисты считают, что диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как эффект разнообразия. В современных условиях он оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть экономии на разнообразии заключается в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях. Однако эта закономерность не имеет универсального характера, хотя она применима для достаточно большого числа производств [3, с. 187].

Известный американский исследователь в области корпоративной стратегии И. Ансофф считает, что изменения внешней среды приводят к тому, что перед руководством компании встает вопрос, диверсифицироваться ей или нет [1, с. 181].

Вопросы диверсификации относятся как к деятельности отдельного предприятия, так и к сфере корпоративного управления, где сложился определенный понятийный аппарат, хотя трактовка терминов не всегда однозначна. Знание терминов позволяет ориентироваться в решении методических и практических задач диверсификации деятельности предприятия.

Процесс определения значимых терминов и понятий является в основе своей процессом выделения различий между ними, т.е. необходимо определить, чем различаются процессы диверсификации и интеграции, в чем различие связанной и не связанной (конгломератной) диверсификации.

Под диверсификацией (многопрофиль-ностью) деятельности предприятия понимается распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, в том числе и не имеющие прямой производственной или функциональной зависимости от основной деятельности.

Диверсификация деятельности предприятия должна привести к использованию материальных и нематериальных ресурсов: экономию дают многоцелевое совместное использование производственных мощностей предприятия; концентрация сбытовой сети; обмен информацией, знаниями техническими и управленческими, а также оптимизация управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами.

Диверсификация устраняет зависимость предприятия от одного рынка, однако приводит к появлению присущего ей специфического риска. Именно поэтому процесс диверсификации требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансовой стороны, а также вопросов управления диверсифицированным предприятием.

И.Ансофф считает, что критерии диверсификации вытекают из анализа недостатков существующего корпоративного портфеля предприятия, а именно: его несбалансированности, избытка или недостатка стратегических ресурсов, несоответствия желаемому уровню прибыльности и т.д. Эти критерии уточняют, по каким конкретным признакам следует искать новые сферы деятельности [1, с. 135].

Исследования деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований позволяют определить основные применяемые и возможные для применения направления диверсификации сельскохозяйственных предприятий и предприятий АПК в Алтайском крае. Это, прежде всего, р а з витие собственных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности: минимельницы, убойные пункты животных, колбасные цехи, сыроварни и др.; создание собственных каналов реализации, прежде всего, закупочных служб для многих мелкотоварных производителей, проживающих в малонаселенных селах и деревнях, где затруднен сбыт продукции, произведенной на личных подворьях. Следующее направление диверсификации деятельности предприятий АПК - открытие собственных торговых точек на оптовопродовольственных рынках края и продовольственных рынках, организация структур (малых предприятий), занимающихся заключением договоров, реализацией произведенной продукции за пределами региона по более высоким рыночным ценам. Развитие собственной системы сбыта особенно важно для сельскохо-

зяйственных предприятий, это позволит им избежать посредников с их грабительскими условиями, более выгодно осуществлять производство и увеличивать объемы реализуемой продукции.

Следующее реальное направление диверсификации предприятий АПК на Алтае -заготовка и переработка дикоросов. Создание заготовительных организаций, занимающихся сезонной заготовкой лекарственных растений, дикорастущих плодов, ягод, грибов и ежедневным сбором молока, яиц, закупкой мяса сельскохозяйственных животных и птицы, является перспективным направлением диверсификации деятельности сельхозпредприятий.

Актуальным для Алтая, например, является создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии, в частности, ветровой энергии, производства биотоплива из растений - рапса, подсолнечника и др. Для лесостепной и предгорных зон эффективна организации предприятий лесоперерабатывающей и деревообрабатывающей промышленности, народных промыслов, изготовления сувениров в связи с развивающимся туризмом и др.

Для предприятий АПК целесообразно развитие следующих направлений диверсификации деятельности: кожевенной и галанте-

рейной промышленности, садоводства, рыбоводства, пчеловодства; шорного производства; коммерческой деятельности, предприятий гостиничного сервиса, сельского, ностальгиче-

ского и этнографического туризма, особенно в связи с востребованностью этого вида услуг японцами, китайцами, корейцами. При этом необходимо развитие ресторанного бизнеса, фирменной торговли, возрождения народных ремесел и промыслов.

Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в годы реформ, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала региона, обеспечению его стратегического развития.

Литература

1. Ансофф, И Новая корпоративная стратегия/ И.Ансофф. - СПб.: Питер, 1999.

2. Луницин, В.Г. Пантовое оленеводство Алтая/ В.Г.Луницин // Проблемы пантового оленеводства и пути их решения: сб. науч. тр./ РАСХН; Сиб. отд-ние ВНИИПО. - Барнаул, 2002. - 387 с.

3. Японская экономика в преддверии XXI века. -М.: Наука, 1991.

4. Шепшелев, А.Г. Промышленная политика как инструмент управления развитием хозяйственного комплекса региона: автореф. дис. ... к.э.н./ А.Г. Шепшелев. - Барнаул, 2006. - 23 с.

5. Ахтаева, С.М., Омарбаева, С.Т. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров региона / С.М.Ахтаева, С.Т. Омарбаева // Вестник Семипалатинского гос. университета им. Шакарима. - Семипалатинск, 2006. - С. 154159.

АГРАРНАЯ СИСТЕМА В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА И.У.Гусманов, д.э.н., Башкирский НИИ сельского хозяйства

Аграрный сектор - это та составляющая общества, состояние которой определяет как возможности удовлетворения первоочередных, наиболее насущных потребностей всех социальных групп людей и каждого человека, в отдельности, так и особенности жизнедеятельности той части населения, которая занята в аграрном секторе или непосредственно связана с ним.

В принципе, каждый сектор народного хозяйства обладает теми или иными особенностями, связанными с его экономическими и социальными функциями, условиями труда, техникотехнологическими характеристиками, предметами и результатами производства и т.д. Подобные особенности имеет и аграрный сектор. Однако природа сущностной специфики аграрного сектора иная.

В основе аграрного сектора лежат прямая связь человека с живой природой и землей, использование их собственных производящих способностей. Для людей, связанных с

аграрным производством, земля и природа -это не только общие условия жизни и производственной деятельности прежде всего, это особый предмет, средство, орудие и, главное, источник производства. Конкретные особенности земли и природы в конкретном месте как источника производства предопределяют возможности и структуру последнего, особенности различных сторон обустройства жизни.

Прямая связь человека с землей и живой природой образует особый тип производительных сил и особый (аграрный) тип общественных отношений.

Специфика аграрного типа производительных сил производственной и в целом аграрной сферы выражается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в наличии особой и устойчивой социальной группы людей, являющихся субъектом аграрного производства и аграрных отношений, - крестьянства;

- в зависимости результатов производства не только от трудовых усилий, но и от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.