Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ФАКТОРЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поспелова И.Н.

Во всем мире географические указания являются эффективным инструментом повышения устойчивости развития агропромышленных регионов . Географические указания - обозначения, используемые на товарах, которые имеют уникальное географическое происхождение и обладают свойствами, связанными с местом их производства. Функционирование обозначения в качестве географического указания определяется и охраняется в соответствии с законодательством. Географическое указание - это знак, наносимый на продукцию, который фиксирует место его производства. Географическое указание для РФ является новым объектом интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-ECONOMICS OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS

All over the world, geographical indications are an effective tool to increase the sustainability of the development of agro-industrial regions. Geographical indications are designations used on goods that have a unique geographical origin and have properties associated with the place of their production. The functioning of the designation as a geographical indication is determined and protected in accordance with the law. A geographical indication is a sign applied to a product that identifies the place of production. A geographical indication in the Russian Federation is a new object of intellectual property.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

И.Н. Поспелова, канд. с.-х. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-194-196

Аннотация. Во всем мире географические указания являются эффективным инструментом повышения устойчивости развития агропромышленных регионов. Географические указания - обозначения, используемые на товарах, которые имеют уникальное географическое происхождение и обладают свойствами, связанными с местом их производства. Функционирование обозначения в качестве географического указания определяется и охраняется в соответствии с законодательством. Географическое указание - это знак, наносимый на продукцию, который фиксирует место его производства. Географическое указание для РФ является новым объектом интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: географические указания, устойчивое развитие, регион, факторы, сельское хозяйство.

В последние время были разработаны новые схемы продвижения продуктов, такие как использование географических указаний. Зарубежный опыт показывает, что наиболее конкурентно способны территории, обладающими уникальными стратегическими активами: природным потенциалом, технологиями, трудовыми ресурсами с определенными историческим знаниями и навыками. Географические указания (ГУ) могут быть использованы для создания добавленной стоимости, защиты региона-производителя, укрепления внутреннего рынка, защиты потребителя, развития сельскохозяйственных регионов, социальной и экологической устойчивости [1].

ГУ - новый вид индивидуализации товаров для РФ. С 27 июля 2020 года вступили изменения в ГК РФ, часть 4 в соответствии с ФЗ от 26 июля 2019 года №230-ФЗ. У граждан, юридических лиц, ассоциаций и иных объедений появилась возможность регистрации ГУ. ГУ в соответствии с ФЗ №230 признается обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация и другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. ГУ - активы, позволяющие закрепить исключительные права на данные указания за товаропроизводите-

лем. Последние в свою очередь смогут на свою продукцию наносить специальные эмблемы, указывающие на его уникальные свойства и являться знаком качества. Право на ГУ носит коллективный, а не монопольный характер, который может быть определен как добровольные действия для достижения общих интересов [2]. В течение 2020 года Роспатент активно популяризовал ГУ, как новый объект интеллектуальной собственности, проводя многочисленные семинары, вебинары и тематические встречи. Однако многие субъекты не проявили активного интереса к данному объекту интеллектуальной собственности. За период с 27.07.2020 года по 26.07.2021 года в Роспатент подано 77 заявок о государственной регистрации. Только 21 регион из 85 участвовал в подаче заявок на ГУ. Первое место по количеству поданных заявок занимает Краснодарский край (9 заявок). Второе и третье места соответственно занимают Смоленская область (4 заявки) и Республика Адыгея (3 заявки). По две заявки подали восемь субъектов. По одной заявке подали десять субъектов. За период с 27.07.2020 по 01.11.2021 Роспатентом РФ зарегистрировано 14 свидетельств об исключительном праве на ГУ. В списке выданных свидетельств об исключительном праве на ГУ лидируют продукты питания (35,71%) и алкогольная продукция (21,43%) [3].

Алтайский край, обладающий огромный потенциалом производства продуктов питания с ГУ в настоящее время не имеет ни одного зарегистрированного свидетельства об исключительном праве на ГУ. С учетом зарубежного опыта предполагается, что ГУ целесообразно применять к товарам, на производстве которых специализируется регион. Алтайский край является крупнейшим поставщиком гречихи в России. С 2009-2020 годы Алтайский край по посевным площадям и валовому сбору гречихи занимает первое место в стране. За это время доля региона в посевных площадях гречихи увеличилась в 4,4 раза -с 12,73 до 55,72%, в валовом сборе - в 9 раз - с 6,21 до 55,94%. Почти 29,09% мирового урожая гречихи в 2019 году приходилось на Алтайский край [4, 5]. Визитная карточка Алтайского края - лекарственные растения, которые относят к группе адап-тагенов - они способны адаптировать организм человека к вредным условиям окружающей среды. Здесь произрастает около 2000 видов высших сосудистых растений, что составляет 2/3 видового разнообразия Западной Сибири. Среди них представители эндемических и реликтовых видов. К особо ценным относятся: золотой корень (родиола розовая), маралий корень, красный корень, марьин корень, солодка уральская, душица, зверобой, девясил высокий, красная щетка, таволга, иван-чай и многие другие ценные лекарственные растения. ГУ будут защищать лекарственные препараты, для производства которых используются алтайские травы [6]. Природа Алтайского края не перестает удивлять своей уникальностью - целебные травы, чистая питьевая вода, своеобразный климат - все эти факторы объединились здесь и стали самыми благоприятными в мире для разведения маралов и пятнистых оленей. Отрасль мараловодства в силу географических и исторических особенностей, а также экономического потенциала можно отнести к числу перспективных отраслей АПК Алтайского края. Разведением маралов и пятнистых оленей, занимаются 25 хозяйств в 6 горных районах Алтайского края. За период с

2012 по 2020 год поголовье маралов и пятнистых оленей в хозяйствах всех категорий возросло на 4,4% и составило 24,9 тыс. голов (2 место среди регионов РФ, после Республики Горный Алтай). Алтайский марал считается эндемиком, одним из лучших представителей этого вида животных во всем мире. В рацион марала может входить до 200 алтайских трав. Учеными доказано, что целебные свойства пантов марала заложены как на генетическом уровне, так и обусловлены средой его обитания. За счет холодного климата организм животного вынужден аккумулировать все силы для выживания, выделяя больше биологически активных веществ, тем самым усиливая целебные свойства пантов. В настоящее время предприятия Алтайского края на основе сырья пантового оленеводства выпускают более 400 наименований лекарственных средств, БАД, лечебной косметики. Свыше 80% заготовленных пантов экспортируется. Ряд хозяйств активно развивают туристическое направление параллельно с животноводством и переработкой пантов. Маральники становятся привлекательными туристическими объектами, ежегодно их посещают несколько тысяч отдыхающих. Туристов привлекают пантовые ванны, лечебные спа-процедуры, организованные прямо в мараловодческих хозяйствах [7].

При переходе агропромышленных регионов на путь устойчивого развития важнейшая роль принадлежит ГУ. Они одновременно обеспечивают прирост всех составляющих устойчивого развития регионов. Однако в настоящее время регионы агропромышленной специализации, обладающие значительным потенциалом в производстве высококачественных продуктов питания, не в полной мере используют возможности такого объекта интеллектуальной собственности, как ГУ. Так Алтайский край, являющийся одним из основных агропромышленных регионов страны, не имеет ни одного свидетельства об исключительном праве на ГУ. От региона целесообразно подать заявки на ГУ применительно к ряду товаров.

Библиографический список

1. Географические указания: закрепляя связь людей, мест и продуктов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fao.Org/3/i1760ru/i1760ru.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

2. Галкин Д.Г. Географические указания как инструмент развития производства экологически чистого продовольствия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - №6 (126). - С. 55-60.

3. Поспелова И.Н. Экономика географических указаний: синергия традиций и новых инструментов развития агропромышленных регионов // Управленческий учет. - 2022. -№4. - С. 748-754

4. Поспелова И.Н. Факторы и предпосылки развития производства гречихи в регионе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №4-3.

5. Поспелова И.Н. Ретроспектива и современное состояние производства гречихи // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №9-2 (67). - С. 36-39.

6. Руководитель Роспатента: система защиты интеллектуальной собственности в России полностью сформирована. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1401228/ (дата обращения: 31.05.2022).

7. Эксперты стратпроекта АлтГУ «Устойчивое развитие территорий Алтая» провели выездные сессии в Алтайский и Смоленский районы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.asu.ru/news/40925/ (дата обращения: 31.05.2022).

THE SOCIO-ECONOMICS OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS

I.N. Pospelova, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor Altay State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. All over the world, geographical indications are an effective tool to increase the sustainability of the development of agro-industrial regions. Geographical indications are designations used on goods that have a unique geographical origin and have properties associated with the place of their production. The functioning of the designation as a geographical indication is determined and protected in accordance with the law. A geographical indication is a sign applied to a product that identifies the place of production. A geographical indication in the Russian Federation is a new object of intellectual property.

Keywords: geographical indications, sustainable development, region, factors, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.