Индекс химического производства в России, % отуровня 1991 года
спсптслспспспспоооооооооо
HHdHdddHNINNINININNINNIN
Рис. 1. Индекс химического производства в России.
Для характеристики внутренних условий целесообразно использовать методы и механизмы организационного и ресурсного обеспечения высокорисковых инновационных проектов. Использование организационного и ресурсного обеспечения высокорисковых инновационных проектов в процессе их разработки и реализации позволяет повысить эффективность управления ресурсным потенциалом инициатора проекта. При этом под организационным обеспечением понимается процесс, направленный на объединение усилий различных участников высокорисковых инновационных проектов и способствующий определению рационального механизма их взаимодействия в части распределения ролей, ресурсов, заданий, ответственности и полномочий. В данном случае результатом практического применения организационного и ресурсного обеспечения является построение системы, обеспечивающей разработку и реализацию высокорисковых инновационных проектов своевременными прогнозами (стратегиями) и планами (программами и проектами) перспективного развития.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бушуева Н.В., зам. заведующего кафедрой «Финансы и кредит» Института экономики МАЭП Автономов В.А., главный бухгалтер ООО «Луком А»
В данной статье рассматриваются социально-экономические аспекты обеспечения безопасности в сфере коллективных инвестиций. А также освещены проблемы притока инвестиций в экономику и нерешенности многих социальных проблем. В статье говорится о том, что осуществление целей сбережения, превращение сбережений населения в важнейший инвестиционный ресурс должно обеспечиваться особым механизмом, представляющим собой сложную и многоуровневую систему.
Ключевые слова: коллективные инвестиции, доверительное управление, фондовый рынок, инвестиционные ресурсы, сбережения населения, управляющие компании, инвесторы, диверсификация.
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY IN THE AREA OF COLLECTIVE INVESTMENT AND ASSET MANAGEMENT
Bushueva N., Deputy Head of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics MAEL,
Avtonomov V., chief accountant, Lukom A, JSC
This article discusses the socio-economic aspects of security in the area of collective investments. And highlights the influx of investments into the economy and the many unresolved social problems. The article states that the objectives of conservation, the transformation of savings into the most important investment resources should be provided a special mechanism, which is a complex and multi-level system.
Keywords: collective investments, asset management, capital markets, investment funds, savings, asset management companies, investors, diversification.
Эффективное развитие государства на современном этапе невозможно без обеспечения потребностей экономики инвестиционными ресурсами. Мировой опыт показывает, что существенным условием обеспечения потребностей растущей экономики является возможность оперативного привлечения свободных денежных средств населения, их аккумуляции и использования в качестве инвестиций с целью дальнейшего направления в производственную и социальную сферы. В развитых странах сбережения населения выступают важнейшим инвестиционным ресурсом и являются опорой современной системы воспроизводства. Так, доля финансовых активов, приходящихся на население США, составляет более 70%'.
По результатам исследования инвестиционной культуры населения России, проведенного Фондом «Общественное мнение» и биржей ММВБ осенью 2007 года, доля финансово активных граждан составляет 35,2% населения России или более 39 млн. человек: именно столько людей имеют практический опыт использования различных финансовых инструментов. При этом доля потенциальных инвесторов, проявивших наибольший интерес к инвестициям в ценные бумаги отечественных и зарубежных эмитентов, составила среди них 15% (5,91 млн. человек)2.
По нашему мнению, для современной России, наравне с проблемой трансформации сбережений в инвестиции, существует и проблема разделения располагаемого дохода на потребление и сбережения.
Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, того же фонда в период с 1997 г. по 2010 г., результаты кото-
рых красноречиво свидетельствуют о том, что за исследуемый отрезок времени объем сбережений населения не превышал 29%. Более того, он имеет тенденцию к снижению и за первое полугодие 2010 года составил 22% (см. Рис. 1).
Столь низкий показатель объема сбережений населения объясняется отсутствием финансового опыта, недоверием граждан к кредитным институтам и финансовым посредникам, сложностью выбора возможного способа использования сбережений, а также недостаточным контролем за обеспечением необходимого уровня безопасности в финансовой сфере и другими факторами4.
Поэтому возможные способы безопасного использования сбережений приобретают, в настоящее время, особую социально-экономическую значимость и становятся важной микро- и макроэкономической проблемой, тем более что экономические условия, складывающиеся в России, способствуют реальному росту доходов и сбережений населения.
Однако сбережения не обязательно превращаются в инвестиции. Как правило, темпы роста инвестиций отстают от темпов роста сбережений населения. В то время как хозяйствующие субъекты ведут активный поиск доступных источников финансирования инвестиций, значительная часть сбережений населения остается в форме наличной национальной и иностранной валюты. Это и есть неиспользованный инвестиционный ресурс.
Следует иметь ввиду, что важное значение для осуществления инвестиционной политики имеют и такие тенденции, как снижение ставок банковских депозитов ниже уровня инфляции, падение
Рис. 1. Наличие сбережений у населения3
курса доллара США относительно корзины мировых валют, что, очевидно, может отрицательно влиять на склонность к сбережению и сокращению сбережений как инвестиционного ресурса. Все это делает актуальным задачу развития в России механизмов, которые обеспечивали бы эффективное преобразование сбережений в инвестиции.
В то же время, в силу выше обозначенных изменений на финансовых рынках страны, владельцы сбережений становятся более восприимчивыми к информации о новых способах сохранения и приумножения своего капитала.
Осуществление целей сбережения, превращение сбережений населения в важнейший инвестиционный ресурс должно обеспечиваться особым механизмом, представляющим собой сложную и многоуровневую систему, которая включает в себя совокупность определенных экономических структур, институтов, инструментов и методов, объединяющих и согласовывающих интересы различных экономических субъектов и общества. При этом, экономическая безопасность, в целом, и безопасность в финансовой сфере, в частности, являясь важнейшим элементом данной системы, призвана служить инструментом, увязывающим интересы личности, общества и государства, решая при этом ряд социально-экономических задач, таких как:
- повышение благосостояния и социально-экономическая защищенность граждан;
- усиление роли домашних хозяйств в социально-экономических процессах;
- участие сбережений населения в создании финансовых ресурсов инвестиционной деятельности;
- обеспечение необходимого уровня безопасности в финансовой сфере, повышающего доверие населения и хозяйствующих субъектов к финансовым институтам и гарантирующего сохранность сбережений;
- повышение эффективности финансовой системы как важнейшего регулятора рыночных отношений;
- уменьшение зависимости экономики страны от иностранного капитала и др.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема притока инвестиций в экономику и нерешенность многих социальных проблем возникает не по причине отсутствия средств, а по причине неразвитости эффективного механизма перехода сбережений населения в инвестиции. Таким механизмом, обеспечивающим мобилизацию внутренних источников экономического роста и социально-экономическую защищенность граждан, является фондовый рынок.
Именно фондовый рынок выступает посредником при реализации своих целей как заемщика финансовых ресурсов, так и инвестора, желающего выгодно разместить временно свободный капитал.
В развитых странах фондовый рынок играет важную роль в
развитии экономики. Так, в частности, некоторые авторы отмечают, что более половины частных реальных инвестиций в развитых странах финансируются за счет использования средств, привлеченных именно на фондовом рынке5.
Между тем, деятельность на рынке ценных бумаг требует от инвестора определенного уровня знаний, компетенции и затрат на подготовку и принятие грамотных инвестиционных решений. Это приводит к тому, что подавляющее большинство населения РФ даже не рассматривает вопрос о самостоятельном выходе на данный рынок.
Однако современная экономика, характеризующаяся глубоким разделением труда, создает инвесторам предпосылки для делегирования ими полномочий по принятию инвестиционных решений профессионалам в рамках доверительного управления имуществом.
Деятельность по доверительному управлению имуществом регламентируют и регулируют Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О рынке ценных бумаг» и другие законодательные и нормативные правовые акты.
Исходя из сущностных характеристик доверительного управления, определенных законодательно, можно выделить следующие его основные принципы:
- относительная самостоятельность принятия решений управляющим;
- осуществление деятельности управляющего в пользу выгодоприобретателя;
- обеспечение максимально возможной выгоды для выгодоприобретателя;
- учет индивидуальных требований выгодоприобретателя при осуществлении доверительных услуг;
- отсутствие перехода права собственности при передаче имущества в доверительное управление;
- разграничение имущества учредителя управления от имущества управляющего;
- контроль деятельности управляющего со стороны уполномоченного государственного органа и/или саморегулируемых организаций.
Доверительное управление может осуществляться как в рамках управления имуществом отдельного индивидуального инвестора, так и в рамках управления имуществом коллектива индивидуальных инвесторов.
Далее следует отметить, что инвестиционная деятельность отдельного инвестора осуществляется на рынке индивидуальных инвестиций и представляет собой такую организацию инвестиционного процесса, при котором физическое лицо - индивидуальный инвестор вкладывает свои средства самостоятельно или через посредников в имущественные (недвижимое имущество, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество) и/или неимущественные объекты (образование) с целью сохранения или приумножения капитала.
1 Горнев С.А. Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения //Финансы и кредит.-2002.-№22 (112).- С104-108.
2 Социологическое исследование инвестиционной культуры населения России за 2007 год //www.fom.ru - официальный сайт фонда «Общественное мнение».
3 Сбережения населения //www.fom.ru - официальный сайт фонда «Общественное мнение».
4 Примерами перечисленных причин являются крах МММ, кризис 1998 года, обвал ГКО, банковский кризис 2004 года и др.
5 Шарп У Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2008.
Инвестиционная деятельность нескольких собственников, передающих свои финансовые активы доверительному управляющему приобретает особую форму - коллективное инвестирование и осуществляется на рынке коллективных инвестиций. С экономической точки зрения рынок коллективных инвестиций представляет собой институт коллективных инвесторов, осуществляющих такую организацию инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные инвестором в определенное предприятие (фонд), аккумулируются в единый пул (денежный мешок) под управлением профессионального управляющего с целью их прибыльного последующего вложения.
Таким образом, сфера доверительного управления в рамках фондового рынка представлена двумя сегментами: рынком индивидуальных инвестиций и рынком коллективных инвестиций.
Успех модернизации отечественной экономики во многом зависит от способности создать условия, когда миллиарды рублей, принадлежащие гражданам, будут легко переходить с помощью финансовых посредников из разряда сбережений в разряд инвестиций. Одним из возможных механизмов широкого вовлечения индивидуальных инвесторов на фондовый рынок могут стать различные формы коллективных инвестиций, которые позволяют нивелировать некоторые барьеры (например, убрать проблему минимального объема стартовых инвестиций и многое др.). О данной возможности было указано и в стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, где одной из поставленных Правительством РФ задач является «... содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений...». Актуальность коллективного инвестирования связана с тем, что для снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но, если объем средств, которые можно направить на диверсификацию, невелик, то и сама степень диверсификации будет низкая. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов - уже сила, способная выступать в качестве покупателя/продавца на одной из фондовых площадок. Помимо диверсификации риска для клиента инвестиционный фонд имеет еще ряд достоинств. Во-первых, это профессиональное управление (максимизация доходности). О степени сложности принятия решений на фондовом рынке говорит, например, количество теорий, объясняющих закономерности движения активов (теория Доу, теория «ширины рынка», теория временно проданных акций, теория неполного количества акций, теория «ходьбы наугад», теория эффективного рынка и др.). Во-вторых, снижаются транзакционные расходы (минимизация комиссионных и отчислений брокерам за счет экономии на масштабе). В-третьих, предоставляется высокий уровень ликвидности инвестиций (возможность в любой момент вернуть свои вложения по текущим ценам). Именно поэтому многие индивидуальные инвесторы по всему миру передают управление своими средствами профессиональным финансовым посредникам.
Коллективное инвестирование - это схема, при которой средства множества вкладчиков инвестируются профессиональным управляющим в ценные бумаги или иные активы в целях получения прироста на вложенный капитал.
Коллективные инвесторы, практически во всех странах, являются объектом государственного регулирования, направленного на защиту интересов мелких инвесторов от мошенничества, воровства и других нарушений, в том числе путем создания надежных способов компенсации пострадавшим. Кроме того, как правило, для участников коллективных инвестиционных схем предусматривается благоприятный налоговый режим, что повышает привлекательность институтов коллективного инвестирования по сравнению с другими формами инвестирования. Это обусловливает возникновение предпосылок для формирования институтов коллективного инвестирования.
По определению лауреата Нобелевской премии, УФ. Шарпа, институты коллективного инвестирования это тип финансового посредника, который привлекает средства инвесторов и приобретает на них финансовые активы, такие, как акции и облигации. В свою очередь инвесторы, считает он, получают определенные права в отношении приобретенных компанией финансовых активов и получаемой от них прибыли6.
Названия организаций и сторон, вступающих в отношения в связи с их деятельностью по доверительному управлению, варьируются в зависимости от конкретной страны и ее законодательства, однако суть явления не меняется: инвесторы (пайщики, акционеры
и т.д.) объединяют свои средства и делегируют полномочия по управлению ими на определенных условиях третьему лицу, обладающему необходимой компетенцией и правами, при этом управляющие фондом получают определенное вознаграждение.
Рынок коллективных инвестиций возник в нашей стране сравнительно недавно, тем не менее, он динамично развивается и в настоящее время представлен следующими финансовыми институтами - паевые инвестиционные фонды (ПИФ), акционерные инвестиционные фонды (АИФ), негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и общие фонды банковского управления (ОФБУ). В совокупности вышеуказанные формы коллективного инвестирования охватывают практически все виды инвестиций: ценные бумаги, денежные средства, недвижимость, драгоценные металлы, валюту и т.д.
Объем рынка коллективных инвестиций измеряется совокупной стоимостью чистых активов (СЧА). Основными институтами на рынке коллективных инвестиций традиционно выступают ПИФы и ОФБУ По данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ) и Национальной лиги управляющих (НЛУ) на начало 2010 г. стоимость чистых активов ПИФов (открытых, интервальных и закрытых) и ОФБУ составила 331,8 млрд руб.7 Доля СЧА ОФБУ чуть больше 9 млрд руб., что составляет 2,7 % от совокупной стоимости активов анализируемого сегмента рынка коллективных инвестиций. Структура СЧА ПИФов и ОФБУ представлена на рисунке 2 и в таблице 3.
Рис. 2. Доля чистых активов ПИФов и ОФБУ
Таблица 3. Структура стоимости чистых активов ПИФов и ОФБУ на начало 2010 г.
Тип фонда Стоимость чистых активов (в млрд руб.)
ПИФы 322,5
в том числе:
открытые 74,6
интервальные 21,9
закрытые 226,0
ОФБУ 93
Анализируя представленные данные, можно отметить, что доля чистых активов ОФБУ составляет наименьшую часть. Это связано с тем, что ОФБУ в России получили гораздо меньшее распространение, чем ПИФы в силу недоверия к банкам, низкой инвестиционной грамотности населения, неготовностью частных инвесторов вкладывать деньги надолго и нежеланием самих банков создавать конкуренцию самим себе.
Среди основных преимуществ инвестиционных фондов перед другими институтами, привлекающими средства частных инвесторов, следует выделить следующие:
Профессиональное управление. Инвестиционные средства, аккумулированные фондом, управляются профессиональными менеджерами, владеющими методиками и опытом принятия инвестиционных решений.
Возможность диверсификации портфеля при небольшом объеме инвестиций. Диверсификация портфеля позволяет снижать риски; при этом индивидуальный инвестор может оказаться не в состоянии вкладывать средства в такое число инструментов, с которыми может работать фонд.
Наличие большого числа и разнообразия фондов. Фонды предлагают различные стратегии инвестирования, работу с различными наборами инструментов. Фонды раскрывают информацию о результатах своей деятельности. Инвестор имеет возможность анализа и обоснованного выбора фонда и управляющей компании в зависимости от их инвестиционных стратегий и полученных результатов.
Повышение эффективности затрат на управление за счет эффекта масштаба. Концентрация инвестиционного капитала в фонде позволяет снизить удельные издержки на его управление, включая временные затраты на выработку и реализацию инвестиционных стратегий.
Для инвестиционных фондов России так же присуще такое преимущество как льготное налогообложение. В отличие от других компаний, привлекающих средства частных инвесторов, ПИФы и ОФБУ не платят налог на прибыль, поскольку не являются юридическим лицом, что дает возможность инвесторам получать заведомо больший доход на вложенный капитал.
Фондам свойственны и некоторые ограничения.
Зависимость стоимости пая от рыночной стоимости активов фонда фактически означает отсутствие гарантии доходности. При работе с рисковыми активами существует вероятность падения стоимости пая. Для фондов акций периоды снижения стоимости пая неизбежны.
Стоимость услуг управляющей компании может превышать стоимость брокерского обслуживания. Платежи инвестора управляющей компании (изъятия из имущества фонда плюс надбавки при покупке и скидки при выкупе пая, сертификата), скорее всего, будут превышать расходы инвестора на брокерское обслуживание. С этой точки зрения ПИФы и ОФБУ обычно рассматриваться лишь как средства долгосрочного вложения капитала.
Тем не менее, относительная простота работы с инвестиционными фондами, возможность реализации стратегии «купил и держи» при разумном уровне риска, делают услуги доверительного управления доступными массовому инвестору.
Как мы уже упоминали, на рынке коллективных инвестиций осуществляется управление имуществом, переданным в доверительное управление управляющей компании. В настоящий момент количество управляющих компаний, имеющих в своем арсенале несколько разнонаправленных фондов, на рынке коллективных инвестиций порядка 569, из которых 98 - банки, являющиеся управляющими компаниями ОФБУ Перед потенциальным инвестором стоит проблема выбора того или иного фонда под управлением той или иной управляющей компании. И, как нам видится, признак доверия выступает одним из основных критериев при выборе фонда и управляющей компании.
Необходимо особенно отметить, что характеристики понятия доверительного управления, встречающиеся в литературе, не содержат столь важного аспекта, как обоснованность решения, принимаемого учредителем управления, на основании доверия. На наш взгляд, это обусловливает необходимость введения в научный оборот понятия «обоснованность доверия».
Под обоснованностью доверия следует понимать степень обоснованности решения учредителя управления о доверии управляющему на основании оценки качества безопасности управления вложениями (активами). В самом деле, если инвесторами решения принимаются на основании лишь доступных показателей доходности и телевизионной рекламы без научно обоснованной оценки безопасности управления активами, то подобное доверие можно назвать необоснованным или некомпетентным. В частности, примером проявления необоснованного (некомпетентного) доверия можно назвать
такое явления как «финансовые пирамиды» типа «МММ», «Хопер-инвест», «Властелина» и др. Именно компетентная оценка качества безопасности управления активами должна лежать в основе обоснованного доверия участников фондов своим управляющим. Это и предопределило одну из основных задач настоящего исследования.
С нашей точки зрения, проблема оценки качества экономической безопасности на рынке коллективных инвестиций является весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Основной функцией любого государства является обеспечение его устойчивого развития, базирующегося на решении трех взаимосвязанных задач:
- достижение экономического роста;
- охрана окружающей среды;
- достижение социальной справедливости.
Обеспечение устойчивого развития невозможно без стабилизации социально-экономического положения в стране, затрагивающего широкие слои населения. В настоящее время стратегические интересы России, как известно, связаны с преодолением негативных тенденций в решении социально-экономических проблем и направлены на создание инновационной экономики, основанной на знаниях и социально-ориентированных рыночных отношениях.
Цель данной стратегии - независимая Россия с развитой экономикой и достойным уровнем жизни населения. В соответствии с данной целью можно выделить ряд ключевых социально-экономических проблем, стоящих перед современным обществом:
- топливно-сырьевая ориентация развития экономики;
- высокая зависимость от импорта товаров народного потребления;
- бегство капиталов и «мозгов» из России;
- возрастание коррупции и других видов преступности;
- демографическая проблема;
- увеличение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;
- как таковое отсутствие среднего класса;
- разрыв между финансовым рынком и реальным сектором экономики;
- неразвитый фондовый рынок и рынок инвестиций и др.
В рамках решения этих проблем основными задачами экономической политики государства является обеспечение роста экономики в основных секторах и возвращение России в число мировых технологических лидеров, последовательное повышение благосостояния населения, увеличение доли среднего класса до 60-70% населения, инвестиции в человеческий потенциал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, эффективное воспроизводство и модернизация экономики, развитие новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики, укрепление безопасности страны, перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения в условиях устойчивого снижения инфляции, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры. Также должно быть обеспечено преодоление инвестиционного кризиса за счет усиления защиты прав собственности, обеспечения равных условий конкуренции, снижения избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышения финансовой прозрачности предприятий и организаций8.
Следует отметить, что основные задачи экономической политики государства тесно взаимосвязаны с основными положениями государственной стратегии в области экономической безопасности. Так, например, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, необходимо учитывать:
6 Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2008.
7 Система раскрытия информации АЗИПИ // http://www.azipi.ru/ - официальный сайт АЗИПИ; http://www.nlu.ru - официальный сайт Национальной лиги управляющих.
8Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. № 1662-р.
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия. Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.
2. Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.
3. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.
4. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков и инвесторов, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
.. .7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях9.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности государства напрямую связано с решением социально-экономических проблем.
В рамках данного исследования не представляется возможным
уделить должное внимание всем проблемам социально-экономического развития общества и государства. Основной акцент автором будет сделан на проблемах, связанных с обеспечением процесса воспроизводства вне зависимости от внешних факторов через механизм вовлечения сбережений населения в экономический оборот и условий для активизации инвестиционной деятельности.
Бесспорным является тот факт, что государство крайне заинтересовано в вовлечении сбережений населения в экономический оборот. Во-первых, используя сбережения населения государство получает огромный инвестиционный ресурс и в меньшей степени будет зависимо от иностранных инвестиций. Во-вторых, инвестиции, аккумулированные внутри страны, дадут большую стабильность государству в целом. В-третьих, население, получая дополнительный доход со своих сбережений, будет больше тратить, что, соответственно, приведет к увеличению совокупного спроса, в том числе и внутри страны, и будет способствовать экономическому росту и развитию экономики государства. В-четвертых, финансирование некоторых сфер и мероприятий, которые в настоящее время финансируются за счет государства, может быть переложено на плечи населения.
Приняв во внимание вышеизложенное, можно сказать, что рынок коллективных инвестиций имеет достаточно высокий потенциал при решении вышеуказанных проблем.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 26.04.1996 г. № 609 «О государственной стратегии экономической безопасности российской федерации (основных положениях)».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. от 17.11.2008 г. № 1662-р.
3. Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж. В. Инвестиции: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
5. Горнев С.А. Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения //Финансы и кредит.-2002.- №22 (112).- С104-108.
6. http://www.azipi.ru - официальный сайт Ассоциации по защите информационных прав инвесторов.
7. http://www.nlu.ru - официальный сайт Национальной лиги управляющих.
9 Указ Президента РФ от 26.04.1996 г. № 609 «О государственной стратегии экономической безопасности российской федерации (основных положениях)» //Информационно-правовая система Консультант Плюс
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Павлов В.А., соискатель ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»
В статье автор анализирует экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия в региональном разрезе. Эффективность деятельности промышленного предприятия в регионе неразрывно связана с развитием и совершенствованием деловой (внутренней и внешней) среды. Предлагаемая автором система показателей позволяет реализовать комплексный подход к оценке экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия.
Ключевые слова: экономический механизм, внешняя среда, внутренняя среда, управление конкурентоспособностью, бизнес-процесс, промышленное предприятие).
SOCIO-ECONOMIC MECHANISM OF COMPETITIVE ENTERPRISE: A REGIONAL PERSPECTIVE
Pavlov V., the applicant, NNOU VPO Moscow Humanitarian University
In the article an author analyses the economic mechanism of management the competitiveness enterprise in a regional cut. Efficiency of activity enterprise in a region is indissolubly related to development and perfection of business (internal and external) environment. The system of indexes offered an author allows to realize the complex going near the estimation of economic mechanism of management the competitiveness enterprise.
Keywords: economic mechanism, external environment, internal environment, management, business-process, enterprise, a competitiveness.
Экономический механизм функционирует в условиях взаимодействия внешней и внутренней среды.
Внешняя среда включает в себя как факторы прямого воздействия -поставщики, потребители, конкуренты, посредники и государственное регулирование (законы и др.), так и факторы косвен-
ного воздействия, включающие природные факторы, демографические, социально-культурные, политические, экономические, ресурсные и научно-технические.
Внешняя среда - это совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосред-