Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты демобилизации Красной Армии в первой половине 1920-х годов'

Социально-экономические аспекты демобилизации Красной Армии в первой половине 1920-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
755
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочков Е. А.

The article is devoted to the activity of state and military institutions for multilateral provision of demobilization of the Red Army in 1920-s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бочков Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic aspects of demobilization of the Red Army in the early 1920-s

The article is devoted to the activity of state and military institutions for multilateral provision of demobilization of the Red Army in 1920-s.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты демобилизации Красной Армии в первой половине 1920-х годов»

Е.А. Бочков

/

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х годов

После окончания Гражданской войны перед руководством Советской Республики остро встал вопрос демобилизации Красной Армии. К концу 1920 г. в РККА проходили службу семнадцать призывных возрастов (1885 - 1901 гг. рождения), а ее численность составляла 5,5 млн чел.1 Государство было не в состоянии содержать такие вооруженные силы как по политическим, так и по экономическим причинам. Необходимо также отметить, что численность РККА в 5,5 млн человек не обеспечивала ей должной боевой мощи в военное время. Причины этого заключались в чрезмерном количестве различных «обслуживающих» и «обеспечивающих» частей, учреждений и организаций в прифронтовом тылу и в глубине страны. По данным A.A. Кокошина, из 5,5 млн едоков, состоявших на довольствии в Красной Армии, бойцов насчитывалось лишь 700 - 800 тыс., из них в боевых подразделениях - около 400 - 500 тыс.2 Иначе говоря, за каждым штыком на фронте стояло еще десять едоков в тылу. Такая армия поглощала колоссальные ресурсы, в то время как ее боевой потенциал был ничтожный.

Еще в 1920 - 1921 гг. Советское правительство перевело на трудовое положение армии, не участвовавшие непосредственно в боевых действиях. Перевод на трудовое положение некоторых объединений и соединений преследовал двоякую цель: во-первых, в условиях потенциальной угрозы новой агрессии сохранить силы и средства для пресечения военных провокаций; во-вторых, использовать высвободившиеся людские ресурсы для решения хозяйственных задач. В условиях разрухи и экономической отсталости России большевики считали одним из средств восстановления народного хозяйства его милитаризацию. Выступая 13 марта 1920 г. на XVII Московской конференции РКП(б), В.И. Ленин сказал: «Мы имеем большие армии, больше чем нужно, но не можем ни распустить их, ни быстро перебросить на необходимый фронт. Поэтому нужно их использовать... милитаризация труда является невыдуманной, она является необходимостью, продиктованной крайней степенью разорения... иначе, как милитаризацией, военной доблестью, военной концентрацией сил, нам из кризиса не выйти»3.

Одним из первых боевых объединений, переведенных на трудовое положение, была 3-я армия, дислоцировавшаяся в Петроградском военном округе. В приказе-памятке Реввоенсовета Республики от 15 января 1920 г. № 97 отмечалось, что 3-я армия выполнила свою боевую задачу, но враг еще не окончательно сметен на всех фронтах. «Поэтому 3-я Революционная армия остается под штыком, сохраняет свою организацию, свою внутреннюю спайку, свой боевой дух на случай, если социалистическое Отечество призовет ее к новым боевым задачам»4. В этом же приказе подчеркивалось, что в условиях мирной передышки, выпавшей на ее долю, 3-я армия (1-я Революционная армия труда) «применит свои силы и средства для хозяйственного поднятия страны»5. Постановлением Совета Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) от 15 января 1920 г. было определено, что трудовое применение 3-й армии носит временный характер и сроки ее применения будут зависеть «как от военной обстановки, так и от характера тех работ, которые армия сможет выполнить»6. Постановлениями СРКО от 7 и 10 февраля 1920 г. еще две армии, 2-я и 7-я, были привлечены для решения хозяйственных задач7. Трудо-

© Е. А. Бочков, 2004

вые армии использовались для восстановления разрушенных предприятий, налаживания работы железнодорожного транспорта, добычи топлива и сырья, заготовки продовольствия и доставки его в центральные, промышленные, районы страны. Наряду с хозяйственными задачами, на них возлагались и обязанности по охране и обороне государственной границы РСФСР. Так, например, Петроградская революционная армия труда (бывшая 7-я армия) выделяла «достаточно сильные части для военной службы на границах с Финляндией и Эстляндией»8.

14 января 1921 г. Реввоенсовет Республики объявил по военному ведомству правительственное сообщение о сокращении армии и флота: «Исходя из реальных условий транспорта и того количества вооруженных сил, которое необходимо сохранить для прочной обороны Республики, Совет Труда и Обороны9 (СТО) надеется, начав теперь же увольнение старших возрастов в бессрочный отпуск, сократить армию, приблизительно, вдвое к середине лета 1921 года»10. Увольнению подлежали красноармейцы 1886 - 1888 гг. рождения. Одновременно с началом демобилизации командованию воинских частей предлагалось выделить в особые трудовые части военнослужащих, родившихся в 1889 - 1891 гг. Они подлежали увольнению после отправки красноармейцев старших возрастов. При благоприятных политических и транспортных условиях СТО планировал закончить демобилизацию в намеченные сроки. Объявленные выше правила увольнения касались лишь красноармейцев. Порядок демобилизации командного, административно-хозяйственного, санитарного и ветеринарного состава Красной Армии был определен Постановлением Совета Труда и Обороны от 1 июня 1921 г. Увольнению из вооруженных сил подлежали: лица командного и административно-хозяйственного состава, достигшие 50-летнего возраста, независимо от занимаемых должностей; военнослужащие, занимающие должности командиров полков и им равные, в возрасте 40 лет и старше; военнослужащие, занимающие должности командиров отдельных рот и им равные, в возрасте свыше 35 лет11.

Демобилизация Красной Армии проходила в чрезвычайно сложной обстановке. В отдельных регионах страны (на Севере, Дальнем Востоке, в Закавказье, Средней Азии) еще продолжалась вооруженная борьба против белогвардейцев и интервентов, в ряде мест (на Украине, в Поволжье, Карелии, Сибири, Тамбовской губернии) еще не была закончена ликвидация банд и различных антибольшевистских вооруженных движений, что отвлекало значительные силы Красной Армии. 23 февраля 1921 г. СТО издал постановление об увольнении в бессрочный отпуск красноармейцев 1889-1891 гг. рождения в Московском, Петроградском, Беломорском военных округах и на Западном фронте с окончанием демобилизации к 9 марта 1921 г. 1 апреля этого же года СТО принял решение об увольнении личного состава трудовых армий. Но в связи с чрезвычайно трудными экономическими условиями, а также с международной и внутриполитической обстановкой процесс сокращения армии и флота растянулся на три года и был осуществлен в три этапа. На первом этапе (декабрь 1920 - декабрь 1921 гг.) численность вооруженных сил была сокращена с 5,5 млн до 1,6 млн. На втором (май - октябрь 1922 г.) количество личного состава РККА было доведено до 800 тыс.; на третьем (январь - февраль 1923 г.) - до 600 тыс.12 Сокращение вооруженных сил шло преимущественно за счет тыловых и обслуживающих частей. Это признавали и сами руководители военного ведомства13. Только к концу 1923 г. установилась относительно стабильная численность армии на мирный период - 562 тыс. чел.14. При этом военный бюджет Советского государства на 1923/24 финансовый год составил лишь 395 млн руб., или 24,9%, от военного бюджета царской России накануне первой мировой войны15.

Затянувшийся процесс демобилизации не мог не отразиться на всей внутренней жизни Красной Армии. Военная печать того времени отмечала, что в результате ряда последовательных сокращений армии среди личного состава усилились «демобилизационные настроения», что отрицательно сказывалось на боеспособности соединений и частей, уровне их военной подготовки, на состоянии дисциплины16.

Анализ социально-экономической и политической обстановки в стране в начале 20-х годов прошлого столетия показывает, что в тех конкретных исторических условиях осуществить демобилизацию вооруженных сил в кратчайшие сроки было невозможно. Причины этого -прежде всего в экономической области. В результате двух войн - первой мировой и гражданской - экономика России переживала глубочайший кризис. Большое количество заводов и фабрик было разрушено, а уцелевшие не работали из-за отсутствия сырья и топлива. В начале 20-х годов производство продукции в основных отраслях промышленности составляло всего седьмую часть от уровня 1913 г. Из 50 доменных печей Юга России работала лишь одна. Выплавка стали в стране сократилась до 5%17. Полностью прекратилось производство многих видов машин и оборудования из-за нехватки черных и цветных металлов, нарушения производственных связей между металлургическими и металлообрабатывающими заводами вследствие боевых действий и движения фронтов, прекращения важного для России импорта оборудования, запасных частей и полуфабрикатов. В исключительно тяжелом положении находился транспорт. В результате семи лет непрерывных войн транспортная система России была практически уничтожена: из 70 тыс. верст железных дорог в Европейской части страны 55 тыс. (78,8%) были разрушены, более 60% локомотивов было выведено из строя18; объем железнодорожных перевозок составлял лишь 10% довоенного уровня19. Большая часть судов (64%) была угнана за границу или затоплена интервентами и белогвардейцами. Из состава речного флота выбыли 19% пароходов и 52% барж и других несамоходных судов; потери морского флота составили 677 самоходных и 2014 несамоходных судов20. Основным видом транспорта в стране в это время были лошадь и телега.

В апреле 1921 г. в правительственных кругах даже обсуждался вопрос об отправке демобилизованных красноармейцев домой «пешим хождением». Вряд ли можно объяснить такие планы жестокостью В.И. Ленина, как это пытаются представить отдельные историки21. Проблема гораздо сложнее. Резонно поставить вопрос: какое решение должны были принять руководители Советского государства в условиях полного паралича транспортной системы страны - продолжать кормить и одевать многомиллионную армию или дать возможность демобилизованным красноармейцам вернуться к своим семьям и заняться мирным трудом? На наш взгляд, ответ очевиден.

18 февраля 1921 г. СТО принял постановление «Об обеспечении бессрочно отпускных красноармейцев». СТО потребовал, чтобы «контингенты бессрочно отпускных красноармейцев, возвращающиеся по своим домам после тяжких трудов и лишений на боевых фронтах, победоносно ими ликвидированных, совершали свой путь в наиболее благоприятных условиях и были полностью обеспечены в санитарном отношении»22. Особое внимание обращалось на обеспечение демобилизованных красноармейцев исправным обмундированием, бельем, дорожным довольствием, оборудование и утепление эшелонов и вокзальных помещений, организацию работы военно-продовольственных пунктов, кипятильников, санпропускников.

Для обеспечения согласованной работы всех военных, военно-санитарных и железнодорожных органов, обслуживавших движение эшелонов с демобилизованными военнослужащими, приказом Реввоенсовета Республики от 29 января 1921 г. № 205 были образованы особые полномочные комиссии из представителей командного, комиссарского и медицинского составов соответствующих округов (фронтов), а также сотрудников ведомства путей сообщения23. Они должны были проверять санитарное состояние эшелонов для перевозки военнослужащих, обеспеченность красноармейцев бельем и обмундированием, контролировать работу военпродпунктов, изопродпунктов и других учреждений.

Снабжение демобилизованных красноармейцев продовольствием было возложено прежде всего на государственные и военно-хозяйственные органы. Однако возможности государства и военного ведомства были весьма ограничены. Кроме тоге*, на местах нередко возникали ситуации, когда органы Наркомпрода выделяли пересыльным и питательным пунктам продукты в

количестве, значительно меньшем фактической потребности. Ю.В. Братющенко в своей монографии24 приводит документ - протокол заседания президиума Омского губкома РКП(б) от

15 января 1922 г., в котором правдиво говорится о реальном положении с питанием демобилизованных военнослужащих. Для обеспечения питанием демобилизованных военнослужащих в Омском гарнизоне упродком выделял пересыльному и железнодорожному питательному пункту на сутки по 115 пайков, в то время как потребности только пересыльного пункта составляли 450 пайков25. В результате этого приходилось делить пайки на большее количество людей, что вело к истощению военнослужащих. Положение на железнодорожном питательном пункте было охарактеризовано как катастрофическое: «...Не хватает продуктов для питания проходящих эшелонов, в силу чего наблюдаются случаи снятия с эшелонов красноармейцев замерзшими, что, возможно, является причиной истощения»26.

Председатель ВЦИКМ.И. Калинин в своей телеграмме от 2 февраля 1921 г. сообщал председателю Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкому о фактах отказа некоторых губернских и уездных продовольственных комитетов в снабжении продуктами эшелонов с демобилизованными военнослужащими27. Особенно неблагополучное положение сложилось на юго-восточных железных дорогах страны. Заместитель председателя РВСР Э.М. Склянс-кий28 в циркулярной телеграмме в адрес главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики, начальника Всероссийского главного штаба, командующих войсками военных округов, главного начальника снабжений РККА, начальника Центрального управления военных сообщений, начальника Главного санитарного управления и других заинтересованных ведомств потребовал «самых энергичных, действительных и срочных мер [по] оказанию полного содействия эшелонам к быстрейшему их продвижению, обеспечению санпомощью и продовольствием»29.

К снабжению демобилизованных военнослужащих продуктами питания привлекались и кооперативные органы. На железнодорожных станциях местными кооперативными организациями были открыты лавки, ларьки, столовые. Не осталась в стороне и военная кооперация. Так, например, по решению Военно-кооперативного управления (ВКУ) Сибири на железнодорожных станциях Омск, Иркутск, Красноярск, Тайга, Новониколаевск, Барнаул были открыты торговые лавки. Временные ларьки и столовые были развернуты на станциях Оренбург, Актюбинск, Эмба, Челкар и др. Торговлю продуктами питания и предметами первой необходимости организовали на временных торговых точках Архангельское, Белорусское и Одесское военно-потребительские общества (ВПО). В Одессе, в частности, в открытом на вокзале распределителе военнослужащим выдавались бесплатно белый хлеб и чай. Два ларька ВПО работали в Харькове. ВКУ СКВО в Ростове-на-Дону открыло привокзальный распределитель, который за две недели обслужил 5 тыс. чел. Кроме пяти лавок, организованных непосредственно ВКУ округа, семь лавок были открыты губернским ВПО30. Разумеется, эти «торговые точки» не имели ничего общего с военно-продовольственными пунктами, но в них можно было купить по льготным ценам самое необходимое: хлеб, чай, махорку, мыло и т.п.

Решением местных властей допускалась и частная торговля по пути следования эшелонов с демобилизованными военнослужащими. Местным жителям разрешалось продавать съестные припасы на железнодорожных станциях лишь в том случае, если возможности государственных и кооперативных торговых организаций были недостаточны. При этом категорически была запрещена продажа алкоголя. Территориальным органам милиции было дано указание усилить борьбу с самогоноварением и продажей спиртных напитков по пути следования воинских эшелонов31. Нужно отметить, что экономические трудности в стране и неспособность военно-хозяйственных органов организовать нормальное продовольственное обеспечение демобилизованных военнослужащих создавали благоприятную обстановку для спекулянтов. В циркулярном письме ВКУ Сибири (1923 г.) сообщалось: «Военнослужащие представляются на поток и разграбление частных торговок. Предметы

первой необходимости в два раза дороже рыночных цен»32.

При увольнении с военной службы выдача жалованья красноармейцам прекращалась со дня исключения из списков части33. На время следования к месту своего постоянного жительства они обеспечивались так называемыми кормовыми деньгами из расчета 25 коп. (в золотом исчислении) в сутки34. На эти деньги военнослужащие должны были приобретать в пути продовольствие. Однако размер кормового оклада был значительно ниже рыночных цен на продукты питания и не обеспечивал удовлетворение даже минимальных потребностей красноармейцев. Кроме того, при расчете количества дней, необходимых военнослужащему на дорогу, финансисты брали минимальные данные. А если учесть состояние транспортной системы страны в 20-е годы, то картина вырисовывается удручающая. Это толкало военнослужащих на различные противоправные действия. Некоторые красноармейцы, подлежащие увольнению, стремились еще в части «приобрести» новое обмундирование и «скопить» деньги на дорогу. В связи с участившимися случаями проматывания военнослужащими белья и обмундирования РВС Республики потребовал от командиров и комиссаров «принять самые строгие меры к предупреждению таких преступных деяний»35.

29 января 1921 г. Реввоенсовет Республики обязал командование и хозяйственные органы войсковых частей «снабжать увольняемых в бессрочный отпуск красноармейцев бельем и обмундированием в достаточной мере в зависимости от наличных запасов»36. Начальникам снабжений фронтов, армий, дивизий и бригад было приказано принять срочные меры к тому, чтобы в частях не было недостатка в обмундировании, белье и обуви для своевременного снабжения красноармейцев, увольняемых с военной службы.

25 февраля 1921 г. на заседании СТО обсуждался вопрос о производстве тканей для снабжения демобилизуемых военнослужащих. После обсуждения доклада СТО определил конкретные меры по обеспечению текстильных предприятий сырьем и топливом, а также выделил в распоряжение Чусоснабарма37 дополнительные фонды тканей, обмундирования, белья и обуви.

4 апреля 1921 г. ЦК РКП(б) направил в адрес губернских комитетов партии письмо, в котором,потребовал: «От казармы и до самого своего дома демобилизованный красноармеец должен быть окружен заботой и попечением всего партийного, профессионального и советского аппарата. Причем хозяйственная сторона дела должна быть на первом плане, а агитаци-онно-пропагандистская - на втором»38. В обязанности местных органов власти было вменено размещение красноармейцев на ночлег, снабжение их продовольствием, оказание медицинской и санитарной помощи, выделение транспорта для доставки к месту постоянного жительства. Комтруд и профсоюзные органы на местах обязаны были оказывать им практическую помощь в получении работы, жилья, а в необходимых случаях - и предметов домашнего обзаведения.

9 марта 1921 г. СТО принял постановление «Об оказании помощи сельскому хозяйству красноармейцев, уволенных в долгосрочный отпуск». Постановлением предусматривалось оказание демобилизованным военнослужащим помощи путем предоставления посевных материалов, сельскохозяйственного живого и мертвого инвентаря, строительных материалов, выделения денежных ссуд39. По прибытии на постоянное место жительства каждый демобилизованный красноармеец имел право на получение продуктов питания и предметов широкого потребления, которые выделялись Комиссией по частичному роспуску Красной Армии. Отпускаемые предметы выдавались распоряжением упродкомов из местных распределительных органов по ордерам, которые оформлялись уездными комиссарами по военным делам после постановки на военный учет красноармейцев. В зависимости от региона (все губернии и области страны были разделены на 14 групп) бывшие красноармейцы получали: 100 - 200 папирос, 1 коробок спичек, 5 фунтов керосина, 3 фунта соли, 1 фунт сахара, а также 7,5 аршин

мануфактуры, 1 катушку ниток, чугун, ведро или замок40. С позиций сегодняшнего дня кто-то скажет, что это несерьезно. Но нельзя забывать, что речь идет о 20-х годах прошлого столетия, когда народное хозяйство страны только начинало восстанавливаться после двух кровопролитных войн, когда население испытывало острую нужду в самом необходимом для жизни: одежде, обуви, продовольствии. Осуществляя эти меры, правительство преследовало и сугубо практические цели - обеспечить в кратчайшие сроки на местах полный учет демобилизованных военнослужащих, ведь обеспечению подлежали лишь красноармейцы, уволенные с военной службы в установленном законном порядке и вставшие на учет в военных комиссариатах. Местные политические комиссии по частичному роспуску Красной Армии дважды в месяц через губернские политкомиссии докладывали в Политическое управление Реввоенсовета Республики о числе прибывших и принятых на учет красноармейцев, а также о количестве выданного продовольствия и предметов широкого потребления.

Льготы не распространялись на военнослужащих, дезертировавших из армии или уклонившихся от призыва, даже если они попадали под сокращение по возрасту в соответствии с действовавшим законодательством. В правительственном сообщении от 30 декабря 1920 г. говорилось, что «вся работа по увольнению в бессрочный отпуск будет производиться со строгой закономерностью органами военной власти. Самовольное покидание воинских рядов будет и впредь строжайшим образом караться как дезертирство»41. VIII £ъезд Советов предложил дезертировавшим из Красной Армии и уклонившимся от призыва на военную службу добровольно явиться и на трудовом фронте искупить свою вину. В случае явки дезертиры освобождались от уголовной ответственности. Тех, кто продолжал скрываться, съезд потребовал карать по всей строгости закона.

К октябрю 1922 г. численность вооруженных сил РСФСР была сокращена до 800 тыс. чел.42 Сокращение армии и флота было обусловлено прежде всего экономическими причинами. В директиве помощника главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики по морским делам Реввоенсоветам флотов 14 мая 1922 г. подчеркивалось: «Сокращение армии и флота происходит по приказанию правительства. Вызвано тяжелым экономическим положением и исключительно серьезными финансовыми затруднениями. Реввоенсоветам флотов и начальникам морских сил необходимо точно усвоить эти чрезвычайные обстоятельства и внедрить в сознание подчиненных им начальников необходимость достижения величайшей государственной экономии путем проведения намеченных сокращений»43. Но, как показывают исследования, тяжелое экономическое положение страны не позволяло содержать даже такое количество войск. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б), учитывая международную обстановку и состояние народного хозяйства страны, принял решение о новом сокращении вооруженных сил к 1 февраля 1923 г. до 600 тыс. чел.44 Пленум партии постановил считать эту численность РККА минимально необходимой для обеспечения безопасности Советского государства и компенсировать численное уменьшение армии улучшением вооружения и военной техники.

Демобилизация военнослужащих после окончания Гражданской войны стала для органов тыла РККА первым серьезным испытанием по организации всестороннего (материально-технического, медицинского, транспортного и др.) обеспечения войск в мирных условиях. Опыт проведения демобилизации Красной Армии в 20-е годы был использован при сокращении вооруженных сил после окончания Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

> -

Summary

The article is devoted to the activity of State and military institutions for multilatéral provision of demobilization of the Red Army in 1920-s.

1 Пять лет борьбы // Военный вестник. 1922. № 8 - 9. С. 2.

2 Кокошин А.А. Армия и политика. М., 1995. С. 95.

5 Цит. по: ЛатышевА.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С.85-86.

4 Приказ РВСР от 15 января 1920 г. № 97 // Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1920 год.

5 Там же.

6 Объявлено приказом РВСР от 15 января 1920 г. № 96 (Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1920 год).

7 Объявлены приказами РВСР от 7 февраля 1920 г. № 260 и от 1 февраля 1920 г. № 262.

8 Архив штаба ЛенВО. Ф. 21. Оп. 49 530. Д. 17. Л. 145 - 146.

9 В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны.

10 Приказ РВСР от 14 января 1921 г. № 135//Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1921 год.

11 Приказ РВСР от 5 июня 1921 г. № 1207 // Там же.

12 Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924- 1925 гг.). М., 1958. С. 40.

13 ТроцкийЛ.Д. Красная Армия//Военный вестник. 1922. № 12. С. 6.

14Ш съезд Советов СССР. Стеногр. отчет. М., 1925. С. 481.

15 Подсчитано по: Кадишев А.Б. История советского военного искусства 1917 - 1940. М., 1949. С. 236.

16 Лазаревич В. Уставное невежество и борьба с ним//Военный вестник. 1922. № 112.

17 Экономическая история СССР/ Чунтулов В.Т.. КривцоваН.С., Чунтулов A.B. и др. М., 1987. С. 161.

18 Всемирная история. 1997. Т. 21., С. 70.

19 Тыл Советской Армии. М., 1968. С. 54.

20 Военные сообщения за 50 лет. М., 1967. С. 17,23.

21 Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

22 Цит. по. Берхин И.Б. Указ. Соч. С. 40.

23 Приказ РВСР от 29 января 1921 г. № 205//Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1921 год.

24 Братющенко Ю.В. Очерки истории военной кооперации в России (1865- 1935 гг.). СПб., 2000.

25 Там же. С. 241.

26 Там же.

27 ГАРФ. Ф. 130. Оп. 5. Д. 715. Л. 6.

28 Эфраим Маркович Склянский (12.08.1892 г. - 26.08.1925 г.) - член РСДРП(б) с 1913 г.; делегат II Всероссийского съезда Советов; с 27 октября 1917 г. - в составе СНК по военным и морским делам; с 26 октября 1918 г. по 11 марта 1924 г. - заместитель председателя РВС Республики, член Совета рабочей и крестьянской обороны; после отставки Л.Д. Троцкого с поста председателя РВС СССР Э.М. Склянский - на хозяйственной работе; с апреля 1924 г. - председатель треста «Моссукно»; погиб при трагических обстоятельствах во время командировки в США.

29 ГАРФ. Ф. 130. Оп. 5. Л. 8.

30 Подробнее об этом см.: Братющенко Ю.В. Указ соч. С. 241 - 242.

( 31 РГВА. Ф. 47. Оп. 3. Д. 117. Л. 159.

32 Цит по: Братющенко Ю.В. Указ. соч. С. 241.

33 Приказ РВСР от 10 мая 1921 г. № 1026 // Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1921 год.

34 РГВА. Ф. 47. Оп. 3. Д. 117. Л. 159.

35 Приказ РВСР от 11 марта 1921 г. № 575 // Сборник приказов Реввоенсовета Республики за 1921 год.

Зй Приказ РВСР от 29 января 1921 г. № 205 // Там же.

37 Должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Рабочей и Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Флота (Чусоснабарма) была учреждена декретом ВЦИК от 9 июля 1919 г. Он являлся высшим должностным лицом по снабжению вооруженных сил Советской Республики, подчинялся СРКО и на правах его члена входил в состав РВСР. Его задача заключалась в объединении и улучшении дела снабжения Красной Армии, поднятии производительности оборонных предприятий, быстром и правильном распределении предметов снабжения между действовавшими и тыловыми частями военного ведомства. Упразднена постановлением ВЦИК от 16 августа 1921 г. Функции по организации военного производства переданы в Главное управление военной промышленности ВСНХ; по снабжению Красной Армии и Флота - главному начальнику снабжений.

38 КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917- 1981. М., 1981. С. 164.

39 Берхин И.Б. Указ. соч. С. 42.

40 Архив штаба ЛенВО. Ф. 21. Оп. 49 530. Д. 27. Л. 433.

41 Приказ РВСР от 14 января 1921 г. № 135 // Сбррник приказов Реввоенсовета за 1921 год.

42 Отчет Наркомвоенмора за 1922 год. М., 1924. С. 9.

43 РГА ВМФ. Ф.Р-2108.0п. 1.Д.2.Л.4.

44 Известия ЦК РКП(б). 1921. № 30. C. I.

Статья поступила в редакцию 27 мая 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.