Научная статья на тему 'Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства'

Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические альтернативы развития российского предпринимательства»

Социально-ответственный бизнес

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Е> условиях масштабных преобразований, сложных и противоречивых процессов реструктуризации собственности, происходящих в нашей стране, произошла передача значительной части собственности приватизируемых предприятий трудовым коллективам. В процессе социально-рыночной трансфор-мации изменения отношений собственности как основы хозяйственной системы являются первоочередными и закладывают условия для успешной и стабильной деятельности как всей экономики, так и отдельного предприятия, являющегося ее основным структурообразующим элементом. Созданные в ходе реформ корпоративные предприятия акционерного типа позволяют массово распределить собственность среди населения, тем более что в мировой экономике существуют практические формы соединения работника и собственника в одном субъекте, а также в развитии капитализма наметились тенденции к социализации и повышению внимания к идеям участия, меняющим и сам капитализм. Таким образом, участие работников в деятельности своего предприятия представляет новую «экономику участия»1, которая выступает как форма разрешения противоречий между собственностью, трудом, производством и хозяйствованием.

Г^рактическая реализация «экономики участия» Осуществляется с помощью следующих систем участия работников в деятельности предприятия: участие в прибылях, участие в управлении и участие в собственности своего предприятия. Каждая из систем участия представляет способ разрешения определенного противоречия и применяется как отдельно, так и совместно с другими системами.

1 См.| подробнее: Бобровский М.В. «Экономикаучастия»: потенциал и перспективы применения в современной России. Автореф. дисс.канд. экон. наук Волгоград, 2002.

О.В.ДАНИЛОВА, кандидат экономических нау, доцент Финансовая академия при Правительстве РФ

Так, системы участия в прибылях разрешают противоречие между доходами предприятия и вознаграждением работника, участия в управлении — противоречие «труд-управление», участия в собственности — противоречие «труд-собственность», при совмещении систем — достигается разрешение противоречий между собственностью, трудом, производством и хозяйствованием.

Для перехода к устойчивому развитию предприятий и экономики России необходимо реальное преобразование отношений собственности, усиление корпоративного контроля, улучшение качественных форм участия работников в хозяйственной системе общества, и, главное, — реализация политики социально-ответственного бизнеса.

Политика социально-ответственного бизнеса связана, прежде всего, с возможностью выбора альтернатив в российском обществе, в том числе и в развитии предпринимательства. В условиях перехода к рыночным отношениям значительная часть наших сограждан, потенциально способных и готовых заниматься бизнесом, не имела такой возможности в силу отсутствия первоначального капитала, законодательной базы для его получения и, наконец, резкого сокращения покупательной способности основной части населения. Малый бизнес сосредоточивался не в производстве товаров и услуг, а в сфере спекулятивной торговли. Через 13 лет рыночных реформ ситуация значительно изменилась: спекулятивная стихийная торговля постепенно была вытеснена цивилизованными формами торгово-посреднической деятельности; выросла покупательная способность населения, что сделало выгодным развитие малых предприятий в сфере производства товаров народного потребления (ТНП) и услуг, а создание законодательной базы для

их функционирования способствовало их развитию. Но и сегодня основная часть населения делает выбор в пользу наемного труда, хотя реально (по уровню образования, возрасту, менталитету, социальной активности) многие из них могли бы успешно работать в малом бизнесе. Тем не менее этого не происходит и, главным образом, из-за высокой степени риска (финансового, административного, криминального) данного вида деятельности в России.

Между тем все качества, столь необходимые предпринимателю (высокая профессиональная мобильность, интеллектуальная активность и т.п.) можно успешно использовать и в условиях работы по найму через «экономику участия» в деятельности своего трудового коллектива. Именно «экономика участия» как форма разрешения противоречия между трудом и капиталом является основой возникновения социально-ответственного бизнеса.

Таким образом, на современном этапе развития российской системы предпринимательства социально-ответственный бизнес — это система социально-экономических отношений, которая на основе развития «экономики участия» приводит к минимизации противоречий между всеми участниками хозяйственной деятельности. Институциональным ядром социально-ответственного бизнеса является «согласие», которое на практике принимает форму компаративных социально-экономических интересов.

С управленческой точки зрения, социально-ответственный бизнес — это форма ответственности бизнеса перед обществом, когда цель предпринимательской деятельности определяется не прибылью, а стремлением сохранить «status qvo» (свои рыночные позиции, например, удержать свой сегмент рынка). Следовательно, меняются и функции бизнеса: от обеспечения потребностей его владельцев к обеспечению потребностей других членов общества.

Самая широкая трактовка социальной ответственности бизнеса включает в это понятие:

• политику в отношении персонала;

• политику в сфере охраны окружающей среды;

• корпоративную социальную политику в отношении общества;

• корпоративную этику;

• принципы и подходы к корпоративному управлению;

2 Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества: Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций, местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. М„ 2003. С. 26.

• вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом.

Несмотря на то, что в России еще не сложилось четкого понимания необходимости использования в своей деятельности принципов социальной ответственности, многие компании уже пытаются вести активную социальную политику. Однако этот процесс усложняется тем, что российские предприятия вынуждены строить свою социальную ответственность в условиях кризисного состояния социальной сферы российских макрорегионов: высокого уровня бедности в регионах; отсутствия опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомании, бездомности, проблемы СПИДа; низкого уровня финансирования социальной сферы за счет бюджетных источников и т.д.

Одной из форм социально-ответственного бизнеса является социальное инвестирование.

Объединение Business for Social Responsibility использует термин «корпоративные общественные инвестиции» (corporate community investment) и определяет его как «широкий круг действий, направленных на улучшение жизни в местных сообществах, где расположены подразделения компании»2.

Социальные инвестиции предприятия могут включать:

• прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;

• денежные пожертвования;

• предоставление бесплатно времени своих сотрудников, включая топ-менеджмент;

• пожертвование товаров или услуг;

• предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей заработной платы (многие компании добавляют корпоративные средства к пожертвованиям своих работников);

• использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой программы, решения общественной проблемы. Еще одно влиятельное объединение предпринимателей по вопросам политики участия в жизни общества — the London Benchmarking Group (Великобритания) под инвестициями в общество понимает целевые долгосрочные программы, направленные на решение одной или нескольких важных общественных проблем, выбранных компанией в качестве приоритетных, а под благотворительностью — помощь в ответ на просьбы

и обращения благотворительных и общественных организаций3. Под коммерческими инициативами понимаются программы, которые могут принести коммерческую выгоду компании, но прежде всего являются важными для местного сообщества — такие программы в США называют социальными инвестициями. Часто программы социальных инвестиций также осуществляются в партнерстве с некоммерческими организациями.

Существуют разные формы и направления социального инвестирования. В идеале весь бизнес должен быть социально-ответственным, но этОму мешает не только «злая воля» предпринимателей, но и несовершенство применяемых ими технологий. Финансирование безопасных технологий — это социальное инвестирование; оздоровление окружающей среды — так же, как и оздоровление своих работников, повышение их квалификации, выпуск безопасных продуктов и услуг и т. п. Но даже в очень развитых странах мира с социально ориентированной рыночной экономикой социально-ответственный бизнес, в частности, социальное инвестирование составляет около 17 - 23% в общем объеме инвестиций. К сожалению, при современном уровне развития НТП, законодательной базы, конкурентной среды и т.п. весь бизнес социально-ответственным быть не может. Именно поэтому мы выделяем из всего его многообразия только два направления инвестиций в человека и общественно-значимые проекты, которые на сегодняшний день себя зарекомендовали как наиболее перспективные на долгосрочный период и по которым существует реальная статистика.

Социальные инвестиции в человека реализуются через использование предприятием социально-корпоративных технологий, регулирование которых включает в себя следующие экономические и социальные программы предприятия4: 1. Разработка внутрифирменного механизма мотивации труда:

• создание мотивационной модели оплаты труда;

• сфдание обучающей системы для работников предприятия (ОСП);

3 Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества: Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций, местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. М„ 2003. С. 27.

4 См.: Джинджолия А.Ф. Социально-корпоративные технологии в современной системе предпринимательства. Авторсф. дисс. ... д-разкон. наук. М., 2005.

5 См.- САР, Россия, 2002.

• создание внутрифирменной модели участия в собственности;

• создание системы внутрифирменных источников инвестирования;

• создание адаптационной модели участия в управлении.

2. Разработка внутрифирменного механизма мотивации социальной деятельности работников предприятия:

• поиск и институциональное оформление корпоративной идеи;

• создание системы поиска и обновления стратегических целей корпорации;

• создание системы «корпоративного гражданства»;

• создание системы «сопричастности к территории» (так называемая «малая родина»), Какпоказываютрезультаты исследования «Корпоративная филантропия: мифы и реальность»5, все большее количество российских компаний предпочитают взаимодействовать с некоммерческими организациями (НКО) в рамках социального инвестирования в общественно-значимые проекты.

Среди новых технологий, предлагаемых для реализации социальных программ по инвестированию и пользующихся спросом у предприятий, можно выделить следующие.

Грантовый конкурс. Он проводится в рамках приоритетов социальной политики предприятия с целью определить и поддержать наиболее эффективные проекты, направленные на решение социальных проблем сообщества. Наиболее известные в России корпоративные грантовые программы — конкурс социальных проектов ЮКОСа, проводимый в регионах присутствия компании; фантовая программа РОСБАНКа «Новый день», направленная на поддержку НКО, работающих с детьми, попавшими в трудную ситуацию.

Стипендии. Они распределяются на конкурсной основе и позволяют сочетать поддержку образования с возможностью растить кадры для собственной корпорации, а также развивать интересующие компанию направления науки. В рамках стипендиальных программ могут быть поддержаны студенты, не только имеющие лучшие академические результаты, но и наделенные определенными личными способностями.

Программа пожертвований сотрудников. Механизм частных пожертвований был специально разработан для сотрудников коммерческих компаний и успешно работает в странах Северной Америки и Европы уже более двадцати пяти лет.

Программа пожертвования сотрудников «Им нужна Ваша помощь», разработанная Российским отделением Британского благотворительного фонда «CAF Россия» (Charities Aid Foundation), направлена на поддержку деятельности благотворительных организаций, оказывающих социальную помощь в России. Она уникальна тем, что позволяет объединить действия компании и ее сотрудников в сфере филантропии, развивать корпоративную культуру, повышать лояльность сотрудников по отношению к организации.

Предприятие получает достоверную информацию о тех, кто нуждается в поддержке, и гарантию, что пожертвования будут использованы максимально эффективно. Компьютерная программа «Им нужна Ваша помощь» позволяет сотруднику сделать пожертвование, не покидая офиса и потратив минимум времени. Работник лично выбирает адресата помощи и определяет размер пожертвования, а указанная сумма удерживается бухгалтерией из заработной платы.

Программа пожертвований клиентов. Она направлена на вовлечение клиентов непроизводственных компаний в благотворительные программы. Клиентам предоставляется возможность сделать пожертвования на реализацию социальных проектов или в пользу нуждающихся людей, определенных компанией в качестве объекта благотворительности.

Подобные программы достаточно широко распространены на Западе, поскольку позволяют сочетать продвижение позитивного имиджа компании среди потребителей ее товаров и услуг с привлечением дополнительных ресурсов на корпоративную филантропию.

Корпоративный фонд. Он является одним из широко распространенных в мире способов организации корпоративной филантропии. Корпоративный фонд создается на средства компании. В большинстве случаев (95%) - это фонд одной компании, полностью ею финансируемый (в то же время есть примеры, когда фонды создаются на деньги нескольких компаний, работающих в одном регионе).

В мире существует две модели финансирования корпоративного фонда: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулируются в корпоративном фонде, или же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала. В первом случае корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных социальных программ предприятия — он является управляющей структурой для

благотворительной деятельности и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсорская деятельность ведется отдельно.

В последние годы большинство крупных компаний выбирает вторую модель корпоративного фонда, предусматривающую создание капитала. В этом случае компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средства инвестируются, и процент расходуется на благотворительные программы компании. Иногда компании выделяют свои акции в капитал корпоративного фонда. «Плюсы» такой модели в том, что даже не в очень удачный финансовый год за счет капитала корпоративного фонда компания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным. При создании капитала в прибыльный год компания выделяет большую сумму на капитал, в неприбыльный год за счет процентов от капитала добавляет средства на социальные программы.

«Плюсом» корпоративных фондов является и то, что компания, имеющая филиалы и представительства в разных регионах, может финансировать социальные программы филиалов, если они пока не вышли на достаточный уровень рентабельности, чтобы самостоятельно осуществлять социальную политику. Например, благотворительные программы многих западных компаний в России осуществляются при поддержке корпоративных фондов этих компаний.

«Минусом» при создании корпоративного фонда с капиталом в России является налогообложение процента от капитала как коммерческой деятельности.

В России корпоративные фонды только начинают создаваться. Один из первых российских фондов данного типа — фонд компании «ЛУКОЙЛ», осуществляющий значительную часть благотворительных и социальных программ компании. Средства на программы фонда выделяются ежегодно из прибыли компании.

В качестве примеров действующих на территории России фондов можно привести Благотворительный фонд Владимира Потанина, корпоративный фонд компании «Алкоа», фонд П.А. Смирнова, основанный при поддержке компании «Диажео», корпоративный фонд «ЛУКОЙЛ».

Предприятию необходимо находить «золотую середину» между инвестициями в социальную сферу и запросами общества. Но самое главное - необходимо эффективно управлять социальными

программами. Увеличение количества финансовых средств, выделяемых на «социалку», при плохом управлении не всегда переходит в качество.

Поэтому при создании долгосрочных отношений между бизнесом и общественно-социальной сферой необходимо учесть три практических аспекта6:

Адресность оказываемой помощи. При перечислении средств или заключении договора о сотрудничестве с общественной структурой необходимо четко прописать статьи расходов, которые не могут быть изменены без ведома компании-донора.

Информирование сообщества об оказываемой помощи со стороны организации-получателя. Это значат, что реципиент обязан заботиться о привлечении общественного внимания не только к проблеме, но и к тем, кто помогает ее решать. К примеру, освещение благотворительной деятельности компании в СМИ должно происходить не только от имени пресс-службы компании-донора, но и от лица получателей целевой помощи.

Направление усилий по поддержке самых проблемных областей, приковывающих постоянное внимание общественности. В соответствии с миссией компания должна выделить наиболее приоритетные направления финансирования социально значимых проектов.

Эффективность социально-ответственного бизнеса для общества несомненна и может быть оценена самыми различными показателями: от индекса человеческого развития до уровня дохода на душу населения, но с точки зрения перспектив развития национальной экономики наиболее обобщающим показателем является концентрация интеллектуального капитала.

К основным формам концентрации интеллектуального капитала относятся:

1. Яр макроуровне: национальная венчурная система как совокупность национальных научно-исследовательских инновационных институтов (организаций) на всех уровнях хозяйствования, имеющих правовое, финансовое, научное и материально-техническое обеспечение на всей территории РФ и объединенных в единую национальную систему разработки, создания, распределения, реализации и использования инновационных интеллектуальных продуктов, услуг и идей.

2. На мезоуровне: инновационная система повышения квалификации в регионах (технопарки)

6 См.: Федотовских А. Благое дело, или виртуозный PR//Люди дела XXI. 2002. № 23.

как единая общенациональная система получения новых знаний на местах с возможностью их дальнейшего использования на всех уровнях хозяйствования в интересах развития всей национальной экономики.

3. На микроуровне: корпоративный интеллектуальный капитал как совокупность новых знаний, идей, научно-технических разработок, технологий, созданных наемными работниками (топ-менеджерами и специалистами) — членами трудового коллектива, выступающего вместе с собственниками предприятия в качестве собственников его нематериальных активов.

4. На наноуровне: «я-концепция» как стремление человека (предпринимателя, наемного работника) к самосовершенствованию в условиях, когда его способности к общественно-полезной деятельности совпадают с возможностями, предоставляемыми ему обществом.

Таким образом, наиболее перспективной современной формой предпринимательства является социально-ответственный бизнес, который формирует новые социально-трудовые отношения. Именно они (включенность самого работника в бизнес через систему участия в собственности, прибылях, управлении) придают современной системе предпринимательства устойчивость при любой рыночной конъюнктуре. В данном случае социально-экономической альтернативной частной форме собственности как таковой выступают частно-групповые формы собственности через систему участия самих работников. Из «экономики участия» вырастает социально-ответственный бизнес, который с помощью социально-корпоративных технологий способствует формированию интеллектуального капитала. Концентрация интеллектуального капитала определяет сегодня конкурентоспособность национальной экономики.

Литература

1. Бобровский М.В. «Экономика участия»: потенциал и перспективы применения в современной России: Автореф. дисс.... канд. экон. наук. Волгоград, 2002.

2. Джинджолия А.Ф. Социально-корпоративные технологии в современной системе предпринимательства: Автореф. дисс.... д-ра экон. наук. Москва, 2005.

3. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества: Сборник материалов по результатам исследования аспектов взаимоотношения корпораций, местных властей, а также системы межбюджетных отношений в РФ. М., 2003.

4. Федотовских А. Благое дело, или виртуозный PR // Люди дела XXI. 2002. № 23.

5. CAF, Россия, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.