Зиканов А. Л.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
17.5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Зиканов Анатолий Леонидович, аспирант
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
luga5050@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается социально-экономические особенности стратегии развития города в современных условиях, обозначаются проблемы и существующие недостатки. Автором разрабатывается алгоритм стратегии развития города Астаны на основе сбалансированной системы показателей. Предлагается дополнить методику оценки экономической эффективности развития города внедрением ССП в процесс бюджетирования на муниципальном уровне
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегическое управление, стратегическое развитие, муниципальное управление, бюджет, алгоритм
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE CITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Zikanov Anatoly L., postgraduate student
Study place: The Russian President Academy of National
Economy and Public Administration
luga5050@mail.ru
Annotation: This article examines the socio-economic characteristics of the city development strategy in modern conditions are denoted existing problems and shortcomings. The authors develop an algorithm development strategy of Astana on the basis of a balanced scorecard. It is proposed to supplement the methodology for assessing the cost-effectiveness of the implementation of the MTP city in the budgeting process at the municipal level
Keywords: balanced scorecard, strategic management, strategic development, municipal administration, the budget, the algorithm
Значение стратегии развития города состоит в обеспечении единого понимания происходящих изменений в экономической, экологической, пространственной и иных сферах города; в создании условий для диалога, контактов и эффективного сотрудничества по вопросу развитию города между властями различных уровней, инвесторами, общественными организациями; в определении стратегических целей развития города, достижение которых позволит приблизиться к положению, описанному в стратегии, внедрению современных технологии управления городским процессами. [1], [3]
Стратегическое управление социально-
экономическим развитием городов как важный элемент муниципального управления является недостаточно представленным в деятельности местных органах исполнительной власти, негативно сказываясь на повышении уровня благосостояния населения, эффективности работы муниципальных органов, предоставлении муниципальных услуг населению, мотивации муниципальных служащих, замедляя в итоге социаль-
но-экономическое развитие не только самих городов, но и всей страны.
Стратегия развития города должна быть корпоративной: она призвана вычленять общие задачи развития городского сообщества и сплачивать его на основе установления и реализации объединяющих интересов. Однако на сегодняшний день подобная деятельность в управлении городами носит зачастую отрывочный и нескоординированный характер, требуя замены ее современными управленческими технологиями, позволяющими реализовывать системный подход, координировать действия в связи с изменением внешней среды.
Приняв сбалансированную систему показателей за основу для рассмотрения бюджетных проектов и программ, орган власти может создать рациональное финансирование, ориентированное на свои долгосрочные цели.
Работа государственной структуры подчинена жесткому регламенту, поэтому требуется тщательный анализ нормативно-правовой базы на предмет допустимости существующих изменений, а также внедрения новых управленческих процессов, составляющих функциональную основу сбалансированной системы показателей.
Приходится иметь ввиду и иерархическую структуру стратегии, то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации.
На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии структурных подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.
При анализе действующей стратегии города трудно себе идентифицировать стратегическую деятельность. Однако попытаться выделить факторы, характеризующие деятельность города, необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии, выполнив анализ как внутренних, так и внешних параметров города.
В целом, разработка сбалансированной системы показателей - это отражение осознанной потребности в осуществлении перехода от формулировки стратегии к конкретным действиям не только на уровне менеджеров среднего звена, но и на уровне исполнителей.
Внедрение ССП в муниципальном образовании положительно влияет на финансово-экономическую подсистему; подсистему человеческих и интеллектуальных ресурсов; а также инвестиционную подсистему организации.
Для выявления конкурентных преимуществ рассматриваются по отдельности и в целом основные механизмы достижения стратегических целей, которыми являются система коммуникации, система каскадирования, система мотивации и система бюджетирования. ССП позволяет обеспечить синергетический эффект при скоординированном использовании всех ресурсов среди потребителей муниципальных услуг. [2]
Новизна данного алгоритма заключается в подходе формулирования и позиционирования основных четырех составляющих ССП: столица с перечнем специфичных критичных факторов успеха и ключевых пока-
Бизнес в законе
2'2015
зателей деятельности (Столица); население и юридические лица, расположенные на территории города (Клиенты); функции муниципального управления (Процессы); сотрудники мэрии (Сотрудники). Алгоритм предполагает в качестве допущения, что реализация стратегии развития города будет вестись на основе ССП и при этом возникают дополнительные требования по форме стратегии как документа.
Предложенный алгоритм разработан на основе анализа четырех основных моделей разработки стратегии развития города (модель приближения Мейерсана; модель многоступенчатого планирования; модель стратегического планирования Бейли; модель метрополитан-ского моделирования Хейвуда). Однако разработанная по каждой из них стратегия должна быть скорректирована и уточнена количественными и качественными ориентирами и ресурсами в случае использования ССП в качестве инструмента исполнения стратегии.
При этом необходимо дополнить методику оценки экономической эффективности внедрением ССП в процессе бюджетирования на муниципальном уровне. Методика предусматривает оценку эффективности внедрения ССП путем сравнения прогнозных значений показателя эффективности бюджетной программы, управляемой без использования ССП, и фактических значений показателя эффективности ее реализации с применением ССП.
Для получения прогнозных значений показателя эффективности необходимо использовать статистические данные об эффективности соответствующей бюджетной программы за репрезентативный период, если она хронологически начата ранее наступления этого периода, либо аналогичной бюджетной программы, если в ходе ее реализации оказывались или производились услуги или работы, аналогичные или эквивалентные тем, которые являются результатом текущей бюджетной программы, управляемой на основе ССП. В случае же, если ССП применяется для управления новой программой, нацеленной на оказание муниципальных услуг, до сих не оказывавшихся, то оценка экономической эффективности применения ССП для управления возможно лишь по истечении нескольких периодов применения ССП, в течение которых будет накоплена необходимая статистическая база.
Коэффициент экономической эффективности прогнозирует отношение фактической величины израсходованных средств на реализацию единицы муниципальных услуг к плановой величине в условиях отсутствия использования сбалансированной системы показателей для управления соответствующей бюджетной программой.
Таким образом, проведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что стратегическое управление социально-экономическим развитием городов, как важный элемент муниципального управления, является слабо представленным в деятельности местных органах исполнительной власти, негативно сказываясь на повышении уровня благосостояния населения, эффективности работы муниципальных органов, предоставлении муниципальных услуг населению, мотивации муниципальных служащих, замедляя в итоге социально-экономическое развитие не только самих городов, но и всей страны.
На сегодняшний день подобная деятельность в управлении городами носит отрывочный и нескоорди-нированный характер, с необходимостью требуя замены ее современными управленческими технологиями,
позволяющими реализовывать системный подход, координировать действия организации в связи с изменением внешней среды.
Список литературы:
1. Киселица Е.П., Кспоян Г.С. Сбалансированная система показателей: сущность, основные элементы, преимущества и недостатки // Экономика, управление и право в современных условиях: сборник статей. Самара, 2012.
2. Козлова Ю.М. Методика формирования системы сбалансированной системы показателей // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных. Тамбов, 2014.
3. Пирогов С. В. Концептуальные модели управления развитием города // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Зиканова А. Л. на тему: Социально-экономическое развитие города в современных условиях (на основе сбалансированной системы показателей) Стратегическое управление социально-экономическим развитием городов, как важный элемент муниципального управления, является слабо представленным в деятельности местных органах исполнительной власти, негативно сказываясь на повышении уровня благосостояния населения, эффективности работы муниципальных органов, предоставлении муниципальных услуг населению, мотивации муниципальных служащих, замедляя в итоге социально-экономическое развитие не только самих городов, но и всей страны.
Заслуживает положительной оценки вывод автора о том, что на сегодняшний день подобная деятельность в управлении городами носит отрывочный и нескоординированный характер, с необходимостью требуя замены ее современными управленческими технологиями позволяющими реализо-вывать системный подход, координировать действия организации в связи с изменением внешней среды.
Новизна статьи заключается в представленном автором алгоритме стратегического управления на основе четырех основных моделей разработки стратегии развития города.
Статья Зиканова А.Л. соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научном издании.
Кандидат экономических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Ф.Р. Григорян