Научная статья на тему 'Социально-экономическая сфера как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов'

Социально-экономическая сфера как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2867
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC SPHERE / JOINT JURISDICTION MATTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазур Е. А.

В статье характеризуются исторически сложившиеся способы разграничения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Приводятся классификации конституционных предметов совместного ведения, выделяются предметы совместного ведения в социально-экономической сфере, анализируются недостатки сферы совместного ведения в социально-экономической области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic sphere as a matter of joint jurisdiction of Russia and its subjects

The article explores historical methods of joint jurisdiction matters differentiation of the Russia and its subjects. There is provided classification of constitutional subjects of joint jurisdiction and analyzed deficiencies of joint jurisdiction in socioeconomic area.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая сфера как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов»

Законодательная экспертиза

Социально-экономическая сфера как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Е.А. Мазур

После принятия Конституции РФ на практике предметы ведения в Российской Федерации разграничивались несколькими способами — конституционным и договорным.

Несмотря на то что внеконституционные способы разграничения предметов введения представляются противоречащими Конституции РФ, ввиду того что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ установлена высшая юридическая сила Конституции РФ, а ч. 2 ст. 4 Конституции РФ — верховенство Конституции РФ и, следовательно, закрытые перечни статей 71-72 Конституции РФ не подлежат пересмотру иным способом, кроме как путем внесения изменений в соответствии с порядком, установленным ст. 136 Конституции РФ для внесения поправок в Главы 3-8 Конституции РФ, все же из-за несогласованности и неточности норм Конституции РФ в Российской Федерации с 1994 по 1998 гг. активно заключались договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, которыми устанавливались в том числе и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Договорной способ разграничения предметов ведения был обусловлен наличием конституционной нормы — ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, в соответствии с которой разграничение между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В период с 1994 по 1998 г. было заключено 42 договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, некоторые из которых заключались в форме договора между Федерацией и субъектом Федерации (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа-

ми государственной власти Республики Башкортостан»), что приближало их по своему характеру к международным договорам1.

Все без исключения договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, заключенные в этот период, перекраивали установленные Конституцией РФ предметы ведения в социально-экономической сфере.

Предметы совместного ведения в социально-экономической сфере значительно расширялись, в сравнении с установленными в Конституции РФ. Список вопросов, включенных положениями договоров о разграничении в перечень предметов совместного ведения в социально-экономической сфере, очень широк. Он включает в себя вопросы миграции; социальной защиты отдельных групп граждан; реализации согласованной политики в области науки, культуры и образования; занятости населения; вопросы организации и развития туризма; функционирования и развития различных комплексов (топливно-энергетического, транспортного), промышленности, информационных систем; владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; агропромышленного комплекса; создания промышленных объектов по переработке сельскохозяйственной продукции и многое другое.

В соответствии с некоторыми договорами (Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Саха), конституционные предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов оказывались в списке предметов самостоятельного ведения субъекта Федерации.

Следует заметить, что с момента принятия Конституции РФ предметы ведения между Федерацией и ее субъектами разграничены ст. 71-73, и договорная практика, существовавшая наряду с конституционным разграничением, превращала отношения Федерации и ее субъектов в паутину, в которой конституционное разграничение предметов ведения перекрывалось договорным, противоречащим конституционному. При этом договоры были заключены с большим числом субъектов: 46 субъектов РФ участвовало в 42 договорах. Перечни исключительных предметов ведения субъектов Федерации и совместного ведения, а иногда и предметов исключительного ведения Федерации в социальноэкономической сфере накладывались на конституционные предметы ведения, как правило, без соответствующей правовой регламентации полномочий по таким предметам ведения. Таким образом, субъекты, заключившие договор о разграничении и не заключившие, фактически ставились в неравные положения в отношениях с центром.

К счастью, договорной способ разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами остался в прошлом и все договоры, заключенные в тот период, не действуют. Таким образом, единственным источником, определяющим предметы ведения Федерации и ее субъектов в России, является Конституция РФ.

1 Лексин И.В. Институт договора о разграничении компетенции: возможности и пределы применения в современной России // Право и власть. 2002. № 2. С. 71.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установлены в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. В науке содержится несколько классификаций предметов совместного ведения.

Так, О.Е. Кутафин разделяет предметы совместного ведения на три группы, образующие 1) область государственного строительства (пп. «а», «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); 2) сферу законодательного регулирования (пп. «к», «л», «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); 3) область экономического и социально-культурного строительства, к которой отнесены все остальные пункты ч. 1 ст. 72 Конституции РФ2, а именно: пп. «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «м», «о».

В.А. Черепанов также разделил предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на три большие группы: 1) «отраслевые» отношения; 2) общественные отношения, возникающие при реализации важнейших конституционных принципов; 3) отношения, которые по общему правилу регулируются на федеральном уровне3.

Под «отраслевыми» отношениями понимаются отношения, регулируемые сложившимися отраслями российского законодательства (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Вторая группа — общественные отношения, возникающие при реализации важнейших конституционных принципов, также регулируются отраслями права, указанными в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, а также другими отраслями законодательства. Эти отношения предусмотрены пунктами «а», «б», «в», «д», «е», «ж», «з», «л», «м», «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ и, в свою очередь, подразделяются на четыре подгруппы.

Итак, в общественные отношения, возникающие при реализации важнейших конституционных принципов, входят: 1) общественные отношения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка (пп. «а», «б», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); 2) общественные отношения в социальной сфере, развивающие положения статьи 7 Конституции РФ (пп. «е», «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); 3) общественные отношения в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, развивающие положения статьи 9 Конституции РФ (п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); 4) общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (пп. «д», «м» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) 4.

К третьей большой группе относятся общественные отношения, предусмотренные пунктами «и», «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Примечательно, что наряду с выделением общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, составляющие общественные отношения в экономической сфере, В.А. Черепановым вообще не выделяются ни в группах, ни в подгруппах.

По мнению А.Н. Черткова, в сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации «входят прежде всего социально-культурная сфера, экономика, природопользование и охрана окружающей

2 См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001. С. 340-341.

3 См.: Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. С. 174.

4 См.: Там же. С. 177-180.

среды, а также вопросы государственного строительства и безопасности, необходимые для функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления... Отдельную сферу предметов совместного ведения Российской Федерации составляет правозащитная деятельность»5. К социально-культурной сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Экономическую сферу составляют: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); координация внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В сферу природопользования и охраны окружающей среды входят: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.) К сфере правозащитной деятельности относятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Еще один подход к классификации предметов совместного ведения приведен в проекте Концепции государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Так, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации условно разделяются на пять групп: 1) правовые (пункты «а», «к», отчасти — «и», «н»); 2) политико-административные (пункты «б», «м», отчасти — «о»); 3) экономические (пункты «в», «г», «д», «и»); 4) социально-культурные (пункты «е», «ж», «з»); 5) организационно-кадровые (пункты «л», «н») 6.

Основываясь на приведенных подходах к классификации предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что во всех случаях выделения социальной или социально-культурной сферы в нее включаются пп. «е» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Вместе с тем в социальную сферу включаются также п. «з» — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (О.Е. Кутафин, проект Концепции государственной

5 Чертков А.Н. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления // Государство и право. 2007. № 8. С. 26.

6 Проект «Концепции государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти» // Казанский федералист. № 1 Казань: Изд-во ин-та истории АН РТ, 2002. С. 111.

политики по разграничению.), а также п. «д» — в части охраны памятников истории и культуры (А.Н. Чертков).

Представляется, что предмет совместного ведения, установленный п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, едва ли следует включать в социальную или социальноэкономическую сферу (О.Е. Кутафин), поскольку данная сфера общественных отношений лежит за пределами нормального развития общества и представляет собой кризисные ситуации, чрезвычайного характера. В связи с этим полагаем, что п. «з» входит в отдельную категорию — «Чрезвычайные ситуации» и не должен быть включен в группы предметов ведения, составляющих социальную (социально-культурную) или экономическую сферы.

Наряду с этим отнесение к социальной сфере пп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ — в части охраны памятников истории и культуры представляется нам вполне обоснованным, поскольку социальная сфера, представляя собой многоаспектное явление, включает в себя в том числе и область культуры.

Предложенная А.Н. Чертковым классификация, в части отнесения пп. «б» и «м» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к сфере правозащитной деятельности, и выключение ее, таким образом, из социальной сферы представляется оправданной. Следует обратить внимание на то, что в число предметов ведения Российской Федерации в социально-экономической сфере включено «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина», в то время как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации такой предмет ведения, как «защита прав и свобод человека и гражданина», исключен из социально-экономической сферы. Это связано прежде всего с тем, что к ведению Российской Федерации отнесено регулирование прав и свобод человека и гражданина, защиту которых должны обеспечивать все органы государственной власти. Соответственно, установление прав и свобод человека и гражданина в социальной или экономической сферах должно включаться в сферу общественных отношений, составляющих социально-экономическую область. В то время как защита прав и свобод человека и гражданина лежит в плоскости правозащитной деятельности и, следовательно, не входит в социально-экономическую область.

Следует обратить внимание на тот факт, что социальная сфера, как и экономическая, лежит в основе всех сфер, составляющих предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку сами по себе общественные отношения — это уже часть социальной системы, и их закрепление и реализация в любом случае базируется на экономической составляющей.

В экономическую сферу следует включить пп. «в», «г», «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Неоднозначным в предложенных классификациях является место п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Одни авторы природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрану памятников истории и культуры относят к экономической сфере (проект Концепции) или к области экономического и социально-культурного строительства (О.Е. Кутафин), другие — частично к социальной сфере, частично к сфере природопользования и охраны окружающей среды (А.Н. Чертков), третьи — к сфере взаимодействия общества и при-

роды. Наиболее правильным представляется подход А.Н. Черткова к определению места п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым охрана памятников истории и культуры относится к социальной сфере, а природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории — к сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Нет сомнений, что природопользование и охрана окружающей среды — это залог прогрессивного развития общества, в том числе и в социальной и экономической сферах. Вместе с тем думается, что природопользование и охрана окружающей среды все же являются отдельной областью общественных отношений (экологической сферы), составляющих самостоятельную группу, даже несмотря на ее тесную взаимосвязь с социальной и экономической областями. В связи с этим предлагаем к социально-экономической области относить п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ только в части охраны памятников истории и культуры.

Еще один предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеющий неоднозначное место в подходах к классификации, — п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. В качестве предмета ведения, отнесенного к экономической сфере, п. «о» выделяют О.Е. Кутафин и А.Н. Чертков.

Представляется, что п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ входит в экономическую сферу в части координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Таким образом, к числу предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов в социально-экономической сфере следует относить:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);

- разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);

- охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ — частично);

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);

- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ);

- координация внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ — частично).

В отечественной юридической литературе не раз уделялось внимание проблеме несовершенства с точки зрения юридической техники текстов ст. 71, 72 Конституции РФ7. Отметим, что указанная проблема актуальна в полной мере

7 Чертков А.Н. Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: проблемы конституционно-правового оформления // Государство и право. 2007. № 8. с. 23-24; Умнова И.А. Конс-

и для предметов ведения, отнесенных к социально-экономической сфере. В частности, отнесение к совместному ведению «общих вопросов воспитания, образования, культуры» выдвигает на передний план следующие трудности в понимании, а следовательно, и в практической реализации данного предмета ведения: 1) если к совместному ведению отнесены общие вопросы, то в чьем ведении находятся конкретные (частные) вопросы; 2) следует ли из этого, что конкретные (частные) вопросы в этой области составляют исключительное ведение субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 73 Конституции РФ; 3) трудности вызывает и определение «границ» общих вопросов. А.Н. Чертков по этому поводу пишет: «Следует признать, что "общие вопросы" равно как и "общие принципы", — категории, присущие именно федеральному уровню правового регулирования, т.к. в данном случае речь идет о тех сферах, которые требуют единообразия. В частности, как можно отнести общие вопросы образования к предметам совместного ведения, если ст. 43 Конституции и Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. .фактически их регулируют»8.

Обращает на себя внимание также формулировка п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится «координация вопросов здравоохранения». Если в совместном ведении находится лишь координация вопросов, то к чьему ведению следует относить их регулирование? Ввиду того что Российская Федерация в соответствии со ст. 71 Конституции РФ не наделена предметом ведения, включающим в себя вопросы здравоохранения, можно сделать вывод, что регулирование вопросов здравоохранения, согласно ст. 73 Конституции РФ, отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, как и в случае с образованием, общие вопросы здравоохранения урегулированы ст. 41 Конституции РФ и далее на федеральном уровне — Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан9.

Представляется, что «общие вопросы» в социальных сферах, таких как образование и здравоохранение, все же должны находиться в ведении Российской Федерации, в то время как конкретные «частные» вопросы должны быть отнесены к ведению субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, некоторые важные вопросы, входящие в социально-экономическую сферу, не поименованы в ст. 71-72 Конституции РФ и, следовательно, согласно ст. 73 Конституции РФ, находятся в ведении субъектов РФ. Между тем правовое регулирование по таким вопросам осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Так, например, сельское хозяйство, являясь важной составляющей социально-экономического развития, не поименовано в качестве исключительного предмета ведения в ст. 71 Конституции РФ, а также не нашло своего закреп-

титуционные основы современного российского федерализма. М. 1998. С. 179-180; Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М. 1995. С. 52; Крылов Б.С. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М. 1995. С. 45; Собянин С.С. Субъект Российской Федерации в экономическом и социальном развитии государства. Компетенция органов власти и методы ее реализации / М.: Норма. 2007. С. 181 и др.

8 Чертков А.Н. Указ соч. С. 24.

9 Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. N 33. ст. 1318.

ления и в части 1 ст. 72 Конституции РФ как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Наряду с этим, согласно ст. 73 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ч. 4 ст. 76 Конституции РФ установлено, что вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. В соответствии с ч. 6 ст. 76, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Следовательно, сельское хозяйство, согласно остаточному принципу, находится в ведении субъектов Российской Федерации, и, соответственно, правовое регулирование по вопросам своего исключительного ведения субъекты Федерации осуществляют самостоятельно. В свете изложенного становится неясным место Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»10 и содержащегося в ст. 2 императива о том, что правовое регулирование отношений в сфере сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется ФЗ № 264 и иными нормативно-правовыми актами РФ и только потом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Некоторые исследователи считают, что «это сделано потому, что основным средством аграрного или сельскохозяйственного производства является земля, а отношения, связанные с использованием земли, регулируются земельным законодательством, которое, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относится к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, как равным образом и законодательство об охране окружающей среды. Аграрное производство является одним из основных факторов отрицательного влияния на окружающую среду. Таким образом, те отношения в аграрном секторе экономики, которые связаны с земледелием и животноводством, являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов»11. Наряду с этим те же исследователи подчеркивают, что вся полнота государственной власти субъектов Федерации по вопросам регулирования отношений вне предметов ведения РФ и совместного ведения с субъектами РФ будет проявляться в том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, регулирующим какие-либо аграрные отношения вне землепользования и охраны окружающей среды, будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ12.

10 СЗ РФ. 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 27.

11 Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства) (постатейный) / А.П. Анисимов, Р.Т. Бакирова, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // СПС Консуль-тантПлюс. 2009.

12 См. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйствам

Между тем представляется, что сельское хозяйство, как один из важнейших объектов социально-экономической сферы, должно все же находиться в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В связи с этим думается, что отсутствие данного предмета ведения в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ является существенным недостатком.

Таким образом, не все существенные вопросы в социально-экономической сфере, которые должны быть в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определены Конституцией РФ. Вероятно, именно неполнота ч. 1 ст. 72 Конституции РФ послужила одной из причин столь активного расширения перечней предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов в социально-экономической сфере в договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.