№ 319
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Февраль
2009
ИСТОРИЯ
УДК 94”19”
А.В. Арсланова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА США В 80-е гг. XIX в.
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования социально-экономической политики США во второй половине XIX в. Автор на основе обширной источниковой базы выделяет основные направления социально-экономического развития США и специфику их обсуждения на заседаниях сессий американского Конгресса.
Ключевые слова: социально-экономическая политика, конгресс США.
Окончание Гражданской войны, ликвидация последствий военного конфликта привели к демократическим и социальным преобразованиям американского общества во второй половине XIX в. Итоги и последствия гражданского конфликта трактуются в исторической литературе неоднозначно. Зарубежные исследователи (М. Виновскис, Дж. Мюррин, У. Фостер, А. Шлезингер, Л. Харц и др.) в качестве основного итога выделяют сохранение национальной и территориальной целостности американского государства, отмену рабства. Вместе с тем указывают на негативные последствия военных действий: многочисленные людские потери, наличие государственного долга США в размере
3 млрд долл. и т.д. [1-5].
Российские историки (Г.Н. Севостьянов, С.Н. Бурин, Г.П. Куропятник, Р.Ф. Иванов и др.) отмечают, что окончание войны позволило США расширить свои территории. Открытие месторождений полезных ископаемых, развитие хлопковой индустрии, рынка сбыта сельскохозяйственных машин, приток дешевой рабочей силы - все это явилось дополнительным источником становления послевоенной экономики [6-8].
Процесс формирования социально-экономической политики США второй половины XIX в. недостаточно освещен в современной отечественной и зарубежной историографии. Нерассмотренными остаются вопросы периодизации, роли законодательной и исполнительной власти, места мелкого и среднего бизнеса в ускоренном экономическом развитии США.
70-е гг. XIX в. ознаменовались как годы реконструкции всех сфер жизни американского общества. Именно в период Реконструкции (1865-1877 гг.) была обозначена проблема выбора социально-экономической политики американского государства второй половины XIX в.
Дискуссии по данному вопросу проходили на заседаниях сессий 39-44-го Конгрессов с декабря 1865 по 1877 г. Главными их оппонентами стали американские президенты - республиканцы А. Линкольн (18611865), Э. Джонсон (1865-1869), У. Грант (1869-1877) -и представители республиканской и демократической партий в Конгрессе [10, 11]. Предметом споров явились программы и планы социально-экономических преобразований, предложенные президентами США и конгрессменами. Программы и планы состояли из двух частей: экономической и социальной. В плане экономического развития США президенты основное внима-
ние уделяли вопросам выплаты государственного долга, использования бумажных и металлических денег. В социальном отношении - развитию образования в стране, решению проблемы бывших рабов и т.д. [12-14].
Планы сессий 39-44-го Конгрессов включали четыре основных пункта: 1) совершенствование налоговой системы; 2) выработка законов, позволяющих использовать информационный ресурс в управлении экономикой; 3) восстановление сельского хозяйства; 4) развитие социального законодательства (фиксирование размера пенсий для участников Гражданской войны, родственников погибших в войне солдат, инвалидов, предотвращение попадания негров, мулатов и других лиц в рабское состояние) [11]. Предложения социально-экономических преобразований 39-44-го Конгрессов дублировали пункты программ президентов А. Линкольна, Э. Джонсона, У. Гранта, направленные на развитие американской экономики, дополняя при этом их социальную часть положениями о решении проблем индейцев, пенсионеров, инвалидов и т.д. Итогом дискуссий, проходивших в Конгрессе с декабря 1865 по 1877 г., стало принятие единой программы действий исполнительной и законодательной власти США по реформированию социально-экономической сферы жизни американского общества.
Экономическая часть программы включала в себя четыре основных пункта: 1) погашение государственного долга; 2) развитие промышленного и сельскохозяйственного производства за счет стимулирования мелкого и среднего бизнеса; 3) решение вопроса о введении в торговое обращение золотых и серебряных денег; 4) определение основных направлений протекционистской политики [14]. В социальной части программы основное внимание уделялось проблеме афроамериканцев. Для ее выполнения были разработаны следующие предложения: предоставление бывшим рабам равных с белым населением прав и объявление их гражданами США посредством ратификации XIV поправки к американской Конституции, предоставление чернокожему населению избирательного права благодаря принятию XV поправки к Конституции [11].
Программа социально-экономических преобразований периода Реконструкции определила основные направления социальной политики и в отношении белого населения США. Первоочередными задачами программы стало повышение интеллектуального и нравственного уровня американцев путем введения всеобщего обра-
зования, поддержки свободных школ. Особое внимание в программе уделялось оказанию государственной помощи родственникам погибших в Гражданской войне солдат, участникам войны, пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам США и т.д. [12].
Реализация двух частей программ социальноэкономических преобразований определила итоги Реконструкции, к которым можно отнести развитие основных составляющих капиталистических отношений: внутреннего и внешнего рынка, предпринимательства, конкуренции; конституционное оформление гражданских и политических прав афроамериканцев, повышение уровня экономической обеспеченности чернокожего населения США, развитие образовательной сферы и т.д. [15]. В 1877 г. после падения реконструкционных правительств закончился период Реконструкции. После его окончания президентский пост занял представитель республиканской партии Р. Хейс (1877-1881). Основным направлением деятельности президента стала дальнейшая реализация намеченной социальноэкономической программы [10, 16].
В 80-е гг. XIX в. в социально-экономическом развитии США произошли изменения, приведшие к превращению американского государства в экономического лидера. Существенным фактором, способствующим ускоренному экономическому развитию США второй половины XIX в., стала конкуренция между республиканской и демократической партией. С 1881 по 1885 г. пост главы государства занимали представители республиканской партии Д. Гарфилд (1881) и Ч. Артур (1881-1885). Однако в американском Конгрессе ситуация была противоречивой, поскольку в 1881-1883 гг. в Сенате заседало равное количество республиканцев и демократов (37 человек), в то время как в Палате представителей преобладали демократы (147 человек). С 1883 по 1885 г. в Сенате большее количество мест получили республиканцы (38 человек против 36), а в Палате представителей - демократы (197 против 118) [17]. Количественное преобладание демократов в Палате представителей свидетельствует о том, что состав американского Конгресса формировался в независимости от партийной принадлежности президентов США
В 1881 г. президентский пост занял представитель республиканской партии Д. Гарфилд, заявивший о завершении периода восстановления, направленного на преодоление последствий Гражданской войны. В инаугурационной речи и посланиях к Конгрессу он выделил пять важнейших направлений социально-экономического преобразования общества. Среди основных экономических задач было решение использования в торговом обращении золота и серебра; стимулирование сельскохозяйственного производства; поддержка мелкого бизнеса. Социальные преобразования общества Д. Гарфилд определил в принятии законов, направленных на определение социального положения освобожденных негров (численность которых составляла более
5 000 000 человек только мужского населения), ликвидация неграмотности избирателей [18]. Д. Гарфилду не удалось реализовать намеченную программу действий, поскольку 2 июля 1881 г. президент был ранен, а 19 сентября 1881 г. скончался вследствие полученных ранений. После Д. Гарфилда президентский пост занял
Ч. Артур (1881-1885), который занимался, прежде всего, реформированием в области государственного управления. Решение экономических и социальных проблем оказалось в компетенции 47-48 сессий Конгрессов. Дебаты, проходившие в Конгрессе США с 1881 по 1885 г., определили два дискуссионных вопроса - решение вопроса о введении в торговое обращение золота и серебра и ведение тарифной политика [11].
Относительно первого вопроса следует отметить, что республиканцы являлись защитниками золотого стандарта. Они доказывали, что золотой стандарт утвердился как в большинстве европейских стран, так и на мировом рынке и что в этих условиях свободная чеканка серебряных денег в США приведет к утечке золотых запасов из страны. В демократической же партии постепенно складывалась достаточно сильная «серебряная» фракция. В результате тайного голосования было выявлено, что большинство конгрессменов выступали за осуществление закона Бланда-Эллисона (1878), предполагавшего ежемесячную закупку федеральным правительством серебра на сумму от 2 до
4 млн долл. для нужд денежного обращения [11].
Предметом споров между демократами и республиканцами в 80-е гг. XIX в. являлась тарифная политика. Приверженность демократов низким тарифам опиралась на давнюю традицию. Они попытались найти новые способы защиты низких тарифов с тем, чтобы заручиться в этом вопросе поддержкой народных масс. Новый аргумент демократов, рассчитанный на мелкобуржуазные слои, сводился к тому, что высокие тарифы подавляют конкуренцию со стороны иностранных товаров и способствуют развитию внутри страны монополий. Республиканцы же обосновывали противоположный тезис - о преимуществах, исходящих для нации из протекционистской политики. Снижение пошлин на ввозимые товары, доказывали они, приведет к понижению прибылей отечественной промышленности, что, в свою очередь, повлечет повышение рыночных цен и сокращение заработной платы рабочих [11]. Решение проблемы пошлин на ввозимые в США товары привело к увеличению их размера до 49,5%.
Вопросы иммиграционной политики, железнодорожного строительства, стимулирования сельского хозяйства, бизнеса, решение проблемы бывших рабов носили менее дискуссионный характер в работах сессий 47-48-го Конгрессов. Итогом обсуждений стало принятие ряда решений, направленных на стимулирование и развитие экономики. Конгрессмены, учитывая увеличивающийся поток иностранцев, приняли закон об иммиграции [19. С. 105-106]. Для строительства железных дорог сессии оказали железнодорожным компаниям федеральную поддержку кредитами и земельными пожалованиями [19. С. 191]. Поощрялась деятельность крупных бизнесменов. Были приняты законы, отменяющие предельные размеры капитала. Предоставлялось право заниматься многими видами хозяйственной деятельности, выпускать акции без указания их номинальной стоимости и т. п.
Вместе с тем введение ограничений жизнедеятельности бывших рабов посредством принятия законов о раздельном проезде белых и черных на железнодорожном транспорте, запрещении межрасовых браков вы-
звало ряд социальных проблем. Экономические преобразования, проведенные президентом Ч. Артуром и действующим при нем Конгрессом, способствовали росту американской экономики. В результате этого они нашли поддержку среди большинства американского населения. Однако социальная политика, охватившая прежде всего процесс решения проблемы бывших рабов, была не столь успешной, поскольку имела узконаправленный характер (не подразумевала рассмотрение индейского вопроса, процесса создания мер по улучшению положения малообеспеченных американцев и т.д.) и лишала негров гражданской, политической и экономической свободы. Данным обстоятельством воспользовались представители демократической партии США. Они разработали социальную программу, направленную на поддержку афроамериканцев, оказание материальной помощи людям пенсионного возраста, инвалидам и т.д. Грамотно составленная программа социальных преобразований способствовала победе на президентских выборах 1884 г. демократа Г. Кливленда.
Приход к власти демократа Г. Кливленда (18851889) определил начало нового этапа в процессе формирования социально-экономической политики США второй половины XIX в. Несмотря на то что президентские выборы выиграл представитель демократической партии, ситуация в Конгрессе была неоднозначной. В 1885-1887 гг. в Сенате заседало равное количество республиканцев и демократов (43 человека), а в Палате представителей преобладали демократы (183 против 140 человек). В 1887-1889 гг. в Сенат было избрано 39 республиканцев, в то время как демократов -на два человека меньше - 37, а в Палате представителей большинство мест оставалось за демократами (169 против 152) [17]. В результате того, что численность республиканцев и демократов в Сенате была практически одинаковой, а в Палате представителей в большинстве были демократы, важнейшие направления экономической и социальной политики США во второй половине 80-х гг. XIX в. определяли представители демократической партии.
Основные направления социально-экономического развития США во второй половине 1880-х гг. были определены президентом демократом Г. Кливлендом в инаугурационной речи 1885 г. и посланиях к Конгрессу. В них упор делался на пять пунктов: проведение финансовой политики, решение проблемы государственной земельной собственности, регулирование иммиграционного процесса, предоставление чернокожему населению США реальных гражданских, политических, экономических прав и свобод, решение вопроса
об индейцах [20]. Программа, предложенная президентом, обсуждалась на заседаниях 49-50-й сессий Конгрессов. Результатами этих дискуссий стало введение в оборот наряду с золотым долларом серебряного стоимостью ниже на 20%; стимулирование мелкого и среднего бизнеса посредством принятия законов, ограничивающих деятельность крупных бизнесменов (закон о государственном регулировании междуштатной железнодорожной сети и т.д.) [21]; введение ограничений в использование женского и детского труда в промыш-
ленности, «ассимиляция» индейцев, означавшая разрушение их племенной организации, «растворение» краснокожих американцев среди белого населения.
На заседаниях сессий 49-50-го Конгрессов (18851889) острые дискуссии вызвал вопрос о пошлинах. Президент Г. Кливленд был против высоких пошлин по трем причинам. Во-первых, федеральный бюджет был настолько огромен, что хозяйственный оборот лишился важного инвестиционного капитала. Во-вторых, президент видел в пошлинах «скрытое, несправедливое и ненужное налогообложение» американских потребителей в пользу промышленности. Г. Кливленд был возмущен прибылью, которую промышленность получала от высоких пошлин. Конгрессмены заняли противоположную позицию по данному вопросу. Противоположное мнение по данному вопросу заняли конгрессмены, представляющие республиканскую партию. Они стремились обосновать тезис о преимуществах, исходящих для нации из протекционистской политики.
Снижение пошлин на ввозимые в США товары, доказывали республиканцы, приведет к снижению прибылей американской промышленности, что, в свою очередь, повлечет повышение рыночных цен и сокращение заработной платы рабочих [11].
Несмотря на дискуссии по вопросу протекционистской политики, пошлины на ввозимые в США товары возрастали на протяжении последних четырех десятилетий XIX в., поскольку у американского капитала не было собственных колониальных рынков и его инвестиционные позиции за границей оставались крайне слабыми. Таким образом, в 80-е гг. XIX в. американские президенты-республиканцы Д. Гарфилд (1881), Ч. Артур (1881-1885), демократ Г. Кливленд (18851889) и 47-50-й Конгрессы разработали программы социально-экономических преобразований, основанные на поддержке промышленного и сельскохозяйственного производства страны, стимулирования мелкого и среднего бизнеса, решения проблемы освобождения рабов и индейцев и пр.
Реализация программ осуществлялась после обсуждения их в Конгрессе. Многие их пункты дублировались, что свидетельствует о существовании в США принципа преемственности власти.
Мероприятия президентов и Конгресса США в 80-е гг. XIX в., направленные на социально-экономические преобразования, способствовали росту американской экономики, что определило превращение США в экономического лидера.
Основными показателями этого процесса являются следующие данные: с 1881 г. ежегодные наполнения федеральной казны стали превышать расходы государства на 100 млн долл.; население США увеличилось в 14 раз; протяженность железных дорог составляла 176 500 миль [22. С. 15]; площадь обрабатываемых земель увеличилась за 1870-1900 гг. со 189 до 415 млн акров; общее число фермерских хозяйств возросло с 2 до 5,7 млн; валовая продукция основных зерновых культур США - пшеницы и кукурузы - увеличилась в 3,5 раза, хлопка - более чем в 2,5 раза; поголовье скота возросло в 2 раза [22. С. 19] и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виновскис Марис А. Не упустили ли социальные историки из виду гражданскую войну? (Некоторые предварительные демографические
размышления) // Американский ежегодник. 1989. М., 1990.
2. Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации. Американская революция в сопоставлении с Гражданской войной // Американский
ежегодник, 1997. М., 1997.
3. Фостер У. Очерки политической истории Америки / Пер. с англ. М., 1955.
4. Schlesinger A.M. Political and Social Growth of the United States, 1852-1933. N.Y., 1933.
5. Харц Л. Либеральная традиция в Америке: Пер. с англ. Г.П. Бляблина и др. М., 1993.
6. История США: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Севастьянова. М., 1985.
7. Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США. Режим доступа: http://lib.fictionbook.ru, свободный.
8. КуропятникГ.П. Война Юга и Севера: Мнения, оценки, опасения и надежды северян. Режим доступа: http://america-xix.org.ru, свободный.
9. ИвановР.Ф. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865 гг.): В 2 ч. М., 2002.
10. Message of the president of the United States. Режим доступа: http://www.loc.gov, свободный.
11. Debates and Proceedings. Режим доступа: http://memory.loc.gov, свободный.
12. Second Inaugural Address of Abraham Lincoln. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
13. First Inaugural Address of Ulysses S. Grant. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
14. Second Inaugural Address of Ulysses S. Grant. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
15. Current R., Williams T.H., Freidel F., Brinkley A. American History: a survey. Режим доступа: http://amstd.spb.ru, свободный.
16. Inaugural Address of Rutherford B. Hayes. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
17. Mary Beth Norton, David Katzman u.a. A People & A Nation // A History of the United States, 3. Auflage, Boston, 1990.
18. Inaugural Address of James A. Garfield. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
19. Historical Statistics of the United States: Colonial Times to 1970. Wash., 1975.
20. First Inaugural Address of Grover Cleveland. Режим доступа: http://www.yale.edu, свободный.
21. The interstate commerce act, 1887. Режим доступа: http://www.amstd.spb.ru, свободный.
22. История США: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Севастьянова. М., 1985. Т. 2.
Статья представлена научной редакцией «История» 15 декабря 2008 г.