Научная статья на тему 'Социально-экономическая политика региона в условиях пространственной дезинтеграции'

Социально-экономическая политика региона в условиях пространственной дезинтеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЗОУРОВЕНЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурфова Светлана Адальбиевна, Неудахина Юлия Геннадиевна

Необходимость разработки концептуальных подходов к обоснованию инновационной парадигмы социально-экономической политики региона в условиях пространственной дезинтеграции, определения инструментов реализации данной политики аргументирована совокупностью взаимосвязанных обстоятельств. В статье предпринята попытка выявления взаимосвязанных обстоятельств в условиях формирования новых инструментов межрегионального рыночного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурфова Светлана Адальбиевна, Неудахина Юлия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC POLICY OF А REGION IN TERMS OF SPATIAL DISINTEGRATION

The need to develop conceptual approaches to innovation paradigm of socio-economic policy of the region in terms of spatial disintegration, to determine the method of implementing this policy is reasoned by the set of interrelated circumstances. The article attempts to identify interrelated circumstances in the formation of the new tools of interregional market interaction.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая политика региона в условиях пространственной дезинтеграции»

УДК: 332.1

С.А. Гурфова СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

юг. Неудахина РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ДЕЗИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. Необходимость разработки концептуальных подходов к обоснованию инновационной парадигмы социально-экономической политики региона в условиях пространственной дезинтеграции, определения инструментов реализации данной политики аргументирована совокупностью взаимосвязанных обстоятельств. В статье предпринята попытка выявления взаимосвязанных обстоятельств в условиях формирования новых инструментов межрегионального рыночного взаимодействия.

Ключевые слова: мезоуровень, интеграция, дезинтеграция, инновационная парадигма, пространственная экономика.

Svettana Gurfova SOCIO-ECONOMIC POLICY OF A REGION Yuliya Neudakhina IN TERMS OF SPATIAL DISINTEGRATION

Annotation. The need to develop conceptual approaches to innovation paradigm of socio-economic policy of the region in terms of spatial disintegration, to determine the method of implementing this policy is reasoned by the set of interrelated circumstances. The article attempts to identify interrelated circumstances in the formation of the new tools of interregional market interaction. Keywords: meso level, integration, disintegration, innovation paradigm, spatial economy.

В современных условиях хозяйствования тенденции к интеграции различных элементов региональных экономических систем объективно доминируют, но не следует недооценивать контртенденции к дезинтеграции хозяйственного пространства, которые трансформируют многие существенные аспекты социально-экономической политики и создают масштабные угрозы воспроизводственному процессу, ресурсной базе и финансово-бюджетной системе регионов, находящихся в дезинтегрированном пространстве. В условиях трансформации и наличия масштабных пространственно-хозяйственных разрывов длительное время существуют РСО-Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и некоторые другие субъекты РФ.

В настоящее время изменение роли региональной социально-экономической политики становится фактором развития региональной хозяйственной системы. В научной литературе последних лет справедливо отмечается повышение роли мезоуровня организации экономических отношений, которое обеспечивается только посредством реализации активной социально-экономической политики, воплощающей в себе имеющиеся ресурсные возможности и субъектный потенциал региона.

В условиях пространственного экономического развития наблюдаются противоречия между формой социально-политической организации хозяйственного пространства субъектов РФ и реальным процессом обобществления хозяйственной жизни в региональных хозяйственных комплексах. Политическое волеизъявление дает начало формированию любой социально-экономической политики. Однако такое волеизъявление не может заменить собой недостающие природные, человеческие и финансовые ресурсы хозяйственного развития, продвинуть обобществление производства на новую, более высокую ступень или преодолеть упрочившуюся дезинтеграцию хозяйственного пространства. В этой связи административный ресурс социально-экономической политики растранжиривается и не воспроизводится в условиях реализации отчужденных от реальной жизни программ и концептуальных идей. Так же последовательно нарастают региональные компоненты в процессе развития пространственной экономики. Выбор оптимальных форм социально-экономического развития региональных хозяйственных комплексов во многом определяет эффективность и устойчивость развития

© Гурфова С.А., Неудахина Ю.Г., 2014

всего народного хозяйства. Синергизм взаимодействия все более переплетенных между собой региональных хозяйственных комплексов, функционирующих как в национальном, так и в глобальном экономическом пространстве, становится закономерностью современной общественно-хозяйственной жизни. Условия дезинтеграции хозяйственного пространства лишь усиливают указанную закономерность и придают ей превращенные и социально негативные формы. Даже в поле масштабных пространственно-хозяйственных разрывов региональная социально-экономическая политика приобретает качественно иное значение, возвышается и превращается в существенный фактор глобального развития, что актуализирует комплексную разработку проблемы ее формирования и реализации [1].

В результате рыночных преобразований и глобальной трансформации социально-экономических отношений хозяйственное пространство регионов вышло за рамки тождества с административным пространством субъектов РФ. Процесс дезинтеграции хозяйственного пространства углубляет наметившиеся в данном отношении различия. Для преодоления негативных последствий дезинтеграции и нейтрализации факторов, обусловливающих данный процесс, необходимо изменение существующей административной парадигмы региональной социально-экономической политики, односторонне ориентированной на организационно-политические возможности соответствующего уровня вертикали государственной власти [1].

Таким образом, новой парадигмой социально-экономической политики может стать субъект-но-интеграционная, ориентирами которой выступают:

— утверждение региона в статусе активного субъекта формирования и реализации социально-экономической политики;

— демократическое расширение состава участников данной политики;

— рост инвестиционной привлекательности региональной социально-экономической системы;

— преодоление масштабных социально-экономических угроз;

— преобразование системы управления регионом в соответствии с потребностями интеграционных процессов.

Необходимо учитывать наличие двух различных, но взаимосвязанных аспектов парадигмы -гносеологически-исследовательского и практически-преобразовательного. Коренная проблема формирования новой социально-экономической политики региона состоит в изменении самого способа ее формирования и реализации, т.е. в смене парадигмы в практически-преобразовательном смысле.

Субъектно-интеграционная парадигма предполагает качественно иное отношение метода социально-экономической политики к собственному объекту. Выделим основные параметры указанного отношения:

— формирование институционального поля интеграционного процесса, адекватного имеющимся возможностям региона;

— реализация возможностей региональной власти в сочетании с возможностями регионального бизнеса и представительных общественных организаций, последовательное утверждение значимости собственно региональной компоненты социально-экономической политики;

— ориентация на получение синергетического эффекта от переплетения социально-экономических потенциалов участников процесса интеграции.

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики обладает многоуровневым механизмом реализации (см. рис.).

Рис. Механизм социально-экономической политики в условиях пространственной дезинтеграции

Выделим в данном механизме два уровня. Первый — начальный уровень, для которого характерны использование нескольких простейших инструментов данной политики и решение ее элементарных задач (установления состава участников интеграционного процесса, выяснения и стартового согласования интересов участников интеграции и т.п.). Второй — уровень формирования целостного механизма реализации региональной социально-экономической политики, для которого характерны наличие широкого комплекса инструментов, адекватных потребностям расширенного воспроизводства инновационного типа в пространстве интеграции, а также системность воздействия на все элементы общественно-хозяйственного процесса.

Утверждение субъектно-интеграционной парадигмы означает, что доминирующей стратегией социально-экономической политики региона в условиях преодоления дезинтеграции становится стратегия горизонтальной интеграции, сопряженная с реализуемой федеральным центром стратегией укрепления вертикали власти [1].

Таким образом, стратегия горизонтальной интеграции региональной социально-экономической политики обеспечивает решение задач, связанных с консолидацией и эффективной реализацией собственного потенциала общественно-хозяйственной системы региона, которая рассматривает следующие аспекты реализации стратегии горизонтальной интеграции:

— установление качественных и количественных характеристик ядра развития, оптимального для общественно-хозяйственной системы региона, т.е. позволяющего наиболее эффективно использовать ее потенциал в целях решения проблемы развития в условиях дезинтеграции;

— оптимизацию взаимосвязи между бременем региональной социально-экономической политики и валового регионального продукта (ВРП);

— оптимизацию структуры бремени социально-экономической политики, т.е. установление эффективной для развития общественно-хозяйственной системы региона пропорции между социальным и инвестиционным бременем;

— концентрацию наиболее эффективных ресурсов и факторов производства в составе ядра развития;

— расширение социальной базы региональной социально-экономической политики, а также оптимизацию способа взаимодействия между институтами власти, собственности и представительных общественных организаций;

— формирование и поддержку конкурентоспособных интегральных хозяйствующих субъектов, функционирующих в пространстве региона, на основе максимального использования имеющихся возможностей их участия в национальном и международном разделении труда.

Каждой стратегии соответствует свой собственный комплекс тактических инструментов, обеспечивающих ее формирование, реализацию, мониторинг, анализ полученной информации и контроль. Попытка использовать неадекватные тактические инструменты подрывает или полностью блокирует созидательный потенциал применяемой стратегии. Перспективные цели стратегии диверсификации, например, не могут быть достигнуты с помощью инструментов, характерных для стратегии интеграции. Способ взаимосвязи между перспективными целями и инструментами их достижения характеризует содержание применяемой стратегии; соответственно анализ указанного способа позволяет идентифицировать применяемую стратегию [2].

Инструменты стратегии горизонтальной интеграции социально-экономической политики региона соответствуют следующим требованиям:

— обеспечивают реализацию перспективной цели данной стратегии;

— исходят из реальных возможностей развития общественно-хозяйственной системы региона и задачи реинтеграции хозяйственного пространства;

— учитывают место и роль общественно-хозяйственной системы региона в макроэкономической и складывающейся глобальной социально-экономической системах.

Среди инструментов оценки параметров дезинтеграции необходимо выделить следующие апробированные в процессе анализа социально-экономической политики Северо-Кавказского федерального округа инструменты: соотношение между социальным и инвестиционным бременем региональной политики; коэффициент социальной эластичности ВРП; коэффициент инвестиционной эластичности ВРП. Доминирующее значение для продуктивной реализации предлагаемой субъектно-интеграционной парадигмы региональной социально-экономической политики имеет группа институциональных инструментов, ориентированных на коррекцию общей институциональной среды, формирование эффективных стандартов контрактных соглашений между участниками интеграционного взаимодействия [3].

Таким образом, эффективность стратегии интеграции региональной социально-экономической политики может быть определена на основе соотнесения прироста валового регионального продукта, обусловленного факторами интеграционного характера, и общего прироста данного продукта, обусловленного всеми факторами развития общественно-хозяйственной системы.

Библиографический список

1. Невейкина Н.В. Актуальные тенденции социально-экономического развития российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 7. — С. 22—28.

2. Попов А.А. Исследование факторов функционирования региональных социально-экономических систем с помощью факторного анализа // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 7. — С. 29—34.

3. Созаева Т.Х., Жантудуева Х.М. Пространственное экономическое развитие территорий в условиях модернизации / Т.Х. Созаева, Х.М. Жантудуева. — Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2012. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.