КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Алеева Елена Григорьевна, старший преподаватель кафедры экономики Новороссийский филиал ГОУ ВПО АГУ.
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль социально-экономической политики как фактора развития региональной хозяйственной системы. Рассмотрена пространственная система, которая обладает всеми признаками органической системы отношений. Дана характеристика элемента (системное качество) региональной пространственной системы. Рассмотренные формы
социально-экономической политики классифицированы по признакам. Анализ систем и функций позволяет обосновать и адаптировать подходы, стратегии и тактические инструменты формирования и реализации социально-экономической политики применительно к различным уровням, составам участников общественно - хозяйственного процесса.
Ключевые слова: регион, социально-
экономическая политика, стратегия, субъект, система, системное качество, воспроизводственный процесс.
CONCEPTUAL ASPECTS OF THE SYSTEM ORGANIZATION OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY OF THE REGION
Aleeva Elena Grigorievna, senior Teacher of Economics Department Novorossiysk Branch of Adyghe State University.
Annotation. The paper examines the role of social and economic policy as the factor of the regional economic system development. The author considers the spatial system having all attributes of the organic system of relations and gives the characteristic of the element (system quality) of the regional spatial system. The considered forms of social and economic policy are classified by attributes. The analysis of systems and functions allows proving and adapting approaches, strategies and tactical tools of formation and realization of social and economic policy with reference to various levels and participants of the public - economic process. Keywords: region, social and economic policy, strategy, subject, system, system quality, reproduction process.
Понятие социально-экономической системы региона представлено в современной научной литературе в виде совокупности различных трактовок и представлений, сформировавшихся в русле существующих экономических школ и направлений.
Социально-экономическая политика представляет собой синтетическую категорию, в формировании
которой участвуют фундаментальные категории системы наук об обществе: собственность; индивидуальные и интегральные субъекты; потребности; созидательный потенциал; интересы; поведение; согласование целей; стратегии и тактические инструменты.
Большинство регионов России находятся в ситуации выхода из затяжного и глубокого трансформационного кризиса, имеющего двойственную природу:
- с одной стороны, общественно-хозяйственные системы регионов дестабилизированы и внутренне преобразованы процессом рыночной трансформации, в них еще не сложилось новое рыночное системное качество;
- с другой стороны, указанные системы, так или иначе, интегрируются в составе всей национальной общественно-хозяйственной системы России в состав глобальной мировой системы.
Трансформационный кризис во многом подорвал единство хозяйственного пространства России и обусловил масштабные разрывы как между отдельными общественно-хозяйственными системами регионов, так и внутри них. Выход из кризиса обусловлен состоянием ресурсной базы, социальной среды и системы управления региона.
Прежде всего, выделим более широкое и в определенном смысле родовое по отношению к рассматриваемой категории понятие пространственной системы отношений. Оно достаточно широко используется в современной научной экономической литературе и относится к числу базовых понятий современной экономической науки.
Пространственная система обладает всеми признаками органической системы отношений:
- если исходить из базовых принципов диалектики, то такая система «как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует момент ее, системы, процесса, ее развития»1;
-пространственная система воплощает некоторую общественную миссию, реализация которой обеспечивается с помощью организованной совокупности функций системы;
-в структуре пространственной системы взаимодействуют ядро (центр ответственности, управляющее звено) и периферийные элементы;
-пространственная система обладает собственным ресурсным потенциалом, обеспечивающим потребности ее функционирования и развития;
-наконец, пространственная система обладает субъ-ектностью, т.е. способностью к саморегулированию своих внутренних процессов, согласованию внешних взаимодействий и саморазвитию.
Поскольку пространственная система устойчива и способна реализовать свои функции, то входящие в ее состав структурные элементы и отдельные функции не существуют сами по себе, как хаотические, случайно сложившиеся совокупности, а органически связаны между собой и обладают системным качеством.
Под системным качеством мы понимаем наличие у всех элементов рассматриваемой совокупности таких связей, которые интегрируют данные элементы в органическую целостность, в систему. Потеря системного качества означает выпадение элемента из такой интегральной связи, потерю им функций, обусловленных системой.
Только реальная принадлежность к системе, участие в ее интегральных связях сообщает тому или иному элементу системное качество. Системное качество не только интегрирует элементы в органическую целостность и закрепляет за ними определенные функции и места в структуре, но и отличает одну систему от другой. Не случайно К. Маркс, отдавая должное определению абстрактных всеобщих форм на старте научного исследования, считает главным делом познания общественных явлений раскрытие характерных особенностей, специфических характеристик исследуемого объекта2.
Системное качество интересующей нас региональной пространственной системы отличает ее от всех иных территориальных системных образований, специфицирует ее и задает способ и направление ее развития. Вряд ли правомерно понимать спецификацию как одностороннее сужение, ограничение возможностей развития. Спецификация вместе с тем и конкретизирует, обогащает любое абстрактное понятие, придает ему дополнительные характеристики, а с ними — и дополнительные возможности для развития.
В этом отношении характерен пример со спецификацией такого понятия, как производительный труд. Входя в систему капитала, понятие производительного труда претерпевает двоякие изменения:
-с одной стороны, оно сужается, поскольку такой труд ограничивается реализацией естественной цели капитала — производством прибавочной стоимости;
-с другой стороны, оно расширяется, поскольку мы имеем дело с кооперативным и комбинированным трудом, с интегральной деятельностью совокупного работника.
«Поэтому, — отмечает К. Маркс, — понятие производительного рабочего включает в себя не только отношение между деятельностью и ее полезным эффектом, но также и специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение, делающее рабочего непосредственным орудием увеличения капитала»3.
Применяя сформулированный выше принцип спецификации к выделению региональной системы из многообразия пространственных системных образований, отметим, что в данном случае региональная система как конкретная форма пространственных образований включает в себя следующие отношения:
-между ресурсами и результатами деятельности, устойчиво локализованной в заданном региональном пространстве;
-между системой отношений, локализованной в пространстве региона, и исторически обусловленной системой общественно-хозяйственных отношений, в русле которой возникают и развиваются интересующие нас региональные образования.
Ясно, что второе из приведенных выше отношений является определяющим для спецификации региональных систем. Но не следует упускать из виду и первое отношение; именно ему уделяют преобладающее внимание многие отечественные исследователи, которые рассматривают устойчивую и институционально закрепленную пространственную локализацию социально-экономических отношений
как конституирующий признак региона4. На первом шаге теоретического исследования социально-экономической системы региона с таким определением конституирующего признака можно согласиться.
Однако понятие пространственной локализации мало что дает нам для понимания содержания системы региона, поскольку оно абстрактно и не решает задачу спецификации. Критически оценивая рассматриваемый конституирующий признак, отметим, что к пространственным системам можно отнести не только регион, но и местное хозяйство, национально-государственную общественнохозяйственную систему, национальные и международные интеграционные образования и т.п. Приведенный перечень свидетельствует о том, что признак пространственной определенности следует квалифицировать как всеобщую абстрактную характеристику всех, так или иначе, территориально «привязанных» систем социально-экономических отношений.
Представляется, что суть обозначенной проблемы состоит не во внутренних пороках понятия «система», а в абстрактном понимании системы. Такое понимание лишает систему ее собственного содержания — интегральных связей между составляющими ее элементами. Э. Ильенков справедливо отмечал, что мыслить абстрактно
— значит находиться в рабском подчинении силе ходячих словечек и штампов, односторонне-тощих определений, значит видеть в реальных, чувственно созерцаемых вещах лишь ничтожную долю их действительного содержания, лишь те определения, которые уже «застыли» в сознании и функционируют в нем как готовые окаменевшие штампы5. Система вне ее спецификации, т.е. вне определения способа и характера интегральных связей между ее элементами, и есть пустая абстракция или штамп.
Наука выработала множество критериев различения систем: по способу организации, по природе интегрируемых в систему отношений, по способности к саморегулированию и самоуправлению, по способу взаимодействия с внешней средой и т.п. Различая одну систему от другой, мы делаем первый шаг к ее спецификации, к определению ее системного качества.
Второй шаг к спецификации интересующей нас системы региона мы совершаем, определяя ее главный элемент. Очевидно, что в качестве такого элемента выступает население как устойчивая совокупность людей, использующих данную территорию как пространство своей жизнедеятельности. Лишив регион населения, мы потеряем его как пространственную систему; пустое пространство не обладает системным качеством; находящиеся в нем ресурсы мертвы без людей с их потребностями и способностями. Находящиеся в опустевшем пространстве капитал и инфраструктура теряют свои рыночные оценки, их стоимость сводится к нулю.
Приведенное выше положение о населении, жизнедеятельность которого превращает то или иное пространство в систему региона, по своему смыслу очень близко к классическому закону социальной истории, сформулированному К Марксом и Ф. Энгельсом еще в «Немецкой идеологии». «...Мы должны, прежде всего, констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а, следовательно, и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность
4 Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Якимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2- изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2008.
5 Шарапов М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макроре-
гиона - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. С. 123
жить, чтобы быть в состоянии "делать историю". Но для жизни нужны, прежде всего, пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что. И так, первый исторический акт — это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни»6.
Необходимо разграничивать три аспекта социально-экономической политики, последовательность которых образует ее элементарный алгоритм:
- субъектное воплощение объектных характеристик общественно-хозяйственного процесса в интересах его участников (индивидуальных и интегральных субъектов), установление их устойчивых целей, а также поведенческих и статусных позиций в данном процессе (аспект формирования социальноэкономической политики);
- согласование (кордиализация) интересов субъектов общественно-хозяйственного процесса и определение существенных совместных целей в ходе формирования социально-экономической политики (аспект конкретного определения, установления данной политики);
- объектное воплощение поставленных совместных целей в характеристиках общественнохозяйственного процесса в ходе реализации социально-экономической политики (аспект практической реализации данной политики).
Анализ элементов, участвующих в категориальном синтезе социально-экономической политики, позволяет следующим образом раскрыть ее сущность -обеспечение эффективного и устойчивого развития общественно-хозяйственной системы на основе учета и согласования реальных интересов субъектов данной системы.
Различные формы социально-экономической политики могут быть классифицированы по следующим признакам:
- уровню общественно-хозяйственной системы, на котором осуществляется данная политика (транснациональному, союзному, национальному, региональному, местному);
- способу взаимодействия между субъектами, участвующими в данной политике (плановому, дирижи-стскому, либеральному и др.);
- глубине целевой ориентации (долгосрочной, среднесрочной, оперативной);
- функциям общественно-хозяйственного процесса, на которые нацелена социально-экономическая политика (бюджетной, налоговой, промышленной, аграрной, инвестиционной и др.).
Раскрытие сущности и классификация форм социально-экономической политики позволяют обосновать и адаптировать подходы, стратегии и тактические инструменты формирования и реализации социально-экономической политики применительно к различным уровням, функциям, составам участников общественно-хозяйственного процесса.
Сущность социально-экономической политики воплощается в организованной совокупности функций, адаптированных к реальной среде формирования и реализации данной политики. При этом бессмысленно пытаться определить некоторый универсальный функциональный комплекс социальноэкономической политики, поскольку объективные условия среды блокируют одни функции и активизируют другие.
При определении функций социально-экономической политики необходимо учитывать их взаимосвязь с объективными потребностями развития соответствующей общественно-хозяйственной системы.
Выделим основные функции социально-экономической политики применительно к условиям современного этапа развития экономики России:
- реформационная, нацеленная на завершение трансформационных процессов (рыночных преобразований и интеграции национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства);
- воспроизводственная, ориентированная на утверждение в общественно-хозяйственной системе России инновационного типа расширенного воспроизводства;
- социально-стабилизирующая, нацеленная на обеспечение социальной эффективности и устойчивости развития общественно-хозяйственной системы, гармонизацию общественного взаимодействия;
- интеграционно-развивающая, ориентированная на извлечение синергетического эффекта от соединения, комбинирования, переплетения различного рода факторов и ресурсов, сложившихся в обособленных общественно-хозяйственных системах;
- защитная, нацеленная на установление и преодоление угроз процессу развития общественно-хозяйственной системы.
Основные функции социально-экономической политики обладают как устойчивостью, так и изменчивостью, поскольку обеспечивают преемственность развития общественно-хозяйственной системы и ее адаптацию к меняющимся условиям. Комплекс указанных функций позволяет осуществлять стратегическое планирование и оперативное регулирование социально-экономической политики.
Основной из функций социально-экономической политики на современном этапе развития является воспроизводственная. Это обусловлено следующими факторами:
- определяющей ролью воспроизводственного процесса в общественно-хозяйственной жизни общества;
- особой ролью социально-экономической политики в условиях перехода от восстановительного роста к действительному развитию социально-экономической системы России.
Выделим еще один аспект исследования региональной системы отношений. В современной научной литературе активно разрабатывается проблема глобальной интеграции социально-экономических отношений. Региональные системы вслед за национальными общественнохозяйственными системами втягиваются в интеграционный процесс, изменяя в нем свое системное качество. Влияние глобализации на развитие региональных систем оценивается различными исследователями по-разному:
- одни полагают, что процесс глобализации будет развиваться все дальше и дальше, разрушая локальность национальных экономик и вырывая из их контекста отдельные регионы; при этом ресурсное богатство и потенциал культуры региона рассматриваются как факторы, способствующие интенсивному вхождению региональных систем в глобализационные процессы;
- другие полагают, что мир стоит на пороге своеобразного компенсирующего процесса деглобализации, который приведет к укреплению локальных общественнохозяйственных систем и «вернет» регионы в структуру национальных экономик7.
7 Ивантер В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. - Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
Во всяком случае, глобализация позволяет высветить фундаментальное противоречие региона как формы территориальной организации общественнохозяйственной жизни. Покажем стороны данного противоречия.
Отношения, объективно существующие в пространстве региона, консолидированы, определенным способом упорядочены и организованы в систему, которая обладает следующими противоположными характеристиками:
с одной стороны, она выступает в качестве элемента, встроенного в вертикаль складывающейся всемирной глобальной хозяйственной системы, т.е. включена в состав национальной экономики, межгосударственных интеграционных образований и других более сложных форм пространственной организации;
с другой стороны, она обособлена и территориально локализована, поскольку обладает системным качеством входящих в нее элементов и собственным потенциалом функционирования и развития.
Указанное противоречие задает институциональные возможности и ограничения развития региональной системы, а также очерчивает основные тенденции этого процесса.
Спецификация системы региона предполагает установление характерного для нее потенциала функционирования и развития, т.е. определение тех элементов системы, которые способны обеспечить ее жизнедеятельность и эволюцию.
Список литературы:
1. Ивантер, В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. - Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
2. Коваленко, Е. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2- изд., перераб. и доп. / Е. Коваленко, Г. Зинчук, С. Кочеткова, С. Маслова, Т. Полушкина, С. Рябова, О. Якимова. - СПб: Питер, 2008.
3. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч.2-е изд. Т. 23.
4. Шарапов, М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона / М.В. Шарапов. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
кому снижению ее эффективности и переводу региональной общественно-хозяйственной системы в режим неуправляемого движения.
Это означает изменение существующей административной парадигмы региональной социально-
экономической политики на интеграционную.
В статье рассмотрена роль социально-экономической политики как фактора развития региональной хозяйственной системы. Рассмотрена пространственная система, обладающая всеми признаками органической системы отношений. Формы социально-экономической политики классифицированы по признакам. Анализ систем и функций позволяет обосновать и адаптировать подходы, стратегии и тактические инструменты формирования и реализации социально-экономической политики применительно к различным уровням, составам участников общественно-хозяйственного процесса.
В статье целесообразно было бы рассмотреть особенности формирования и реализации региональной социально-экономической политики в условиях рыночной трансформации, а также концептуальные основы политики применительно к социально-экономическим системам.
Значимость результатов работы обусловлена актуальностью поставленной проблемы и направленностью основных результатов исследования на изучение функции контроля системы региональной социально-
экономической политики.
Указанные выше замечания позволят качественно улучшить представленный материал. В целом, по своему содержанию статья соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель, д. э. н., профессор кафедры учета и финансирования ГОУ ВПО АГУ Сугаипова И.В.
РЕЦЕНЗИЯ
В условиях восстановительного роста экономики России происходит естественная активизация научного интереса к проблеме социально-экономической политики.
Необходимость дальнейшей разработки концептуальных и прикладных аспектов научной проблемы системной организации региональной социальноэкономической политики обусловлена объективными обстоятельствами.
Социально-экономическая политика представляет собой синтетическую категорию, в которой участвуют фундаментальные категории, входящие в различные ветви системы наук об обществе.
В условиях дезинтеграции хозяйственного пространства происходит существенное видоизменение функционального содержания региональной социально-экономической политики. Основные функции трансформируются и блокируются, что ведет к рез-