УДК 341.655:330.59
Н.А. БАЛТАЧЕЕВА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Управление персоналом и экономика труда», e-mail: [email protected], А.А. ТОРБА, магистр, e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Проведен анализ изменения ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации под влиянием санкционных ограничений, рассмотрены последствия спада на уровень жизни населения, дана оценка сложившейся ситуации в стране.
Ключевые слова: санкции, бюджет, доходы, расходы, уровень жизни, бедность.
Baltacheeva N.A., Torba A.A. The
social and economic impact of sanctions on the living standards of the population.
The article analyzed the changes in key indicators of the social and economic development of the Russian Federation under the influence of sanction restrictions, examined the consequences of declining in the living standard of the population, and assessed the current situation in the country.
Keywords: sanctions, budget, incomes, expenses, living standard, poverty.
Условия современной глобальной экономики позволяют не только выстраивать тесные взаимоотношения и хозяйственные взаимосвязи с различными субъектами, которые определенным образом влияют на развитие экономики, но и
во многом предопределяют роль и место того или иного государства. В последние годы Российская Федерация проявила себя как достаточно серьезный игрок на внешнеполитической арене, следствием чего стали введенные санкционные ограничения по отношению к национальным компаниям, банкам и частным лицам. Кроме того, достаточно резкое падение цен на энергосырьевые ресурсы, девальвация валюты, а также сокращение экспорта и объемов производства в значительной степени оказали негативное влияние на развитие экономики страны и уровень жизни населения. В этих условиях актуализируется вопрос необходимости анализа последствий влияния экономических санкций на текущую ситуацию в стране.
Целью статьи является изучение уровня жизни населения Российской Федерации на основе оценки текущего состояния экономики государства.
В настоящее время изучением экономических последствий санкций занимаются ученые и эксперты разных отраслей. Среди авторов трудов, которые являются фундаментом для нынешних исследователей, можно отметить таких, как Бела© Н.А. Болтачеева, А.А. Торба, 2018
лова Б.Ш., Василенко В.А., Курдюков Г.И., Сегал А. и др. [1-4].
В течение последних нескольких лет Российская Федерация находится в состоянии санкционных ограничений, которые имеют не только накопительный характер, но и с каждым годом становятся все более неудобными для экономики страны. Существенному влиянию подвергаются как финансовый сектор и нефтедобывающая отрасль, так и социальные сферы. С одной стороны, наблюдаются негативные сдвиги ВВП, отток капитала и снижение заработной платы, а с другой - рост доли местного производителя и восстановление отечественного производства.
Рассматривая структуру санкций, можно отметить, что они имеют разный характер, цели и механизмы воздействия. Однако все они действуют против ключевых отраслей экономики Российской Федерации. Их особенность - это точечная направленность: ограничения, как правило, затрагивают не все государство в целом, а отдельные субъекты.
Проанализировав официальные данные, можно отметить, что существенному воздействию подверглись финансовый сектор и нефтедобывающая отрасль. По словам советника президента РФ Сергея Глазьева, из-за санкций финансовая составляющая экономики страны потеряла более 250 млрд. долл. США, а золотовалютные резервы России уменьшились на 108 млрд. долл. США [5]. Помимо этого, был ограничен доступ к рынку долговых обязательств США и ЕС, а срок кредитных займов уменьшен до 30 дней как крупным компаниям, так и банковскому сектору, в том числе «Сбербанку» и «ВТБ».
Нефте- и газодобывающий сектор, по оценкам «Экономической экспертной группы», потерял от экспорта нефти и газа за 2014-2017 гг. 400 млрд. долл. США [6]. Так, стоимость марки ВК£КО на протяжении указанного периода снизилась в среднем на 45% и на 20.01.2016 г. достигла минимальной отметки в 27,88 долл. США за баррель (рис. 1).
Рис. 1. Динамика стоимости нефти марки BREND за 2014-2017 гг., долл. США (составлено автором по данным [7])
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что на протяжении текущего года колебания стоимости нефти данной марки значительно уменьшились, и в течение года средняя стоимость составила 52,41 долл. США за баррель. Такая стабилизация, прежде всего, связана с рядом подписанных соглашений странами-участницами ОПЕК, сокращением добычи нефти и давлением на Нигерию и Ливию в отношении прекращения добычи вне рамок утвержденных соглашений.
Однако такое падение цен на нефть в значительной степени снизило уровень
поступлений в Российскую Федерацию валюты в виде экспортной выручки - за 2015 г. страна получила на 65 млрд. долл. США меньше экспортной выручки, чем в 2014 г. [8].
Снижение стоимости «черного» золота оказывает немаловажное влияние на курс валют (рис. 2), что влечет за собой девальвацию и массовый отток капитала. Помимо этого, в РФ также наблюдалась скупка иностранной валюты, что привело к снижению платежеспособности населения.
JS Chart by emChets
2010 2011 2012 2013 2014 201S 2016 2017
Рис. 2. Динамика курса валют российского рубля к долл. США
за 2009-2017 гг. [9]
Так, на протяжении 2014-2016 гг. наблюдалось стремительное «падение» национальной валюты более чем в 2 раза. В январе 2016 г. был зафиксирован исторический минимум - 77,93 руб. за 1 долл. США. На протяжении 2017 г. отмечается стабилизация рубля, однако такой спад негативно отразился на уровне и качестве жизни населения. По данным Министерства экономического развития РФ, реальные денежные доходы россиян снизились на 4%, а реальные зарплаты уменьшились на 9,5%. Это связано как со снижением такого экономического показателя, как ВВП - на 37,7%, так и с ростом инфляции в 2015 г. по сравнению с 2013 г. на 50%, а
также спадом промышленного производства на 34% [10].
Девальвация рубля, снижение стоимости нефти, а также сокращение экспорта отразились существенным образом и на макропоказателях экономики Российской Федерации. Прежде всего это затронуло бюджетную политику государства, в частности, федеральный бюджет РФ.
Согласно данным Минфина доходная часть бюджета в 2016 г. по сравнению с 2014 г. сократилась на 1036,8 млрд. руб. (рис. 3.) Так, доход от нефтегазовых продуктов сократился более чем в 1,5 раза, от акцизов на ввозимые товары - на 13,2%.
Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2014-2016 гг., млрд. руб. (составлено по данным [11])
Прочие
Акцизы на ввозимые товары Ввозные пошлины НДС на ввозимые товары Связанные с импортом Налог на прибыль Акцизы НДС (внутрений) Связанные с внутренним производством Ненефтегазовые доходы Нефтегазовые доходы
Ъ 2016 И 2015 Л 2014
2000 4000 6000 8000 10000
0
При этом стоит отметить увеличение доходов по всем иным категориям: доход от ненефтегазовых продуктов и НДС увеличился на 22%, а прочие доходы в 1,6 раза.
Сокращение доходной части бюджета оказало существенное влияние на формирование расходов на различные сферы жизнедеятельности. Проанализировав данные рис. 4 и рис. 5, можно отметить значительные сокращения расходов на протяжении 2014-2016 гг. в области жилищно-коммунального хозяйства - почти на 40%, образования и здравоохранения - на 6,4% и 5,5% соответственно. При этом наблюдается рост расходов на охрану окружающей среды в 1,3 раза и СМИ на 2%.
Подобные тенденции также наблюдаются на протяжении 2017 г. Затраты на здравоохранение и образование уменьшились на 143 млрд. руб. и 48 млрд. руб. соответственно, а на физическую культуру и спорт, а также охрану окружающей среды увеличились в среднем на 20%.
Особое внимание в структуре расходов бюджета РФ привлекает динамика затрат на социальную политику и
национальную экономику (рис. 5). Данные Минфина свидетельствуют о значительном сокращении расходов в 2017 г. (по сравнению с 2014 г.) в национальную экономику и росте расходов на социальную политику.
Необходимо подчеркнуть, что в 2017 г. правительством Российской Федерации был принят новый федеральный бюджет на 2017-2019 гг., где особое внимание уделяется оборонному комплексу страны: расходы на национальную безопасность увеличились в 1,5 раза по сравнению с 2016 г.
Таким образом, существенные сокращения расходов на ряд важнейших сфер жизнедеятельности общества, в том числе на образование, ЖКХ и здравоохранение, значительно повлияли на благосостояние и возможности, а также уровень жизни граждан Российской Федерации.
Рассматривая структуру использования денежных доходов населения, необходимо отметить снижение затрат по всем позициям. В части покупки товаров и оплаты услуг в 2015 г. по сравнению с 2014 г. расходы населения сократились
Рис. 4. Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации на социальную составляющую в 2014-2017 гг., млрд. руб. (составлено по данным [11])
800,0
600,0
400,0
200,0
0,0
О
о
ov
&
Ж
8
#
S2014 = 2015 i:! 2016 ^2017
6 000,00 5 000,00 4 000,00 3 000,00 2 000,00 1 000,00 0,00
2014
2015
2016
2017
■ Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
■ Национальная экономика
Социальная политика
Рис. 5. Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2014-2017 гг., млрд. руб. (составлено по данным [11])
почти на 7%, а на покупку валюты - на 27,6%. При этом отмечается увеличение процента сбережений в 2,07 раза (рис. 6).
Поскольку значительный объем экспорта Российской Федерации ориентирован на европейский рынок, то на практике
санкции, направленные против страны, способствовали вытеснению российских компаний с европейского рынка. По данным Всемирного Банка, объем экспорта и импорта РФ сократился на 5% [13].
80 70 60 50 40 30 20 10 0 -10
^ Покупка товаров и оплата услуг
^ Обязательные платежи и разнообразные взносы
& Сбережения
с Покупка валюты
■ Прирост (уменьшение) денег на руках у населения
Рис. 6. Структура расходов населения в 2013-2016 гг., % (составлено по данным [12])
Такие тенденции на мировой арене непосредственно отразились и на экономическом благосостоянии населения страны. Согласно статистике, в европейских странах тратят на продукты питания порядка 15% от общего дохода. В Российской Федерации этот показатель составляет около 46%. Отмечается сокращение затрат на бытовую химию и парфюмерию, сыры белых и желтых сортов, в также мясо, рыбу и морепродукты. В свою очередь на 8% вырос спрос на дешевый сыр, гречневую и пшеничную крупы, а также муку. Несмотря на рост инфляции на 50%, некоторые цены на продукты выросли в значительно больших размерах: стоимость молока увеличилась на 10-20%, колбасы - до 50%, болгарского перца - на 40-70%, бананов и яблок - на 20-25%, апельсинов - до 80% [14].
Следует отметить, что с начала 2014 г. прирост потребительских цен к концу мая 2017 г. составил 25,7%, увеличение цен на продовольственные товары за этот период достигло 28,5%, на непродовольственные товары - 26,2%, на услуги - 21,3%. При этом общий объем
розничного оборота товаров и услуг за данный период сократился на 19,4%. Максимальное сокращение отмечается в торговле продовольственными товарами -более чем на 19,6% и непродовольственными - на 19,2%. Сокращение оборота в общественном питании составило 15,8%, а в обороте платных услуг - 5,5%.
По данным опроса аналитического центра НАФИ, было выявлено, что последствия санкций нанесли ущерб семейному бюджету. Так, 37% респондентов сообщили, что вынуждены ограничивать себя в тратах на продукты, 48% россиян отказались от отпуска, 39% экономят на одежде и обуви, 38% - на посещении кино и ресторанов, 23% воздерживаются от приема гостей и родственников, 22% - от лечения, 20% - от покупки необходимых продуктов питания [15].
В свою очередь Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) разделил граждан Российской Федерации на три группы: те, кто не ощутил последствий санкционных ограничений; те, кто имеет возможность справляться с трудностями, вызванными санкциями; те, кто потерял прежний уровень
жизни. Стоит отметить, что на протяжении 2015-2016 гг. третья группа увеличилась почти в четыре раза и составила 60% жителей Российской Федерации [16].
Анализируя размер прожиточного минимума, необходимо обратить внимание, что в 2013 г. доход ниже данного показателя был у 9% населения, в 2014 г. он увеличился до 14%, а в 2016 г. составил порядка 16% (около 23 миллионов граждан). По данным ВЦИОМ, в 2017 г. порог бедности составил 15 506 руб. по сравнению с 2015 г. - 11 173 руб. При этом, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель значительно выше - 21 681 руб., а в сельской местности составляет 12 478 руб. При этом стоит подчеркнуть, что по данным Росстата, уровень прожиточного минимума для населения составляет 10 329 руб., а трудоспособных граждан - 11 163 руб. [12].
Причинами такого быстрого роста уровня бедности является не только высокий уровень инфляции, но и низкий уровень заработной платы, а также увеличение числа безработных. В 2014 г. среднемесячная номинальная зарплата в Российской Федерации составляла порядка 32 500 рублей. На протяжении следующего года она увеличилась до 34 тыс. рублей, а в 2016 г. составила почти 37 тыс. руб. Однако необходимо учитывать, что в значительной степени уменьшилась ее покупательная способность: если в 2014 г. она составляла 101,2%, что на 1,2% больше по сравнению с предыдущим периодом, то в 2015 г. снизилась до 90,7%. По данным Росстата, в 2016 г. покупательная способность увеличилась на 11,3%, что свидетельствует о постепенном возврате к прежнему уровню жизни населения [12]. Это может быть связано с нахождением новых способов существования в режиме санкций как среди населения, так и предприятий, а также приспособлением к такому режиму.
Проанализировав данные о занятости населения РФ, можно отметить, что на конец 2014 г. уровень безработицы составлял 4,9%, на начало 2015 г. - 5,5%, а к концу 2016 г. вырос до 5,8% (4,4 млн. граждан). По данным ФОМ (Фонд общественного мнения), более 2,2 тыс. предприятий заявили, что их сотрудники были отстранены от работы, работают неполный день или отправлены в бессрочный отпуск. В 2015 г. было сокращено около 633,3 тыс. чел. [17]. Таким образом, численность безработных по субъектам Российской Федерации за 2014-2015 гг. увеличилась в среднем на 9,6%, а в 2016 г. снизилась на 0,4% [15], что также подтверждает предположения о благоприятных тенденциях в экономической жизни государства.
Вывод
Несмотря на мнения отечественных экспертов о благоприятном влиянии санкций на экономику страны, развитии национального производства и расширении производственных взаимосвязей, экономика Российской Федерации существенно пострадала от данных ограничений. Об этом свидетельствуют как макроэкономические показатели, так и уровень жизни населения государства. На протяжении последних лет наблюдается не только спад экономического благосостояния, но и общего уровня жизни. В связи с введением новых санкционных ограничений можно ожидать еще более существенного ослабления экономики, что, прежде всего, отразится на возможностях граждан и их материальном положении.
Список использованной литературы
1. Белалова, Б.Ш. Место международно-правовых санкций в современном международном праве / Б.Ш. Белалова // Законодательство. - 2002. - № 12. -С. 65-69.
2. Василенко, В.А. Ответственность государства за международные правонарушения / В.А. Василенко. - Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1976. - 267 с.
3 Курдюков, Г.И. Международные санкции и защита прав человека / Г.И. Курдюков // Права человека: теория и практика. Сб. науч. тр.; под ред. Г.И. Курдюкова, П.А. Кабанова. - Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2002. - С. 110-118.
4. Сегал, А. Экономические санкции: ограничения правового и политического характера / А. Сегал // Международный журнал Красного Креста. Сборник статей. Дискуссия по гуманитарным вопросам: право, политика, деятельность. -1999. - С. 249-273.
5. Глазьев оценил убытки от санкций в четверть триллиона долларов / Лента.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2016/03/15/damage
6. Сколько Россия потеряла из-за санкций и снижения цен на нефть / Спутник. Новости [Электронный ресурс] -URL: https://news. sputtnik. ru/ekonomika/ ddefaa73cbb3e67f5979e5fcf45d0le7715aa7 8с.
7. Динамика цен на нефть Brend / Яндекс новости [Электронный ресурс]. -URL: https://news.yandex.ua/quotes/1006. html?lang=ru
8. Доклад об экономике России (1 апреля 2016 г.) [Электронный ресурс]. -
URL: http://documents.worldbank.org/ curated/en/417821467996727114/text/1048 25-RUSSIAN-WP-12-5-2016-15-46-9-rer 35RUS.txt
9. Курс российского рубля / Banki.ru [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.banki.ru/products/currency/rub
10. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http:// economy.gov.ru
11. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: https://www.minfin.ru/ru/
12. Федеральная служба государственной статистики / Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: www.gks. ru
13. Всемирный банк [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vsemirnyj bank.org
14. Два года санкций: как изменилась жизнь в России / Эксперт онлайн [Электронный ресурс]. - URL: http://expert.ru/ural/2016/13/dva-goda-san-ktsij-kak-izmenilas-zhizn-v-rossii
15. НАФИ - Аналитический центр [Электронный ресурс]. - URL: https://nafi.ru/
16. Всероссийский центр изучения общественного мнения / ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/
17. Фонд Общественного Мнения / ФОМ [Электронный ресурс]. - URL: fom.ru
Статья поступила в редакцию 01.10.18