УДК: 316:61
М.В. Жукова, канд. соц. наук, доцент, (4872)33-24-80, zhukovaMV 7 6@mail .т (Россия, Тула, ТулГУ)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Разработан проект социальной модели здравоохранения в государственном управлении, учитывающий специфику общественных отношений в условиях регулируемой рыночной экономики. Рассмотрение ситуации в отрасли основывалось на междисциплинарном анализе проблем управления в области здравоохранения и медицины.
Ключевые слова: системный анализ, медицинская помощь, социальная модель, государственное управление.
При всех различиях в системах охраны здоровья разных стран их модели могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в процессе организации предоставления медицинской помощи населению. Поэтому важнейшему признаку можно выделить страны, где роль государства относительно невелика, и страны, где эта роль весьма значительна. В настоящее время все существующие модели здравоохранения сводят к трем основным. Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг. Такую модель обычно именуют рыночной, и она наиболее ярко представлена в США. Вторая модель характеризуется исключительной ролью государства, финансирование здравоохранения осуществляется преимущественного из государственного бюджета, а для населения страны медицинская помощь является бесплатной. В теории вопроса её принято называть моделью Семашко. Третья модель характеризуется, в первую очередь, наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения при определенном участии государства. Такая модель типична для Германии, Нидерландов, Бельгии, Японии. Её принято называть социально-страховой, или системой регулируемого страхования здоровья. Каждая из этих моделей не лишена недостатков, однако имеет и положительные черты.
На наш взгляд, у государства должна быть внятно выраженная социальная политика в виде определенной модели, понятной ее гражданам.
Изучение вопросов воздействия государства, общества и бизнеса на сферу охраны здоровья населения в нашей стране и за рубежом позволило нам построить схему их комплексного влияния на здравоохранения, которая может быть использована при осуществлении реформирования отрасли (рис. 1).
На рис. 1 представлена социальная модель здравоохранения, которая позволит сочетать опыт зарубежных стран в этой сфере, уроки
отечественной истории и сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию.
В модели предусмотрена социальная ответственность государства, определяемая политикой в отношении финансирования, регулирования, законодательного и организационного обеспечения здравоохранения.
-акцентирование общественного внимания на социальной значимости деятельности медицинских работников
практическая реализация стратегий различного уровня: государственной, общественно-политической, производственной
работающего населения со стороны работодателя; -дополнительное материальное обеспечение
Рис. 1. Основные направления комплексного воздействия государства, общества и бизнеса на здравоохранение при его реформировании в условиях регулируемой рыночной экономики
Г осударство всегда будет призвано регулировать социальноэкономические отношения в системе охраны здоровья населения, осуществляя свою главную управленческую функцию публично-правового согласования интересов, работая как социолог-менеджер, и осуществляя мониторинг интересов, и, затем, управляя этими интересами. Объективной причиной, вызывающей необходимость активного государственного вмешательства в деятельность отрасли здравоохранения, является существование так называемых негативных «внешних эффектов» рынка. Нерегулируемый или недостаточно регулируемый государством рыночный механизм может вызвать тяжелые социальные последствия.
Сгладить негативные эффекты рынка обязано государство, которое должно проявить политическую волю в проведении активной социальной политики.
Для того чтобы отрасль могла экономически существовать, необходимо усилить социальную роль государства через увеличение расходов на здравоохранение. Только в этом случае государство не декларативно, а реально может выполнять функцию гаранта соблюдения всеобщего социально-экономического интереса - улучшения здоровья населения. Успешная реализация этой функции является
основополагающим критерием эффективности государственного регулирования здравоохранения.
Кроме финансовой поддержки, государство обеспечивает законодательную платформу проведения реформ здравоохранения. Причем ее совершенствование должно носить упреждающий характер. Системная социально-экономическая политика государства в своей юридической фиксации дает диверсифицированные гарантии каждому в его конкретном сегменте общественных отношений, намечая неизбежно связанный с этими правами круг обязанностей; если идет речь о пожилых, то детально и объективно учитываются трудовые заслуги, совершенные в прошлом. Если о юных - то возможные с их стороны компенсации в будущем, в обмен на блага, которые им гарантированны настоящем: в виде выплат, квартир, образования, трудоустройства и т.д.
Однако важно отметить, и это отражено на представленной на рис. 2 модели, определяющее значение в ней также имеет социально-активное гражданское общество, представленное общественными организациями, активной социальной позицией каждого отдельного гражданина и социально-ориентированной политикой государства. Опыт подсказывает: без ответственного отношения в пользу сохранения, а главное -постоянного поддержания состояния своего здоровья каждым человеком, без идеологии в виде социальной модели, формирующей в обществе престижный характер здорового образа жизни личным примером-участием каждого сверху донизу, в любой социальной группе, проблему здоровья населения не решить, как и без поддержки со стороны государства в виде его социальной политики в области здравоохранения.
Социально-активное гражданское общество в лице профсоюзных и правозащитных организаций, местных органов самоуправления через создание общественного мнения и формирование образа социальноответственного бизнеса как наиболее цивилизованной формы общественных отношений, влияет на население, помогая осознать значимость социальной защиты при выборе места работы, а также влияя на решения рабочих коллективов при формировании коллективных договоров в части реализации социального пакета, важной частью которого должен стать договор добровольного медицинского страхования работника, учитывающий влияние отраслевых факторов на состояние здоровья, а также имеющий достаточное материальное обеспечение.
Социально-
ответственное
государство
Социально-
ответственный
бизнес
Социально-активное
гражданское
общество
Бюджетные
средства
Финансовые ресурсы фонда ОМС
Государственные
учреждения
здравоохранения
Финансовые Личные
ресурсы фондов средства
ДМС граждан
Некоммерческие
учреждения
здравоохранения
Коммерческие
учреждения
здравоохранения
ґ \
Частно-
практикую-
V щие впачи )
Программа государственных гарантий получения бесплатной медицинской помощи
Пакет услуг согласно договору
дмс
Граждане, которые не могут или не хотят активно участвовать в финансировании здравоохранения
Граждане, которые дополнительно к программе ОМС могут и хотят использовать дополнительные возможности активного финансирования здравоохранения
Граждане, которые обладают высоким уровнем дохода и пользуются услугами только платной медицины соответствующего качества
Население как основной субъект отношений в здравоохранении делиться на социальные группы в зависимости от условий потребления услуг этой сферы
Рис. 2. Социально-экономическая модель здравоохранения
С другой стороны, активные действия должны предпринимать общественные организации сферы охраны здоровья для формирования в обществе образа здорового человека, для которого его здоровье является не только личной, но и общественной ценностью.
Кроме того, важной составной частью должны стать общественные организации, объединяющие работников здравоохранения, которые могли выражать интересы медицинских работников и влиять на общественное мнение и государственную политику в сфере охраны здоровья населения.
Инициативность общественных организаций позволит активизировать государственную социальную политику, усиливая тем самым воздействие государственного управления в сфере охраны здоровья населения.
Организация общественного мнения - это управление маркетингом, перенесенное из сферы товаров или услуг на уровень общественно полезной деятельности. Для его проведения необходимо, прежде всего, изучить нужды, потребности, вкусы и предпочтения целевой аудитории, ее технологическое состояние, сохраняя при этом корректность и социальную ответственность.
Специалисты в области создания, поддержания или изменения общественного мнения должны научиться:
• эффективно использовать систему коммуникаций;
• формировать необходимый образ;
• разрабатывать и реализовывать программы, которые изначально совпадают с интересами общества и направлены на изменение поведения представителей целевых групп в интересах общества.
Однако без финансовой поддержки ни одна общественно полезная деятельность долго продержаться не может.
Социально-ответственное государство и социально-активное гражданское общество через специфические инструменты воздействия могут и должны активно влиять на сферу бизнеса. В результате такого комплексного влияния в представленной модели (см. рис. 2) перед нами предстает социально-ответственный бизнес, которому свойственно активное и важное влияние на сферу охраны здоровья работающего населения. Каким образом это становится возможным, ведь для бизнеса в рыночной экономике не характерна черта социальной ответственности? Этого можно добиться через комплексное влияние государства и социально-активного гражданского общества на сферу экономических интересов бизнеса в рыночной экономике. В такой модели государство, прежде всего, обязано обеспечить законодательную и экономическую платформу для реализации подобной политики в отношении бизнеса. Дополнительное медицинское обеспечение работников должно быть законодательно закреплено как обязательный пункт коллективного договора, заключаемого между работодателями и работниками и
закрепляющего основные пункты социального пакета, учитывающего отраслевые и другие особенности коллективного труда на каждом конкретном предприятии. Должны быть рамочно определены размеры подушевого обеспечения работников дополнительной медицинской страховкой. При этом первое впечатление, что в данной модели работодатели только теряют средства и обретают новые обязанности и проблемы, ошибочно, поскольку практика деятельности многих предприятий и организаций показывает, что забота о состоянии здоровья сотрудников дает положительные результаты в увеличении производительности труда, а также является дополнительным стимулом для привлечения нового персонала. Кроме того, для стимулирования развития этой сферы возможно применение экономических стимулов через налоговые льготы. На фоне этого государство должно показать пример заботы о служащих государственных учреждений и организаций. На сегодняшний день уже существует подобный положительный опыт, когда некоторые министерства и ведомства страхуют здоровье своих работников в системе ДМС (добровольного медицинского страхования).
Добровольное медицинское страхование дает возможность руководителям предприятий и учреждений укреплять систему материального вознаграждения персонала и стимулировать сотрудников, экономя при этом средства на выплаты в бюджет и внебюджетные фонды (3 % от фонда оплаты труда использовать на добровольное медицинское страхование и относить эти затраты на себестоимость продукции).
В результате указанного выше взаимного влияния государства, гражданского общества и бизнеса, направленного на сферу здравоохранения (см. рис. 1), возникают финансовые потоки, уже
традиционно сложившиеся и обозначенные на модели (см. рис. 2) как бюджетные средства, финансовые ресурсы фонда ОМС, финансовые ресурсы фондов ДМС и личные средства граждан. Эти средства поступают в учреждения здравоохранения, где они реализуются в услуги населению.
Изменение финансовых потоков в указанной модели достигается, прежде всего, за счет предполагаемого принципиального изменения роли работодателей в системе финансирования здравоохранения через развитие коллективного добровольного медицинского страхования. Именно на этот источник финансирования предполагается перенести часть финансирования здравоохранения, постепенно увеличивая его долю в бюджете учреждений здравоохранения. Кроме того, ожидается некоторое увеличение доли личных средств граждан за счет административнохозяйственного и законодательного упорядочения этого процесса в практике лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) до 10-15 % (как это распространено в развитых странах мира) против 3-5 %
финансирования здравоохранения, имеющего место на сегодняшний день. Итак, доля финансовых ресурсов, приобретаемых за счет
предпринимательской деятельности ЛПУ, предполагается увеличить до 50 %, что более чем в 5 раз больше, чем в существующей системе финансирования здравоохранения.
Предполагаемые изменения неизбежно влекут за собой изменение статуса страховых организаций, работающих в системе добровольного медицинского страхования. Особенно важно сказать о необходимости коррекции законодательства в сфере добровольного медицинского страхования.
Коммерческий характер взаимоотношений в медицинском страховании противоречит принципам, заложенным в данном социальном институте, кроме того, отрыв страхователя от производителя нарушает баланс интересов субъектов сферы охраны здоровья населения, так как позволяет соблюдать интересы в основном только страховых компаний. В результате изначально вторичный в схеме перераспределения финансов сферы здравоохранения институт добровольного медицинского страхования, призванный для привлечения ресурсов в ЛПУ и повышения качества медицинского обслуживания населения, приобрел форму коммерческого предприятия, приносящего прибыль за счет ущемления интересов сферы здравоохранения и пациентов.
При государственном влиянии на рынок ДМС, а также при условии широкого вовлечения социально-ответственного бизнеса в сферу охраны здоровья работающего населения произойдет изменение финансовых потоков, поступающих в учреждения здравоохранения за счет изменения роли добровольного медицинского страхования. Это неизбежно повлечет за собой изменение статуса самого добровольного медицинского страхования через законодательную коррекцию с изменением характера перераспределения финансовых потоков ДМС в пользу учреждений здравоохранения и достижения целостности с системой обязательного медицинского страхования.
Результаты таких преобразований неизбежно скажутся на системе финансирования микроуровня (учреждений здравоохранения), что, безусловно, предполагает разработку адекватных организационноправовых форм учреждений здравоохранения. Через изменение организационно-правовой формы определенной части медицинских учреждений предполагается расширить экономические права субъектов здравоохранения, поскольку эффективно только то, что позволяет реализовать собственные экономические интересы и в области оплаты труда, и в вопросах распределения ресурсов. В рамках действующего правового поля для здравоохранения наиболее эффективной является автономная некоммерческая организация, которая имеет контрактные отношения с государством и берется за государственный и муниципальный заказ на объемы медицинской помощи, если он ей выгоден.
Основная рекламная задача для некоммерческих организаций -пропаганда общественной значимости и полезности их деятельности. Создавая благоприятное для себя общественное мнение, эти организации могут рассчитывать на лучшее финансирование в связи с увеличением объема предоставляемых медицинских услуг в условиях обязательного и добровольного медицинского страхования. Таким образом, деньги в некоммерческих организациях присутствуют, но не в виде прибыли, а как средство для выполнения задач и их жизнеобеспечения.
Кроме того, невозможно отрицать необходимость наличия коммерческого здравоохранения, работающего на принципах самофинансирования и извлечения прибыли. Многообразие форм собственности является условием становления новой системы экономических отношений в здравоохранении. Этот процесс неразрывно связан с глубинными преобразованиями, происходящими в стране, с возникновением новых субъектов хозяйствования в результате структурной перестройки производства, возрождением малого бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности. Также рост числа форм собственности обусловлен ростом многообразия экономических интересов и необходимостью использования всех эффективных форм хозяйственной деятельности, утверждения экономической демократии.
Существование альтернативных организационно-правовых форм преследует цель создания развитой инфраструктуры рынка медицинских услуг и здоровой конкуренции производителей этой сферы. Однако, учитывая социальную значимость сферы охраны здоровья населения, некоторые учреждения здравоохранения необходимо закрепить в государственной организационно-правовой форме. При этом важно выделить учреждения, которые вследствие своей особой социальной значимости для населения данного региона, не могут вести коммерческую деятельность в качестве источника финансирования. Например, станции скорой помощи, некоторые родильные отделения, станции переливания крови и т.п. Однако на сегодняшний день большинство таких учреждений находиться в ведении муниципалитетов и финансируются из местных бюджетов. При этом известно, что местные бюджеты на сегодняшний день не в состоянии выполнять свои обязательства перед учреждениями здравоохранения. Так как финансирование, например, муниципальной станции скорой помощи в городе Тула осуществляется не более чем на 60 %, тогда как материальная база муниципальной станции скорой помощи крайне изношена, а задолженность по заработной плате составляет несколько месяцев.
Вывод очевиден, учреждения здравоохранения, которым присваивается статус государственных, могут быть признаны стратегическими объектами и в условиях экономического роста финансироваться из федерального бюджета в объемах, позволяющих
поддерживать материальную базу в соответствующем состоянии, а также реализовывать программы, призванные решать задачи обеспечения государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Население как основной субъект здравоохранения является главным элементом любой социально-ориентированной модели здравоохранения. Нарастающие негативные явления в самой структуре населения, ухудшение медико-демографических показателей, нарушение экологического равновесия и другие факторы не способствуют улучшению общественного здоровья и вместе с тем увеличивают потребность в медицинских услугах.
Медицинская помощь представляет собой одну из разновидностей социальной услуги, основным и единственным потребителем которой является население. Медицинские услуги потребляются в разном объеме различными социальными слоями населения. Кроме того, происходят принципиальные изменения в структуре населения, резко обозначилась поляризация его слоев, социальных групп, исключающая возможность однообразного подхода к организации медицинского обслуживания.
Население является потребителем медицинских услуг и, естественно, его состав, социально-демографические, психологические и экономические характеристики во многом определяют функции, содержание деятельности и механизм взаимодействия всех остальных субъектов сферы здравоохранения. Поскольку услуги здравоохранения, кроме прочего, различаются по степени регулирования их предоставления (государственный и частный сектор), то население в зависимости от условий потребления услуг этой сферы делиться на несколько социальных групп. На рис. 2 выделены три такие группы населения. К первой относятся граждане, которые не могут или не хотят активно участвовать в финансировании здравоохранения, т.е. пользоваться платными услугами или программой добровольного медицинского страхования. К этой категории обычно относятся социально незащищенные слои населения (пенсионеры, студенты, граждане с низким уровнем дохода и плохим здоровьем). Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, реализуемая через систему ОМС предусматривает получение гражданином Российской Федерации необходимой медицинской помощи в рамках программы, которая оказывается бесплатно. При достаточном финансировании фондов ОМС объемы такой помощи являются достаточными и обеспечивают приемлемое качество для поддержания здоровья населения на удовлетворительном уровне. В результате, очевидно, что государство через систему ОМС должно заботиться о социально-незащищенных слоях населения, которые могут получить необходимый объем медицинской помощи в определенных лечебно-профилактических учреждениях, за которыми они закреплены по участковому принципу. Это могут быть либо государственные учреждения
здравоохранения, либо некоммерческие учреждения здравоохранения, получившее государственный заказ на обслуживание определенного контингента населения.
Ко второй категории относятся граждане, которые помимо программы ОМС имеют возможность и желание использовать дополнительные возможности сферы здравоохранения через активное финансирование. Это может осуществляться как через системы добровольного медицинского страхования, так и через оплату услуг непосредственно в кассу ЛПУ. При этом важно отметить, что предполагается, что данная категория станет наиболее многочисленной, поскольку социологические исследования, анализ данных статистики, говорят о том, что благосостояние населения возрастает на фоне возрастающих социальных требований к качеству сервиса и услуг. Кроме того, через активное вовлечение работодателей в систему ДМС сотрудников предполагается, что основная масса работающего населения будет вовлечена в эту систему, что позволит расширять и развивать материально-техническую базу лечебных учреждений за счет поступлений в отрасль средств добровольного медицинского страхования. Активное вовлечение трудящихся в процесс управления сферой охраны здоровья через формирование пакета добровольного медицинского страхования как пункта коллективного договора, способствует возникновению нового типа общественных отношений, сглаживанию поляризации социальной структуры в обществе, формированию среднего класса. Граждане, которые обладают высоким уровнем доходов и имеют повышенные требования к качеству и объемам оказываемой медицинской помощи, может быть предложен весь спектр услуг, предлагаемых рынком платных услуг здравоохранения. Причем это может быть как У1Р-программа ДМС, так и прямое финансирование необходимых услуг в любом учреждении здравоохранения, отвечающего требованиям данного конкретного пациента. В результате реализации вышеизложенного каждая категория населения получает адекватную своим потребностям и возможностям помощь в медицинских учреждениях различных форм собственности.
Изложенное выше дает основание сделать обоснованный вывод о том, что изменение существующей ситуации в здравоохранении возможно при согласовании интересов работников, работодателей, их общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций, бизнеса и органов власти на фоне исполнения государством своих обязательств перед населением в сфере охраны здоровья населения. В связи с этим государственное управление в здравоохранении должно опираться на взаимную согласованность и учет интересов различных социальных групп и слоев как важнейшее условие устойчивости политической системы, развития экономики, формирования гражданского общества.
M. V. Zhukova
HEALTH CARE SOCIO- ECONOMIC MODEL
The project of health care social model in public administration has been worked out taking into account social relations peculiarities under regulated. The project of health care social model in public administration has been worked out taking into account social relations peculiarities under regulated.
Key words: system analysis, health care, social model, public administration.
Получено 20.10.2011 г.
УДК 070
Б.А. Играев, председатель союза журналистов Тул. обл., зав. кафедрой, (4872) 33-44-42, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗДАНИЯ:
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРОФИЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Системная трансформация СМИ в России в 90-х годах ХХ века вызвала к жизни новый тип коммуникаций, механизмом осуществления которых является корпоративная пресса.
Определению типов корпоративных СМИ посвящено немало научных исследований, предложены различные трактовки и толкования, которые ставят перед практиками издательского дела и самими исследователями отечественной периодики еще больше вопросов. Каждый исследователь выделяет те или иные стороны корпоративной прессы, тогда как она включает в себя многие сферы деятельности: и журналистику, и PR, и рекламу.
Ключевые слова: корпоративные средства массовой информации, типология, целевая аудитория, функциональное назначение, тематика.
В системе мировых СМИ самой многочисленной категорией прессы являются корпоративные издания. Только в Европе объем этого рынка в 1995-2005 годах вырос примерно на 250 %, а затраты европейских компаний на выпуск собственных корпоративных изданий составляют $4,3-4,6 млрд.
Корпоративное медиа сегодня есть практически и у каждой крупной компании России, чье название на слуху, независимо от сферы деятельности. Лидерами по качеству и количеству корпоративных изданий являются компании нефтегазовой отрасли (журнал «Газовая промышленность», выпускаемый ОАО «Газпром», «Нефть России» (ЛУКОЙЛ), газета «Энергия России» (РАО ЕС России). От них не отстают банки «МИнБ» (Московский индустриальный банк), «Сбережения» (Сбербанк РФ), мобильные («Алло, МТС», МТС), «Твой МегаФон» (Мегафон), «Мир Билайна» (ОАО «Вымпелком»), торговые сети
(«Мы-Рамстор», Рамстор), «Время Х5» (X5 Retail Group) и т. д.