Научная статья на тему 'Социально-экономические аспекты совершенствования действующей системы медицинского страхования'

Социально-экономические аспекты совершенствования действующей системы медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / HEALTH INSURANCE / HEALTH MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Мария Валерьевна, Макарова Надежда Николаевна, Стефанчук Елена Николаевна

Описываются системные механизмы деятельности здравоохранения в условиях социально-ориентированной рыночной экономики и разработанная на этой основе научнообоснованная модель комплекса мероприятий для усовершенствования управления процессом распределения ресурсов через систему системного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF IMPROVEMENT OF THE EXISTING HEALTH INSURANCE SYSTEM

It describes the mechanisms of health system activities in a social market economy and developed on the basis of this evidence-based model of a set of measures to improve the management of the resource allocation process through a system of health insurance system.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические аспекты совершенствования действующей системы медицинского страхования»

Key words: productivity of the equipment, efficient control, reserves and factors of growth, efficiency of use.

Papjan Garnik Rafikovich, the post-graduate student, Russia, Tula, Tula State University, pa-ga-ra@yandex.ru

УДК 316:61:368.04

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

М.В. Жукова, Н.Н. Макарова, Е.Н. Стефанчук

Описываются системные механизмы деятельности здравоохранения в условиях социально-ориентированной рыночной экономики и разработанная на этой основе научнообоснованная модель комплекса мероприятий для усовершенствования управления процессом распределения ресурсов через систему системного медицинского страхования.

Ключевые слова: система медицинского страхования, управление здравоохранением.

В результате проведенных исследований были установлены системные механизмы деятельности здравоохранения в условиях социально-ориентированной рыночной экономики и разработана на этой основе научно-обоснованная модель комплекса мероприятий для усовершенствования управления процессом распределения ресурсов через систему системного медицинского страхования [1, 2].

В итоге нами было сформулировано понятие «системное страхование», как сплав (взаимодействие) обязательного и добровольного социального страхования, связанного в единую систему через общую схему персонифицированного учета и движения финансовых ресурсов для решения задач, стоящих перед определенным видом социального страхования, в здравоохранении - это системное медицинское страхование, представляющее собой соединение ОМС и ДМС в единый механизм.

С учетом предложенных изменений в системе финансирования отрасли нами была разработана Концепция формирования системного медицинского страхования (СМС) в здравоохранении в качестве основного элемента стратегического планирования в государственном управлении, основой, которой стала схема системного медицинского страхования. При разработке управленческой модели применялось теоретическое (логическое) моделирование. Опираясь на данную модель был разработан алго-

ритм поэтапного изменения существующей системы медицинского страхования на основе слияния двух его форм в единый механизм. Поскольку алгоритмом, представляет собой последовательность действий для достижения результата решения задачи за конечное время, то в рамках данного исследования его можно представить в виде этапов переходного периода, по истечении которого будет сформирована разработанная нами схема СМС:

разработка концепции системного страхования; привлечение работодателей на местном и территориальном уровне к программе добровольного медицинского страхования, на основе социального партнерства;

корректировка законодательства в направлении упорядочения рынка медицинского социального страхования;

адаптация лечебно-профилактических учреждений к новым условиям хозяйствования;

формирование единой системы персонифицированного учета медицинского страхования;

слияние обязательного и добровольного медицинского страхования в единый механизм;

закрепление системного медицинского страхования в законодательной и административной форме.

Таким образом, на основании выработанных поступательных изменений в здравоохранении поэтапно формируется системное медицинское страхование. Эта трансформация медицинского страхования через постепенное слияние ОМС и ДМС выражена на схематически на рис.

Схематическое изображение действующей схемы медицинского страхования отражено в блоке 1 на рис. Здесь обозначено, что ОМС и ДМС существуют как отдельные элементы страхования в медицине.

Основное регулирование этих элементов осуществляется на основе законов:

Для ОМС:

Федеральный закон от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.11.2010 № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации». Для ДМС :

Федеральный закон от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в России».

Общее основание для деятельности ОМС и ДМС в законодательном отношении выражено в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с ним каждый имеет право на ме-

дицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ОМС), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Эта общность отражена на рисунке в блоке 1 как сплошная черта, связывающая законодательные базы для этих двух форм медицинского страхования, определяющие правила деятельности страховых организаций в медицинской сфере. Пунктирная двусторонняя стрелка проставлена нами с целью обозначения необходимости взаимодействия двух форм медицинского страхования на законодательном уровне, которое, безусловно, предполагалось, но не нашло реального воплощения на практике.

ВОТВ'

ОМС

ДМС

Законы Законы

ОМС *--► ДМС

Программа гос. гарантий

Учет общий в фондах ОМС

Программа ДМС

Продолжительность max

ОМС

ДМС

Законы Законы

ОМС —► ДМС

Программа гос. гарантий

Программа ДМС

Учет общий в Учет инди-

фондах ОМС вид. в СО по

ДМС

ОМС

ДМС

Продолжительность max

Модель перехода существующей системы медицинского страхования к СМС через промежуточную стадию развития

Взаимодействие, или точнее сказать, его отсутствие, между программами ОМС и ДМС обозначено нами пунктирными линиями. Таким образом, мы хотели показать, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках которой оказывается и финансируется медицинская помощь по линии ОМС и программы ДМС, по которым оказывается дополнительные услуги в индивидуальном порядке, должны быть взаимоувязаны, но на практике, зачастую этого не происходит, так как встречается двойная оплата одной и той же

услуги, потому что отсутствует возможность учета в этих смежных формах страхования. В фондах ОМС ведется общий учет оказанных медицинских услуг в обезличенном виде, тогда как учет ДМС характеризуется именно индивидуальным подходом. Кроме того, никоим образом не предусмотрен взаимообмен информацией, что приводит к разрыву связей между ОМС и ДМС.

Таким образом, отмечаемая многими специалистами проблема двойной оплаты одной услуги и из фонда ОМС и из фонда ДМС, носит системный характер, который обусловлен путаницей в учете и контроле в сфере медицинского страхования как обязательного, так и добровольного.

Кроме того, продолжительность программ ОМС и ДМС в действующей модели страхования принципиально отличаются друг от друга, прежде всего тем, что ОМС сопровождает гражданина на протяжении всей жизни, тогда как программы ДМС имеют краткосрочный (до года) и, в ряде случаев, даже разовый характер.

Переходная стадия развития медицинского страхования, представлена нами в виде среднего блока на рис., в котором ОМС и ДМС продолжая оставаться отдельно действующими субъектами рынка медицинского страхования, начинают сближение за счет, прежде всего, формирования законодательной базы, которая должна:

четко обозначить права пациентов при получении платных услуг; утвердить правила действия страховщиков на рынке медицинского страхования на основе принципов социального страхования,

очертить круг обязанностей страховых организаций по отношению:

- к застрахованным,

- к ЛПУ,

- к страхователям;

установить порядок оплаты медицинских услуг; определить ответственность сторон; установить правила персонифицированного учета. Таким образом, законодательно должны быть закреплена преемственность при оплате услуг, выходящих за рамки Программы государственных гарантий. Четко обозначена связь ОМС и ДМС в качестве единой системы медицинского страхования в медицине, которая направлена на решение проблем охраны здоровья населения и удовлетворение спроса на качественные и доступные медицинские услуги. Кроме того, необходимо законодательно закрепить дополнительный статус ДМС по отношению к ОМС и предусмотреть возможности формирования накопительной части в рамках добровольной программы. Важно чтобы в переходный период была сформирована законодательная основа формирования системы персонифицированного учета, предполагающего возможность соединения персональных данных по ОМС и ДМС для ведения достоверного учета при получении и оплате медицинских услуг.

Следовательно, основная суть переходной стадии выражается в формировании законодательной базы процесса модернизации здравоохранения, которая станет основой для взаимодействия обязательного и добровольного медицинского страхования, позволит начать создание системы учета. Новая учетная политика поможет оценить размер ресурсов, поступающих в фонды медицинского страхования, и кроме того, создаст возможность для продления программ ДМС за счет пролонгации учета по программе.

Переходная модель помимо усилий законодателей по формированию законодательной базы, фондов медицинского страхования организации системы учета, предусматривает также воздействие государственной власти и гражданского общества на бизнес с целью более активного вовлечения работодателей в систему медицинского страхования работников как корпоративных страхователей. В связи с этим необходимо:

- разработать программу общественного влияния на бизнес через общественные организации, средства массовой информации и т.п. [3 - 5];

- развернуть государственную программу привлечения социально ответственного бизнеса к страхованию работников;

- предусмотреть льготы и поощрения для предприятий и учреждений, которые активно участвуют в программах страхования работников.

Кроме того, государство может подать пример в виде дополнительного медицинского страхования служащих и работников государственных учреждений и предприятий. Причем эта практика имеет место во многих ведомствах и сегодня, но это не принято афишировать.

Именно привлечение работодателей к активному медицинскому страхованию работников позволит дать толчок для развития всей сферы социального медицинского страхования, вывести ее на новый уровень и позволит в итоге перейти к полноценному системному медицинскому страхованию.

Итоговый вариант развития страхования в медицине представлен в последнем блоке на рис. и характеризуется полным взаимодействием ОМС и ДМС, которые благодаря общности основных институциональных признаков смогут образовать единую систему.

Прежде всего, это единство касается формирования общей законодательной базы, которая будет четко регламентировать взаимоотношения субъектов, утвердит принципы финансирования и расходования средств фондов медицинского страхования и их персонифицированного учета.

Таким образом, на рис. в последнем (итоговом) блоке наглядно представлена взаимосвязь Программы государственных гарантий (ПГГ) с дополнительной программой ДМС. Эта связь характеризуется, прежде всего тем, что программа дополнительного страхования должна быть увязана с программой гос. гарантий, потому что она является базовой, утверждаемой государством и оказываемой в определенных объемах всем гражда-

нам, тогда как дополнительная программа страхования должна восприниматься как приложение, формируемое на добровольной основе и позволяющее получать дополнительные услуги на возмездной основе, исключая двойную оплату услуг, полагающихся по Программе государственных гарантий, а следовательно существует непосредственное влияние ПГГ на программу ДМС, выраженную на схеме в виде сплошной стрелки.

Единая база персонифицированного учета для двух форм медицинского страхования, объединенных в единую систему, позволит вести учет средств добровольной части индивидуального счета медицинского страхования, обеспечивая при этом прозрачность оплаты медицинских услуг, и создавая условия для формирования накоплений. Кроме того, возможность учета добровольных платежей и создание накопительной части, позволит пользовать этими средствами на протяжении всей жизни, что подразумевает возможность максимального продления действия программы ДМС.

В итоге можно говорить о том, что разработанная стратегия поэтапного развития системы медицинского страхования на основе слияния двух его форм в единый механизм в рамках Концепции формирования системного медицинского страхования в здравоохранении, позволяет установить основные ориентиры при реализации предложенной социально-экономической модели перехода здравоохранения на новый эволюционный этап его институционального развития.

Список литературы

1. Жукова М.В. Формирование социальной модели здравоохранения и перспективы развития добровольного медицинского страхования // Экономист лечебного учреждения. 2007. № 2. С. 20-32.

2. Жукова М.В., Макарова Н.Н. Системный анализ механизмов развития медицинского страхования в рамках социально-экономической модели здравоохранения: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 184 с.

3. Благова С.О. Как привлечь бизнес в социальную сферу // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 2-1. С. 261-265.

4. Благова С.О. Проблемы развития государственно-частного партнерства в России // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2014. № 1. С. 114-116.

5. Сычева И.В., Найденов Д.А. Исследование форм и механизмов государственно-частного партнерства в мировой и отечественной практике // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-2. С. 23-33.

Жукова Мария Валерьевна, канд. соц. наук, доц., 2Иикауату@таИ.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Макарова Надежда Николаевна, канд. техн. наук, доц., nm261075@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Стефанчук Елена Николаевна, канд. экон. наук, доц., stelena2502@gmail.com Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF IMPROVEMENT OF THE EXISTING HEALTH INSURANCE SYSTEM

M.V. Zhukova, N.N. Makarova, E.N. Stepanchuk

It describes the mechanisms of health system activities in a social market economy and developed on the basis of this evidence-based model of a set of measures to improve the management of the resource allocation process through a system of health insurance system .

Key words: health insurance , health management .

Zhukova Maria Valerjevna, cand. soc. sciences, associate professor of the department "Finance and management", zhukovamv@,mail.ruю, Russia, Tula, Tula state University.

Makarova Nadezhda Nikolaevna, cand. tech. sciences, associate professor of the department "Finance and management", nm261075@gmail.com, Russia, Tula, Tula state University.

Stepanchuk, Elena Nikolaevna, cand. ekon. sciences, associate professor of the department "Finance and management", stelena2502@gmail.com, Russia, Tula, Tula state University

УДК 339

ОЦЕНКАЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Е.В. Бельская, Т.И. Калачева

В результате обоснования необходимости оценки экономической безопасности предприятия предложен метод экспересс-оценки риска потери экономической безопасности. Это позволит разработать управляющие решения по предупреждению негативных последствий современного развития экономики на деятельность предприятия и по сохранению его экономической безопасности.

Ключевые слова: предприятие, экономическая безопасность, оценка риска.

В современных условиях ни одному хозяйствующему субъекту, особенно из категории промышленных предприятий, не может быть гарантировано сколь либо продолжительное экономическое благополучие. Редкими исключениями будут те из них, руководство которых обладает уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.