Научная статья на тему 'Социально-экономическая характеристика муниципального образования в контексте теории устойчивого развития'

Социально-экономическая характеристика муниципального образования в контексте теории устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPALITY / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ECONOMIC GROWTH FACTORS / НИЖНЕВАРТОВСК / NIZHNEVARTOVSK / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG YUGRA / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / OIL AND GAS SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозков Владимир Анатольевич, Прокопьева Татьяна Владимировна, Прокопьев Александр Владимирович

Статья посвящена проблеме обеспечения устойчивого развития муниципальных образований в условиях нестабильной внешней среды, ограниченных ресурсов, выстраивания инновационных трендов на уровне государства. Рассмотрены подходы к изучению проблем устойчивого развития регионов и муниципальных образований. Изучен зарубежный опыт использования некоторых моделей, ориентированных на учет различных факторов экономического роста, и сделан вывод, что данные модели не всегда можно применить к системам мезоуровня, какими являются муниципальные образования. Установлено, что значимое влияние на показатели устойчивости муниципальных образований оказывают природно-климатические и территориально-географические факторы, имеющие социально-экономический потенциал. Охарактеризованы проблемы устойчивого развития экономики и социальной сферы Нижневартовска и Нижневартовского района. Даны рекомендации по совершенствованию политики устойчивого развития муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social and Economic Characteristics of Municipality in the Context of the Theory of Sustainable Development

The research analyzes the sustainable development of municipalities in the context of the unstable external environment, scarce resources, and innovative trends at the state level. The paper discusses various approaches to studying the problems of regional and municipal sustainable development. The authors examine relevant international models focused on various economic growth factors and conclude that these models cannot always be applied to the meso-level systems such as municipalities. The study reveals that environmental and location factors with a social and economic potential have a considerable impact on the sustainability of municipalities. The challenges of sustainable economic and social development of Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsky District are described. The recommendations are proposed to improve the policy on sustainable development of municipalities.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая характеристика муниципального образования в контексте теории устойчивого развития»

УДК 332.146.2

https://doi.org/10.24158/pep.2019.4.8

Морозков Владимир Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и право» филиала Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в городе Нижневартовске

Прокопьева Татьяна Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и право» филиала Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в городе Нижневартовске

Прокопьев Александр Владимирович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и право» филиала Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) в городе Нижневартовске

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Morozkov Vladimir Anatolyevich

PhD in Law, Associate Professor, Economics, Management and Law Department, Nizhnevartovsk branch of Southern Ural State National Research University

Prokopyeva Tatyana Vladimirovna

PhD in Economics, Associate Professor, Economics, Management and Law Department, Nizhnevartovsk branch of Southern Ural State National Research University

Prokopyev Alexander Vladimirovich

PhD in Economics, Associate Professor, Economics, Management and Law Department, Nizhnevartovsk branch of Southern Ural State National Research University

THE SOCIAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF MUNICIPALITY IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация:

Статья посвящена проблеме обеспечения устойчивого развития муниципальных образований в условиях нестабильной внешней среды, ограниченных ресурсов, выстраивания инновационных трендов на уровне государства. Рассмотрены подходы к изучению проблем устойчивого развития регионов и муниципальных образований. Изучен зарубежный опыт использования некоторых моделей, ориентированных на учет различных факторов экономического роста, и сделан вывод, что данные модели не всегда можно применить к системам мезо-уровня, какими являются муниципальные образования. Установлено, что значимое влияние на показатели устойчивости муниципальных образований оказывают природно-климатические и территориально-географические факторы, имеющие социально-экономический потенциал. Охарактеризованы проблемы устойчивого развития экономики и социальной сферы Нижневартовска и Нижневартовского района. Даны рекомендации по совершенствованию политики устойчивого развития муниципальных образований.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, муниципальное образование, факторы экономического роста, Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, нефтегазовый комплекс.

Summary:

The research analyzes the sustainable development of municipalities in the context of the unstable external environment, scarce resources, and innovative trends at the state level. The paper discusses various approaches to studying the problems of regional and municipal sustainable development. The authors examine relevant international models focused on various economic growth factors and conclude that these models cannot always be applied to the meso-level systems such as municipalities. The study reveals that environmental and location factors with a social and economic potential have a considerable impact on the sustaina-bility of municipalities. The challenges of sustainable economic and social development of Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsky District are described. The recommendations are proposed to improve the policy on sustainable development of municipalities.

Keywords:

sustainable development, municipality, economic growth factors, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, oil and gas sector.

В условиях нестабильной внешней среды социально-экономические системы разной природы подвергаются риску нарушения устойчивости их состояния. Для систем отраслевого и территориального типа нарушение устойчивости их развития несет угрозу ухудшения производственных показателей, снижения уровня жизни населения, нарушения сбалансированности бюджетов всех уровней. Во избежание этих негативных последствий субъектам принятия решений необходим действенный механизм управления устойчивым развитием социально-экономических

систем. Проблемы системной устойчивости, как представляется, актуально рассмотреть применительно к особому типу систем - муниципальным образованиям, многие из которых подвержены рискам неустойчивости по причине дотационного характера местных бюджетов.

Проблема устойчивого развития социально-экономических систем тесно связана с проблемой определения факторов экономического роста, прежде всего на макроуровне. Этот вопрос в течение длительного периода является предметом научной дискуссии. Так, в работе С. Кузнеца (S. Kuznets) выявлены циклические изменения темпов экономического роста в США под влиянием притока иммигрантов и изменений в строительной отрасли [1]. Дж. Китчин (J. Kitchin) выявил краткосрочные экономические циклы, существование которых объяснил изменениями в объемах мировых запасов золота [2]. В рамках циклов К. Жюгляра (C. Juglar), обнаруженных им еще во второй половине XIX в., имеют место периодические изменения в уровне загрузки производственных мощностей, объемах товарных запасов, объемах инвестиций [3].

Обобщая выводы, содержащиеся в различных работах, можно условно разделить все факторы экономического роста на экстенсивные (рост за счет вовлечения в оборот больших объемов ресурсов) и интенсивные (рост за счет внедрения инноваций, повышения качества человеческого капитала).

Одной из известных моделей, описывающих взаимосвязь между склонностью к сбережениям, капиталоемкостью и темпами экономического роста, является модель, предложенная Р. Харродом (R. Harrod) [4] и Е. Домаром (E. Domar) [5]. В модели Харрода - Домара утверждается, что чем выше удельный вес сбережений в национальном доходе и чем ниже величина прироста капитала, приходящаяся на единицу прироста национального дохода, тем выше темпы экономического роста. При этом делается допущение о равенстве сбережений и инвестиций и полной загрузке производственных мощностей.

Несмотря на достаточно ценные в научном плане выводы, содержащиеся в данных моделях, их не всегда в полной мере можно распространить на системы мезоуровня, характерные для крупных региональных структур национальной экономики и муниципальных образований. Рассмотрим проблемы устойчивого развития таких систем более подробно.

С точки зрения теории управления муниципальное образование как социально-экономическая система в ее взаимосвязи с внутренними и внешними факторами устойчивости рассматривается с позиций различных методологических подходов [6, с. 48].

С философской точки зрения предполагается, что субъект управления получает информацию от объекта и тем самым что-то узнает об объекте. Субъект - некто, кто получает информацию. Объект - нечто, от чего исходит информация.

С позиции экономического подхода под устойчивым развитием муниципального образования следует понимать совершенствование финансово-хозяйственной деятельности муниципального образования, позволяющее путем эффективного использования собственных ресурсов, не полагаясь на привлечение минимального объема районного, регионального финансирования, целевое использование федеральных финансовых активов, показывать стабильные результаты социально-экономического развития с применением средств инновационно-предпринимательской активности, наукоемких «зеленых» технологий.

На качественные и количественные показатели уровня устойчивости муниципального образования оказывает влияние ряд детерминирующих параметров. Следует выделить прежде всего природно-климатические и территориально-географические факторы, имеющие социально-экономический потенциал. Отсутствие достаточной степени мобильности реагирования производительных сил на вызовы в эпоху глобализации во многом связано с неразвитой дорожно-транспортной инфраструктурой. Сегодня данный фактор значительно воздействует на устойчивость муниципального образования, поскольку специфика переходной экономики значительно изменила баланс соотношения производственных сил и производственных отношений.

Рассмотрим проблемы устойчивого развития на примере муниципальных образований -города Нижневартовска и Нижневартовского района, входящих в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Округ, в свою очередь, входит в состав Тюменской области, которая расположена в Уральском федеральном округе.

Ханты-Мансийский автономный округ относится к числу территорий с суровыми природно-климатическими условиями. Особенности размещения производительных сил страны в целом вызваны масштабным освоением труднодоступных районов Урала, Сибири и Дальнего Востока в рамках реализации национального проекта «Урал промышленный - Урал полярный». Главная цель проекта - увеличение вклада экономики отдаленных территорий за счет ресурсно-сырьевой базы и повышение не менее чем в два раза темпов роста валового внутреннего продукта. Еще одна цель состоит в освоении отдаленных территорий, развитии транспортной и производственно-хозяйственной инфраструктуры, системы логистики для решения стратегических задач и выполнения социально-экономических проектов в интересах развития регионов и муниципальных территорий.

Так, важнейшей составляющей проекта «Урал промышленный - Урал полярный» является вовлечение в экономическую деятельность производственных ресурсов углеводородного сырья Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, континентального шельфа, твердых полезных ископаемых Северного Урала, в том числе цветных, драгоценных, редкоземельных металлов и каменного угля, лесосырьевых запасов, в том числе спелой и переспелой древесины хвойных пород, расположенных на межмуниципальных территориях западной части Ханты-Мансийского автономного округа, а также в районах приполярного Урала, находящихся на территории Свердловской области, в том числе и на севере области, посредством ускоренного внедрения автотранспортного и железнодорожного сообщения по Северному широтному коридору. Реализация данного проекта предполагает охват обширных территорий, что может быть выполнено при условии своевременного выполнения перспективных инфраструктурных проектов, обеспечивающих создание оптимальной транспортной сети в регионах интенсивного природопользования.

К факторам устойчивости следует относить особенности социально-экономического развития муниципального образования, межмуниципальные связи в регионе, структуру экономики, степень промышленного освоения территории, резерв ресурсов природопользования, демографические особенности развития регионов и муниципальных территорий на современном этапе.

Понятие «устойчивое развитие» имеет различные обоснования и интерпретации [7, с. 130].

В узком понимании под устойчивым развитием понимается процесс изменения показателей системы, предполагающий предельно допустимый объем потребления природных ресурсов с учетом их самовосстановления [8]. В широком понимании «устойчивое развитие» трактуется как поступательное, прогрессивное изменение системы с учетом соотношения баланса интересов объекта и субъекта управления, не в ущерб окружающей природной среде как фактору экономической устойчивости, с учетом перспективы использования природных ресурсов будущими поколениями.

Соответственно, устойчивое развитие муниципальных районов, поселений и межмуниципальных территорий должно обеспечиваться путем сохранения и повышения социального и экономического постоянства, неизменности, что позволит организованно формироваться на прочной основе производительным силам и общественным отношениям.

В основе целеполагания экономического развития следует рассматривать такие критерии, как уровень комфортности жизни населения, достойное материальное положение, платежеспособность, состояние общественной, санитарно-эпидемиологической и производственной безопасности, рациональное использование ресурсного и производственного потенциала, перспективы освоения муниципальной территории будущими поколениями.

Анализ муниципального образования целесообразно вести с использованием общенаучных методов, в том числе индукции, что предполагает рассмотрение системы управления в развитии как составной части межмуниципальной территориальной структурно-хозяйственной единицы, где территориальная социально-экономическая система представляет собой ее первоначальный элемент. Данный подход определяет муниципальное образование как устоявшуюся структуру в конкретных территориальных границах с особой сочетаемостью взаимодействующих и взаимозависимых элементов, отличие которой от федеральной и региональной структур заключается в нормативно-правовых особенностях деятельности институтов государственного и муниципального управления.

Вместе с тем, выступая первичным звеном системы социального управления, муниципальное образование определяет форму территориальной организации и деятельности населения и с учетом социально-правовых и организационно-функциональных принципов муниципального управления соединяет виды функций по реализуемым целям, объему воздействия на объект и содержанию управленческой деятельности.

Являясь первичным звеном региональной административно-территориальной единицы, муниципальное образование также испытывает на себе воздействие от изменений, которым подвергаются режимы функционирования хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории [9].

Исследуя муниципальное образование как социально-экономическую систему в регионе, приравненном по условиям жизни к районам Крайнего Севера, представляется целесообразным рассмотреть основные показатели социально-экономической устойчивости развития муниципального образования на примере социально-экономического развития Нижневартовска и Нижневартовского района ХМАО - Югры.

Приоритетным направлением развития экономики межмуниципальных образований и муниципалитетов являются геолого-разведочные работы, проводимые с целью изучения, подготовки к промышленному освоению новых нефтегазовых месторождений. К ключевым направлениям экономического развития муниципальной территории и приоритетным сферам вложения средств наряду с традиционной нефтедобычей следует отнести развитие капитального и жилищного строительства, транспортной логистики.

Рассматривая перспективу развития нефтедобычи на территориях муниципальных и межмуниципальных образований, большинство экспертов отмечают, что запасы основных месторождений Нижневартовского нефтяного района, в том числе Самотлорского, Мегионского, Ван-Ёганского, Ермаковского, Кошильского, Хохряковского месторождений, истощены, характеризуются сильной обводненностью и трудноизвлекаемостью нефти. Применение новых технологий весьма затруднительно и трудоемко. В связи с этим необходимо менять подходы к развитию и эксплуатации нефтяных скважин. По имеющимся данным, сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа находится более 10 000 законсервированных скважин. Чтобы ввести их в эксплуатацию, необходимо принять особый налоговый режим для недропользователей, стимулирующий работу мелких и средних нефтяных компаний и возможности развития их экономического потенциала.

На начало 2017 г. независимые нефтяные компании добывали 4 % нефти от общего количества сырья. Но, если обратить внимание на такой показатель, как проведение поисково-разведочного бурения, который для независимых нефтяных компаний составляет 15 % от общего объема геолого-разведочных работ в регионе, то мы увидим, что крупные вертикально интегрированные нефтяные компании существенно отстают по показателям расширения своей минерально-сырьевой базы. Независимым нефтяным компаниям достаются не самые богатые участки. Соответственно, им приходится разрабатывать малоизученные месторождения, в которых средняя выра-ботанность недр значительно ниже и составляет не более 20 %. Для сравнения: средняя вырабо-танность участков по вертикально интегрированным нефтяным компаниям составляет 50-60 %. Существенные расходы возникают с связи с дополнительным объемом буровых работ, направленных на поиск этих запасов.

Еще один немаловажный аспект развития среднего и малого нефтяного бизнеса состоит в том, что малым предприятиям приходится осваивать сложные месторождения с высоким содержанием трудноизвлекаемых запасов, что влечет большие производственные и финансовые издержки. Соответственно, особую актуальность приобретает стимулирование данного направления со стороны государства в форме льготных, щадящих налоговых режимов.

Однако на практике поддержка нефтяной отрасли оказывается в основном крупным производителям. В условиях экспорта стратегического сырья на международный высококонкурентный рынок сдерживающим фактором экономического развития муниципалитетов и межмуниципальных территорий выступает переориентация инвестиционных ресурсов с развития добывающих мощностей на развитие экспортной инфраструктуры. Это приводит к недостаточным вложениям средств в развитие предприятий нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности.

Другим негативным последствием принятой меры, как представляется, выступит дальнейший рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Для экономики муниципального образования в контексте теории устойчивого развития крайне важно развивать средние и малые предприятия нефтедобычи и нефтепереработки.

Характеризуя сельскохозяйственный сектор муниципального образования в условиях, приближенных к условиям районов Крайнего Севера, следует исходить из природно-климатической специфики региона. Она определяется холодным климатом с большим количеством осадков, многоснежьем. Весенне-летний период характеризуется белыми ночами, сложной паводковой ситуаций, которая продолжается до начала июля. В этих условиях наиболее успешно развиваются предприятия, специализирующиеся на производстве мясо-молочной продукции, овощеводстве, производстве зерна, рыборазведении и рыбопереработке.

Существенным потенциалом обладает лесопользование в плане сбора дикоросов и их переработки. На сегодня этот экономический сектор имеет в большинстве стихийный характер, слаборегулируем со стороны государства. Основные субъекты природопользования в области лесного хозяйства, которыми ранее являлись лесничества, лесхозы, охотничьи хозяйства, в экономическом плане малоэффективны.

Следовательно, имеется достаточный потенциал для устойчивого развития муниципальных территорий. Но решение вопроса требует активного взаимодействия с городскими округами с целью создания предприятий сбыта и переработки местной продукции.

Характеризуя динамику развития транспорта и дорожного строительства региона, следует отметить, что в 2018 г. Правительством РФ выделен грант в размере 3 млрд р. на развитие скоростных автомагистралей на территории Нижневартовска и Нижневартовского района [10].

Как показывает анализ системы железнодорожной инфраструктуры и ее влияния на социально-экономическую устойчивость, протяженность железнодорожных путей на территории Нижневартовского района составляет 125 км, но степень эффективности ее использования чрезвычайно низка. Причиной тому выступает отсутствие железнодорожной ветки, связывающей Нижневартовск с районами Западной Сибири (Томской, Новосибирской областями) с высоким экономическим потенциалом и развитой индустрией. Этот вопрос не решается на межрегиональном уровне уже более 20 лет, хотя положительные моменты в случае его устранения очевидны: маршруты грузовых и пассажирских перевозок сократятся на 1 500 км.

Состояние развития водного транспорта также требует специального внимания властей. Наличие водного транзита из Новосибирска к устью Обской губы через Сургут, Ханты-Мансийск весьма перспективно для развития речного судоходства. Водный транспорт, успешно функционировавший в советский период и имевший развитую инфраструктуру, в силу исчерпания ресурса эксплуатации и ликвидации профильных министерств и ведомств практически исчез. Представляя характеристику водных путей межмуниципальных территорий Нижневартовска и Нижневартовского района, следует выделить их значимость в условиях региона. Актуально их развитие в плане рекреации, развития туристских продуктов, организации активного отдыха и т. д.

Аналогичная ситуация имеет место в структуре дорожного строительства и эксплуатации дорожного фонда. Масштабный проект по развитию Северного широтного коридора, предполагающий соединение северных территорий с районами Западной Сибири, в настоящее время не реализуется. В регионе и муниципалитетах наблюдаются катастрофическая нехватка современной сети автомобильных дорог и значительное отставание темпов дорожного строительства от роста автомобильного парка.

К городам Нижневартовского района проложены дороги с тупиками, что значительно снижает возможности использования придорожных территорий. По Северному широтному коридору в направлении Томской области в силу большой заболоченности территории Васюганскими болотами также ограничено круглогодичное автотранспортное сообщение (только по зимнику с декабря по март). Круглогодичное обеспечение транспортной доступности значительно расширит существующие и откроет новые перспективы социально-экономического развития муниципалитетов.

Основные трудности развития транспортной системы в юго-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа связаны с заболоченностью и обводненностью большей части территории, особенно в весенне-осенний период, когда транспортное сообщение возможно лишь посредством малой авиации.

Таким образом, развитие дорожной сети имеет важнейшее стратегическое значение как фактор устойчивого развития муниципальных образований, поскольку благодаря этому возможно эффективное решение ряда социально-экономических задач.

Как отмечалось выше, развитие нефтяного и газового комплекса связано с наличием мощной транспортной трубопроводной системы, соединяющей месторождения с предприятиями хранения, переработки и транспортировки продукции. Трубопроводы на основании норм Земельного кодекса проходят по землям разных категорий. В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития ХМАО - Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. ПАО «Газпром» на территории Нижневартовского района производится прокладка трассы газопровода от станции Пурей-ской до границы с Китаем.

Экология как одна из ключевых составляющих социально-экономической системы рассматривается в контексте устойчивого состояния и сбалансированного развития при сохранении и приумножении качественных показателей и является предметом правового регулирования деятельности Правительства РФ, выступающего одним из основных разработчиков национальных проектов по данному направлению.

На окружных совещаниях обсуждались актуальные проблемы и практики управления экологически обусловленными рисками для здоровья населения, обеспечения экологической безопасности и реабилитации объектов окружающей среды. Особое внимание было уделено вопросам качества атмосферного воздуха, питьевой воды и регулированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами.

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха являются интенсивная добыча и переработка углеводородов в регионе. В результате интенсивного промышленного производства и переработки производственный цикл на этих объектах сопровождается большим объемом выброса вредных веществ, распространяющихся по воздуху, воде и почве.

Основными способами загрязнения являются сжигание попутного нефтяного газа, аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, хранение шламовых отходов без их дальнейшей утилизации и рекультивации почвы в местах хранения.

Местные жители, не имеющие специальных знаний в области органической химии и не связанные с нефтепереработкой, но проживающие в муниципалитетах, на территории которых активно ведется нефтегазодобыча, не знают, что среди компонентов, содержащихся в нефти, находится большое количество токсичных элементов и их химических соединений, в том числе сера, уран, ртуть, мышьяк, бензопирен, сероуглерод, фосген, толуол и сероводород. Замеры проб воздуха в местах наиболее вероятного распространения продуктов нефтегазопереработки показали, что концентрация выброса вредных веществ превышает допустимый уровень. Также в ходе проведенных исследований установлено, что в теплое время года в результате интенсивного горения факелов над Нижневартовском образуется так называемая «озоновая дыра».

Вышеуказанные проблемы неоднократно обсуждались на различных уровнях государственной власти.

Обстановка с лесопользованием тоже довольно сложная. Нижневартовский район относится ко второй группе районов округа по показателю лесистости (55 %) и является перспективным в лесопользовании. Вместе с тем лесные ресурсы межмуниципальной территории занимают более 50 % ее площади. При освоении месторождений Нижневартовского района спелая древесина предпочтительно хвойных пород была в массовом масштабе путем сплошной вырубки спилена и пущена на использование в качестве подушки при строительстве дорог местного и регионального значения, поскольку муниципалитет расположен на топях и болотах. С начала строительства города прошло более 5о лет, а комплексная программа по рекреации биоресурсов до сих пор не разработана и не реализована.

В свою очередь администрация Нижневартовска в целях обеспечения экологической устойчивости реализует муниципальную программу по оздоровлению экологической обстановки.

Основным инициатором и исполнителем, в соответствии с паспортом муниципальной программы, выступает управление по природопользованию и экологии администрации города, а соисполнителем - департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации. Необходимость разработки муниципальной программы обусловлена социально-экономическими приоритетами развития города.

Среди основных мероприятий, представленных в муниципальной программе, к экологической составляющей можно отнести разработку нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по вопросам природопользования и природоохранных мероприятий территории муниципалитета, в том числе связанных с обращением бытовых отходов, вопросам рекреации городских лесов и насаждений [11].

Приведенный выше анализ устойчивости развития территории муниципального образования как социально-экономической системы показывает способность субъекта и объекта управления находить конструктивные подходы в вопросах взаимодействия в динамичном устойчивом развитии муниципальных образований и межмуниципальных территорий.

Вместе с тем в процессе развития муниципального образования как социально-экономической системы возникают некоторые проблемные аспекты, требующие своевременного акцентирования, публичного обсуждения и правильного управленческого подхода в разрешении с учетом интересов всех участников социального управления, а также сохранения ресурсов для будущих поколений.

Специфические черты муниципального образования как социально-экономической системы должны воплощаться в характере связей между субъектом и объектом управления с отражением специфики воспроизводственных процессов хозяйствующих субъектов.

Таким образом, устойчивое развитие муниципального образования должно опираться на теоретико-методологические подходы, выработанные управленческой наукой, с учетом программных стратегических документов регионального и муниципального уровня в целях улучшения уровня жизни местного населения и сбалансированного развития всех отраслей экономики и социальной сферы муниципального образования.

В качестве рекомендаций по совершенствованию политики устойчивого развития муниципального образования можно рассмотреть ежеквартальный мониторинг темпов экономического развития базовых отраслей и эффективности реализации муниципальных программ; формирование в структуре исполнительных органов муниципального образования департамента устойчивого развития, наделенного полномочиями по координации усилий отраслевых ведомств; создание системы информирования населения о мерах по обеспечению устойчивого развития муниципального образования.

Ссылки:

1. Kuznets S. Secular Movements in Production and Prices. Their Nature and Their Bearing upon Cyclical Fluctuations. Boston ; N. Y., 1930. 536 p.

2. Kitchin J. Cycles and Trends in Economic Factors // Review of Economics and Statistics. 1923. Vol. 5, no. 1. P. 10-16. https://doi.org/10.2307/1927031.

3. Korotayev A.V., Tsirel S.V. A Spectral Analysis of World GDP Dynamics: Kondratieff Waves, Kuznets Swings, Juglar and Kitchin Cycles in Global Economic Development, and the 2008-2009 Economic Crisis [Электронный ресурс] // Structure and Dynamics. 2010. Vol. 4, no. 1. URL: https://escholarship.org/uc/item/9jv108xp (дата обращения: 17.04.2019).

4. Harrod R.F. An Essay in Dynamic Theory // The Economic Journal. 1939. Vol. 49, no. 193. March. P. 14-33. https://doi.org/10.2307/2225181.

5. Domar E.D. Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment // Econometrica. 1946. Vol. 14, no. 2. April. P. 137-147. https://doi.org/10.2307/1905364.

6. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. 5-е изд., пересмотр. и доп. М., 2013. 432 с.

7. Пищулина Е.С., Худякова Т.А. Моделирование процесса управления факторами, определяющими экономическую устойчивость, в современных условиях развития экономики // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11, № 2. С. 129-134. https://doi.org/10.14529/em170219.

8. Мохов В.Г., Лайне А.Е. Российская государственная политика в области устойчивого развития // Управление инвестициями и инновациями. 2018. № 2. C. 74-79. https://doi.org/10.14529/iimj180212.

9. Юрочкин М.А. Теоретические основы местного самоуправления (сравнительно-правовой анализ) [Электронный ресурс] // Вестник Белорусского государственного университета : сетевой журнал. Серия 3. 2008. № 3. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/6252/1/pages%2081-

85%20from%20Вестник_БГУ_Ноябрь_2008_Серия3_№3.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

10. Отчет главы города Нижневартовска за 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. URL: https://www.n-vartovsk.ru/authorities/town_glava/otchety_gg/253665.html (дата обращения: 04.04.2019).

11. Об утверждении муниципальной программы «Оздоровление экологической обстановки в городе Нижневартовске в 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : постановление администрации города Нижневартовска от 23 июля 2015 г. № 1378 // Там же. URL: https://www.n-vartovsk.ru/inf/ecology/rvoos/163594.html (дата обращения: 04.04.2019).

References:

Chirkin, VE 2013, The System of State and Municipal Government, 5th ed., Moscow, 432 p., (in Russian). Domar, ED 1946, 'Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment', Econometrica, vol. 14, no. 2, April, pp. 137-147, https://doi.org/10.2307/1905364.

Harrod, RF 1939, 'An Essay in Dynamic Theory', The Economic Journal, vol. 49, no. 193, March, pp. 14-33, https://doi.org/10.2307/2225181.

Kitchin, J 1923, 'Cycles and Trends in Economic Factors', Review of Economics and Statistics, vol. 5, no. 1, pp. 10-16, https://doi.org/10.2307/1927031.

Korotayev, AV & Tsirel, SV 2010, 'A Spectral Analysis of World GDP Dynamics: Kondratieff Waves, Kuznets Swings, Juglar and Kitchin Cycles in Global Economic Development, and the 2008-2009 Economic Crisis', Structure and Dynamics, vol. 4, no. 1, viewed 17 April 2019, <https://escholarship.org/uc/item/9jv108xp>.

Kuznets, S 1930, Secular Movements in Production and Prices. Their Nature and Their Bearing upon Cyclical Fluctuations, Boston, New York, 536 p.

Mokhov, VG & Laine, AE 2018, 'Russian State Policy in the Field of Sustainable Development', Upravleniye investitsiyami i innovatsiyami, no. 2, pp. 74-79, https://doi.org/10.14529/iimj180212, (in Russian).

Pishchulina, ES & Khudyakova, TA 2017, 'Modeling the Process of Managing the Factors Determining Economic Sustaina-bility in the Modern Conditions of Economic Development', Vestnik Yuzhno-Ural'skogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment, vol. 11, no. 2, pp. 129-134, https://doi.org/10.14529/em170219, (in Russian).

Yurochkin, MA 2008, 'Theoretical Foundations of Local Self-Government (Comparative Legal Analysis)', Vestnik Beloruss-kogo gosudarstvennogo universiteta: setevoy zhurnal. Seriya 3, no. 3, viewed 17 April 2019, <http://elib.bsu.by/bit-stream/123456789/6252/1/pages%2081-85%20from%20Вестник_БГУ_Ноябрь_2008_Серия3_№3.pdf>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.