Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяева Татьяна Юрьевна, Сорокина Людмила Анатольевна

В статье раскрывается понятие качества, его важность для повышения уровня конкурентоспособности экономики. Определяется прямая зависимость конкурентоспособности от цены, качества и сервиса. Вскрываются организационно-экономические и технические проблемы, связанные с концепцией TQM. Авторами предлагается совершенная методика, основанная на понятии «всеобщее» и включающая три компоненты: производство - качество - управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC SECURITY AS A BASIS FOR QUALITY MANAGEMENT

The article reveals the concept of quality, its importance for increasing the level of competitiveness of the economy. The direct dependence of competitiveness on price, quality and service is determined. Organizational, economic and technical problems associated with the concept of TQM are revealed. The authors propose a perfect methodology based on the concept of «universal» and including three components: production - quality - management.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_1_49 УДК 338.24

Ширяева Татьяна Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления работой портов, Сибирский государственный университет водного транспорта; доцент кафедры географии, регионове-дения и туризма, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, e-mail: shiraetu@bk.ru

Сорокина Людмила Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, Новосибирский государственный педагогический университет; доцент кафедры экономики предпринимательской деятельности, Сибирский государственный университет водного транспорта, г. Новосибирск, Россия, e-mail: Sorla@211.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В статье раскрывается понятие качества, его важность для повышения уровня конкурентоспособности экономики. Определяется прямая зависимость конкурентоспособности от цены, качества и сервиса. Вскрываются организационно-экономические и технические проблемы, связанные с концепцией TQM. Авторами предлагается совершенная методика, основанная на понятии «всеобщее» и включающая три компоненты: производство - качество - управление.

Ключевые слова: качество; социально-экономическая безопасность; управление качеством.

UDC 338.24

Shiryaeva Tatyana Yurievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Port Management, Siberian State University of Water Transport; Associate Professor, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: shiraetu@bk.ru

Sorokina Ludmila Anatolyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Novosibirsk State Pedagogical University; Associate Professor, Department of Business Economics, Siberian State University of Water Transport, Novosibirsk, Russia, e-mail: Sorla@211.ru

SOCIO-ECONOMIC SECURITY AS A BASIS FOR QUALITY MANAGEMENT

The article reveals the concept of quality, its importance for increasing the level of competitiveness of the economy. The direct dependence of competitiveness on price, quality and service is determined. Organizational, economic and technical problems associated with the concept of TQM are revealed. The authors propose a perfect methodology based on the concept of «universal» and including three components: production - quality - management.

Keywords: quality; social and economic security; quality control.

В условиях рыночной экономики эффективность деятельности и процветание фирмы зависят от того, насколько она может удовлетворить требования покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. Уровень удовлетворенности потребителей той или иной продукцией определяется в первую очередь ее качеством. Таким образом, качество продукции становится одним из основных факторов ее конкурентоспособности. Поэтому качество -это неотъемлемая часть удовлетворения запросов покупателя, являющееся всемирным полем для соперничества.

С точки зрения системного подхода в управлении необходимо ориентироваться и на заказчика, и на потребителя одновременно, что будет являться основой всеобщего управления качеством продукции - интегрировано-организованного стиля управления, постоянно повышающего социально-экономическую безопасность продукции.

Экономическая безопасность связана с эффективностью использования производственных ресурсов производителя, а социальная безопасность защищает интересы покупателей и заказчиков и всей системы жизнеобеспечения и социализации.

Повышая экономическую и социальную безопасность путем улучшения качества и обеспечения экономической безопасности, тем самым развиваем предприятие.

Первостепенной задачей в области социально-экономической безопасности предприятия выступает реализация и производство продукции под собственными товарными марками.

Также системный контроль качества продукции важно обеспечивать на всех стадиях жизненного цикла самого предприятия. До заключения контракта на поставку поставщик предоставляет образцы продукции.

Все стадии производственного процесса предприятия должны быть подчинены всеоб-

щему контролю. Производство качественной и безопасной продукции - это залог доверия потребителя. Обеспечить безопасность продукции можно только на системном уровне, непрерывно организуя, оценивая и контролируя все этапы производства и поставки продукции.

Характеристика категории «качество» подвижна, так на ее развитие и совершенствование влияют технологии и человеческие по -требности. Покупатели стали разборчивыми. Качество для покупателя - это соответствие предъявляемым требованиям и назначению изделия [1, с. 110].

Что же для потребителя важнее? Цена, качество или сервис? В современном мире качество стало важнее цены и сервиса, это известно еще в с XX в., когда человеческие потребности стали быстро возрастать. Каждый производитель желал удовлетворить потребности потребителя, при этом он прекрасно понимал, что люди желают высококачественный товар за приемлемую сумму.

Проблемы, связанные с качеством и социально-экономической безопасностью продукции, выступают предметом данной статьи [2, с. 214].

В 1980 гг. в России велась так называемая «промышленная война», «трофеями» которой стали потребители и покупатели [3, с. 300]. Сегодня не все российские товары, работы и услуги могут конкурировать на мировом рынке. Экспорт России постоянно сокращается. В Европе «русский товар», товар высшего качества был доступен избранным [4, с. 178].

Практические исследования и разработки создавались и использовались исключительно в военно-промышленной сфере. Техническая база гражданского сектора экономики была нерентабельной. Достижения военной промышленности в области менеджмента качества до сих пор остаются практически не доступными.

Аналогичная война велась и в США. США

укрепило свои лидерские позиции в глобальной экономике. Сработало правило бездефектности производства: бракованные изделия по просьбе покупателей заменялись бесплатно и многие производители, чтобы не нести ущерб, перестали производить бракованные изделия [5, с. 66].

В 1953 г. английские специалисты исследовали процесс производства продукции в США. Было отмечено, что процесс производства продукции находился под жестким контролем статистических органов, 98 % годной продукции считали допустимым параметром качества, используя приемы и методы выборочного контроля. Президент Р. Рейган добился повышения конкурентоспособности американской промышленности и экономики в целом. Результаты его усилий помогли восстановить веру покупателей в американского производителя.

Термин «всеобщее управление качеством» - это менеджмент качества с точки зрения заказчика продукции и услуг, направленный на непрерывное улучшение работы по всем процессам производства [1, с. 234]. На практике «всеобщее» означает, что в данный процесс включается весь персонал предприятия.

По мнению специалистов, всеобщее управление качеством продукции - это ин-тегрировано-организованный стиль управления, постоянно улучшающий социально-экономическую безопасность продукции [2, с. 145]. На наш взгляд, всеобщее означает системный подход к управлению, ориентированный на заказчика и потребителя одновременно.

Четырнадцать универсальных принципов Эдварда Деминга от пяти смертельных болезней подтверждают данную аксиому [3, с. 347]. По Демингу, главной линией на предприятии считается менеджер - процесс -починенный. Таким образом, менеджмент организации должен принять меры, чтобы работники ощущали себя частью всего процесса производства в целом. Экономические выгоды и преимущества наблюдаются в данном подходе. Однако в крупных организациях, прежде чем долгосрочные выгоды дадут реальный экономический эффект, необходимо много лет ожиданий. Экономическая выгода сопоставляется с социаль-

ным эффектом, что в свою очередь находит прямое отражение в достижении конечных целей, тем самым оказывая влияние на совокупные производственные ресурсы и конечные финансовые результаты предприятия.

По-нашему мнению, экономическая эффективность такой концепции будет наиболее очевидна, если включить в нее критерии социально-экономической безопасности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Экономическая безопасность связана с эффективностью использования производственных ресурсов производителя, в то время как социальная безопасность защищает интересы покупателей и заказчиков и всей системы жизнеобеспечения и социализации.

Повышая экономическую и социальную безопасность путем улучшения качества и обеспечения экономической безопасности, тем самым развиваем предприятие.

Преимуществами новой концепции качества будут:

- высокая экономическая и финансовая рентабельность;

- повышение морального статуса трудового коллектива;

- снижение долгосрочных затрат и рост доверия заказчика;

- повышение имиджа и авторитета предприятия относительно конкурентов.

Первостепенной задачей в области социально-экономической безопасности предприятия выступает реализация и производство продукции под собственными товарными марками. Это позволит обеспечить стабильный уровень качества продукции. В связи с этим на производстве обязателен системный контроль качества, включая лабораторные исследования, проведение внешнего аудита, подготовку программу мер, направленную на повышение уровня качества выпускаемой продукции [4, с. 145].

На крупных предприятиях необходимо создавать отделы контроля качества, в которых постоянно совершенствует работу персонал путем аттестации: технологи, товароведы, внутренние эксперты по направлениям товарных групп. Руководители подразделений предприятия обя-

заны один раз в три года повышать свой профессиональный и квалификационный потенциал - стажировка, подготовка-обучение-переобучение, обмен опытом - по национальным и международным стандартам качества. Особенно актуальны серии ISO 9001-2008, ISO 2200:2005. Следует наладить производственный процесс таким образом, чтобы деятельность данных подразделений охватывала все стадии жизненного цикла продукции и не допускалось никаких компромиссов относительно охраны здоровья и безопасности как покупателей, так и самих работников.

Также системный контроль качества продукции важно обеспечивать на всех стадиях жизненного цикла самого предприятия. До заключения контракта на поставку поставщик предоставляет образцы продукции. Эксперты департамента контроля качества проводят ее проверку на соответствие требованиям безопасности. Главными нормативно-законодательными регламентами служат государственные стандарты (ГОСТ РФ), национальные стандарты, международные стандарты (ИСО), европейские стандарты (ЕЭК ООН), каталог качества, а также локальные положения приемки товара по калибрам / размерам / степени зрелости продукции.

Защищая права потребителей, необходимо проводить ежедневную работу по рекламациям, а также вводить контрольные закупки. Результаты этих исследований позволят убедиться в достоверности полученных данных. Производителю, который нарушает законодательство, предъявляют исковые претензии. Предпринимаются санационные меры по повышению качества и безопасности продукции. Специалисты департамента контроля качества, коммерческого департамента и департамента маркетинга проводят совместную дегустационную и экспертную оценку определенных групп товаров, привлекая внешних экспертов.

Следовательно, все стадии производственного процесса предприятия должны быть подчинены всеобщему контролю. Контроль качества и безопасности выпускаемой продукции важно начать с проверки используемого сырья и материалов и завершить

определением соответствия выпущенной продукции нормативной документации по качеству [5, с. 123].

Следовательно, производство качественной и безопасной продукции - это залог доверия потребителя. Обеспечить безопасность продукции можно только на системном уровне, непрерывно организуя, оценивая и контролируя все этапы производства и поставки продукции.

Для этого целесообразно:

- внедрить систему менеджмента качества и безопасности ХАССП;

- соблюдать национальные (СанПин, ГОСТ РФ) и международные требования в области безопасности, а также регламенты таможенного союза;

- следить за гигиеной персонала и санита -рией на предприятии.

Разумеется, накопленный опыт и потенциал науки в этой области чрезвычайно велик и богат. Многообразие подходов позволяет найти отечественному производителю более эффективные методы управления качеством и социально-экономической безопасностью. Главное, чтобы механизмы конкуренции были направлены на повышение социально-экономической эффективности не только выпущенной продукции, но и всего предприятия в целом.

Список литературы

1. Белокопытов, А. В. Основы управления предприятием. Экономические механизмы управления предприятием. В 3 книгах. Книга 3 / А. В. Белокопытов. -Москва : Финансы и статистика, 2016. - 368 с.

2. Попов, Ю. П. Основы безопасности деловых отношений предприятия / Ю. П. Попов. - Москва : НЦ ЭНАС, 2016. - 304 с.

3. Магомедов, Ш. Ш. Управление качеством продукции : учебник / Ш. Ш. Магомедов, Г Е. Беспалова. - Мо -сква : Дашков и К, 2016. - 336 с.

4. Мороз О. Н. Управление качеством : учебное пособие / О. Н. Мороз - Новосибирск : СГГА, 2012. - 276 с.

5. Федюкин, В. К. Управление качеством производственных процессов: учебное пособие / В. К. Федюкин. - Москва : Кнорус, 2013. - 232 с.

References

1. Belokopy'tov A.V. Osnovy upravleniyapredpriyatiem. E'konomicheskie mexanizmy upravleniya predpriyatiem. V 3 knigax. Kniga 3. Moskva : Finansy' i statistika, 2016. 368 c.

2. Popov Yu. P. Osnovy bezopasnosti delovyx otnoshenij predpriyatiya. Moskva : NCz E'NAS, 2016. 304 c.

3. Magomedov Sh.Sh. Upravlenie kachestvom produkcii : uchebnik / red. Sh.Sh. Magomedov, G.E. Bespalova. Moskva : Dashkov i K, 2016. 336 s.

4. Moroz O.N. Upravlenie kachestvom: Uchebnoe posobie. Novosibirsk : SGGA, 2012. 276 s.

5. Fedyukin V.K. Upravlenie kachestvom proizvodstvennyxprocessov: uchebnoe posobie. Moskva : Knorus, 2013. - 232 s.

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 1, tom 1, 2022 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.