Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА / УГРОЗЫ / МАКРОЭКОНОМИКА / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / АНАЛИЗ ОЦЕНКИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипов Э. Л., Богуслав Е. Н., Климина К. В.

Рассматривается одна из самых главных проблем, которая влияет на развитие нашего государства - социально-экономическая безопасность. С помощью специальных методик, анализа оценок экономической безопасности и их пороговых значений осуществляется исследование всего процесса обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации. Выявляются угрозы и пути их устранения на основании изученных критериев и показателей, а также роли интересов членов общества в развитии социально-экономической системы страны. С помощью методологического обоснования и анализа обеспечения социально-экономической безопасности страны происходит прогнозирование темпов развития государства в экономической сфере, а также определяется эффективность работы органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIО-ECONOMIC SECURITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE STATE

The article examines one of the most important topics of our state, which affects its development - social and economic security. With the help of the methodological basis, the analysis of assessments of economic security and their threshold values, the entire process of ensuring the socio-economic security of the Russian Federation is being studied. Threats and ways of their solution are identified on the basis of the studied criteria and indicators, as well as the role of the interests of members of society in the socio-economic system of the country. One of the main tools and factors in the development of Russia is the methodological substantiation and analysis, based on indicators, of ensuring socio-economic security, since they help to predict the direction of the state's development rates in the economic sphere, as well as the effectiveness of government bodies’ work.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 339.45

https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-1-19-25

Социально-экономическая безопасность как фактор развития государства Архипов Э. Л., Богуслав Е. Н., Климина К. В.

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассматривается одна из самых главных проблем, которая влияет на развитие нашего государства — социально-экономическая безопасность. С помощью специальных методик, анализа оценок экономической безопасности и их пороговых значений осуществляется исследование всего процесса обеспечения социально-экономической безопасности Российской Федерации. Выявляются угрозы и пути их устранения на основании изученных критериев и показателей, а также роли интересов членов общества в развитии социально-экономической системы страны. С помощью методологического обоснования и анализа обеспечения социально-экономической безопасности страны происходит прогнозирование темпов развития государства в экономической сфере, а также определяется эффективность работы органов власти.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, интересы государства, угрозы, макроэкономика, пороговые значения, анализ оценки, факторы развития, показатели экономической безопасности.

Для цитирования: Архипов, Э. Л. Социально-экономическая безопасность как фактор развития государства / Э. Л. Архипов, Е. Н. Богуслав, К. В. Климина // Экономика и экология территориальных образований. — 2021. — Т. 5, № 1. — С. 19-25. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-1-19-25

Soc^-economic security as a factor in the development of the state Arhipov E. L., Boguslav E. N., Klimina K. V.

The article examines one of the most important topics of our state, which affects its development - social and economic security. With the help of the methodological basis, the analysis of assessments of economic security and their threshold values, the entire process of ensuring the socio-economic security of the Russian Federation is being studied. Threats and ways of their solution are identified on the basis of the studied criteria and indicators, as well as the role of the interests of members of society in the socio-economic system of the country. One of the main tools and factors in the development of Russia is the methodological substantiation and analysis, based on indicators, of ensuring socio-economic security, since they help to predict the direction of the state's development rates in the economic sphere, as well as the effectiveness of government bodies' work.

Keywords: socio-economic security, state interests, threats, macroeconomics, threshold values, assessment analysis, development factors, indicators of economic security.

For citation: E. L. Arkhipov, E. N. Boguslav, K. V. Klimina. Socw--economic security as a factor in the development of the state. Economy and ecology of territorial formations, 2021, vol. 5, no 1, pp. 19-25. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2021-5-1-19-25

Введение. Во время больших внешнеполитических угроз, финансовых разногласий в сфере международной экономики, санкций западных стран против Российской Федерации, снижения стоимости нефти и падения уровня жизни значительных слоев населения большое значение приобретает одна из главных проблем развития нашего государства — обеспечение его социально-экономической безопасности.

Стоит отметить, что благодаря социально-экономической безопасности совершенствуются процессы обеспечения жизнеспособности общества и страны в целом, развития предпринимательской деятельности, а также надёжности социального положения и безопасности каждого гражданина государства. Поэтому одним из главных факторов формирования устойчивости России является именно её социально-экономическая безопасность. Цель данной статьи — определить, какие данные необходимо иметь для оценки социально-экономической безопасности страны, а также какие методы исследования использовать для получения этих данных.

Социально-экономическая безопасность. Экономику страны можно представить как совокупность ее экономических интересов, комплекс производственных отношений. Следовательно, базой экономической безопасности является защищенность интересов государства в производственно-хозяйственной сфере [1]. Поэтому жизненно важными, долговременными и устойчивыми должны быть экономические интересы страны, а не простые, малозначительные интересы отдельных членов общества. Но стоит обратить внимание на то, что гражданские интересы в хозяйственной жизни могут быть совпадающими и параллельными, расходящимися и противостоящими. Интересы государства, как правило, стоят на первом месте и обладают индивидуальной основой, так как обуславливают необходимость поддержания жизнеспособности населения, а также реализацию намеченных целей. Государству необходимо разрабатывать и реализовывать жизненно важные вопросы, которые, в свою очередь, отражаются на деловой активности страны, а также обеспечивают её защиту. Также необходимо отметить важность как социальных, так и экономических интересов хозяйствующих субъектов, регионов, отраслей и различных слоев населения. Их согласованность в формировании динамического баланса требуется для функционирования механизма обеспечения социально-экономической безопасности.

Экономическую безопасность можно подразделить на несколько уровней: международный, национальный, региональный, отраслевой и безопасность фирмы. Но стоит заметить, что ключевой является национальная экономическая безопасность, так как она играет определяющую роль в создании надёжности и защищенности всех других уровней экономической безопасности, которые, как показывает опыт, более переменны и в некотором смысле производны от национального, другими словами, от макроэкономического уровня [2-3].

Существуют разного рода процессы и действия, указывающие на угрозы экономической безопасности страны, они вызывают различные неблагоприятные факторы, а также ущемляют интересы граждан. На любую макроэкономику оказывает влияние спектр угроз. Для обеспечения экономической безопасности необходимо выявлять данные угрозы, давать им оценку, изучать уровень безопасности и предотвращать негативное воздействие на макроэкономику.

Руководствуясь системой анализа оценок обеспечения социально-экономической безопасности страны, можно предотвратить угрозы, которые, в свою очередь, могут нанести вред стране. Например, теневая экономика, коррупция, расслоение общества, утрата интеллектуального потенциала, утечка капитала за рубеж и многое другое могут послужить опасностью для Российской Федерации [3-5].

Следует определить алгоритм оценки экономической безопасности страны. Так, на первом этапе создаётся комплекс показателей безопасности, которые характеризуют состояние хозяйственно -экономического процесса, играющего важную роль в обеспечении защиты интересов государства от разного рода угроз. На втором этапе из данного комплекса показателей выделяют те, которые наиболее точно описывают и отображают степень социально-экономической безопасности. Важно обратить внимание на то, что эти отобранные показатели, или, другими словами, индикаторы, должны брать за основу официальные данные статистического учёта, давать точную оценку уровню социально-экономи-

ческой безопасности, опираться на общетеоретическую базу признаков, а также характеризовать важнейшие угрозы макроэкономики. Целью такой оценки является выявление угроз социально-экономической безопасности, а также определение степени опасности, а впоследствии и их устранение.

В процессе анализа оценок обеспечения социально-экономической безопасности необходимо руководствоваться методологической основой, с помощью которой можно более точно и эффективно проанализировать безопасность экономической ситуации в какой-либо сфере. Известно, что существуют динамический, макроэкономический, экономико-математический, эконометрический, экс-пертно-рейтинговый и комплексный методы. На основании правильно подобранного метода проводится изучение и анализ оценки обеспечения социально-экономической безопасности макроэкономики с целью успешного развития Российской Федерации [4-7].

Для определения социально-экономического состояния страны необходимо знать критерии, то есть пороговые значения, которым должны соответствовать данные оценки. Нарушение этих критериев вызывает неустойчивую, отрицательную и опасную деятельность в экономической сфере. Оценить эффективность и рост экономической безопасности и экономической деятельности в целом позволяет сопоставление фактических значений с пороговыми. Несоответствие критериям, а именно отрицательное или сверхположительное фактические значения приводят к потрясению социально-экономической системы, неустойчивости хозяйственной деятельности, падению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, а также снижению способности макроэкономики к активному развитию. Другими словами, из-за несоблюдения пороговых значений происходит разрушение социально-экономической безопасности.

В наше время для успешного развития государства требуется реформирование критериев обеспечения социально-экономической безопасности согласно внутренним ограничениям, как правило, долгосрочного формирования общества, внешним вызовам и поставленным целям. Для результативного существования экономической системы эти показатели должны соответствовать нижним границам критериев. В результате комплекс пороговых значений показателей представляет собой упорядоченный процесс угроз, свидетельствующих об опасности для интересов страны [5-8].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что обеспечение социально-экономической безопасности является важным фактором развития государства. Следовательно, для развития и устойчивости его экономики целесообразно придерживаться принципа «сбережение и приумножение нации».

Для любой сферы общества, для любой сферы деятельности главной ценностью являются люди, поэтому важно в первую очередь уделять внимание таким показателям, как демографический состав населения, продолжительность жизни граждан и естественная убыль. Очевидно, что данные значения находят своё отражение в показателях социально-экономической безопасности, и несоответствие их необходимым критериям как раз и вызывают одну из самых главных угроз для Российской Федерации.

Экономика служит базой для преобразований в других сферах деятельности, в том числе социальной. Экономические показатели, как правило, должны отражать состояние угроз в следующих областях: эффективность экономики, структура ВВП, научное образование, инвестиционный голод, деградация производственного аппарата, использование трудовых ресурсов и продовольственная независимость. Также стоит внести в этот перечень и состояние финансовой системы, так как с её помощью отслеживается и регулируются уровень жизни населения и экономическое положение страны в целом [6-9].

Необходимо объективно оценивать всю систему обеспечения социально-экономической безопасности, а не отдельно внутреннюю экономическую безопасность. Вследствие этого можно дать полную оценку угроз не только для макроэкономики, но и для всей внешнеэкономической ситуации [7-11].

Для рационального и детального анализа угроз социально-экономической безопасности необходимо использовать как общие показатели, которые служат ориентиром для международной экономики, так и специальные, отражающие внутреннее состояние Российской Федерации. На рис. 1 представлены показатели, отражающие положение дел в некоторых главных сферах экономики.

Демографическая сфера:

* ксоффициент рождаемости;

* уровень смершости;

* естественный прирост;

* ожидаемая продолжительность жизни при рождение. Социальная сфера:

* доля наседения,, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;

* соотношение доходов 10% самых богаых и 10% самых бедных групп населения;

* уровень дифференциация субъектов Федерации по среднедушевым доходам;

* уровень безработицы;

* доля расходов на здравоохранение в ВВ11%

* доля расходов на образование в ВВП%

* доля семей, состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях от общего числа семей.

Экономическая сфера:

* темп прироста ВВП;

* темп прироста производительности труда;

* доля инвестиций в ВВП;

* внутренние затраты на исследования и разработай в % к ВВП;

* степень износа основных фондов;

* доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности;

* доля машиностроения в промышленном производстве;

* доля струженной инновационной продукции организаций по видам экономической деятельности;

* доля импортного продовольствия во внутреннем потреблении.

Финансовая сфера:

* дефицит бюджета в % к ВВП;

* объем государственного внутреннего и внешнего долга в % к ВВП;

* объем золотовалюгаых резервов на конец года;

* уровень инфляции за год;

* денежная масса (М2) в % к ВВП.

Рис. 1. Показатели, отражающие положение дел в некоторых сферах экономики

Для улучшения демографической ситуации в России предстоит сократить уровень смертности, в первую очередь людей трудоспособного возраста, матерей и младенцев, укрепить здоровье населения и повысить продолжительность жизни, увеличить рождаемость, укрепить институт семьи, а также привлечь мигрантов в соответствии с требованиями социально-экономического и демографического развития. В социальной сфере следует уменьшить уровень бедности, пересчитать разумно прожиточный

минимум в каждом регионе и реализовывать социальную политику. Для экономической сферы необходимо усовершенствовать систему стратегического планирования, повысить качество государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственную деятельность, оптимизировать регулятивную, а также налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, улучшить механизм бюджетного планирования, повысить эффективность расходов бюджета, увеличить количество производственных компаний и повысить качество их деятельности, совершенствовать работу государственного управления в борьбе с нецелевым использованием и кражей государственных средств, теневой и криминальной экономикой, а также коррупцией. Для повышения финансовой грамотности населения следует разработать специальные образовательные программы, мероприятия, информационные ресурсы и материалы со свободным доступом, обеспечить работу органов государственного управления в области защиты прав потребителей. При реализации всех необходимых мер в каждой из сфер можно добиться нужных показателей, что отразится на благополучном развитии нашего государства [8-13].

Следует осуществить комплекс организационных мер по образованию безопасной экономической среды, с учетом границ ориентировочных пороговых значений безопасного состояния государства. Для начала надо сконструировать и реализовать критерии, другими словами, пороговые значения для каждой области экономической безопасности (внешнеэкономической, научно -технологической, промышленной, энергетической, социально-демографической, финансовой, продовольственной и так далее). Как правило, все данные критерии необходимо официально утвердить.

Стоит заметить, что показатели экономической безопасности уже разработаны, они утверждены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [915]. В перечень этих показателей входят индекс физического объёма ВВП, доля российского ВВП в мировом ВВП, индекс производительности труда, индекс денежной массы (денежные агрегаты М2), уровень инфляции, уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации, доля организаций, осуществляющих технологические инновации, дефицит федерального бюджета, в том числе нефтегазовый дефицит федерального бюджета, отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объёму импорта товаров и услуг, доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения и многие другие. Но стоит отметить, для проведения анализа социально -экономической безопасности одних таких данных мало, так как они не структурированы в определённые группы и, самое главное, нет критериальных значений этих самых показателей. Большое количество пороговых значений рассматривается в научно-экономической литературе, но в основном это те из них, которые не вынесены на федеральный уровень. Авторы статьи считают, что необходимо проанализировать и разработать недостающие параметры и пороговые значения социально-экономической безопасности, принять их на законодательном уровне и утвердить в стратегии экономической безопасности Российской Федерации [10-17].

В государственной системе власти существуют специализированные органы, которые осуществляют прогнозирование, контроль, планирование, а также анализ оценок и результатов. В экономической области данным органом является Министерство экономического развития. Оно отвечает за исследование, создание и осуществление государственной политики обеспечения экономической безопасности в конкретном процессе. За структурную и динамическую безопасность отвечает Министерство экономического развития, за продовольственную безопасность — Министерство сельского хозяйства, энергетическую безопасность курирует Министерство энергетики, финансовую — Министерство финансов и так далее [11-19].

Заключение (выводы). Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что для точной оценки социально-экономической безопасности необходимо использовать только статистические данные, так как именно на их основе производится сравнение с пороговыми значениями, исследуется состояние финансовой, экономической, социальной, демографической и других сфер, а также в целом анализ безопасности Российской Федерации. С помощью данного анализа оценок обеспечения социально-экономической безопасности и правильно выбранного метода исследования можно получить представление о ходе хозяйственного развития региона, округа или государства в целом. Контроль за

этими показателями должны осуществлять специализированные министерства РФ. Важную роль играют национальные интересы страны, защищая их, государство улучшает положение в стране, все сферы деятельности. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что обеспечение социально-экономической безопасности является одним из главных факторов успешного развития нашего государства.

Библиографический список

1. Тюрин, Д. В. Маркетинговый аудит : учебник / Д. В. Тюрин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 285 с.

2. Ляндау, Ю. В. Теория процессного управления : моногр. / Ю В. Ляндау, Д. И. Стасевич. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 118 с.

3. Бузни, Е. Н. История связей с общественностью : учеб. пособие / Е. Н. Бузни. — 2-е изд. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 224 с.

4. Болтинова, О. В. Бюджетный контроль : учеб. пособие для магистратуры / О. В. Болтинова, И. В. Петрова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 160 с.

5. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций : учебник ; под общ. ред. Г. П. Журавлева ; 4-е изд., стер. — Москва : Дашков и К°, 2019. — 920 с.

6. Цифровое право : учебник ; под общ. ред. В В. Блажеева, М. А. Егоровой. — Москва : Проспект, 2020. — 637 с.

7. Теория государства и права: учебник ; под ред. М. Н. Марченко. — Москва : Зерцало-М, 2020. — 708 с.

8. Гарнов, А. П. Инструментарий логистики : моногр. / А. П. Гарнов, Н. С. Киреева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 142 с.

9. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 / Гарант.ру : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 02.03.2021).

10. Казакова, Н. А. Методология риск ориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса : моногр. / Н. А. Казакова, Е. И. Ефремова ; под ред. Н. А. Казаковой ; 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 234 с.

11. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : уч. пособие / В. И. Авдийский, В. А. Дадалко ; 2-е изд., доп. — Москва : Альфа-М : Инфра-М, 2012. — 496 с.

Сдана в редакцию 20.12.2020

Запланирована в номер 10.02.2021

Об авторах:

Архипов Эдуард Леонидович, доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат экономических наук, доцент, AEL5 5555 @mail .ru.

Богуслав Екатерина Николаевна, студентка кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), Boguslav.katya@mail.ru

Климина Ксения Витальевна, студентка кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), Klimina m71@mail.ru

References

1. Tyurin DV. Marketingovyj audit: uchebnik [Marketing audit: textbook].Moscow, INFRA-M, 2020: 285. (In Rus.)

2. Lyandau YuV., Stasevich DI. Teoriya processnogo upravleniya: monogr. [Theory of process control: monograph]. Moscow, INFRA-M, 2019:118. (In Rus.)

3. Buzni EN. Istoriya svyazej s obshchestvennost'yu: ucheb. posobie [History of public relations: study book]. Moscow, the 2nd publ. The University Book, INFRA-M, 2020:224. (In Rus.)

4. Boltinova OV., Petrova IV. Byudzhetnyj kontrol': ucheb. posobie dlya magistratury [Budget control: master's degree manual]. Moscow, Norma, INFRA-M, 2020:160. (In Rus.)

5. Ekonomicheskaya teoriya. Makroekonomika-1, 2. Megaekonomika [Economic theory. Macroeco-nomics-1, 2. Mega-economics]. The Economy of Transformations: a textbook; edited by G. P. Zhuravlev, the 4th edition. Moscow, Dashkov i K°, 2019:920. (In Rus.)

6. Cifrovoe pravo: uchebnik [Digital law: textbook; edited by V.V. Blazheyev, M. A. Egorova]. Moscow, Prospekt, 2020:637. (In Rus.)

7. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik [The theory of State and Law: textbook; edited by M. N. Marchenko]. Moscow, Zerkalo-M, 2020:708. (In Rus.)

8. Garnov AP., Kireeva NS. Instrumentarij logistiki: monogr. [Logistics tools: monogr.] The 2nd publ. Moscow, INFRA-M, 2020:142. (In Rus.)

9. O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : ukaz Pre-zidenta RF ot 13 maya 2017 goda № 208 [On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 208 of May 13, 2017]. Garant.ru. (In Rus.)

10. Kazakova NA., Efremova EI. Metodologiya risk orientirovannogo kontrolya i kontrollinga effek-tivnosti biznesa : monogr. [Methodology of risk-based control and controlling of business performance: monogr.]. Edited by N.A. Kazakova, the 2nd publ. Moscow, INFRA-M., 2019:234. (In Rus.)

11. Avdiiskiy VI., Dadalko VA. Tenevaya ekonomika i ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva : uch. Posobie [Shadow economy and economic security of the State: textbook]. The 2nd publ. Moscow, Al'fa-M, INFRA-M, 2012:496. (In Rus.)

Received 20.12.2020

Scheduled in the issue 10.02.2021

Authors:

Arhipov E. L. associate professor, the department of "Economic Security, Accounting and Law", Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), AEL55555@mail.ru.

Boguslav E. N. student, the department of "Economic Security, Accounting and Law", Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), Boguslav.katya@mail.ru

Klimina K. V. student, the department of "Economic Security, Accounting and Law", Don State Technical University (1, Gagarina sq., Rostov-on-Don, RF, 344003), Klimina m71@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.