Рассмотренные теоретико-методологические особенности антикризисного мониторинга позволяют сформулировать следующие выводы:
- антикризисный мониторинг представляет собой превентивный процесс в системе антикризисного управления СЭС;
- система антикризисного мониторинга содержит аналитический инструментарий в принятии управленческих решений для руководства, собственников промышленного предприятия и регулирующих органов;
- применение мониторинга позволяет выявить траекторию развития предприятий промышленности;
- ключевым элементом рассматриваемой системы является модель антикризисного мониторинга, представляющая собой формализованное представление совокупности параметров (индикаторы, временные интервалы, критические уровни) мониторинга и взаимосвязи между ними;
- параметры модели мониторинга с течением времени необходимо обновлять в целях более эффективной оценки экономического состояния промышленного предприятия с учетом отраслевой специфики деятельности.
Литература:
1. Болквадзе И. Р. Формирование системы мониторинга экономического состояния промышленного предприятия как фактор повышения эффективности системы управления : дис. ... канд. экон. наук / И.Р. Болквадзе. - М., 2004. - 141 с.
2. Вахрушева О. Б. Развитие учета, оперативного анализа, контроля и мониторинга в системе уп-
равленческого учета : монография / О. Б. Вахрушева. - Йошкар-Ола : Стринг, 2010. - 128 с.
3. Доронина Н. Д. Мониторинг экономического состояния, как элемент управления промышленным предприятием : дис. ... канд. экон. наук / Н.Д. Доронина. - М., 2009. - 186 с.
4. Дюжилова О. М. Антикризисное управление промышленностью на основе мониторинга деятельности предприятий : дис. ... канд. экон. наук/ О.М. Дюжилова. - Тверь, 2002. - 236 с.
5. Малышев Ю. А. Формирование системы мониторинга / Ю. А. Малышев, Г. В. Кутергина, В. Ю. Аввакумов // Аудит и финансовый анализ. - 2010.
- № 6. - С. 238-250.
6. Распопов В.В. Превентивное антикризисное управление : учебное пособие / В.В. Распопов, В.М. Распопов. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012.
- 432 с.
7. Рычихина Э. Н. Мониторинг как общая функция управления : монография / Э. Н. Рычихина. -Ухта :УГТУ, 2008.- 140 с.
8. Ряховская А. Н. Теория антикризисного менеджмента : учебник / А. Н. Ряховская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.
9. Свердлина Е. Б. Мониторинг финансового состояния организации / Е. Б. Свердлина // Вестник Омского университета. Серия "Экономика". - 2010.
- №3,- С. 154-159.
10. Стельмах B.C. Мониторинг и диагностики в антикризисном менеджменте / B.C. Стельмах // Актуальные проблемы экономики, управления и права : сборник научных работ (статей) обучающихся. - Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2015. - С. 188-190.
11. Яруллина Г. Р. Динамическая модель мониторинга устойчивого экономического развития промышленного предприятия / Г. Р. Яруллина // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №6. - С. 195202.
СО
1-Н
О си
Q-<
СО си
kJ^7 Г Ё
229
ECONOMIC SECURITY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM Tahumova Oksana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor Kovrakova Evgeniya Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor Kolesnik, Anna Vladlmlrovna, student
Department of Economic analysis, Kuban State Agrarian University named after i. T. Trubiiin, Krasnodar
The problems of economic security have always been the focus of attention of the world's regional systems. This issue is particularly relevant during the period of financial instability and complication of the geopolitical situation in the countries. In this regard, the paper considers the components of economic security as a complex system that characterizes the national interests of the state. The most dangerous types of threats are analyzed and revealed. The criteria and threshold values of economic security for the Russian regions in the industrial, social and financial spheres are revealed.
Keywords: national security; economic system; internal and external threats; threshold values.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПА СНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Проблемы обеспечения экономической безопасности всегда стояли в центре внимания мировых региональных систем. Особенно актуален этот вопрос в период финансовой нестабильности и усложнения геополитической ситуации в странах. В связи с этим в работе рассматриваются составные элементы
УДК 339.9 ВАК РФ 08.00.05
Ф Тахумова О.В., 2018 © Коврякова Е.А., 2018 © Колесник A.B., 2018
ш %
о
ш
2: о
экономической безопасности как сложной системы, характеризующей национальные интересы государства. Проанализированы и выявлены наиболее опасные виды угроз. Раскрыты критерии и пороговые значения экономической безопасности для российских регионов в производственной, социальной и финансовой сферах.
Ключевые слова: национальная безопасность; экономическая система; внутренние и внешние угрозы; пороговые значения.
I
В последнее время экономика станы переживает очередной этап финансового кризиса, что актуализирует вопрос исследования проблем обеспечения экономической безопасности в российских регионах. Данный показатель является одним из наиболее значимых характеристик развития экономики в целом.
В целом, под экономической безопасностью понимается сложная индикативная система, поддерживающая устойчивый рост экономических показателей и направленная на защиту интересов страны.
Составные элементы системы экономической безопасности представлены на рисунке 1.
Концепция и стратегия Национальные интересы
национальной страны
безопасности
Л Угрозы в экономической Индикаторы экономической безопасности
# * среде
*
230 Пороговые значения Организационная
индикаторов экономической структура экономической безопасности
безопасности
Пороговое обеспечение экономической безопасности
ТАХУМОВА Оксана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент
1акИ итоуа@гатЫег. г и
КОВРЯКОВА Евгения Александровна, кандидат экономических наук, доцент
КОЛЕСНИК Анна Владимировна, студентка
кафедра Экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар
Рисунок 1 - Составные системы экономической безопасности
Всю систему можно представить в следующем виде. В ней отражены все актуальные на сегодняшний день интересы России [2].
На основе этой концепции строится понятие места и роли Российской Федерации в мировом сообществе в целом. В связи с нестабильностью на политическом уровне в последнее время, обострился вопрос угрозы экономической безопасности. Заметное снижение некоторых пороговых значений, одним из которых является объем ВВП на сегодняшний день, отражается на не стабильности благосостояния населения страны и экономики в целом.
Индикативная система направлена на оценку и прогнозирование угроз национальным интересам России и умение отражать эти угрозы, путем адаптации органов государственного управления к новым условиям, возникающим в современном окружающем мире.
Для обеспечения экономической безопасности страны, региона, отрасли нужно выделять те факторы безопасности, которые имеют разные проявления и могут выступать как потенциальные угрозы, несущие опасность для жизненно необходимых экономических интересов, как личности, так и государства в целом. Правительством РФ была разработана стратегия экономической безопасности до 2020 года [1 ], в которой сформированы предпосылки для надежного предотвращения угроз национальной безопасности. Наиболее значимые угрозы, по мнению различных авторов, делятся на внешние и внутренние.
Таблица 1 - Система экономической безопасности страны
Концепция Национальные интере- Угрозы экономической Инди- Пороговые значения Организационная Правовое обес-
национальной сы России в сфере безопасности каторы индикаторов структура печение
безопасности экономики эконо- экономической без- экономической экономической
мичес опасности безопасности безопасности
кой безопа
сности
1. Россия в ми- 1. Способность эконо- 1. Потеря производ- 150 по- 1 Объем валового Совбез РФ Управ- 1. Закон о без-
ровом сообще- мики функционировать ственного потенциала казате внутреннего продук- ление экономиче- опасности
стве, ее гло- в режиме расширенно- из-за высокого износа лей та, млрд руб. ской безопасности 2. Государ-
бальная без го воспроизводства основных фондов 2.Валовый сбор Межведомственная ственная страте-
опасность и 2. Конкурентоспособ- 2. Государственный зерна, млн т комиссия по без- гия экономиче-
геополитическая ность государства, долг(внутренний и З.Доля в ВВП инве- опасности в области ской безопасно-
роль бизнеса, личности внешний) стиций в основной экономики Секция сти (Указ
2. Националь- 3. Повышение благо- 3.Корпоративный долг капитал, % Научного совета Президента РФ
ные интересы состояния и качества 4.Высокий уровень 4. Дол я в ВВП рас- Совбеза РФ по эко- 1996 г.)
России жизни населения бедности населения ходов на оборону, номической и соци- 3. Закон о
3. Угрозы 4. Устойчивость финан- 5. Утечка капитала % альной Безопасно- валютном
национальной сово-банковской си- 6. Низкая инновацион- 5. Дол я затрат на сти Федеральные регулировании,
безопасности стемы ная и инвестиционная гражданскую науку в органы, отвечающие о валютном кон-
4. Обеспечение 5. Рациональная струк- активность ВВП, % за экономическую троле
национальной тура внешней торгов- 7. Низкая конкуренто- б.Доля инновацион- безопасность 4. Закон об от-
безопасности ли, доступ отечествен- способность продукции ной продукции в (Минэкономразвития мывании «гряз-
ной продукции перера- 8. Инфляция, включая общем объеме про- России) Региональ- ных» денег
батывающей промыш- скрытое и ожидаемое мышленной продук- ные органы испол-
ленности на внешний повышение цен (есте- ции, % нительной власти (в
рынок, максимально ственные монополии, 7.Доля машино- ряде субъектов Фе-
допустимый уровень страховой бизнес, не- строения и метал- дерации есть сове-
минимально допусти- движимость, лообработки в про- ты безопасности)
мый уровень удовле- зерновой рынок и мышленном произ-
творения внутренних т.д.) водстве, %
потребностей за счет 8. Инфляция, включая 8. Дол я во всем
импорта скрытое и ожидаемое населении лиц с
6. Независимость повышение цен (есте- денежными дохо-
России на стратегиче- ственные монополии, дами ниже прожи-
ски важных направле- страховой бизнес, не- точного минимума,
ниях научно- движимость, %
технического прогрес- зерновой рынок и 9.Отношение дохо-
са т.д.) дов 10% наиболее
7. Сохранение едино- обеспеченного к до-
го экономического ходам 10% наиме-
пространства нее обеспеченного
8. Создание экономи- населения, раз
ческих и правовых 10.Уровень безра-
условий, исключаю- ботицы, % к ЭАН в
щих криминализацию среднегодовом
общества исчислении по ме-
9.Обоснованная доля тодологии МОТ
государственного регу- 11. Уровень моне-
лирования, отвечаю- тизации, % ВВП
щая критериям эффек- 12.Внешний долг,
тивности и социальной % ВВП
направленности разви- 13. Внутренний
тия экономики долг,
% ВВП
14. Дол я расходов
на обслуживание
госдолга, % общего
объема расходов
федерального бюд-
жета
15.Дефицит
федерального
бюджета, % ВВП
1 б.Уровень инфля-
ции, %
17. Дол я продо-
вольствия, посту-
пившего по импор-
ту, в общем объеме
п род о вол ьствен н ых
ресурсов, %
На основании проведенных исследований внутренних и внешнихугроз можно сказать, что наиболее значимыми для страны в условиях глобализации являются угрозы внутреннегохарактера, под которыми понимается недостаточный уровень экономического и социального развития, неспособность к самосохранению, неразвитость инновационной сферы, неэффективный механизм управления. Сохранение данной ситуации делает регионы более уязвимыми для внешних угроз. Наиболее опасные из них представлены на рисунке 2.
В условиях сегодняшнего кризиса и санкций, правительство РФ пытается принимать меры по предотвращению угроз внутри самой страны. Улучшается состояние военно-промышленного комплекса, что ведет к дальнейшему подъему оборонного производства, правительством разрабатываются программы для повышения предпринимательской деятельности, увеличения инвестиционного климата, ведется активная поддержка бизнеса. Но в качестве внутреннихугроз экономической безопасности России на сегодня остается:
I
UJ
S ^
О ш
Z
О X
о
rt
■X ■X ■X
232
1) снижение производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов;
2) снижение конкурентоспособности продукции;
3) отток капитала;
4) высокий уровень инфляции;
5) снижение уровня жизни населения;
6) снижение инвестиционной и инновационной активности;
7) коррупция.
Рисунок 2 - Угрозы экономической безопасности
Главной угрозой экономической безопасности страны является вывоз капитала за границы российских регионов. Так, по официальным данным Минэкономразвития за 2015 год объем превысил 80115 млрд USD, и в настоящее время данный показатель имеет тенденцию к росту. Высокий уровень инфляции влечет за собой сокращение резервов, снижение доходов населения, повышение уровня безработицы. Базой воспроизводства бедного населения, а это примерно третья часть численности страны, является низкий уровень развития экономики. Из-за нестабильности национальной валюты (рубля) происходит снижение инновационно-инвестиционной активности в регионах. Для поддержания оптимального уровня экономической безопасности требуется, прежде всего, уделять внимание развитию научно-технический базы. Это можно сделать за счет формирования конкурентоспособных наукоемких отраслей, расширения производств приборостроения и электротехнической промышленности. Снижение научно-технического потенциала приведет Россию к потере передовых позиций на мировом уровне. Также отрицательным воздействием на экономику страны оказывает коррупция. Некоторые предприятия вынуждены в ходе сво-
ей деятельности нарушать законодательство. Экономика вне правового регулирования сама может стать угрозой экономической безопасности России.
Внешниеугрозы связаны с проявлением глобальной конкуренции. Основной внешний риск для России связан с изменением геополитической ситуации, которая влияет не только на национальную безопасность страны, но и оказывает прямое воздейсвтие на российское общество. Западные санкции против России нанесли и несут большой урон экономике РФ. Сильная сырьевая зависимость многих видов продукции стратегического назначения и продовольствия от западных стран, дало повод задуматься правительству РФ. В настоящее время, по оценкам правительства РФ, всего 30% товаров, продуктов и услуг производиться в нашей стране, а все остальное закупается за рубежом, но данный показатель имеет тенденцию к увеличению из-за роста отечественного производства, что благоприятно влияет на экономическую безопасность страны. Перед государством встала реальная проблема по развитию отечественного предпринимательства, создания экономической мотивации, стимулирование для развития новых технологий и вывода их на новый мировой рынок. С развитием предпринимательства связана также и экономическая безопасность регионов России. К основным внутренним угрозам регионов можно отнести: расслоение населения, снижение темпов роста промышленного сельскохозяйственного производства, безработица, отсутствие инфраструктуры, отдаленность. Надо отметить, что гарантом экономической безопасности страны может быть только государство.
Современная экономика страны - это очень сложная система, состояние которой характеризуется большим числом показателей. По данным исследователей их более трехсот, но по данным исследовательского центра ИЭ РАН было установлено сто пятьдесят показателей (индикаторов), которые позволяют охарактеризовать почти все стороны экономической системы страны на макро- и микроуровне. В дальнейшем для анализа и прогнозирования угроз стало использоваться 19 индикаторов, отражающих наиболее важные стороны эконо-
мической безопасности. Но для экономической безопасности страны главную роль играют не сами индикаторы, а их пороговые значения. Пороговые значения экономической безопасности - это предельные величины, выход за пределы которых грозит падением национальной экономики страны.
В перечень пороговыхзначений может входить значительное количество индикаторов, но с различным содержанием и методами расчета. Следует учитывать также и то, что выход за критические пороговые значения для одних регионов не допустимы, а для других могут быть приемлемы. Для понимания пороговых значений показателей экономической безопасности важно понимать национальные интересы регионов страны. Национальные интересы страны России подробно представлены во втором блоке таблицы 1 системы экономической безопасности страны. К самым важным необходимо отнести:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства.
2. Способность конкурировать на внешнем рынке.
3. Обеспечить повышения уровня и качества жизни населения.
4. Стабильность банковской системы.
5. Обеспечение независимости на стратегически важных направлениях.
Получение пороговых значений показателей экономической безопасности тесно связано с определением национальных приорите-
тов страны. Поскольку самым важным в экономике является улучшение качества жизни и благосостояния населения страны, поэтому при исчислении порогового объема ВВП и других показателей, связанных с ним, исходным должен быть именно рост.
Исследования на мировом уровне доказывает, что возникновение угроз в социальной сфере будет минимальным, когда население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума составят 7-10 %, а разница между богатыми и бедными будет 8%.
Из вышеприведенных данных можно сделать вывод, что значения показателей в 2016 году выходят за рамки пороговыхзначений. За исследуемый период долговая финансовая нагрузка оценивается как "низкая" для федерального бюджета, что может отрицательно сказаться на безопасности российских регионов. Таким образом, можно сделать вывод, что ; в сложившейся ситуации необходимы наиболее кардинальные меры государственного воздействия, так как основным гарантом экономической безопасности в целом выступает именно государство.
Примечания:
1. Митяков Е.С., Митяков С.Н. Сравнительный анализ подходов к вычислению обобщенного индекса экономической безопасности России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№3.
2. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/[режим доступа 12.12.2017 г.]
СО
1-Н
О си
Q-<
СО си
kJ^7 Г Ё
233
ANALYSIS OF INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS ТО JUSTIFY MANAGEMENT DECISIONS ТО OPTIMIZE THE CAPITAL STRUCTURE OF RUSSIAN COMPANIES
Tahumova Oksana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economic analysis Khramchenko Anna Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance Pushkarskaya MargaretAlexeevna, student
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar
The rational structure of capital is one of the significant indicators of the effective functioning of the enterprise. In the article the method of optimization of capital structure of engineering enterprises of the Krasnodar territory according to the criteria "Sustainability" and "Profitability". In particular, the deviation of the capital structure from the optimal one by the criterion of "Stability" was assessed by analyzing the factors of internal and external environment and its assets by the criterion of "Profitability".
Keywords: the capital optimization; the theory of stakeholders; factors specific to the asset; economics; capital structure of Russian companies; Analysis of internal and external factors.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ УДК 339.9
ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВАК РФ 08.00.05 ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Рациональная структура капитала представляется одним из значимых инди- @ Тахумова О.В., 2018 каторов эффективного функционирования предприятия. В статье предложен