Научная статья на тему 'Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации'

Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная экология / образование / студенты / профессиональная подготовка / рациональное природопользование / принцип
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экологическое образование студентов: сущность и принципы реализации»

УДК 301:517.4:37

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья направлена на выявление сущности и особенностей социально-экологического образования студентов, обусловленного обостряющимся характером отношений в системе «общество-природа», необходимостью в связи с этим готовить учащуюся молодежь к оптимальному взаимодействию с природной средой в рамках избранной профессии. В статье сформулированы и раскрыты основные принципы осуществления образования студентов в области социально-экологических отношений.

Ключевые слова: социальная экология, образование, студенты, профессиональная подготовка, рациональное природопользование, принцип.

Одной из важнейших черт современного периода выступает усиливающаяся острота социально-экологических противоречий. Обязательность их разрешения обусловлена необходимостью сохранения благоприятных условий среды жизни человечества, здоровья его и каждого человека, потенциала природы для дальнейшего устойчивого социального развития.

Важную роль в преодолении этих противоречий призвана сыграть студенческая молодежь. Однако эффективность решения возникающих социально-экологических проблем во многом определяется степенью подготовленности молодежи, уже усвоенным ею позитивным опытом взаимодействия с природной средой, способностью изучать, охранять, восстанавливать и возобновлять природные условия и ресурсы.

Расширение и обогащение такого опыта, дальнейшее развитие способности оптимизировать социально-экологические отношения во многом связаны с экологизацией целей и содержания образования, в частности высшего, с необходимостью формирования у будущих специалистов не только прочных социально-экологических знаний, но и умений рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с окружающей природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений. Отсюда возникает проблема разработки специального - социально-экологического образования студентов, тесно связанного с их профессиональной подготовкой, поскольку каждая профессия так или иначе связана с природной средой, использует ее потенциал и, вместе с тем, имеет определенные возможности ее сохранения и возобновления. Решение проблемы осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретических (аналитико-синтетического, сравнительного, абстрагирования, формализации, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования); эмпирических (опроса, наблюдения, педагогического эксперимента).

Наше исследование, проводимое в рамках деятельностного подхода, позволило выявить сущность социально-экологического образования студенческой молодежи и определить принципы его реализации. Социально-экологическое образование студентов предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемый необходимостью решения социально-экологических проблем, как важнейшего условия дальнейшего устойчивого развития общества и направленный на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования.

Социально-экологическое образование студентов, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание, целью которых выступает усвоение студентами ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой, созидательной деятельности в природной среде, опытом человеческого отношения к природе: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней. Социальноэкологическое образование студентов направлено на формирование их общей экологиче-

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

Merzlikina@bsu.edu.ru

ской культуры, которая, по определению Мамедова Н.М., предполагает способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и улучшение окружающей природной среды; это способ соединения человека с природой, как бы примирения с ней на основе более глубокого ее познания и понимания. Люди в большей степени преуспеют в своей деятельности, если будут не противостоять природе, а опираться на ее силы, использовать ее могучие креативные возможности (1).

Именно в этом направлении и должна осуществляться образовательная деятельность студентов в области взаимодействия с природной средой, причем, с учетом определенных принципов. Сформулировать некоторые принципы социально-экологического образования студентов нам позволили: общенаучные принципы, специфические принципы общего образования (В.В.Краевский, М.Н.Скаткин), общего экологического (И.Д. Зверев, И.Т.Суравегина), принципы социально-экологического образования школьников (Шилова В.С.), указания Н.М.Мамедова и принципы профессиональной деятельности (В.Д.Шадриков) (2)

Раскроем те из них, которые целесообразно соблюдать педагогу во взаимодействии со студентами по поводу формирования их отношения к природной среде в процессе овладения определенной специальностью, т.е. принципы организации педагогического процесса. Так, принцип связи профессиональной и социально-экологической подготовки предполагает необходимость такой организации педагогического процесса, при которой становление профессиональной готовности личности студента связывается с формированием и социально-экологической готовности. Это означает, что каждый элемент готовности (интегративного личностного качества), в частности, (мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой, оценочный) должен наполняться особым профессиональным и социально-экологическим содержанием. Последнее включает в себя профессиональные и социально-экологические знания, соответствующие им умения и навыки, опыт творчества в профессиональной деятельности, реализующейся во взаимоотношениях с природной средой; эмоционально-ценностное отношение к ней.

Наполнение элементов рассматриваемой готовности сложным содержанием, отражающим не только особенности избранной специальности, но и специфику социальноэкологических отношений, обусловлено тем, что трудовая деятельность является связующим звеном в системе «общество-природа», именно в процессе труда используются условия и ресурсы природы и именно в результате трудовой деятельности природному окружению наносится непоправимый ущерб. С другой стороны, существенным моментом трудовой деятельности является ее позитивная направленность, заключающаяся не только в использовании природных богатств на благо общества, но и в их охране, восстановлении и возобновлении. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки студентов должна учитываться не только профессиональная готовность к труду, но и устойчивые установки, мотивы, черты характера специалиста, определяющие его нормативное поведение в окружающей природной среде.

Другим, необходимым принципом организации социально-экологической образовательной деятельности выступает требование интеграции и дезинтеграции. Принцип интеграции является одним из основных в исследовании социоприродных процессов и явлений, их отображения в общественном сознании, в частности, в содержании образования. В контексте дезинтеграции социально-экологическое образование представляет собой самостоятельный элемент системы образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), развивающийся в соответствии со своими закономерностями, на своих принципах, достигает свои цели и задачи. В рамках профессиональноэкологической подготовки принцип интеграции и дезинтеграции предполагает объединение всех компонентов подготовки специалиста вокруг идеи устойчивого развития страны, основу которого составляют новые экологические знания, не только объясняющие неизвестные стороны действительности, но и призывающие выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности, прежде всего к труду (Мамедов Н.М.).

/"Ч <-> <->

С другой стороны, выделенный принцип предполагает рассмотрение системы социально-экологического образования студентов как части высшего образования, как особое направление его профессиональной подготовки, элемент его общей культуры, фундамент практической деятельности в окружающей среде. Реализация этого принципа пред-

полагает и определение функций каждой дисциплины в общей системе социальноэкологического образования, выделение межпредметных связей; согласование методов, средств и форм организации педагогического процесса, определение новых путей экологизации высшего образования. Вместе с тем, социально-экологическое образование студентов требует специального своего изучения, обусловленного потребностями общества в специалистах, способных устанавливать гармоничные отношения со средой в трудовой деятельности и жизни, содействовать устойчивому развитию общества.

Следующий принцип организации СЭОС, обусловленный общенаучным принципом развития, выступает принцип достижения социально-экологической гармонии в профессиональной деятельности. Гармония в переводе с греческого означает согласованность, стройность в сочетании чего-либо. Однако к реализации идеи гармонии в системе «общество-природа» необходимо специально готовиться, причем, не только в системе общеобразовательной подготовки, но и в системе профессионального образования.

На ступени высшего образования этот принцип предполагает согласованность целей и содержания профессиональной и экологической подготовки, использование методов, средств и форм этих направлений на общей основе, придание стройности педагогическому процессу, реализующему цели и задачи формирования социально-экологической и специальной готовности студентов. В рамках настоящего принципа целесообразна согласованность и основных составляющих целостного педагогического процесса: обучения и воспитания, включения студенческой молодежи в активную познавательную и практическую деятельность по освоению профессионального и социально-экологического опыта, усвоению норм и правил взаимодействия с природой в процессе работы по избранной специальности; проявлению собственной инициативы и творчества в установлении гармоничных отношений с природой. Уместным в данном случае будет вспомнить педагогический идеал В.Гете, который видит смысл воспитания в формировании гармонически свободного человека, «развития всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие». Природа для него - это «большой организм, в котором господствуют гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижность порядка, достоинства и недостатков» («Метаморфоза животных», 1819).

Еще одним необходимым требованием в социально-экологическом образовании студентов выступает принцип рассмотрения социально-экологических отношений в контексте стратегии устойчивого развития. Напомним, что стратегия устойчивого развития была предложена в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию, где были сделаны выводы о необходимости перехода человечества на путь устойчивого (поддерживаемого) развития. В широком смысле эта стратегия направлена на достижение гармонии в отношениях человека, общества и природы. Именно с этих позиций предлагаемый принцип обязывает изучать, исследовать, восстанавливать и воспроизводить природные условия и ресурсы, включенные в контекст профессиональной деятельности, выявлять и использовать ее потенциал с целью гармонизации социоприродных отношений. Овладевая избранной специальностью, студенты должны убеждаться в объективном единстве природы, общества и культуры, историческом характере их отношений; в целостности теоретического и практического уровней познания и деятельности.

С другой стороны, этот принцип предполагает осознание обществом, каждым человеком таких явлений действительности как: дисгармония, социально-экологические противоречия, кризисы, катастрофы, обусловленные нерациональной деятельностью человечества; осознание меры в использовании природных богатств в трудовом процессе; необходимости личного участия в поддерживаемом (устойчивом) развитии общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. Кроме того, рассматриваемый принцип требует и особой деятельности в составе профессиональной - прогностической, сущность которой заключается в умении предвидеть, предсказывать результаты не только своей профессиональной деятельности, но и состояния природной среды, вовлеченной в производственный процесс, своего участия в развитии конкретных социоприродных взаимодействий, обусловленных избранной специальностью.

Не менее значимым в организации процесса социально-экологического образования студентов является и принцип саморегуляции. Саморегуляция (от лат. - regulare

- приводить в порядок, налаживать) предполагает целесообразное функционирование живых систем разного уровня организации и сложности. Этот принцип в рамках подготовки студентов к социально-экологическим отношениям требует развития каждым субъектом умения принять в качестве цели гармоничное взаимодействие с природными объектами в ходе трудовой деятельности; разработать программу экологически целесообразных действий, модель сопутствующих условий (главных и второстепенных); систему критериев эффективности профессиональной и социально-экологической деятельности; способы получения информации о ее результатах; оценивать полученные результаты с конкретной производственной целью и гармонией в конкретных социально-экологических взаимодействиях - идеальной целью этих взаимодействий; умения принимать решения о необходимости и характере корректировки профессиональной и социальноэкологической деятельности. Важность саморегуляции во взаимодействии с природным окружением, включая и трудовую деятельность, состоит в том, что она предполагает прежде всего активную позицию субъекта в решении каких-либо вопросов, обусловленных связями процессов, явлений реального мира; реализуется в индивидуальной форме, привносит разнообразие во внешние социоприродные процессы, сказывается на их результатах. В силу того, что саморегуляция формируется в педагогическом процессе, сформулированный принцип требует и активности преподавателя во взаимодействии со студентами, направленном на овладение ими определенной профессией; опытом экологически целесообразной деятельности.

Другой необходимой группой принципов в социально-экологическом образовании студентов выступают принципы управления их деятельностью. Одним из этих принципов является принцип связи СЭОС с рациональным природопользованием в повседневной жизни и деятельности. Он обусловлен, во-первых, общенаучным принципом всеобщей связи, во-вторых, общепризнанным в отечественной психологии и педагогике законом единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.) (3).

В рассматриваемом контексте этот принцип означает, с одной стороны, сформированные в специально созданных условиях социально-экологические знания, умения, навыки (т.е. в процессе обучения и воспитания); с другой - знания о взаимодействии общества с природой, приобретаемые в непосредственном взаимодействии с ней, в частности, в трудовой деятельности, предметом которой выступают природные условия и ресурсы; в художественной деятельности, где окружающая природа выступает объектом познания и отображения специфическими средствами ее свойств и связей; в других видах деятельности, так или иначе вовлекаемых в социально-экологические отношения.

Вместе с тем, в обоих случаях обучающиеся должны убеждаться в необходимости рационального использования природного потенциала, его охраны, восстановления, возобновления; необходимости получения истинных знаний о взаимодействии общества с природой, современном состоянии и тенденциях развития, обязательности формирования экологически целесообразного поведения и деятельности. Рассматривая этот принцип с точки зрения построения целостного педагогического процесса в условиях вуза, следует отметить, что формирование когнитивного компонента готовности студентов к рациональному природопользованию должно сочетаться с формированием мотивацион-но-потребностного и операционально-деятельностного компонентов, продолжаться в реальной практической деятельности по сбережению и облагораживанию среды жизни людей. При этом особый акцент делается на возможностях избранной профессии содействовать решению социально-экологических задач, на потенциале коллективных отношений, способных преодолевать возникающие в системе «общество - природа» противоречия; на возможность каждого человека вносить свой вклад в распространение идеи бережного отношения к окружающей среде во всех сферах производственной и непроизводственной деятельности. Воспитывающая ценность включения студентов в социальноэкологическую практическую деятельность заключается в ее социоприродной направленности, интеллектуальном содержании, общественно-значимых отношениях, складывающихся в процессе ее протекания; организационном и нравственном характере.

Принцип соответствия управления и самоуправления в процессе социально-экологического образования студентов. Этот принцип исходит из двух основных позиций: управления педагогической системой и самоуправления личности в структуре этого процесса. Иначе говоря, управление педагогическим процессом в вузе

предполагает выполнение основных педагогических функций: анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррекции с целью упорядочения этого процесса или перевода его в новое более качественное состояние. Что касается самоуправления личности, то оно предполагает управление личностью своим состоянием, своей деятельностью, своими условиями существования. Необходимыми составляющими самоуправления выступают: самоанализ, самооценка, самоорганизация, самоконтроль, саморегулирование.

Исходя из этих двух позиций, определялась сущность раскрываемого принципа. Он предполагает такое требование, при котором внешняя сторона - управление - создает внешние условия для успешного функционирования процесса социально-экологического образования студентов: учебно-методические, финансово-материальные, обеспеченность преподавательскими кадрами и т.п.. Внутренняя сторона - самоуправление, содействует усвоению социально-экологического опыта, основные компоненты которого изложены в учебных планах, программах, учебных пособиях и других источниках; включению в активную деятельность по рациональному природопользованию; пропаганде социальноэкологических знаний среди широких масс населения. Важнейшим условием в этом совместном процессе выступает согласование целей, содержания, управленческой и само-управленческой деятельности; специально отобранного сочетания методов средств и форм взаимодействия; сознательно устанавливаемых внешних связей со всеми субъектами процесса природопользования.

Принцип вариативности социально-экологического образования студентов (varians - лат. изменяющийся) предполагает существование многих возможных вариантов образования студентов в области окружающей среды. Вариативность в этом случае относится ко всем элементам целостного педагогического процесса: целям, содержанию, методам, средствам и формам организации, контролю за этим процессом. Применительно к целям вариативность касается их конкретных проявлений, частных задач, решаемых в уже определенных условиях: образовательном учреждении, группе и т.п. Однако изменяющиеся оперативные цели и задачи должны, тем не менее, исходить из главной цели общего экологического образования - формирования экологической ответственности каждого человека, независимо от его особенностей. Вариативность содержания социально-экологического образования студентов обнаруживается в видоизменении существующих сегодня учебных нормативных документов (планов, программ, учебных пособий и т.п.); в разработке новых образовательных концепций, отражающих систему «общество - природа» и учитывающих «... интеллектуальный климат эпохи, доминирующие ценностно-мировозренческие установки, богатство многообразных духовных потребностей общества» (Н.М.Мамедов). Вариативность компонентов процессуальной стороны прослеживается в разнообразии методов, средств и форм социально-экологического обучения и воспитания учащейся молодежи; в различных их комбинациях; в использовании различных видов и способов учебно-познавательной, учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности; включении студентов в процесс непосредственного взаимодействия с природной средой с целью ее изучения, охраны, восстановления и возобновления.

С другой стороны, существование разнообразных подходов к решению задач социально-экологического образования студентов позволяет каждому его участнику, прежде всего педагогам и обучающимся, реализовывать и свое право выбора варианта подготовки к установлению гармоничных отношений со средой в условиях вуза; выбора такого варианта, который, помимо образовательных и профессиональных задач, способствовал бы раскрытию способностей отдельной личности, их развитию, реализации творческого потенциала. Принцип вариативности касается и такого элемента, каким выступает управление социально-экологическим образованием студентов. В этом контексте принцип требует выбора соответствующего имеющимся условиям варианта управления: его требований, содержания, характера, стиля, управленческих циклов.

Тесно связан с предыдущим принцип альтернативности и дополнительности учебного познания социально-экологических отношений. Напомним, что альтернатива (alternative - лат. один из двух) означает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Обязательность этого принципа в социальноэкологическом образовании студентов определена необходимостью вариативного разви-

тия современной науки, о чем пишут многие ученые (А.Д.Урсул, Н.М.Мамедов и др.) (4). В условиях образовательного процесса в вузе этот принцип требует изучения социальноэкологических отношений с позиции различных наук, причем, как естественных, так и гуманитарных; поиска общей методологической основы, объединяющей различные концепции взаимодействия общества и природы; выявления дополнительных источников выделения особенностей этого взаимодействия и отображения его в рамках научных знаний. Вместе с тем, принцип позволяет привлекать информацию, представленную не только наукой, но и другими формами общественного сознания: философией, политикой, правом, искусством, моралью, религией.

Одним из важнейших принципов управления процессом социально-экологического образования студентов выступает принцип формирования социальноэкологической ответственности. Ответственность психологи понимают как осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Этот принцип сформулирован российскими учеными И.Д.Зверевым, И.Т.Суравегиной, Н.М.Мамедовым в контексте общего экологического образования школьников. Под экологической ответственностью И.Т.Суравегина понимает меру свободы человека в условиях экологической необходимости как единства сознания, чувства и воли, как мировоззрение, опирающееся на конкретное знание. Экологическая ответственность человека проявляется, с одной стороны, отношением к своему здоровью, с другой - отношением к окружающей среде: природной, социальной, производственной, бытовой. Характерными чертами экологической ответственности школьников выступают: единство рационального понимания экологических ситуаций и их эмоционального восприятия; конкретная деятельность и творческий подход к решению экологических проблем; убежденность в необходимости соблюдения экологических требований и забота о будущих поколениях (5). Формирование экологической ответственности должно осуществляться уже в дошкольных учреждениях, системе общего среднего образования, закладывающих прочные основы ее повышения в системе высшего профессионального образования, где это качество личности находит новые возможности для закрепления, перевода в глубокую убежденность в необходимости не только использования, но и сохранения природно-ресурсного потенциала в целях настоящего и будущего поколений. Рассматриваемый принцип требует сознательного соблюдения студентами в процессе овладения ими избранной специальности, а также в дальнейшей профессиональной деятельности моральных принципов и нравственных норм взаимодействия с природной средой в соответствии с перспективой устойчивого развития общества, гармоничных социально-экологических отношений. Освоение избранной профессии позволит студентам знакомиться с ее возможностями преодолевать социально-экологические противоречия, овладевать способами ликвидации нанесенного природе ущерба, восстанавливать ее производственный, культурный, оздоровительный потенциал, раскрывать новые возможности ее познания и включения в процесс жизнедеятельности. Принцип предполагает, что развитие экологической ответственности в условиях вуза осуществляется в учебное и во внеучебное время, в различных видах деятельности: учебнопознавательной, трудовой, исследовательской, общественной, художественной и др. Важнейшим направлением экологически целесообразной деятельности, в которой укрепляется чувство ответственности и долга, выступает деятельность, связанная с непосредственным улучшением ближайшего природного окружения, со здоровым образом своей жизни и других людей. В контексте рассматриваемого принципа следует учесть мнение психологов, которые подчеркивают, что ответственность за принятие и успех решения (особенно в коллективе) определяется во многом уровнем развития этого коллектива, например студенческой группы, его сплоченностью, общими ценностными ориентациями, эмоциональной идентификацией, в частности, по отношению к природному окружению. Вместе с тем, учеными доказано, что есть реальная возможность психолого-педагогического влияния на процесс формирования у членов коллектива самокритичности и адекватной оценки степени личной ответственности за исход общего дела (6).

Резюмируя изложенное в статье, подчеркнем следующее. Включаясь в процесс природопользования, специалист непосредственно или опосредованно вносит изменения в природную среду, которые, порой, приводят к исчезновению многих видов животных и

растений, опустыниванию территории, загрязнению воды, воздуха, почвы, пагубно влияют на здоровье человека и человечества.

Дальнейшее устойчивое развитие нашего государства и общества во многом определяется подготовленностью граждан к решению проблем взаимодействия общества с природой. Особая роль в этом процессе отводится учащейся молодежи, включая студенческую, призванную на основе опыта прошлых поколений оптимизировать отношения с природой в настоящем, закладывать основы гармоничных отношений в будущем.

Значительную помощь в этом окажет специальное социально-экологическое образование студентов, которое, интегрируясь с профессиональным, позволит будущему специалисту видеть не только связи объекта его профессиональной деятельности с природной средой, но и выявлять возможности сохранения природного потенциала средствами своей профессии. В связи с этим возникает целый ряд перспективных исследовательских задач, среди которых: выявление потенциала содержания подготовки к отдельным, прежде всего гуманитарным профессиям; установление педагогических условий усвоения содержания социально-экологического образования студентов; компьютеризация процесса образования в области социально-экологических отношений; разработка методического обеспечения целостного педагогического процесса социально-экологического обучения и воспитания учащейся молодежи; раскрытие творческого потенциала студентов во взаимодействии с природой; развитие эмоционально-ценностного отношения к ней и др. Решение этих и возникающих новых задач позволит студентам гармонизировать отношения с природой в рамках избранной профессии, способствовать тем самым устойчивому развитию России.

Список литературы

1. Мамедов Н.М. Культура. Экология. Образование. - М., 1996.

2. Краевский В.В., Скаткин М.Н. Теоретические основы содержания среднего образования - М., 1983; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина - М., 1983; Зверев И.Д., Суравеги-на И.Т.Экологическое образование школьников - М., 198з;Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников. Монография - М.; Белгород, 1999; Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996; Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М., 1989; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., 1975.

4. Урсул А.Д.Проблемы социальной экологии и задачи интенсификации производства -Львов, 1987; Мамедов Н.М. Культура. Экология. Образование. - М., 1996.

5. Суравегина И.Т. Учителю об экологии. - М., 1999; Экологическая культура и образование. Опыт России и Беларуси / Под ред. Глазачева С.Н. - М., 2000.

SOCIALLY-ECOLOGICAL FORMATION OF THE STUDENTS : ESSENCE AND PRINCIPLES OF REALIZATION

Clause is directed on revealing of essence and features of socially-ecological formation of the students caused by a becoming aggravated character of attitudes in system "society-nature", necessity in this connection to prepare for a studying youth to optimum interaction with an environment within the limits of the selected trade. In clause main principles of realization of formation of students in the field of socially-ecological attitudes are formulated and opened.

Keywords: social ecology, formation, students, vocational training, rational wildlife management, a principle.

V.S. Shilova

Belgorod

State

University

e-mail:

Merzlikina@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.