DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-351-357 ГАРМЫШЕВ Ярослав Владимирович,
NIION: 2018-0076-9/21-205 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021 -09-404 доцент кафедры уголовного права и криминологии
Института юстиции Байкальского государственного университета,
е-mail: garmyv@mail.ru
ГАРМЫШЕВ Владимир Викторович,
кандидат технических наук, преподаватель кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский национальный исследовательский технический университет, e-mail: diamant1959@mail.ru.
ТАРАСЕНКО Василий Анатольевич,
кандидат технических наук, доцент начальник кафедры профессиональной подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России, e-mail: pantsui@mvd.gov.ru.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ, В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНДАРТОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется свойства социально-экологического и уголовно-правового характера противоправных деяний и их последствий, связанных с пожарами. Определено их влияние на формирование криминологических характеристик в сфере охраны общественной безопасности от пожаров с учетом отдельных региональных характеристик при реализации стандартов государственной политики в России. На основе анализа статистических показателей причин и условий последствий пожаров на примере Иркутской области и теоретических концепций формулируются выводы об их общественной опасности. Обосновывается позиция о том, что повышенная социальная ценность охраны прав граждан и окружающей природной среды как объекта посягательства требует более четкой нормативной регламентации, что возможно в рамках полной реконструкции отраслевого законодательства в целях его систематизации и универсализации. Обращается отдельное внимание на понимании вины в деяниях, связанных пожарами и предлагается системный подход к определению интеллектуальных и волевых процессов. Сделан вывод о необходимости пересмотра ряда позиций с целью их воплощения в отечественной доктрине, предложены пути и направления осуществления современной государственной политики с учетом реалий постмодернистской идеологии нового общества.
Ключевые слова: пожарная безопасность; юридическая ответственность; криминализация; общественная опасность; объект преступления.
GARMYSHEV Yaroslav Vladimirovich,
PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology Institute
of Justice of Baikal State University
GARMYSHEV Vladimir Viktorovich,
PhD, lecturer of the Departments of Industrial Ecology and Life Safety, Irkutsk National Research Technical University
TARASENKO Vasily Anatolyevich,
PhD, Head of the Department of Vocational Training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
SOCIO-ECOLOGICAL AND CRIMINAL-LEGAL ASPECTS OF ILLEGAL ACTS RELATED TO FIRES IN THE SYSTEM OF ENSURING PUBLIC
SAFETY STANDARDS
Annotation. The article analyzes the properties of the socio-ecological and criminal-legal nature of illegal acts and their consequences related to fires. Their influence on the formation of criminological characteristics in the field of public safety protection from fires, taking into account certain regional characteristics in the implementation of state policy standards in Russia, is determined. Based on the analysis of statistical indicators of the causes and conditions of the consequences of fires on the example of the Irkutsk region and theoretical concepts, conclusions about their public danger are formulated. The position is substantiated that the increased social value of protecting the rights of citizens and the environment as an object of encroachment requires clearer regulatory regulation, which is possible within the framework of a complete reconstruction of sectoral legislation in order to systematize and universalize it. Special attention is paid to the understanding of guilt in acts related to fires and a systematic approach to the definition of intellectual and volitional processes is proposed. The conclusion is made about the need to revise a number of positions in order to implement them in the national doctrine, the ways and directions of implementing modern state policy are proposed, taking into account the realities of the postmodern ideology of the new society
Key words: fire safety; legal responsibility; criminalization; public danger; object of crime
На современном этапе развития российского общества государство признает, что человек, его достоинства, неотъемлемые права и свободы представляют собой высшую ценность. Приоритет человека делает необходимым доброжелательные отношения между людьми, соблюдением правил общежития, заботливое отношение к воспитанию подрастающего поколения, безопасную эксплуатацию и пользование источниками повышенной опасности, создание условий, обеспечивающих здоровое население. Стабильное существование государства, его общественных институтов, гармоничное развитие физических и духовных качеств личности, реализация законных прав и интересов людей возможно только при наличии определённого уровня защищённости эти ценностей.
Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02 июля 2021 г. № 400 в системе нормативных задач в России определено, что должна быть создана и реализована государственная политика, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, выбор данного курса обусловлен объективным влиянием времени современной ситуации [1] Стратегия. Пожарная безопасность является одной из важных составляющих национальной безопасности страны.
Анализ обстановки с пожарами на современном этапе показывает, что пожары продолжают наносить серьёзный ущерб экономике России, при этом отмечается устойчивая тенденция роста пожароопасности. В последнее десятилетие состояние пожарной безопасности в России
приобрело выраженный кризисный характер и масштабы неосознанной национальной проблемы.
Детальные статистические исследования распределения пожаров по их причинам позволили установить, что все причины пожаров, которые происходили можно разделить на 3 группы [5,7]:
1) Природные - энергия Солнца, удары молнии, самовозгорание (тепловое, химическое, микробиологическое) - около 0,3% всех пожаров;
2) Техногенные - неисправности в электросетях, электроприборах, системах отопления, вентиляции, других инженерных сетях и приборах, которые повлекли за собой возникновение пожаров и его последствий и т.д. - 45,7% всех пожаров;
3) Социальные - поджоги, неосторожное обращение с огнем, шалость детей с огнем, курение, нарушение правил пожарной безопасности в быту и на производстве. На социальные причины возникновения пожаров в области приходится до 54% всех пожаров. Важно отметить, что по этой же причине, при пожарах погибло 66,5% всех жертв в регионе, а прямой материальный ущерб от таких пожаров превысил 58,9% общего ущерба от всех пожаров.
Для выработки долговременной стратегии управления пожарными рисками в целом по России необходимо выявить по каким причинам возникают пожары, а как же учитывать личностные характеристики виновных лиц [2,8]. Полагаем, что колебания числа пожаров, травматизма и гибели людей вызваны в первую очередь изменениями социальных и природно-климатических условий, и временными факторами. Тем не менее, на сегод-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
няшний день необходимы более глубокие и детальные исследования этого вопроса для последующей прогнозной оценки и разработки управленческих решений, направленных на снижение последствий пожаров, для начала хотя бы
на примере отдельно взятого региона: Иркутской области, что является задачей настоящей статьи.
На основании выполненных авторами исследований на примере Иркутской области были получены усредненные значения причин пожаров и их последствий за 2013 - 2020 гг, (таб. 1).
Таблица 1
Усредненные значения причин пожаров в Иркутской области и их последствий за 2013 - 2020гг.
Причина пожара Последствия пожаров
Коли-чество пожаров, ед. Коли-чество погибших, чел. Количество травмированных, чел. Прямой ущерб, млн. руб.
Поджог 384,6 3,2 15,8 107,52
Неисправность производственного оборудования и нарушение технологического процесса 9,6 0,2 2,8 3,73
Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ 1015,4 53,0 52,0 90,41
Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ 18,2 - 4,4 3,75
Взрыв 3,4 0,6 8,2 20,26
Самовозгорание веществ и материалов 2,2 - - 0,40
Нарушение правил устройства и эксплуатации печей 410,8 16,0 21,8 14,04
Нарушение правил устройства и эксплуатации теплогенерирующих установок 9,6 - 1,6 1,42
Нарушение правил эксплуатации газовых устройств 6,0 0,6 4,6 0,44
Неосторожное обращение с огнем 1053,6 132,2 88,2 44,97
Шалость детей с огнем 51,0 3,4 9,6 1,72
Грозовые разряды 6,4 - - 0,19
Неустановленные причины 3,6 - 0,6 1,61
Нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств 197,8 0,6 4,4 27,06
Прочие причины 11,0 0,4 1,2 0,71
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что около 33,1% всех пожаров в Иркутской области происходит из-за неосторожного обращения людей с огнём. При проведении анализа установлено, что по этой же причине при пожарах в вышесказанном регионе погибло 62,9% всех жертв, прямой материальный ущерб составляет 14,1%.
На втором месте находится причина пожара, связанная с нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования - каждый четвертый пожар в Иркутской области. По этой причине произошло 31,9% всех пожаров, при которых погибло 25,2% всех жертв пожаров, прямой материальный ущерб от таких пожаров 28,4%. Эти пожары произошли по вине «человеческого», т.е. социального фактора.
Процентные показатели распределения количества пожаров по основным видам объектов на территории Иркутской области в результате нарушений правил пожарной безопасности выглядят следующим образом:
- жилые здания - 40,3%
- производственные здания - 29,5%
- объекты торговли - 11,4%
- общественные здания - 7,8 %
- сельскохозяйственные объекты - 4,8%
Таким образом, если только взять в качестве
примера отдельный регион России: Иркутскую область, то уже достаточна видна высокая степень общественной опасности деяний, связных с пожарами при определении объекта противоправного деяния, которая обусловливается прежде всего внутренними свойствами последствиями данных деяний в криминологическом аспекте. Они нарушают функциональную предназначенность общественной безопасности, для которой характерно обеспечение, во-первых, безопасности неопределенно широкого круга правоохраняе-мых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов и т.д.); во-вторых, неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц; в-третьих, охраны, наряду с общественной безопасностью, и других социальных благ. Таким образом, можно сказать, что общественная безопасность обладает свойством «комплексного» объекта охраны.
В современных условиях правовой оценки последствий хозяйственной деятельности человека, что обусловлено главным образом ее потенциальной опасностью для окружающей природной среды на первый план выдвигается экологическое значение правового регулирования в сфере установления стандартов развитиях общественных отношений в контексте рационального природопользования, что особенно актуально при проти-
водействии лесным пожарам, что так же важно для Иркутской области, которая обладает значительными лесными ресурсами. В этой связи, при рассмотрении вопроса о характеристике степени общественной опасности отдельных продуктов горения поступающих в атмосферу на примере лесных пожаров в научной литературе отмечается [6, с. 24], к примеру, ежегодно их доля от горения условного топлива составляет 32х1012 кг, они для атмосферы не представляет существенной опасности.
Последствия же загрязнения воздуха от лесных пожаров на текущий момент в обществе рассматриваются как обычный процесс горения, однако, полагаем, что анализируемым фактам последствий не всегда даётся комплексная юридическая оценка социальных, экологических и экономических последствий, что может составлять факт экологического правонарушения в масштабах какого-либо региона России.
В экологическом законодательстве России презюмируется, что любая хозяйственная детальность представляет потенциальную опасность для окружающей природной среды. Тем не менее, в современных условиях необходимо менять оценку категорию ущерба причиненного окружающей природной среде, особенно по фактам неконтролируемых лесных пожаров в регионах, где они часто происходят.
В виду того, что составы деяний, связанных с пожарами, является материальным, для признания противоправного нарушения необходимо наступление общественно опасных последствий, указанных в отраслевом законодательстве: административном или уголовном.
Одной из проблем в правоприменительной практики в контексте привлечения к юридической ответственности является игнорирование по некоторым фактам общественной опасности технос-ферных экологических «фактов-деяний», в частности, недооценка экологических последствий от пожаров: валовых выбросов загрязняющих веществ. К примеру, Забавко Р.А справедливо отмечает, что чаще всего установить точную взаимосвязь между деянием и последствием не возможно: вред «накапливается» длительное время и проявляется в качестве в различных расстройствах здоровья человека [10,11]. Главной проблемой в сфере охраны объектов правовой охраны общественных отношений является разделение преступного и непреступного, успешное решение которой обеспечивается комплексным (межотраслевым) подходом к правовой охране экологической безопасности, на что необходимо обратить законодателю и правоприменителю.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
Российским уголовным законом предусмотрен целый ряд составов преступлений, связанных с возникновением пожаров. Есть и специальный состав преступления - нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК), который, тем не менее, почти не применяется на практике.
На рисунке 1 представлены данные социологических исследований мнения населения в Иркутской области по оценке эффективности реагирования правоохранительных органов на преступления, связанные с нарушениями правил пожарной безопасности, которые представлены.
Рисунок 1. Оценка реагирования правоохранительных органов на преступления, связанные с
нарушениями правил пожарной безопасности
При правовой оценке противодействия пожарам и их последствий нами отмечается, что на текущий момент наличие разрозненного и значительного по объему нормативного материала дезориентирует правоприменителя, особенно в тех случаях, когда одни и те же правовые стандарты по-разному рассматривают критерии «вредоносности», к примеру, оценка крупного ущерба в деяниях, связанных охраной объекта правонарушения, что особенно выражено при охране лесного фонда [3].
В этой связи, полагаем, объективно назрела необходимость изменения на нормативном уровне в федеральном законодательстве критериев в оценке категории ущерба, разработке методик ее подсчета. [13].
Кроме этого, отсутствие системности в отраслевом законодательстве России и правоприменительной практики, где присутствуют «двойные» стандарты при толковании одних и тех же оценочных понятий, хотя и в разных плоскостях объекта правового регулирования только усугубляет проблему их правовой оценки.
На современном этапе законодателю России следует сформулировать каждое из направлений правовой охраны объекта противоправного посягательства от пожара, провести систематизацию всех требований и полномочий соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления в сфере правового регулирования охраны от последствий пожаров и их противо-
действию. Правовое регулирование должно осуществляется с учетом их биологических и региональных аспектов и включать комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на обеспечение стандартов безопасности современного общества от пожаров [9].
При анализе тенденций государственной политики в сфере противодействия противоправным деяниям, связанными с пожарами в системе определения объекта правонарушения, необходимо так же остановиться на некоторых положениях института вины, которые до сих пор вызывают достаточно споров [12]. Попытки разрешить проблему субъективной стороны при нарушении правил пожарной безопасности в юридической литературе ведутся с момента выделения нарушений правил пожарной безопасности в самостоятельный состав правонарушения. Отмечается, что не во всех статьях отраслевого законодательства России присутствует указание на форму вины и может возникнуть вопрос о том, какими -умышленными или неосторожными будут признаваться деяния, связанные с пожарами. Традиционный подход к квалификации преступлений, связанных с нарушением правил пожарной безопасности, не всегда верно учитывает психическое отношение лица, к характеру своих деяний и к вероятным последствиям нарушений. Полагаем, что при решении вопроса о разграничении умысла и неосторожности правоприменителю следует определить, как бы поступил обвиняемый, если
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
бы считал, что в результате его деятельности преступное последствие наступит неизбежно. Кроме этого, необходимо учитывать в вине факт осознания противоправности совершенного проступка, вызвавшего пожар и общественно-опасные последствия, что особенно это актуально для неосторожных правонарушений. В одних ситуациях пренебрежительное отношение к правилам пожарной безопасности может не повлечь причинения наказуемого правонарушения, в других случаях, наоборот, гораздо меньшая неосмотрительность виновного лица может стать основанием для его привлечения к юридической ответственности за пожар.
Таким образом, в сложившихся условиях законодателю в соответствующих нормативных программах развития России следует пересмотреть отдельные показатели последствий пожаров в целях комплексного определения объекта правового регулирования, завершить процесс приведения отечественного законодательства в соответствие с имеющимися международными документами, отразив в последующем необходимые нормативные запреты в отраслевом законодательстве России, обеспечить их реальное исполнение в практике применения. В теории права же необходимо разработать адекватное научное обоснование вопросов правовой охраны объекта преступления, связанных с пожарами с учетом достижения различных наук и потребностей практики применения правовых норм, учитывая при этом региональные особенности России и уровень правосознания граждан.
Список литературы:
[1] Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271 / (дата обращения: 12.10.2021)
[2] Акимов В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах / В.А. Акимов, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев. - М.: Деловой экспресс. - 2004. - 352 с.
[3] Александров Г.В. Проблемы совершенствования административной деятельности органов внутренних дел в охране окружающей среды: дис... канд. юрид. наук, - Хабаровск, 2003. - 182 с.
[4] Бринчук М.М. Экологическое право. -М.,1999. - 448 с.
[5] Брушлинский Н.Н. Пожарные риски. Вып. 1. Основные понятия. - М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России. - 2004. - 57 с.
[6] Виноградов Ю.Е., Стребков Д.С. Альтернативный подход к пониманию климатических
изменений и методам предотвращения глобального потепления // Энергетический вестник. - 2017.
- № 22. - С. 13-34.
[7] Гармышев В.В. Оценка экологического риска пожаров в городских агломерациях (на примере г. Иркутска) : дис. ... канд. техн. наук. -Иркутск, 2003. - 155 с.
[8] Гармышев Я.В., Корягина С.А., Лавыгина И.В. / Нравственно-психологическая характеристика личности преступника // Baikal Research Journal. - 2018. -Т. 9. -№4. - С.19.
[9] Дембо Л.И. Правовой режим лесов: учебник. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. -
[10] Забавко Р. А. Уголовная политика государства в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов // Академическая мысль. - 2019. - № 1. - С. 113-115.
[11] Забавко Р. А. Уголовная политика государства в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов // Академическая мысль. - 2019. - № 1. - С. 113-115
[12] Корнакова С.В. Некоторые суждения о несовершенстве норм УПК РФ, касающихся признания вины обвиняемым // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2019. - №4. - С. 110-118.
[13] Лавыгина И.В. Правовая основа уголовной политики в сфере охраны природы // Криминологический Журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 56-62.
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta RF ot 02 iyulya 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossi-jskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] / Spravoch-no-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271 / (data obrashcheniya: 12.10.2021)
[2] Akimov V.A. Osnovy analiza i upravleniya riskom v prirodnoj i tekhnogennoj sferah / V.A. Akimov, V.V. Lesnyh, N.N. Radaev. - M.: Delovoj eks-press. - 2004. - 352 s.
[3] Aleksandrov G.V. Problemy sovershenstvo-vaniya administrativnoj deyatel'nosti organov vnu-trennih del v ohrane okruzhayushchej sredy: dis... kand. yurid. nauk, - Habarovsk, 2003. - 182 s.
[4] Brinchuk M.M. Ekologicheskoe pravo. -M.,1999. - 448 s.
[5] Brushlinskij N.N. Pozharnye riski. Vyp. 1. Osnovnye ponyatiya. - M.: FGU VNIIPO MCHS Rossii. - 2004. - 57 s.
[6] Vinogradov Y.E., Strebkov D.S. Al'ternativnyj podhod k ponimaniyu klimaticheskih izmenenij i metodam predotvrashcheniya global'nogo potepleniya // Energeticheskij vestnik. - 2017. - № 22.
- S.13-34.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
[7] Garmyshev М. Осепка ekologicheskogo ^ка pozharov V gorodskih aglomeraciyah (па рпт-еге д. Irkutska) : dis. ... kand. tekhn. паик. - Irkutsk, 2003. - 155 s.
[8] Garmyshev Y.V., Koryagina S.A., Lavygina I.V. / Nravstvenno-psihologicheskaya harakteristika lichnosti prestupnika // Baikal Research Journal. -2018. -Т. 9. -№4. - S.19.
[9] Dembo L.I. Pravovoj rezhim lesov: и^еЬ-nik. - L.: LGU, 1951. -
[10] Zabavko R.A. Ugolovnaya politika gosu-darstva V sfere ohrany okruzhayushchej prirodnoj sredy i prirodnyh resursov // Akademicheskaya mysl'. - 2019. - № 1. - S. 113-115.
[11] Zabavko R. А. идо^пауа politika gosu-darstva V sfere ohrany okruzhayushchej prirodnoj sredy i prirodnyh resursov // Akademicheskaya mysl'. - 2019. - № 1. - S. 113-115
[12] Кота^а S.V. Nekotorye suzhdeniya о nesovershenstve погт иРК RF, kasayushchihsya priznaniya viny obvinyaemym // Sibirskie ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie сМ-eniya. - 2019. - №4. - S. 110-118.
[13] Lavygina I.V. Pravovaya osnova ugolovnoj politiki V sfere ohrany prirody // Kriminologicheskij ZHumal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2012. - № 4. - S. 56-62.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021