Социально-экологическая ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития Social and environmental responsibility of business as a factor in sustainable development
Манакова Мария Георгиевна
Студент 2 курса Факультет Финансово-экономический Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, Москва e-mail: yamanakova@bk.ru
Manakova Maria Georgievna
Student 2 term
Faculty of Faculty of Finance and Economics Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow e-mail: yamanakova@bk.ru
Наумова Виктория Романовна
Студент 2 курса Факультет Финансово-экономический Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, Москва e-mail: naumovaviktoria2011@yandex.ru
Naumova Victoria Romanovna
Student 2 term
Faculty of Faculty of Finance and Economics Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow e-mail: naumovaviktoria2011@yandex.ru
Научный руководитель Шаховский Роман Анатольевич
Старший преподаватель Департамента учета анализа и аудита Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, Москва e-mail: rashahovskij@fa.ru
Scientific adviser Shakhovsky Roman Anatolyevich
Senior Lecturer, Accounting Analysis and Audit Department Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow e-mail: rashahovskij@fa.ru
Аннотация.
Предмет: степень влияния социально-экологической ответственности на предприятии Объект: экологическая и социальная ответственность бизнеса. Цель работы: определить меры регулирование социально-экологическая обязанности в сфере бизнеса. При написании статьи использовались следующие методы: анализ, обобщение, сравнение, дедукция и индукция. Результаты: В статье рассматриваются проблемы, связанные с экологией и обществом, определяется сущность Международных стандартов ИСО в бизнесе, анализируется меры социально-экологические ответственность на предприятиях, определяется влияние нефинансовых отчетов компаний на окружающую среду, экономику и общество в целом. Выводы: В настоящее время ответственность как социальная, так и экологическая является одним из главных критериев устойчивого развития бизнеса. Контроль над соблюдением данного критерия на предприятиях в основном осуществляется через соответствие международным стандартам и регулярное представление нефинансовых отчетов.
Annotation.
Subject: the degree of influence of socio-environmental responsibility at the enterprise. Object: environmental and social responsibility of business. Purpose of work: to determine measures to regulate social and environmental responsibilities in the business sector. When writing the article, the following methods were used: analysis, generalization,
comparison, deduction and induction. Results: The article discusses the problems associated with the environment and society, defines the essence of ISO International Standards in business, analyzes measures of social and environmental responsibility at enterprises, determines the impact of non-financial reports of companies on the environment, the economy and society as a whole. Conclusions: At present, both social and environmental responsibility is one of the main criteria for sustainable business development. Monitoring compliance with this criterion in enterprises is mainly carried out through compliance with international standards and regular submission of non-financial reports.
Ключевые слова: Социально-экологическая ответственность, устойчивое развитие, стандарты ИСО, нефинансовая отчетность, стандарты GRI, РСПП.
Key words: Social and environmental responsibility, sustainable development, ISO standards, non-financial reporting, GRI standards, RSPP.
Состояние окружающей среды в мире продолжает стремительно ухудшаться. Засуха, опустынивание, утрата биоразнобразия, нехватка питьевой воды, истощение природных ресурсов и другие экологические проблемы нависли над человечеством. Одной и серьезнейших глобальных проблем является изменение климата, негативные последствия которого проявляются в виде роста температуры в мире, повышения уровня морей, закисления океана и др. Под угрозой находится существование многих биологических систем на планете. Но кроме непростой экологической обстановки человечество еще имеет серьезные социальные проблемы.
До сих пор в мире миллиарды людей страдают от нищеты и голода. Существуют огромные диспропорции в распределении богатства, возможностей и власти. Жизни людей находятся под угрозой от более частых и интенсивных стихийных бедствий, воинствующего экстремизма, терроризма, обостряющихся конфликтов и много другого. Таким образом, перед обществом стоят множество глобальных проблем, ответственность за решения которых лежит не только перед государствами, но и перед каждым предприятием и человеком в отдельности.
Социально-экологические проблемы, что стоят сейчас перед человечеством, требуют комплексного подхода и решительных действий. Так, международные организации и правительства стран разрабатывают меры по решению данных проблемы, но также и по достижению устойчивого развития общества. Под устойчивым развитием подразумевается такое развитие, которое способствует расширению экономических возможностей, повышению уровня жизни людей и защите окружающей среды. Устойчивое развитие позволит нынешнему поколению людей удовлетворять все жизненные потребности без ущерба для будущих поколений.
Так, в 2015 году Генеральная ассамблея ООН определила 17 глобальных целей для достижения устойчивого развития на период до 2030 года. Среди них: ликвидация нищеты и голода, сохранение экосистем планеты, ответственное потребление и производство, качественное образование, экономический рост, борьба с изменением климата и др. Достижение столь масштабных целей может быть осуществлено лишь совместными усилиями правительств, бизнеса и каждого человека.
Предприятиям для обеспечения устойчивого развития необходимо стремиться к сбалансированному экономическому и социальному развитию, рационально использовать природные ресурсы, внедрить технологии энергосбережения, комплексно подойти к охране окружающей среды. Для более эффективного контроля над этими показателями Международная организация стандартизации (ИСО) разработала серию стандартов, которые охватывают огромный спектр видов деятельности [2]:
-Стандарты управления качеством, помогающие работать более эффективно и снижать количество браков продукции;
-Стандарты экологического менеджмента помогают уменьшить негативное воздействие на окружающую среду;
-Стандарты охраны труда и техники безопасности помогают снизить количество несчастных случаев на производстве;
-Стандарты управления энергопотреблением помогают сократить потребление энергии;
-Стандарты безопасности пищевых продуктов, помогающие предотвратить загрязнение пищевых продуктов;
-Стандарты IT-безопасности, помогающие защитить конфиденциальную информацию.
Международные стандарты ИСО способствуют не только эффективному регулированию производств со стороны власти, но и могут служить стратегическим инструментом для бизнеса. Стандарты способны помочь компании:
♦ повысить уровень потребительского доверия, означающего надежность и безопасность продуктов;
♦ ответить требованиям государственной власти с меньшими издержками;
♦ снизить издержки на протяжении всего производственного процесса;
♦ увеличить долю рынка по всему миру.
Более того, компания, соответствующая международным стандартам, создает положительный образ у потребителей, а мнение покупателей для процветания бизнеса наиболее важно.
В современном мире предприятию для успешного функционирования нужно соответствовать многим условиям и стандартам. Перед организацией ставиться все больше требований от инвесторов, партнеров, потребителей и общественности. Сильно возросло внимание к социально-экологической деятельности компании.
Современное общество заинтересовано в обеспечении достойного уровня жизни, комфортных условий для существования. Благоприятная экологическая обстановка в мире необходимый критерий для этого. Так как основной причиной загрязнения окружающей среды является бизнес, общество старается контролировать его работу.
Таким образом, бизнесу на данном этапе нужно удовлетворять необходимым социально-экологическим стандартам, а также раскрывать информацию в этой области в нефинансовой отчетности. Пока данную практику использует лишь определенная часть компаний в мире, но ежегодно это приобретает всю большую популярность. Так, количество предприятий, выкладывающих нефинансовую отчетность для всех заинтересованных пользователей, растет.
Отчетность компании о влиянии ее деятельности на экономику, социальную и окружающую среду в настоящее время становится конкурентным преимуществом. Предоставление прозрачной и достоверной информации в данной области не может положительно не сказаться на имидже компании. В результате некоторых исследований даже было выявлено, что при публикации данных компании о воздействии ее деятельности на экологию и общество повышается рыночная стоимость капитала компании [1].
При создании нефинансовой отчетности особое распространение приобрели Стандарты Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative). Стандарты GRI представляют собой лучшую мировую практику публичной отчетности по экономическим, экологическим и социальным вопросам. Так, удобные детально проработанные рекомендации служат помощью предприятиям в формировании нефинансовой отчетности.
Международная организация Global Reporting Initiative, созданная в 1997 году, периодически пересматривала и изменяла Стандарты GRI в соответствии с меняющимися условиями и ожиданиями заинтересованных лиц, чтобы создать современное и наиболее оптимальное руководство по отчетности. Так, в последней публикации GRI G4 были заменены на GRI STANDARDS. Новые стандарты имеют ту же концепцию, что и предыдущие, но формат и структура изменились. GRI STANDARDS состоят из трёх универсальных
стандартов для всех организаций, а также 33 специализированных, которые организации могут выбирать по своему усмотрению с учетом специфики их деятельности [3].
Открытое предоставление нефинансовых отчетов о положительном или отрицательном воздействии организации на окружающую среду и общество является проявлением социально-экологической ответственности бизнеса. Тем более, подобная практика благоприятно сказывается и на самом предприятии. Формирование отчетности по стандартам GRI помогает компаниям экономически процветать за счет более эффективного доверительного взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Российские компании при создании нефинансовой отчетности также руководствуются международными и национальными документами. Содействует им в этом Социальная хартия российского бизнеса, созданная Российским союзом промышленников и предпринимателей (РС1III) в рамках Глобального договора ООН. Социальная хартия официально признана национальным документом, включающим в себя свод основополагающих принципов социально ответственных деловых практик, применимых для организаций любого типа. В основе хартии лежит понимание и признание представителей делового сообщества активной роли бизнеса в общественном развитии.
Компании, присоединившиеся к хартии, стремятся к открытости в своих действиях, а значит, поддерживают мировую тенденцию добровольных нефинансовых отчетов. На 1апреля 2020 года к хартии присоединись 269 организаций с общей численностью работников более 7 млн. [4]. В это же время в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов содержится 1037 отчетов от 185 компаний. В общее количество отчетов входят: 359 отчетов по устойчивому развитию, 361 социальных отчет, 88 экологических и 229 интегрированных [5].
Также, нефинансовые отчеты можно разделить в соответствии с отраслевой принадлежностью. В России отмечено 16 отраслей, компании в которых раскрывали или раскрывают свои нефинансовые сведения (кроме сектора НКО). По итогам 2018 года лидерами являются: энергетическая отрасль(17% от общего количества отчетов, опубликованных в 2018г.), нефтегазовая (15%), добывающая и металлургическая (13%). С существенным отрывом за ними следуют химическая (9%), финансовая (8%), телекоммуникационная (6%), пищевая (5%) отрасли. В остальных же секторах экономики публикуются пока единичные отчеты [6].
Раскрытие нефинансовых отчетов компании способствует построению доверительных и долгосрочных отношений с заинтересованными лицами (инвесторами, партнерами, потребителями, государственными органами), увеличению стоимости компании и привлечению капитала. А для повышения качества отчетности, предоставлении публике полной, значимой и максимально достоверной информации, существует внешнее подтверждение нефинансовых отчетов. Раскрываемые сведения могут быть подвергнуты независимой оценке профессиональных аудиторов или общественных структур. Данные виды поверки способны дать компаниям важную обратную связь для совершенствования процесса сбора, анализа и публичного предоставления данных.
Так, РСПП разработал инструментарий для независимой оценки публичных нефинансовых отчетов компаний, который включает индексы, рейтинги, рэнкинги. Данные инструменты основываются на комплексном анализе различных аспектов деятельности компании в сфере устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности.
Ежегодно с 2014 года РСПП составляет индексы устойчивого развития, которые позволяют оценить социально-экологическую деятельность организаций в сравнимых, конкретных показателях. К тому же, индексы РСПП внесены в глобальную международную базу по рейтингам и индексам в области устойчивого развития глобального ресурса reportingexchange.com.
Всего РСПП составляет два индекса:
•Индекс «Ответственность и открытость» отображает степень раскрытия в нефинансовой отчетности информации о воздействии компании на социальную и природную среду;
•Индекс «Вектор устойчивого развития» отображает динамику экономических, социальных и экологических показателей результативности деятельности компании.
Прежде всего, индексы направлены на развитие отечественной деловой практики, повышение прозрачности компаний, выявление лидеров по открытости и устойчивому развитию, а также на создание платформы для регулярного мониторинга ситуации в этой области.
Можно заметить, что социально-экологическая ответственность бизнеса это не только мировая тенденция, направленная на сохранение экосистемы планеты и построение здорового общества, но еще и конкурентное преимущество. Компании, заинтересованные в устойчивом развитии, создают благоприятную деловую репутацию, а, значит, крепкие доверительные отношения с инвесторами, партнерами и обществом в целом.
Деятельность предприятия в социально-экологической сфере отражается в нефинансовых отчетах, поэтому среди инвесторов они приобретают всю большую популярность. Подтверждением могут служить ежегодные опросы компании EY. Так, в 2018 году в опросе приняли участие 260 менеджеров различных организаций, 20% из которых оперируют капиталом свыше 50 млрд. долл.
Результаты опроса были таковы: 97% респондентов принимали во внимание нефинансовые показатели при принятии инвестиционных решений, что на 9% больше, чем в 2016 г. и на 35% — чем в 2015 году. Также, в 2018 году увеличилась доля инвесторов, готовых отказаться от вложений из-за рисков, связанных с различными ESG-факторами (environmental, social and governance - экологическими, социальными и корпоративно-управленческими факторами). В связи с климатическими рисками от инвестирования готовы отказаться - с 8 до 48% от общего числа инвесторов, из-за рисков в области прав человека - с 32 до 49% и тд. По всем остальным показателям также наблюдается рост [7].
Стоит заметить, что хоть в России социально-экологическая ответственность бизнеса все еще набирает популярность, на мировой арене она уже достаточно распространена. Поэтому организациям, предоставляющим свою продукцию на мировой рынок, нужно соответствовать стандартам ИСО, раскрывать нефинансовую отчетность и проводить активную социально-экологическую политику.
Кроме того, интерес к отчетам компаний по устойчивому развитию растет не только у инвесторов и потребителей, но и у государственных структур. Так, Правительство РФ отдало Распоряжение об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности от 5 мая 2017 года № 876-р. Можно заметить, что все больше внимания сосредоточено на социально-экологической ответственности предприятий, стимулируя их к минимизации вреда на окружающую среду и повышению качества жизни людей.
В настоящее время увеличивается доля социально ответственных предприятий, которые добровольно предпринимают меры по улучшению экологической и социальной обстановки на производстве, раскрывают нефинансовые отчеты и работают над достижением устойчивого развития. Но пока еще существует приличное количество компаний, ориентированных лишь на получение прибыли в настоящий момент, и их хозяйственная деятельность негативно сказывается на природе. Чтобы ограничить их отрицательное воздействие на экологию, существует множество законов и иных нормативных актов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Таким образом, социально-экологическая ответственность бизнеса один из ключевых моментов устойчивого развития общества. Хозяйственная деятельность бизнеса способна нанести огромный вред природе и социуму, поэтому, особенно важно, чтобы весь производственный процесс и сама продукция соответствовали
международным стандартам. А для контроля над этим компания должна обнародовать свои нефинансовые отчеты, отражающие воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, включая экономические, экологические и социальные аспекты этого воздействия. Кроме того, раскрытие нефинансовой отчетности, способно увеличить конкурентоспособность фирмы и создать доверительные долгосрочные отношения с инвесторами, деловыми партнерами и потребителями.
Список используемой литературы:
1. Кузубов С. А., Евдокимова М. С. Повышает ли стоимость компании публикация нефинансовых отчетов по стандартам GRI? (на примере стран БРИКС) / С. А. Кузубов, М. С. Евдокимова // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. - № 2. - С. 28-36.
2. Стандарты ИСО: [Электронный ресурс] // URL. https://www.iso.org/ru/standards.html (дата обращения: 02.04.20)
3. Стандарты GRI: [Электронный ресурс] // URL. https://www.globalreporting.org/information/about-gri/Pages/GRIs-own-reports.aspx (дата обращения: 02.04.20)
4. Статистика Реестра участников Социальной хартии российского бизнеса: [Электронный ресурс] // URL. http://media.rspp.ru/document/1/6/3/63a826abf51257c9f99e8ab7a3c2a7dd.pdf (дата обращения: 06.04.20)
5. Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов: [Электронный ресурс] // URL. http://www.rspp.ru/activity/social/registr/ (дата обращения: 07.04.20)
6. Ответственная деловая практика в зеркале отчётности: настоящее и будущее, 2017: [Электронный ресурс] // URL. http://media.rspp.ru/document/1/7/4/743222fc4c6650093518c635d0e8ecdd.pdf (дата обращения:03.04.20)
7. EY «Does your nonfinancial reporting tell your value creation story?», 2018: [Электронный ресурс] // URL. https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-ccass-survey-2018-report/$FILE/ey-ccass-survey-2018-report.pdf (дата обращения: 08.04.20)