УДК 657.37:005.412
Е. М. Сорокина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ СОСТАВЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ. Реализация идеи устойчивого развития с целью сохранения окружающей среды невозможна без информации об экологических, социальных и экономических аспектах деятельности бизнеса. Установлено, что основным источником соответствующих показателей и сведений, доступных всем заинтересованным пользователям, является нефинансовая отчетность. Рассматривается нормативная база, определяющая условия подготовки нефинансовых отчетов российскими компаниями. Приводится статистика нефинансовых отчетов российских компаний, анализируется их содержание. Выделена проблема обеспечения надежности нефинансовых отчетных показателей. Рассмотрена возможность увязки экологических данных нефинансовых отчетов с показателями статистической отчетности в области охраны окружающей среды. Уделено внимание заинтересованности российского правительства в повышении социально-экологической ответственности бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Отчетность; нефинансовая отчетность; отчетность в области устойчивого развития; экологическая отчетность; социальная отчетность; устойчивое развитие.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 10 апреля 2018 г.; дата принятия к печати 7 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2018 г.
Ye. M. Sorokina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
NON-FINANCIAL REPORTS OF RUSSIAN COMPANIES: TOPICALITY AND TERMS OF COMPILATION
ABSTRACT. Implementation of the sustainable development idea with the purpose of preserving the environment is not possible without information about the ecological, social and economic aspects of business activity. It is stated that the main source of relevant indicators and returns available to all interested users is the non-financial reports. The article examines the normative base determining the terms of preparing the non-financial reports by Russian companies. It brings forth the statistics of the non-financial reports of the Russian companies, analyzes their content. It specifies the problem of providing the bona fide of the non-financial reports indicators. It considers the possibility of coordinating the ecological data of the non-financial reports with indicators of the statistical reporting in the field of environmental protection. An attention is given to the Russian government's commitment to increasing the socio-ecological responsibility of the business.
KEYWORDS. Reporting; non-financial reports; reporting in the field of sustainable development; ecological reporting; social reporting; sustainable development. ARTICLE INFO. Received April 10, 2018; accepted June 7, 2018; available online June 30, 2018.
Мы вступили в XXI век с огромными экологическими и социальными проблемами. Тематические сайты свидетельствует, что хозяйственная деятельность человека разрушающе действует на природу. Результаты научно-технического прогресса пока не обеспечивают сохранение природного богатства, а наоборот,
© Е. М. Сорокина, 2018
способствуют разрушению окружающей среды. Каждый автомобиль ежегодно выбрасывает столько углекислого газа, сколько весит сам, и за это же время исчезает 11 млн га тропических лесов, способных очищать воздух. За последние 40 лет количество пресной воды на одного человека в мире уменьшилось на 60 %, а кислотность вод Мирового океана с 2000 г. увеличилась в 10 раз. Ежегодно на 6—7 млн га сокращается запас земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. При этом остающиеся земли характеризуются низким плодородием из-за их истощения и загрязнения. За последние 100 лет содержание витаминов и микроэлементов в овощах и фруктах снизилось на 70 %. В результате загрязнения воздуха, воды и почвы происходит гибель флоры и фауны. Список видов растений и животных на планете за 50 лет сократился примерно на 33 %. Одновременно численность населения Земли увеличивается ежедневно на 250 000 человек или на 90 млн. человек в год1.
Сложность экологической ситуации подтверждают и результаты исследований проблем и ресурсов развития общества [1, 2].
В сложившихся условиях закономерно возникает вопрос: как будут жить наши будущие поколения?
Нельзя сказать, что люди не замечали постепенно нарастающих проблем в окружающей среде. Они давно обратили внимание, что условия нашей жизни зависят от состояния экологических систем. Исследователи мнений о взаимосвязи человека и природы отмечают, что еще в XVII веке выдвигались идеи необходимости экономного использования ресурсов, их охраны и возобновления [3].
Русский академик В.И. Вернадский более 100 лет назад пришел к выводу, что разум человека превращается в основную геологообразующую силу, и, как следствие, люди должны принять на себя ответственность за будущее развитие природы [4].
Активно рассматривать вопросы охраны окружающей среды и искать пути их решения начали в конце XX века2. В это время появился термин «sustainable development», впоследствии переведенный на русский язык как «устойчивое развитие» [5].
Необходимо отметить, что идея устойчивого развития еще не имеет какого-то конкретного теоретического оформления. Сегодня она представляет собой конгломерат различных экономических, экологических, социальных и философских идей, каждой из которых характерно свое представление устойчивого развития.
В соответствии с определением, представленным в докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», устойчивое развитие означает такое развитие, при котором удовлетворяются жизненные потребности нынешнего поколения людей, но не ставится под угрозу из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности [5, с. 50—51].
В подтверждение фактов последних десятилетий на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 г. было отмечено, что на пути устойчивого развития человечества стоят огромные проблемы экономического, социального
1 Экология: факты и цифры. URL: http://www.vitamarg.com/eco/article/857i
2 Стокгольмская Декларация [Электронный ресурс] : принята в г. Стокгольме 16 июня 1972 г. // СПС «КонсультантПлюс» ; Всемирная стратегия охраны природы, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов при сотрудничестве и финансовой помощи ООН и Всемирного фонда дикой природы, а также при взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и ЮНЕСКО и представленная 5 марта 1980 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.greensalvation.org/ old/Russian/Publish/UR/ur_06.htm ; Декларация по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] : принята в г. Рио де Жанейро 14 июня 1992 г. // СПС «КонсультантПлюс».
и экологического характера. Миллиарды жителей Земли лишены возможности вести достойную жизнь. Существуют огромные диспропорции в распределении возможностей, прав и ответственности. В экологической сфере проблемы приумножаются и обостряются ухудшением состояния окружающей среды, которое проявляется в изменении климата, деградации земель, нехватке питьевой воды, утрате биоразнообразия.
Для изменения мира к лучшему Генеральная Ассамблея приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.3 17 глобальных целей и 169 задач, определенные указанной повесткой дня, вступили в силу с 1 января 2016 г. План действий, который они собой представляют, является продолжением основ устойчивого развития, заложенных в конце ХХ века. Он будет осуществляться всеми странами и может быть реализован только совместными усилиями правительств, бизнеса и каждого человека.
Актуальность достижения Целей в области устойчивого развития для России представлена в докладе Аналитического центра при Правительстве РФ «Цели устойчивого развития ООН и Россия»4.
Как следует из названного доклада, России принадлежит больше всех в мире водно-болотных угодий. Они занимают 15 % территории страны. Третье место, после Канады и Индонезии, принадлежит нашей стране по протяженности береговой линии. За последние 25 лет у нас имеются положительные сдвиги в использовании водных ресурсов. Забор воды из водных объектов сократился в 1,7 раза, а сброс загрязненных сточных вод стал меньше почти в 2 раза. Однако проблема качества воды остается актуальной. Ее хронический характер отрицательно сказывается на состоянии экосистем и на здоровье людей. Использование морских угодий в настоящее время ведется практически без учета влияния на экосистему, особенно при разведке добыче нефти и газа.
123 города России (57 %), в которых проживает примерно треть населения страны, имеет высокую и очень высокую степень загрязнения воздуха.
После Китая, США и Индии Россия является четвертым производителем парниковых газов, поэтому она вносит существенный вклад в изменение климата на Земле. За последние десятилетия увеличились частота, масштаб и сила природных катаклизмов. Происходит повышение среднегодовой температуры, что ведет, в частности, к таянию ледников и повышению уровня мирового океана, к изменению температурных режимов в разных регионах и т. п. Климатические изменения могут приводить к ущербу различного характера.
С целью привлечь внимание общества к экологическим вопросам 2017 г. в Российской Федерации объявлялся годом экологии5.
В условиях очевидной необходимости сохранения окружающей среды становится сложно вести бизнес и другую деловую практику не принимая на себя экологическую ответственность. Еще в 2013 г. 93 % из 1000 опрошенных руководителей компаний признавали, что вопросы устойчивого развития являются важными для будущего успеха их бизнеса. В начале 2017 г. 58 фондовых бирж заявили о намерении продвигать принципы устойчивого развития6. Компании, участвующие в торгах, должны раскрывать информацию по экологическим и со-
3 Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. : принята членами ООН 25 сент. 2015 г. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals..
4 Цели устойчивого развития ООН и Россия. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11138.pdf.
5 О проведении в Российской Федерации года экологии [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 05 янв. 2016 г. № 7 // СПС «Консультантплюс».
6 Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: настоящее и будущее. URL: http: / / media. rspp.ru/document/1/7/4/743222fc4c6650093518c635d0e8ecdd.pdf.
циальным аспектам своей деятельности. Выполнение данного требования становится важным условием доступа к рынкам капитала.
Результаты соответствующих исследований подтверждают, что при публикации данных о влиянии деятельности компании на общество и окружающую среду повышается рыночная стоимость капитала компании [6].
Для оценки влияния бизнеса (как положительного, так и отрицательного) на окружающую среду требуется соответствующая информация. Признанным источником такой информации стала отчетность в области устойчивого развития.
Отличительной особенностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязательной для всех экономических субъектов, является предоставление заинтересованным пользователям экономических показателей об активах, обязательствах, финансовых результатах и т. п., сформированных с соблюдением действующего законодательства.
Отчетность в области устойчивого развития предназначена для раскрытия информации о решении компанией экологических, социальных и экономических7 вопросов своей деятельности.
Следует обратить внимание, что в настоящее время отсутствует единое название отчетности, содержащей показатели устойчивого развития. Кроме, отчетность в области устойчивого развития, ее часто называют нефинансовая, экологическая, социальная, отчетность корпоративной социальной ответственности, интегрированная и т.п.
Изучение нормативной базы позволяет сделать вывод, что при подготовке нефинансовых отчетов российские компании руководствуются различными документами национального и международного уровня. В рамках Глобального договора ООН8 по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) разработана Социальная хартия российского бизнеса9. Она служит основой для организации взаимодействия компаний при разработке своей корпоративной политики в области устойчивого развития с заинтересованными сторонами: инвесторами, структурами власти, институтами гражданского общества10.
В рамках положений международного стандарта ISO 26000 в России действует национальный стандарт ГОСТ ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности»11.
Компании могут добровольно использовать группу стандартов АА 1000, разработанных британским Институтом социальной и этической отчетности, нацеленных на обеспечение качества нефинансовой отчетности, ее прозрачности путем максимального вовлечения в процесс подготовки отчетности заинтересованных сторон и учета их мнений о деятельности компании.
Компаниями, стремящимися к соблюдению прав человека и к совершенствованию условий труда работников, может быть использован стандарт корпоративной социальной ответственности SA 8000.
В методическом плане в российской практике, как и в международной, наибольшее распространение при подготовке нефинансовых отчетов получило Руководство Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative (далее — GRI)12. Это детально проработанные рекомендации по формированию
7 Характеристика экономической составляющей устойчивого развития компании предполагает отражение ее воздействия на экономическое состояние связанных сторон и на экономические системы на местном, региональном и глобальном уровнях.
8 URL: http://www.globalcompact.ru/.
9 URL: httpV/рспп.рф.
10 В настоящее время действует в редакции, принятой Съездом РСПП в феврале 2008 г.
11 URL: http://рспп.рф.
12 URL: https://www.globalreporting.org.
отчетности, отражающей экономическую, экологическую и социальную результативность организации. Руководство 0Ш стало практически универсальной методикой нефинансовой отчетности. Именно его используют 83 % компаний, зарегистрированных в CorporateRegister, и 84 % компаний, входящих в 0250. В Южной Корее, Южной Африке, Португалии, Чили, Бразилии и Швеции этот показатель достигает 91 %13.
Руководство 0Ш является динамичным документом. Оно периодически пересматривается с целью предоставления специалистам оптимальных и наиболее современных рекомендаций, учитывающих накопленный практический опыт и ожидания, предъявляемые заинтересованными пользователями.
С мая 2013 г. действует версия Руководства 0Ш — 04. В сравнении с предыдущими версиями (первой, опубликованной в 2000 г.; второй (02) — 2002 г.; третьей (03) — 2006 г. и третей с дополнениями (03.1) — 2011 г.), 04 претерпело существенные изменения в части методологических подходов к формированию отчетной информации. При этом 04 сохранило концептуальный подход, ориентированный на достижение баланса в экономике, экологии и обществе, а также предполагающий учет интересов различных групп заинтересованных пользователей, заложенный в предыдущих версиях. Изначально введенные в практику отчетности существенные экологические аспекты (использование воды и энергии, выбросы в атмосферу, обращение с отходами, безопасность продукции и пр.) заметно не изменялись ни в одной из версий Руководств 0Ш. Это свидетельствует о неизменности цели 0Ш — информировать заинтересованных пользователей, в частности, о влиянии деятельности компании на окружающую среду, в которой эта деятельность осуществляется.
Статистика свидетельствует об активном включении российских компаний в процесс подготовки нефинансовой отчетности. По удельному весу отчетов за 2015 г., составленных в соответствии с 04, российские компании опередили зарубежные (табл. 1).
Таблица 1
Статистика применения G4 российскими и зарубежными компаниями
2013 г. 2014 г. 2015 г.
Абс. знач., шт Уд.вес, % Абс.знач., шт Уд.вес, % Абс.знач., шт Уд.вес, %
Отчеты российских компаний, всего 80 69 47
из них по 04 - - 8 11 34 72
Отчеты зарубежных компаний, всего 4828 5211 2931
из них по 04 62 1 1141 22 1453 50
Источник: URL: database.globalreporting.org и URL: rspp.ru/simplepage/157.
На платформе РСПП создан Национальный регистр нефинансовых отчетов. По состоянию на 15 марта 2018 г. в нем было зарегистрировано 163 компании и четыре отраслевых союза, которые хотя бы один раз представили информацию о реализации концепции устойчивого развития в открытый доступ14.
Следует обратить внимание, что эта цифра может не соответствовать реальному количеству российских компаний, готовящих нефинансовую отчетность. Некоторые компании размещают такие отчеты только на собственных сайтах.
13 URL: http://www.corporateregister.com.
14 URL: http://рспп.рф/simplepage/157.
РСПП, ведущий Национальный регистр нефинансовых отчетов, призывает компании размещать свои нефинансовые отчеты в Национальном регистре. С 2012 г. РСПП имеет соглашение с GRI, поэтому с согласия компании ее отчет может быть размещен в международной базе данных GRI. Это позволяет заинтересованным пользователям быстрее получать информацию, анализировать ее, сопоставлять данные не только на национальном, но и на зарубежном уровнях.
В 2001 г. в Библиотеку Национального регистра нефинансовых отчетов был представлен первый нефинансовый отчет ОАО «Рязанская ГРЭС» за 2000 г. По состоянию на 15 марта 2018 г. в Библиотеке было размещено 826 отчетов15. Несоответствие в Национальном регистре количества отчетов и зарегистрированных компаний объясняется тем, что иногда российские компании представляют не один отчет. За один период компанией может быть представлено два отчета: экологический и социальный, социальный и интегрированный и т.п. Некоторые российские компании представляют нефинансовые отчеты не ежегодно и отчетным периодом могут выбирать не один, а два-три года.
В разбивке по годам число российских компаний, составлявших нефинансовые отчеты, отражено на рис.
90
SO
70
60
SO
40
87
77
71
49
S3
20
10
10
47
S2
76
72
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 20]
Число российских компаний, составлявших нефинансовые отчеты
Отраслевая структура российских компаний в разрезе видов нефинансовых отчетов представлена в табл. 2.
URL: http://рспп.рф/simplepage/157.
Таблица 2
Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний
(на 15 марта 2018 г.)
Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов
Отчеты в области устойчивого развития Социальные отчеты Экологические отчеты Интегрированные отчеты Итого
Энергетика 42 51 45 5 75 176
Нефтегазовая 19 98 9 38 4 149
Финансы и страхование 18 21 64 0 4 89
Металлургическая и горнодобывающая 18 36 54 3 7 100
Химическая, нефтехимическая, парфюмерная 12 16 20 2 36 74
Телекоммуникационная 11 8 22 0 4 34
Производство пищевых продуктов 9 22 22 0 0 44
Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 5 1 4 18 0 23
Жилищно-коммунальное хозяйство 5 0 13 1 1 15
Образование, здравоохранение 5 0 12 0 0 12
Транспорт 5 7 9 5 0 21
Прочие виды услуг 5 9 8 0 0 17
Некоммерческие организации 5 6 28 0 0 34
Производство машин и оборудования 2 0 0 0 10 10
Цементное производство и строительство 2 1 0 1 0 2
ИТОГО 163 276 310 73 141 800
Отраслевые отчеты 4 1 25 0 0 26
ВСЕГО 167 277 335 73 141 826
Источник: rspp.ru/simplepage/157.
Как видно из табл. 1 большее число российских компаний, зарегистрированных в Национальном регистре, относится к энергетической отрасли. Однако по количеству публикуемых отчетов лидером являются компании нефтегазовой отрасли. Они же представляют большее количество отчетов, содержащих одновременно экологические, экономические и социальные показатели, т. е. полностью соответствующих понятию отчетности в области устойчивого развития. В целом в Библиотеке пока размещено больше социальных отчетов. Возможно это связано с тем, что в России ориентирами при подготовке нефинансовых отчетов выступают документы преимущественно социальной направленности.
GRI рекомендует при подготовке отчетной информации руководствоваться определенными принципами. В G4 они разделены на две группы: принципы определения содержания отчета (взаимодействие с заинтересованными сторонами, контекст устойчивого развития, существенность, полнота) и принципы обеспечения качества отчета (сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность)16.
16 URL: https://www.globalreporting.org.
Сформированная с соблюдением перечисленных принципов отчетная информация должна вызывать доверие, тем самым помогать в решении одной из важных задач, актуальных для обеспечения устойчивого развития — повышение согласия между общественностью, государством и частным бизнесом при использовании природных ресурсов.
Принцип надежности предполагает, что отчетные данные должны формироваться на основе первичных документов. И здесь возникает вопрос: кто должен подтверждать наличие соответствующей документации, следовательно, достоверность представленной заинтересованным пользователям информации?
Одним из возможных решений, реально используемых крупными компаниями, является проведение аудита силами профессиональных аудиторских компаний. В процессе аудита проверяется наличие документов, которыми оформлены процессы компании и, следовательно, подтверждены данные, представленные в отчете. При этом распространенным является мнение, что внешний аудит существенно удорожает составление нефинансовой отчетности. В результате небольшие организации практически лишены возможности использовать его в качестве способа верификации отчетных данных. Даже для крупных компаний понесенные затраты бывают несопоставимы со степенью доверия к отчетам.
Актуальность независимого подтверждения представленных в нефинансовых отчетах сведений сохраняется. Альтернативу предложили специалисты английского Института нефинансовой и этической отчетности (Account Ability Institute). Они выдвинули идею общественного аудита. Предполагается, что из представителей различных заинтересованных сторон должен формироваться наблюдательный совет, функцией которого будет наблюдение за процессом составления отчетности и удостоверение своим авторитетом, что все представленные в отчете сведения достоверны. Пока идея не нашла широкого применения ни за рубежом, ни в России.
Необходимо обратить внимание, что в России в настоящее время экологическая информация достаточно подробно представляется в статистической отчетности.
Согласно требованиям действующего природоохранного законодательства РФ, каждая организация, попадающая в установленный перечень, обязана ежегодно составлять и представлять в уполномоченные государственные органы установленную нормативно-правовыми актами статистическую отчетность, в частности, по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз)17.
Отчет по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» представляют все организации, в деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию.
Территориальными органами Росстата устанавливается перечень юридических лиц, которые должны представлять «Сведения об охране атмосферного воздуха» по форме 2-ТП (воздух). Это, как правило, предприятия, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
17 Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» ; Об утверждении статистического инструментария для организации Росприрод-надзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления [Электронный ресурс] : приказ Росстата от 28 янв. 2011 г. N° 17 // СПС «КонсультантПлюс» ; Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой [Электронный ресурс] : приказ Росстата от 04 авг. 2016 № 387 // СПС «КонсультантПлюс» ; Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды [Электронный ресурс] : приказ Росстата от 19 окт. 2009 № 230 // СПС «КонсультантПлюс».
воздух, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций.
Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) должны предоставлять все юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие сброс (отведение) сточных вод; забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов); получающие воду из систем водоснабжения объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции; получающие воду из систем водоснабжения, осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции; имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.
Как видно из приведенных перечней, большинство российских компаний составляют формы статистической отчетности. Информация, содержащаяся в статистических формах 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз), подлежит обязательной проверке, поэтому она достоверно (в понимании достоверности как соответствия действующему законодательству) отражает воздействие экономических субъектов на окружающую среду. Однако информация статистических форм отчетности напрямую недоступна широкому кругу заинтересованных пользователей.
Исходя из изложенного, можно предложить в целях реализации принципа надежности при составлении нефинансовых отчетов включать в них экологическую информацию из статистических отчетных форм, так как их данные формируются на основе документации и подвергаются проверке органами исполнительной власти.
Открытость любой информации позволяет выявлять риски и совершенствовать систему управления ими. Повышать эффективность работы, повышать доверие заинтересованных сторон. Однако говорить о транспарентности нефинансовой отчетности российских компаний еще сложно. Концептуальные основы нефинансовой отчетности предусматривают, что в ней должны отражаться не только положительные, но и отрицательные результаты в решениях эколого-социальных вопросов. В настоящее время отечественные компании оценивают значение нефинансовой отчетности, как правило, исходя из краткосрочных целей, для достижения которых отражение негативных моментов нежелательно, так как может плохо сказаться на репутации компании. Осознание, что в долгосрочной перспективе формирование транспарентной отчетности дает преимущества, еще только формируется.
Правительства многих стран повышают требования к участникам национальных рынков в части обеспечения экологической безопасности. Акцент делается на соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов бизнеса и общества.
Заинтересованность российского правительства в повышении социально-экологической ответственности отечественного бизнеса, в его прозрачности проявляется в выпускаемых на государственном уровне документах.
В частности, 30 марта 2012 г. была выпущена Директива Председателя Правительства РФ В.В. Путина № 1710п-П13. В ней содержался перечень 22 крупнейших государственных компаний, которым предписывалось регулярно публиковать нефинансовые отчеты.
Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р утверждены Концепция развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации.
Концепция предусматривает совершенствование системы стимулирования российских компаний за высокую информационную открытость и за прозрачность результатов их воздействия на окружающую среду; повышение объективности в оценке вклада компаний в общественное развитие; содействие укреплению репутации отечественных компаний и доверия к их деятельности; активизацию внедрения нефинансовой информации в управленческую практику; расширение круга лиц, осведомленных о концепции устойчивого развития, о значимости публичной нефинансовой отчетности как для самих компаний, так и для стейкхолдеров.
Реализовать намеченные Концепцией меры предполагается в четыре этапа.
Итогом первого этапа (2017—2018 гг.) должно стать, в частности, развитие нормативной и методической базы подготовки и публикации нефинансовой отчетности, инструментов независимой оценки деятельности компаний на ее основе, создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в области публичной нефинансовой отчетности, определение компаний, которые должны будут публиковать нефинансовую отчетность и раскрывать базовые индикаторы.
На втором этапе (2019—2020 гг.) предусматривается продолжить работы первого этапа, а также на основе анализа нефинансовой отчетности начать составлять индексы и рейтинги в области социальной ответственности и устойчивого развития.
Предполагается расширить состав организаций, обязанных публиковать нефинансовую отчетность, путем включения в него государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний; хозяйственных обществ, не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности; государственных унитарных предприятий, имеющих за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 10 млрд рублей и выше или среднесписочную численность работающих — 4000 чел. и выше; прочих хозяйственных обществ, если в их уставных (складочных) капиталах находится не менее 50 процентов акций (долей) государственной собственности, а ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах. Установлено, что указанные организации будут публиковать нефинансовые отчеты за предыдущий период, начиная с 2019 года.
На третьем этапе (2021—2022 гг.) должно быть продолжено, в числе прочего, совершенствование системы регулирования и стимулирования повышения информационной открытости, прозрачности деятельности организаций, а также инструментов независимой оценки их деятельности на основе публичной нефинансовой отчетности; решение вопросов подтверждения (заверения) публичной нефинансовой отчетности.
В состав организаций, обязанных публиковать нефинансовую отчетность, предполагается включить хозяйственные общества в уставных (складочных) капиталах которых не менее 50 процентов акций (долей) находится в государственной собственности; государственные унитарные предприятия, имеющие за отчетный год объем выручки (дохода) (сумму активов) в размере 5 млрд. рублей и выше или среднесписочную численность работающих — 2000 чел. и выше; хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.
Начиная с 2023 г. (четвертый этап), должны действовать механизмы регулирования и стимулирования публикации нефинансовой отчетности.
Требование публикации нефинансовой отчетности должно распространиться на 500 крупнейших организаций, объем выручки (дохода) которых соответствует критериям ведущих российских рейтингов.
Подводя итог сказанному, можно выделить следующее.
Без принятия бизнесом ответственности за негативное влияние на окружающую среду, человечество может не выжить.
Нефинансовая отчетность становится основным источником информации о том, насколько бизнес в своих действиях ориентирован на устойчивое развитие.
Российские компании, преимущественно крупные, выходящие на международные фондовые рынки, начали готовить нефинансовую отчетность сравнительно недавно.
Волнообразный рост нефинансовых отчетов в России в последние годы приостановился, возможно, по причине ограниченного числа крупных компаний.
Отраслевая принадлежность компаний, представляющих социальные и экологические показатели своей деятельности, разнообразна, но явными лидерами к настоящему времени стали компании энергетики и нефтегазовой отрасли.
При подготовке нефинансовых отчетов российские компании руководствуются преимущественно международным стандартом ISO 26000 и Руководством Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative (GRI)).
От акцента на отдельных вопросах (социальных или экологических) российские компании в последние годы переходят на триединое отражение экономических, экологических и социальных результатов.
Государственная заинтересованность в развитии нефинансовой отчетности проявляется в принятии в последние годы нескольких концептуальных документов.
Список использованной литературы
1. Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / под ред. А. П. Киреенко [и др.]. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. - 422 с.
2. Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования / под ред. М. А. Винокурова, А. П. Киреенко, С. В. Чупрова. - М. : Наука, 2014. - 622 с.
3. Ермаков А. С. Что такое устойчивое развитие / А. С. Ермаков, Д. С. Ермаков // Химия и жизнь. - 2012. - № 11. - С. 28-33.
4. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. В 2 кн. / В. И. Вернадский ; сост. М. С. Бастракова, В. С. Неаполитанская, Н. И. Филиппова. - М. : Наука, 1977. - Кн. 2 : Научная мысль как планетное явление. - 192 с.
5. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / под ред. Е. Евтеева, Р. Перелета. - М. : Прогресс, 1989. - 376 с.
6. Кузубов С. А., Евдокимова М. С. Повышает ли стоимость компании публикация нефинансовых отчетов по стандартам GRI? (на примере стран БРИКС) / С. А. Кузубов, М. С. Евдокимова // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. - № 2. - С. 28-36.
References
1. Kireenko A. P., Chuprov S. V., Sanina L. V. (eds). Irkutskaya oblast' v XXI veke: problemy i resursy razvitiya [Irkutsk Region in the 21st Century: Problems and Development Resources]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014. 422 p.
2. Vinokurov M. A., Kireenko A. P., Chuprov S. A. (eds). Razvitie rossiyskogo obshhestva: sotsial'noekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Development of the Russian society: socioeconomic and legal investigations]. Moscow, Nauka Publ., 2014. 622 p.
3. Ermakov A. S., Ermakov D. S. What is sustainable development?. Khimiya i zhizn = Chemistry and Life. 2012, no. 11, pp. 28-33. (In Russian).
4. Vernadskii V. I. ; Bastrakova M. S., Neapolitanskaya V. S., Filippova N. I. (eds). Razmyshleniya Naturalista [Meditations of the Natural Scientist]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 192 p.
5. Nashe obshchee budushchee: doklad Mezhdunarodnoi komissii po okruzhayushchei srede i razvitiyu [Our common future: a report of the World Commission on Environment and Development]. Moscow, Progress Publ., 1989. 376 p.
6. Kuzubov S. A., Evdokimova M. S. Does publication of non-financial reports in terms of GRI standards increase the company's cost (using the example of the BRICKS countries). Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2017, no. 2, pp. 28-36. (In Russian).
Информация об авторе
Сорокина Елена Михайловна - доктор экономических наук, профессор, кафедра бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита, Байкальский государственный университет. 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Yelena M. Sorokina - Doctor habil. in Economics, Professor, Chair of Accounting, Analysis, Statistics and Audit, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: soelmi@ yandex.ru.
Для цитирования
Сорокина Е. М. Нефинансовая отчетность российских компаний: актуальность и условия составления / Е. М. Сорокина // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 2. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).2.
For Citation
Sorokina Ye. M. Non-Financial Reports of Russian Companies: Topicality and Terms of Compilation. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).2. (In Russian).