Ш №6 (219)
23
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕМЬИ С ХРОНИЧЕСКИ БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Д.И. Кича, М.В. Худайбергенова
SOCIAL-DEMOGRAPHIC PROFILE OF FAMILIES WITH YOUNGER SCHOOL AGED CHILDREN
D.I. Kicha, M.V. Khudaybergenova
Российский университет дружбы народов
В результате исследования составлен социально-демографический портрет семей с детьми младшего школьного возраста, дана сравнительная социально-демографическая характеристика семей с наибольшим удельным весом детей с хроническими заболеваниями (семьи высокого риска) и наименьшим удельным весом детей с хроническими заболеваниями (семьи низкого риска).
Ключевые слова: социально-демографический портрет, семья, дети, хронические заболевания.
As the result of the study social-demographic profile of families with younger school aged children is composed, the comparative social-demographic characteristics of families with the highest fraction of children with chronic diseases (high-risk families) and the lowest fraction of children with chronic medical conditions (low-risk families).
Keywords: social-demographic profile, family, children, chronic disease.
Состояние здоровья населения, особенно детей, определяется, в первую очередь, условиями жизни, традициями семьи и ближайшего окружения. Признано, что социальная и
бытовая среда, в которой живут дети, значительным образом влияет на их здоровье, развитие, а также эмоциональное и психологическое благополучие [1].
24
ЗНиСО июнь № (219)
Анализ роли семейного окружения ребенка в формировании его здоровья показывает, что семьи, в которых воспитываются дети, нуждаются в целенаправленной длительной социальной, медицинской и психологической поддержке, особенно если ребенок страдает хронической патологией или является инвалидом детства [2, 3].
Цель исследования: составить социально-демографический портрет семьи с хронически больным ребенком младшего школьного возраста.
Материалы и методы. С целью анализа влияния различных социально-демографических характеристик семьи на здоровье детей младшего школьного возраста были разработаны специальные анкеты, и произведен анкетный опрос, в котором приняли участие 520 семей с детьми младшего школьного возраста. На 508 детей были подобраны на одно лицо анкеты, заполненные родителями, и карты вы-копировки из медицинской карты ребенка (форма № 26 у-2000). Методы исследования: социально-гигиенический, социологический, математико-статистический.
Результаты и обсуждение. В ходе анализа данных профилактических медицинских осмотров у 42,9 % детей выявлены хронические заболевания. О хроническом заболевании ребенка знают родители лишь каждой второй семьи (56,3 %).
По своей структуре обследованные семьи с детьми младшего школьного возраста распределяются следующим образом: 64,6 % семей относятся к нуклеарному типу и состоят из обоих родителей и детей, 12,5 % относятся к большим семьям, состоящим из супружеской пары с детьми и проживающими с другими родственниками. 10,6 % обследованных семей состоят из одного из родителей и ребенка, проживающих совместно с другими родственниками. Эти семьи мы классифицируем как «неполные большие». Неполные семьи, состоящие из одного родителя и детей, встречаются чаще в 12,3 %, причем на одиннадцать семей, состоящих из мамы и ребенка, приходится одна семья, состоящая из отца и ребенка.
Наибольшая часть семей в нашем исследовании состоит из четырех и трех человек (39,7 и 32,2 %, соответственно). Несколько ниже удельный вес семей из 5 человек (15,5 %). Семьи из двух, шести, семи и более человек занимают наименьший удельный вес (5,2 %, 4,4 и 2,9 %, соответственно).
Среди обследованных семей 39,2 % имеют одного ребенка, 46,2 % — двух, 11,9 % — трех, 2,7 % — четырех и более детей. В целом, как показали наши исследования, средневзвешенная численность московской семьи с ребенком младшего школьного возраста при уровне значимости р < 0,05 составляет 3,91 ± 0,96 человек. Достоверная разница между наличием или отсутствием хронического заболевания, состоянием информированности родителей о хронических заболеваниях детей и количеством детей в семье не выявлена.
Анализ отдельных типов семей показал, что нуклеарные семьи, состоящие из четырех человек, составляют практически одну треть (32,5 %) всех изучаемых семей. Нуклеарные семьи, состоящие из трех человек составили пятую часть (21,7 %) всех изучаемых семей. Удельный вес семей больших размеров из пяти и шести человек незначительный (5,6 и 3,1 % соответственно). Причем доля детей с хроническими заболеваниями уменьшается по мере увеличения количества членов семьи. Так, в неполных семьях доля хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста составляет 56,5 %, в нуклеарных семьях — 48,5 %, а в больших семьях — 36,7 % (р < 0,05). Также в семьях с двумя членами семьи хроническое заболевание у ребенка встречается в 1,5 раза чаще, чем в семьях с более, чем четырьмя членами семьи (68 и 44,4 %, соответственно (р < 0,05)).
Следует отметить, что существуют различия в информированности родителей о хронических заболеваниях детей в различных типах семей. Например, в неполных и малых (нуклеарных) семьях родители чаще знают о наличии у ребенка хронического заболевания, чем в больших и неполных больших семьях (29,3 и 18.3 %, соответственно (р < 0,01)). Это свидетельствует о том, что в больших семьях родители недооценивают свою роль в формировании здоровья ребенка и часто перекладывают ответственность на других членов семьи.
Установлено, что 14,8% матерей при рождении ребенка были в возрасте до 20 лет, от 21 до 25 лет - 31,3 %, от 26 до 30 лет - 26,7 %, от 31 до 35 лет — 17 %, старше 35 лет — 10,2 %. Достоверной связи между наличием или отсутствием хронического заболевания в младшем школьном возрасте и возрастом матери при рождении ребенка не обнаружено. Что касается отцов, то 4,2 % из них при рождении ребенка были в возрасте до 20 лет, от 21 до 25 лет — 22,9 %, от 26 до 30 лет — 29,6 %, от 31 до 35 лет — 21,3 %, старше 35 лет — 22 %. Следует
июнь (219)
25
отметить, что в семьях, в которых отцы были в возрасте от 31 до 35 лет при рождении ребенка, удельный вес хронических заболеваний у детей младшего школьного возраста в полтора раза выше, чем в семьях, в которых отцы были в других возрастных группах при рождении ребенка (63,5 и 42,1 % соответственно (р < 0,01)). С другой стороны, наименьшая доля хронически больных детей выявлена в семьях, в которых отцы были в возрасте от 36 до 40 лет при рождении ребенка (34,3 %). Это на 14,6 % меньше, чем в семьях, в которых отцы были в других возрастных группах при рождении ребенка (р < 0,05).
В ходе опроса выяснилось, что 59,8 % семей состояли в браке от 1 года до 3 лет при рождении ребенка; 12,8 % семей — от 4 до 6 лет, 9,3 % — от 7 до 9 лет, 7,6 % — от 10 до12 лет, 5,6 % — 13 лет и больше и 4,9 % детей были рождены вне брака. Следует отметить, что в семьях, которые при рождении ребенка состояли в браке от 1 года до 6 лет, доля детей с хроническими заболеваниями в 1,3 раза меньше, чем в других категориях семей (43,4 и 55,6 %, соответственно (р < 0,05)). Также существует связь между уровнем информированности родителей о хронических заболеваниях детей и годом брака при рождении ребенка. Дети в семьях, незнающих о хроническом заболевании ребенка младшего школьного возраста, рождены на 1—3 году брака и вне брака в 1,4 раза чаще по сравнению с информированными семьями (73,5 и 53,2 %, соответственно (р < 0,01)). То есть, это свидетельствует о менее внимательном отношении родителей к здоровью детей в неполных и молодых семьях.
Известно, что медицинская грамотность семьи зависит от уровня образования ее членов. Образовательный уровень родителей с детьми младшего школьного возраста достаточно высокий. Более половины обследованных семей имеют родителей с высшим и незаконченным высшим образованием (мужчины — 60 %, женщины — 57 %), одна четверть — со средним специальным образованием (26,8 %). Число родителей со средним образованием составляет 14,7 %. В целом уровень образования среди мужчин и женщин не имеет существенных различий (р > 0,05). Выявлено, что в семьях, в которых мужчины имеют среднее образование, в 2 раза меньше детей с хроническими заболеваниями по сравнению с семьями, в которых отцы имеют высшее и среднее специальное образование (22 и 51 %, соответственно (р < 0,01)).
Также обращает на себя внимание достаточно большой удельный вес детей младшего школьного возраста с хроническими заболеваниями (52,3 %) в семьях, в которых матери имеют высшее образование по сравнению с семьями, в которых матери имеют среднее специальное и среднее образование (40,9 и 37,5 % соответственно (р < 0,05)). Связано это, по-нашему мнению, с занятостью на работе, так как работают практически все женщины с высшим образованием (93,9 %), 87,2 % женщин со средним специальным образованием и лишь 73,5 % — со средним. Не работают с высшим образованием — 6,1 % матерей, со средним специальным — в 2 раза большее количество женщин (12,8 %), со средним — в 4 раза больше матерей (26,5 %) (р < 0,05).
По социальному статусу матери детей младшего школьного возраста распределились следующим образом: служащие — 74,1 %, рабочие — 16,3 %, не работают — 12,3 %. При этом в семьях служащих в 1,3 раза чаще дети имеют хронические заболевания по сравнению с семьями рабочих и не работающих матерей (49,5 и 38,4 %, соответственно (р < 0,05)).
По социальному статусу отцы детей младшего школьного возраста распределились следующим образом: служащие — 64,7 %, рабочие — 35,1 %, не работают — 0,2 %. При этом в семьях служащих практически равное количество детей с хроническими заболеваниями и здоровых детей (51,7 и 48,3 %, соответственно), а в семьях рабочих большинство детей здоровы, хронически болен лишь каждый третий (62,5 и 37,5 %, соответственно). То есть в семьях служащих отцов в 1,4 раза больше детей с хроническими заболеваниями (р < 0,05).
Хорошо оценивают жилищные условия 48,5 % семей с детьми младшего школьного возраста, удовлетворительно — 42,7 %, плохо — 8,8 %. Причем большинство респондентов, проживающих в частном доме и отдельной квартире, хорошо оценивают свои жилищные условия, 57,4 % семей, арендующих квартиру, — удовлетворительно, одинаковое количество семей (по 46,2 %) респондентов, проживающих в общежитии или коммунальной квартире, — плохо. Установлено, что в семьях, проживающих в отдельных квартирах, по сравнению с семьями, арендующими жилье, количество детей с хроническими заболеваниями в 1,5 раз больше (49 и 32,8 %, соответственно). При этом достоверно чаще не знают о хроническом заболевании ребенка родители, оценившие свои жилищные усло-
26
ЗНиСО июнь № (219)
Социально-дефографический параметр Удельный вес детей с хроническими заболеваниями(%)
Семьи высокого риска Семьи низкого риска
Тип семьи неполная (56,5 %)* большая (36,6 %)*
Количество членов семьи 2 (68 %)* > 4 (44,4%)*
Год брака при рождении ребенка > 6 лет; вне брака (55,6 %)* 4—6 год (40,3 %)*
Образование матери высшее (51,3 %)* среднее (37,5 %)*
Образование отца среднее специальное (52,7 %)** среднее (22 %)**
Социальный статус матери служащая (49,7 %)* не работает (35,7 %)*
Социальный статус отца служащий (51,7 %)** рабочий (37,5 %)**
Субъективная оценка жилищных условий плохие (53,5 %) удовлетворительные (43 %)
Жилищные условия отдельная квартира (49 %)* аренда квартиры (32,8 %)*
Возраст ребенка при появлении у него отдельной комнаты с рождения (56,8) ** с 5—6 лет (28,5 %)**
* р < 0,05; ** р < 0,01
Рис.1. Сравнительная социально-демографическая характеристика семей с наибольшим удельным весом детей с хроническими заболеваниями (семьи высокого риска) и наименьшим удельным весом детей с хроническими заболеваниями (семьи низкого риска)
вия как хорошие, чем остальные семьи (24,1 и 17 % соответственно, р < 0,05). У большинства детей младшего школьного возраста (58,1 %) нет отдельной комнаты, но с наличием или отсутствием хронического заболевания этот показатель не связан. Но, следует отметить, что среди детей младшего школьного возраста, у которых появилась отдельная комната с рождения удельный вес хронических заболеваний в 2 раза выше, чем у детей, у которых отдельная комната появилась в 5—6 лет (56,8 и 28,5 %, соответственно (р < 0,01)).
Выводы.
1. В результате исследования составлен социально-демографический портрет семей с детьми младшего школьного возраста, для которого характерны следующие черты: 1) нуклеарный тип семьи (64,6 %); 2) средневзвешенная численность семьи составляет 3,91 ± 0,96 человек; 3) 59,8 % семей состояли в браке от 1 года до 3 лет при рождении первого ребенка; 4) родители имеют высшее образование (мужчины — 54,7 %, женщины — 52,7 %); 5) социальный статус матери — служащая (74,1 %); 6) социальный статус отца — служащий (64,7 %); 7) возраст матери при рождении ребенка — от 21 до 25 лет (31,3%); 8) возраст отца при рождении ребенка — от 26 до 30 лет (29,6 %); 9) семьи хорошо оценивают свои жилищные условия (48,5 %); 10) семьи проживают в отдельной квартире (82,1 %).
2. Среди семей с детьми младшего школьного возраста с хроническими заболеваниями выделены 2 группы семей (с наибольшей (высокого риска) и наименьшей (низкого риска) долей детей младшего школьного возраста с хроническими заболеваниями) (рис. 1).
3. В результате исследования выявлены характерные черты социально-демографического портрета семей, не знающих о наличии хронического заболевания у ребенка, которые отличаются от информированных семей по демографическим параметрам и жилищно-бытовому уровню. Установлено, что родители, не знающие о хроническом заболевании ребенка, по сравнению с информированными о хронической патологии ребенка родителями: 1) в 1,4 раза чаще родили ребенка вне брака или на 1—3 году брака (73,5 и 53,2 %, соответственно (р <
0.01)); 2) чаще встречаются в больших и неполных больших семьях по сравнению с неполными и нуклеарными (29,3 и 18,3 %, соответственно (р < 0,01)); 3) в 2 раза чаще оценили свои жилищные условия как хорошие (24,1 и 17 % соответственно, р < 0,05).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Монахов М.В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями //Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения»: Электронный ресурс. 2009. № 1. Шр://уе81шк.те(1пе1
июнь №6 (219)
27
ru/content/view/113/30/1. (Дата обращения: 13.03.2010).
2. Орел В.И., Стуколова Т.И. Частные проблемы социальной педиатрии. СПб., 2003. С. 215.
3. Шарапова О.В. Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства //Вопросы современной педиатрии. 2004. Т. 3, № 4. С. 9—12.
Контактная информация:
Худайбергенова Марина Владимировна, тел.: 8-903-560-35-04
Contact information:
Khudaybergenova Marina Vladimirovna, tel.: 8-903-560-35-04