6. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1959. -
380 с.
7. Плахтиенко, В.А. Некоторые закономерности формирования двигательного навыка / В.А. Плахтиенко // Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 12. - С. 10-13.
8. Рудик, П.А. Психологические особенности двигательных навыков и их значение в обучении и спортивной тренировке / П.А. Рудик // Проблемы психологии спорта. - М., 1960. - С. 2739.
9. Ходжава, З.И. Проблема навыков в психологии / З.И. Ходжава. - Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1960. - 296 с.
10. Шадрин, В.М. Психологические основы формирования двигательных навыков / В.М. Шадрин. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1978. - 176 с.
REFERENCES
1. Goncharov, V.I. (2008), "Once More on the concepts of "motor ability" and "motor skill"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 36, No. 2, pp. 30-36.
2. Goncharov, V I. (2012), "Phenomenon of play motor skills", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 39-43.
3. Goncharov, V.I. and Mukhachev, E. A. (2015), "Rapid method to study the process of formation of motor skills", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 41-45.
4. Goncharov, V.I. and Mukhachev, E.A. (2015), "Participation of psychophysiological functions in the process of formation of motor skills", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 309-314.
5. Maznichenko, V.D. (1984), "Methodological premises to the understanding of the nature and mechanisms of motor skills", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 49-50.
6. Puni, A.C. (1959), "Essays on psychology of sport", Physical culture and sport, Moscow.
7. Plakhtienko, V.A. (1968), "Some regularities of formation of motor skill", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp.10-13.
8. Rudik, P.A. (1960), "Psychological characteristics of motor skills and their importance in learning and sports training", Problems ofpsychology of sports, Moscow, pp. 27-39.
9. Khodgava, Z.I. (1960), Problem of skills in the psychology, Tbilisi, 1960.
10. Shadrin, V. M. (1978), Psychological bases offormation of motor skills, Publishing house of Kazan University, Kazan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.01.2018
УДК 796.034.2
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ, ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Анатольевна Живуцкая, старший преподаватель, Татьяна Михайловна Булкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Целью исследования явилось изучение социально-демографического портрета, предпочтений и мотивации женщин зрелого возраста к физкультурно-оздоровительным занятиям. В ходе социологического опроса проанкетировано 177 респондентов, регулярно занимающихся оздоровительной культурой в фитнес-клубах города Смоленска. Выявлено, что большинство опрошенных женщин состоят в официальном или гражданском браке, являются матерями одного или двух детей, имеют высшее образование и работают в сфере умственного труда. Установлено, что предпочтительными видами ОФК для респондентов являются фитнес, шейпинг, аэробика, а приоритетными мотивами к занятиям выступают сохранение и укрепление здоровья, поддержание мышечного тонуса, улучшение внешнего вида. Значимость отдельных мотивов неодинакова для представительниц
разных возрастных подгрупп.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные занятия, женщины второго периода зрелого возраста, мотивация, предпочтения, социально-демографические характеристики.
SOCIO-DEMOGRAPHIC PORTRAIT, PREFERENCES AND MOTIVATION OF WOMEN IN THE SECOND PERIOD OF MATURE AGE FOR RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES Irina Antonovna Grets, the doctor of pedagogical sciences, professor, Irina Anatolyevna Zhivutskaya, the senior teacher, Tatyana Mikhailovna Bulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The purpose of the study was to study the socio-demographic character, preferences and motivation of the mature age women for physical culture and recreational activities. During the poll, 177 respondents regularly engaged in the recreational physical culture in fitness clubs of Smolensk have been surveyed. It was revealed that the majority of the interviewed women are in an official or civil marriage, with one or two children, they have higher education and work in the field of the mental activity. It has been established that fitness, and aerobics are the preferred types of recreational physical culture. The priority motivations for recreational physical culture activities are health preservation and strengthening, maintenance of muscle tone, appearance improvement. The significance of individual motives is not the same for representatives of the different age subgroups.
Keywords: recreational physical culture activities, women of the second period of mature age, motivation, preferences, socio-demographic characteristics.
ВВЕДЕНИЕ
По замечанию О. В. Армашевской и Л. Ю. Чучалиной (2017) [1], состояние здоровья населения России находится под давлением противоречивых социальных, политических и экономических изменений. Важным компонентом стратегии здравоохранения является профилактика заболеваний различного характера. По мнению О. В. Максимук, С.В. Власовой, Н. Н. Колесниковой и О. В. Лимаренко (2013) [3] благополучие нации, в основном, определяется здоровьем женщин, сохранность которого выступает задачей общегосударственной важности. Авторы отметили устойчивую тенденцию к снижению состояния здоровья женщин зрелого возраста, остановить которую возможно с помощью регулярных занятий оздоровительной физической культурой. Ряд авторов (О.В. Буркова, 2008 [2]; Е.Н. Чепаков, О.Н. Федорова, 2010 [4]) отметили, что для выбора успешной тактики построения занятий важна не только предварительная оценка физических показателей здоровья занимающихся, но и определение мотивов выбора ими указанной формы оздоровления. Мотивация выступает как непостоянная величина, детерминированная социальной средой. Создание благоприятных условий повышает уровень мотивации. В связи с вышесказанным исследование социально-демографических характеристик, предпочтений и особенностей мотивации женщин к занятиям физической культурой приобретает особую актуальность.
Целью данного исследования явилось определение социально-демографического портрета, выявление предпочтений и изучение мотивации женщин второго периода зрелого возраста к физкультурно-оздоровительным занятиям.
Задачи исследования:
- установить социально-демографический портрет женщин второго периода зрелого возраста, регулярно занимающихся оздоровительной физической культурой;
- выявить предпочтения женщин к разным видам физкультурно-оздоровительных занятий;
- определить значимость приоритетных мотивов женщин к физкультурно-оздоровительным занятиям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования опрошено 177 респондентов в возрасте от 36 до 55 лет, из которых к группе 36-40 лет относятся 43%; 41-45 лет - 23,7%; 46-50 лет - 22% и 51-55 лет -11,3%. Выявлено, что 67,2% опрошенных женщин состоят в зарегистрированном браке, 12,4% - не замужем, но в отношениях; 7,3% - никогда не были замужем; 6,2% - состоят в незарегистрированном браке; 5,1% -разведены и 1,7% - являются вдовами. Необходимо отметить, что 43,5% респондентов имеют одного ребенка; 35,6% - двоих детей; 4% - троих и более и у 16,9% опрошенных женщин нет детей. Установлено, что высшее образование имеет большая половина (78%) опрошенных; диплом о среднем специальном образовании в наличии у 12,4% респондентов; 7,9% имеют ученую степень; среднее основное (8 или 9 классов), среднее полное (10 или 11 классов) и начальное профессиональное образование имеют по 0,6% женщин. Большинство респондентов (93,2%) являются работниками сферы умственного труда; 6,8% - физического. Больше половины (58,2%) респондентов в детстве и/или юности занимались определенными видами физической культуры и спорта: легкой атлетикой (17,6%), игровыми видами спорта (баскетболом, волейболом, гандболом и теннисом) (14,7%), гимнастикой (12,3%), плаванием (11,6%), танцами (русскими народными, эстрадными, хореографией и балетом) (8%), оздоровительной физической культурой (аэробикой, цигун, шейпингом, степ-аэробикой, фитнесом, стретчингом, занятиями в тренажерном зале) (7,5%), лыжным спортом (6,3%), единоборствами (восточными, дзюдо, тхэквондо, самбо, кикбоксингом, фехтованием) (4,7%), конькобежным спортом (2,3%), велоспортом (1,7%), фигурным катанием (1,7%), спортивным ориентированием (1,1%), скалолазанием (0,6%) и шахматами (0,6%). Согласно полученным данным систематически занимались физической культурой в течение временного периода от 1 года до 5 лет 32,7% опрошенных женщин, от 6 до 10 лет - 23,8%, от 11 до 15 лет - 15,3%, от 16 до 20 лет - 9%, от 21 до 25 лет - 3,4%, более 30 лет - 7,9%. Менее года занимались 7,9% опрошенных. Средний стаж занятий оздоровительной физической культурой составил 10,5 лет. Установлено, что в настоящее время опрошенные женщины занимаются регулярно (2-3 раза в неделю) следующими видами оздоровительной физической культуры: 24,9% отдают наибольшее предпочтение фитнесу; 18,6% - шейпингу; 16,4% - аэробике; 15,8; 15,3 и 15,3% - пилатесу, лечебной физической культуре и йоге, соответственно. Менее популярными видами ОФК являются степ-аэробика (14,1%), плавание (11,3%), ходьба в быстром (9%) и среднем (6,2%) темпе, стретчинг (5,6%), катание на велосипеде, роликах, коньках (5,6%).К непопулярным видам физкультурно-оздоровительных занятий следует отнести бег (4,2%), аквааэробику (3,4%), бодибилдинг (3,4%), танцы (2,8%), занятия в тренажерном зале (2,8%), силовой тренинг (1,7%), скандинавскую ходьбу (1,1%), калланетику (0,6%), бодифлекс (0,6%), настольный теннис (0,6%), ритмическую гимнастику (0,6%), игровые виды спорта (0,6%), терренкур (0,6%). Установлено, что приоритетными мотивами к занятиям оздоровительной физической культурой для женщин рассматриваемого возрастного периода являются сохранение и укрепление здоровья. Именно данным мотивам присвоили высшее значение по пяти ранговой системе 78,5% и 74% опрошенных женщин, соответственно. Более половины женщин руководствуются мотивами «поддержание мышечного тонуса» (58,8%), «сохранение молодости и красоты» (57,1%), «улучшение внешнего вида» (57,1%), «повышение физической выносливости» (52%).Несколько менее значимы мотивы «коррекция телосложения» и «регулирование веса тела» - данным мотивам высший ранг присвоили 48% и 44,6% женщин, соответственно. В группе мотивов, связанных с психоэмоциональным состоянием, наиболее значимы «получение удовольствия от занятий» (42,9%), «повышение психической выносливости» (38,4%), «снятие психоэмоционального напряжения» (36,7%), «антистрессовое влияние занятий» (29,4%). Менее значимы «повышение самооценки» и «интерес к новому виду деятельности»: указанным мотивам отдали наивысшее предпочтение 26,6% и 20,9% опрошенных, соответственно. Социальными мотивами «смена обстановки», «расширение круга общения», «мода,
престиж» руководствуются 21,5%, 14,7% и 7,9% женщин, соответственно. Следует отметить, что незначительная часть респондентов отметили высшим баллом мотивы «спортивное совершенствование» и «духовное самосовершенствование» - 15,8% и 13% соответственно. Интересно, что значимость приоритетных мотивов неодинакова для представительниц разных возрастных подгрупп: 36-45 и 46-55 лет. Так, мотиву «сохранение здоровья» высший ранг присвоили 83,1% респондентов из второй группы и 76,3% - из первой. Мотив «укрепление здоровья» также более популярен среди женщин старшей возрастной подгруппы: 83,1% во второй подгруппе и 69,5% в первой. Несмотря на то, что мотивы, связанные с укреплением физического здоровья и повышением внешней привлекательности, являются приоритетными в обеих возрастных подгруппах, значимость отдельных мотивов существенно разнится. Так, мотив «повышение психической выносливости» для женщин 46-55 лет находится на пятом месте, а для женщин 36-45 - на одиннадцатом. Мотив «повышение самооценки» для респондентов из первой возрастной группы находится на восьмом месте, а для респондентов из второй группы - на тринадцатом. Мотивы «смена обстановки» - на девятом и пятнадцатом; «интерес к новому виду деятельности» - на десятом и четырнадцатом; «расширение круга общения» - на одиннадцатом и семнадцатом; мотив «мода, престиж» - тринадцатом и девятнадцатом местах, соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного социологического исследования позволили прийти к следующим выводам:
- большая половина опрошенных женщин относится к группе 36-45 лет; две трети респондентов состоят в официальном браке, 4/5 имеют одного или двух детей; большинство опрошенных имеют высшее образование и являются работниками сферы умственного труда;
- более половины респондентов имеют опыт занятия определенными видами оздоровительной физической культуры и/или спорта в детстве или юности; средний стаж регулярных занятий оздоровительной физической культурой составил 10,5 лет;
- наиболее популярными видами занятий среди женщин второго периода зрелого возраста выступают фитнес, шейпинг и аэробика; наименее предпочитаемыми видами занятий являются калланетика, бодифлекс, ритмическая гимнастика, игровые виды спорта, терренкур;
- для женщин в возрасте от 36 до 55 лет приоритетными мотивами выступают сохранение и укрепление здоровья. Немного менее популярны мотивы «поддержание мышечного тонуса», «сохранение молодости и красоты», «улучшение внешнего вида». На втором месте находятся мотивы, связанные с укреплением психического здоровья. Наименее популярными мотивами являются мотивы социального характера - «расширение круга общения», «духовное совершенствование», «мода, престиж». При разделении респондентов на две возрастные подгруппы - 36-45 и 46-55 лет было выявлено, что значимость отдельных мотивов неодинакова для представительниц разных подгрупп. Для представительниц второй возрастной подгруппы мотивы психического и социального плана более значимы, чем для женщин первой подгруппы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армашевская, О.В. Особенности состояния здоровья женщин зрелого возраста [Электронный ресурс] / О.В. Армашевская, Л.Ю. Чучалина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - URL : https://www.science-education.ru. - Дата обращения: 22.05.2017.
2. Буркова, О.В. Влияние системы пилатеса на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Буркова О.В. - М., 2008. - 24 с.
3. Коррекция психоэмоционального состояния женщин в физкультурно-оздоровительных группах / О.В. Максимук, С.В. Власова, О.В. Лимаренко, Н.Н. Колесникова // Теория и практика
физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 19-21.
4. Чепаков, Е.М. Демографический портрет и мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям женщин, посещающих фитнес-центры / Е.М. Чепаков, О.Н. Федорова // Царскосельские чтения. - 2010. - № XIV. - Т. V. -С. 319-322.
REFERENCES
1. Armashevskaya, O.V. and Chuchalina, L.Yu. (2017), "Peculiarities of mature age women health", Modern problems of science and education, No. 1, pp. 57-57, available at: https://www.science-education.ru.
2. Burkova, O.V. (2008), The influence of the Pilates system on the development of physical qualities, correction of the physique and psychoemotional state of middle-aged women, dissertation, Moscow.
3. Maksimuk, O.V., Vlasova, S.V., Limarenko, O.V. and Kolesnikova, N.N. (2013), "Correction of the psychoemotional state of women in the recreational physical culture groups", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 19-21.
4. Chepakov, E.M. and Fedorova, O.N. (2010), "Demographic characteristic and motivation for recreational physical culture activities of women attending fitness centers", Tsarskoselski Readings, No. XIV, Vol. V, pp. 319-322.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2018
УДК 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лариса Николаевна Гусева, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье рассматривается один из способов решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры посредством формирования у них профессионально-педагогической рефлексии. Показано, что организационно-методическое обеспечение процесса проведения студентами самоанализа и самооценки профессиональных умений, осуществляемого в период практики, положительно влияет на повышение уровня их подготовленности к будущей деятельности.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональные умения, самоанализ, самооценка, самосовершенствование, уровень подготовленности.
FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL REFLECTION AS A WAY OF IMPROVING STUDENTS TRAINING OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL
CULTURE
Larissa Nikolaevna Guseva, the senior teacher, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
The article discusses one of the ways of solving the problem of improvement of the professional students training at the University of physical culture by empowering them with professionally pedagogical reflection. It has been shown that organizational and methodical support of the process of student's self-reflection and self-evaluation of the professional skills, carried out in the period of practice, positively affects the increase of their level of preparedness for future activities.
Keywords: professional training, professional skills, self-awareness, self-esteem, self-improvement, level of preparedness.