23 (56) - 2009
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
социально-демографический портрет многодетной семьи
в россии: проблемы,
поиски, решения
П. В. акинин,
доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» E-mail: akinin_pv@mail. ш
С. Ю. СИВОПЛЯСОВА, аспирант кафедры «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность» E-mail: [email protected] Ставропольский государственный университет
В статье представлен эскиз социально-демографического портрета многодетной семьи в России, созданный на основе анализа данных Всероссийских переписей 1989 и 2002 гг., Национального обследования домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС). На его основе определены приоритетные направления государственной поддержки семей с тремя и более детьми.
Ключевые слова: кризис, социально-демографический портрет, многодетная семья, социально-экономическое положение, меры государственной поддержки, оплата труда, уровень жизни.
В конце ХХ в. радикальные общественные преобразования в России происходили таким образом, что привели страну к системному кризису, который вызвал острейшие социально-экономические проблемы, а также не менее острые демографические последствия. Обратимся к фактам.
Резко изменили условия жизнедеятельности семьи следующие факторы: стремительный рост цен (в 26 раз в 1992 г. по сравнению с 1991 г. и в 1,8 раза в 1998 г. по сравнению с 1997 г.), сокращение покупательной способности денежных доходов населения (по таким товарам, как молоко, растительное масло, хлеб, крупа, покупательная способность в 1999 г. упала более чем в два раза по сравнению с 1990 г.), изменения в соотношении между источниками доходов в бюджетах домохозяйств, их рост в части скрытой (официально не учтенной) заработной платы, рост
дифференциации в уровнях оплаты труда (в 2007 г. у 10 % наиболее обеспеченного населения уровень доходов более чем в 17 раз превышал уровень денежных доходов 10 % наименее обеспеченного населения страны), быстрый рост численности безработных (2,8 млн человек в 1996 г., 2,3 млн человек в 2009 г.), дефицит денежных доходов, превышение доли расходов на продовольственные товары (39,11 %) над долей расходов на непродовольственные товары (35,99 %), рост жилищно-коммунальных платежей (8,57 % от общих потребительских расходов домашних хозяйств). Все это поставило большую часть семей на грань выживания, что повлекло за собой колебания в социальной и территориальной мобильности, изменения в брачном, а самое главное — в репродуктивном поведении [3].
Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми, и многодетных семей в частности, является одной из ключевых задач государственной семейной политики. Это требует всестороннего изучения социально-демографических и социально-экономических особенностей положения многодетных семей. Следовательно, существует необходимость составления социально-демографического портрета многодетной семьи в России.
Научного определения понятия «социально-демографический портрет» не существует. Следо-
- 45
вательно, не определены его основные составляющие элементы. Каждый человек существует в неком социальном пространстве и обладает определенным набором социально значимых характеристик. Прежде всего, это демографические признаки (пол, возраст, раса, национальность и т.д.) и социальные характеристики, которые включают в себя экономические, профессиональные, культурные и территориальные. Используя данные компоненты, можно составить социально-демографический потрет многодетной семьи.
Таким образом, мы считаем, что наиболее оптимальным является следующее определение: социально-демографический портрет — это совокупность качественных и количественных общественно значимых демографических и социальных характеристик населения (семьи).
Для формирования социально-демографического портрета многодетной семьи исследование проводилось в трех направлениях:
1) демографический анализ на основе сопоставления данных двух последних переписей населения;
2) социально-экономический анализ по данным Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС);
3) анализ нормативно-правовой базы.
В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 демографическая проблема была названа «самой острой проблемой современной России», а демографическая ситуация — «критической» [4]. Рождаемость в нашей стране уже не обеспечивает уровень простого воспроизводства. В 2000—2006 гг. Россия ежегодно теряла около 700 тыс. человек. Естественная убыль населения начала сокращаться только с 2007 г., что само по себе является положительным явлением. Однако принципиально ситуация не меняется.
Возрастная и половая структуры населения сильно деформированы, что сказывается на воспроизводстве населения. Благодаря увеличению рождаемости в конце 1980-х гг. численность женщин в наиболее активном репродуктивном возрасте (20—29 лет), постепенно возрастая, составит к 2012 г. около 12 млн человек. Однако уже к 2025 г., когда в брачный возраст вступит малочисленное поколение, родившееся в период демографического кризиса, численность 20-29-летних женщин составит всего 6,5 млн.
Еще одной составляющей депопуляции является смертность. Ее динамика в нашей стране
46 -
неблагополучна и вызывает необходимость принятия срочных мер. Вместе с тем, в ряде российских регионов (Алтай, Бурятия, Тува и т.д.), несмотря на более высокие, чем в среднем по стране, показатели смертности и более низкие показатели продолжительности жизни, наблюдается положительный естественный прирост за счет более высокой рождаемости. Таким образом, степень влияния смертности на воспроизводство населения сильно преувеличена.
Ряд российских ученых — А. М. Илышев, И. В. Лаврентьева, А. Вишневский — предлагают в качестве средства демографического спасения использовать миграцию. Однако неконтролируемая миграция может повлечь за собой обострение межнациональной напряженности. Вместе с тем она практически не влияет на рождаемость, так как мигранты очень быстро перенимают модель репродуктивного поведения коренных жителей.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, сколько бы ученые-демографы и социологи не пытались найти «экзотических» средств демографического спасения, существует лишь одно единственное условие, гарантирующее выживание любой нации — полноценная многодетная семья.
Семья играет важную роль в развитии общества. В ней осуществляется «производство самого человека, продолжение рода» [1]. Детность является одним из основных показателей, интерпретирующих суть семейного образа жизни. Ученые выделяют малодетную, среднедетную и многодетную семью. В своем исследовании авторы определяют многодетную семью как семью, имеющую в своем составе трех и более детей, включая родных, усыновленных и/или взятых под опеку или попечение.
Данные переписи 2002 г. свидетельствуют о сокращении численности многодетных семей в России по сравнению с 1989 г. в 1,8 раза с 4,6 до 2,6 % (рис. 1).
Среди домохозяйств, имеющих детей до 18 лет, доля многодетных в 2002 г. сократилась по сравнению с 1989 г. и составила 6,6 против 9,5 %. При этом, очевидно преобладание многодетных семей с тремя детьми — 75 % от общего количества, семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % [3]. В большинстве случаев многодетная семья — это семья с двумя родителями, неполные многодетные семьи составляют 15,6 %.
Распространенность многодетности носит ярко выраженный региональный характер. Диапазон доли многодетных (от общего числа домохозяйств) по субъектам Федерации достаточно велик:
■ Домохозяйства с одним
ребенком
□ Домохозяйства с двумя
детьми
И Домохозяйства с тремя
детьми
1989 2002
Рис. 1. Доля домохозяйств с детьми в общем числе домохозяйств в 1989 и 2002 гг., %
от 53,4 % в Республике Ингушетия до 1 % в городе Санкт-Петербурге. Большая численность семей с тремя и более детьми в Южном федеральном округе объясняется тем, что это, в значительной степени, стандарт семейной модели.
Следовательно, социальная политика, реализуемая как на федеральном, так и на региональном уровне должна учитывать сложившуюся картину многодетности и ее региональную дифференциацию.
Для определения особенностей социально-экономического положения многодетных семей в России использовались данные Национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС) [3].
Структура доходов семей с тремя и более детьми в целом схожа со структурой доходов других социально-демографических групп населения. Однако существует и ряд особенностей (см. таблицу).
Основным источником денежных поступлений многодетных семей является заработная плата. Тем не менее, ее доля ниже, чем у семей с одним-двумя детьми, следовательно, многодетные родители занимают более слабую позицию на рынке труда. Другой важной особенностью является то, что денежные пособия занимают значительную часть дохода таких семей. Их объем в 6,8 раза пре-
вышает среднероссийский уровень, и в 3,4 раза выше, чем у семей с одним или двумя детьми. Таким образом, несмотря на ограниченные возможности системы социальной защиты в части поддержки семей с детьми, для многодетных семей она является важным источником денежных поступлений.
Важное значение для многодетных семей имеют поступления от личных подсобных хозяйств. Это обусловлено тем, что более половины семей с большим количеством детей проживают в сельской местности, а также тем, что трудоспособным членам таких семей труднее найти работу ввиду наличия значительных семейных обязательств. Кроме того, доля скрытых доходов у многодетных семей выше, чем в среднем по стране — 27,9 против 21,2 %. Следовательно, они шире вовлечены в неформальные трудовые отношения.
В структуре бедных многодетные семьи составляют 3,5 %. Тем не менее, они отличаются максимальным риском и глубиной бедности. Согласно данным о наблюдаемых доходах 94,8 % многодетных семей попадают в категорию бедных. Средний дефицит доходов семей с тремя и более детьми составляет 61,2 %, то есть большинство многодетных имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. Это объясняется следующими причинами:
1) высоким уровнем иждивенческой нагрузки;
2) низким заработком;
3) низким уровнем экономической активности трудоспособных членов семей;
4) высоким уровнем безработицы.
Кроме того, уязвимость членов многодетных семей на рынке труда обусловлена их относительно низким образовательным уровнем и, прежде всего, дефицитом профессионального образования. В горо-
Структура денежных поступлений по отдельным социально-демографическим группам домохозяйств,
II квартал 2003 г., %
Виды доходов Многодетные семьи Другие семьи с детьми Семьи без детей Все семьи
Зарплата 60,5 79,2 53,6 61,1
Пенсии и стипендия 13,7 9,2 38,7 29,9
Денежные пособия 8,8 2,6 0,7 1,3
Поступления от ЛПХ в денежной форме 12,6 4,1 3,3 3,6
Денежная помощь от родственников 4,4 4,9 3,7 4,1
Итого 100 100 100 100
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
52,1
15,8
i р2,1|
2
де отсутствие профессионального образования выявлено у 36,2 % взрослых, а в сельской местности, соответственно — у 58,5 %.
«Квартирный вопрос» наиболее актуален для многодетных семей. Уровень благоустройства их жилищ крайне низок. Около 60 % можно отнести к категории «без удобств», то есть в жилых помещениях отсутствует центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение (рис. 2).
Помимо этого, многодетные семьи имеют недостаток жилой площади. В среднем в домохозяйствах с тремя и более детьми на одного человека приходится 11,9 м2, с четырьмя и более детьми — 10,3 м2, что более, чем в 2 раза ниже средних российских показателей. Таким образом, для многодетных семей основной проблемой являются не только размеры жилья, но и его благоустройство.
В целом многодетные семьи в Российской Федерации имеют неполноценное и несбалансированное питание, хотя и достаточно калорийное (2046 ккал в расчете на одного человека). В его структуре преобладает углеводистая компонента (334 г), а содержание белков животного происхождения с точки зрения медицины является явно недостаточным (18 г при норме не менее 30 г).
Таким образом, по всем социально-экономическим показателям уровня жизни многодетные семьи уступают другим категориям семей в силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего числа занятых членов. Следовательно, для достижения соизмеримого уровня жизни семьям с тремя и более детьми необходима эффективная социальная поддержка государства.
В нашей стране семейная политика только формируется. Единственным нормативно-правовым актом поддержки именно многодетных семей является Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [2], который гарантирует:
а) скидку в размере 30 % установленной платы за пользование услугами ЖКХ;
б) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
в) бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
48 -
47
16,5
Й36,6Й
Без детей С 1 ребенком С 2 детьми
С 3 детьми
С 4 и более детьми
0 Без удобств □ Не со всеми удобствами □ Со всеми удобствами
Рис. 2. Уровень благоустройства жилых помещений, занимаемых многодетными семьями, %
г) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
д) бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
е) бесплатное обеспечение школьной формой;
ж) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.
Кроме того, названный указ обязывает органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывать помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; оказывать содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.
Однако в то же время Указ Президента РФ носит рекомендательный характер, так как «предлагает» органам исполнительной власти субъектов Федерации самостоятельно определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом
развитии региона. Нормы, разработанные на региональном уровне на основе данного акта, во многом дублируют его основные положения, однако практически нет ни одного субъекта Федерации, в котором бы они реализовывались в полном объеме.
Таким образом, учитывая особенности многодетных семей в России, выявленные при составлении социально-демографического портрета, в качестве основных приоритетных направлений стимулирования третьих и последующих рождений и улучшения социально-экономического положения многодетных семей можно назвать следующие [5, с. 12].
1. Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем:
• разработка и внедрение правовых и финансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения процентов по банковским кредитам или подлежащих возврату сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет или до 23 лет, если они обучаются в образовательном учреждении по очной форме;
• разработка и внедрение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, предоставление строительных материалов для индивидуального жилищного строительства в случае рождения (усыновления) ребенка.
2. Содействие трудоустройству членов многодетных семей, стимулирование экономической активности:
• установление преимущественного права на получение рабочего места многодетными родителями в случае соответствия работника квалификационным и профессиональным требованиям вакансии и успешного прохождения испытаний (конкурса) при приеме на работу при прочих равных условиях;
• увеличение продолжительности засчитываемого в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности времени по уходу родителями за ребенком до достижения младшим ребенком возраста 16 лет;
• разработка и реализация мер налогового стимулирования работодателей к принятию на ра-
боту работников, являющихся многодетными родителями;
• введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль при рождении третьего и каждого последующего ребенка;
• законодательное установление для многодетных семей прогрессивной системы налогообложения, учитывающей общесемейный доход и количество детей в семье. Предложенные меры, на наш взгляд, являются
попыткой достойного решения наиболее острых проблем, стоящих перед многодетными семьями. Они основаны на передовом опыте зарубежных стран, реализуются в двух приоритетных направлениях: улучшение жилищных условий и увеличение дохода семьи за счет привлечения ее членов на рынок труда и роста уровня заработной платы.
Очевидно, реализация данных мер будет способствовать улучшению социально-экономического положения многодетных семей в России и, вместе с тем, снижению иждивенческой нагрузки, что положительно скажется на образе семьи с тремя и более детьми в общественном сознании.
Список литературы
1. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Д. И. Валентей. М.: Советская энциклопедия, 1985 [Электронный ресурс]. URL: http://nation.geoman.ru.
2. О мерах по социальной поддержке многодетных семей. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431. [Электронный ресурс]. URL: www. consultant.ru.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru.
4. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru.
5. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008—2015 годы [Текст] / Общественный совет Центрального федерального округа. М., 2007. 27 с.