Научная статья на тему 'Социально-демографические особенности предпринимателей России'

Социально-демографические особенности предпринимателей России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1079
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова О. Ц.

В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность. Признавая бесспорную полезность предпринимательства, отметим, что особое значение приобретает научный анализ предпринимателей как социальной группы и ее статуса в современной России. В данной статье представлен анализ социально-демографических показателей предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During transformation of the Russian economy entrepreneurial activity has become more intense. Given indisputable utility of entrepreneurship, scientific analysis of entrepreneurs as a social group and its status in modern Russia becomes especially valuable. In this article we provide the analysis of socialdemographic parameters of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические особенности предпринимателей России»

О. Ц. Борисова

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ

Работа представлена кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Научный руководитель - доктор социологических наук, доцент С. Г. Михайлов

В период трансформации российской экономики активизировалась предпринимательская деятельность. Признавая бесспорную полезность предпринимательства, отметим, что особое значение приобретает научный анализ предпринимателей как социальной группы и ее статуса в современной России. В данной статье представлен анализ социально-демографических показателей предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, деятельность, социальный слой, особенность.

During transformation of the Russian economy entrepreneurial activity has become more intense. Given indisputable utility of entrepreneurship, scientific analysis of entrepreneurs as a social group and its status in modern Russia becomes especially valuable. In this article we provide the analysis of social-demographic parameters of entrepreneurs.

Key words: entrepreneurship, entrepreneur, activity, social stratum, feature.

Начало XXI в. для России знаменуется Важнейшим направлением реформирова-продолжением демократических реформ. Ния экономики остается развитие рыноч-

7 1

ных отношений, которые оказывают непосредственное влияние на структуру и функционирование.

Одной из форм проявления этого процесса является развитие предпринимательства как особого вида экономической деятельности.

Предпринимательство относится к числу сложных понятий, подвергнутых множественным интерпретациям. Экономисты, как правило, определяют предпринимательство достаточно безлично - как функцию, необходимую для успешного экономического развития, будь то образование новых предприятий или несение риска, осуществление инноваций или экономия трансакционных издержек. В такой интерпретации предпринимательство выступает как подчиненный четвертый организационный фактор производства или как автономный регулятивный механизм. Фигура самого предпринимателя остается расплывчатой. Функция реализуется с изрядной долей автоматизма.

В противовес функциональному подходу социологи чаще опираются на структурный подход, выделяя предпринимателей как социальный слой. В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных структур.

С учетом изложенного представляет интерес изучение предпринимателей как социального слоя общества, занятого предпринимательской деятельностью, охарактеризовать некоторые социально-демографические особенности предпринимателей. Объектом нашего анализа является группа занятого населения, выполняющая работу в собственном деле единолично или с одним, а то и несколькими партнерами, привлекая для работы наемных работников.

В процессе исследования были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций и средств массовой информации. Исходными материалами явились данные

Госкомстата Российской Федерации, материалы социологических исследований1 .

Эмпирической базой исследования являются результаты вторичного анализа двух социологических исследований. Первое было проведено в 2005 г. РОМИР - мониторинг (проект 240910) среди городского и сельского населения Российской Федерации в возрасте от 18 лет и старше. Объем выборочной совокупности занятого населения составил 8422 человека; анализируемая группа - работодатели-предприниматели. Для большего акцентирования некоторых характеристик выделена группа сравнения, куда вошли незанятые предпринимательской деятельностью - наемные работники (7813 человек). Второе - материалы социологического исследования по близкой, но не полностью совпадавшей с предметом наших интересов теме: ИСЭПИ РАН, проведенное под руководством Н. М. Рима-шевской и И. Е. Дискина по заявке Центрального Банка РФ в 13 регионах России. Социологическое исследование было направленно на выявление объема, структуры и организации частных сбережений. Объем выборки - 8 000 домохозяйств. Обработка данных исследований включала в себя проведение факторного анализа.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в стране формируется принципиально новый социальный слой с новыми установками на максимальную самостоятельность в принятии решений, экономическую активность и ответственность, с высокой самооценкой и высокими материальными запросами.

Любопытным является то, что наблюдается существенная динамика социального портрета предпринимателей, отражающая особенности нашего продвижения к рынку. В самой ранней стадии - это мужчина среднего и старшего возраста, со средней или низкой квалификацией, иногда с криминальным прошлым. Главная сфера деятельности - торговля и посредничество. В последнее время на сцену выходит молодой высококвалифицированный специа-

Социально-демографические особенности предпринимателей России

лист преимущественно мужского пола. Основная сфера деятельности - брокерские конторы, торговля компьютерами, программными продуктами и некоторыми другими сложными техническими товарами, позже обслуживание и услуги.

После выхода в свет целого пакета правительственных документов о предпринимательстве, т. е. с середины 1991 г. и до середины 1992 г., социально-демографические характеристики стали пестрее и разнообразнее. Здесь уже встречаются выходцы из рабочих, чаще встречаются женщины; представлены все возрастные группы. Помимо россиян в качестве предпринимателей могут зарегистрироваться также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России. Интересно, что в России как многонациональном государстве нет предпочтения (с точки зрения склонности к предпринимательской деятельности) ни одной нации. Предпринимательство воспринимается как интернациональная черта. Лишь иногда упоминают кавказские национальности как этнические группы, предпочитающие заниматься преимущественно торговлей.

При составлении социально-демографического портрета предпринимателей автором учитывались пол, образование, семейное положение, наличие детей. Предприниматели отличаются высоким образовательным и квалификационным уровнем, 60,8% предпринимателей имеют высшее образование. Это свидетельствует о наличии большого потенциала и интеллектуальных возможностях. Что касается профессиональной принадлежности, то 40,3% респондентов - инженерно-технические работники, представители сферы науки и образования составляют 30,3% и только 15,1% -это экономисты и бухгалтеры. Таким образом, большинство предпринимателей - это не профессионалы в рыночной экономике, отсутствие специального образования они компенсируют отчасти ранее приобретенным опытом. По мере профессионализации

предпринимательской деятельности образовательный интерес субъектов бизнеса будет направляться в сторону «специальных» дисциплин.

В современный бизнес пришли в основном молодые и перспективные люди. Значительная часть опрошенных находится в активном среднем возрасте от 30 до 45 лет (61,3%). Обычно в переломные периоды наблюдается высокий процент активной молодежи, но вследствие многих объективных причин (отсутствие стартового капитала, соответствующих знаний и навыков и т. д.) численность молодых предпринимателей еще невелика. Пол предпринимателей не играет решающей роли для эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Хотя, по данным исследования, доля мужчин здесь преобладает почти в 2 раза, имеет тенденцию к увеличению в нем удельного веса женщин-предпринимателей. Это обусловлено не только преимущественным развитием его в сфере торговли и сервиса, где традиционно сильны были позиции женщин, но и потребность проникать в узкие сегменты рынка. Большинство предпринимателей имеют семью (68,8%), и детей (64,5%).

Что касается уровня здоровья предпринимателей, то большая часть респондентов уделяет большое внимание своему здоровью (посещение фитнес-клубов и спортивных секций), отдыху и правильному питанию.

Анализ и оценка мотивов деятельности и ценностных ориентаций предпринимателей позволяют сделать вывод, что важнейшими мотивами при выборе предпринимательской деятельности в качестве основного занятия являются: желание достичь финансового благополучия (58,8%) и стремление к экономической свободе и независимости (55,5%). Наиболее значимые ценности - финансовое благосостояние (66,8%) и хорошая семья (41,5%). Можно отметить, что традиционная модель семьи, где мужчина был главой и «добытчиком» материальных благ, в семье предпринимателей теряет свои позиции.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование предпринимательства, приобщение его к новому социальному действию, является отношение к среде, в которой он живет и функционирует. Предпринимательство начинает обретать черты социальной группы, играющей существенную роль в общественном потенциале: участвует в благотворительной деятельности, формирует свою собственную корпоративную среду, в целом начинает адаптироваться к новым рыночным условиям.

Состояние душевного комфорта/дис-комфорта, его неустойчивое равновесие отражают те объективные экономические и социальные процессы, которые происходят в стране в целом и в среде предпринимательства в частности. И в этом мало-эффективность экономических реформ, ибо пока не налажен прочный тандем «предприниматель - государственная власть», когда предпринимательство в первую очередь зависит от своей среды и от личных контактов, цивилизованный бизнес будет оставаться лишь отдаленной перспективой2.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2; Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М., 1997; Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992-2001 годы) // Вопросы экономики. 2001. № 10; Попов И. В., Калюжная С. В. Малый бизнес в России и за рубежом. Проблемы становления и развития. М., 1994; Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенности его мотивации // Вопросы экономики. 2001. № 4; Шелуха А. Условия развития малого предприни-мательства//Предпринимательство. 2001 №1 и др.

2 Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 29-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.