Научная статья на тему 'Проблемы дифференциации статуса индивидуального предпринимателя'

Проблемы дифференциации статуса индивидуального предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1190
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / PRIVATE ENTREPRENEUR / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КАТЕГОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / CATEGORIES / САМОЗАНЯТОСТЬ / ENTREPRENEURS / SELF-EMPLOYED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Юлия Гарьевна

Рассмотрены вопросы дифференциации статуса индивидуального предпринимателя, роль индивидуального предпринимательства, предлагается расширить категории предпринимателей, введя понятие «неформальный предприниматель», дана характеристика понятию «неформальный предприниматель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of differentiation of the status of individual entrepreneur, the role of individual entrepreneurship, it is proposed to widen the categories of entrepreneurs, introducing the concept of "informal entrepreneur, Dana characterized stick to the concept of "informal entrepreneur".

Текст научной работы на тему «Проблемы дифференциации статуса индивидуального предпринимателя»

УДК 338.24

Чернышева Ю. Г.

ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Аннотация

Рассмотрены вопросы дифференциации статуса индивидуального предпринимателя, роль индивидуального предпринимательства, предлагается расширить категории предпринимателей, введя понятие «неформальный предприниматель», дана характеристика понятию «неформальный предприниматель».

Ключевые слова

Предпринимательство, индивидуальный предприниматель, индивидуальное предпринимательство, категории предпринимателей, самозанятость.

Chernysheva, Y. G.

ISSUES OF SELF-EMPLOYED ENTREPRENEURS' STATUS DIFFERENTIATION

Annotation

Questions of differentiation of the status of individual entrepreneur, the role of individual entrepreneurship, it is proposed to widen the categories of entrepreneurs, introducing the concept of "informal entrepreneur, Dana characterized stick to the concept of "informal entrepreneur".

Keywords

Entrepreneurship, private entrepreneur, entrepreneurship, categories, entrepreneurs, self-employed.

В настоящее время индивидуальное предпринимательство представляет собой широко распространенное социально-экономическое явление, осуществляемое субъектами рыночной экономики при определенных критериях, показателях, констатирующих сущность этого понятия.

Индивидуальное предпринимательство получило распространение во всех сферах деятельности и находится в центре проблем малого предпринимательства. Редко хотя бы одна сфера деятельности малого предпринимательства может развиваться без производства продукции, выполнения работ (услуг) индивидуальными предпринимателями. Индивидуальное предприятие без обра-

зования юридического лица в своем развитии перерастает в малое предприятие.

Несомненно, у индивидуального предпринимательства есть свои преимущества. Для индивидуума предоставлена большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У индивидуального предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и большая свобода действий, есть широкая возможность вводить изменения в продукцию, выполняемые работы, услуги в ответ на требования местных рынков, он обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Вместе с тем индивидуальное предпринимательство имеет самую низ-

кую экономическую жизнеспособность, так как здесь более высокий уровень риска, то есть более высокая степень неустойчивости на рынке, зависимость от малых предприятий, средних предприятий, низкая компетентность предпринимателя, трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

Роль индивидуального предпринимательства в региональной экономике достаточно важная, и со временем она не только сохраняется, но даже возрастает. Это происходит под влиянием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Оптимизация производства под влиянием научно-технического прогресса ведет к сокращению рабочих мест на средних, крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы, что вызывает сокращение потребительского спроса и социальную напряженность. Самая важная роль индивидуального предпринимательства заключается в решении главного социального аспекта, как возможность увеличения рабочих мест фактически без каких-либо вложений со стороны государства. Существенно проблема безработицы решается населением в форме самозанятости. Индивидуальный бизнес дает многим людям возможность организовать свое предпринимательское дело, способствует сокращению безработицы, повышает социальную стабильность.

Сущностные черты индивидуального предпринимательства в России совпадают с качественной характеристикой такого же сектора экономики за рубежом. Так, в США определены две сущностные черты: во-первых, независимость собственности и функционирования; во-вторых, положение «ведомого», а не «ведущего» в своей области деятельности [1]. Английская правительственная комиссия [2] по исследованию проблем малого предпринимательства выделила три основных при-

знака индивидуального бизнеса: во-первых, небольшой рынок сбыта, не позволяющий предпринимателю оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цену и объем реализуемого товара; во-вторых, правовая независимость: сам собственник-предприниматель контролирует свой бизнес; в-третьих, личное участие собственника во всех аспектах производства и реализации продукции.

Исследование индивидуального и семейного предпринимательства позволяет сделать такие выводы:

— индивидуальное и семейное предпринимательство - это крупный сектор экономики страны, представляющий собой не уменьшенную модель малого предприятия, а специфический элемент самозанятости населения;

— индивидуальное и семейное предпринимательство без образования юридического лица пользуется рыночными преимуществами благодаря своей мобильности в поисках сегмента рынка, удовлетворяя новые и индивидуальные запросы потребителя, главным образом к определенным работам и услугам, и при благоприятных обстоятельствах может перерасти в малое предприятие с образованием юридического лица;

— в соответствии с принципами системного подхода индивидуальное и семейное предпринимательство - это система взаимосвязанных элементов осуществляемого предпринимательского дела, образующих единое эконмиче-ское пространство в целях производства товаров для продажи;

— внутренняя среда индивидуального и семейного предпринимательство зависит от воли предпринимателя и является следовательно продуктом его организационно-хозяйственной деятельности;

— внешняя среда индивидуального и семейного предпринимательства представляет собой совокупность рынков, рыночных инструментов и процессов, социально-экономических отноше-

ний, непосредственно влияющих на становление и развитие предпринимательского дела. Такие элементы характеризуются рядом параметров, конкретное состояние которых представляет собой факторы внешней среды предпринимательского дела, которые не зависят от воли предпринимателя;

— в соответствии со структурой внутренней и внешней предпринимательской среды выделяется несколько групп устойчивых черт индивидуального и семейного предпринимательства, обусловленных характером предпринимательской деятельности, спецификой руководства предпринимательским делом, состоянием организационно-хозяйственной деятельности, особенностями внешних воздействий;

— термин «индивидуальный предприниматель» оправданно вышел в социальный и законный обиход в России с момента начала экономических реформ и означал физическое лицо. Однако со временем он оброс рядом новых смысловых значений. Сейчас под этим термином понимают и физическое лицо, привлекающее в свое предпринимательское дело наемных работников, и главу семейного предпринимательства, и главу крестьянского (фермерского) хозяйства. За годы функционирования индивидуального предпринимательства в общественном сознании этой группы граждан, среди исполнительной власти, у населения происходило размывание ключевых составляющих термина «индивидуальный предприниматель», его базовых характеристик;

— индивидуальный предприниматель слабо использует такие экономические рычаги, элементы рыночной экономики, как кредитные операции, банковские услуги, реклама, страхование, лизинг, франчайзинг и т.п. В выявленных характеристиках индивидуальных предпринимателей слабо выражены приоритеты. Сущностные черты этого предпринимательского слоя: динамизм поиска,

сознание неизбежности и необходимости конкуренции, стандарты формирования состава наемных работников.

Законодательство страны выделяет индивидуальное предпринимательство как одну из категорий предпринимательства, в основе которой лежит принцип самозанятости. Это новое понятие, принятое Международной организацией труда. Люди самозанятости -это те, кто работает самостоятельно, не создавая предпринимательского объединения и не вступая в него. Они продают свой труд не работодателю, а сами выводят его на рынок.

Для более точного анализа трудовых отношений в индивидуальном предпринимательстве необходимо

наличие более дифференцированной шкалы предпринимательства, при этом в методологии изучения следует предусмотреть принципы сбора информации, источники формирования конкретных видов предпринимательской деятельности, предусмотреть показатели, отражающие половозрастную структуру самозанятых.

Мы предлагаем расширить категории предпринимателей, введя новые номинации, определяя дополнительные принципы категориальной классификационной шкалы самозанятых предпринимателей. Все это позволит более реально осуществлять адекватный социально-экономический анализ предпринимательства без образования юридического лица.

Сравнительный анализ трудовых отношений в индивидуальном бизнесе позволяет выделить в слое предпринимательства дополнительные обстоятельства, отделяющие некоторых групп самостоятельных граждан от остальной части социального пространства. К группам, активность которых явно выражена в стране и заведомо не совпадает с законодательными параметрами понятия «предприниматель», можно отнести следующие категории граждан:

— неформальные предприниматели: граждане, работающие «за зарплату» и одновременно занимающиеся собственным предпринимательством;

— чиновники-предприниматели: граждане, имеющие статус руководителя юридического лица и одновременно занимающиеся предпринимательством;

— псевдопредприниматели: граждане, которых предприниматели вынуждают получать статус предпринимателя без образования юридического лица, но при этом продолжают реально функционировать в качестве наемных работников.

Таким образом, в России большая группа самозанятых граждан, которая не подпадает ни под одну из предусмотренных действующим законодательством категорий индивидуальных предпринимателей. В стране много граждан, которые, имея основное занятие, находят возможность выполнять какие-то заказы, соответствующие их интересам, увлечениям, для получения дополнительного заработка, например, могут учить рисовать, вести репетиторство, лечебную гимнастику. Такие увлечения гражданина могут быть связаны с коммерческим интересом.

По действующему в стране законодательству все эти граждане должны обязательно пройти процедуру регистрации, получить статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Но у неформальных предпринимателей коммерческая увлеченность не имеет характера постоянной занятости, не обеспечивает постоянный доход. Коммерческая занятость у них возникает в результате появления на рынке ограниченного по времени, по величине спроса на услуги, то есть они могут оказывать услуги или выполнить периодически возникающие работы. Эта категория граждан не работает в режиме обязательной выручки, которую должны заявлять предприниматели при едином налоге на вменен-

ный доход. Гражданин, получив право называться предпринимателем без образования юридического лица, должен отчитываться перед налоговыми органами, преодолевать административные барьеры, вступая в волокиту взаимоотношений с чиновниками, которые отдают предпочтение избыточному государственному регулированию малого предпринимательства.

Неформальный предприниматель -это особая группа самозанятых граждан, которая образует неформальный сектор экономики: микробизнес, надомная работа. Неформальное предпринимательство является не только проблемой отдельного лица, которое находит для себя удобную экономическую форму жизни, но и экономически важная проблема государства. Такая категория граждан:

— обеспечивает самозанятость;

— создает определенные ценности для других, то есть ведет предпринимательскую деятельность с выходом на рынок;

— не требует бюджетных средств для организации своего предпринимательского дела, например, ведя надомную работу;

— часто вовлекает в свое предпринимательское дело родственников, друзей, знакомых, освобождая государство от возможных выплат пособий по безработице.

В обществе с рыночной экономикой необходимо учитывать, что только 3-5 % граждан отвечают той характеристике динамизма, которая требуется для успешного предпринимательства, то есть обладают комплексом знаний, умением и желанием создать свое предпринимательское дело, организовать процесс и самим в нем участвовать. Это индивидуальные предприниматели как с образованием, так и без образования юридического лица. Неформальные индивидуальные предприниматели, не организуя других, могут найти собствен-

ное место в региональной, местной экономике, то есть сами занять себя.

Как в странах с развитым малым предпринимательством поступают с неформальными предпринимателями? В ряде стран налоговые органы «закрывают глаза» на такую неформальную деятельность граждан, не взимают налоги.

Неформальное предпринимательство полезно для общества: государство не вкладывает в этот сектор экономики бюджетных средств, не несет никаких затрат, что уже определяет эффективность самозанятости в рыночной экономике страны. Гражданин начинает без помощи государства создавать свое предпринимательское дело и на этой основе стремится поднять свои доходы до уровня среднего класса, который считается стабилизатором социально-экономического положения в стране.

Государство должно поощрять дополнительную самозанятость наиболее активных граждан, неформальных предпринимателей, которые платят налоги по своему основному занятию. За счет интенсификации своей жизнедеятельности, за счет своего свободного времени неформальный предприниматель делает попытку поднять свое экономическое благополучие.

Гражданин с активным экономическим мышлением, используя сложившуюся экономическую ситуацию в регионе, на местном уровне открывает предпринимательское дело, идущее на пользу ему и, несомненно, на пользу государству, особенно в условиях, когда предприятия свертывают производственную деятельность из-за своей экономической несостоятельности и оставляют работников без перспективы.

Найти доходное предпринимательское дело не просто, но если неформальный предприниматель нашел свою нишу на местном рынке, то может стать полноценным зарегистрированным индивидуальным предпринимателем без обра-

зования юридического лица. Учитывая изложенные обстоятельства, мы предлагаем выделить в законодательстве малого бизнеса категорию «неформальный предприниматель», освободив его от уплаты налогов за предпринимательскую деятельность и зарегистрировав только на основании представленного заявления на срок работы по основному занятию. Важно, чтобы чиновники не создали административные барьеры, устанавливая избыточное государственное регулирование, тогда не сократится численность граждан, желающих заниматься неформальным бизнесом, иметь дополнительную самозанятость как экономически выгодное предпринимательство по критерию: «затраты ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) - выручка».

В стране есть примеры поддержки дополнительной самозанятости граждан, получающих зарплату по основной работе. Государство заинтересовано в обеспечении работой населения, так как дополнительная самозанятость, - это еще и резерв экономического благополучия государства, региона, населенного пункта. Так, в Республике Чувашия действует проект по развитию самозанятости с участием службы занятости. Создан Центр социально-

экономической инновации, объединяющий интересы нескольких фирм по найму и службы занятости с тем, чтобы содействовать самозанятости с учетом спроса на нее государственных и коммерческих структур. Неформальным предпринимателям предлагаются разные надомные работы: ксерокопирование; отправление факсов; временная няня; разносчик газет, журналов; ремонт бытовой техники и другие. Самозанятость в форме надомной работы исключает жесткое подчинение неформального предпринимателя руководству фирмы при отсутствии заказа. При гибкой самозанятости человек работает на результат и, что особенно важно, с высо-

кими качественными показателями, чтобы ему больше заплатили и дали хорошую рекомендацию для будущей работы. Важный аспект гибкой самозанятости - высокий личный авторитет.

В состав неформальных предпринимателей могут входить и специалисты высокой квалификации: репетиторы, бухгалтеры, программисты. Среди них могут быть и те, кто живет в малых городах, районах, деревнях, где граждане жестко не привязаны к основной занятости. У них есть знания, есть способность, они хотят себя реализовать на другой работе и получить дополнительный доход.

Можно, конечно, считать, что по действующему законодательству неформальные предприниматели - это граждане теневой экономики. Но такое определение вытекает только из принятых государством организационно-правовых постановлений, законов. Государство должно помогать неформальным предпринимателям, то есть самозанятости тех, кто в состоянии организовать предпринимательское дело. Государству следует занимать более активную позицию и привлекать к самозанятости тех, кто боится стать официально индивидуальным предпринимателем: предложить бесплатную программу обучения для тех, кто не имеет достаточных знаний, навыков; предложить рынок сбыта работ, услуг и, если потребуется, представить не сложное дополнительное оборудование и даже кредит.

Начиная работать в одиночку, при гибкой самозанятости, гражданин втягивается в свое предпринимательское дело, может пригласить родственников и создать семейное малое предприятие без образования юридического лица. Таким образом, среда самозанятости становится школой предпринимательства.

Службы занятости в регионах должны: взять под свое покровительство неформальных предпринимателей, которые помимо основной занятости

способны продать свой труд и ищут наиболее выгодные предложения; создать базы данных о наемных работниках и спроса на разовые и длительные услуги; регистрировать неформальных предпринимателей: швею-машинистку, рукодельницу, шофера по вызову, слесаря по сантехническим работам и другие. Для многих граждан может начаться школа практического предпринимательства.

Неформальный предприниматель должен работать легально, зарегистрировав свое предпринимательское предложение в службе занятости не для того, чтобы государство взимало налоги в бюджет, а с той целью, чтобы государство ему помогало: найти заказчика, найти нужное для предпринимательского дела оборудование, а также защитить от криминальных посягательств.

Чиновники могут сказать, что форму неформального предпринимательства будут использовать для ухода от налогов. Однако государству важно понять, для чего нужно развивать дополнительную самозанятость: чтобы пополнить бюджет, чтобы люди стали лучше жить, чтобы получить новый источник дохода? Дополнительная самозанятость для тех граждан, которые хотят попробовать себя в предпринимательстве, попробовать новую форму экономической жизни в рыночной экономике. Работая на себя, они работают и на государство, создают национальный валовый продукт. Зарабатывая, начинают покупать, тратить деньги и стимулировать развитие производства. Организуя дополнительную самозанятость, государство развивает форму организации труда, которая позволяет гражданину работать в условиях гибкого режима предпринимательской деятельности.

В стране существует группа граждан, социально-экономическое положение которых не совпадает с законодательными параметрами понятия «предприниматель». Мы их назвали псев-

допредприниматели: наемные работники индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или малого предприятия с образованием юридического лица, которых принуждают получить статус предпринимателя без образования юридического лица, но они продолжают реально работать в качестве наемного работника. Это дает возможность предпринимателю, во-первых, минимизировать возможные риски своего бизнеса; во-вторых оптимизировать налоговую нагрузку.

Снижение рисков достигается за счет распределения имущества между псевдопредпринимателями. Благодаря этому, в случае возникновения проблем предприниматель будет отвечать по возможным искам лишь частично. Минимизация налогов обеспечивается за счет особого режима налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Сегодня индивидуальный предприниматель может применить одну из систем налогообложения: либо 6 % от валовой выручки, либо 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. Конечно, схема найма в случае проверки может вскрыться, т. к. обычный маляр, уборщица вряд ли смогут внятно объяснить налоговым органам условия сделки по подряду в качестве индивидуального предпринимателя.

Лжепредпринимательство в России получило широкое распространение. Об этом свидетельствуют данные переписи населения и численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство назвали своим главным источником доходов лишь 1,8 млн человек, тогда как зарегистрированных Министерством по налогам и сборам (МНС) предпринимателей без образования юридического лица в год переписи было 4,79 млн человек [3]. Эксперты считают, что работодатели заставили своих наемных работников ре-

гистрироваться предпринимателями без образования юридического лица, при этом, конечно, наемные работники не считают себя предпринимателями и не указали главным источником своих доходов малый бизнес. По данным этой же переписи 900 тыс. граждан сообщили переписчикам, что являются работодателями, и это совпадает с числом зарегистрированных малых предприятий - 882,3 тыс. единиц в год переписи, что косвенно подтверждает объективность результатов опроса граждан.

Есть и другая оценка такого расхождения данных о численности индивидуальных предпринимателей. Президент ассоциации малого бизнеса «ОПОРа России» объяснил расхождение тем, что многие предприниматели в этот год были разорены налогами, проверяющими и прочими противниками бизнеса. Нам представляется такое объяснение трехкратного расхождения между количеством индивидуалов, зафиксированных переписью, и количеством зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица, некорректным.

В условиях приватизации возник и получил широкое распространение специфический вид предпринимательства. В ходе экономической реформы в России одной из форм легализованного перераспределения дохода, произведенного на государственных предприятиях в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению предприятием, было создание кооперативов. Кооперативы создавались при полном содействии администрации государственного предприятия фактически самими руководителями предприятий, которые покупали на государственных предприятиях товары по заводским ценам, а продавали их по рыночным ценам, без приращения стоимости, только упаковав и приклеив свою этикетку. Такую предпринимательскую деятельность при государственных предприятиях, производящих товары, пользую-

щихся спросом, мы назвали чиновническим предпринимательством.

Такое чиновническое предпринимательство продолжало развиваться и после приватизации государственных предприятий. Директора уже приватизированных предприятий создавали под родственников, подставных людей теперь уже малые предприятия, через которые стали выводить прибыль, часть оборотного капитала и даже амортизационные отчисления предприятий. Такая форма воровства у самого себя вытекла из особенностей приватизации государственной (общенародной) собственности. Она была проведена практически безвозмездно в пользу руководителей предприятий, которые рассматривали приватизированные предприятия не как хозяйственный объект долгосрочного хозяйствования, а как возможность быстрого личного обогащения. Специально созданные малые предприятия для торговли с приватизированными предприятиями по заводским ценам, с согласия и при участии руководителей этих предприятий, стали инструментом грабежа уже приватизированных предприятий и часто их подвергали банкротству через процедуру реорганизации предприятия.

Успех чиновнического предпринимательства зависит от состояния рынка. Малые посреднические предприятия такого рода возникают в связи с интересами и возможностями директоров приватизированных предприятий, являющихся владельцами крупных пакетов акций предприятия, и преследуют цели личного обогащения.

Официальных статистических данных о широте распространения чиновнического предпринимательства нет. Были региональные исследования этой проблемы. Так, по состоянию на 1 июня 2001 г. были сравнены две базы: БД ЕГРПО (реестр юридических лиц) ИБД (реестр индивидуальных предпринимателей) Регистрационной палаты на совпадение Ф.И.О. Анализ показал, что 29 % руково-

дителей юридических лиц в областном центре одновременно являются и индивидуальными предпринимателями. Специфика их положения позволяет проводить часть операций предприятия через себя как индивидуального предпринимателя с целью личного обогащения, снижения налогового бремени.

Таким образом, руководители приватизированных предприятий не только создают малые предприятия, находящиеся фактически под их управлением, но и регистрируют себя как индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Как свидетельствуют приведенные данные, чиновническое предпринимательство имеет широкое распространение в рыночной экономике России.

Библиографический список

1. Small Business Standards / Committee on Small Business / House of Representatives / Ninety-Sixth Congress Second session, March 1980 / US Government Print Office. - Wach., 1980.

2. Bolton, J. E. Small firms. Report of the Committee of Inquiry on Small firms. -UK : HMSO Cmnd, 4811, November 1971.

3. Статистика малого бизнеса // Малое предприятие. - 2004. - № 2.

4. Шепеленко, Г. И. Общие и особые черты малого предпринимательства в России // Вестник РГЭУ «РИНХ». -2009. - № 3.

5. Чернышева, Ю. Г. Анализ инновационной активности предприятий малого бизнеса // Вестник РГЭУ (РИНХ). - 2011. - № 4.

6. Чернышева, Ю. Г. Этапы становления развития малого предпринимательства в России // Вестник РГЭУ «РИНХ». - 2008. - Т. 6. - № 1. - Ч. 3.

7. Чернышева, Ю. Г. Развития малого предпринимательства как резерв роста экономики региона. Сборник научных трудов Вольного экономического общества России. - 2008.

Bibliographie list

1. Small Business Standards / Committee on Small Business / House of Representatives / Ninety-Sixth Congress Second session, March 1980 / US Government Print Office. - Wach., 1980.

2. Bolton J.E. Small firms. Report of the Committee of Inquirty on Small firms. -UK : HMSO Cmnd. 4811, November 1971.

3. Statistics of small business. A small business. - 2004. - № 2.

4. Shepelenko, G. I. Small entrepreneur's general and special

characteristics // bulletin «RSUE». - 2009. - № 3.

5. Chernyshova Y.G. Informational activity analysis in small enterprise, bulletin «RSUE». - 2011. - № 4.

6. Chernyshova, Y. G. Small enterprise development stages in Russia, bulletin «RSUE». - 2008. - № 1.

7. Chernyshova, Y. G. Small enterprise development as a reserve for regional economy improvement. Collection of studies of the Free Economic Society of Russia. - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.