Научная статья на тему 'Социально-демографические характеристики современного российского предпринимателя (по результатам прикладных региональных исследований)'

Социально-демографические характеристики современного российского предпринимателя (по результатам прикладных региональных исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
703
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические характеристики современного российского предпринимателя (по результатам прикладных региональных исследований)»

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Яикова Л.В.

аспирант Института социологии РАН г. Москва

Предпринимательство как элемент социальной структуры общества в России - достаточно новый для социологической науки объект исследования. С одной стороны, это связано с коротким (два десятилетия) периодом существования предпринимательства в постсоциалисти-ческих странах. Официально начало предпринимательской деятельности в нашей стране оформлено законами «О кооперации в СССР» и «О государственном предприятии» от 1987 г. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2006 г. около 80% всех предприятий и организаций в нашей стране находятся в частной собственности. При этом, за последнее десятилетие доля частных предприятий возросла с 63% до 80% (рост почти в 1.25 раз). Однако доля предпринимателей среди всего населения России невелика: «в 2005 г. эта группа составила 894 тыс. чел., 1,3% всего занятого населения по статусу на основной работе (не считая вторичной занятости). За последние два года она выросла на 83 тыс. чел. (0,1%)». С другой стороны, исследовательские акценты в изучении предпринимательства постоянно изменяются: от анализа социального состава нового слоя до постепенного смещения внимания в сторону анализа механизмов взаимодействия предпринимателей и социального кружения (в частности, взаимодействия с государственными структурами).

Тем не менее, с учетом того, что доля предпринимателей невелика, до сих пор остается значимой информация о том, кто именно сегодня является предпринимателем и, главное, чем представители этого слоя отличаются или, наоборот, похожи на представителей других профессиональных групп: наемных рабочих, неработающих граждан и др.

Эмпирическое обследование предпринимательства имеет ряд трудностей. Прежде всего,

116

это связано с низкой достижимостью данной социальной группы в массовых обследованиях. Выход из сложившейся ситуации состоит в анализе результатов мониторинговых исследований, которые реализуются на одном объекте с использованием единого инструментария по сходной методике, что позволяет накапливать информацию о малочисленных группах.

Информационную базу проведенного анализа составили данные мониторингового исследования «Волгоградский омнибус», регулярно проводимого Центром социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» (при обработке учитывались данные 13 волн опроса, проведенных с февраля 2005 г.). Основной метод получения информации - формализованное телефонное интервью по структурированной анкете. Объектом мониторингового исследования является взрослое, экономически активное население Волгограда в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка отражает структуру населения Волгограда, контролируемые параметры: пол, возраст, район проживания респондентов. Количество интервью в каждой волне исследования - не менее 400. Общий объем проанализированного массива - 5671 интервью. Несмотря на тот факт, что основные выводы сделаны на основе мониторинга по Волгограду, они могут рассматриваться в качестве примера монографического исследования российского предпринимательства, и зафиксированные тенденции позволяют описать характеристики анализируемого объекта.

С точки зрения целей исследования, было выделено три социо-профессиональные категории: предприниматели (476 респондентов, 9% от всего массива опрошенных горожан), работающие по найму жители Волгограда (3299 респондентов), неработающие горожане, т.е. пенсионеры, учащиеся, временно безработные (1883 рес-

пондента).

В таблице 1 приведены социально демографически характеристики различных категорий жителей Волгограда. Для удобства сравнения социально-демографический состав различных категорий горожан вынесен на диаграммы на рис. 1, 2.

Таблица 1. Социально-демографические характеристики различных категорий жителей Волгограда

СОЦИАЛЬНО -ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИЙ РЕСПОДЕНТОВ ПРОЦЕНТЫ ИНДЕКСЫ1

(1) Предприниматели (2) Работают по найму (3)Не работают В целом по массиву (1) Предприниматели (2) Работают по найму (3) Не работают

ПОЛ РЕСПОНДЕНТОВ

(1) Мужчины 66% 48% 2% 48% 1.39 1.01 0.88

(2) Женщины 34% 52% 58% 52% 0.65 0.99 1.11

Общий итог 100% 100% 100% 100% 1.00 1.00 1.00

ВОЗРАСТ РЕСПОНДЕНТОВ

(1) 16-24 года 8% 12% 4% 25% 0.31 0.48 2.13

(2) 25-34 года 27% 27% 3% 22% 1.21 1.20 0.57

(3) 35-44 года 35% 29% 8% 23% 1.54 1.26 0.37

(4) 45-54 года 27% 27% 6% 23% 1.16 1.16 0.67

(5) 55-59 лет 3% 5% 9% 6% 0.48 0.85 1.42

Общий итог 100% 100% 100% 100% 1.00 1.00 1.00

ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ

Высшее образование 47% 44% 9% 36% 1.30 1.21 0.53

Незаконченно е высшее 7% 7% 8% 10% 0.71 0.64 73

Среднее специальное 35% 38% 9% 35% 1.00 1.09 0.84

Среднее общее 9% 11% 7% 16% 0.59 0.69 1.67

Неполное среднее, начальное 1% 0% 7% 3% 0.56 0.17 2.65

Общий итог 100% 100% 100% 100% 1.00 1.00 1.00

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ СЛОЕМ

К высшему социальному слою 1% 1% 1% 1% 1.36 0.68 1.50

Где-то между высшим и средним 7% 4% 6% 5% 1.34 0.83 1.21

К среднему социальному слою 69% 57% 2% 60% 1.16 0.96 1.04

Рис 1. Социально-демографический состав социо-профессиональных категорий жителей Волгограда, часть 1

(1 )

Предприниматели

(2)

по найму

(3) Не работают

Распределение по полу

_(1) 16-24 года

(2) 25-34 года

(1 )

Предприниматели

(2) Работают по найму

(3) Не работают

Распределение по возрасту

Рис 2. Социально-демографический состав социо-профессиональных категорий жителей Волгограда, часть 2

(1)

Предприниматели

(2)

по найму

Где-то между

■д

(3) Не работают

Идентификация социальным слоем

(1)

Предприниматели

(2)

по найму

(3) Не работают

Доход на одного члена семьи в месяц

1 Индексы показывают, во сколько раз представителей определенной демографической категории больше в анализируемой группе по сравнению со всей совокупностью опрошенных

117

(2) 25-34 года

Работают

(4) 45-54 год

(2) 25-34 года

(1) Нгеїий (не

3900 руб.)

Работают

Работают

Предваряя анализ, стоит отметить, что в группу "предприниматели" включены как владельцы собственного бизнеса (владельцы предприятий, не обязательно работающие на этом предприятии), так и работающие самостоятельно жители города. Данная позиция не противоречит предложенной Й. Шумпетером интерпретации предпринимательства как инновационного процесса и еще раз подтверждает необходимость применения стратификационного подхода к анализу предпринимательства.

Сравнительный анализ данных о социально-демографическом составе групп, представленных в таблице 1, позволяет сформулировать следующие выводы:

Доля мужчин среди предпринимателей значительно выше, чем в других анализируемых группах (66% мужчин среди предпринимателей против 48% среди работающих горожан и 42% в сегменте неработающих). Это свидетельствуют о том, что мужчины больше чем женщины склонны к проявлению предпринимательской активности.

Анализ состава групп по признакам «возраст» и «уровень образования» позволяет утверждать, что состав группы предпринимателей во многом схож с составом работающих по найму волгоградцев: здесь очевидны различия между занятым и неработающим населением. Среди занятого населения больше, по сравнению с неработающими горожанами, волгоградцев в возрасте 25-54 лет и жителей города с высшим образованием (более чем в 2 раза).

Основным же признаком, резко отличающих предпринимателей от других социальных образований, является уровень материального благополучия, причем и в его субъективном (идентификация с социальным слоем), и в объективном измерениях (средний доход на одного члена семьи в месяц). Высокий уровень дохода (свыше 5600 руб. на одного члена семьи) имеют почти треть предпринимателей (31%) и только 22% работающих по найму и 13% неработающих горожан.

Полученная в ходе анализа мониторинговых данных информация позволяет зафиксировать общую тенденцию: сильное расслоение по уровню материального благосостояния и, главное, осознание этого расслоения населением. При этом, «характерной особенностью процессов социального расслоения в нашей стране является их чрезвычайная быстрота и биполярная направленность. Общество поделено на богатых («новые русские», элита) и бедных (подавляющая часть населения, масса)».

Данный факт оказывает влияние на положение предпринимательского слоя в современном российском обществе. Поляризация социальной структуры является одной из предпосылок маргинализации предпринимательских практик (наряду с такими предпосылками как источники формирования группы предпринимателей, особенности российской экономической ментальности, особенности взаимодействия с государственными структурами).

Возможность применения категории «мар-гинальность» к анализу социального статуса предпринимательства определяется большими эвристическими возможности данного исследовательского инструмента при изучении социальной структуры. Концепция маргинальности может служить методологической базой для исследования следующих случаев: исследование процессов «перехода» (изменения социального статуса); процессов идентификации и процессов возникновения новых групп в структуре социума. А предпринимательство и есть новый элемент социальной структуры. Также, при анализе маргинального статуса стоит помнить, что маргинальность всегда определяют внешние обстоятельства. Исходя из этого основное внимание сосредотачивается на особенностях социальной ситуации, приводящей к возникновению маргинального состояния, и на объективных социальных условиях. К подобным условиям и относятся предпосылки маргинализация, в том числе и указанная выше поляризация социальной структуры современного российского социума.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.