Научная статья на тему 'Российское предпринимательство: некоторые характеристики социального слоя'

Российское предпринимательство: некоторые характеристики социального слоя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яикова Людмила Вячеславовна, Дулина Надежда Васильевна

Исследуется предпринимательство как новый элемент социальной структуры современного российского общества. Представлен социологический анализ результатов мониторинговых исследований социально-демографических характеристик различных социальных групп г. Волгограда методом формализованного телефонного интервью по структурированной анкете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское предпринимательство: некоторые характеристики социального слоя»

4. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии: материалы дискуссии // Полис. 2004. №4. С.28.

5. Лысенко, Г.В. Средства массовой коммуникации в современном обществе / Г.В. Лысенко. Волгоград, 2005. С.73.

6. Бурдье, П. Начала. Choses dites / П. Бур-дье. М.: Socio-Logos, 1994. С.203 - 204.

7. Протодьяконов, С. Власть - человек -телевидение / С. Протодьяконов // Власть. 2002. №7. С.30.

8. Дьякова, Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 130 с.

9. Томпсон, Дж.Б. Идеология и современная культура / Дж. Б. Томпсон // Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. М., 2004. С. 261.

Л.В. ЯИКОВА, Н.В. ДУЛИНА (Москва, Волгоград)

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СЛОЯ

Исследуется предпринимательство как новый элемент социальной структуры современного российского общества. Представлен социологический анализ результатов мониторинговых исследований социальнодемографических характеристик различных социальных групп г. Волгограда методом формализованного телефонного интервью по структурированной анкете.

Изменения, которые в последние полтора десятилетия происходят в России, значительно модифицировали социальную структуру общества: исчезли одни социальные образования и появились другие; статусные позиции третьих групп претерпели значительные изменения. Среди «новых агентов», возникших в результате трансформационных процессов, прежде всего стоит отметить предпринимательский слой. Социологическая наука в целом и специалисты по анализу социальной структуры, в частности, сделали предпринима-

тельство одним из постоянных объектов исследования. Однако, если в начале 1990х годов основное исследовательское внимание было сосредоточено на вопросах «Кто становится предпринимателем?», «Каковы основные каналы рекрутирования представителей нового слоя?», «Каковы численность и внутренняя дифференциация нового слоя?», то в последнее время социологи все чаще обращаются к вопросам функционирования и развития предпринимательства во внешней социальной среде (например, отношения с государственными структурами).

Официально начало предпринимательской деятельности в нашей стране оформлено законами «О кооперации в СССР» и «О государственном предприятии» от 1987 г. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 1 января 2006 г., около 80% всех предприятий и организаций в нашей стране находятся в частной собственности. При этом за последнее десятилетие доля частных предприятий возросла с 63 до 80% (рост почти в 1,25 раза) [1]. Несмотря на уже довольно длительный период развития, доля предпринимателей среди всего населения России невелика: в 2005 г. эта группа составила 894 тыс. чел., 1,3% всего занятого населения по статусу на основной работе (не считая вторичной занятости). За последние два года она выросла на 83 тыс. чел.(0,1%) [2]. В связи с этим до сих пор остаются значимыми вопросы о том, кто именно сегодня является предпринимателем, и, главное, чем представители этого слоя отличаются или, наоборот, похожи на представителей других профессиональных групп: наемных рабочих, безработных и др.

Эмпирическое обследование предпринимательства имеет ряд трудностей. Прежде всего, это связано с низкой доступностью данной социальной группы в массовых обследованиях. Выход из сложившейся ситуации состоит в анализе результатов мониторинговых исследований, которые реализуются на одном объекте с использованием единого инструментария по сходной методике, что позволяет накапливать информацию о малочисленных группах [3].

Информационную базу проведенного анализа составили данные мониторингового исследования «Волгоградский омнибус», регулярно проводимого Центром социоло-

© Яикова Л.В., Дулина Н.В., 2008

------------------------------- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ -----------------------------------

Социально-демографические характеристики различных категорий жителей Волгограда

СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИЙ РЕСПОНДЕНТОВ Доля, % Индексы1

(1) Предприниматели (2) Работают по найму (3) Не работают В целом по массиву (1) Предприниматели (2) Работают по найму (3) Не работают

ПОЛ РЕСПОНДЕНТОВ

(1) Мужчины 66 48 42 48 1,39 1,01 0,88

(2) Женщины 34 52 58 52 0,65 0,99 1Д1

Общий итог 100 100 100 100 1,00 1,00 1,00

ВОЗРАСТ РЕСПОНДЕНТОВ

(1) 16 - 24 года 8 12 54 25 0,31 0,48 2,13

(2) 25 - 34 года 27 27 13 22 1,21 1,20 0,57

(3) 35 - 44 года 35 29 8 23 1,54 1,26 0,37

(4) 45 - 54 года 27 27 16 23 1,16 1,16 0,67

(5) 55 - 59 лет 3 5 9 6 0,48 0,85 1,42

Общий итог 100 100 100 100 1,00 1,00 1,00

ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ

Высшее образование 47 44 19 36 1,30 1,21 0,53

Незаконченное высшее 7 7 18 10 0,71 0,64 1,73

Среднее специальное 35 38 29 35 1,00 1,09 0,84

Среднее общее 9 11 27 16 0,59 0,69 1,67

Неполное среднее, начальное 1 0 7 3 0,56 0,17 2,65

Общий итог 100 100 100 100 1,00 1,00 1,00

ИДЕНТИФИКАЦИЯ С СОЦИАЛЬНЫМ СЛОЕМ

Высший 1 1 1 1 1,36 0,68 1,50

Где-то между высшим и средним 7 4 6 5 1,34 0,83 1,21

Средний 69 57 62 60 1,16 0,96 1,04

Где-то между средним и низшим 18 29 22 26 0,71 1,13 0,84

Низший социальный слой 5 9 9 9 0,56 1,04 1,04

Общий итог 10 0 100 100 100 1,00 1,00 1,00

1 Индексы показывают, во сколько раз представителей определенной демографической категории больше в анализируемой группе по сравнению со всей совокупностью опрошенных.

Окончание табл

Доля, % Индексы

СОЦИАЛЬНО- ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕГОРИЙ РЕСПОНДЕНТОВ (1) Предприниматели (2) Работают по найму (3) Не работают В целом по массиву (1) Предприниматели (2) Работают по найму (3) Не работают

СРЕДНИИ ДОХОД НА ОДНОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ В МЕСЯЦ (КВАРТИЛЬНЫЕ ГРУППЫ)

(1) Низкий (не выше 2700

руб.) 10 18 25 20 0,52 0,91 1,30

(2) Ниже среднего (от 2700 1,05

до 3900 руб.) 11 19 19 18 0,59 1,04

(3) Выше среднего (от 3900 22

до 5600 руб. 24 16 21 1,05 1,12 0,76

(4) Высокий (свыше

5600 руб.) 31 22 13 20 1,57 1,11 0,66

(5) Отказ 26 18 26 21 1,21 0,83 1,24

Общий итог 100 100 100 100 1,00 1,00 1,00

гических и маркетинговых исследовании «Аналитик» (при обработке учитывались данные 13 волн опроса, проведенных с февраля 2005 г.). Основной метод получения информации - формализованное телефонное интервью по структурированной анкете. Объектом мониторингового исследования является взрослое экономически активное население Волгограда в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка отражает структуру населения Волгограда, контролируемые параметры: пол, возраст, район проживания респондентов. Количество интервью в каждой волне исследования - не менее 400. Общий объем проанализированного массива - 5671 интервью.

С точки зрения целей исследования были выделены три социопрофессиональ-ные категории: предприниматели (476 респондентов, 9% от всего массива опрошенных горожан), работающие по найму жители Волгограда (3299 респондентов), неработающие горожане, т.е. пенсионеры, учащиеся, временно безработные (1883 респондента). Предваряя анализ, стоит отметить, что в группу «Предприниматели» включены как владельцы собственного

бизнеса (владельцы предприятий, не обязательно работающие на этом предприятии), так и работающие самостоятельно жители города. Данная позиция не противоречит предложенной Шумпетером интерпретации предпринимательства как инновационного процесса и еще раз подтверждает необходимость применения стратификационного подхода к анализу предпринимательства.

Сравнительный анализ данных о социально-демографическом составе групп позволяет сформулировать следующие выводы.

• Доля мужчин среди предпринимателей значительно выше, чем в других анализируемых группах (66% мужчин среди предпринимателей против 48% среди наемных работников и 42% в сегменте неработающих). Это свидетельствует о том, что мужчины больше, чем женщины, склонны к риску, инновационному поведению.

• Анализ состава групп по признакам «возраст» и «уровень образования» позволяет утверждать, что состав группы предпринимателей во многом схож с составом работающих по найму: здесь очевидны

различия между занятым и неработающим населением. Среди занятого населения больше, по сравнению с неработающими, волгоградцев в возрасте 25 - 54 лет и с высшим образованием (более чем в 2 раза).

• Основным же признаком, резко отличающим предпринимателей от других социальных категорий, является уровень материального благополучия, причем и в его субъективном (идентификация с социальным слоем), и в объективном измерениях - средний доход на одного члена семьи в месяц. Высокий уровень дохода (свыше 5600 руб. на одного члена семьи) имеют почти треть предпринимателей (31%) и только 22% работающих по найму и 13% неработающих.

Таким образом, несмотря на тот факт, что приведенные выше данные сделаны на основе мониторинга по Волгограду и должны рассматриваться в качестве примера монографического исследования российского предпринимательства, полученная информация позволяет зафиксировать общую тенденцию: массовое расслоение по уровню материального благосостояния и, главное, осознание этого расслоения населением может способствовать нарастанию в обществе дезинтеграционных процессов. Это связано с тем, что характерной особенностью процессов социального расслоения в нашей стране являются их чрезвычайная быстрота и биполярная направленность. Общество поделено на богатых («новые русские», элита) и бедных (подавляющая часть населения, масса) [4]. Поляризация социальной структуры является одной из предпосылок, формирующих особенности статусных позиций нового слоя, которые можно определить как маргиналь-ность, которая изначально предполагает момент противопоставления.

Литература

1. Россия в цифрах. 2006: крат. сб. ст. / М., 2006. С. 164 - 167.

2. Голенкова, З.Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян // Социол. исследования. 2006. №1. С. 29.

3. Заславская, Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т.И. Заславская // Обществ. науки и современность. 1995. №°1. С. 17 - 32.

4. Социальная стратификация российского общества. М., 2003.

Г.С. ЛАТЫПОВА (Уфа)

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Рассматривается проблема неформальных трудовых отношений на российском рынке труда.

Анализируются основные формы и особенности существования указанных отношений в современной России.

К несомненной специфике формирования российского рынка труда можно отнести широкое распространение разнообразных нестандартных форм экономического поведения в сфере занятости среди работников и работодателей. Общим следствием стало увеличение масштабов неформальных отношений в сфере труда.

Согласно общепринятым дефинициям, неформальность - это отклонение от официально установленных порядка, норм, правил. Генетически неформальные отношения возникают в силу дуализма человеческой природы и несут в себе отпечаток субкультуры коллектива, генерирующей посредством них свою идентичность, противопоставляя общему особенное.

В широком смысле неформальные трудовые отношения можно определить как совокупность устойчивых и массовых социальных взаимодействий между работниками и работодателями, которые дополняют или замещают официально установленный порядок организации и реализации этих связей. В узком смысле неформальные трудовые отношения следует рассматривать в двух аспектах, а именно: с точки зрения нарушения формальных правил в контексте закона и с точки зрения использования неформальных регуляторов деятельности в контексте управленческого взаимодействия.

Неформальные отношения либо дополняют собой формальные, компенсируя недостатки последних (например, пробелы в законе), либо полностью их заменяют, являются прямым нарушением закона (например, прием на работу по устной договоренности без заключения письменного трудового договора). Система неформальных отношений буквально пронизывает всю сферу трудовой деятельности людей. В то же время проявления таких отношений весьма

© Латыпова Г.С., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.