8. Kilina, A.G. and Kondarantseva, K.A. (2018), Guide to the world of volunteering, Mosvolonter, Moscow.
9. Kislyakov, P. A., Shmeleva, E.A. and Govin O. (2019), "Modern volunteering in the education of prosocial behavior of the individual", Education and Science, No. 6, pp. 122-145.
10. Kovel, T.A. (2019), :Volunteering as a social institution: factors of institutionalization of volunteering in modern Russia:, Moscow Economic Journal, No 7, available at: https://qje.su/ekonomich-eskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-3/?print=print (accessed : 13.12.2022).
11. Kudrinskaya, L.A. (2006), "Volunteer work: essence, functions, specificity", Sociological research, No. 5, pp. 15-22.
12. Kuzminchuk, A.A., Pevnaya, M.V. and Timirshina, E.R. (2018) "Directions of youth volunteer-ism: specifics and development prospects", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 2 (53), pp. 68-77.
13. Kuklina, N.S. (2020), "Volunteer activity as a way to develop civic engagement and gain life experience", Student Science andXXI century, Vol. 17, No. 1-2 (19), pp. 350-352.
14. Kupreychenko A.B. (2013), "The problem of studying the motives and psychological barriers of youth volunteer activity", Professional and personal self-determination of youth in modern Russia, materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, Samara, pp. 143-150.
15. Kuptsova, I. A. (2018), "On the definition of the concept and essence of volunteering", Modern education: vectors of development. Digitalization of the economy and society: challenges for the education system: materials of the international conference, Moscow, pp. 243-250.
16. Government of the Russian Federation (2018), "On approval of the Concept for the development of volunteerism (volunteering) in the Russian Federation until 2025", Decree of the of December 27, 2018 No. 2950-r, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (accessed 23 September 2022)
17. Stegniy, V.N. and Nikonov, M.V. (2018) "Motivation for volunteering", Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences, No. 1, pp. 146-156.
18. Sukharkova, M.P. (2017), "Approaches to the study of motivation for participation in volunteering practices", Theory and practice of social development, pp. 12-16.
19. Sushko, N.G. and Serga, E.D. (2017), "Peculiarities of motivation for volunteering", Uchenye zametki TOGU, V. 8, No. 1. pp. 363-368.
20. Tarasova, N.V. (2012), "Volunteer activity as a historical and pedagogical phenomenon", Pedagogical education in Russia, No. 4, pp. 46-52.
21. President of the Russian Federation (2020), "On determining the procedure for extending measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population in the constituent entities of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)", Decree of the of May 11, 2020 No. 316, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202005110002, (accessed 12 September 2022)
22. President of the Russian Federation (2022), "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation", Decree of the of September 21, 2022 N 647, available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_426999/ (accessed 12 September 2022).
23. State Duma of Russian Federation (2018), "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Volunteering (Volunteering)", Federal Law No. 15-FZ dated 05.02.2018, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (accessed 12 September 2022).
24. Filippova T.I., Khachikyan E.I., Patsakula I.I. and Ivanova I.V. (2021), "Volunteering in the regions of Russia: socio-psychological features, problems of implementation and ways to solve them", Bulletin of the University, No. 2, pp. 166-174.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2023
УДК 159.95
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕМЬИ КАК СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Марина Сергеевна Неровных, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан
Аннотация
Представлен анализ эмпирического исследования, основной целью которого было оценить степень вклада некоторых социально-демографических характеристик семьи в изменчивость показателей высших психических функций детей и определить те параметры семьи, которые можно рассматривать в качестве системных оснований для прогноза развития функций детей. В качестве таких факторов, были проверены социально-демографические характеристики семьи - уровень материального достатка, уровень образования родителей, половая принадлежность ребенка и его сиблинговая позиция. Одним из наиболее значимых предикторов, определяющим наибольшую долю средовой дисперсии индивидуальных различий в развитии высших психических функций детей, оказался фактор материального благополучия семьи.
Ключевые слова: высшие психические функции, дошкольники, социально - демографические факторы, материальный уровень семьи, образование родителей, сиблинговая позиция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p563-567
SOCIO-DEMOGRAPHIC FACTORS OF THE FAMILY AS A SYSTEMIC BASIS FOR PREDICTING THE DEVELOPMENT OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS OF
PRESCHOOL CHILDREN
Marina Sergeevna Nerovnykh, the senior teacher, Katanov Khakass State University, Abakan
Abstract
An analysis of an empirical study is presented, the main purpose of which was to assess the degree of contribution of some socio-demographic family characteristics to the variability of indicators of higher mental functions of children and to determine those family parameters that can be considered as systemic bases for predicting the development of children's functions. As such factors, socio-demographic characteristics of the family were tested - the level of material wealth, the level of parental education, the child's sex and sibling position. One of the most significant predictors, determining the largest share of the environmental variance of individual differences in the development of higher mental functions of children, was the factor of material well-being of the family.
Keywords: higher mental functions, preschoolers, socio-demographic factors, material level of the family, parental education, sibling position.
ВВЕДЕНИЕ
В основе современных психологических концепций лежит представление о том, что возрастные структурные преобразования индивидуальности, ее актуальные характеристики дают возможность прогнозировать особенности развития ребенка на каждой последующей стадии онтогенеза [2].
Прогноз становится возможным при условии констатации устойчивых индивидуальных различий, происхождение которых находится в сложной связи комплементарного действия наследственности и среды, а также активности самого субъекта. Общепризнанным на современном этапе психологической науки является и тот факт, что доля средовых переменных в межиндивидуальной вариативности почти всех измеряемых психологических свойств варьируется от 30 до 50% [3]. Отмечается решающая роль индивидуальной среды в развитии интеллектуальных и учебных достижений, подчеркивается, что средовые влияния значительно возрастают на ранних этапах онтогенеза [1].
В ряде работ экспериментально зафиксировано, что прогностической ценностью для определения достижений ребенка является не только собственные показатели детей, но и уникальные специфические условия семьи, в которых растет ребенок, осваиваясь в сочетаниях правил, значений и семейных традиций [4].
Однако преобладающая часть исследований направлена на изучение прогноза личностных, интеллектуальных аспектов развития, а также учебных достижений детей. Количество работ, посвященных изучению нейрокогнитивного развития детей, из семей с разными социально-демографическими параметрами, незначительно и не позволяет раскрыть
все системные закономерности развития высших психических функций дошкольников в соотношении с различающимися средовыми условиями.
В связи с этим в настоящем исследовании были поставлены две задачи:
1. Выявить те социально-демографические факторы семьи, на основе которых можно устанавливать прогноз развития высших психических функций в дошкольном возрасте;
2. Оценить вклад некоторых социально-демографических факторов семьи в изменчивость высших психических функций детей дошкольного возраста.
В качестве таких факторов, в эмпирическом исследовании, были проверены социально-демографические характеристики семьи - уровень материального достатка семьи, уровень образования каждого из родителей, половая принадлежность ребенка и порядок его рождения.
Каждый такой фактор формирует свою специфическую социальную ситуацию развития.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Распределение детей по группам осуществлялось посредством специально разработанной анкеты. Были выделены группы - по уровню материального благополучия семьи: высокий, средний и низкий уровень дохода; по уровню образования родителей (матери и отца): высшее профессиональное, среднее профессиональное и среднее. Стратами демографических характеристик выступали: половая принадлежность ребенка: мальчики и девочки, а также порядок их рождения: единственный ребенок, первый и второй сиблинг,
Для достижения поставленных задач была проведена комплексная нейропсихологи-ческая диагностика детей дошкольного возраста (средний возраст 6,4 лет). Применялись традиционные нейропсихологические пробы, разработанные А. Р. Лурией и прошедшие адаптацию в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Для удобства анализа были включены обобщенные показатели - нейропсихологи-ческие индексы, в которые вошли различные количественные параметры выполнения проб и отражающие функциональные характеристики III блока мозга, для II блока, который функционально латерализован, ведены два показателя: индекс левого полушария и индекс правого полушария.
Статистическая обработка данных производилась с использованием описательных статистик, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. Для выделения предикторов использовался множественный регрессионный анализ, при этом независимыми переменными служили выделенные социально-демографические факторы семьи, а зависимыми -поочередно показатели индексов функций блоков мозга.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что значительная вариативность показателей высших психических функций дошкольников объясняется выделенными нами социально-демографическими факторами семьи (от 17% до 37% дисперсии).
Таблица - Социально-демографические факторы семьи как предикторы развития высших психических функций дошкольников_____
Прогнозируемый Предикторы Бета R2 F P <
признак Кол-во Наименование
III блок мозга 2 Материальный уровень семьи 0,386 0,29 24,12 0,000
Порядок рождения 0,297 0,17 9,23 0,031
II блок мозга 1 Материальный уровень семьи 0,254 0,18 15,10 0,000
Функции левого по- 4 Материальный уровень семьи 0,391 0,37 27,63 0,002
лушария Уровень образования матери 0,371 0,27 22,13 0,000
Порядок рождения 0,234 0,21 12,23 0,001
Пол ребенка 0,264 0,25 13,22 0,000
Судя по полученным данным, материальный уровень семьи обладает ощутимой прогностической силой при оценке состояния III и II мозга блоков мозга, а также функций обеспечиваемых левым полушарием дошкольников. Причем, максимальный вклад этой компоненты в изменчивость показателей (37% дисперсии) обнаружен в функциональном состоянии левого полушария головного мозга детей. При сопоставлении средних значений индексов с применением однофакторного дисперсионного анализа, получены значимые различия между дошкольниками из семей с высоким и низким уровнем доходов в показателях индексов функций III блока(р=0,001), II блока(р=0,003) мозга и левополушарных функций(р=0,000). Обозначившаяся тенденция указывает на то, что чем выше материальный уровень семьи, тем успешнее развиваются эти функции у дошкольников.
Вклад компоненты - порядок рождения в изменчивость показателей обнаружен в индексах III блока мозга и функций левого полушария детей. Доля объясняемой дисперсии колеблется от 17% до 21%. В частности, младшие сиблинги характеризуются более высоким значением индекса III блока мозга и значительно опережают по этому показателю старших сиблингов (р=0,002) и единственных детей (р=0,031). При сравнении средних значений индексов функций левого полушария наблюдается обратный эффект - максимально лучшими показателями обладают единственные дети (р=0,000).
Уровень образования матери оказался важным предиктором для оценки состояния левополушарных функций дошкольников, доля объясняющей дисперсии составляет 27%. Применение однофакторного дисперсионного анализа позволило определить, что у дошкольников, воспитывающихся мамами со средним общим образованием с высокой долей вероятности, можно прогнозировать отставание в развитии этих функции по сравнению с дошкольниками с высшим (р=0,001) и средним профессиональным образованием ма-тери(р=0,03).
Определенной прогностической возможностью при оценке функционального состояния левого полушария детей обладает фактор - половая принадлежность ребенка (25% дисперсии). Судя по результатам дисперсионного анализа, девочки опережают мальчиков (р=0,001) в развитии левополушарных функций.
Фактор образования отца, по результатам нашего исследования определяет индивидуальную изменчивость показателей высших психических функций детей незначительно (6.1% дисперсии) и обладает наименьшей прогностической способностью из всех рассматриваемых в исследовании социально-демографических факторов семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного нами анализа были получены данные, которые позволили оценить степень вклада некоторых социально-демографических характеристик семьи в изменчивость показателей высших психических функций детей и определить те социально-демографические параметры семьи, которые можно рассматривать в качестве системных оснований для прогноза развития функций детей.
Показатели развития высших психических функций детей дошкольного возраста можно прогнозировать с высокой долей вероятности по уровню материального положения семьи. Разной степенью прогностической возможности, по некоторым характеристикам высших психических функций обладают факторы: пол ребенка, образовательный уровень матери и порядок рождения.
Также необходимо обозначить, что максимальный вклад выделенных социально-демографических параметров семьи обнаружен в показателях левого полушария, что может говорить о том, что функции левого полушария наиболее подвержены средовым влияниям. Регрессионный анализ не выявил из представленных независимых переменных предикторы развития правополушарных функций дошкольников. Следовательно, можно считать, что правополушарные функции в своем развитии, менее опосредованы средовыми факторами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Аху-тина, Н.М. Пылаева. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 320 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург : Техническая книга, 2008. - 368 с.
3. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика : учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. - Москва : Аспект-Пресс, 2000. - 447 с.
4. Фотекова Т.А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте / Т.А. Фотекова. - Абакан : Бригантина» 2015. - 204 с.
REFERENCES
1. Ahutina, T. V. (2008), Overcoming Learning Difficulties: A Neuropsychological Approach, Peter, St. Peterburg.
2. Druzhinin, V. N. (2008), Psychology of general abilities, Technical Book, St. Peterburg.
3. Ravich-Shcherbo, I.V. (2000), Psychogenetics: textbook,: Aspekt-Press, Moscow.
4. Fotekova, T.A. (2015), The role of environmental factors in the formation of higher mental functions in preschool andprimary school age, Brigantina, Abakan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.02.2023
УДК 159.947.35:796.422
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ЭСТАФЕТНОГО БЕГА 4X400 МЕТРОВ
Евгений Анатольевич Пронин, кандидат педагогических наук, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Владимир Васильевич Челядинов, кандидат педагогических наук, Курганская областная организация общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Курган; Виталий Николаевич Максимов, кандидат педагогических наук, доцент, Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Кирилл Вячеславович Мальцев, соискатель, Калининградское региональное отделение общественно-государственного объединения Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Калининград; Кирилл Алексеевич Сафронов, соискатель, АНО ХК «Красная Звезда», Санкт-Петербург; Сергей Викторович Буравцев, соискатель, АНО «Центр помощи военнослужащим «Общее дело», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий организации тренировочного процесса спортсменов-легкоатлетов. Была выдвинута гипотеза, основанная на доказательстве предположенная в том, что формирование уверенности в себе, умение работать в команде и, в целом, психологическая готовность к сложным самостоятельным тренировкам позволит улучшить качество спортивного мастерства спортсменов-легкоатлетов к соревновательным нагрузкам. В результате исследования выявлена зависимость спортивных результатов от уровня показателей групповой сплоченности и уверенности в себе. Установлено, что важными педагогическим условиями являются: сочетание групповой и индивидуальной форм организации тренировочного процесса, формирование дружественной обстановки в команде, установление эмоционального контакта между тренером и спортсменом в тренировочном процессе и в ходе соревнований, разработка содержания тренировки, направленной на скоростную работу, формирование дружественной обстановки в команде.
Ключевые слова: спортсмены, психологическое обеспечение, тренировочный процесс, педагогические условия, работать в команде, уверенность в себе, соревнования, эксперимент, лёгкая атлетика.