Научная статья на тему 'Социальная защита в оценках военнослужащих российских регионов'

Социальная защита в оценках военнослужащих российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ВОЕННАЯ РЕФОРМА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНДЕКСАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ / SOCIAL PROTECTION / MILITARY REFORM / MILITARY PERSONNEL / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL POTENTIAL / MILITARY UNIT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быченко Ю. Г.

В статье на основе анализа данных ряда социологических опросов выявлены проблемы социальной защиты военнослужащих России: 1) военная социальная реформа 2012 года не была подкреплена эффективным механизмом инфляционной индексации денежного довольствия, что в перспективе приводит к падению уровня жизни семьи военнослужащего; 2) отказ от базовых компонентов системы льгот приводит к существенной дифференциации уровня жизни семьей военнослужащих; 3) отмена основных льгот по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию приводит к сокращению возможности бесплатного медицинского обслуживания в гражданских медицинских учреждениях военнослужащих; 4) проявляются диспропорции в системе удовлетворения образовательных потребностей военнослужащих, сохраняется разрыв между процессами образовательного профессионального конструирования и формированием общественных потребностей в профессиональном потенциале как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Доказано, что для преодоления данных проблем необходима реализация программы совершенствования системы социальной защиты военнослужащих: 1) разработка адаптивного механизма роста денежного довольствия военнослужащих, опережающей инфляционной компенсации их заработной платы; 2) внедрение реально действующей системы социальных гарантий на всех членов семьи военнослужащего по образовательному, медицинскому, а также трудовому сегменту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Быченко Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION IN ASSESSMENTS OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIAN REGIONS

Based on an analysis of the data from a number of opinion polls, the article identifies the problems of social protection for Russian military personnel: 1) the 2012 military social reform was not supported by an effective inflationary indexation of monetary allowance, which in the long run leads to a decline in the standard of living of a military family; 2) the rejection of the basic components of the system of benefits leads to a significant differentiation of the standard of living of the family of military personnel; 3) the abolition of basic benefits for medical and sanatorium-resort services leads to a reduction in the possibility of free medical care in civilian medical institutions of military personnel; 4) imbalances are manifested in the system of satisfying the educational needs of military personnel, a gap remains between the processes of educational professional design and the formation of social needs in the professional potential of both the military man and his family members. The latter determines the inevitable formation of a number of functional factors of inhibition: 1) the deterioration of the atmosphere of relations between the actors of the modern military collective; 2) the weakening of the system of material incentives for service and labor activities of military personnel, which means a drop in motivation, the prestige of military service. If urgent measures are not taken to overcome these negative manifestations, the Russian military organizations are doomed to a drop in functional efficiency, imbalances in the system of material and non-material factors of service and labor motivation of military personnel will inevitably arise in military collectives. In modern conditions, it is necessary to develop and implement a program to improve the system of social protection of military personnel, which includes three sections. 1. Development of a mechanism for inflationary indexation of monetary allowances, which in a strategic perspective should ensure the return of monetary allowances of military personnel to the real level of 2012. Formation of a legislatively fixed system of compulsory anticipatory inflationary compensation of wages by military personnel. Modernization of the system of material motivation for the service activity of military personnel, additional stimulation of the professional activity of military actors. 2. The extension of the system of social guarantees to all members of the military family in educational and medical segments. Integration of educational services processes with the employment system of perfect-old family members of a military serviceman. Providing opportunities for military personnel to receive medical assistance in various medical institutions, regardless of their departmental affiliation, form of ownership. 3. Development of a mechanism for additional payments of benefits to the family of a serviceman. It is important to differentiate the level of benefits regarding not only the number of disabled children, but also the living conditions and life of family members, as well as the project for the development of their physical and spiritual needs. When determining family allowance, it is important to assess the entire system of needs of military family members, to rank the needs according to their social significance, as well as their influence on the formation of the professional potential of a military serviceman, to establish a hierarchy of importance to satisfy the most important, less important and secondary needs of a military serviceman and individual members of his family. Formation of a fund of additional cash payments to families in need of material support.

Текст научной работы на тему «Социальная защита в оценках военнослужащих российских регионов»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 15-24.

УДК 316.4.05

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В ОЦЕНКАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Быченко Ю. Г.

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратов, Россия E-mail: bychenkoug@gmaiL com

В статье на основе анализа данных ряда социологических опросов выявлены проблемы социальной защиты военнослужащих России: 1) военная социальная реформа 2012 года не была подкреплена эффективным механизмом инфляционной индексации денежного довольствия, что в перспективе приводит к падению уровня жизни семьи военнослужащего; 2) отказ от базовых компонентов системы льгот приводит к существенной дифференциации уровня жизни семьей военнослужащих; 3) отмена основных льгот по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию приводит к сокращению возможности бесплатного медицинского обслуживания в гражданских медицинских учреждениях военнослужащих; 4) проявляются диспропорции в системе удовлетворения образовательных потребностей военнослужащих, сохраняется разрыв между процессами образовательного профессионального конструирования и формированием общественных потребностей в профессиональном потенциале как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Доказано, что для преодоления данных проблем необходима реализация программы совершенствования системы социальной защиты военнослужащих: 1) разработка адаптивного механизма роста денежного довольствия военнослужащих, опережающей инфляционной компенсации их заработной платы; 2) внедрение реально действующей системы социальных гарантий на всех членов семьи военнослужащего по образовательному, медицинскому, а также трудовому сегменту. Ключевые слова: социальная защита, социальные гарантии, военная реформа, военнослужащий, развитие профессионального потенциала, индексация денежного довольствия.

ВВЕДЕНИЕ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

В современных условиях необходимо совершенствовать социальную защиту военнослужащих России, что обусловлено рядом причин. Во-первых, это определяется содержанием социально-экономической реформы в России, ее нацеленности на переход от социальной политики патернализма к политике либерализма, определяющей существенное снижение государственного регулирования и вмешательства в решение социальных и экономических проблем населения в целом и отдельных профессиональных групп в частности. В данном контексте семья военнослужащего получает больше хозяйственной независимости, её членам обеспечиваются условия для активного проявления своих способностей в процессе трудовых действий. При этом, по-прежнему сохраняется запрет на дополнительную, трудовую деятельность самих военнослужащих, им законодательно запрещается ведение любой хозяйственной деятельности (кроме научной, инновационной и образовательной), позволяющей получение дополнительного дохода. Во-вторых, в настоящее время сохраняется социально-

15

экономическая напряженность в российском обществе. Остаются актуальными ранее существовавшие социально-экономические проблемы, возникают новые -нестабильность общей системы социального обеспечения, безработица, расширение платного сектора медицинских, образовательных, лечебно-оздоровительных и туристических услуг. В-третьих, в результате роста военной напряженности, трансформации гражданско-военных отношений, с одной стороны, возрастает значение профессионального потенциала военнослужащих, с другой стороны, военнослужащие и члены их семей потеряли ряд социальных гарантий. Семья военнослужащего потеряла ряд возможность эффективно восстанавливать потенциальные способности. В-третьих, в результате роста военной напряженности, трансформации гражданско-военных отношений, с одной стороны, возрастает значение профессионального потенциала военнослужащих, с другой стороны, военнослужащие и члены их семей потеряли ряд социальных гарантий и возможность эффективно восстанавливать свои потенциальные способности.

Таким образом, в современных условиях профессиональная служебно-трудовая деятельность военнослужащих подвержена не только повышенной социальной неопределенности и риску потери здоровья, но и предполагает новые социальные, экономические, а также бытовые ограничения. Возрастает актуальность социологической оценки социальной защиты военнослужащих.

Поэтому представляется необходимым достижение следующих научных целей. 1) уточнить проблемы функционирования современной системы социальной защиты военнослужащего; 2) раскрыть направления ее совершенствования. Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач. 1) теоретически обосновать современное содержание социальной защиты военнослужащих, раскрыть основные и дополнительные показатели ее социологической оценки; 2) уточнить эмпирическую базу исследования; 3) осуществить социологическую диагностику социальной защиты военнослужащих; 4) раскрыть проблемы функционирования современной системы социальной защиты военнослужащих, уточнить пути их разрешения. Достижению этих целей, решению представленных задач и посвящается данная научная статья.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Теоретическое обоснование рассматриваемой проблемы. Теоретические основы изучения социальной защиты военнослужащих представляются в рамках макро- и микроуровневых социологических парадигм. Макроуровневые парадигмы включают в себя теоретические, методологические, а также правовые разработки. В них авторы представляют концептуальные основы социальной защиты военнослужащих [1], последовательно обосновывают идею о том, что в перспективе необходимо отказаться от узкого понимания социальной защиты военнослужащего как процесса правовой защиты/не защиты социальных прав военнослужащих [2], раскрывают широкую трактовку социальной защиты военнослужащих не только как систему социально-политических мер, направленных на обеспечение соблюдения прав военнослужащего, создание оптимальных условий удовлетворения социально-экономических потребностей, но и как механизм предотвращения социального

16

неравенства [3]. М. А. Калинин в этой связи предлагает разработку широкого состава факторов, являющихся показателями эффективности социальной защиты военнослужащих: «удовлетворенность жильем, жилищные условия, удовлетворенность службой, доступность и качество медицинского обслуживания, организация торговли и питания, бытовое обслуживание, возможность занятия физической культурой, досуг и отдых, профессиональное саморазвитие» [4, с. 144]. При этом остается непонятным, почему удовлетворенность образовательными услугами автор не включает в состав данных показателей. Между тем именно образовательное целевое развитие представляет собой один из традиционных показателей социальной защиты любой профессиональной группы [5].

Микроуровневые парадигмы включают в себя эмпирические исследования практик воинского коллектива. Здесь основной акцент делается на исследование непосредственного влияния социальной защиты на жизнедеятельность военнослужащего. Обосновывается идея, согласно которой эффективность социальной защиты военнослужащих уместно анализировать в юридическом (наличие официальных, юридически закрепленных, социальных и экономических гарантий, льгот) [6] или социологическом (наличие практик обеспечения социальных прав, а также гарантий, льгот семьям военнослужащих) [7] аспектах. В нашем исследовании подробно остановимся на социологическом аспекте исследования эффективности социальной защиты военнослужащих.

Таким образом, в современных условиях социальная защита военнослужащих представляет собой сложное структурное образование, характеризующееся мерами государственной поддержки уровня жизни, обеспечения социально значимого удовлетворения основных потребностей, образовательно-профессионального, культурного, физического развития военнослужащего и членов его семьи. Поэтому будем рассматривать результативность социальной защиты военнослужащих в рамках трех взаимосвязанных и взаимообусловленных системных показателей: 1) уровень жизни военнослужащего; 2) удовлетворенность возможностью восстановления интеллектуальных, образовательных и профессиональных служебно-трудовых способностей военнослужащего; 3) удовлетворенность оказанием медицинских услуг семьи военнослужащего. Все другие факторы социальной защиты необходимо рассматривать как дополнительные показатели ее эффективности: удовлетворенность жильем, бытовые условия, удовлетворенность служебно-трудовой деятельностью, уровень организации питания, страхование трудовых рисков, наличие услуг культуры и быта.

2. Эмпирическая база исследования. В данной статье используются данные ряда эмпирических социологических исследований.

1. «Социальная защита в оценках военнослужащих Нижегородской области». Анкетирование военнослужащих проведено в воинских частях Нижегородской области, анализ и обработка результатов осуществлена в 2015-2016 годах, п = 511.

2. «Социальная защита в оценках военнослужащих Саратовской области». Анкетирование военнослужащих проведено в воинских частях Саратовской области, анализ и обработка результатов осуществлена в 2016-2017 годах, п = 267.

3. «Совершенствование социальной защиты военнослужащих». Анкетирование

17

военнослужащих проведено в Саратовском военном ордена Жукова Краснознаменном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, анализ и обработка результатов осуществлена в 2020 году, п = 115.

3. Социологическая диагностика социальной защиты военнослужащих. На данном уровне исследования рассмотрим проблему только в контексте основных показателей социальной защиты военнослужащих: 1) уровень жизни военнослужащего; 2) удовлетворенность возможностью восстановления и саморазвития интеллектуальных, образовательных и профессиональных служебно-трудовых способностей военнослужащего; 3) удовлетворенность оказанием медицинских услуг семье военнослужащего.

1. Уровень жизни как показатель эффективности системы социальной защиты военнослужащего. По данному сегменту за последние десять лет прослеживаются разнонаправленные изменения. В целом в результате социальной реформы 2012 года усиливаются материальные основы социальной защищенности военнослужащего. В 2012 году денежное довольствие военнослужащих повышено в два, а у отдельных групп военнослужащих и в три раза. В последующие периоды индексации были приостановлены, а повышение денежного довольствия в 2018 году на 4%, а также в 2019 году на 4,3% не определило совокупную компенсацию материальных инфляционных потерь семьи военнослужащего.

По сути, 2012 год определил формирование неустойчивой тенденции роста уровня жизни семьи российского военнослужащего. По совокупному массиву опрошенных более половины военнослужащих констатируют общее повышение их уровня жизни за последние десять лет. Данная тенденция подтверждается точечными данными проведенных социологических опросов. Так, согласно данным опросов около половина военнослужащих за последние десять лет констатируют рост размера собственного денежного содержания (по Нижегородской области отмечают данный рост 47,4%, по Саратовской области 54,3% респондентов), более трети опрошенных заявляют о неизменном размере реального денежного содержания (по Нижегородской области таковых 42,1%, по Саратовской области 38,2%). Менее десятой части военнослужащих полагают, что в результате инфляционных потерь общее денежное содержание за последние десять лет несколько понизилось. По Нижегородской области понижение констатируют 10,6%, по Саратовской области 7,5% респондентов.

Таким образом, большинство военнослужащих рассматривают свой уровень жизни как возросший или стабильно сохраняющийся в результате реализованной социальной реформы 2012 года. Инфляция после реформенного периода существенно снизила уровень жизни семьи военнослужащего. Только четверть военнослужащих за данный период в полной мере решили собственные жилищные проблемы (по Нижегородской области 16,8% военнослужащих имеют собственное жилье, 8,6% проживают в комфортабельной служебной квартире, по Саратовской области 14,2% военнослужащих имеют собственное жилье, 32,2% проживают в комфортабельной служебной квартире). При этом около половины военнослужащих по-прежнему вынуждены снимать квартиру (по Нижегородской области снимают комнату, квартиру или дом 49,3% военнослужащих, по Саратовской области - 40,5% военнослужащих).

Таким образом, военно-социальная реформа, проведенная в 2012 году, только на

18

начальном этапе привела к существенному росту материальной обеспеченности семьи военнослужащего. На начальном этапе реформы наблюдается, с одной стороны, существенный рост материального довольствия военнослужащих, с другой повышение уровня жизни членов семьи по основным его показателям (доход, потребление, обеспеченность необходимыми для жизни благами). При этом военная реформа 2012 была ориентирована на реализацию разовых мероприятий и не определила комплексную модернизацию системы социальной защиты военнослужащих. Жилищная проблема перестала касаться всех военнослужащих. Одновременно она, по-прежнему затрагивает около половины военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

2. Восстановление и саморазвитие интеллектуальных, образовательных и профессиональных служебно-трудовых потребностей и способностей военнослужащего (как показатель эффективности системы социальной защиты военнослужащего). По данному сегменту за последние десять лет прослеживается устойчивая положительная тенденция. В целом в результате военной реформы 2012 года наблюдается не только количественный рост научно-образовательных, инновационных проектов и программ, но и повышение качества их реализации. Существенно возрастает качество удовлетворение образовательных потребностей военнослужащих. Все военнослужащие активно привлечены к реализации образовательных проектов, постоянно повышают свои военно-профессиональные знания, умения и навыки. При этом сохраняется узость, а также практическая оторванность целей, стратегий, задач, методологии процесса профессионального обучения военнослужащих. Около 80% военнослужащих высоко оценивают образовательные и профессионально-инновационные практики в военной организации. При этом, большинство военнослужащих отмечают традиционный отрыв общеобразовательных, а также профессионально-образовательных практик от процессов служебного и профессионального роста, недостаточность информационной и аналитической подготовки членов воинского коллектива. Респонденты обращают внимание на то, что реформы последнего десятилетия не обеспечили тесную связь образовательно-профессионального развития и карьерного роста военных акторов. Так, только четверть состава военнослужащих считает, что в результате социальной реформы 2012 года усилилась связь профессионального развития и возможности служебного и профессионального роста акторов военной организации (по Нижегородской области только 23,0% военнослужащих отмечают усиление данной связи, 65,7% не видят в данном сегменте никаких изменений, 11,3% констатируют ослабление данной зависимости, соответственно по Саратовской области - 26,6% и 10,5%).

Подавляющее большинство (около 70%) опрошенных считают, что социальная реформа военной организации 2012 г. существенно повлияла на создание условий для эффективного восстановления и саморазвития интеллектуальных (творческих) трудовых способностей военнослужащих. Так, по Нижегородской области 71,6% респондентов подтверждают данное влияние. 20,2% констатируют, что реформа оказала влияние, условия созданы, но существенного влияния они на практику не оказывают. Только 8,2% настаивают на том, что реформа не изменила условий для

19

эффективного восстановления и саморазвития интеллектуальных (творческих) трудовых способностей военнослужащих. Аналогичные ответы респондентов получили и по Саратовской области: 68,5% респондентов подтверждают данное влияние, 9,4% отрицают влияние реформы на создание условий для эффективного восстановления и саморазвития интеллектуальных (творческих) трудовых способностей акторов.

Таким образом, современная система социальной защиты военнослужащего существенно улучшила качество оказания образовательных услуг военнослужащему (образовательной социальной защиты акторов). Улучшились условия восстановления и саморазвития интеллектуальных, образовательных и профессиональных служебно-трудовых способностей военнослужащего. В воинских частях развивается комплекс культурно-образовательного, а также военно-профессионального совершенствования военнослужащих. Можно констатировать, что повышается профессиональная классная военная квалификация специалистов, уровень их формального профессионального мастерства. Вместе с тем сохраняется разрыв между процессами образовательного профессионального конструирования и формированием потребностей в военно-профессиональном потенциале военной организации. Пока еще не удается интегрировать процессы образовательно-профессионального развития военнослужащего и его карьерного роста. По-прежнему сохраняется неудовлетворительный уровень подготовки военнослужащих по ряду специфических профессиональных сегментов: 1) недостаточные темпы научного накопления знаний в системе информационно-аналитической подготовки военнослужащих; 2) применение устаревших методов информационного сбора, ранжирования, анализа, систематизации военно-профессиональной информации; 3) отсутствие адаптивной системы диагностирования информационных процессов внешней социальной среды военных организаций общества.

3. Удовлетворенность оказанием медицинских услуг семье военнослужащего (как показатель эффективности системы социальной защиты военнослужащего). По данному сегменту за последние десять лет имеется хотя и не устойчивая, но положительная динамика изменений. Четвертая часть военнослужащих подтверждает устойчивость положительных тенденций в системе оказания медицинских услуг семье военнослужащего после января 2012 года. 22,5% респондентов Нижегородской области подтверждают данную тенденцию (67,3% не видят существенных изменений, а 10,2% констатируют ухудшение качества медицинских услуг). Несколько лучше ситуация по Саратовской области: 25,1% респондентов констатируют существенные улучшения в системе оказания медицинских услуг, 68,2% неизменное состояние, 6,7% ухудшение.

Несложно заметить, что улучшение медицинского обслуживания не имеет устойчивого характера. Большинство военнослужащих констатирует сохранение проблем в функционировании системы медицинского обслуживания. Между тем уровень медицинских услуг семье военнослужащего традиционно оказывается на более высоком уровне, чем гражданскому населению. Большинство военнослужащих удовлетворены качеством медицинского обслуживания в воинской части пребывания (совокупный состав удовлетворенных качеством медицинского

20

обслуживания по Нижегородской области составляет 57%, по Саратовской - 76,4%). Поэтому большинство опрошенных полагает, что в современных условиях созданы условия для восстановления, а также саморазвития физических потребностей и способностей военнослужащих (мнение 79,1% военнослужащих Нижегородской и 77,2% Саратовской области).

Таким образом, реформа 2012 года определила обновление системы медицинского обслуживания военнослужащих, сформированы направления модернизации медицинской инфраструктуры военных организаций. Качество медицинского обслуживания семьи военнослужащего на современном этапе соответствует необходимым требованиям. Проблемным является сама процедура получения доступа к профилактическим медицинским услугам членам семьи военнослужащего. В то же время отмена ряда льгот по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, сокращение возможности бесплатного медицинского обслуживания в гражданских медицинских учреждениях является существенным фактором торможения реализации социальной защиты в рассматриваемом сегменте услуг.

ВЫВОДЫ

В результате военной реформы 2012 года в России осуществлена монетизация льгот военнослужащим: существенно выросло денежное довольствие, усилена система образовательного, медицинского, культурного обслуживания семьи военнослужащего. После успешных первоначальных мер реформы 2012 года последовало замораживание индексации денежного довольствия военнослужащих, существенные сбои дала и жилищная реформа. В результате постепенно снижается эффект монетизации льгот, обесценивается возросшее денежное довольствие акторов военных организаций. Инфляция постепенно поглощает первоначальный рост денежного довольствия военнослужащих. В результате в последние годы неуклонно снижается материальная составляющая социальной защиты военнослужащих, реальный уровень жизни его семьи.

Таким образом, военная реформа не решила важнейшую задачу - не создала предпосылок устойчивой эффективности социальной защиты военнослужащих России. В современные условиях проявляются проблемы социальной защиты военнослужащих: 1) военная социальная реформа 2012 года не была подкреплена эффективным механизмом инфляционной индексации денежного довольствия, что в перспективе приводит к падению уровня жизни семьи военнослужащего; 2) отказ от базовых компонентов системы льгот приводит к существенной дифференциации уровня жизни семьей военнослужащих; 3) отмена основных льгот по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию приводит к сокращению возможности бесплатного медицинского обслуживания в гражданских медицинских учреждениях военнослужащих; 4) проявляются диспропорции в системе удовлетворения образовательных потребностей военнослужащих, сохраняется разрыв между процессами образовательного профессионального конструирования и формированием общественных потребностей в профессиональном потенциале как самого военнослужащего, так и членов его семьи.

21

Последнее определяет неизбежное формирование ряда функциональных факторов торможения: 1) ухудшение атмосферы взаимоотношений акторов современного воинского коллектива; 2) ослабление системы материального стимулирования служебно-трудовой деятельности военнослужащих, а значит падение мотивации, престижа воинской службы. Если не принять срочных мер по преодолению данных негативных проявлений военные организации России обречены на падение функциональной эффективности, в воинских коллективах неизбежно возникнут диспропорции в системе материальных и нематериальных факторов служебно-трудовой мотивации военнослужащих.

В современных условиях необходима разработка и реализация программы совершенствования системы социальной защиты военнослужащих, включающей три раздела.

1. Разработка механизма инфляционной индексации денежного довольствия, что в стратегической перспективе должно обеспечить возврат денежного довольствия военнослужащих до реального уровня 2012 года. Формирование законодательно закрепленной системы обязательной опережающей инфляционной компенсации заработной платы военнослужащим. Модернизация системы материальной мотивации служебно-трудовой деятельности военнослужащих, дополнительное стимулирование профессиональной активности военных акторов.

2. Распространение системы социальных гарантий на всех членов семьи военнослужащего по образовательному и медицинскому сегментам. Интегрировать процессы образовательного обслуживания с системой трудоустройства совершеннолетних членов семьи военнослужащего. Предоставить возможность военнослужащим получать медицинскую помощь в различных медицинских учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности.

3. Разработать механизм дополнительных выплат пособий семье военнослужащего. Важно дифференцировать уровень пособия относительно не только количества детей, нетрудоспособных, но и условий проживания и жизнедеятельности членов семьи, а также проекта развития их физических и духовных потребностей. При определении семейного пособия важно оценивать всю систему потребностей членов семьи военного, ранжировать потребности по степени их социальной значимости, а также влияния на формирование профессионального потенциала военнослужащего, установить иерархию значимости удовлетворения наиболее важных, менее важных и вторичных потребностей военнослужащего и отдельных членов его семьи. Формирование фонда дополнительных денежных выплат семьям, нуждающимся в материальной поддержке.

Список литературы

1. Елисеева Е. О. Социальная защита военнослужащих / Е. О. Елисеева // Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Е. Туркулец. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2016. - С. 189-192.

2. Швачкин А. В. Проблема защиты социальных прав военнослужащих в РФ / А. В. Швачкин // Вестник магистратуры. - 2016. - № 5-4 (56). - С. 144-145.

22

3. Баландина Т. М. Социальное неравенство в воинских коллективах / Т. М. Баландина, А. М. Пихтелёв // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI Международной научной конференции. Саратов, 13 апреля 2018 года / Я. А. Никифоров, Н. В. Шахматова, С. Г. Ивченков (отв. ред.). - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. - С. 353-357.

4. Калинин М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2019. - № 2 (50). - С. 141-145.

5. Быченко Ю. Г. Развитие профессионального потенциала военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту / Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина // Вестник ННГУ. Серия. Социальные науки. - 2019. - № 4 (12). - С. 116-122.

6. Кудаев А. В. Социальные гарантии в условиях перехода российского общества на инновационный путь развития / А. В. Кудаев // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - Т. 15, Вып. 4. - С. 55-59.

7. Кудаев А. В. Этапы развития системы социальной защиты военнослужащих России / А. В. Кудаев // Профессионализм военнослужащего: стратегия и перспективы развития в современной России: сб. науч. ст. - Саратов: Наука, 2016. - С. 22-30.

SOCIAL PROTECTION IN ASSESSMENTS OF MILITARY PERSONNEL IN

RUSSIAN REGIONS

Bychenko Yu. G.

Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian

Federation, Saratov, Russian Federation

E-mail: bychenkoug@gmail.com

Based on an analysis of the data from a number of opinion polls, the article identifies the problems of social protection for Russian military personnel: 1) the 2012 military social reform was not supported by an effective inflationary indexation of monetary allowance, which in the long run leads to a decline in the standard of living of a military family; 2) the rejection of the basic components of the system of benefits leads to a significant differentiation of the standard of living of the family of military personnel; 3) the abolition of basic benefits for medical and sanatorium-resort services leads to a reduction in the possibility of free medical care in civilian medical institutions of military personnel; 4) imbalances are manifested in the system of satisfying the educational needs of military personnel, a gap remains between the processes of educational professional design and the formation of social needs in the professional potential of both the military man and his family members.

The latter determines the inevitable formation of a number of functional factors of inhibition: 1) the deterioration of the atmosphere of relations between the actors of the modern military collective; 2) the weakening of the system of material incentives for service and labor activities of military personnel, which means a drop in motivation, the prestige of military service. If urgent measures are not taken to overcome these negative manifestations, the Russian military organizations are doomed to a drop in functional efficiency, imbalances in the system of material and non-material factors of service and labor motivation of military personnel will inevitably arise in military collectives.

23

In modern conditions, it is necessary to develop and implement a program to improve the system of social protection of military personnel, which includes three sections.

1. Development of a mechanism for inflationary indexation of monetary allowances, which in a strategic perspective should ensure the return of monetary allowances of military personnel to the real level of 2012. Formation of a legislatively fixed system of compulsory anticipatory inflationary compensation of wages by military personnel. Modernization of the system of material motivation for the service activity of military personnel, additional stimulation of the professional activity of military actors.

2. The extension of the system of social guarantees to all members of the military family in educational and medical segments. Integration of educational services processes with the employment system of perfect-old family members of a military serviceman. Providing opportunities for military personnel to receive medical assistance in various medical institutions, regardless of their departmental affiliation, form of ownership.

3. Development of a mechanism for additional payments of benefits to the family of a serviceman. It is important to differentiate the level of benefits regarding not only the number of disabled children, but also the living conditions and life of family members, as well as the project for the development of their physical and spiritual needs. When determining family allowance, it is important to assess the entire system of needs of military family members, to rank the needs according to their social significance, as well as their influence on the formation of the professional potential of a military serviceman, to establish a hierarchy of importance to satisfy the most important, less important and secondary needs of a military serviceman and individual members of his family. Formation of a fund of additional cash payments to families in need of material support.

Keywords: social protection, military reform, military personnel, development of professional potential, military unit.

References

1. Yeliseeva E.O., Social protection of military personnel. Legal, socio-humanitarian and economic problems in the focus of scientific research: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, under the general editorship of C. E. Turculet (Eastern State University of Railways, Khabarovsk, 2016), p. 189.

2. Shvachkin A.V., The Problem of protecting the social rights of military personnel in the Russian Federation, Bulletin of the magistracy, 5-4 (56), 144 (2016).

3. Balandina T.M. and Pikhtelev A.M., Social inequality in military collectives. Social inequality of modernity: a new reality of scientific understanding, Proceedings of the VI International scientific conference (Saratov, April 13, 2018), Ya.A. Nikiforov, N.V. Shakhmatova, S.G. Ivchenkov (Ex. ed.) (Saratov source publishing House, Saratov, 2018), p. 353.

4. Kalinin M.A., Factors of satisfaction with the system of social protection of military personnel, News of higher educational institutions. Volga region. Social science, 2 (50), 141 (2019).

5. Bychenko Yu.G. and Balandina T.M., Development of professional potential of military personnel who entered military service under the contract, Vestnik NNSU. Series. Social sciences, 4 (12), 116 (2019).

6. Kudaev A.V., Social guarantees in the conditions of transition of the Russian society to the innovative way of development, Izvestiya Saratov state University. New series. Sociology Series. Political science, 15, 4, 55 (2015).

7. Kudaev A.V., Stages of development of the system of social protection of Russian military personnel. Professionalism of the military: strategy and prospects of development in modern Russia: collection of scientific articles, p. 22 (Nauka, Saratov, 2016).

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.