Научная статья на тему 'Социальная защита прав мигрантов как одно из направлений деятельности социального государства'

Социальная защита прав мигрантов как одно из направлений деятельности социального государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1066
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ИММИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эсмантович И. И.

Республика Беларусь всё интенсивнее вовлекается в процесс построения общего рынка труда с Российской Федерацией, ЕврАзЭС, СНГ, что предполагает определенный уровень интеграции в общие социально-экономические и правовые системы по защите социальных и трудовых прав граждан интегрирующихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF MIGRANT WORKERS AS ONE OF THE AREAS OF ACTIVITY OF THE SOCIAL STATE

The Republic of Belarus is more and more involved in the process of building a common labor market with the Russian Federation, the EurAsEC, the CIS, which implies a certain level of integration in the common socio-economic and legal systems for the protection of social and labor rights of citizens of the countries involved in the integration.

Текст научной работы на тему «Социальная защита прав мигрантов как одно из направлений деятельности социального государства»

Государство и право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 221-224

УДК 349.3:341.231.14:341.215.4

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

© 2013 г. И.И. Эсмантович

Гомельский госуниверситет им. Ф. Скорины

ehsirina@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.05.2013

Республика Беларусь всё интенсивнее вовлекается в процесс построения общего рынка труда с Российской Федерацией, ЕврАзЭС, СНГ, что предполагает определенный уровень интеграции в общие социально-экономические и правовые системы по защите социальных и трудовых прав граждан интегрирующихся стран.

Ключевые слова: социальное государство, миграция, социальные права, иммиграция.

Сущность социального государства большинство ученых рассматривают через призму его деятельности в социальной сфере. Российские ученые, к примеру, считают, что социальным называется государство, которое берет на себя обязательство заботиться о благополучии и социальной защищенности своих граждан; принимающее на себя ответственность за положение дел в социальной сфере [1, с. 118-119]. Зарубежные исследователи, как правило, увязывают деятельность социального государства по социальной защите граждан с рыночной экономикой, приносящей средства для социальных программ; основывают социальную справедливость на экономическом либерализме [2, с. 24-25].

Оба подхода подчеркивают ведущую роль государства в решении всех социальных проблем, основной целью которого является обеспечение достойного уровня жизни и свободного развития человека. Как отмечено в Рекомендациях Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ 2011 года, стратегической целью социальной политики государства является обеспечение права каждого человека на необходимый и достаточный уровень существования [3].

Неотъемлемой частью современного мира является мобильность. Единый мировой рынок, создание транснациональных связей, быстрый рост коммуникативных технологий способствуют росту передвижения рабочих, студентов, семей, туристов. Потребность в кадрах из различных стран порождает и социальная структура общества, и демографическая ситуация в ряде стран.

По данным Международной организации по миграции, количество мигрантов в мире пре-

вышает 200 миллионов человек, что составляет около 3 процентов населения всей планеты. На пространстве ОБСЕ мигрантом является каждый десятый.

Республика Беларусь также вовлечена в миграционные процессы. С одной стороны, относительно незначительное количество мигрантов приезжают в Беларусь и выезжают из страны. С другой стороны, Беларусь находится на своеобразном перекрестке миграционных путей - на востоке страна граничит с Россией, на западе с Европейским союзом, которые являются центрами притяжения миграционных процессов.

По данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2005-2009 гг. в Беларусь прибыли около 40 тысяч внешних мигрантов, из которых более 32 тысяч - граждане стран СНГ (более половины прибывших - из России, затем, по численности, - из Украины и Казахстана). Основными причинами прибытия в Беларусь мигранты называют семейные обстоятельства, возвращение к прежнему месту жительства, учебу, работу, создание семьи.

По данным официальной статистики, миграционное сальдо Беларуси в последние годы остается положительным. Это в определенной степени снижало убыль населения страны, так как несколько лет в Беларуси наблюдается естественная убыль населения. По последним статистическим данным, за первые 7 месяцев 2012 года в страну прибыло 7524 человека, убыло 5351 человек, таким образом, миграционный прирост составил более 2 тысяч человек. По данным переписи населения доля белорусов в общей численности населения составила 83,7%, русских - 8,3%, поляков - 3,1%, украинцев -1,7%, других национальностей - 3,2% [4].

Анализ миграционных процессов позволяет сделать вывод о социально-политических условиях в том или ином государстве, развитости экономики, уровне безопасности для проживания в том или ином регионе страны.

Республика Беларусь является ведущим государством по реализации социальной политики в сфере регулирования миграционных процессов и обеспечения прав мигрантов. Главой государства и Советом министров Республики Беларусь предпринимаются адекватные меры, свидетельствующие об активной позиции Беларуси в указанной области международных отношений: ратифицированы соответствующие международные документы, сформировано национальное законодательство.

В течение последних лет в республике проведены масштабные мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, привлечение внимания общественности к проблемам мигрантов и миграции. Совместными усилиями международных организаций, правоохранительных органов, неправительственных организаций, средств массовой информации реализована масштабная информационная кампания, посвященная данной проблематике.

С учетом общепризнанных международных социальных стандартов в отношении мигрантов Республика Беларусь и государства СНГ формируют национальные социальные стандарты в отношении мигрантов с намерением создать современную юридическую базу для приема и размещения мигрантов, предоставления им оплачиваемой работы и минимального их социального обеспечения; в то же время при привлечении в страну мигрантов принимают меры, позволяющие не ухудшить положение коренных жителей на рынке труда.

В соответствии с национальным и международным законодательством мигранты, законно находящиеся на территории стран Содружества, наделяются всеми правами, свободами и обязанностями, предписанными национальным законодательством.

Основным направлением совершенствования законодательства о мигрантах является расширение их прав, свобод и обязанностей, а также закрепление гарантий их реализации. Законодательное закрепление гарантий прав, свобод и обязанностей мигрантов направлено на стабилизацию их социального статуса и социальное обеспечение не ниже минимальных социальных стандартов.

Значительное внимание защите прав мигрантов уделяется международным сообществом. Так, Международная конвенция о защите

прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года провозгласила основной целью содействие уважению прав трудящихся-мигрантов, обеспечение равного обращения и равных условий труда для мигрантов и граждан принимающей страны [5].

С 1 января 2012 года в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС введены в действие Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и о правовом статусе тру-дящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года [6]. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей направлено на содействие всестороннему развитию сотрудничества государств в области трудовой миграции.

Республика Беларусь находится в числе лидирующих стран-участниц Международной организации труда по количеству ратифицированных конвенций. Беларусь ратифицировала все восемь основных конвенций Международной организации труда, определенных Декларацией, принятой Международной конференцией труда в 1998 году (о принудительном или обязательном труде, о свободе ассоциаций и защите права на организацию, о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, о равном вознаграждении, об упразднении принудительного труда, о дискриминации в области труда и занятий, о минимальном возрасте для приема на работу и формах детского труда).

В целях защиты интересов Республики Беларусь на международном рынке труда и эффективной защиты социальных и трудовых прав как граждан Беларуси, работающих за границей, так и иностранных граждан, работающих в Беларуси, заключаются соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран.

Особое внимание в Беларуси уделяется вопросам сближения миграционного законодательства стран СНГ. Так, межправительственные соглашения заключены Республикой Беларусь со странами, входящими в СНГ - Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной, Республикой Казахстан, Республикой Армения. Аналогичные соглашения заключены с Республикой Польша, и Литовской Республикой. Соглашения обеспечивают соблюдение прав и законных интересов трудящихся-миг-рантов, равенство оплаты их труда с гражданами страны трудоустройства, выплату льгот и компенсаций при досрочном расторжении трудового договора (контракта), в случае получе-

ния увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с выполнением трудовых обязанностей.

Республика Беларусь с 20 ноября 1997 г. стала участницей Соглашения стран СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанного 15 апреля 1994 г. в Москве.

Республика Беларусь являлась активной участницей при подготовке межправительственных соглашений СНГ в сфере труда и миграции: о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов; в области охраны труда; о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях. Подготовлена Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы СНГ [7, с. 24; 8].

Особое внимание уделяется регулированию прав трудящихся-мигрантов на трудоустройство и защиту социальных и трудовых прав граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь.

Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, признаются без легализации. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

В целях обеспечения реального равенства социальных прав граждан России и Беларуси целесообразно уравнять легализацию граждан в каждом государстве, обеспечить равное налогообложение, социальное обеспечение, медицинскую помощь и получение образования.

Порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и защиты трудящихся-мигрантов устанавливает закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. № 225-З. Согласно закону, любые действия, в том числе однократные, направленные на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей, включая посредничество, осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии). Совет министров Республики Беларусь, с учетом государственных интересов и ситуации на внутреннем рынке

труда и приоритетности права граждан Республики Беларусь на занятие вакантных мест, устанавливает квоты (пределы) на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь. Государство принимает меры по обеспечению занятости и социальных прав трудящего-ся-мигранта. На трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, установленные законодательством Республики Беларусь для высвобождаемых по указанным основаниям работников - граждан Республики Беларусь, если иное не предусмотрено трудовым договором. В случае временной нетрудоспособности и болезни, беременности и родов, рождения ребенка трудящиеся-мигранты, работающие на территории Республики Беларусь по трудовому договору, пользуются льготами, пособиями в соответствии с законодательством государства трудоустройства [9].

Возмещение вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей за границей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего, производится в соответствии с трудовым договором.

Государственные органы или, по их поручению, другие организации оказывают содействие в переводе сумм, причитающихся за причиненный вред здоровью, по месту жительства тру-дящегося-мигранта, занимающегося трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

В случае смерти работника наниматель обеспечивает перевозку тела и личных вещей умершего на территорию государства выезда и несет все связанные с этим затраты. Наниматель информирует об этом дипломатическое представительство или консульское учреждение государства выезда с представлением материалов по факту смерти работника.

Не допускается высылка трудящегося-мигранта в государство выезда в случае увечья или болезни, связанных с исполнением трудовых обязанностей в Республике Беларусь, кроме тех случаев, когда потерпевший гражданин желает этого сам или это предусматривается международным договором Республики Беларусь.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрен комплекс мер по контролю за миграционной ситуацией. Действует Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанными с ними противоправными деяниями на 2010-2013 годы. В ней предусматривается проведение научных исследований, изучение и обобщение имеющейся практики, подготовка научно-

практических и методических пособий для различных государственных органов по данной проблематике. Государственная программа предусматривает в качестве приоритетных задач необходимость правового регулирования миграционных процессов, снижение уровня преступности, связанной с незаконной миграцией, развитие сотрудничества с международными организациями.

В то же время требуется дальнейшее совершенствование законодательства в сфере обеспечения социально-трудовых прав мигрантов. В первую очередь перед странами Содружества Независимых Государств стоит задача по выработке последовательной и многоаспектной современной согласованной политики в области иммиграции. Целесообразно уменьшить сроки проживания в странах Содружества для получения гражданства или постоянного вида на жительство; упростить процедуры оформления пребывания на территории стран Содружества жителей других государств СНГ; усилить экономические рычаги регулирования миграции, обеспечить сбалансированность региональных рынков труда через регулирование трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров и трудовой миграции.

В процессе совершенствования законодательства необходимо сделать акцент на стимулировании притока населения для постоянного проживания на территории государств СНГ, закреплении мигрантов из других стран.

Проведенное в 2011 году социологическое исследование и анкетирование мигрантов по вопросам соблюдения их социальных прав вы-

явило необходимость особого внимания вопросам применения отечественного трудового и миграционного права.

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997.

2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 18-36.

3. Основные направления формирования социальной политики в государствах - участниках СНГ: Постановление № 36-11 от 16 мая 2011 года // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2011. № 51.

4. О правах и обязанностях мигрантов // Режим доступа: http://www.migrants.by/o-migratsii.html. Дата доступа: 30.03.2013.

5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года: Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1990 г. // Режим доступа: http://un.by/documents/humrights/welfare/wellfaretx10.h tml. Дата доступа : 30.03.2013.

6. Решение Высшего евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. № 9 // Режим доступа: http ://medzona-forum.ru/viewtopic.php? id=1754. Дата доступа: 30.03.2013.

7. Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ // Аналитический сборник. 2012. Апрель. 51 с.

8. О защите социальных и трудовых прав мигрантов в Беларуси // Беларуская думка. 2012. № 1. С. 6471.

9. О внешней трудовой миграции: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. № 4, 2/1777.

SOCIAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF MIGRANT WORKERS AS ONE OF THE AREAS OF ACTIVITY OF THE SOCIAL STATE

I.I. Esmantovich

The Republic of Belarus is more and more involved in the process of building a common labor market with the Russian Federation, the EurAsEC, the CIS, which implies a certain level of integration in the common socioeconomic and legal systems for the protection of social and labor rights of citizens of the countries involved in the integration.

Keywords: welfare state, migration, social rights, immigration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.