Social protection of the citizens occupied in the course of utilization of the chemical weapon
in the Russian Federation Golubtsov S. (Russian Federation)
Социальная защита граждан, занятых в процессе утилизации химического
оружия в Российской Федерации Г олубцов С. А. (Российская Федерация)
Голубцов Сергей Александрович / Golubtsov Sergey - кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра экономических теорий и военной экономики,
Военный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются основные законодательные акты, регулирующие основные меры социальной защиты граждан, занятых в процессе утилизации химического оружия в Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет рассмотрению понятия социального партнерства и его роли в регулировании социально-трудовых отношений применительно к сфере утилизации химического оружия. Abstract: in article the main acts regulating the main measures of social protection of the citizens occupied in the course of utilization of the chemical weapon in the Russian Federation are analyzed. Special attention the author to consideration of concept of social partnership and its role in regulation of the social and labor relations in relation to the sphere of utilization of the chemical weapon.
Ключевые слова: конвенция, утилизация химического оружия, объект по утилизации химического оружия, социальная защита граждан, социальное партнёрство, социальные ресурсы, социальные преимущества, социально-трудовые отношения.
Keywords: the convention, utilization of the chemical weapon, object on utilization of the chemical weapon, social protection of citizens, social partnership, social resources, social advantages, the social and labor relations.
Положение Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее — Конвенция) о том, что при выполнении государствами-участниками принятых на себя конвенциальных обязательств, в качестве главного приоритета принимается обеспечение безопасности людей и защиты окружающей среды, в Российской Федерации реализуется расширительно и основательно, захватывая социальную сферу [4, 10].
В составе обязательств государств - участников Конвенции не содержится, по крайней мере в явной форме, требования обеспечить необходимые меры социальной защищенности граждан, имеющих отношение к работам по уничтожению запасов химического оружия. Казалось бы, и Российской Федерации в этих условиях не стоило применять в этом направлении серьезных усилий интеллектуального, производственного и финансового порядка.
Однако реальное положение дел здесь обратное, и основные причины этого следующие:
базисная причина вытекает из положений Конституции Российской Федерации, которая в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство и, признавая права и свободы человека и гражданина, устанавливает, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20), на труд в условиях безопасности и гигиены (ст. 37), на социальное обеспечение (ст. 39), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) [1];
работы по химическому разоружению относятся к работам, выполняемым во вредных, опасных и других неблагоприятных условиях, присущих опасным производствам. Поэтому имелись все основания распространить социальные преимущества - гарантии, компенсации и льготы, действующие в опасных производствах, на область химического разоружения;
понимание работодателями и заинтересованными представителями профсоюзов и госаппарата, что наличие социальных преимуществ в области химического разоружения является стимулирующим фактором при формировании трудовых коллективов и закреплении в них квалифицированных кадров объектов по хранению и уничтожению химического оружия, соответствующих учреждений научного и проектного обслуживания [13, с. 18].
Упомянутые социальные преимущества являются результатом формирования и рационального использования в качестве источников социальных ресурсов на уровнях федеральном, региональном, отраслевом и трудового коллектива.
Международная и государственная значимость, научно-технологическая уникальность проблемы химического разоружения и необходимость в этой связи реализации упомянутых социальных преимуществ императивно определили также и преимущества в формировании соответствующих социальных ресурсов по объему, направленности использования, методам реализации и государственно-договорного управления этими ресурсами [11, с. 19].
Имеется еще одно значимое обстоятельство, влияющее на определенную мобилизацию социальных ресурсов, - двойственное положение граждан, имеющих отношение к проблеме химического разоружения. С одной стороны, это работники объектов по хранению и уничтожению химического оружия (штатные или привлекаемые), с другой - это обычные граждане.
Поэтому на них действует вся совокупность социальных преимуществ: как на граждан - по общефедеральному законодательству, как на работников указанных объектов - также по федеральному законодательству, но только по особому, специфическому, с учетом отнесения работ при утилизации химического оружия к работам в опасных производствах.
Это обстоятельство применимо также и в отношении граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, с той лишь разницей, что установленные для них социальные преимущества по составу и уровню менее значительны.
Меры социальной защищенности общефедерального и специфического законодательства, особенно в связи с реализацией национального проекта в области здравоохранения с соответствующим материальным и финансовым обеспечением, распространяются на персонал объектов по хранению и уничтожению химического оружия, граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, на всех значимых стадиях их жизненного цикла - рождение, учеба, работа, пенсионный период, возможные заболевания и инвалидность, смерть. Это также является фактором, влияющим на формирование социальных ресурсов в повышенном объеме [3].
Ядро социальных ресурсов нацелено, в основном, на реализацию основополагающих, базовых мер социальной защищенности, в наибольшей степени отвечающих интересам работников объектов по хранению и уничтожению химического оружия, граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий и, прежде всего, в таких областях деятельности, как научно-производственной, медикоэкологической, в области трудовых и социальных отношений, социального партнерства [5].
Поспешность, слабая предварительная проработка, желание копирования соответствующих несовершенных зарубежных технологий на стадиях научных, предпроектных и проектных решений смогли бы привести к цепи аварий и катастроф (в отечественной и зарубежной практике такие события неоднократно случались), которые повлекли бы значительный материально-финансовый ущерб и людские потери, дискредитацию самой идеи утилизации химического оружия в общественном мнении, компрометацию российской науки и негативный резонанс в международном сообществе.
Всего этого не произошло. Отечественные научно-инженерные силы - специалисты в области утилизации химического оружия, в области гигиены и санитарии, лечения и санаторно-курортного оздоровления, экстремальной и восстановительной медицины, медицины катастроф справились с поставленными задачами по обеспечению безопасности процесса утилизации химического оружия.
Суть социальной значимости достигнутого безопасного процесса утилизации химического оружия -именно в предотвращении вышеупомянутых возможных ущерба, людских и иных потерь, которые могли бы многократно превысить произведенные государственные расходы на обеспечение этой безопасности.
Значительный потенциал как социального ресурса содержит система социального партнерства в сфере труда. Ее главное назначение - в результате равноправных взаимоотношений работников и работодателей, при необходимости с участием представителей властных структур, обеспечить согласование интересов работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений [5, с. 44].
Социальное партнерство - инструмент государственно-договорного управления социальными ресурсами в сфере социально-трудовых отношений. Применительно к сфере утилизации химического оружия это означает максимально полное использование социальных преимуществ натурально-финансового характера в отношении персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, проживающих граждан.
Объекты по утилизации химического оружия создавались в трудных для нашей страны экономических условиях, потребовалось решение многоплановых задач, технических, проектных, строительных, снабженческих, эксплуатационных. Все они реализованы с честью. Создание промышленной зоны и целого комплекса объектов по ее обеспечению позволило решить очень важную для регионов задачу - безопасно уничтожить хранившиеся на объектах по утилизации химического оружия отравляющие вещества. Наряду с этим был решен и целый ряд социально-экономических проблем. В их числе - создание и развитие социальной инфраструктуры в зоне защитных мероприятий объектов по утилизации химического оружия [6].
Права граждан и работников объектов хранения и утилизации химического оружия на получение льгот и компенсаций гарантируются системой нормативных правовых актов, регулирующих процесс уничтожения российского химического оружия.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», например, гарантируются меры социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ [2].
Так, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, установлена повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет [9].
Кроме того, предусматриваются:
- сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный оплачиваемый отпуск повышенной продолжительности;
- бесплатное амбулаторное и стационарное медицинское обслуживание, обследование и лечение в специализированных лечебных учреждениях с оплатой стоимости проезда до места обследования или лечения;
- при амбулаторном лечении бесплатное обеспечение лекарственными средствами;
- бесплатное ежегодное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- компенсация стоимости проезда до места лечения (туда и обратно);
- выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием в размере среднемесячного заработка, независимо от стажа работы;
- предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений [8].
Гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате воздействия токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, независимо от времени проведения работ с химическим оружием, гарантируется возмещение вреда в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, гражданам, получившим профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, предоставляется ряд льгот по медицинскому обслуживанию и оплате жилья [7].
Согласно ст. 17 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия», граждане, постоянно или преимущественно проживающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на получение социальных льгот и компенсаций [3].
Социальные льготы и компенсации предоставляются за счет средств федерального бюджета и направлены на улучшение социально-бытовых условий проживания граждан в зонах защитных мероприятий.
Порядок предоставления, конкретные виды, размеры социальных льгот и компенсаций гражданам, постоянно или преимущественно проживающим в зонах защитных мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Вопросы социальной защищенности важны в любой области человеческой деятельности, а в области работ с химическим оружием - вдвойне. Последовательная, и в полном объеме реализация социальных преимуществ для работников сферы утилизации химического оружия является дополнительным и весомым фактором стабилизации всего процесса утилизации химического оружия.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, № 7, 21 января 2009 года.
2. Федеральный закон РФ № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Сборник Законодательства Российской Федерации. 2001. № 58. Ст. 1234.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» //Российская газета. № 87. 1997. 6мая.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 138-Ф3 «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» // Российская газета. № 74. 1998. 16 апреля.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 188 с.
6. Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 305 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 14. - ст. 1448.
7. Постановление Правительства РФ № 66 от 28 января 2002 г. «О порядке бесплатного обеспечения лекарственными средствами граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием» (с изменениями от 8 августа 2003 г.) // Сборник Законодательства Российской Федерации. 2002. № 48. Ст. 1234.
8. Постановление Правительства РФ № 811 от 23 ноября 2001 г. «О порядке предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием» // Российская газета. - 2001. - 26 ноября.
9. Постановление Правительства Российской Федерации № 87 от 5 февраля 2001 года «О Федеральном управлении по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (с изменениями на 23 ноября 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 48.
10. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления, применения химического оружия и о его уничтожении // Бюллетень международных договоров. 1998. № 4. С. 34.
11. Капашин В. П., Родюшкина Е. Б. Международные аспекты проблемы уничтожения
химического оружия // Инф. сборник ВИНИТИ: Федеральные и региональные проблемы уничтожения химического оружия. М.: ВИНИТИ. 2003. Выпуск 3. С. 19-25.
12. Кряжев В. С. Перспективы химического разоружения // Федеральные и региональные проблемы уничтожения химического оружия: Инф. сб. - 2009. - Вып. 5-6. - С. 143-144.
13. Кумачёв В. Н., Иванов П. Л. Проблема уничтожения химического оружия в России. М., ИМЭМО РАН, 2007 г., Сб., С. 18-32.