N I ОЁАЁ0 ГАВ дАи Ё иА Г Г I N00 ЙДеОмё I Ё NДl0Ё А АЙТАЁОА ТВ I АвА 1 1 Г I -ОДЁААио ON0А Г I А I Ё N|ОЁАЁ0 Г IЁ ТIЁЁ0ЁЁЁ N IАВА1 А Г Г I Ё В INNЁЁ
А. А. АГое'маа
Ыоаоиу ТтауйаТа ТТёпаТё^ оЭТаТу пТоёаёиТТё дайёйаТТШё пТаЭаТаТТТё паёи-пёТё па1иё, ёТоТЭйё ТаопёТаёаТ ТЭТаЭа! 1 ТТ-оаёаай1ё опоаТТаёа1ё пТоёаёиТТё ТТ-ёёоёёё а ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. Оаёжа айуаёаТа ЭТёи пТоёаёиТйо пёожа ёаё Та-Тёо ёд аажТаёиёо поайаёоТа пТоёаёиТТё дайёои ё оаоТТёТаёё пТоёаёиТТё ЭааТой, ёт'Тёидоашо а ёо аауоаёиТТпоё.
В обществе семья не просто находится под защитой государства — она является объектом социальной политики, направленной на человека, на семью. Характер взаимоотношения общества и семьи предопределяется, прежде всего, содержанием всех общественных отношений. Треугольник «человек — семья — общество» постоянен, однако, соотношение его сторон в разное время будет неодинаково. Наше общество заинтересовано в полноценной прочной семье, так как оно нуждается в нравственно и физически здоровых гражданах.
Государство с помощью своих учреждений и организаций оказывает всяческую помощь семье. Развитие семейных детских учреждений, службы быта, охрана материнства, отцовства и детства, выплата пособий по случаю рождения ребенка, отпуска по беременности и родам и т. п. — все это далеко не полный перечень проявления заботы государства о семье. В конечном итоге эта забота оформляется документально в форме социальной политики, которая воплощает в себе концепцию социальной защиты государства.
Меры социальной защиты сельской семьи, которые содержатся в программно-целевых установках социальной политики современной России, можно сгруппировать в три основных направления деятельности: 1) экономические меры (льготы, пособия, разного рода выплаты); 2) административно-юридические меры (законодательство и его реализация непосредственно исполнителями); 3) морально-психологические меры (пропагандистские, формирование общественного мнения).
Ключевой проблемой социального развития села остается создание социальной инфраструктуры, которая смогла бы обеспечить доступ сельских жителей к современным и эф-
фективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, профессиональному обучению, работе (причем достойно оплачиваемой) для основной массы сельского населения. Определенная положительная динамика в уровне социальной защищенности сельского населения, в том числе семьи, связана с реализацией Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно [1].
Осуществление программы предполагает 2 этапа:
— I этап (2003—2005 гг.): предполагалось совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научнометодической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации;
— II этап (2006—2010 гг.): предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
Так как пройден лишь ее I этап, а II этап находится еще в стадии реализации, то можно говорить пока о его реальных результатах, а результаты II этапа пока что могут быть описаны лишь в качестве перспективных, хотя и с учетом уже реализованных и реализующихся мероприятий.
В реализации I этапа программы приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. Исходя из поставленных в программе
© А. А. АТоёТТаа, 2010
задач на федеральном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база. Субъектами Российской Федерации — участниками программы — осуществлены разработка и принятие региональных программ по социальному развитию села, позволившие конкретизировать задачи программы применительно к потребностям сельских муниципальных образований.
Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа программы были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности. Принцип софинансирования программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий программы по этим направлениям. На ее выполнение были привлечены 30 % средств федерального бюджета, 40 — средств бюджета субъектов РФ и 30 % внебюджетных средств. В основном государственная поддержка за счет бюджетов различных уровней была предоставлена молодым семьям и молодым специалистам на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий. Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий. На II этапе предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения, осуществляются следующие мероприятия: 1) всесторонняя подготовка
учащихся и развитие профильного обучения в старших классах; 2) реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения; 3) создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развитие центров довузовской подготовки обучающихся; 4) стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие
образования на селе; 5) более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах.
Для развития сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствования предоставления первичной медикосанитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи: 1) укрепление материально-технической базы лечебнопрофилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
2) совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
3) обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативного правового, материальнотехнического и кадрового обеспечения; 4) совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм медицинской помощи; 5) укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики; 6) развитие института врача общей практики (семейный врач).
В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия: 1) проведение инвентаризации, паспортизации, реструктуризации сельских учреждений культуры и отдыха, разработка территориальных схем их размещения; 2) повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры и отдыха в сельской местности; 3) создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности; 4) привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха; 5) возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов; 6) сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора; 7) сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном
уровнях; 8) сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книго-снабжения сельских библиотек; 9) улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности: 1) развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения; 2) организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений; 3) расширение сети организаций общественного питания.
Об уровне социальной защищенности сельской семьи в современной России можно судить с помощью цифр, которые характеризуют качество жизни сельской семьи. По данным статистики бюджетного обследования за 2008 г., проведенного Госкомстатом Российской Федерации, денежный доход сельского населения составил 4 124 руб. в среднем на человека в месяц и увеличился по сравнению с 2007 г. на 51,5 % [2, с. 3]. Несмотря на высокий темп роста, доход сельчан в 1,9 раз ниже, чем у горожан. Для 77,0 % сельских семей основным источником существования является доход от трудовой деятельности, для 23,0 % — пенсии. Основную часть расходов населения сельской местности (85,4 %) составляют потребительские расходы: покупка продуктов питания, непродовольственных товаров, оплата услуг.
Важным источником обеспечения сельского населения продуктами питания является личное подсобное хозяйство, что позволяет несколько компенсировать различия в уровне потребления городских и сельских жителей. Причем, чем беднее сельская семья, тем активнее она занимается выращиванием продуктов в личном подсобном хозяйстве.
По сравнению с 2006 г. выросла обеспеченность сельских жителей цветными телевизорами, холодильниками, микроволновыми печами, персональными компьютерами, мобильными телефонами. В целом структура потребительских расходов в сельской местности в последние годы существенно не изменилась. Вместе с тем намечается тенденция снижения доли расходов на покупку продуктов питания и увеличение доли расходов на покупку непродовольственных товаров. Следует подчеркнуть, что на приобретение непродовольственных товаров в сельской местности самые обеспеченные слои населения тратили в 14,2 раза больше, чем малообеспеченные.
Жилищные условия сельских семей несколько выше, чем в среднем по России. Так, размер общей площади жилища в среднем на проживающего составил 25,2 кв. м, в том числе жилой — 18,6 кв. м. Однако, несмотря на мероприятия, направленные на повышение уровня благоустройства жилья, оно в сельской местности по-прежнему отстает от городской. Для преодоления существующих трудностей в социальной сфере органам местного самоуправления важно не только четко исполнять федеральные и региональные законы, но и самим, в пределах своей компетенции, более активно участвовать в поиске и создании новых форм и видов социальной защиты сельского населения в целом и сельской семьи, в частности.
Чтобы повысить уровень социальной защищенности сельских семей необходимо: во-первых, иметь представление о том, что они обладают разным уровнем материальной обеспеченности, состоянием здоровья, неодинаковыми жилищными условиями, отличаются социально-демографическими характеристиками; во-вторых, необходимо выявить основные проблемы, потребности разных категорий сельских семей; в-третьих, определить наиболее подходящие пути и формы оказания социальной помощи сельским семьям. Необходима разработка такой системы социальной защиты сельской семьи, которая сочетала бы государственные меры с муниципальными программами [5, с. 293].
Решение поставленных задач в немалой степени зависит от социальных служб. Поэтому необходимы новые технологии социальной работы на селе, которые бы соответствовали тем динамичным изменениям жизнедеятельности сельского сообщества, заложенным в программно-целевых установках современной социальной политики.
Технологии социальной работы на селе включают в себя всю совокупность знаний, средств, приемов, методов, организационных процедур, направленных на оптимизацию жизнедеятельности жителей села [3, с. 307]. Технологии, применяемые в сельской общности, можно классифицировать по нескольким основаниям. По степени общности можно выделить технологии общего и частного порядка.
Традиционно рассматривая технологический аспект социальной работы, раскрывают сущность таких направлений работы, как социальная диагностика, социальная профилактика, информационные и коммуникативные технологии, социальная терапия и коррекция, социальное страхование, социальная помощь и защита, социальная адаптация и
реабилитация, консультирование. Безусловно, развитие данных технологий социальной работы очень важно и в сельской местности. Однако на практике их осуществление приобретает специфику, обусловленную теми особенностями проблемного поля сельской социальной работы, о которых уже было сказано в предыдущем параграфе.
Поэтому имеет смысл выделение частных технологий социальной работы на селе, обусловленных специфическими условиями сельской местности. Их в свою очередь можно разделить на технологии, используемые субъектами социальной работы на разных уровнях ее организации:
— технологии государственного уровня;
— технологии регионального уровня;
— технологии, применяемые в работе с сельским населением муниципальными социальными службами, учреждениями и организациями;
— технологии само- и взаимопомощи в сельском сообществе;
— технологии оказания помощи общественными организациями и иными структурами.
Функции управления вопросами социального обслуживания сельского населения в настоящее время в основном возложены на органы социальной защиты, которые в своей деятельности вырабатывают главные направления и рекомендации, а созданные отделы и управления призваны реализовывать их с учетом особенностей сельского района. Основной целью органов социальной защиты населения является осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и социально уязвимых категорий и групп населения, уточнение степени их социальной защищенности на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, на развитии различного рода услуг [4, с. 75].
Практически во всех муниципальных районах субъектов Российской Федерации существуют отделы (управления) социальной защиты населения. Эффективная деятельность отделов социальной защиты сельских районов в предусмотренных для подобных учреждений направлениях вполне правомерно позволяет назвать их единым комплексным социальным учреждением, оказывающим помощь населению. В своей работе они используют весь перечень общих технологий, отмеченных выше. Но их практическая реализация сталкивается наряду с общероссийскими проблемами, характерными для деятельности социальных учреждений, со специфическими факторами, связанными с особенностями сельской местности. Так, один из важнейших
факторов — недостаточная квалификация некоторых социальных работников, отсутствие у них специальной профессиональной подготовки, что откладывает отпечаток на качество, стиль работы, ее технологическое разнообразие. Здесь могут возникнуть дополнительные трудности во взаимоотношениях как с клиентами, так и с коллегами, молодыми специалистами, руководством. Одним из возможных путей преодоления данной ситуации является более эффективное использование курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, получение специального образования для специалистов-практиков из сельской местности.
Существуют особенности деятельности муниципальных учреждений социальной защиты организационного плана, причем и для руководителей, и для рядовых сотрудников. Так в деятельности руководителей могут возникнуть дополнительные сложности при организации контроля за деятельностью специалистов в отдаленных селах, при анализе реальных проблем на местах. У рядовых сотрудников возникают сложности преодоления влияния неформальных отношений с клиентами, особенно если есть негативный опыт общения, а также сложности с тем, чтобы добраться до места жительства клиента, если это необходимо. Также социальный работник может испытать определенные трудности из-за прозрачности и открытости сельской жизни, тесноты межличностных контактов, так как все профессиональные и личные проблемы здесь выставлены напоказ. В сельской местности, например, очень трудно соблюдать принцип конфиденциальности, так как о каждом визите клиента к социальному работнику становится известно большинству жителей [5, с. 82—83]. Поэтому социальная работа «городского типа», основанная на принципах индивидуализма, часто вступает в противоречие со спецификой села. Поэтому при организации деятельности учреждений социальной защиты на селе административно-управленческие органы должны учитывать фактор расселения людей, различия в состоянии и развитии инфраструктуры разных населенных пунктов своего района.
В деятельности всех социальных служб, учреждений и организаций, находящихся на территории сельских муниципальных образований, важно учитывать специфику образа жизни крестьян, традиции, роль окружающей природы, церкви, своеобразие сельского быта, а также широкую сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная помощь и разделение труда, которые по-
могают сельским жителям выравнивать провалы в своих ресурсах.
В целом, как отмечается в литературе, в основу совершенствования технологий социальной работы с сельским населением должна быть положена ориентация на усиление позитивных сторон сельского образа жизни при одновременном возрастании связей города и села. Общим знаменателем в технологиях социальной работы с сельским населением выступает помощь в адаптации к социально-и рыночно-ориентированному обществу. Эта составляющая должна присутствовать в любых формах, видах социальной работы в сельской местности при работе с различными категориями населения [3, с. 265—274].
Поэтому социальная политика на селе должна быть связана с совершенствованием технологий социальной работы, подготовкой и переподготовкой кадров социальных работников для сельской местности, укреплением прав и социальных гарантий в сфере занятости населения, защитой уязвимых слоев граждан, обеспечением им душевого дохода не ниже прожиточного минимума. Основной акцент в социальной защите трудоспособного населения должен быть сделан на форми-
ровании системы социального страхования как наиболее эффективной формы социальной защиты. Также в настоящее время необходимо расширение спектра используемых на практике технологий адресной социальной помощи малообеспеченным слоям сельского населения. Социальная помощь должна предоставляться отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для разрешения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Для преодоления существующих трудностей в социальной сфере органам местного самоуправления важно не только четко исполнять федеральные и региональные законы, но и самим, в пределах своей компетенции, более активно участвовать в поиске и создании новых технологий социальной работы с сельским населением.
Таким образом, для реализации комплексной системы социальной защиты сельской семьи необходимо осуществление широкого спектра экономических, политических, правовых и иных мер, обеспечивающих социальную безопасность членов сельского сообщества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Постановления. «О федеральной целевой программе „Социальное
развитие села до 2010 года“». — Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 // СЗ РФ. — 09.12.2002. — № 49. — Ст. 4887.
2. Сельская семья в зеркале статистики // Новая жизнь. — 2009. — 30 окт.
3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под
ред. проф. П. Д. Павленка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и Ко, 2008. — 608 с.
4. Холостова Е. И. Социальная работа на селе : история и современность / Е. И. Холостова. —
М. : Дашков и Ко, 2004. — 137 с.
5. Янковский В. В. Сельская Россия : 1991—2007 гг. / В. В. Янковский. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 368 с.
Поступила 12.01.10.