Социология и еоциалная работа Вестник Нижегородского университета им Н.И. Л®бНевск®г®. Серия Социальные науки, 2010, № 4 (20), с. 104-108
УДК 316.663.5
СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
© 2010 г. Е.Н. Сухова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 19.10.2010
Социальная идентичность развивается в контексте взаимодействия. Эффективная коммуникация связана с ценностно-нормативным обменом, формирующим ядро социальной идентичности человека. Семья и профессия воспитывают отношение личности к социальным ценностям, которые, наряду с профессиональными и семейными, становятся частью единой системы отношений личности. Они отражают интересы социального, профессионального и личностного развития.
Ключевые слова: социальная идентификация, профессия, референтные группы, профессиональная идентичность, ценности.
В настоящее время вопросы, касающиеся социального и профессионального становления человека, затрагивают не только сферу его субъективных интересов, но и потребности референтных групп и общества в целом. Это связано прежде всего с процессом наследования социального опыта. Наиболее значимым содержанием этого феноменологического знания, наряду с пережитыми ситуациями, вызовами и достигнутыми целями, являются ценности. Эти элементы определяют отношение человека к конкретной деятельности, ее объектам, целям и результату. Такое оценочное отношение воспитывается и развивается в процессе взаимодействия и самостоятельной деятельности. Ценности, имеющие социетальное значение и регулирующие моральную основу деятельности человека, составляют нравственно-оценочный компонент любых социальных отношений, в том числе профессиональных. Приверженность определенным ценностям и их расстановка в системе моральных приоритетов личности отражает уровень ее социальной идентификации.
Наиболее значимым на первых этапах развития идентичности является влияние семьи. Регулярно поддерживаемые контакты и эмоциональные связи в семье служат упрочению ценностного единства взаимодействия. Это единство проявляется и в том, какой человек видит будущую сферу своей профессиональной деятельности. Профессия родителей, в этом контексте, является источником профессионального самоопределения ребенка. В статье
«Intergenerational Transmission of Volunteering» Rene Bekkers рассматривает феномен межпоко-ленческой преемственности в Нидерландах, которая проявляется в добровольном служении
некоммерческим организациям. Автор рассматривает модели наследования просоциального поведения детьми, обращаясь к социальнопсихологическим аспектам «моделирования» их поведения в соответствии с волонтерской деятельностью их родителей в прошлом [1].
Выбор профессии в определенном смысле является ответной реакцией человека на восприятие культурных образцов и социальных норм, передаваемых обществом через семью в процессе социализации. Именно семейные отношения составляют основу ценностной интеграции ее членов и их самоопределения. На ранних этапах социализации ценности и нормы внутрисемейного взаимодействия являются для ребенка ориентиром в формировании предпочтений, в том числе желательных социальных связей. Ориентация на значимые контакты связана не только с межличностным взаимодействием, его характером и содержанием, но и со средой его реализации. Другими словами, внимание к условиям организации взаимодействия, наряду с ценностью его участников, является важной характеристикой процесса социальной идентификации. Согласно теории Дж.Г. Мида, человек от рождения не обладает идентичностью. Это качество формируется благодаря аккумуляции социального опыта, важнейшим компонентом которого является взаимодействие с другими людьми. Поэтому идентичность понимается как способность человека воспринимать свою жизнь и поведение как единое целое, неразрывно связанное с опытом других людей. Дж.Г. Мид вводит термин «самость» для выражения способности индивида видеть себя одновременно субъектом и объектом действия. «Самость»
тесно связана с коммуникацией между людьми [2, С. 121].
Профессия представляет собой одну из сфер, способствующих пополнению социальных контактов и обеспечивающих непрерывное социальное взаимодействие: профессионалов между собой, представителей разных профессиональных культур, а также профессионалов и потребителей услуг. Ценностной средой формирования чувства идентичности в профессии является профессиональная субкультура, развивающаяся в повседневном взаимодействии [3]. Взаимодействие представителей разных профессий происходит чаще всего в условиях взаимного обмена (или демонстрации) символами принадлежности к профессии («культурными кодами»). Между тем сама профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Однако это довольно противоречивый феномен. Члены профессионального сообщества ориентированы на достижение качественных изменений в профессиональной деятельности, преодоление автоматизма и инерционности, на улучшение результата своей деятельности [4].
Опыт, приобретенный в сфере профессионального труда, связывает общезначимые, усвоенные на этапе дотрудовой социализации ценности и те отношения, которые делают профессию значимой для своих представителей. В трудовой деятельности человек «познает» профессию, тем самым формируя собственный взгляд на свое место в системе профессиональных отношений. Он способен с большей определенностью обозначить круг проблем, с которыми сталкивается профессия. Индивидуальный опыт разрешения профессиональных вопросов является ценным для человека, поскольку, оценивая имеющие неоднозначную интерпретацию факты и ситуации, человек принимает позицию не столько профессионала, сколько личности. Этот процесс морального «переопределения» затрагивает и некоторые аспекты идентификации, связанные с профессией и ее социальным назначением. Благодаря тому что человек обладает определенным социальным опытом, он оценивает новые ситуации с позиции уже имеющихся установок. Это позволяет избежать полной реконструкции социальной идентичности, поэтому профессиональную идентичность, с этой точки зрения, следует рассматривать лишь как расширение «Я-концепции» личности, а не как независимый, полностью автономный уровень идентификации.
Таким образом, социальная идентичность -на своем аскиологическом уровне - включает принятые и реализуемые на практике ценности и нормы, заданные социальным окружением. Человек оценивает свой труд и относится к своей деятельности в соответствии с критериями, заложенными опытом повседневного взаимодействия, прежде всего в рамках референтных групп. Эти критерии нередко оказываются значимыми с точки зрения их роли в обществе. Одним из подобных критериев оценки деятельности и социальных отношений выступают социальные ценности. Эти элементы культуры общества понимаются как значимые, приоритетные аспекты человеческих отношений, ситуаций материального либо символического обмена, а также процессов потребления и трудовой деятельности. Т. Парсонс утверждал, что ценности выполняют функцию связи между социальной и культурной системами, включая то, что можно назвать «социальным значением». Они являются скорее культурными, а не личностными характеристиками, поэтому оказываются общепринятыми в силу определенной культурной традиции. При этом все ценностные стандарты, рассматриваемые в связи с мотивацией, имеют оценочный характер [5, с. 254]. Это означает, что в своей деятельности человек ориентируется прежде всего на те аспекты и характеристики деятельности, которые могут, согласно его субъективной оценке, принести желаемый результат или составляют для него моральную ценность. В свою очередь, наиболее важной представляется именно социальная среда деятельности. Она формирует общее отношение к тем или иным ценностям. В контексте профессии социальная среда взаимодействия служит формированию мотивов деятельности профессионала и ее оценки с позиции конкретного человека.
Условия постоянного ценностного обмена ставят человека в ситуации взаимного проникновения ценностей, смешения специфичных профессиональных и социальных образцов поведения. Эти процессы обусловлены регулярным рутинным характером социального взаимодействия. Наиболее важная роль в этом отведена обмену «культурными кодами», т.е. символической информацией. В профессии именно обладание подобной информацией, представленной в форме экспертного знания или профессиональных техник, приводит к закреплению за профессией автономного статуса. Подобная «монополия» на рынке профессиональной конкуренции, по мнению Э. Эбботта1, возникает из-за необходимости поддерживать и
защищать власть (компетенции и полномочия) и профессиональную автономию от посягательств со стороны других профессий. Эта потребность реализуется через формирование сфер профессиональной юрисдикции [6]. Этот процесс «разграничения» полномочий включает ценностное разграничение профессиональных областей, в первую очередь с позиции социальной значимости и функций профессий в обществе. Так, в поле медицинской профессии наиболее важной общественной ценностью признается здоровье, поэтому преодоление болезни (как социальной и психосоматической девиации) составляет социальное назначение медицины. И если в рамках юридической профессии адвокат и его клиент могут обладать разными представлениям о том, что такое «справедливость» (которая признается юристами важной ценностью своей профессии), редко случается, что интересы пациента противостоят интересам врача по достижению первым здорового состояния [7]. При этом такие ценности, как «альтруизм», «справедливость» и «доверие», приписываемые медицине в качестве социально значимых, также требуют практической реализации. Доверие, возлагаемое на профессию обществом, и ответственность, поддерживаемая законом, возникают на том основании, что медицинская профессия обладает особой технической компетенцией, которую надлежит применять главным образом на пользу больному [8, p. 104]. Таков механизм оправдания ожиданий и ответственности, возложенных на представителей медицинской профессии обществом.
Поддержанию сложившегося социального образа профессии служат прежде всего формы профессиональной саморепрезентации. В рамках медицинской профессии «передний» и «задний» планы взаимодействия должны разделяться в целях предоставления пациенту четкой информации о том, каковы функции конкретного специалиста, где заканчивается сфера его компетенции и начинается практика иного рода. Так, обязанности или частичные манипуляции, выполняемые медсестрами, редко берутся выполнять врачи, потому что «...многие вещи, приемлемые для сестринского персонала, являются infra dignitatem2 для докторов» [9, с. 61].
Для практикующего специалиста репрезентация своей роли неразрывно связана с разделением статусов «врача» и «больного». Согласно трактовке Т. Парсонса, болезнь является формой социальной девиации, и достижение «нормы» требует вмешательства соответствующего социального института (больницы) и его представителей (врачей). Таким образом, институт
медицины наделяется экспертной властью на приписывание «роли больного» или освобождение от неё. «Роль больного» - как одна из множества других социальных ролей познается человеком в процессе социализации. Она складывается на основании тех ожиданий, которые предъявляются обществом и ближайшим окружением к новому статусу «больного» [10]. Таким образом, разделение «нормы» и «девиации», отделение статуса «профессионала» от статуса «пациента» является важнейшим инструментом поддержания образа и функций медицинской профессии в обществе.
Тем не менее, помимо формальных обязательств по отношению к профессии, для ее представителей желаемым является лояльность по отношению к ценностям и моральным образцам, поддерживаемым профессиональным сообществом и возлагаемым на нее обществом. Эти ценности реализуются в непосредственном взаимодействии с представителями социума и формируют целостный образ профессии как ценностно-нормативного поля социальных
практик. Обращаясь к области профессиональной деятельности, следует говорить об «установках» как форме индивидуального соответствия определенной ценности. Деятельность, реализуемая в контексте значимых ценностных образцов, выполняет связующую функцию между ценностью и установкой [11]. Следовательно, в самом широком смысле, можно интерпретировать «ценности» как элемент символической системы группы или общности, который регулирует действия субъектов в условиях выбора из предложенных (или имеющихся) альтернатив ориентации [5, с. 254]. В профессии символическая система задает границы «допустимого» и «недопустимого» в поведении работника, и это сближает категории «ценности» и «норма», поэтому некоторые авторы утверждают, что ценности задают нормативный аспект деятельности профессионального сообщества, гарантируют возможность профессионалам управлять своей работой и осуществлять самоконтроль [12].
Профессиональная идентификация связывает человека прежде всего с социальным «миром» профессии, который заключает в себе не только профессиональную деятельность, но и ее символическое наполнение - языковые, поведенческие, этические коды. Эти элементы оказываются актуальными за пределами собственно профессионального поля. Они вписываются в единую систему социальных ценностей, значимых как для профессионалов, так и для людей «вне профессии», выполняя интегрирую-
щую функцию, и являются, таким образом, необходимым связующим звеном в системе отношений [13, с. 509]. Функция ценностной интеграции одновременно поддерживает «нормативный порядок» общества и является результатом его действия. Этот «порядок», в свою очередь, задает понимание причастности к социальной культуре и ее ценностям. В поле медицины этот порядок, в соответствии с утверждением Э. Фрейдсона3, поддерживается так называемой «экспертной элитой» (knowledge elite), которая развивает профессиональное (экспертное) знание [14, с. 31-35], чтобы установить стандарты поведения для представителей более низкого профессионального статуса [6]. Принадлежность к «экспертной элите» создает и поддерживает ценность высокого статуса врача и всей медицинской профессии, несмотря на неоднородность и неравнозначность функций, выполняемых медперсоналом. Говоря о власти, которой наделены медицинские учреждения, Э. Фрейдсон видит необходимость проводить разделение власти в лечебных учреждениях между собственно медицинской и административной
[15].
Становление профессиональной идентичности предполагает приобщение к определенным профессиональным ценностям, их интернализацию и впоследствии развитие профессионального сознания и культуры [16, с. 259]. «Профессионализм», с этой точки зрения, рассматривается как атрибут квалифицированного специалиста, не только в техническом, но и в морально-ценностном аспектах, все чаще трактуется как гибкий, встроенный в контекст вид регулятивного порядка, который может использоваться различными акторами по-разному [17, с. 536].
Обращаясь непосредственно к среде формирования профессиональной идентичности, важно указать на своеобразие выполняемой профессиональной деятельности, что отделяет профессионала одной области от специалистов других функциональных областей. Своеобразие профессионального труда связано с набором трех атрибутов [12]:
■ урочная работа и компетенция (поставленные перед профессионалами задачи и мастерство их разрешения);
■ организационная структура (относится к координации и контролю деятельности);
■ ценности профессии (связаны со сферой нормативных ориентаций и субъективной идентичности).
При этом важно различать собственно профессиональную идентификацию как чувство сопричастности профессии и формальную (ста-
тусную) идентификацию. Последняя составляет неотъемлемую часть профессиональной идентификации, но не создает необходимого единства профессионала с местом, деятельностью и результатами труда. Формальное позиционирование имеет значение тогда, когда речь идет о межпрофессиональной конкуренции и необходимой формальной репрезентации (атрибутов) профессии (например, должности).
Таким образом, профессиональная идентичность как «внутреннее» чувство сопричастности профессии включает следующие компоненты:
1. Общепринятые и передаваемые ближайшим окружением в рамках сложившейся социальной системы (культуры) ценности, отношения и социальные установки.
2. Признанные обществом ценности профессиональной деятельности.
3. Установленные профессиональным сообществом стандарты, нормы и ценности.
4. Смыслы, вкладываемые личностью в содержание и назначение выполняемой профессиональной деятельности.
5. Принятые в качестве ценностного стандарта ожидания социального окружения.
6. Представления о возможности своевременной адаптации к изменяющимся условиям взаимодействия (пополнение списка контактов, поддержание созданных связей).
Среда первичной социализации «инициирует» связь человека с профессией, которая впоследствии обретает в его сознании характеристики ценностной определенности. Профессиональная идентичность несет в себе свойства личной моральной и мотивационной связи с профессией. Источником и механизмом поддержания этой связи являются практики регулярного социального взаимодействия, которые с наибольшей устойчивостью реализуются в семье и профессии.
Примечания
1. Э. Эбботт (A. Abbott) является профессором Университета Чикаго. Его научный интерес лежит в области социологии труда и профессий, социологии культуры и знания, социальной теории. Среди его наиболее известных трудов - «The System of Professions: An Essay on the Division of Expert Labor» («Система профессий: очерк о разделении труда экспертов»). Более подробно ознакомиться с научными публикациями этого автора можно по ссылке: http: //sociology.uchicago.edu/people/faculty/abbott.shtml.
2. Лат. «ниже (чьего-либо) достоинства».
3. Э. Фрейдсон (E. Freidson, 1923-2005) - заслуженный профессор социологии Нью-Йоркского университета и профессор-лектор социологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Наиболее
известный его труд под названием «The Professionalism, the Third Logi»> является первым системным подходом к определению «профессионализма» как метода организации работы (более подробно об этом: http ://www.polity.co.uk/book. asp ?ref=
9780745603308).
Список литературы
1. Bekkers Rene. Intergenerational Transmission of
Volunteering / Acta Sociologica, 2007. V. 50. №. 2. P. 99-114. URL: http://www.asj.sagepub.com/cgi/
reprint/50/2/99.pdf (дата обращения: 22.03.2010).
2. Мид Дж.Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 121.
3. Григорьева О.А., Олейникова Ю.В. Профессиональные группы интеллигенции. Антропология профессий // СОЦИС. 2007. № 11. C. 148-152.
4. Максимова Л.Н. Современные проблемы в
сфере профессиональной культуры. URL:
www.isras.ru/abstract_bank/1209482740.pdf (дата обращения 20.04.2010).
5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 246-254.
6. Graham P. Martin. Reconfiguring or reproducing intra-professional boundaries? Specialist expertise, generalist knowledge and the ‘modernization’ of the medical workforce // Graham P. Martin, Graeme Currie & Rachael Finn/ Social Science & Medicine, 68(7): 11911198. URL: http://www.elsevier.com/locate/socscimed (дата обращения: 9.03.2010).
7. Rueschemeyer Dietrich. Lawyers and Doctors: A comparison of Two Professions / Sociology of Law. Selected Readings. Edited by Vilhelm Aubert Har-mondsworth: Penguin Books, 1969. P. 267-279.
8. Relman Arnold S. Cost control, doctors' ethics, and patient care. Issues Sci Technol. 1985. № 1(2). P. 103-111.
9. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучко-во поле», 2000. 304 с. ISBN 5-93354-006-4.
10. Браун Дж.В., Русинова Н.Л. Личные связи в системе здравоохранения и «карьера болезни» // СОЦИС. 1993. № 3. С. 30-36.
11. Знанецкий Ф. Ценности и установки. Глава из книги Чесноковой В.Ф. Язык социологии. URL: http://www.polit.ru/science/2008/11/10/pol.html (дата обращения 15.04.2010).
12. Adler Paul S. The evolving organization of pro-
fessional work/ Dept of Management and Organization. URL: http:// www.hbs.edu/units/tom/docs/palder.pdf
(дата обращения 4.03.2010).
13. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал
УРСС, 1999. 704 с.
14. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.
15. Todorovic D. Medical Sociology of Today. The Scientific Journal Facta Universitatis, series: Philosophy and Sociology. 1999. V. 2. № 6. P. 157-160.
16. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс. Вестник РУДН, серия Социология. 2003. № 4-5. С. 258-269.
17. Кульман Э. Разновидности профессионализма поздней современности: на примере немецкой системы здравоохранения // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 4. C. 535-550.
SOCIAL VALUE OF PROFESSIONAL IDENTITY E.N. Sukhova.
Social identity is developing in the context of interaction. Effective communication depends on the exchange of norms and values that forms the personal identity core. Both family and profession form a person’s attitude towards meaningful social values. The latter become significant within the system of individual relations. These common values reflect the interests of the social, professional and personal development.
Keywords: social identification, profession, reference group, professional identity, values.