ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:62
Смирнова Софья Владимировна
кандидат психологических наук Ивановская государственная медицинская академия
Сиднева Елена Николаевна
Ивановская государственная медицинская академия
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
КАК ФАКТОР АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлено исследование факторов, способствующих адаптации студентов 1-5 курсов к обучению в медицинской академии. Исследование показало, что структура идентичности студентов медицинского вуза находится в постоянной динамике. Установлено, что смыслообразующим звеном этого процесса является социальная идентификация студентов и профессиональная идентичность студентов, а сам он детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, где особое место занимает такой структурный компонент личности, как способность к риску, направленность на саморазвитие, профессиональный рост, осознание требований социальной среды, самооценка профессиональных и личностных качеств.
Ключевые слова: адаптация, смыслообразующее звено, профессиональная идентичность, направленность личности.
При определении адаптации личности на протяжении жизненного пути взаимоотношения личности и ситуации рассматриваются сейчас как сложное взаимодействие (считается, что ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе). Имеются в виду оптимальные уровни взаимодействия со средой. Такое понимание адаптации, в отличие от отношения к ней как простому приспособлению, приобретает все больше сторонников (Г.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л. Кахл (L. Kahle), М. Чатурведи (M. Chaturvedi) и др.).
Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема адаптации - одна из важнейших междисциплинарных научных проблем, которые в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуются на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.
Идея социальной и психической адаптации не является новой. Она исследована в работах видных социологов (Дж.Г. Мид, Т Парсонс и др.), психоаналитиков, представителей женевской школы (Ж. Пиаже), интеракционистов и ряда психологов, принадлежащих другим направлениям психологии [9].
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей (W. Arnold и R. Meili) [8, с. 25], которые адаптацию определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены;
б) процесс, посредством которого это состояние (состояние гармонии) достигается. Интерак-ционисты, в частности Л. Филипс, считают, что все разновидности адаптации обусловлены как
внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно Л. Филипсу, адаптивность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается личность (такую адаптивность исследователь считает выражением конформности); б) ответ в специфическом смысле, при котором адаптация не сводится просто к принятию социальных норм, а происходит гибко и эффективно при встрече с новыми событиями. При этом событиям придается желательное для личности направление. Это второе, специфическое понимание адаптации содержит идею активности. В данном случае личность использует проблемные ситуации для реализации своих стремлений, целей, притязаний [10].
Несколько шире рассматривает этот вопрос Л.Н. Собчик. Она пишет: «Успешность социальной адаптации - это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Абсолютно уравновешенная гармоническая личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка падает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс» [6, с. 54].
Процесс адаптации тесно связан с социальной идентичностью, которая рассматривается в современной социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, в котором концентрируются и структурируются представления личности о месте в социальном мире. Проблема идентичности широко представлена в психологии социального познания (Г.М. Анрее-ва, Е.П. Белинская), этнической, кросс-культурной
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Смирнова С.В., Сиднева Е.Н., 2015
Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза...
психологии, социальной психологии этнического взаимодействия (Г.Б. Мазилова, Ю.П. Платонов), возрастной психологии (И.А. Снежкова).
Потребность в социальной идентичности проявляется не только в желании принадлежать какой-то общности, но и в стремлении реализовать себя в комплексе своих качеств, как социальных, так и личностных. Идентичность, с одной стороны, достаточно устойчивая характеристика, которая придает своеобразие и определенность личности, с другой стороны, это и динамическая характеристика, которая меняется под влиянием различных обстоятельств.
Целью исследования было выявление социально-психологических факторов, способствующих адаптации студентов 1-5 курсов к обучению в медицинской академии.
Проведен анализ социально-психологических детерминант адаптации студентов к обучению в Ивановской медицинской академии на педиатрическом и лечебном факультетах с 1 по 6 курсы. В исследовании принимали участие 360 студентов. Со всеми студентами было проведено анке-
тирование, психодиагностическое обследование с использованием психометрических методик, методики «Несуществующее животное». Проведен сравнительный анализ полученных характеристик студентов лечебного и педиатрического факультетов, а также студентов разных курсов.
Адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности в период обучения в медицинском вузе представляет собой сложный процесс, затрагивающий все личностные структуры и имеющий сложную и неравномерную динамику. Смыслообразующим ядром этого процесса является социальная идентификация студентов. Под социальной идентичностью мы понимаем целостное образование, которое конструируется под влиянием мотивации, которая формирует установку необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве.
Большое значение имеет тот факт, что у 35% опрошенных студентов в семье имеются представители врачебной специальности, и это оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности студентов. В процессе
Лечебный факультет
Не знаю Широкая спец-я Несозн.интерес Преемственность Болезни семьи Востребованность
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс Ш 4 курс В 5 курс ■ 6 курс
Рис. 1. Мотивация студентов лечебного факультета 1-6 курсов при выборе специальности
Педиатрический факультет
Не знаю Любовь к детям Несозн.интерес Преемственность Болезни семьи Востребованность
0% 20% 40% 60% 80% 100%
□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс Ш 4 курс В 5 курс ■ 6 курс Рис. 2. Мотивация студентов педиатрического факультета 1-6 курсов при выборе специальности
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
65
ПСИХОЛОГИЯ
профессиональной подготовки в период обучения происходит усиление «профессионально-делового» функционального блока идентификации, а также переход от нестабильной, диффузной, узко локализованной идентичности к более стабильной, осознанной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств. Этот процесс детерминируется комплексом социальнопсихологических и индивидуально-личностных факторов, где особое место занимает такой структурный компонент личности, как способность к риску, направленность на саморазвитие, профессиональный рост, осознание требований социальной среды, самооценка профессиональных и личностных качеств.
Исследования индивидуально-психологических особенностей личности студентов по проективным методикам, таким как психогеометрический тест, «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и тест «Животные», выявили различные психотипы личности. Согласно С. Деллингер, психогеометрический тест - методика, позволяющая составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Так, в зависимости от результатов, выделяются следующие группы. Квадрат - неутомимый труженик, слывут эрудитами и бывают первоклассными специалистами, преимущественно исполнителями. Левополушарные мыслители. Треугольник символизирует лидерство. Эти люди ставят ясные цели и достигают их. Левополушарные мыслители. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения. Круг - символ
гармонии. Высшая ценность для круга - благополучие людей. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Зигзаг символизирует креативность, творчество. Истинный правополушарный мыслитель. Мысли зигзагов устремлены в будущее» [7, с. 172].
По тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявлены индивидуально-типологические особенности личности:
I тип - руководитель. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, обладают хорошей адаптацией в социальной сфере.
II тип - ответственный исполнитель. Обладают чувством ответственности и требовательности к себе и другим, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
III тип - тревожно-мнительный. Характеризуется разнообразием способностей и одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии. Сомневаются в себе, нуждаются в подбадривании.
IV тип - ученый. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Vтип - интуитивный. Люди этого типа альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают внутренним самоконтролем, но высокой ис-тощаемостью нервной системы.
VI тип - изобретатель, конструктор, художник. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.
VII тип - эмотивный. Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим.
15
10
5
0
Лечебный факультет
aJm □□□!
□Ш1
□□Dll
□□Hi
□□Oil
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс □ квадрат □ прямоуг-к □ круг В зигзаг ■ треуг-к
15
10
5
0
Педиатрический факультет
□ Jl Ппп|| пшИ ОЫ □□□II пОП
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс □ квадрат □ прямоуг-к В круг В зигзаг ■ треуг-к
Рис. 3. Психогеометрический тест. Формы личности студентов 1-6 курсов лечебного и педиатрического факультетов
66
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза...
Лечебн ый факул ьтет
Руководитель
3_
ЩЩЦЩШ||||||1
Исполнитель
Тревожно-
мнительный
Ученый
:
ППГ
Интуитивный i
шшшж
Изобретатель
Эмотивный =^1Ш.......
Человек о 5 10
■ 6 курс Р 5 курс В 4 курс □ 3 курс □ 2 курс □ 1 курс
Педиатрический факультет
Руководитель
ЩЩЩЩШ
Исполнитель
Тревожно-
мнительный
Ученый
Интуитивный
Изобретатель
Эмотивный
:
Человек 0 5 10
■ 6 курс Р 5 курс В 4 курс □ 3 курс □ 2 курс □ 1 курс
Рис. 4. «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Психо-типологическая характеристика студентов 1-6 курсов лечебного и педиатрического факультета
VIII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием [7, с. 121].
Процесс социальной идентификации в условиях обучения в медицинском вузе выглядит следующим образом. Первоначально присутствующее смутное и фрагментарное представление о профессии и о людях, работающих в ней, постепенно наполняется конкретным содержанием, возрастает чувство принадлежности к профессии, происходит трансформация «Я - Они» в «Я - Мы» по отношению к профессии врача и к их профессиональной деятельности.
На первом году обучения профессиональной идентификации отведено несущественное место. То есть молодые люди еще не осознают свою принадлежность к врачебной среде. Студенты испытывают трудности первичного адаптационного периода, которые связаны с особенностями идентификации личности в новом социальном окружении. При этом, наряду с развитием межличностных отношений, установлением тесных социальных связей в группах становятся актуальными сложности, связанные с учебным процессом (например, появление специфичных, в корне отличных от содержания школьной программы, учебных предметов, характеризующихся значительным объемом и сложностью).
Можно заметить, что наблюдается вполне прогнозируемая трансформация направленности личности (параметров идентичности), выступление на первый план именно тех, которые отражают вовле-
ченность в учебный процесс, осуществление жизнедеятельности в рамках вуза. С другой стороны, отмечается ситуация, характеризуемая информационной избыточностью, чрезмерными психологическими нагрузками. Это обусловливает, на наш взгляд, наличие стрессовых состояний, что, в свою очередь, ведет к определенной дезорганизации психических функций и, в ряде случаев, функциональных соматических расстройств.
Данные состояния сопровождаются снижением показателей личностной и профессиональной адаптации. Однако, пройдя самый сложный этап обучения на первом и втором курсах, достигнув оптимального уровня адаптации к учебному процессу на 3 курсе, происходит изменение структуры самосознания, меняется набор идентификационных приоритетов. Студенты начинают определять себя в рамках конкретной профессиональной принадлежности и чаще заявляют о своем социальнопрофессиональном статусе будущего врача. Как видим, идентификационные основы будущего профессионала имеют позитивную динамику на третьем курсе и сопровождаются существенным возрастанием эмоциональной зрелости, повышением волевого потенциала, мотивационной готовности. То есть именно третий курс в данном случае является пороговым в личностной зрелости и профессиональном самоопределении студентов.
На четвертом и пятом курсах у большей части студентов (82%) происходит переосмысление выбора жизненного пути, на наш взгляд, в связи с предстоящим через два года вступлением в самостоятельную профессиональную жизнь. У сту-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
67
ПСИХОЛОГИЯ
дентов возросла уверенность в том, что они смогут занять определенное место в обществе, будут востребованы. В это время происходит перестройка смысловой структуры самосознания.
К окончанию обучения процесс принятия решения о будущем самоопределении завершен, что само по себе дает стабилизирующий эффект. Это позволяет восстановить внутреннюю целостность и эмоциональную стабильность. К этому времени наиболее значимыми идентификационными категориями становятся социально-статусная и профессиональная, что, на наш взгляд, является завершением становления зрелой личности будущего врача-профессионала. Высокий уровень персональной идентичности также свидетельствует о принятии себя большинством студентов как личности, как члена общества, заслуживающего признания другими и достойной карьеры в рамках достаточно престижной и уважаемой профессии.
Исследование показало, что структура идентичности студентов медицинского вуза находится в постоянной динамике. В процессе учебной и профессиональной деятельности идентификация имеет важное значение, являясь интегратором развития личностных и профессиональных качеств студентов, определяя, в конечном счёте, успешность их учебно-профессиональной адаптации.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. - 416 с.
4. Бурлачук Л.Д., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - 263 с.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т 1. / пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.
6. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 1998. - 511 с.
7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
8. Encyclopedia of Psychology / H.I. Eysenck, W. Arnold and Meili (Eds.), Herder and Herder. - New York, 1972. - Vol. 1. - P. 25.
9. Levin K. A Dynamic Theory of Personality. -N.Y., 1955. - P. 17-18.
10. Piaget J. Biology and Knowledge. - Chicago, 1971, vol. XII. - 384 p.
11. Philips Z. Human Adaptation and His Failures. Academic Press, N.Y. and London. 1968. - 190 p.
68
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Ji> 2015, Том 21