Научная статья на тему 'Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности'

Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / SENSEMAKING LINK / PROFESSIONAL IDENTITY / PERSONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Софья Владимировна, Сиднева Елена Николаевна

В статье представлено исследование факторов, способствующих адаптации студентов 1-5 курсов к обучению в медицинской академии. Исследование показало, что структура идентичности студентов медицинского вуза находится в постоянной динамике. Установлено, что смыслообразующим звеном этого процесса является социальная идентификация студентов и профессиональная идентичность студентов, а сам он детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, где особое место занимает такой структурный компонент личности, как способность к риску, направленность на саморазвитие, профессиональный рост, осознание требований социальной среды, самооценка профессиональных и личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Софья Владимировна, Сиднева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social identification as a factor of adaptation of students of a medic higher education institution to professional activity

The investigation of the factors contributing to the adaptation of students of 1st to 5th years to study in medic academy. The study has showed that the structure of identity of medic students is in a constant state of flux. It has been found that what is sensemaking link in this process, is social identification of students and professional identity of students. This process is determined by complex socio-psychological and individualpersonal factors where a special place is occupied by such structural component of personality as the ability to take risks, focus on self-development, professional growth, awareness of the requirements of the social environment, self-assessment of professional and personal qualities.

Текст научной работы на тему «Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза к профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:62

Смирнова Софья Владимировна

кандидат психологических наук Ивановская государственная медицинская академия

sofiasmirnova@mail.ru

Сиднева Елена Николаевна

Ивановская государственная медицинская академия

lenasidneva@qmail.com

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

КАК ФАКТОР АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлено исследование факторов, способствующих адаптации студентов 1-5 курсов к обучению в медицинской академии. Исследование показало, что структура идентичности студентов медицинского вуза находится в постоянной динамике. Установлено, что смыслообразующим звеном этого процесса является социальная идентификация студентов и профессиональная идентичность студентов, а сам он детерминируется комплексом социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, где особое место занимает такой структурный компонент личности, как способность к риску, направленность на саморазвитие, профессиональный рост, осознание требований социальной среды, самооценка профессиональных и личностных качеств.

Ключевые слова: адаптация, смыслообразующее звено, профессиональная идентичность, направленность личности.

При определении адаптации личности на протяжении жизненного пути взаимоотношения личности и ситуации рассматриваются сейчас как сложное взаимодействие (считается, что ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе). Имеются в виду оптимальные уровни взаимодействия со средой. Такое понимание адаптации, в отличие от отношения к ней как простому приспособлению, приобретает все больше сторонников (Г.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л. Кахл (L. Kahle), М. Чатурведи (M. Chaturvedi) и др.).

Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема адаптации - одна из важнейших междисциплинарных научных проблем, которые в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуются на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.

Идея социальной и психической адаптации не является новой. Она исследована в работах видных социологов (Дж.Г. Мид, Т Парсонс и др.), психоаналитиков, представителей женевской школы (Ж. Пиаже), интеракционистов и ряда психологов, принадлежащих другим направлениям психологии [9].

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей (W. Arnold и R. Meili) [8, с. 25], которые адаптацию определяют двояко:

а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены;

б) процесс, посредством которого это состояние (состояние гармонии) достигается. Интерак-ционисты, в частности Л. Филипс, считают, что все разновидности адаптации обусловлены как

внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Согласно Л. Филипсу, адаптивность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается личность (такую адаптивность исследователь считает выражением конформности); б) ответ в специфическом смысле, при котором адаптация не сводится просто к принятию социальных норм, а происходит гибко и эффективно при встрече с новыми событиями. При этом событиям придается желательное для личности направление. Это второе, специфическое понимание адаптации содержит идею активности. В данном случае личность использует проблемные ситуации для реализации своих стремлений, целей, притязаний [10].

Несколько шире рассматривает этот вопрос Л.Н. Собчик. Она пишет: «Успешность социальной адаптации - это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды. Абсолютно уравновешенная гармоническая личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка падает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс» [6, с. 54].

Процесс адаптации тесно связан с социальной идентичностью, которая рассматривается в современной социальной психологии в качестве одного из ключевых компонентов личности, в котором концентрируются и структурируются представления личности о месте в социальном мире. Проблема идентичности широко представлена в психологии социального познания (Г.М. Анрее-ва, Е.П. Белинская), этнической, кросс-культурной

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Смирнова С.В., Сиднева Е.Н., 2015

Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза...

психологии, социальной психологии этнического взаимодействия (Г.Б. Мазилова, Ю.П. Платонов), возрастной психологии (И.А. Снежкова).

Потребность в социальной идентичности проявляется не только в желании принадлежать какой-то общности, но и в стремлении реализовать себя в комплексе своих качеств, как социальных, так и личностных. Идентичность, с одной стороны, достаточно устойчивая характеристика, которая придает своеобразие и определенность личности, с другой стороны, это и динамическая характеристика, которая меняется под влиянием различных обстоятельств.

Целью исследования было выявление социально-психологических факторов, способствующих адаптации студентов 1-5 курсов к обучению в медицинской академии.

Проведен анализ социально-психологических детерминант адаптации студентов к обучению в Ивановской медицинской академии на педиатрическом и лечебном факультетах с 1 по 6 курсы. В исследовании принимали участие 360 студентов. Со всеми студентами было проведено анке-

тирование, психодиагностическое обследование с использованием психометрических методик, методики «Несуществующее животное». Проведен сравнительный анализ полученных характеристик студентов лечебного и педиатрического факультетов, а также студентов разных курсов.

Адаптация студентов к будущей профессиональной деятельности в период обучения в медицинском вузе представляет собой сложный процесс, затрагивающий все личностные структуры и имеющий сложную и неравномерную динамику. Смыслообразующим ядром этого процесса является социальная идентификация студентов. Под социальной идентичностью мы понимаем целостное образование, которое конструируется под влиянием мотивации, которая формирует установку необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве.

Большое значение имеет тот факт, что у 35% опрошенных студентов в семье имеются представители врачебной специальности, и это оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности студентов. В процессе

Лечебный факультет

Не знаю Широкая спец-я Несозн.интерес Преемственность Болезни семьи Востребованность

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс Ш 4 курс В 5 курс ■ 6 курс

Рис. 1. Мотивация студентов лечебного факультета 1-6 курсов при выборе специальности

Педиатрический факультет

Не знаю Любовь к детям Несозн.интерес Преемственность Болезни семьи Востребованность

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс Ш 4 курс В 5 курс ■ 6 курс Рис. 2. Мотивация студентов педиатрического факультета 1-6 курсов при выборе специальности

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

65

ПСИХОЛОГИЯ

профессиональной подготовки в период обучения происходит усиление «профессионально-делового» функционального блока идентификации, а также переход от нестабильной, диффузной, узко локализованной идентичности к более стабильной, осознанной, направленной на самореализацию в широком профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств. Этот процесс детерминируется комплексом социальнопсихологических и индивидуально-личностных факторов, где особое место занимает такой структурный компонент личности, как способность к риску, направленность на саморазвитие, профессиональный рост, осознание требований социальной среды, самооценка профессиональных и личностных качеств.

Исследования индивидуально-психологических особенностей личности студентов по проективным методикам, таким как психогеометрический тест, «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и тест «Животные», выявили различные психотипы личности. Согласно С. Деллингер, психогеометрический тест - методика, позволяющая составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях. Так, в зависимости от результатов, выделяются следующие группы. Квадрат - неутомимый труженик, слывут эрудитами и бывают первоклассными специалистами, преимущественно исполнителями. Левополушарные мыслители. Треугольник символизирует лидерство. Эти люди ставят ясные цели и достигают их. Левополушарные мыслители. Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения. Круг - символ

гармонии. Высшая ценность для круга - благополучие людей. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Зигзаг символизирует креативность, творчество. Истинный правополушарный мыслитель. Мысли зигзагов устремлены в будущее» [7, с. 172].

По тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявлены индивидуально-типологические особенности личности:

I тип - руководитель. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, обладают хорошей адаптацией в социальной сфере.

II тип - ответственный исполнитель. Обладают чувством ответственности и требовательности к себе и другим, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

III тип - тревожно-мнительный. Характеризуется разнообразием способностей и одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии. Сомневаются в себе, нуждаются в подбадривании.

IV тип - ученый. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Vтип - интуитивный. Люди этого типа альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают внутренним самоконтролем, но высокой ис-тощаемостью нервной системы.

VI тип - изобретатель, конструктор, художник. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества.

VII тип - эмотивный. Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим.

15

10

5

0

Лечебный факультет

aJm □□□!

□Ш1

□□Dll

□□Hi

□□Oil

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс □ квадрат □ прямоуг-к □ круг В зигзаг ■ треуг-к

15

10

5

0

Педиатрический факультет

□ Jl Ппп|| пшИ ОЫ □□□II пОП

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс □ квадрат □ прямоуг-к В круг В зигзаг ■ треуг-к

Рис. 3. Психогеометрический тест. Формы личности студентов 1-6 курсов лечебного и педиатрического факультетов

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Социальная идентификация как фактор адаптированности студентов медицинского вуза...

Лечебн ый факул ьтет

Руководитель

3_

ЩЩЦЩШ||||||1

Исполнитель

Тревожно-

мнительный

Ученый

:

ППГ

Интуитивный i

шшшж

Изобретатель

Эмотивный =^1Ш.......

Человек о 5 10

■ 6 курс Р 5 курс В 4 курс □ 3 курс □ 2 курс □ 1 курс

Педиатрический факультет

Руководитель

ЩЩЩЩШ

Исполнитель

Тревожно-

мнительный

Ученый

Интуитивный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изобретатель

Эмотивный

:

Человек 0 5 10

■ 6 курс Р 5 курс В 4 курс □ 3 курс □ 2 курс □ 1 курс

Рис. 4. «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Психо-типологическая характеристика студентов 1-6 курсов лечебного и педиатрического факультета

VIII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием [7, с. 121].

Процесс социальной идентификации в условиях обучения в медицинском вузе выглядит следующим образом. Первоначально присутствующее смутное и фрагментарное представление о профессии и о людях, работающих в ней, постепенно наполняется конкретным содержанием, возрастает чувство принадлежности к профессии, происходит трансформация «Я - Они» в «Я - Мы» по отношению к профессии врача и к их профессиональной деятельности.

На первом году обучения профессиональной идентификации отведено несущественное место. То есть молодые люди еще не осознают свою принадлежность к врачебной среде. Студенты испытывают трудности первичного адаптационного периода, которые связаны с особенностями идентификации личности в новом социальном окружении. При этом, наряду с развитием межличностных отношений, установлением тесных социальных связей в группах становятся актуальными сложности, связанные с учебным процессом (например, появление специфичных, в корне отличных от содержания школьной программы, учебных предметов, характеризующихся значительным объемом и сложностью).

Можно заметить, что наблюдается вполне прогнозируемая трансформация направленности личности (параметров идентичности), выступление на первый план именно тех, которые отражают вовле-

ченность в учебный процесс, осуществление жизнедеятельности в рамках вуза. С другой стороны, отмечается ситуация, характеризуемая информационной избыточностью, чрезмерными психологическими нагрузками. Это обусловливает, на наш взгляд, наличие стрессовых состояний, что, в свою очередь, ведет к определенной дезорганизации психических функций и, в ряде случаев, функциональных соматических расстройств.

Данные состояния сопровождаются снижением показателей личностной и профессиональной адаптации. Однако, пройдя самый сложный этап обучения на первом и втором курсах, достигнув оптимального уровня адаптации к учебному процессу на 3 курсе, происходит изменение структуры самосознания, меняется набор идентификационных приоритетов. Студенты начинают определять себя в рамках конкретной профессиональной принадлежности и чаще заявляют о своем социальнопрофессиональном статусе будущего врача. Как видим, идентификационные основы будущего профессионала имеют позитивную динамику на третьем курсе и сопровождаются существенным возрастанием эмоциональной зрелости, повышением волевого потенциала, мотивационной готовности. То есть именно третий курс в данном случае является пороговым в личностной зрелости и профессиональном самоопределении студентов.

На четвертом и пятом курсах у большей части студентов (82%) происходит переосмысление выбора жизненного пути, на наш взгляд, в связи с предстоящим через два года вступлением в самостоятельную профессиональную жизнь. У сту-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

67

ПСИХОЛОГИЯ

дентов возросла уверенность в том, что они смогут занять определенное место в обществе, будут востребованы. В это время происходит перестройка смысловой структуры самосознания.

К окончанию обучения процесс принятия решения о будущем самоопределении завершен, что само по себе дает стабилизирующий эффект. Это позволяет восстановить внутреннюю целостность и эмоциональную стабильность. К этому времени наиболее значимыми идентификационными категориями становятся социально-статусная и профессиональная, что, на наш взгляд, является завершением становления зрелой личности будущего врача-профессионала. Высокий уровень персональной идентичности также свидетельствует о принятии себя большинством студентов как личности, как члена общества, заслуживающего признания другими и достойной карьеры в рамках достаточно престижной и уважаемой профессии.

Исследование показало, что структура идентичности студентов медицинского вуза находится в постоянной динамике. В процессе учебной и профессиональной деятельности идентификация имеет важное значение, являясь интегратором развития личностных и профессиональных качеств студентов, определяя, в конечном счёте, успешность их учебно-профессиональной адаптации.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 288 с.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. - 416 с.

4. Бурлачук Л.Д., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1988. - 263 с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т 1. / пер. с франц. - М.: Мир, 1992. - 376 с.

6. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 1998. - 511 с.

7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

8. Encyclopedia of Psychology / H.I. Eysenck, W. Arnold and Meili (Eds.), Herder and Herder. - New York, 1972. - Vol. 1. - P. 25.

9. Levin K. A Dynamic Theory of Personality. -N.Y., 1955. - P. 17-18.

10. Piaget J. Biology and Knowledge. - Chicago, 1971, vol. XII. - 384 p.

11. Philips Z. Human Adaptation and His Failures. Academic Press, N.Y. and London. 1968. - 190 p.

68

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.