Научная статья на тему 'Социальная ценность профессиональной этики юриста'

Социальная ценность профессиональной этики юриста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3801
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТ / ЭТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / LAWYER / ETHICS / SOCIAL VALUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинатуллин Зинур Зинатуллович, Ившин Владимир Георгиевич

Раскрываются содержание социальной ценности профессиональной этики юриста, а также основные способы ее позитивного влияния на юридическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social value of lawyer professional etiquette

The article deals with the substance of social value of lawyer professional etiquette, and with the basic ways of its positive influence on legal activity.

Текст научной работы на тему «Социальная ценность профессиональной этики юриста»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Правоведение

УДК 343.3

З.З. Зинатуллин, В.Г. Ившин

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА

Раскрываются содержание социальной ценности профессиональной этики юриста, а также основные способы ее позитивного влияния на юридическую деятельность.

Ключевые слова: юрист, этика, социальная ценность.

Содержание профессиональной этики юриста включает органично связанные между собой учения, во-первых, о тех нравственных качествах, коим должен соответствовать юрист вне зависимости от своей специализации и, во-вторых, о нравственных свойствах осуществляемой юридической деятельности. С точки зрения этих составляющих и надлежит рассматривать социальную ценность профессиональной этики юриста. При этом необходимо исходить из того, что со времен Платона и Аристотеля ценность любого социального явления всегда связывается с человеческими желаниями и устремлениями. Отсюда и принято считать ценными все предметы и явления, которые нужны людям и учрежденным ими социальным образованиям, включая, в частности, право, государство и его правоохранительные органы. С учетом же того, что вне социума человека как личность просто не существует, следует, что ценно все то, что объективно необходимо и значимо для человека, для его жизни в социуме.

С позиции социальной ценности для юриста ценными являются все те свойства, качества, что присущи от природы человеку. Сказанное хорошо выражено еще во II в.н.э. римским императором Марком Аврелием, обратившегося в своем произведении «К самому себе» к каждому из своих поданных со следующими словами: «Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосердным.., старайся поступать во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее - добрых дел ко благу людей»1.

Вместе с тем специфика юридической профессии, связанная, прежде всего, с претворением в жизнь социально-нравственных правовых предписаний и разрешением правовых споров (последние зачастую очень конфликтны), обязывает особо выделять и, конечно же, руководствоваться в юридической деятельности такими качествами, как справедливость, высокое чувство профессионального долга и ответственности, гуманизм. Во взаимоотношениях с людьми юрист должен быть чуткими и честными, уважительными и вежливыми, оберегать авторитет и достоинство социальных групп, чьим представителем он является.

Несмотря на то что содержание всех этих постулатов хорошо известно, позволим себе, тем не менее, напомнить их основные положения, показать их социальную ценность.

«Юстиция», как известно, в переводе с латинского означает «справедливость». Отсюда юрист и есть ни кто иной, как «представитель справедливости», а в самом понятии справедливости главное то, что оно есть, прежде всего, представление о должном, о том, как должно быть в действительности. Поэтому справедливость расценивается чаще всего как синоним правосудия; юрист же, осуществляющий его, как человек, претворяющий в жизнь справедливые во всех отношениях решения. Справедливость впитывает в себя и такие ценностные свойства юриста, как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализованному выражению справедливости.

Справедливость есть органическая часть более широкой нравственной категории, каковой является профессиональный долг. Именно профессиональный долг выступает в качестве движущей силы трудового процесса. Юрист с высокоразвитым чувством профессионального долга четко представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать.

1 Мысли мудрых людей на каждый день, собранные графом Л.Н. Толстым. М.: АСТ; Астрель, 2011. С. 404.

Профессионал (а юрист и должен быть профессионалом), сознательно и добросовестно исполняющий свои обязанности, всегда понимает, что он выполняет их в интересах социума (общества в целом, коллектива, государства) и конкретного человека. Профессиональный долг и органично связанная с ним такая нравственная категория, как совесть, выражающаяся в осознании и прочувствовании юристом профессионального долга как долга личностного, предопределяют профессиональную ответственность юриста как меру осознания и следования своим служебным обязанностям, степени виновности за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Все названные категории находятся в тесной взаимосвязи с таким имманентно-личностным явлением, как профессиональная честь юриста, представляющей собой, прежде всего, осознание высокого предназначения своей профессии как гуманной, благородной и в силу своего характера требующей именно честного, добросовестного отношения к ней.

Ответственное отношение юриста к выполнению профессионального долга, соблюдение профессиональной чести являются свидетельством престижа юридической профессии, становления авторитета юриста. Авторитет (от лат. аиСюп^ - влияние, власть) юриста включает в себя, с одной стороны, степень его влияния на разрешение жизненных вопросов, ситуаций, а с другой - признание за ним со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы. Это требует от юриста высокой профессиональной образованности и культуры, определенного жизненного опыта. При всем позитивном, что может иметь в отдельных условиях идеологический фактор, разрешать правовые споры на основе такого феномена, как «пролетарское правосознание» сегодня не только запрещено, а просто нельзя. Судья, не знающий право, - антисудья. Сказанное в равной мере относится и к юристам других специальностей.

В силу этого сегодня большое внимание уделяется профессионализму юриста, в том числе наличию у него высшего юридического образования. Без такого образования сегодня нельзя стать судьей, прокурором, адвокатом, нотариусом, следователем ФСБ и Следственного Комитета Российской Федерации. В современных условиях есть трудности в укомплектовании лицами, имеющими высшее юридическое образование, ряда юридических должностей, в том числе и следователей органов внутренних дел. Дело лишь за временем. Более того, есть уверенность в том, что, по крайней мере, руководящие структуры судебных и других правоохранительных органов России будут в недалеком будущем укомплектованы лицами, имеющими и степень магистра права, а, возможно, и выше.

В принятых в последние годы адресованных юристам правовых актах и кодексах профессиональной этики юристов той или иной специализации, наряду с предъявленными к юристам профессиональными и нравственными составляющими, стало уделяться внимание и вопросам культуры осуществления юридической деятельности. Особенно характерен с этих позиций Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел от 24 декабря 2008 г.

Феномен правовой культуры включает в себя такие компоненты, как степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуры правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престижа юридической профессии и юридической науки. Правовая культура, как видим, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право в целом, правосознание, правовые отношения, режим законности и правопорядка, правовой менталитет нации и отдельных социальных групп. В таком понимании правовая культура есть не что иное, как качественное состояние правовой жизни общества, социума в целом.

На личностном уровне правовая культура отражает степень и характер правового развития личности, культуру его правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Правовая культура свидетельствует о степени зрелости, цивилизованности человека (в нашем случае - юриста), его образе мышления, о степени выполнения им норм и стандартов поведения в правовой сфере. О том, что представляет собой юрист, судят не только по уровню его профессиональных знаний, но и по тому, как он использует их при разрешении правовых вопросов, как он доводит такие знания до людей, как он общается с ними. Профессия юриста по природе своей коммуникабельна.

В силу этого в юридической деятельности важны не только профессиональные знания, но и то, как эти знания используются в правоприменении, как доводятся до социума, отдельных личностей.

К сожалению, вопросы пропаганды правовых знаний, правового воспитания населения в республике далеко не на должном уровне. Если в советский период в России имела место «светлая, чистая массовая культура, доступная для всех и питавшая людей традиционными, лучшими, позитивны-

З.З. Зинатуллин, В.Г. Ившин

ми, отвечающими их потребностям духовно-нравственными ориентирами и гуманистическими идеа-лами»2, то в постсоветский период ориентироваться стали на качества, помогающие достижению личного успеха любыми, в том числе противоправными и безнравственными средствами. Такие качества, как коллективизм, товарищество и взаимопомощь, доброжелательность и бескорыстие все более уходят в прошлое. Появился класс тех, кто живет за счет других («рантье»). Газеты заполнены объявлениями о предоставлении денег взаймы под проценты. О каких чувствах товарищества может в таких ситуациях идти речь? Утрачиваем мы его.

Ушли в прошлое и устоявшиеся формы организации правовой пропаганды и правового воспитания граждан России. Хорошо помнится, как в конце 80-х гг. прошлого столетия заведующий отделом агитации и пропаганды обкома КПСС Николай Васильевич Кадров (личность, юридической общественности Удмуртии хорошо известная) распределил ведущих юристов по районам республики для организации и ведения правовой работы с населением.

Сегодня вопросы правовой пропаганды и правового воспитания находятся «на задворках». Между тем Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством. Таковым она может стать лишь тогда, когда граждане России будут знать законы, исполнять содержащиеся в них правовые (они же и нравственные) предписания.

Предметом правового просвещения обязательно должны быть и положения, регулирующие полномочия и служебное поведение государственных служащих, сотрудников органов суда и других правоохранительных органов. Это необходимо для того, чтобы: каждый гражданин а) мог со знанием дела реализовывать свои права на защиту, на противодействие возможным противоправным, в том числе коррупционным, действиям со стороны «власть предержащих»; б) активно участвовал во всех происходящих в России социально-политических и экономических процессах. Необходимо, чтобы был организован и эффективно действовал механизм народовластия, общественного контроля во всех сферах социальной жизни России.

Надлежит всегда помнить о том, что средства массовой информации (СМИ) являются мощными инструментами влияния на умы и поведение людей. Газетные полосы, эфирное время должны использоваться не для пропаганды культа насилия, жестокости, бесстыдства, а для правового просвещения людей, культивирования здорового образа жизни, воспитания граждан в духе непримиримости к любым асоциальным проявлениям. На это нацеливают, в частности, и Основы Государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Указом Президента РФ от 4 мая 2011 г. Никогда не надо забывать о том, что именно народ есть источник силы и могущества государства, его благополучия и процветания.

Весьма значимы в юридической деятельности культура общения с людьми, владение языком общения, всем тем, что именуется культурой речи юриста. Хорошо, что в Институте права УдГУ студенты осваивают курс риторики. Ижевский юридический институт Российской правовой академии пошел дальше: внедрил целый курс, посвященный судебному ораторскому искусству. В процессуальной этике юриста очень важное место занимают и нормы, регулирующие этику поведения юриста, соблюдения им принятых в обществе этических норм. Во всем этом и заключена социальная ценность всего того, что именуется юридической деятельностью.

О социальной ценности содержания юридической деятельности, конкретных формах ее проявления, принципах осуществления предназначении и выполняемых задачах невозможно изложить в одной сравнительно небольшой статье.

Завершим мы ее высказыванием профессор И.И. Карпеца, который подчеркивая, что юрист есть представитель справедливости, борец за торжество справедливости во всем и всегда, указал, в частности, и на то, что «те, кто попирает право и закон, злоупотребляет властью, - приходят и уходят, а принципы законности, гуманизма и человечности остаются, как и всегда будут и те, кто борется за эти принципы и человеческое достоинство3».

Эти замечательные слова известного юриста иллюстрируют социальную ценность и значимость юридической деятельности и профессиональной этики юриста.

Поступила в редакцию 16.04.12

2 Нравственные основы профессиональной деятельности. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 20.

3 Карпец И.И. Дело, которому мы служим. М., 1989. С. 7.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Z.Z. Zinatullin, V. G. Ivshin

Social value of lawyer professional etiquette

The article deals with the substance of social value of lawyer professional etiquette, and with the basic ways of its positive influence on legal activity.

Keywords: lawyer, ethics, social value.

Зинатуллин Зинур Зинатуллович, доктор юридических наук, профессор Ившин Владимир Г еоргиевич,

кандидат юридических наук, директор ИПСУБ УдГУ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Zinatullin Z.Z., doctor of law, professor

Ivshin V.G., candidate of law, director of the Institute of Law, Social Management and Security

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.