Tsvetkova Irina Viktorovna SOCIAL TYPOLOGY ...
sociological sciences
УДК 316.752
СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ
СКЛОННОСТИ К РИСКУ
© 2018
Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тенденциями развития постиндустриального общества. Для современного общества характерна высокая степень неопределенности. Это дает основание современным ученым определять его как «общество риска». В статье проанализированы подходы к изучению риска в молодежной среде. Выделены объективные и субъективные факторы, которые оказывают влияние на ситуации рисков. Риски связаны с высокими темпами преобразования современного общества. Данные факторы влияют на условия социализации подрастающего поколения. Молодежь вынуждена искать новые способы адаптации к изменяющимся социальным условиям. Большое значение имеют субъективные факторы, которые выступают источниками рисков. К ним относятся социально-психологические особенности молодежи. Они проявляются в стремлении к новому, отсутствии жизненного опыта, высоком уровне эмоциональности. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Тольятти. На основе анализа данных построена типология молодежи по отношению к риску. Проанализированы три группы подростков. Первая группа студентов получила название «осторожные». Для них характерно стремление избегать ситуаций рисков. Представители группы «осторожных» имеют хорошие доверительные отношения как с родителями, так и с учителями. Они не претендуют на лидерство, но имеют собственную точку зрения. Вторая группа студентов называется «подверженные влиянию». Представителей этой группы характеризует стремление быть в центре внимания. Они чаще ориентированы на достижение успеха в жизни любой ценой. Третья группа участников анкетирования получила название «склонные к риску». Они чаще претендуют на лидерство в молодежной среде, вступают в конфликты с социальным окружением. Представители этой группы чаще, чем другие оправдывают рискованное поведение ради любви. Сравнение групп позволяет сделать вывод о том, что склонность к риску во многом определяется характером социальных связей подростков с родителями, учителями, друзьями.
Ключевые слова: социальные риски, социальная неопределенность, типология молодежи, ценности, социализация, конфликты, общение.
SOCIAL TYPOLOGY OF ADOLESCENTS BASED ON SELF-ASSESSMENT
OF RISK APPETITE
© 2018
Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department «History and philosophy» Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the article is conditioned by the trends of post-industrial society. Modern society is characterized by a high degree of uncertainty. This allows modern scientists to determine it as "risk society". The article analyzes approaches to the study of risk in the youth environment. Objective and subjective factors that influence the risk situation. Risks associated with high conversion rates of modern companies. These factors affect the conditions of socialization of the younger generation. Youth forced to seek new ways of adaptation to changing social conditions. Of great importance are the subjective factors that are the sources of risk. These include socio-psychological characteristics of youth. They manifest in the pursuit of new ideas, lack of life experience, a high level of emotion. The article presents the results of a sociological study conducted in Togliatti. Based on the analysis of data based typology of young people's attitude to risk. Analyzed three groups of adolescents. The first group of students called «careful». They are characterized by the desire to avoid situations of risk. Representatives of the group «cautious» have a good trusting relationship with parents and with teachers. They pretend to lead, but have their own point of view. The second group of students is called «influenced». Representatives of this group characterizes the desire to be the center of attention. They are more focused on achieving success in life at any cost. The third group of participants in the survey called «risk-averse». They often claim to leadership in the youth environment, come into conflict with their social environment. Representatives of this group more often than others to justify risky behavior for the sake of love. Comparison of groups leads to the conclusion that the risk appetite is largely determined by the nature of social relationships of adolescents with parents, teachers, friends.
Keywords: social risks, social uncertainty, typology of youth, values, socialization, conflict, communication.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В условиях современной цивилизации возрастает степень неопределенности, социального развития, которая зависит от взаимодействия множества факторов: социально-экономических, технико-экономических социально культурных и т.д. Возрастание неопределенности порождает ситуации риска, участниками которых становятся практически все социальные субъекты. Вслед за У. Беком и Э. Гидденсом многие современные ученые рассматривают риск как условие бытия современного человека. Реализация выбора в ситуации самоопределения сопровождается рисками последствий, а стремление избежать выбора также порождает ситуацию неопределенности[1.С.60].
Однако молодежь в качестве социального субъекта в силу специфики социального положения подвергается риску в большей степени, чем другие социальные груп-
пы. Это, в первую очередь, связано, с социально-психологическими особенностями подрастающего поколения, которые находят выражение в недостатке жизненного опыта, в стремлении к новому, отсутствии определенного социального положения, высокой степени эмоциональности, подверженности влиянию со стороны сверстников. Молодежь подвержена внушаемости со стороны средств массовой информации. В последнее время особую тревогу среди родителей и педагогов вызывает влияние интернета в качестве источника распространения рискованных форм поведения среди молодежи[2].
Теоретическое осмысление риска находит выражение в социологических концепциях, которые ставят цели осмысления социальных последствий различных видов деятельности в ситуациях неопределенности.
В настоящее время не существует единого понимания термина «риск» в социологии. В современной науке существует два подхода к интерпретации понятия
214
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
социологические науки
Цветкова Ирина Викторовна СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ...
«риск» в качестве социального феномена. Первый поход делает акцент на анализе объективных факторов, порождающих риски в современном обществе. К разновидностям этих факторов относится анализ природных, социально-технических явлений, которые являются предметом изучения естественных, социально-экономических, социально-психологических научных дисциплин. Они базируются на использовании математических, статистических методов, дающих возможность исследовать наступление тех или иных событий с определенной долей вероятности. Риск с позиций этого подхода рассматривается как опасность, которая может вызвать с определенной долей вероятности ряд последствий. Риск интерпретируется как факт, который может получить количественную оценку, независимо от влияния аксиологических аспектов, свойственных определенной культуре.
Второе направление в изучении рисков, напротив, в отличие от первого, придает большое внимание исследованию социально-культурных факторов, которые влияют на оценку рисков. Данное направление опирается на методологический потенциал социологии, антропологии, философии. Риск в этом направлении рассматривают как следствие влияния случайных экономических, политических, экологических факторов, которые вызывают угрозу социальной стабильности. Они могут создавать неблагоприятные условия для жизни, угрожать прибыли, социальным статусам. Риск является одним их ключевых элементов жизнедеятельности общества. Возрастание степени риска в каких-либо сферах общественной жизни создает угрозу дестабилизации социальной системы в целом.
С позиций культурологического подхода риски, связанные с социальным положением молодежи в обществе, рассматриваются как следование подрастающим поколением системам ценностей, которые отличаются от ценностей старших поколений. В центре внимания, сторонников данного подхода находятся стилевые особенности поведения молодежи под влиянием мотивов, идеалов, целей деятельности в конкретных жизненных ситуациях. Риски, которые возникают под влиянием социокультурных факторов, находят проявление в искажении в сознании подростков представлений о социальных нормах, о способах регулирования отношений, как между отдельными индивидами, так и между индивидом и социальными институтами, обществом в целом[3]. Фактором снижения рисков выступают формы диалога молодежных объединений с социальными институтами[4].
Культурологическое направление анализа рисков дает возможность осуществлять системный анализ особенностей восприятия молодежью социальной действительности во взаимосвязи с социальными проблемами и выбором жизненных стратегий для их решения.
Среди этих проблем следует выделить адаптацию молодежи к технологическим изменениям общественного производства. Это формирует потребность в получении образования, способствующей гибкой адаптации к рынку труда. Неопределенность перспектив трудовой занятости выступает зоной социальных рисков, влияющих на социализацию подрастающего поколения.
В условиях становления информационного общества появляется новая группа рисков, связанных с использованием сети Интернет. Специалисты выделяют «виртуальную зависимость», которая выражается в предпочтении виртуальной реальности реальной жизни. Это проявляется в патологическом использовании сети Интернет (интернет-аддикция), в криминальном программировании (хакерство), сетевой зависимости, зависимости от компьютерных игр и т.д[5].
Современное общество трансформирует традиционные социальные институты, что оказывает влияние на процесс интеграции молодежи в социальную жизнь. Утрачивают значение прежние модели, указывающие
четкие ориентиры достижения социальной зрелости. На всех этапах развития общества молодежь была более склонна к риску, чем другие группы населения. В современных условиях отношение молодежи к риску является предметом психологических, социологических исследо-ваний[6].
Социализация современной молодежи происходит в условиях повышенного социального риска. Данная ситуация во многом обусловлена тем, что нарушаются связи между поколениями, которые в прежние времена способствовали передаче социального опыта. Многие исследование отмечают значение духовно-нравственных ценностей в формировании мировоззрения современной молодежи[7], [8].
В молодежной среде происходит усиление социальной дифференциации, что выступает фактором маргинализации определенной части подрастающего поколения. Новые стили жизни, новые ценности подчас приводят к конфликтам молодежи с родителями. Молодежь не довольствуется подчиненным, зависимым положением, когда права и обязанности молодых людей реализуются при посредничестве родителей.
Социализация подрастающего поколения сопровождается непредсказуемостью, неопределенностью, которые характеризуют объективные процессы современного общества. При этом уровень неопределенности в современных условиях гораздо выше, чем на прежних этапах развития общества. Проблемы адаптации к социальным рискам выражаются в возникновении групп молодежи, склонных к радикализму или социальному пессимизму. Участие молодежи в социальных движениях, связано с выдвижением требований в предоставлении больших социальных гарантий. Это является фактором снижения социальных рисков. Другой вариант социально-политических стратегий выражается в борьбе за расширение возможностей, предоставляемых современным обществом. При этом у молодежи отсутствуют реальные средства воздействия на социальные институты для реализации своих интересов. Проблема также состоит в том, чтобы осознать интересы молодежи как особой социальной группы и найти адекватные способы их ре-ализации[9].
Крайним проявлением социального пессимизма является добровольный уход из жизни[10]. В условиях социально-экономического кризиса проблема самоубийств приобрела особую остроту. На фоне социально-экономической нестабильности, роста цен, массовых сокращений, трудностей трудоустройства происходит снижение уровня жизни, возрастает численность населения, находящегося за чертой бедности[11]. Данные процессы негативно влияют на социальное самочувствие различных категорий населения, в особенности, -моло-дежи[12].
Россия занимает четвертое место в мире по общему числу самоубийств, а по численности суицидов среди молодежи - первое место в мире[13].
Для значительно части молодежи характерен социальный оптимизм, который базируется на прагматическом восприятии действительности. Возрастание степени риска не связано с расширением возможностей для выбора. Молодежь, как и представители других слоев населения, сталкивается с социальными проблемами. Их преодоление становится личной проблемой для каждого молодого человека. Для молодежи актуальны проблемы поиска идентичности, которые подчас выступают источником социальных рисков[14].
Неудачи на пути жизненного самоопределения, связанные с социальными рисками, рассматриваются как персональные неудачи конкретных юношей или девушек. Переживание неудач в подростковом и юношеском возрасте нередко сопровождается перенесением внешних неурядиц на уровень внутренних конфликтов[15]. Таким образом, происходит индивидуализация риска, которая связана с поиском индивидами стратегий пре-
Tsvetkova Irina Viktorovna sociological
SOCIAL TYPOLOGY ... sciences
одоления жизненных трудностей.
Определенной части молодежи удается успешно интегрироваться в социум, реализовать персональные проекты, добиться определенных успехов в карьере, достичь материального благополучия. Однако среди этой группы успешной молодежи нередко встречаются индивиды, столкнувшиеся с разочарованием[16]. Представление о жизненном успехе является относительным. Погоня за успехом неизбежно приводит к тому, что всегда найдутся индивиды более успешные, чем другие. Это становится поводом для снижения самооценки и зависти[17]. В обществе риска традиционные ограничения, которые связаны с социально-классовыми барьерами, не утрачивают своего значения, а воспринимаются подчас более остро.
Изучение социальных рисков в молодежной среде тесно связано с проблемами разработки эффективных механизмов обеспечения социальной безопасности. Данные механизмы направлены на предотвращение наркотизации, экстремизма, социально-обусловленных заболеваний и т.д[18].
Для общества риска характерна дезинтеграция семейных связей. Ранее, исследователи утверждали, что называли причин деструктивного поведения молодежи проблемы взаимоотношений с родителями. Однако последние исследования доказывают, что большое значение имеют социальная нестабильность, разрушение системы ценностей, которые выступают факторами социальной дезадаптации подрастающего поколения[19].
Таким образом, модель социального риска в молодежной среде требует принимать во внимание как объективные факторы, вызванные нестабильностью социального окружения, конфликтным характером социальных взаимосвязей, так и субъективной предрасположенностью подростков к риску. Она находит выражение в эмоциональной реакции на конфликты, жизненные трудности, а также в уровне осознания последствий поступков для социума.
Концепция анкетного опроса, цель исследования
Для выявления факторов, влияющих влияния на личность подростков, их отношений к себе и окружающим; формирования собственных позиций и жизненных принципов было проведено социологическое исследование. Методом анкетирования было опрошено 1396 респондента среди обучающихся в седьмых и в девятых классах школ города Тольятти. Данные обрабатывались при помощи программы SPSS-21. Одна из задач исследования включала изучение отношения подростков к ситуациям риска.
Цель исследования состоит в построении типологии подростков по отношению к ситуациям риска. В силу социально-психологических особенностей подростки подчас подвергаются риску, не задумываясь о возможных последствиях.
В основе построения типологии находится гипотеза о том, что готовность подростков участвовать в ситуациях рисков связана с оценкой взаимоотношений с ближайшим окружением, поведением в ситуациях конфликтов, жизненными целями, а также с осознанием ценности жизни.
Результаты исследования
Таблица1- Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к ситуациям, связанным с физическим риском (залезть, спрыгнуть, перебежать и т.д.)?» (в % по столбцу)
Отношение к риску По массиву
Я осторожный, рисковать не люблю, стараюсь избегать таких ситуаций 38
Когда попадаю в такие ситуации, стараюсь не опозориться перед друзьями, не хочу казаться трусливым 26
Люблю рисковать, ощущаю выброс адреналина, воспитываю характер 36
В таблице 1 представлены результаты ответа на вопрос: «Как Вы относитесь к ситуациям, связанным с физическим риском (залезть, спрыгнуть, перебежать и т.д.)»?.
38% участников опроса отметили, что не любят рисковать, стараются избегать ситуаций риска. Примерно четвертая часть респондентов(26%) ответили, что, когда попадают в ситуации риска, то стараются не опозориться перед друзьями. 36% опрошенных любят рисковать, ощущают выброс адреналина. Они считают, что участвуя в рискованных ситуациях, воспитывают характер.
В зависимости от участия в рискованных ситуациях, были выделены три группы опрошенных: «острожные», «подверженные влиянию», «рискованные». Остановимся на более подробном описании этих групп.
Таблица 2 - Самооценка позиции в классе групп респондентов, выделенных на основании отношения к риску (в % по столбцам)
Позиция б классе По массиву жные» «подвержен ные влиянию » «рискова иные»
Являюсь лидер ом 5 3 б S
Предпочитаю быть как все 42 43 47 37
Стараюсь быть в центре внимания, люблю шутить 27 22 26 33
Всегда высказываю свое мнение, но на лидерство не претендую 33 35 27 37
Держусь обособленно, стараюсь ни во что не 15 1S 17 И
Затрудняюсь ответить 9 10 10 S
Группа «Осторожные». Среди «осторожных» девушки составляют 58%, а юноши - 42%. В этой группе девушек на 8% больше, чем в среднем по массиву. 46% представителей группы «острожных» имеют высокие показатели успеваемости: «хорошо» и «отлично». Эти результаты на 5% выше, чем в среднем по массиву. Среди «острожных» меньше школьников, имеющих несколько «троек», или респондентов, у которых преобладают «тройки». «Острожные» реже, чем другие, оценивают свое здоровье как отличное, но чаще - как хорошее.
«Осторожные» чаще определяют отношения с учителями как доверительные, хорошие. Они в два раза реже отмечают, что испытывают по отношению к учителям антипатию. «Осторожные» на 9% реже, чем другие, конфликтуют с учителями.
В классе «осторожные» реже претендуют на лидерские позиции, но при этом чаще высказывают свое мнение, а также держатся обособленно, ни во что не вмешиваются.
Представители группы «осторожных» на 5% чаще, чем другие, рассказывают родителям о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни, среди них меньше тех, кто не делится своими переживаниями с родителями. «Осторожные» реже, чем другие, сталкиваются в жизни с трудными ситуациями. В частности, они реже, чем другие, в их перечне отмечают развод родителей. «Осторожные» на уровне средних показателей оценивают свою внешность. Половина из них вполне довольны своей внешностью, 46% респондентов испытывают некоторое недовольство, а 4% опрошенных удовлетворены своим внешним видом. В круге общения «осторожных» половину составляют близкие друзья. «Осторожные» реже, чем другие, в круге общения отмечают «тусовку». В нее входят подростки, которые вместе развлекаются, ходят в клубы, кино, общаются на улице, во дворе.
Юноши и девушки, которые относятся к группе «осторожных» в ответе на вопрос: «Чем Вы занимаетесь вместе с друзьями?», - чаще, чем другие, отмечают, что обсуждают новости и события в кругу знакомых. Проводя с друзьями свободное время, они реже, чем другие, занимаются спортом, а также употребляют спиртные напитки, курят.
В оценке перспектив на будущее для «осторожных» характерен реализм, они утверждают, что дела обстоят нормально, без особых проблем. Среди них на 5% меньше оптимистов, чем в среднем, по массиву.
«Осторожные» в ситуациях, когда к ним допустили несправедливость, чаще, чем другие, пытаются спо-Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
социологические науки
Цветкова Ирина Викторовна СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ...
койно выяснить отношения, добиться справедливости. Однако они чаще отмечают, что могут заплакать, закричать от обиды. «Осторожные» в два раза реже, чем другие, склонны проявлять физическую силу, а также реже будут словесно защищаться.
«Осторожные» на 5% реже, чем другие, выражают согласие с суждением о том, что главное в жизни - добиться успеха, состояться любой ценой. Они также реже, чем другие, считают, что риск для жизни является доказательством любви. Для «осторожных» реже характерна убежденность в том, что в жизни бывают безвыходные ситуации. Они реже склонны оправдывать людей, совершивших добровольный уход из жизни.
Таблица 3- Мнения о ценности жизни групп респондентов, выделенных на основании отношения к риску (в % по столбцам)
Суждения о ценности жизни По массиву «острожные» «подверженны е влиянию» «рискованные»
Чтобы доказать любовья готов (а) рисковать всем, даже жизнью 19 15 19 23
Считаю, что в жизни бывают безвыходные ситуации 28 25 34 27
Можно оправдать людей, выбр авших добр обо льнын ухо д из 34 30 35 38
Главное ежизни — добитьсяуспеха, состояться люб ой ценой. Если ты не можешь добиваться желаемого, то ты — неудачник 42 37 45 43
Группа «подверженные влиянию». В группе «подверженных влиянию» юношей на 10% больше, чем в среднем по массиву (59%), а девушек, соответственно, - меньше. Показатели успеваемости респондентов «подверженных влиянию» немного ниже, чем в среднем по массиву, за счет большего числа школьников, у которых есть несколько «троек». «Подверженные влиянию» чаще, чем другие, оценивают свое здоровье как хорошее, но реже - как отличное.
Представители этой группы чаще, чем другие, характеризуют отношения с учителями как деловые, реже определяют их как хорошие и доверительные. «Подверженные влиянию» чаще, чем другие, вступают в конфликты с учителями периодически. Характеризуя свою позицию в классе, «осторожные» на уровне средних показателей, претендуют на лидерские позиции. На 5% чаще, чем в среднем по массиву, отмечают вариант ответа «стараюсь быть как все». Они реже, чем другие, публично выражают собственное мнение. «Подверженные влиянию» чаще, чем другие, делятся иногда, в зависимости от ситуации, с родителями своими переживаниями.
На уровне средних показателей по массиву «подверженные влиянию» отмечают, что они сталкивались с трудными жизненными ситуациями. Среди них 59% респондентов никогда не испытывали подобного. «Подверженные влиянию» чаще, чем другие, сомневаются в привлекательности своей внешности. В круге их общения, чаще отмечены знакомые через сеть «Интернет», а также одноклассники. Респонденты, подверженные влиянию, в свободное время с друзьями играют в компьютерные игры, шутят, но реже, чем другие, обсуждают новости и планы, танцуют.
«Подверженные влиянию» при ответе на вопрос о том, какое для них характерно настроение, чаще отмечают, что дела обстоят нормально, без особых проблем. Среди них на 5% меньше оптимистов, чем в среднем, по массиву.
«Подверженные влиянию» в ситуациях, когда к ним допустили несправедливость, чаще, чем другие, пытаются сделать вид, что ничего не произошло или затаят обиду.
«Подверженные влиянию» чаще считают, что в жизни бывают безвыходные ситуации. Они также чаще разделяют мнение, что главное в жизни - это успех, которого можно добиваться любой ценой.
Группа «склонные к риску». Распределение респон-
дентов по гендерным признакам в группе «рискованных» близко к средним показателям по массиву. Юноши и девушки представлены примерно в равных пропорциях. Среди «рискованных» меньше респондентов с высокими показателями успеваемости и чуть больше, чем в среднем по массиву, учеников со средними и низкими отметками. «Склонные риску» чаще, чем другие, оценивают свое здоровье как отличное.
«Рискованные» в полтора раза чаще, чем другие, испытывают по отношению к учителям антипатию, а также отмечают, что у них нет контакта с учителями. Вероятно, это в определенной степени провоцирует конфликты. «Рискованные» на 6% чаще, чем в среднем по массиву, вступают в конфликты с педагогами. «Рискованные», в полтора раза чаще, чем другие, претендуют на лидерские позиции, они на 5% реже предпочитают быть как все. «Склонные к риску» любят шутить, быть в центре внимания, это вариант ответа они отмечают на 6% чаще, чем другие, также они чаще высказывают собственное мнение. Участники опроса, склонные к риску, реже остаются в стороне от происходящих событий. «Склонные к риску» реже, чем другие, делятся с родителями своими переживаниями, рассказывают о событиях в своей жизни. В группе «склонных к риску» на 5% больше, чем в среднем по массиву, респондентов, которые сталкивались со сложными жизненными ситуациями: разводом родителей, потерей друга, близкого человека, расставаниями с любимыми.
«Склонные к риску» на 10% чаще, чем другие, отмечают, что вполне довольны своей внешностью, следовательно, чувствуют себя более уверенно.
В круге общения «склонных к риску» на 7% чаще, чем у других, отмечены «тусовки», но, реже, - знакомые по интернет-сетям. Общаясь с друзьями в свободное время, респонденты, склонные к риску, чаще отмечают, что занимаются спортом, отмечают праздники, танцуют, шутят, употребляют спиртные напитки.
«Склонных к риску» характеризует оптимистическое отношение к жизни. Они чаще на 9% чаще, чем другие, отмечают, что у них все хорошо, и они с оптимизмом смотрят в будущее.
«Склонные к риску» в ситуациях, когда к ним допустили несправедливость, в полтора раза чаще, чем другие, склонные проявлять физическую силу. Однако они чаще отмечают, что могут отнестись к ситуации с юмором, будут словесно защищаться. «Склонные к риску» чаще, чем другие, стараются наказать тех, кто проявил несправедливость, добиваются того, чтобы обидчики пожалели о том, что так поступили.
Для «склонных к риску» чаще характерна убежденность в том, что ради любви можно рисковать всем, даже жизнью, они чаще оправдывают людей, совершивших добровольный уход из жизни.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что отношение подростков к риску обусловлено различными видами социальных факторов, которые определяют характер социальных взаимодействий. Среди «осторожных» подростков больше учеников с высокими показателями успеваемости. У них как правило, хорошие, доверительные отношения с родителями, а также с учителями. Они не склонны вступать в конфликты с окружающими. В ситуациях, когда к ним допускают несправедливость, «осторожные» пытаются добиться своего, используя методы рационального убеждения. Иное поведение характерно для подростков, которые повержены влиянию окружающих. Для них важным является мнение других людей. Внешняя реакция выступает стимулом для участия в рискованных ситуациях. При этом они склонны таить обиду в себе, опасаясь внешних конфликтов. Подростки, склонные к риску, отличаются невысокими показателями успеваемости. У этих школьников со многими учителями нет контакта и взаимопонимания. В классе подростки, склонные к риску, стремятся занять лидерские позиции.
Tsvetkova Irina Viktorovna SOCIAL TYPOLOGY ...
sociological sciences
Среди школьников, которые «любят выброс адреналина», больше уверенных и довольных своей внешностью. Эти школьники признаются, что в жизни у них много проблем, они часто подвержены неконтролирующим эмоциям. Однако они весьма оптимистично относятся к жизни, при этом, чаще, чем другие оправдывают добровольный уход из жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Путченко Л. Б. Риск как основная категория современной социальной теории // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №1. С.58-61.
2. Данилов С. А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №2. С.42-46.
3. Карнаушенко Л. В. Деформация правосознания российской молодежи: социокультурные и социально-психологические факторы // Вестник КРУ МВД России. 2014. №4 (26). С.15-18
4. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировании личности // Балтийский гуманитарный журнал.2015. №4(13). С .113-115.
5. Абрамович Ксения Николаевна Сетевая зависимость в молодежной среде // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №6 (136). С.205-209.
6. М. В. Калинникова Генезис рисков в молодежной среде: социологический анализ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. №4. С.18-22
7. Гущина А.В. О воспитании нравственности учащейся молодежи // Балтийский гуманитарный жур-нал.2016. Т.5 №4(17). С 198-201.
8. Чернышова Е.Л. Духовно-нравственное воспитание как элемент сознания современной молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014.№4(30) С.214-218.
9. Бухнер А.А. Участие молодежи в становлении гражданского общества как теоретическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015.№4(34) С.111-115.
10. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. №3. С.42-44
11. Коломиец Н.В. Тенденции социокультурной локализации и цивилизационные процессы глобалистики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. №1. С.152-158.
12. Галицына А.М. Проблема суицида в молодежной среде и причины, её обуславливающие // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. С.132-138.
13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/. (дата обращения: 11.04.2018).
14. Шадже А.Ю., Куква Е. С., Хацац А. А. Влияние сетевых практик на идентификационные процессы в молодежной среде в условиях социокультурных рисков // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. С.44-47.
15. Петрова Е.Г., Холина О. А. Проблема суицидального поведения в молодежной среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2012. №1с. С.155-159
16. Дурманенко А. А. Отногенез и филогенез страхов: от индивидуального чувства к рискам общества // Азимут научных исследований. 2015.№1(10) С.70-74.
17. Молодцова Т.Д., Шалова С.Ю. Роль социальных и психологических рисков в появлении школьной дезадаптации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. №1(14) С.82-86.
18. Максимова С.Г., Ноянзина О. Е., Омельченко Д. А., Гончарова Н. П. К обоснованию модели взаимообусловленности социальных рисков, девиаций и социальной безопасности // Известия АлтГУ. 2013. №2 (78). С.225-229
19. Сафуанова З. А. Социальные риски в молодежной
среде: проблемы и пути решения // Вестник Башкирск. ун-та. 2011. №1. С.198-200.
Статья поступила в редакцию 02.02.2018 Статья принята к публикации 26.03.2018
218
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)